1 Ин. 3:2. 1298 См. раздел " " Непостижимость Бога " " в главе III. 1299 Сл. 44, 3; PG 36, 609=1.656. 1300 PG 37, 973=2.53. 1301 PG 37, 538=2.138. 1302 Ср. Мф. 5:8. 1303 PG 37, 1559–1560=2.262. 1304 Мф. 5:8. 1305 Сл. 45, 11; PG 36, 637=1.668. 1306 1 Кор. 13:12. 1307 Ср. 2 Кор. 12:2–4. 1308 Ср. Фил. 1:23. 1309 Ср. Исх. 33:18–23. 1310 Сл. 32, 15, 18–16, 5; SC 318, 118=1.471. 1311 Ср. Ориген. Беседы на Иеремию 16,2 (PG 13, 441 A). 1312 Ср. Ориген. Беседа 4, 1 на Пс. 36 (PG 12, 1350 C). 1313 Сл. 28, 3, 5–7; SC 250, 104=1.393. 1314 Сл. 37, 3, 2–13; SC 318, 276=1.511. 1315 Ср. Рим. 4:3; 3:28; Евр. 11:8–9. 1316 Ср. Быт. 22:2. Рассказ о жертвоприношении Исаака традиционно воспринимался как прообраз искупительной жертвы Христа–Спасителя. 1317 Ср. Быт. 18:6–8. 1318 Ср. Быт. 28:12. 1319 Ср. Быт. 28:17–18. 1320 Сл. 28, 18, 7–24; SC 250, 136–138=1.402–403. 1321 Ср. 3 Цар. 19:11–12. 1322 Ср. Суд. 13:22. 1323 Ср. Лк. 5:3–8. 1324 Ср. Ис. 6:1–3. 1325 Ср. Иезек. 1:22–27. 1326 Букв. " владычественного в нас " " . 1327 Ср. 2 Кор. 12:2–4. 1328 Сл. 28, 19, 1–20, 5; 138–140=1.403. 1329 Ср. Пс. 81:6; Ин. 10:34. 1330 Ср. Быт. 1:26–27; Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18 и др. 1331 Ср. Ин. 1:12; Гал. 3:26; 4:5 и др. 1332 Ср. 2 Пет. 1:4. 1333 Ср. 1 Кор. 15:53. 1334 Против ересей 5 (предисл.). 1335 Против ересей 4, 19, 1. 1336 Афанасий. Слово о Воплощении Бога Слова 54. 1337 Ср. Попов. Идея обожения, 213. Об обожении см. Gross. Divinisation; Lot-Borodine. Dйificamion; Mantzaridis. Deification; Nellas. Deification; Russell. Deification. 1338 Winslow. Dynamics, 179. 1339 В данном случае под " " таинством " " понимается праздник Пасхи. 1340 Сл. 1, 4, 9–5, 12; SC 247, 76–78=1.18. 1341 Сл. 2, 22, 14–15; SC 247, 120=1.32. 1342 PG 37, 1313=2.94. 1343 Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 56=2.12. 1344 PG 37, 971=2.52. 1345 PG 37, 762=2.43. 1346 PG 37, 471=2.130. 1347 Сл. 30, 14, 8–11; SC 250, 256=1.438. 1348 PG 37, 465=2.130. 1349 Сл. 29, 19, 9–10; SC 250, 218=1.426. Ср. толкование преп. Маскима Исповедника: Амбигва; PG 91, 1040 A-D. 1350

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ср. Быт. 3:16. 1048 См. его стихотворение " " На лукавого во время болезни " " (рус. пер. " На болезнь " " ): PG 37, 1385–1393=2.124–127. 1049 PG 37, 1378=2.117. Снова отголосок платоновского учения о теле как могиле и темнице. 1050 PG 37, 1357–1358=2.68. 1051 Сл. 4, 124, 14–18; SC 309, 292=1.122. 1052 О христологии Григория см., в частности, Norris. Doctrine; Wesche. Union. 1053 Ин. 1:1. 1054 Сл. 29, 17, 1–18; 212–214=1.424–425. 1055 Сл. 38, 15, 10–11; SC 358, 138=1.530. 1056 Сл. 29, 18, 21–29; 216=1.426. 1057 Притч. 8:22. В русском Синодальном переводе: " Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони " " . 1058 Притч. 8:25. 1059 Сл. 30, 2, 1–27; SC 250, 226–230=1.429–430. 1060 Сл. 30, 2, 27–30; 230=1.430. 1061 Ис. 53:11; Ис. 49:6. 1062 Лк. 1:78. 1063 Лк. 1:35. 1064 Ср. Фил. 2:7–10. 1065 Сл. 30, 3, 3–16; 230=1.430. Ср. Деян. 2:36. 1066 Об обожении см. подробнее в следующей главе нашей работы. 1067 1 Кор. 15:25. 1068 Деян. 3:21. 1069 Евр. 1:13. 1070 Анти–арианская формула " " егоже царствию не будет конца " " (ouk estai telos) вошла в Никео–Цареградский Символ веры. 1071 Пс. 93:3. 