Смотри же не заключи из того, что я сказал об апостолах, что Иуда был избран Христом в качестве пугала для них, потому что я говорил не о них, но о различным образом впоследствии просиявших добродетелью святых мужах. Ибо Христом засвидетельствованы как величайшие из всех людей Иоанн, сын Захарии, крестивший Его и прозванный Предтечей потому, что предшествовал Ему и провозвещал Его, и апостолы. Пресвятую же Деву из числа тех, о ком идет речь, надо исключить как несравненно превосходящую всяческую человеческую природу. Впрочем, сначала и у апостолов страх имел место, а в конце – нисколько, когда Господь говорил им: «Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас Друзьями, потому что все сказал вам» ( Ин.15:15 ). Знай между прочим, что страх бывает двух родов: один – ведущий к добродетели страх о своих грехах, о котором и Соломон сказал: «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ), а другой – свойственный совершенным существам некий божественный страх, как у ангелов, которые, как то видел Исайя, закрывают от страха лица крыльями (см. Ис.6:2 ). Разделяя таким образом страх надвое, Давид говорит: «Работайте Господу со страхом», – намекая, как мы сказали, на вводимых, «и радуйтесь Ему с трепетом» ( Пс.2:11 ), – имея в виду совершенных; и в другом месте: «Страх Господень чист, пребывающий во веки веков» ( Пс.18:10 ). Итак, на твое недоумение, вызванное избранием Иуды, по мере сил мы тебе ответили; обрати теперь внимание на то, что и совершенно все остальное было пророками предсказано. Так, Давид, указывая на сверхъестественное неразумие Его ученика и на то, что он восстал на Учителя, надругавшись над законом всякой любви, сказал: «Человек, с которым Я был в мире, на которого надеялся, евший хлеба мои, поднял на меня пяту» ( Пс.40:10 ); «Поставь над ним грешника, и дьявол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его малы, и достоинство его да примет другой» ( Пс.108:6–8 ); «Возлюбил проклятие, и оно придет на него; и не восхотел благословения, и оно удалится от него» ( Пс.108:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Сон прор. Даниила. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г. Мастера братья Белоусовы Сон прор. Даниила. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г. Мастера братья Белоусовы В Книге прор. Исаии повествуется о том, как Бог дает знак царю Ахазу во время нашествия врагов: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева (в евр. тексте употреблено слово   имеющее значение «молодая женщина» или «девушка») во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис 7. 14-16). Среди исследователей высказывались самые разные интерпретации этого пророчества, наиболее распространены среди них следующие две: а) Дева - жена Ахаза, Еммануил - Езекия, наследник царя Ахаза ( Gottwald. 1958; Stamm. 1969); б) собирательная интерпретация: Дева олицетворяет Сион или будущий Иерусалим, Еммануил - его жителей ( K ö hler. 1955; Fohrer. 1956). В христианской традиции это пророчество понималось как относящееся к рождению Мессии (Иисуса Христа) от Девы (Мф 1. 23). Начиная с мч. Иустина Философа ( Iust. Martyr. Dial. 110) христиане обвиняли иудеев в том, что они исказили текст пророчества. Причиной этому послужило то, что в Септуагинте употреблено слово παρθνος («дева»), а в иудейских ревизиях греч. перевода ВЗ (вслед за масоретским текстом, где в этом месте стоит  ) - νενις («молодая женщина»). Однако различие между этими двумя словами не столь однозначно. Внимательное изучение употребления слова   в ВЗ (Быт 24. 43-44; Исх 2. 8; Песн 1. 3; 6. 8; Пс 67. 26; Притч 30. 19) показывает, что этим словом могла быть названа и девственница. Одновременно с этим παρθνος в классической древнегреч. лит-ре могло означать не только девушку, но и молодую незамужнюю недевственницу. По мнению Дж. Барра ( Barr. 2005), причиной такого перевода в Ис 7. 14 в Септуагинте послужило то, что переводчик пользовался словарем Пятикнижия, уже существовавшего на греч. языке к моменту создания перевода Книги прор. Исаии (в Быт 24. 43 словом παρθνος переведено древнеевр.  ) (см.: Lust J. A Septuagint Christ Preceding Jesus Christ?: Messianism Exemplified in Isa 7, 10-17// Idem. 2004. P. 220-226; Barr. 2005).

