Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Во всяком случае, нельзя признать поводом к написанию псалма помазание Давида в царя над всем Израилем ( 2Цар.5:3 ); потому что помазание это происходило в Хевроне, а не в Иерусалиме, и Сион не был тогда еще жилищем Господа, как это говорится в 3 ст. псалма. 2Цар.6:1, 15–19, 12:31 , 1Пар.23:2, 28:1 и дал. 748 Кроме приведенных мнимых оснований после-пленного происхождения псалма, указывают еще следующие два: а) употребление … praefix вм. ( Пс.122:3, 4, 133:2 ), свойственное будто бы исключительно позднейшим временам; но эта сокращенная форма встречается и в очень древних писаниях, напр. в песни Деворы (см. выше подстроч. примеч. на Пс. 143 ) и, как кажется, всегда была употребительна в разговорном языке, откуда и могла войти в песни назначенные для народного употребления (Hengstenberg на Пс. 122 ); – б) употребление выражения которое будто бы значит Иерусалим восстановленный (Gesenius; Hierosolyma restituta; Мандельштам: снова обстроенный) или восстановляемый (LXX oκοδομουμνη в слав. зиждемый, ст. 3) и таким образом, как думал и Златоуст, «указывает на события после плена… Иерусалим зиждемый; следовательно, тогда он еще не был городом» (Бес. На Пс. Т. 2, стр. 151). Но переводится в значении восстановлять, когда выше была речь о разрушении (См. Суд.6:28 , 2Пар.32:5 , Пс.102:17 , ср. 11– 15 по евр.); в противном случае значит просто строить (как Быт.4:17 , Втор.20:5, 9 , Нав.22:23, 26 и др. см. выше о Пс.50:20 , стр. 137). Следовательно, приведенное выражение вовсе не заключает в себе предполагаемого в нем доказательства после-пленного происхождения псалма; так как прежде, чем придать ему значение восстановления, нужно еще доказать, что речь в этом псалме идет об Иерусалиме, потерпевшем разрушение. Перевод 70 сделан применительно к после-пленному употреблению песней степеней, как это видно уже из опущения в нем писателей, и потому не может служить доказательством при вопросе о их происхождении. 750 Такую цель содержащихся в Пс. 121 похвал Иерусалиму признает и Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

2861. Ср.: 1Кор. 3. 2. 2862. См.: Притч. 14. 3. Мысль, приведенная свт. Амвросием, отличается от чтения как еврейского текста, так и Септуагинты: уста же мудрых охраняют их. 2863. Ср.: Притч. 15. 5. Соответствие мысли свт. Амвросия цитате опять–таки весьма приблизительно. 2864. Ср.: Ис. 1. 6. 2865. Суббота как день сугубого приготовления к дню Господню. 2866. См.: Courcelle P. Connais–toi moi–mkme, de Socrate а Saint Bernard. P., 1974– 1975. 2867. См.: 1Фес. 4. 4. 2868. См.: Исх. 22. 22; Зах. 7. 10; Лев. 19. 11. 2869. Ср.: epist. 1. — Примеч. ред. 2870. Ср.: Притч. 13. 8. 2871. Ср. у Сенеки, epist. 102. 24. 2872. Ср.: Притч. 6. 27. 2873. Satis superque — ср. у Катулла (carm. 7. 2). 2874. Ср. у Сенеки, epist. 102. 21–22. 2875. Ср.: Притч. 6. 26. 2876. Ср.: Притч. 3. 29. 2877. Ср.: Притч. 6. 2. 2878. Ср.: 1Тим. 5. 24. 2879. См.: Филон (los. 23 (140)). 2880. Ср.: Мф. 18. 5. 2881. Ср.: Зах. 5. 7. 2882. Ср.: 2Кор. 8. 2. 2883. Ср.: Пс. 141. 3. 2884. Ср.: Быт. 37. 28. К истории патриарха Иосифа свт. Амвросий обращается в своем трактате «Об Иосифе». 2885. Ср.: Пс. 104. 18. 2886. Ср.: Быт. 39. 1. 2887. Ср. у Вергилия, Аеп. 5. 202: namque furens animi dum proram ad saxa suburget. 2888. Ср. у Филона (los. 9. 40–48). 2889. Ср.: Быт. 39. 11 и след. 2890. Ср. у Филона (los. 9. 41). 2891. Ср. у Филона, los. 22. 126: «Сон этот, по правде говоря, и есть человеческая жизнь. Ибо как в сонном видении мы, глядя, не видим, и слушая, не слышим, и наслаждаясь или будучи увлечены, мы не наслаждаемся и не увлекаемся, и говоря, не говорим». 