1072 Ср. Пс. 81:1. 1073 Ср. Гал. 3:13. 1074 Ср. 2 Кор. 5:21. 1075 Ин. 1:29. 1076 Сл. 30, 4, 8–5, 14; 232–234=1.431. 1077 Мф. 27:46; Пс. 21:1. 1078 Сл. 30, 5, 21–29; 234=1.431–432. 1079 Евр. 5:7–8. 1080 Сл. 30, 6, 7–12; 236=1.432. 1081 Сл. 30, 6, 12–30; 236–238=1.433. Ср. Евр. 2:18. 1082 Ин. 14:23. 1083 Ср. Ин. 5:18–21. 1084 Сл. 30, 7; 240, 1–17=1.433. 1085 Ин. 20:17. 1086 Сл. 30, 8, 1–15; 240–242=1.433–434. 1087 Лк. 18:19. 1088 Сл. 30, 13, 18–21; 254=1.437. 1089 Мр. 13:32. 1090 Сл. 30, 15, 1–20; 156–158=1.438–439. 1091 Ин. 5:19. 1092 Ин. 5:19. 1093 Сл. 30, 11, 1–33; 244–248=1.435–436. 1094 Ин. 6:38. 1095 Ср. Мф. 26:39. 1096 Сл. 30, 12, 3–20; 248–250=1.436. 1097 См. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 3, 18. 1098 См. Meyendorff. Christ, 136–137; 146–149. 1099 Ср. Евр. 7:25. 1100 Ср. 2 Кор. 5:16. 1101 Ср. 1 Ин. 2:1. 1102 Сл. 30, 14, 8–20; 256=1.438. 1103 Систематическим рассмотрением имен Христа занимался до Григория Ориген. Ср. Daniйlou. Origen, 256–260. 1104

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

5 Пс. 118, 12. 6 Пушкин А.С. Сцены из рыцарских времен. Вл. Соловьев цитирует неточно. У Пушкина: Вот уж сорок лет живу, Ни во сне, ни на яву Не видал до этих пор Я на ведрах медных шпор. 7 Лекции по зоологии в университете Вл. Соловьев слушал у профессоров А.П.Богданова и С.А.Усова. По зоологии беспозвоночных читал курс лекций в 1869?70 учебном году проф. А.П.Богданов (см.: Лукьянов С.М. О Вл. С.Соловьеве в его молодые годы. Пг., 1916. Кн. 1. С.138 — 139). 8 У каждой зверушки свои игрушки. Каждому зверю суждено подохнуть (нем.). 9 См.: Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики?? Полн. собр. соч. М., 1910. Т. IV. С. 229 — 233. 10 Иер. 48, 10. 11 Фил. 3, 8. 12 Вольное изложение взглядов Фридриха Ницше, чья творческая деятельность прекратилась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. 13 См.: Гоголь Н.В. Ревизор. Дейст. 1. Явление 1. 14 1 Мак. 1, 1 — 5. 15 Колос. 1, 18; Деян. 26, 23. 16 чандалы — первонач.: низшая каста у индусов. 17 Гал. 4, 9; Кол. 2, 8, 20. 18 Лук. 1, 46 — 47, 49, 51 — 53. 19 Пс. 8, 5. 20 На соборе в Эфесе в 449 г. Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство — учение, по которому природа Христа не богочеловеческая, но только божественная. В 451 г. на IV Вселенском соборе (Халкидонском) монофизитство было осу ждено как ересь. Последователи этого учения отказались подчиниться постановлению собора и выделились в отдельную церковь (см.: Соловьев Вл. Монофизитство?? Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. С.421 — 424; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIX (2). С. 786 788). 21 1 Коринф. 6, 3. 22 1 Коринф. 15, 26. 23 Это, ставшее впоследствии расхожим, определение есть, по-видимому, результат знакомства Вл. Соловьева с некоторыми этнографическими исследованиями (см.: Собр. соч. Т. 2. С. 151). 24 См.: Критика отвлеченных начал XXVI (наст. том с. 593 — 596). 25 См.: Повесть временных лет 986 — 988. 26 Рим. 2, 15. 27 дух (лат.). 28 См.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 426. 29 Категорический императив Канта: " …поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы " (Кант Н. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 261).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