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Ответ. Всякий грех должен быть открываем настоятелю или самим согрешившим, или узнавшими о грехе, когда сами они не могут уврачевать его по заповеди Господней (см. Мф.18, 15 ). Ибо грех умолчанный есть гнойный вред в душе. Как благодетелем называем не того, кто задерживает в теле вредоносное, а напротив того, кто болезненными средствами и надрезываниями вызывает это наружу, или посредством рвоты исторгает вредившее, или вообще чрез обнаружение болезни делает и способ излечения известным: так, очевидно, скрывать грех значит готовить больному смерть. Ибо сказано: «жало... смерти – грех» ( 1Кор.15,56 ); «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» ( Притч. 27, 5 ). Поэтому не скрывай грехов один другого, чтобы из братолюбца не сделаться братоубийцею. Не скрывай и у себя самого. Вопрос 47. О тех, которые не принимают распоряжений, сделанных настоятелем Ответ. Кто не принимает распоряжений настоятеля, тот должен наедине прямо высказать ему свое возражение, если имеет какое крепкое основание, сообразное с намерением Писания, или молча исполнить, что приказано. Если же сам постыдится, то пусть употребит на сие посредниками других, чтобы ему, когда распоряжение противно Писанию, и себя самого, и братию избавит от вреда, а если оно окажется имеющим надлежащее основание, как себя освободит от напрасного и опасного сомнения, – ибо сказано: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере» ( Рим.14, 23 ), – так в других простодушных не произвести поползновения к непокорности, – ибо " если бы, – говорит Господь, – мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» ( Лук.17,2 ). Если же некоторые будут упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя гласно своего огорчения, то, как посевающие сомнения в братстве, колеблющие уверенность в заповедях, как учители непокорности и непослушания, да будут изринуты из братства. Ибо сказано: «извергните развращенного из среды вас», т.к. «малая закваска квасит все» ( 1Кор. 5, 13, 6 ). Вопрос 48. О том, что должно не в любопытные входить исследования о действиях настоятеля, но быть внимательным к собственному своему делу

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сын, Бог от Бога; Святой Дух, Бог от Бога. И все трое – один Бог, а не три бога. Если Сын – Бог и Святой Дух – Бог, то любит тот, в ком пребывает Святой Дух, поэтому любовь есть Бог, но Бог она потому, что от Бога. И то, и другое ты читаешь в послании, и: любовь от Бога, и: Бог есть любовь. Только в отношении Отца Писание не говорит, что Он от Бога. Когда же говорится: от Бога, ты должен разуметь либо Сына, либо Святой Дух. И вот, когда апостол говорит: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ), мы должны понимать так, что в любви пребывает Святой Дух. В самом деле, это Святой Дух, Которого не могут принять злые люди; это тот Святой Дух, о Котором говорит Писание: «Пусть источник воды твоей принадлежит только тебе, никто чужой пусть не пользуется им вместе с тобой» (ср. Притч.5:16–17 ). Ибо все, которые не любят Бога, чужие, антихристы. И хотя они приходят в базилики, но не могут числиться среди детей Божиих, не им [P.324] принадлежит сей источник жизни. Иметь крещение может и злой человек, иметь пророчество может злой человек. Мы находим, что царь Саул имел пророчество, он преследовал святого Давида, но был исполнен Духа пророчества и начал пророчествовать (см. 1Цар. 19 ). Причащаться тела и крови Господа может и злой человек; ведь сказано о таких: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе ( 1Кор.11:29 ). Носить имя Христа может и злой человек, то есть именоваться христианином может злой человек. О таких сказано: «Они осквернили имя Бога своего» (ср. Иез. 36:20 ). Так вот, иметь все эти таинства может и злой человек, но иметь любовь и быть злым невозможно. Стало быть, это особый дар, исключительный источник. Дух Божий призывает вас пить из него, Дух Божий призывает вас пить из Себя. 7 . Любовь Божия к нам открылась в том... ( 1Ин.4:9 ). Смотрите, мы получили увещевание любить Бога. Смогли ли бы мы любить Его, если бы Он первым не возлюбил нас? Если мы не спешили любить Его, давайте поспешим любить Его в ответ. Он первый возлюбил нас, а мы не хотим любить Его так же? Он полюбил беззаконных, но уничтожил беззаконие; он полюбил беззаконных, но собрал их вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Примером разумной клятвы могут служить клятвы Св. Апостола