Ангел (греч. γγελος – посланец, Божий вестник) – бесплотное разумное духовное существо, которое возвещает и исполняет волю Божию (см. Пс.102:20 ). Ангелы – посредники между небесным и земным миром, посылаемые Богом для нашего спасения. Ангелы – первое Божие творение, они были подчинены и послушны Богу, но также наделены свободной волей и из-за этого податливы к искушению и даже греху. Библия учит, что некоторые ангелы потеряли первоначальную святость: соблазненные сатаной, они выступили против Бога и стали бесами. Анимизм (от лат. anima – душа) – форма религиозности, характерная для древнейших языческих народов; вера в то, что все вещи в мире: растения, животные, даже камни, реки и т. д. – одушевлены и могут сознательно влиять на человеческую жизнь. Анимизм ведет к обожествлению природы и культу материальных предметов (см. Фетишизм). Является примитивной формой антропоморфизма (см.). Антихрист – 1) по библейским пророчествам, определенное лицо, противник Христа, который явится в конце истории, чтобы вести борьбу с Церковью Христовой, но в конце концов будет побежден Христом (см. библейскую книгу Откровение Иоанна Богослова). Несмотря на то, что день и час Второго Пришествия Иисуса Христа не известны, Священное Писание описывает некоторые признаки последних времен, а также некоторые события, которые произойдут после пришествия антихриста. Например, он будет имитировать смерть и воскресение (будет смертельно ранен и оживет (см. Откр.13:3 )). Изумленные люди воздвигнут статую с его образом, а его пророк вдохнет в нее жизнь и заставит статую заговорить (здесь есть ассоциация и с сотворением человека (см. Откр.13:15 )), после чего антихрист объявит себя Богом. Тем людям, которые согласятся с этим, поставят печать на лоб и/или правую руку, и только они смогут продавать и покупать, а на всех остальных обрушатся гонения и казни. После Божиих кар – бедствий, которые придут на Землю, – с неба сойдет Христос, убьет антихриста и установит Свое вечное царство. 2) В более широком смысле антихрист – это каждый человек, «кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Ин.2:22 ), «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 1Ин.4:3 ), располагает властью и активно борется с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ) Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ) В. Н. создано Богом (Быт 2. 1; Пс 32. 6), его единственным Творцом (Неем 9. 6a). Существа и силы, составляющие В. Н., окружают Бога (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18) и служат Ему (Неем 9. 6b), благословляют (Пс 102. 21) и восхваляют Его (Пс 148. 2). Как творение Божие В. Н. не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звезды сражаются на стороне Израиля против его противников (Суд 5. 20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (Мф 2. 2). При этом Сам Христос есть не только «корень и потомок Давида», но и «звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16). В песнопениях, посвященных Его Рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал 4. 2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (2 Петр 1. 19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (Мф 27. 45), и при Его Втором пришествии «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 29-30). Сам Господь предводительствует В. Н. (Ис 40. 26; ср.: Дан 4. 32) и дает ему закон (Ис 45. 12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (    , букв.- Господь воинств, подробнее см. ст. Господь Саваоф ). Обозначение одушевленных ангельских сил и неодушевленных светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие - в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще все «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах. Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. 6. Л. 68 об.)