77. Исх. 25:22. 78. О Шехине см., в частности: БуйеЛ. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 90—103; Kadushin Μ. The Rabbinic Mind. New York, 1972. P. 222—261. 79. См.: Лев. 18:21; 19:12; 21:6; 22:2, 32. 80. Лев. 24:11—16. 81. Втор. 6:4. 82. Втор. 26:19. 83. См., например: Anchor Bible Dictionary. Vol. IV. New York, 1992. P. 1002. 84. Втор. 5:11. 85. Втор. 28:58—59. 86. Ср.: 1 Цар. 11:7. 87. См.: Bietenhard H. νομα. —Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. V. Michigan, 1968. P. 246—247. 88. ЗЦар. 8:10–43. 89. Ср.: Пс. 28:9 («и во храме Его все возвещает о Его славе»). 90. Ср.: 1 Езд. 6:12. 91. В имени. 92. Ис. 48:9. 93. Иер. 44:26. 94. Ис. 63:11—12. 95. Ис. 63:14. 96. Иез. 20:9. 97. Иез. 36:23. 98. Иоиль 2:32. Ср.: Деян. 2:21; Рим. 10:13. 99. Ис. 30:27—28. 100. Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием. М., 1917 С. 30—31. 101. Мих. 4:5. 102. Феофан (Быстрое), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. С. 166—167. 103. Мф. 1:1. Ср. то же выражение в Быт. 5:1. 104. Лк. 3:23—38. 105. Лк. 1:13. 106. Лк. 1:30—31. 107. Мф. 1:20—21. 108. Исх. 20:5. 109. Мф. 1:21. 110. Мр. 3:16—17. 111. Ин. 1:42. 112. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 19, 2 (Цит. по: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. СПб., 1914. С. 128). 113. Мр. 5:37. 114. Мф. 17:1; Мр. 9:2. 115. Мр. 14:33. 116. Ин. 10:3—4. 117. Лк. 10:17—20. 118. Ср.: Пс. 102:13; Ис. 9:6; 63:16; Иер. 31:9; Мал. 1:6; 2:10; и др. 119. Ин. 5:43. 120. Ин. 10:25. 121. Ин. 12:27—28. 122. Ин. 17:6,11,22,25—26. 123. Мф. 6:9, 13. 124. Мф. 18:5; Мр. 9:37; Лк. 9:48. 125. Лк. 21:12, 17. Ср.: Мф. 10:18, 22; 24:9; Мр. 13:13. 126. Лк. 24:47. 127. Мр. 9:38—39. 128. Лк. 10:17—20. 129. Мф. 7:21—23. 130. Ин. 1:11—12. 131. Ин. 2:23. 132. Ин. 3:16—18. 133. Ин. 14:13—14. 134. Ин. 15:16. 135. Ин. 16:23—24,26—27. 136. Ин. 14:26. 137. Ин. 15:26. 138. Ин. 18:3—8,12. 139. Мф. 28:18—19. 140. Мр. 16:15—18.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

574 In Rothe’s Vorlesungen uber Kirchengeschichte II, 1876, Vorrede S, XIV; Historische Zeitsctift, 45 B. 1881, S. 441 uff. 583 Entstehung d. Episcopate in d. christl. Kirche Zeitschrift fur practische Theologie IX, S, 316 u. folgen. 597 Hatch: 4 Vorlesung. Die Obergewalt des Bischofs, SS. 79–111; Loening: IX Ausbreitung des Episcopats, SS. 138–147. 657 Деян. 1:20 . Русский перевод греч. πισκοπ передает здесь словом «достоинство», а не епископство. Славянский и Вульгата здесь читают «епископство». Также нужно читать и в Пс. 108 (109):8, где стоит еврейское , что значит надзирательство, епископство его. Древне-Славянские переводы этого слова: епископство, надзирание, наместие, стража. 700 Творения, т. 1. письмо 61 к Помпею против Стефана о крещении еретиков, стр. 309, п. 2 к Евкратию о комедианте, стр. 22, п. 3 к Помпонию о девственницах, стр. 27–28, см. п. 47, стр. 200; т. 2, об одежде девственниц, стр. 126, о падших, стр. 147. 705 Comment., in Epist. ad Ephes. Oper., pars. 1, t. IV, Paris. 1706, col. 365; см. его же твор. в русск. пер., изд. 1863, т. 2, письмо 49 к Непоциану, стр. 64–65, п. 50, стр. 77. 708 Твор. ч 3, изд. 3, Москва 1891, нравственные правила, пр. 70, стр. 370, гл. 10–12, 20, 22, 24, 37. 