2892. Ср.: Быт 41. 39 и след., а также у Филона, los. 22 123: «Кто бы мог подумать, что однажды он из раба сделается господином, из узника — самым почитаемым человеком». 2893. Ср.: 1Цар. 16. 11 и след. 2894. Ср.: 1Цар. 18. 20 и след. 2895. Ср.: 2Цар. 15. 14. 2896. Имеется в виду Соломон. Ср.: 2Цар. 12. 24. 2897. См.: Флп. 2. 6. 2898. См.: Ис. 53. 4; Мф. 8. 17. 2899. Ср.: Флп. 2.6. 2900. Ср. у Филона, los. 22. 144: «У тебя избыток — делись. Ибо красота богатства не в кошельках, но в заботе о нуждающихся».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ангелы     Ангелы (греч «ангелос» означает «вестник») одна из двух разновидностей существ, обладающих личностью и созданных Богом (вторая люди). Ангелов существует великое множество (Мф 26:53, Откр 5:11). Они разумные создания, обладающие нравственными качествами, бестелесны и, как правило, невидимы, хотя и способны являться людям в подобии физического тела (Быт 18:2—19:22, Ин 20:10—14, Деян 12:7—10). Ангелы не женятся и не умирают (Мф 22:30, Лк 20:35—36). Они могут передвигаться с одного места на другое, и множество их может помещаться на крошечном пространстве (см. Лк 8:30, где речь идет о падших ангелах).    Ангелы, подобно людям, были испытаны, и некоторые из них впали в грех. Множество ангелов, успешно выдержавших испытание, утверждены ныне в состоянии святости и бессмертной славы. Их обитель небеса (Мф 18:10, Мф 22:30, Откр 5:11), где они постоянно поклоняются Богу (Пс 102:20—21, Пс 148:2) и откуда они, по Божьему повелению, отправляются исполнять свое служение для христиан (Евр 1:14). Это «святые» и «избранные» ангелы (Мф 25:31, Мк 8:38, Лк 9:26, Деян 10:22, 1 Тим 5:21, Откр 14:10), которым действием Божьей благодати, совершаемым через Христа, открывается Божественная премудрость и слава, неведомые им ранее (Еф 3:10, 1 Пет 1:12).    Святые ангелы охраняют верующих (Пс 33:8, Пс 90:11—12), в особенности детей (Мф 18:10), и постоянно наблюдают за происходящим в церкви (1 Кор 11:10). Исходя из Писания, можно заключить, что ангелы больше, нежели люди, осведомлены о божественных предметах (Мк 13:32) и что они исполняют специальное служение для верующих в час их смерти (Лк 16:22), но подробности этого нам неизвестны. Следует отметить, что в то время, как мир следит за христианами, надеясь увидеть их падение, добрые ангелы наблюдают за верующими в надежде увидеть в их жизни торжество благодати.    Таинственный «Ангел Господень», или «Ангел Божий», часто появляющийся в ранней ветхозаветной истории и иногда отождествляемый с Богом, а иногда отличный от Него (Быт 16:7—13, Быт 18:1—33, Быт 22:11—18, Быт 24:7—40, Быт 31:11—13, Быт 32:24—30, Быт 48:15—16, Исх 3:2—6,14,19, Исх 23:20—23, Исх 32:34—33:5, Чис 22:22—35, Нав 5:13—15, Суд 2:1—5, Суд 6:11—23, Суд 13:3—23), в определенном смысле является Богом, действующим как вестник Самого Себя, и часто Его рассматривают как явление Бога Сына еще до Его воплощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вера укрепляется размышлением о страшном суде (5:282, см. СУД СТРАШНЫЙ , 1023). Вера сохраняется удалением от злых бесед Сохраняется вера удалением от БЕСЕД и обращений со злыми и развращенными. Ибо «тлят обычаи благи беседы злы», глаголет Апостол ( 1Кор. 15, 33 ). Откуду и повелевает от таковых отлучатися: «повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас» ( 2Сол. 3, 6 ) (3:23). Чтобы иметь живую веру, необходимо стремиться к небесному и не прилепляться сердцем к земному (5:285, см. СЕРДЦЕ , 844). Веру необходимо хранить более всего на свете, даже больше жизни Понеже вера многоразличному ИСКУШЕНИЮ подлежит, то должно ее посреде