http://pravenc.ru/text/155128.html

«Праведен еси, Господи, и прави суди Твои» ( Пс.118:137 ); «Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина» ( Пс.118:142 ). И вот, по закону безусловной Правды Божией, согрешившему человеку, в лице наших прародителей Адама и Евы, изречен праведный приговор, который повлек за собой изгнание из рая, лишение райского блаженства и радости общения с Богом, что и было для них проклятием, и как последствие греха — смерть. Но Бог не только праведен и правосуден: Он — «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ); Он  «есть любовь» ( 1Ин.4:16 ), как учит об этом пространно и трогательно возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. Как же совместить в деле искупления падшего человека одно и другое — совершенное Правосудие и совершенную Любовь? Крестная Жертва Христова как раз и явилась таким совмещением по Премудрому, Всеблагому и непостижимому для ограниченного ума человеческого Промыслу Божию, как всегда и везде учила об этом истинная Церковь Христова, руководствуясь свидетельствами Священного Писания и толкованиями Своих великих Отцов и Учителей. По Своей безграничной любви и неизреченному человеколюбию, Господь, конечно, мог бы просто помиловать падшего человека, но где тогда было бы Его безграничное правосудие? — Ведь оно тогда было бы нарушено. И вот, во имя Своего правосудия, как самое яркое и действенное выражение Своей Отеческой Любви к нам, падшим людям, Господь Сам принимает на Себя исполнение праведного приговора и умирает, после жесточайших мук, за нас на кресте в Лице Возлюбленного Сына Своего, с Которым Он, по учению Слова Божия, одно (см. Ин.10:30: «Я и Отец — одно» ) и  «Которого Он предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов» ( Рим.3:25 ). Слово Божие ясно свидетельствует, что «без пролития крови не бывает прощения» ( Евр.9:22 ), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения — «не уничтожала грехов» ( Евр.10:4 ), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровию, как это делали ветхозаветные первосвященники, но  «со Своею Кровию… и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhiepisko...

В возгласе в начале вечерни не упоминается о Св. Троице для того, чтобы означить тем первоначальное ведение о Боге в роде человеческом, когда знали только, что Бог един. Возглас в начале утрени показывает, что познание о Боге во времена подзаконные, сообразно воспоминаемым на утрени большею частью ветхозаветным прообразованиями пророчествам, стало уже более и более проясняться, и начало открываться учение о Св. Троице, хотя еще не в ясном и не в полном виде. А возглас, начинающий Литургию, показывает, что, с воспоминаемым тогда пришествием на землю Сына Божия, открылось совершенное ясное познание о Боге, открылась самая высочайшая тайна Пресвятой и Единосущной Троицы, в особенных Лицах Отца и Сына и Святого Духа. 22 Беседа 4. О пении антифонов на Литургии I. Ныне побеседуем, братия, об антифонах на Литургии. II. а) После великой ектении следует псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» ( Пс.102 ) и потом малая ектения: «Паки и паки мирам Господу помолимся». Этот псалом называется здесь первым антифоном. При пении его благовременно воспоминать Сретение Господне. При Сретении Симеон Богоприимец благословлял Бога ( Лк.2:28 ) и Анна пророчица возвещала Господа всем чающим избавления ( Лк.2:38 ): и в антифоне слышим слова: «Благослови, душе моя, Господа… избавляющего от истления живот твой». Этот псалом (как и другой, Пс.145 : «Хвали, душе моя, Господа», поемый на 2-м антифоне), носит название «изобразительных», потому что ими изображаются плоды пришествия на землю Сына Божия, воспеваем великую милость Божию, очищающую все беззакония