6 . Богатство, золото и серебро не принадлежит диаволу, как думают некоторые. Ибо верному [...целый мир богатства, а у неверного – ни обола.] ( Притч.17:6 ), но нет ничего, что бы более заражено было неверием, чем диавол. Бог ясно говорит через пророка: Мое серебро и Мое золото ( Агг.2:8 ), а диавол говорит: кому хочу, даю ( Лк.4:6 ). Если только будешь хорошо пользоваться серебром, то оно не заслуживает порицания. А когда хорошую вещь будешь употреблять во зло, тогда, если не захочешь обвинить собственное твое распоряжение ею, нечестиво возложишь вину на Творца ее. Даже и праведным можно соделаться посредством имения. Алкал Я, и вы дали Мне есть ( Мф.25:35 ). Без сомнения, это посредством имения. Был наг, и вы одели Меня ( Мф.25:36 ). Конечно, и это посредством имения. Хочешь ли знать, что имение может послужить вратами к Царству Небесному? Продай, сказано, имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах ( Мф.19:21 ). 7 . Это сказано мною против еретиков, которые проклинают стяжание имущества и рабов. Тебе же я не желаю быть рабом богатства, не желаю также, чтобы ты на то, что даровано тебе Богом для пользы, смотрел как на нечто враждебное. Итак, никогда не говори, что богатство принадлежит диаволу. Хотя диавол и сказал, что все это он отдаст Христу, ибо оно предано ему (см. Мф.4:9 ), но слова эти можно отвергнуть, лжецу верить не должно, ибо, кажется, он, будучи принужден властью находившегося с ним, сказал правду. Он не сказал: все это дам Тебе, потому что оно мое, но что оно предано мне. Он не присвоил себе право владычества, но только признал себя поверенным и распорядителем. Пусть в свое время исследуют толкователи, солгал ли он, или правду сказал. 8 . Итак, один есть Бог Отец Вседержитель, Которого еретики дерзнули бесславить. Ибо дерзнули бесславить Господа Саваофа, седящаго на Херувимах ( Пс.79:2 ). Дерзнули хулить Вседержителя Господа, проповеданного пророками. Но ты поклоняйся единому Вседержителю Богу, Отцу Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.15:6 ), избегай заблуждения многобожников, убегай всякой ереси и говори по примеру Иова: Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа... окрест Бога страшное великолепие ( Иов.5:8–9; 37:22 ). Да будет Ему слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Есть особый род людей, которые кажутся уже с детства существами не от мира сего. Они слишком светлы и чисты, чтобы долго задерживаться на земле и смешиваться с прахом. Они проходят по ней, как некое видение, едва касаясь ее своими ногами, и в раннем возрасте уже отлетают в вечность, оставив по себе «раскаяние», то есть общее сожаление. О них говорит премудрый Соломон, что Бог восхищает их преждевременно из этого мира, дабы «злоба не изменила разума их или коварство не прельстило души их… Достигнув совершенства в короткое время, они исполнили долгие лета» (см.: Прем 4, 11, 13). «Не цепи делают раба, но сознание, что он раб», — говорит Гегель. Если так, то и в цепях можно чувствовать и сознавать себя свободным. Нам нередко приходится встречать ум, сверкающий каким-то стальным холодным блеском. Он светит, но не греет, будучи подобен зимнему солнцу. Не удивительно, что он гораздо больше отталкивает, чем привлекает к себе нашу душу, которая ищет в подобных случаях тепла и света вместе. «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода… их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца. От сидящего на… престоле и до поверженного на земле и во прахе, от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, — у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его» (Сир 40, 1–5). Таков плачевный жребий всех смертных, живущих на земле, по изображению Сираха. И несмотря на это они судорожной рукою держатся за ускользающую от них нить жизни, желая продлить ее хоть на несколько мгновений. «Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Притч 17, 12). Глупец может быть опаснее разъяренной медведицы, очевидно, только потому, что мы не можем предвидеть, когда и с какой стороны он нанесет нам удар. «Partir c’est mourir un peu», — говорят французы (уехать — значит умереть отчасти). Мы переживаем это чувство всякий раз, как покидаем родные места или близких нам людей. Грусть неизбежно обвевает всякую разлуку, особенно если она должна продлиться на многие годы или навсегда.