толикаго бедствия так берещи и хранить, как душу свою или живот свой, или паче более. Ибо и живот наш должны мы в случае пренебрещи, да-бы вера сохранилася. Аще бо душу или живот веры ради погубим, то обрящем живот вечный в будущем веце, якоже глаголет Христос: «иже погубит душу Свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» ( Мк. 8, 35 ) (3:187). Веру должно сохранять не только от внешних идолов, но и внутренних, которые есть страсти (3:192, см. СТРАСТИ , 989). Истинная вера требует подвига (5:222, см. ПОДВИГ , 683). С верою нужно трудиться ради жизни вечной (4:77, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 346). Следовать за Христом верою (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 881). Вера познается в искушениях (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ , 404). Христианин искушается в вере (4:205, см. ПОКОЙ , 733). Кто за Христом верою последует, того мир преследует (4:13, см. ХРИСТИАНИН , 1082). В подвиге веры не ослабевать с помощью Божией (3:187, см. ХРИСТИАНИН, 1117). Вера – дар Божий, сохраняется и укрепляется помощью Божией (3:22, см. ВЕРА , 158). Вера требует, чтобы мы от Бога только ждали и искали помощи (1:57, см. ПОМОЩЬ БОЖЬЯ , 734). В вере христианину надобно прилежно поучаться (5:12, см. ВЕРА, 151). Небоязненно исповедовать веру, где должно и нужно Вера спасительная, что верует, то небоязненно, где должно и нужно, исповедует, как учит Апостол: «сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» ( Рим. 10, 10 ). Откуду Давид святый глаголет о себе: «веровах, темже возглаголах» ( Пс. 115, 1 ). И Апостол: «и мы веруем, темже и глаголем» ( 1Кор. 4, 13 ). Отсюду восстает небоязненное засвидетельствование истины пред врагами истины; отсюду ревность по Бозе, наипаче где слава имени Его требует. Отсюду то бывает, что «вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут» ( 2Тим. 3, 12 ); ибо мир не любит истины, которую вернии раби Божии свидетельствуют. Отсюду толико тысящ мучеников и исповедников просияло, которые не только устами, но и излиянием крови своея истину пред врагами Божиими засвидетельствовали. Отсюду Христос глаголет: «мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение» (3:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

у Власт. Св. лет. к Чис.23 , пр. 6). В других местах Священного Писания ресм – единорог – изображается сильным и неукротимым, которого нельзя приручить для исполнения домашних работ, для перевозки тяжестей, бороньбы полей и проч., «потому что у него сила велика» ( Иов.39:9–12 ), его рога так же опасны, как пасть льва ( Пс.22:22 ), они величественно и гордо выдаются ( Пс.102:11 ), см. Eürst. Handw. Тожественное с ассирийское rîmu bvttn по клинообразным надписям теже свойства и признаки. «У Ассириян риму – крепкое и могучее животное, по образным описаниям (дикий) бык с сильно изогнутым носом, точно Визан (Wisent. S. К. GF (1878) 135 fig. 530 F Hommel Namen. der Saugetthier. Leipzig. 1879 S. 227 у Schrad.). О силе этого животного подходящие сравнения мы встречаем не раз в надписях ср. напр. Salman. Monol. II, 52: «я попирал его страну, как дикий буйвол, (см. у Schrader’a Die Keilinschfen. S. 456. 21). В качестве символа непобедимого, сокрушающего могущества, сильный бык служит и у Египтян. В одной надписи египетский фараон Сети I прославляется за победы над могущественными в то время Хетами в таких словах: «Это шакал, который, высматривая, пробегает быстро страну; это ярый лев, проходящий по сокровеннейшим тропам всех земель; это сильный бык с парою заостренных рогов... он поразил азиатов, на землю поверг Хита, умертвил князей их» (Бругш Египет 442). Таким образом крепкие грозные рога единорога или (дикого) буйвола, составлявшие его головное украшение (оборонительное оружие) и осязательное выражение физической силы, у народов древности служили символом сокрушающего политического могущества (ср. Пс.112:9; 132:17 ; Иер.48:25). В Пс.17:3 Господь называется твердыней, щитом, рогом спасения. 