710 Киприан. Твор., п. 63 к Цецилию о таинстве чаши Господней, стр. 339–350, п. 56, стр. 270; Тертуллиан . См. курс ц. законод. Иоанна, еп. Смолен., ч. 1, стр. 56; Ириней Лионский . Против ересей, кн. III, гл. 3, стр. 275, Иероним. Твор., т. 2, гл. 7, п. 49 к Непоциану, стр. 63–64; Васил. Вел. Твор., ч. 3, пр. 70, гл. 7, 8, 13. 713 Василий Вел. Пр. 70, гл. 19; Златоуст. О священстве, сл. 6, стр. 121, сл. V; см. гл. 1 и 3 70-го пр. Василия В., где говорится о власти епископа уполномочивать учительской властью и других, напр., пресвитеров при рукоположении. 719 Кн. II, гл. 6, стр. 23, ср. гл. 5, стр. 21; гл. 11, стр. 27; кн. VI, гл. 1, стр. 167; гл. 4, стр. 170; гл. 18, стр. 188; гл. 26, стр. 200; кн. VII, гл. 28, стр. 224. 722 Кн. II, гл. 5, стр. 20–21; см. кн. 6, гл. 4, стр. 170, гл. 18, стр. 180, гл. 26, стр. 200, кн. 6I, гл. 28, стр. 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

114. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. Публикуется впервые (О. Шафранова). 115.  Ты положил предел, которого не перейдут (Пс. 103. 9). 116. Душеполезное чтение. М., 1870. Январь. С. 4; о Т. Б. Потемкиной см. т. 8, с. 124–127. 117. Настоящее издание. Т. 6. С. 567. 118. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. Публикуются впервые (О. Шафранова). 119. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 120. См. о ней в письме к Т. Б. Потемкиной — т. 8, с. 128. 121. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 121. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 122. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 123. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 124. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. Архимандрит Иларион, бывший наместник Сергиевой пустыни, вышел из нее в 1836 г. 125.  Высокопреосвященнейший Архипастырь — Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 126. РГБ ОР. Ф. 148. К 12. Письмо публикуется впервые (О. Шафранова). 127.  Л. А. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов, Его жизнь и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. Приложения. С. 23–24. 128.  Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс. 37. 19). 129. Пс. 77. 12. 130. Пс. 118. 18. 131. Мф. 6. 36. 132. Пс. 118. 96. 133.  …6удь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою (Мф. 16. 22). 134.  …отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16. 23). 135. Мф. 16. 24. 136.  и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20). 137.  там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [ пред ними] , как саранча, такими же были мы и в глазах их. …Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас (Чис. 13. 34, 32). 138. Чис. 13. 33. 139.  Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои. Я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их (Пс. 17. 38, 39, 43). 140.  Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани (Пс. 77. 9). 141.  потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1. 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