http://pravoslavie.ru/3282.html

От грозного голоса Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, 4 . и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. Слово 4-го стиха вашу относится к слову народы 3-го стиха. Племена и народы бегут и рассееваются от грозного голоса Вседержителя: „враждуйте народы, но трепещите“! (Ис. 7ср. Пс. 67 ). К ним же относится пророчество, что накопленная ими добыча будет разграблена. Это относится не только к войску Сеннахерима, стан которого, после поражения его воинов Ангелом, был конечно до чиста разграблен Арабами 1118 ; полнее всего относится это к разграблению Ассирии, как гусеницей, Скифами, и к беспощадному истреблению Ниневии Мидянами, как саранчи, после прохода которой ничего не остается. 5 . Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. 6 . И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим. С одной стороны представляется действие Божией справедливости над опустошителем; с другой стороны представляется действие Божией благодати, наполняющей Сион т. е. Церковь Свою, – судом и правдою (см. выше на XXXII, 15 – 17). В Притч. 18имя Господне уподобляется крепкой башне, „убегает в нее праведник и безопасен“. То же самое представляет Сион, место, „которое Господь Бог избрал, чтобы пребывало там имя Его“ ( Втор. 26:2 и ср. молитву Соломона 3Цар. 8 ). То же самое, но в Новом Завете с мировым значением, представляет Церковь Христова, убежище для всех верующих. К ней преимущественно и относятся все пророчества о Сионе и о суде и правде, как мы говорили в предыдущей главе, ибо время правды наступит, „когда изольется на нас Дух свыше“ 1119 . Стих 6-й говорит, что настанут безопасные времена. Это может относиться и к концу царствования Езекии, после поражения Господом Сеннахерима. Но кроме частного применения этого пророчества, мы,-на основании следующих слов об изобилии спасения, о мудрости и ведении, о страхе Господнем, который есть сокровище верующего,-читаем конечно пророчество о жизни Христианского общества на основании начал, положенных Господом и Его Апостолами 1120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мф.22:13 .  Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; О связывании, узах, веревках много раз упоминается в Евангелиях (см. Мк.3:27, 5:3 и др.), о связывании и развязывании Христос говорил несколько раз. Слов: «возьмите его за руки и ноги» ( ρατε ατν ποδν κα χειρν) нет в лучших кодексах. Некоторые думают, что слова «там будет плач и скрежет зубов» – не слова изображенного в притче царя, а Самого Христа, прибавленные к притче. Мф.22:14 .  ибо много званых, а мало избранных. Человек, пришедший на пир не в брачной одежде, так сказать, стал на один уровень с теми многочисленными людьми, которые оскорбили и убили посланных от царя (стих 6). В сравнении с их огромным числом принятые царем гости представляют из себя незначительное меньшинство, какое могло поместиться во дворце. И даже в среде самих гостей нашелся человек, присутствие которого было нежелательно и недопустимо (ср. 3Ездр.8:1, 55 , 3Ездр.9:15 ). Подобное же заключение притчи и у Луки ( Лк.14:24 ). Мф.22:15 .  Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. Согласно Марку и Луке, фарисеи поняли, что Спаситель в притче о злых виноградарях говорил о них ( Мк.12:12 ; Лк.20:19 ). Поэтому и хотели уловить Его в слове ( Мк.12:13 ; Лк.20:20 ). У Матфея эта связь не выражена столь же ясно, как у других синоптиков, но их сообщения бросают свет и на его выражения. Можно заключить в конце концов, что фарисеев раздражила не только рассказанная у всех синоптиков притча о злых виноградарях, но и о браке царского сына, рассказанная в настоящей связи только у Матфея; враги Христа могли растолковать не в свою пользу и эту притчу, если только ее слышали. Таким образом, показание Матфея в разбираемом стихе представляется естественным и связным. Что касается времени, то как у Матфея, так и в параллельных рассказах Марка ( Мк.12:13–17 ) и Луки ( Лк.20:20–26 ) оно не определяется. Только одно можно утверждать с достоверностью, что эти события были продолжением предыдущих и совершились в третий день еврейской недели, или, по-нашему, во вторник. Может быть, фарисеи пошли и совещались во время произнесения притч Спасителем, но вероятнее – после них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

“Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?” (Иов 19:2) — обращается к друзьям Иов, ибо “смерть и жизнь — во власти языка” (Притч 18:22), и слова того, к кому питаешь любовь, “рассекают внутренности” (см. Иов 16:13). Больно, очень больно счищать с себя отпадающие куски плоти (Иов 2:8), теряя привычные и дорогие сердцу привязанности. Но нельзя ожить, не умирая. Нельзя обрести духовное, не расставшись с плотским. Образ змеи, которая освобождается от старой кожи, проползая между ранящих ее острых камней, упоминаемый Святыми отцами, является здесь наиболее подходящим и точным. Теперь надежда только на Бога: “Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе кто поручится за меня? Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им” (Иов 17:3–4). И пока не придет помощь от Бога, Иов будет томится от невозможности познать любовь Божию: “Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 19:27), “я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, — стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне” (Иов 30:20–21). Так сетовать может только тот, кто жаждет ответной любви, кто только в ней полагает свою жизнь. Но чтобы принять любовь, необходимо понять Любящего, необходимо почувствовать к Нему доверие. Но как бывает трудно человеку, особенно если он “непороч­ный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла” (Иов 1:8; 2:3), однако, несмотря на это, “пресыщен унижением” (Иов 10:15); к тому же “плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает”(Иов 14:22)? Как ему разрешить, казалось бы, неразрешимое: почему, например, праведники терпят скорби, а нечестивые пребывают в довольстве, “почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?” (Иов 21:6), почему “один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный” (Иов 21:23), “а другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра” (Иов 21:25)? И почему “в городе люди стонут, и душа убиваемых вопит”, а “Бог не воспрещает того” (Иов 24:12)? Но такое желание понять суть происходящего, выходя при этом за пределы законов познания, можно уподобить попытке рассмотреть цветок с завязанными глазами. Здесь не поможет “дух разумения”, на который так надеются друзья Иова (Иов 20:3), опираясь на собственные представления о справедливости. Только нерассуждающее сердце, исполненное любви, которая “долготерпит, милосердствует все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (1 Кор 13:4–7), сможет устранить все возникающие противоречия.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