Павла, который, например, так писал ученику своему Тимофею: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» ( 2Тим.4:1 ). Тот же Апостол писал Ефесским христианам: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ). Тот же Апостол писал в послании к Коринфянам: «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что щадя вас, я досель не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ) и в послании к Филиппийцам: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа» ( Флп.1:8 ). Вот почему и христиане не считают грехом употреблять в важных случаях разумную клятву. Поступая так, христиане следуют примеру Спасителя, Св. Ангелов и Апостолов и исполняют слово Самого Господа, Который сказал: «Господа Бога твоего бойся… и Его именем клянись» ( Втор.6:13 ). 2. О суде Отвергая гражданские суды, сектанты, говорят, будто судить воспрещается Словом Божиим. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 1) Мф.7:1 «Не судите, да не судимы будете». 2) Иак.4:12 «Един Законодатель и Судия, могущий снасти и погубить; а ты кто, который судишь другого» ? 3) 1Кор.4:5 . «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь»... (См. также: Иак.4:11 ; Рим.2:1; 14, 4, 10, 13 ). Во всех приведенных свидетельствах, говорится не о судах, как известном государственном установлении, а просто о пересуживании и злословии человеком своих ближних, которое и осуждается Словом Божиим. Что же касается судов, как известного установления, то последние не только не воспрещены Словом Божиим, но даже узакониваются им: «Мною (говорит Господь) начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:16 ) «Будьте покорны, писал христианам Святой апостол Петр, всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, п равителям ли как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет.2:13–14 ). И Святой Апостол Павел, обличая обычай Коринфских христиан судиться у язычников, повелевает христианам избрать своих собственных судей: «Если вам будет судим мир, писал Апостол христианам, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские» ( 1Кор.6:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

110 . Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в село. Он говаривал братиям: «Вот уже сколько прошло лет, и я не входил в село; а вы так часто туда ходите». Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: «Я пошел бы ночью и кругом обошел бы село, чтобы не тщеславиться мыслью, что я не хожу в село». 111 . Брат просил авву Пимена: «Дай мне наставление» Старец говорит ему: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». 112 . Авва Иосиф сказывал, что авва Пимен говорил: «В Евангелии написано: кто имеет одежду, продай одежду свою и купи меч ( Лк.22:36 ), то есть кто живет в удовольствиях, тот должен оставить их и избрать тесный путь». 113 . Некоторые отцы спрашивали авву Пимена: «Позволишь ли нам обличить брата, когда мы увидим, что он грешит?» Старец отвечал: «А когда мне нужно бывает идти через то место, и я вижу его во грехе, прохожу мимо и не обличаю его». 114 . Авва Пимен говорил: «В Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи ( Притч.25:8 ); а я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обманут точно таким образом. Представилось ему, будто брат его грешит с женщиной. Долго боролся он сам с собой, наконец подошел, толкнул их ногой, думая, что это точно они. Но оказалось, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и сказал вам: «Не обличайте, если даже и осязаете своими руками " » 115 . Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? – Меня искушает дух блуда и гнева». Старец отвечает: «Давид говорит о себе: «Льва я поражал, и медведя задушал» (см.: 1Цар.17:35–36 ); а это может значить: я истреблял гнев и блудный помысл сокрушал трудами». 116 . Авва Пимен говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Если кто услышит худое, то есть, обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет, или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Книга заканчивается алфавитным стихотворением, похвалой добродетельной женщине (Притч 31:10–13). Последовательность фрагментов лишена особой значимости; в греческом переводе она иная, а внутри отдельных частей притчи расположены вне сколько-нибудь продуманной связи. Следовательно, эта книга — собрание сборников, обрамленное прологом и эпилогом. Она отражает процесс литературного развития, о котором вкратце говорилось в общем введении к книгам Премудрости (см. 4(7) журнала —Пер.). В