256 Различие между греко-славянским и русским переводом этого стиха обусловливается неточностью русского перевода. Опущенное евр. кроме неуместного здесь обычного и коренного значения своего, –ибо потому что, употребляется иногда в смысле союза умозаключительного так что, потому. Это значение имеет в 1Цар.2:25 и в этом смысле употребляется здесь (Knobel).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Пс.21:16             Иссохла, как черепок, сила моя…. " Черепок» хорес – сделанный из «земли» (адама; Ис.45:9 ), «глиняный» сосуд. Который использовали при жертвоприношении; в некоторых случаях его полагалось «разбить» ( Лев.6:28 ); также: черепок ( Иов.2:8 ). В черепке не держится влага, так и в умирающем «высохла сила». «Сила» коах – та «сила земли» (адама)», которую она сообщает возделанным растениям и которую человек в растениях «ест» ( Быт.3:17; 4:12 ). Об умирающем сказано: «поражено сердце мое и иссохло, как трава» ( Пс.102 /101:5). Если сказано, что в человеке «иссохла сила» (земли), то это больше, чем крайнее истощение: это уже отъединение от жизни, которой живет органика. Распятый и до конца, как вода, пролился, и совершенно иссох от жизни – был поднят на Крест. Давид предъявляет два образа смерти – несовместимых для чувственного представления: абсолютной текучести (ст.15) и совершенной сухости (ст.16). Для живущих это непредставимо, как сама смерть. Пс.21:16             …и язык мой прилепился к челюстям моим… «Язык прилепился» – формация глагола (hophal) говорит, что язык заставили прилепиться. Библейское «прилепиться» имеет, помимо обычного, мистическое значение: муж «прилепляется к жене» ( Быт.2:24 ), человек «прилепляется к Богу» ( Втор.11:22 ). Если язык прилепился к «челюстям» (hap.leg) 169 , то язык и челюсти стали одно, не разлепляются. Исаия дважды повторил о Мессии страдающем: «Он не открывал рот Свой» ( Ис.53:7 ). То была особая,        явившаяся на Кресте «немота» – от всякой жалобы, от всякого оправдания и от собственной правоты. Мессия – «как агнец пред стригущим его немотствовал (LXX: безгласен) и не открывал рот свой» ( Ис.53:7 ). «Я немотствовал… я умолчал от доброго», уже не говорил о том, что тов – у Бога «хорошо» ( Пс.39 /38:3). Пс.21:16             …и в прах смерти Ты поставляешь меня. Почему Богу такие слова говорит Давид, а устами пророка – Христос? Нужно вспомнить о сотворении человека. «И слепил Яхве Элохим человека – прах от земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Человек был прах, но – бессмертен, ибо причастен «дыханию» нешама Яхве (см. Пс.18 /17:16). После грехопадения Адам услышал, что он сам по себе не бессмертен: «прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Единый безгрешный не мог умереть, как все смертные:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.113:20.   Господь помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь. Пс.113:21.   Благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими.    Что значит «благословил» ? — Значит даровал безчисленные блага. И человек благословляет Господа (см. Пс. 102:1), но этим он сам себе приобретает пользу, получая себе просвещение. А от нас Он Себе ничего не получает. Следовательно, и в том и в другом случае мы получаем пользу (Златоуст). Пс.113:22.   Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя:    Это благословение на умножение рода, так как ветхозаветные люди были склонны к чувственности и многочадие считалось величайшим благом. Но поскольку Бог один, как в Ветхом, так и в Новом Завете, то из этого следует, что Давид молится и о приложении и умножении рода христианского, и о прибавлении ему истинных и небесных благ (Златоуст, Афанасий). Пс.113:23.   Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю.     «Благословение Господнее» — вечное и приносит величайшую пользу. Сила этого благословения в том, что слова Его становятся делами. Слово Его создало «небо и землю» , и этим же могущественным словом Он «благословляет» и тебя (Златоуст). Пс.113:24.   Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим.    Это выражение снисходительности. Бог все содержит и объемлет, не нуждаясь ни в каком месте. «Небо» же называется домом Его, так как оно есть место, не оскверненное пороком. Господь пребывает в тамошних обителях как свободных от всякого зла, как и на земле Он почивает в преподобных и святых Его. Но в глубочайшем смысле, есть некое небо, преимущественно называемое в Писании «небом» и усвоенное Богу, на котором один Бог. На это «небо» никто не восходил, и оно не есть местное, но заключает в себе преимущественное превосходство и состояние Божие. Оно скрывает непостижимый и всякое существо превосходящий свет, которого никто из людей или ангелов не видел и не может видеть. Для того «неба» видимое нами небо есть земля, так как «оно» превыше всякого удивления повешено выше всякого неба, и самого огненного (Златоуст, Августин, Дидим, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, госпожа, отстрани, оставь неутешную скорбь, положи надлежащий предел страданию: пожри Богови жертву хвалы, исповедания ( Пс.49:14 ); [Col. 1457] скажи с блаженным Иовом: Господь даде, Господь отъят, яко Господеви изволися, тако бысть ( Иов.1:21 ); повтори слова Давида: обратися, душе моя в покой твой ( Пс.114:6 ). Ибо смерть сына душа твоя. На вдовство же свое взирая, восклицай: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? ( Пс.117:6 ). Так настраивая себя, ты, во-первых, благоугодишь Богу, как бы добровольно принося сына в жертву, подобно Аврааму (см. Быт.22:10 ), потом и самому любезнейшему сыну доставишь величайшее благо, когда он будет видеть, что ты переносишь это с благодарностью, и всем другим представишь пример доброго терпения во Христе Иисусе, Господе нашем, Которого молим, чтобы Он, коснувшись сердца твоего милостию и щедротами ( Пс.102:4 ), (737) произвел в тебе свет утешения и даровал тебе мирную жизнь, а по окончании здесь богоугодной жизни сподобил тебя свидания с сыном твоим и вечного с ним веселия. 499. К монаху Никите (II, 171) 1357 Присланную к нам от вашего преподобия через боголюбезнейшего митрополита книгу мы прочитали. Написавший ее 1358 неправо мыслит относительно догмата о досточтимых иконах. Он говорит следующее: «Неизреченное и непостижимое человеколюбие Божие к нам и священные подвиги святых мы представляем прославленными в священных письменах, совершенно не услаждаясь со своей стороны никаким изваянием или живописью; но позволяем простейшим, как несовершеннейшим, поучаться тому посредством сродного для них руководства и подходящего для них созерцания в виде предуготовления». Что сказать на это? Во-первых, то, что он производит разделение единой, совершенной и не допускающей никакого прибавления или уменьшения веры нашей, самому себе присвояя изображение [событий] посредством священных письмен, а простейшим и несовершеннейшим предоставляя созерцание [их] в скульптуре и живописи. Потом он себе приписывает совершенство