наши, хранящую нас во все дни жизни нашей и устрояющую все к нашему благу. Во время первого антифона иерей молит Господа, Которого могущество невыразимо и величие непостижимо, Которого милость неизмерима и человеколюбие неописано, «чтоб Он, по Своему милосердию, призрел (обратил внимание) на них, служащих Ему, и на всех молящихся во храме и всем даровал щедрые Свои милости и богатые Свои дары». б) После первой малой ектении следует второй антифон – псалом «Хвали, душе моя, Господа...» ( Пс. 145 ) и песнопение «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Эта песнь составлена и предана Церкви императором греческим Юстинианом в VI веке. (См. Начерт. церк. истории от библ. времен до XVIII в. отд. I, стр. 327). В этой песни мы обращаемся к Самому Спасителю, прославляя Его благодатное смотрение о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

99 См. у Tafel’я в его сочин.: Das Leben jesu, gegen die Angriffe des Dr. Strauss, стр. 101–104. 1865 г. 100 Годе (в своем комментарии па Луку) хотя и считает порядок искушений у Луки самым верным, но с его мнением нельзя согласиться уже потому, что едва ли бы сатана осмелился приблизиться снова к Господу после того, как Он сказал ему на высокой горе: «отойди от Меня, сатана!» 101 Из древних, повествование об искушении Иисуса Христа, равно как и о крещении Его, опускал в своем евангелии Маркион. Но это понятно почему. Отрицая все человеческое во Христе, он не мог допустить ни крещения, ни искушения, в повествовании в которых И. Христос изображается именно как истинный человек. Но замечательно, что Баур, который в своих отрицаниях подлинности евангельских повествований следует вообще Маркиону, здесь отступает от него, признавая несомненную· подлинность того и другого повествования. См. исследов. Полотебнова в Чт. Общ. люб. дух. просв. 1873 г.: Еванг. от Луки против Баура. Январь. Стр. 34–35. 102 «Возможность существования нравственных существ, отличных по природе от человека, a priori не может быть отрицаема, говорит Годе (см. его комментарий на Ев. Луки к данному месту). Едва ли может быть также отрицаема и возможность падения среди них, если они, как свободные существа, подлежат испытаниям. И как во всяком обществе нравственных существ бывают выдающиеся личности, которые благодаря своему неотразимому влиянию, составляют центр, вокруг которого собирается множество посредственных личностей, так тоже самое должно быть и в этой неизвестной нам духовной области». Сославшись затем на Кейна, крайнего представителя отрицательной критики, который, однако, признает вопрос о существовании злой силы вообще открытым с научной стороны, он – Годе продолжает: «этот неразрешимый для науки вопрос разрешен уже для веры свидетельством Спасителя, Который в одном месте, где не может быть речи о приспособлении к понятиям народа, именно в 44 ст. 8 гл. Еванг. Иоанна, в нескольких чертах изображает нравственное состояние злого духа. В другом месте ( Лк.22:31,32 ), в словах: сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся, да не оскудеет вера твоя (Петра), И. Христос приподнимает завесу, которая скрывает от нас то, что происходит в невидимом мире». С библейской точки зрения, скажем от себя, бытие злых духов не может вообще подлежать ни малейшему сомнению; в истории искушения Иисуса Христа оно подтверждается самым наглядным образом, но есть немало подобных мест как в ветхом, так и в новом завете. Укажем некоторые для примера. В Ветх. Завете: Быт.3:1 ; Лев.15:8 ; Втор.32:17 ; Пс.105:37 ; Иов.1:6 ; Ис.54:16 ; Зах.3:1 . В Нов. Зав.: Мф.12:26 и сл. 13:39; Лк.8:12; 10:17 и сл. 21:31 и мн. друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ин. 1:14. 102 Григорий Богослов, Слово 29, 2, PG 36, 76В (р. п.: Т. 1. С. 414). 