обоих основных сборниках машал приводятся в своей изначальной форме; здесь содержатся только краткие сентенции, обычно — в виде всего лишь двучленного высказывания. В приложениях формулировки уже более пространны; в мелких числовых притчах (Притч 30:15–33, ср. Притч 6:16–19) вся соль представлена в виде загадки, известной с древнейших времен, ср. Ам 1. Пролог (Притч 1–9), прерываемый двумя обращениями персонифицированной Премудрости, и эпилог (Притч 31:10–31) — это искусно присовокупленные построения. Последовательность в развитии формы соответствует порядку времен написания притч. Самая древняя часть — это два крупных сборника (глл. 10–22 и 25–29). Они приписываются Соломону, который, согласно 3 Цар 4:32, изрек три тысячи притчей и всегда считался величайшим мудрецом Израиля. Но если не принимать во внимание это свидетельство традиции, то весь тон книги в целом слишком внеличностен, чтобы можно было с уверенностью связать ту или иную из отдельных притч с именем царя. Но не подлежит сомнению, что книга в целом относится к его эпохе; притчи второго сборника были древними уже тогда, когда мужи Езекии собрали их ок. 700 г. до Р. Х. Оба больших собрания, основа книги, дали ей свои названия: вся в целом книга называется “Притчи Соломона” (Притч 1:1). Однако подзаголовки более мелких фрагментов указывают на то, что этот общий заголовок не следует понимать буквально; эти фрагменты содержат и творения анонимных мудрецов (Притч 22:17–24:34), и слова Агура и Лемуила (Притч 30:1–31:9). Даже если бы это были имена двух выдуманных арабских мудрецов, а не реальных лиц, они все же свидетельствовали бы об оценке иноземной мудрости.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Естественным следствием преобладания в данном отделе таких фигуральных притчей служит то, что здесь нет той ясности и прозрачности мысли, какую мы видели в 10–24. Это заметил уже арабский переводчик притчей, назвавший отдел 25–29 „трудным для изучения“ (см. послесловие арабского перевода к 29-й главе). В порядке следования притчей одной за другою здесь встречаются некоторые из тех явлений, какие мы видели во второй части. Рядом стоят здесь нередко две, три и более притчей, имеющих в качестве соединительного звена одно и тоже повторяющееся слово; особенно часто такие цепи притчей попадаются в главах 25–26, напр. Притч.25:1–2, 4–5, 8–10, 11–13, 26:3–12 ; в последней цитате слово глупый повторяется в десяти стихах подряд. Иногда связующим элементом между отдельными притчами служат сходные оттенки мысли ( Притч.25:6–7, 9–10, 21–22, 26:18–19, 27:15–17 ); иногда подобным образом соединены пять, шесть и более стихов ( Притч.26:23–26, 27:23–27 ). Вместо полных слов и мыслей, связью между притчами иногда служат только отдельные звуки или игра созвучных слов, напр. две притчи Притч.25:19 и Притч.25:20 связаны двумя созвучными словами и , и ; Притч.29:19 и Притч.29:20 связаны игрою слов и . Подобная игра слов встречается и внутри стихов между отдельными полустишиями, напр. Притч.25:7 и и даже внутри отдельных строк ( Притч.26:1, 27:12, 28:6 ) Взамен же большого пятичастного деления антитетических притчей Соломона, ставящего этот отдел притчей в параллель пяти книгам Моисея и пяти частям Псалтири, здесь может быть указано только более простое деление данного отдела на две части; по крайней мере приточная песнь или песенная притча, стоящая в заключении 27-й главы: стт. 23–27( Притч.27:23–27 ), и единственная в нашем отделе, легко может считаться разделительною чертою в массе собранных здесь притчей, особенно в виду того, что и часть «притчей мудрецов», находящаяся в 24-й главе, также оканчивается песнею. Первая половина нашего отдела, образовавшаяся таким делением, по характеру своих притчей, может быть названа эмблематическою, а вторая – антитетическою, хотя в не строгом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Итак внутреннему настроению усвояется большое значение, не только как элементу нравственной жизни, но и как награде за такую жизнь. Нравоучение книги Притчей приближается, таким образом, к нравоучению пророков. Правда, рекомендуя прилежание и ловкость в житейских делах ( Притч.10:4; 12:24,27; 20:13 ), заповедуя подражание муравью ( Притч.6:6 ), книга Притчей иногда предлагает советы так называемого житейского благоразумия, напр. предостерегает от общения с дурными женщинами, потому что иначе «насытятся посторонние силою твоею и трудами твоими в чужом доме», ( Притч.5:10 ), советует не давать