PG 37, 471=2.130. 1351 Энн. 1, 2.6: " Стремление (человека) - не (только) быть вне греха, но и быть богом " " . 1352 Ср. Deck. Nature, 79. 1353 Сл. 45, 9; PG 36, 633=1.667. 1354 Т. е. душой. 1355 PG 37, 1004–1005=2.62–63. 1356 Сл. 2, 3, 13–17; SC 250, 90=1.24. 1357 Сл. 7, 23, 10–12; SC 405, 240=1.175. 1358 Слово произнесено в Константинополе до прибытия туда императора Феодосия, когда все храмы находились в руках ариан. 1359 Ср. 2 Кор. 6:16. 1360 Сл. 33, 15, 3–13; SC 318, 188=1.489–490. 1361 Сл. 31, 28, 9–29, 33 (28, 9–15; 29, 31–33); SC 250, 332–334=1.459–460. 1362 Сл. 4, 52, 14–16; SC 309, 156=1.84. 1363 Т. е. для язычников и иудеев. 1364 PG 37, 462–463=2.36–37. 1365 PG 37, 957=2.312. 1366 PG 37, 1399=2.119. 1367 PG 37, 944=2.231. 1368 См. Сл. 17, 9; PG 35, 976=1.259–260 ( " В человеке самое божественное — то, что он может делать добро. Ты можешь стать богом, ничего не сделав: не упускай случай к обожению " " ). Ср. Сл. 14, 26; PG 35, 892=1.222 ( " Будь для несчастного богом… " ). Более полные цитаты см. в гл. II нашей книги. Отметим, что в данном контексте выражение " " быть богом " " носит лишь метафорический характер, тогда как в других случаях Григорий говорит о реальном обожении. 1369 PG 37, 934=2.229. 1370 PG 37, 538=2.138. 1371 Сл. 11, 5, 17–30; SC 405, 340=1.197. 1372 PG 37, 1438=2.224 (букавльный перевод этого текста затруднителен). 1373 Букв. " владычественное в нас " " . 1374 Сл. 38, 7, 12–22; SC 358, 116=1.524–525. Ср. 1 Кор. 13:12. 1375 Сл. 39, 10, 21–24; SC 358, 168–170=1.537. 1376 См. Lot-Borodine. Deification, 21. 1377 Сл. 38, 11, 22–24; SC 358, 126=1.527. 1378 Возможно, Григорий ссылается на предшествующую христианскую традицию; впрочем, более вероято, что он имеет в виду греческих философов, в частности, Платона: в цитируемом тексте слышны отголоски описания посмертного опыта души в платоновском Федре (246a-256e). 1379 Сл. 7, 21, 2–33; SC 405, 232–236=1.173. 1380 Ср. Пс. 93:2. 1381 Ср. Пс. 81:1. 1382 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 1383 Мф. 25:41. 1384

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Христиане должны быть подобно Отцу Небесному благи (4:14, см. ХРИСТИАНИН , 1065). Благость – плод семени Христова (3:18, см. ВЕРА , 138). VII. ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ Бог, Его всеведение Бог вси созданные вещи знает, и проницает их. Смотрит на вси дела и помышления, и слышит слова наша. Бог не имеет очес и ушес, яко безтелесен, и дух есть, но весь око и весь ухо, ради всесовершеннаго разумения и знания, видит и слышит все, Который дал око видети, и ухо слышати. «Насаждей ухо не слышит ли? И создавый око не смотряет ли?» Нет пред Ним сокровеннаго и темнаго места, но все Ему явно; нет тьмы и нощи, но всегда ясный день: и нощь пред Ним, как день, и тьма как свет. У нас нощь и день, тьма и свет, но у Бога всегда день и свет: равно видит как в нощи, так и во дни, и как во тьме, так и свете творимое. Аще ПОМЫШЛЕНИЕ видит, кольми паче дело. Большее бо видеть помышление, нежели дело, во тьме творимое (5:67). Бог все знает, не токмо настоящее, но и будущее. «Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» ( Евр. 4, 13 ). «С небес призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища Своего призре на вся живущия на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их» ( Пс. 32, 13–15 ). «Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча. Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси» ( Пс. 138, 1–3 ). И далее: «Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится; яко тьма ея, тако и свет ея». И далее: «Несоделанное моя видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся» (5:67) (также 3:75, см. ВНИМАНИЕ , 171). Бог все видит и все знает, что в душе делается Тако имеется вечное и духовное солнце – Бог . Хотя и на всех равно смотрит, и всякаго дело и помышление, намерение, начинание, умышление видит и слово слышит, и со всяким на всяком месте есть; и делает ли кто или почивает, стоит или идет, добро или худо делает, с ним есть, и на дело доброе и худое смотрит, и в книзе своей записует, да воздаст всякому по делом его; однакож тако всякаго от нас назирает и примечает, что как бы, все созданныя вещи оставивши, единаго только мене или тебе смотрел, и что я или ты хощем делать, говорить, мыслить, начинать и намеревать, доброе или худое, совершенно знает и видит так, как бы оно уже в самой вещи было и делалося (2:109–110).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Т. е. уверовавшие в аду. 137 Строматы 6, 6. 138 См. Строматы 2, 9. 139 Ср. Деян. 19:34; Рим. 2:11. 140 Ерм. Пастырь. Подобия 9, 16. 141 Мф. 27:52. 142 Рим. 3:29; 10:12. 143 Строматы 6, 6. 144 Строматы 6, 6. 145 Строматы 6, 6. 146 На Востоке его развивали св. Григорий Нисский и преп. Исаак Сирин. На Западе оно постепенно привело к формированию догмата о чистилище. 147 Букв. «обнажилась от тела». 148 Против Цельса 2, 43 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Пер. Л. Писарева. М., 1996. С. 149). 149 Беседы на Книгу Бытия 15. Ср.: Диалог с Гераклидом 8. 150 Беседы на Матфея-Евангелиста 12, 13 (PG 13, 980 C); Беседы на книгу Левит 9, 5 (PG 12, 514 A). 151 О чревовещательнице 6 (PG 12, 1021 С). 152 Толкование на Евангелие от Луки 4 (ВЕП 15, 18); О чревовещательнице 7 (PG 12, 1024 A). 153 Ин. 1:27. 154 Пс. 15:10. 155  Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 174—175 (SC 157, 260—262). Ср. 1 Пет. 3:18—20. 156 C. Schmidt. Der descensus ad inferos in der alten Kirche. Texte und Untersuchungen 43. Leipzig, 1919. S. 546. 157 Ср. ade в Мф. 11:23; 16:18; Лк. 10:15; 16:23; Деян. 2:27 (Пс. 15:10); Деян. 2:30; 1 Кор. 15:55 (Ос. 13:14); Откр. 1:18; 3:7; 6:8; 20:13; 20:14; filake (в смысле места загробного мучения) в Лк. 12:58; 1 Пет. 3:19. 158 Мф. 5:22; 5:29; 5:39; 10:28; 18:9; 23:15; 23:33; Мр. 9:43; 9:45; 9:47; Лк. 12:5; Иак. 3:6. «Геенной» во времена Христа назывался ров на окраине Иерусалима, куда сбрасывали нечистоты. 159 Фил. 2:10 (букв. «подземные» места, царства); ср. katwtera в Еф 4:9. 160 В Септуагинте еврейское «шеол» обычно переводится как О ветхозаветном понимании «шеола» см., в частности: Словарь библейского богословия. Под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1990. С. 10—11. 161 Ср. Тертуллиан. О душе 55, 58 (in carcere seu deuersorio animarum). 162 C. Schmidt. Der descensus ad inferos in der alten Kirche. S. 490—494. 163 Лк. 16:22. 164 Толкование на Послание к Римлянам 5, 1 (PG 14, 1019 BC). 165 Фил. 2:7—8. 166 Мф. 12:29. 167 Еф. 4:8. 168 Толкование на Послание к Римлянам 5, 10 (PG 14, 1051 C—1052 B). Ср.: Рим. 6:9. 169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010