благодати, а им оставляет иудейскую юность, как нуждающимся в сродном руководстве. Итак, по его мнению, ложно говорит святой апостол: нет уже Иудея, ни (738) язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал.3:28 ). Если же он говорит истину, как и действительно говорит истину, и один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ), то для чего это пустое разделение на две неравные части, будто народ святой, царственное священство разделяется ( 1Пет.2:9 ) и одни составляют совершеннейшую часть, а другие низшую? Затем, так как всякий здравомыслящий стремится к совершенству, то он будет считать несовершенное достойным порицания; а отсюда необходимо следует, что учение посредством изображений излишне. В особенности же он противится Василию Великому , не принимая заодно, что им наравне признается: «Что повествовательное слово, говорит он, передает через слух, то живопись показывает молча через изображение» 1359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

LXX-mь слова евр. текста; перевели: α πσα Γαλιλαα λλοφλων, славян: „и вс Галилеа иноплеменниковъ“. Таким образом, слово они не оставили без перевода как собственное имя, но, как и в других местах Библии, удержали значение его– „иноплеменник“. Решить, почему , округи, получило у них значение „Галилея“ можно, кажется, таким образом. LXX – ть, может быть, предполагали, что есть собственное название северной области (ср. Нав.20:7, 21:32 ; 3Цар.9:11 ) Палестины –Галилеи, а означает не филистимлян, но вообще иноплеменников – язычников. Вследствие этого они и перевели„Галилеа иноплеменниковъ“, разумея под этим, конечно, северо-западную часть Галилеи, в которой (части), действительно, жило много язычников ( Ис.9:1 ; Евр.8:13 ; Мф.4:15 ) и которая притом, по свидетельству Бл. Феодорита (стр. 339), принадлежала Тиру. По мнению же г. Якимова, LXX-mь слово оставили без перевода Γαλιλϑ, как это они сделали и в кн. Иисуса Навина 22:10, 11 (слав. „Галилъ но переписчик такое первоначальное чтение Γαλιλϑ изменил в Γαλιλαα, предпочитая более известное имя менее известному 430 . Еда вы воздает мн. Евр. , „воздадите (буквально „воздающие“) ли Мне возмездие?“, т. е. неужели настолько сильны вы, что можете мстить Мне за те поражения, которые потерпели от Меня прежде? Речь, вероятно, о нападении филистимлян на Иерусалим при Иораме. Этим нападением филистимляне хотели отомстить евреям за то, что со времени Иосафата должны были платить им дань. Поэтому Иоиль и называет это нападение „возмездием“. – Сущ. производится от гл. , который означает: 1) неперех. – был полным, о плодах – созревал ( Ис.18:5 ), приносил зрелые плоды ( Чис.17:23 ); 2) перех. – делал что-либо полным или зрелым, – поэтому а) отнимал от груди младенца ( Быт.21:8 ; 1Цар.1:22, 24 ; Ис.28:9 ); b) что-либо сделал, совершил, исполнил (собств. довел до конца, ср. греч τελω); и с) отплатил, воздал, отомстил кому, – так как тот, кто отплачивает кому-либо, как бы „пополняет“ то, что оставалось за ним по отношению к лицу, которому он отплачивает. При последнем значении сочиняется с предл. (Вт.32:6) или ( Пс.102 ; Евр.103:10 ; 2Пар.20:11 ). От таких значений глаг. сущ. означает: исполнение чего- либо, т. е. действие, которое человек совершает сознательно и свободно, и за которое делается ответственным; а также: возмездие, воздаяние, отплата. У Иоиля употреблено в последнем значении и сочиняется с предл. ) ). В Библии нередко, вместо встречается другое, синонимическое этому, выражение: (см. конец 4-го стиха Пс.27 ; Евр. 28:4 ; Пс.93 ; Евр.94:2 ; Пр.12:14), которое употребляется также с и с .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010