ручательства за виновного, чтобы «не опутать себя словами уст своих» ( Притч.6:2 ). Но это житейское благоразумие рассматривается как плод мудрости или религии, которая «обитает с прозорливостью, и достигает рассудительного знамя» ( Притч.8:12 ). Таким образом, рассудительное знание не мыслится без истинной мудрости. Материальные и житейские блага сами по себе не суть зло и, коль скоро в отношениях к ним человек руководится правилами истинной мудрости, они составляют достойный его стремления предмет. Говоря о высоте и чистоте нравственного учения книги Притчей, нельзя не упомянуть также и о тех выражениях, в которых брак называется заветом Божьим ( Притч.2:17 ), рекомендуется брак с одною женою ( Притч.5:15 и сл.), говорится, что «кто нашел жену, тот нашел счастье и получил благодать от Господа» ( Притч.18:22 ). Сопоставьте эти выражения с известными историческими примерами многоженства даже в святых семействах и понятен будет прогресс, который сделало нравоучение евреев во время от Моисея до Соломона или Езекии. 4 С двояким винит. (лица и вещи) глагол , по указанию Гезения, стоит только в рассматрив. месте. Спорно основание, сомнителен и вывод! В других случаях предмет, которому учат, стоит с . Если бы относилось к , то при первом стояло бы ; если этого нет, то возможно вместе с глагольным суффиксом относить только к царю Лемуилу. 5 Толкование, разделяемое и новейшими некоторыми комментаторами, часть которых правда присваивает это имя Езекии царю иудейскому. 8 Может быть, появление этого сборника стоит в связи с той пропагандой истинного богопочитания и чистого нравоучения, которую распространяли в северном царстве 10 колен из южного иудейского царства благочестивые люди –пророки, стараясь все колена или по крайней мере лучших людей из них возвратить к прямым наследникам Соломона, жившим пред лицом Иеговы в виду Его храма (ср. 2Пар.13:4 и сл. О переселенцах от Ефрема, Манассии и Симеона см. там же 2Пар.15:9 ). Читать далее Источник: Якимов И.С. О происхождении книги Притчей Соломоновых//Христианское чтение. 1887. 1-2. С. 3-19. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Переход от Руфи к Василисе был нами выше обоснован, и общее мнение о КР как сказке sui generis позволяло нам следовать, в известной мере, общим путём науки. Мы хотели бы перейти от Руфи к Премудрости. Но задачей менее тривиальной, ведущей, однако, к главному умыслу изучения хеседа именно в КР, является переход от Василисы Премудрой к библейской Премудрости. Он требует особого обсуждения. В Книге Притч, помимо самих притч, разного происхождения и времени создания, есть рамочная конструкция достаточно сложной композиции 398 . Мы обратимся к образам Премудрости, которые представлены в рамочных главах 1–9 и 31. Есть Божья Премудрость, именуемая Художницей или Мастерицей, которая была с Богом при сотворении мира, и есть параллельные образы Премудрости, возглашающей на улицах и площадях, и «жены другого», которая тут же называется «чужой», а ещё есть в конце образ «доблестной жены». О первой и последней пока умолчим и обратимся к двум подобным и противоположным образам. Обе жены зазывают прохожего, сидят на возвышениях, готовят пищу и питье для глупца, но одна, чтобы дать мудрость и жизнь, а другая, чтобы погубить ( Притч.9:1–6 и 9:13–18). Термины и образы, в которых обрисованы эти «жёны», практически тождественны. Они одинаково призывают прохожих. Одна говорит так: «кто неразумен, обратись сюда!» (9:4). И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое...» ( Притч.9:5 ). Другая так: «кто глуп, обратись сюда!» ( Притч.9:16 ) и скудоумному сказала она: «воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен» ( Притч.9:17 ). Но первая продолжает так: «оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума» ( Притч.9:6 ), а после слов второй следует стих: «И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею». Дом «чужой» ведёт к смерти, и стези её к мертвецам ( Притч.9:18 , см. также 7:27). Имеет ли Премудрость Божья и доблестная жена какое-то отношение к зазыванию прохожих? Коль скоро одна прямо названа Премудростью, как совместить её поведение гулящей с образом помощницы Бога и почему Премудрость на городских улицах и безрассудная женщина на городских улицах выглядят одинаково, делают и говорят практически одно и то же, но с такими разными последствиями? Вторая жена именуется женой другого и одновременно чужаком (женского рода).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010