103 Его же, Слово 31, 14, PG 36, 148D–139A (р. п.: Т. 1. С. 451). 104 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 5, С. 258 (р. п.: С. 259). 105 Втор. 32:39. 106 Пс. 140:4. 107 Слово 30, 20, PG 36, 128D–129A (р. п.: Т. 1. С. 441). 108 Слово 25, 16, PG 35, 1221А (р. п.: Т. 1. С. 370). 109 Иак. 1:17. 110 Толкование на псалмы, 32, 19, PG 27, 165D (р. п.: Святитель Афанасий Великий. Творения. М.: издание Спасо–Преображенского Валаамского монастыря. Т. 4. С. 119). 111 Слово 29, 11, PG 36, 89А (р. п.: С. 421). 112 Ibid., 29, 2, PG 36, 76С (р. п.: С. 414). 113 Василий Великий, Послание 8 (Григорию брату), 4, PG 32, 329С (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. СПб., 1911. Т. 3. С. 53). 114 Т. е. св. Григорию Богослову. 115 Григорий Богослов, Слово 42, 15, PG 36, 476А (р. п.: Т. 1. С. 594). 116 Ibid., 476В (р. п.: там же). 117 Т. е., что говорится «Дух Отца» не в том смысле, что Первое Лицо приходится Отцом Духу, но что это Дух Того, Кто является Отцом Сына. 118 Григорий Нисский, Великое огласительное слово, 2//The catechetical oration of Gregory of Nyssa, Cambridge University Press, Cambridge, 1903 (репринт 1956), section 2, 24; Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 7, op. cit., 7, 14 (р. п.: С. 12 (84)). 119 См. предыдущее примечание. Св. Григорий Палама не отмечает, что вся приведенная им фраза преп. Иоанна Дамаскина является дословной цитатой из св. Григория Нисского. 120 См. там же. 121 Рим. 11:36. Мы несколько отступили от текста славянской Библии, где «δι " ατο» переведено как «тем», чтобы показать использование предлогов, ради которого и приведена эта цитата. 122 См., например, Λγος περ γιου πνεματος, 5, PG 32, 80В–81А. 123 Точное изложение православной веры, op. cit., 7, 18–22 (р. п.: С. 12 (84)); см. также: Григорий Нисский, Великое огласительное слово, op. cit., 2, 28–31 (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С. 312) 124

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   Dionysius Thrac., fr. 2 Schmidt (fr. 52 К. Linke, Die Fragmente des Grammatikers Dionysios Thrax, Berlin — New York, 1977). Cf. R. Pfeiffer, History of Classical Scholarship, р. 266 f. O вращающихся колесах см.: Heron, Pneumatica 1 32; Plutarch., Numa 14, 9, 69 f — 70 а.    Orpheus, fr. 227 Kern (пер. А. Лебедева).    Didymus, Symposiaca, fr. 9 Schmidt (Didymi Chalcenteri Grammatici Alexandrini Fr., Leipzig, 1854).    Далее Климент приводит нескольких образцов для запоминания (u(pogrammoi»), которые были в ходу в школьном образовании.    Orpheus, fr. 219 Kern (Орф. фрагм. В 219с5а Лебедев).    Philyllios, fr. 20, CAF I, p. 787.    Neanthes, fr. 27 FHG (FgrHist 84 F 36).    Euphorion, fr. 3 Powell, р. 29.    Dionysios Iambos, ap. Duntzer, Fragm. d. ep. Poes. d. Gr. II, p. 91.    Cratinos, fr. 13 CAF II, р. 293.    Телхины — мифические дети Океана считались первыми обитателями острова Родос. Simmias Rhod., fr. 11 Powell, р. 113.    Plh ktron — это палочка, которой били по струнам кифары или лиры и вообще то, чем ударяют (от plh> ssw — ударять, бить).    Cleanthes, fr. 502 Arnim.    Stahlin su> ndesiv — связь, MS (L) su> nesiv — встреча, слияние, а так же рассудок, здравый смысл.    Aratus, Phaenomena, 22—24.    Empedocles, fr. 38 DK (320 Bollack).    Callimachus, fr. 194, 28 Pfeiffer.    Родоначальник аттической трагедии, VI в. до н.э. Thespis, fr. 4 TGF.    Ср. I Фесс. 5: 2.4; II Петр. 3: 10: «И придет день Господен как тать (kle> pthv)».    Orpheus, fr. 33 Kern (В 22 Лебедев).    Лев. 11: 7.13—14; Втор. 14: 8.12—13. Пс.-Варнава, Послание 10, 1.    Пс.-Варнава, Послание 10, 11—12.    Ср. Лев. 11: 13—16.    Пс.-Варнава, Послание 10, 4.    Пс. 17: 25.26; cf. Климент Римский, Первое послание Коринфянам 46, 2—3.    Theognidea, 35—36; Cf. Платон, Менон 95 d.    Платон, Федр, 247 b; Xenophon, Memorabilia I 2, 20.    Ср. Рим. 11: 33.    Иоанн. 1: 27.    Gaius, Institutiones II, 102 sq.    Фрагмент из письма Лисия Гиппарха. См.: Thesleff, Pythagorean Texts, р. 111—114, cf. Jamblichus, De vita pythagorica 75.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   (См. ДОБРОДЕТЕЛИ). Подвига сокрытие    Отцы древнего Скита Египетского не считали уже того подвига подвигом, о котором узнавали люди, а оставляли этот подвиг, вменяя его в грех. Так думали и поступали святые отцы, желая приносить себя в жертву всецело Богу, а не человекоугодию и тщеславию. 6. 73    ...Таковая душа старается всячески утаить от человеков свою сладость и внутренний подвиг, чтобы лукавый не ввел тайно злобы и не истребил доброго делания. 5. 265    «Однажды авва Тифой сидел в келлии своей; при нем был брат, сожительствовавший ему. Авва Тифой, находясь в духовном упоении, вздохнул, забыв, что брат при нем. Оглянувшись и увидев брата, он поклонился ему, сказав: «Брат! Прости меня: я еще не монах, потому что вздохнул при тебе " ».    Так преподобные иноки боялись являтельства и охранялись от тщеславия, столько близкого к добрым делам, совершаемым явно. 7. 329 Подвига место    Господня земля и исполнение ея (Пс. 23; 1). На всяком месте владычество Его (Пс. 102:22). Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти (2 Кор. 5:9). Никакое место в глазах моих не имеет особенной важности, а жизнь ради Бога на всяком месте бесценна. 6. 304    Каждый должен дорожить своим местом и временем, не поддаваясь лестному совету врага нашего, внушающего нам: «Сегодня веди себя как-нибудь; придет время, дастся удобное место, тогда уже поведешь себя как должно». В противность сему совету, поведем себя каждый день и везде как должно, а нарушения в должном уврачуем покаянием. Враг льстит, чтобы украсть все время, данное на покаяние. Но мы, уразумев лесть врага, каждый день должны прибегать к покаянию и полагать благое начало. Человеку, который отдал себя Богу, надо считать свое «ныне» лучшим временем для спасения. 6. 695—696    Во всяком месте, и в пустыне уединенной, и среди шумящего многолюдства, те из христиан, которые вникают в Слово Божие и стараются осуществлять его жизнью, наполняют мешцы свои — ум и сердце — напутствием к блаженной вечности. Напротив того, те, которые небрегут о упражнении в Слове Божием, о исполнении святых Божиих заповедей, пребывают в горестном омрачении греховном, в плену у греха, в совершенном бесплодии, несмотря на то, что живут в глубокой пустыне. Пустынножитие, не соединенное с духовными занятиями, вскармливает, тучнит, усиливает греховные страсти. Так наставляют нас святые отцы, так есть на самом деле. Слово Божие — живот вечный: питающийся им жив будет во веки (Ин. 6:51). Где бы ни питался человек Словом Божиим: в пустыне ли или посреди многолюдства — везде Слово Божие сохраняет свое святое свойство: свойство живота вечного. А потому никакое место не препятствует этому животу вечному сообщать причащающимся ему жизнь духовную, единую истинную жизнь. 2. 49

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» [греч. Κριε λησον; слав.    ], одна из наиболее распространенных молитвенных аккламаций в богослужении христ. Церкви. История Сходные с «Г., п.» моления встречаются в языческих памятниках - известна, напр., надпись с обращением к богине Немесии: Κυρα Νμεσι λησον (Госпожа Немесия, помилуй - CIG. 7036e). В ироническом контексте формула «Г., п.» приводится в записанных Аррианом (II в. по Р. Х.) «Беседах» философа-стоика Эпиктета (2-я пол. I - нач. II в.), к-рый, высмеивая ложную надежду на гадателей, говорил: Τ ρνιθριον κρατομεν κα τν θεν πικαλομενοι δεμεθα ατο Κριε, λησον (Мы цепляемся за птицегадателя и, как к богу, взывая, просим его: «Господин, помилуй» - Epict. Diss. II 7. 12). Кроме того, обращение κριος (Господь, господин) входило в политический лексикон и употреблялось по отношению к эллинистическим правителям и рим. императорам, подчеркивая их притязания на божественность. В Септуагинте в обращениях к Богу κριος употребляется очень широко при передаче евр.   (Господь; см. Адонай ) и имени Божия   (Яхве). В числе таких обращений Септуагинта содержит и многочисленные вариации формулы «Г., п.»: Ελησν με Κριε (Помилуй меня, Господи); Κριε λησν με (Господи, помилуй меня); Ελησον μς Κριε (Помилуй нас, Господи) (Пс 6. 3; 9. 14; 30. 10; 40. 11; 55. 2; 85. 3; 122. 3; Ис 33. 2), где глаголу «помилуй» соответствуют различные формы глагола   (оказывать милость). Иной глагол,   (любить, сострадать), употреблен, напр., в Пс 102. 13 (     - милует Господь); в молитвенном обращении к Богу этот глагол вместе с именем Божиим встречается в нек-рых древнейших молитвах иудейского богослужения , напр. в застольных благословениях (    ; ср. начало 3-го благословения:         - Помилуй же, Господи, Боже наш). Упомянутые ветхозаветные молитвенные формулы неоднократно встречаются в текстах НЗ. По свидетельству евангелистов, с ними обращались за помощью к Иисусу Христу во время Его земного служения (напр.: Мф 20. 30; ср.: 15. 22 и др.). В наиболее простой форме - «Г., п.» - они были включены в раннехрист. богослужение.

http://pravenc.ru/text/166337.html

«Содержали ночную стражу», т.е. на них выпала обязанность ночью сторожить стада. Отсюда можно заключить, что Христос родился ночью. Месяц и день рождения на основании Евангелий определить невозможно. Предание же устанавливает для этого или 6 января или 25 декабря. Наша Церковь усвоила последнюю дату. «Слава Господня» – это что-то вроде светлого облака, в котором является Бог (ср. Деян.7:2 ). «Убоялись страхом», т.е. очень испугались. «Не бойтесь». См. стихи 13–14. «Всем людям», т.е. всему израильскому народу ( παντ τ λα). «Спаситель»(см. Мф.1:21 ; Лк.1:68, 71 ). «Знак» – не знамение чудесное, которое может служить для укрепления веры пастухов в ангельское благовестие, – пастухи не усомнились в словах Ангела, – а просто примета, по которой они могут узнать новорожденного Мессию: в Вифлееме в то время могли быть и другие новорожденные младенцы. Но в яслях едва ли можно было найти другое какое дитя... «Младенца» – именно только что родившегося ( βρφος). Лк.2:13 .  И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Лк.2:14 .  слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! «Многочисленное воинство небесное» – буквально: «множество, масса ( πλθος) небесного войска», т.е. Ангелов, которые и в Ветхом Завете являются окружающими престол Божий ( 3Цар.22:19 ; Пс.102:21 ; Дан.7:10 ). «Слава в вышних» – теперь, в настоящий момент, подразумевается глагол «есть», а не «будет». За дарование миру Мессии Бог прославляется «теперь» на небе Ангелами: Ангелы только что сошли с неба и объясняют пастухам, как там («в вышних») встречена весть о рождении Спасителя (ср. Мф.21:9 ). «И на земле мир». Под «миром» они понимают не только спокойствие, которое представляется уже водворившимся на земле с рождением Христа, но все спасение, носителем которого является Новорожденный (ср. Лк.1:79 ). «В человеках благоволение». Одни кодексы читают так, как наш славянский и русский тексты – ν νθρποις εδοκα, другие – ν νθρποις εδοκας. И то и другое чтение имеет свои основания. Лучше признать правильным наше чтение, потому что в таком случае получается три отдельных положения, совершенно равных по размеру (новое «трисвятое», по выражению Эдершейма, с. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010