8) Говорю это не как повелевающий, но усердием других испытываю также и способности вашей любви. 9) Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он обнищал ради вас, будучи богат, дабы вы обогатились Его нищетою. 10) И я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только делать, но и хотеть того начали с прошедшего года. 11) Совершите же теперь и самое свершение, дабы, как явно было желание, так и исполнено было из того, что имеете. 12) Ибо если есть ревностное желание, оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего он не имеет. 13) Ибо не так, чтобы одним было отпущение, а вам скорбь, но по равномерной справедливости. 14) В настоящее время ваш избыток восполняет их недостаток; дабы и их избыток был в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: 15) «Кто [собрал] много, не изобиловал; и кто мало, не умалил» ( Исх. 16:18 ). 16) Благодарение же Богу, вложившему такое усердие к вам в сердце Титово. 17) Потому что, хотя и он и воспринял увещевание; но он, поскольку был очень усерден, пошел к вам по своей воле. 18) Послали мы с ним также брата, которого во всех церквах хвалят за благовествование, 19) и не только то, но и поставленного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения [gratiam], которому мы служим ради славы Господней и по нашей определенной воле, 20) остерегаясь того, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при такой полноте [приношений], которые вверяются нашему служению. 21) Ибо мы промышляем о добром не только пред Богом, но и пред людьми (см. Притч. 3:4 LXX). 22) Мы же послали с ними и брата нашего, которого испытали во многих делах, что он усерден; ныне же еще более усерден, по великой уверенности в вас. 23) Идет ли речь о Тите, который мой товарищ и помощник у вас; идет ли речь о братьях наших, апостолах церквей, славе Христовой. 24) Итак, явите перед лицом церквей явное доказательство любви вашей и нашей похвалы о вас. Глава IX 1) Я же, Павел, умоляю вас кротостью и скромностью Христа, я, который хотя лично между вами смирен, отсутствуя же, на вас дерзновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

17. Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком. (Се, ныне Господь Саваоф извержет и сотрет мужа, и отъимет утварь твою и венец твой славный). Если Севна (Сомнан), как царедворец, до этого пользовался благоволением своего повелителя, земного царя, который возвысил его, украсил и увенчал; то Царь мира «выбросит» из своего города и царства этого недостойного человека (по указанию евр. текста, так, как дети бросают игрушечный шар, не заботясь о том, куда он упадет на широком и ровном месте). Но предварительно Господь «отымет утварь» Севны (Сомнана), т.е. снимет внешнее украшение с него, а именно: дорогие одежды, принадлежащие званию царского домоправителя, ключ, носимый им через плечо, венец с головы, а также, вероятно, перстень-печать и цепь, возлагавшуюся на шею (см.ст.21–22; ср. Быт.41:42 ; Притч.1:8–9 ). 18. Свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. (И повержет тя во страну велику и безмерну, и тамо умреши: и положит колесницу твою добрую в безчестие и дом князя твоего в попрание). Не в каменной палатке, строго размеренной и красиво убранной, и не с почетным торжеством положат прах Севны, как он мечтал, нет – Господь бросит его в страну великую, несравненно большую, нежели Иудея, т.е. в Ассирию-Вавилонию: брошенный с высот Иудеи, он там укатится далеко-далеко от Иерусалима, ибо страна та безмерна... А «колесница», которая составляла отличительную принадлежность этого царедворца и, может быть, дана была ему в награду ( Быт.41:43 ; ср. Есф.6:7–10 ), уже обесчестится тем, что все граждане Иерусалима, указывая на эту колесницу, будут припоминать только недостойного её всадника и плевать на нее. Даже и тот дом, где жил князь, через которого так или иначе действовал Сомнан ко вреду народа иудейского, будет разрушен в прах, сравнен с землей... 19. И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей. (И извержешися от строителства твоего и от степене твоего).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но можно ли говорить, что обличение – это удел и задача только великих, горящих духом людей, подобных архидиакону Стефану или Московскому митрополиту Филиппу? Нет, ибо апостол Павел призывал всех христиан: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» ( Еф. 5:11 ), а значит, это и наша обязанность. Вы знаете, что трудно обличать, но для того и есть пример людей, которые не дорожили даже самой жизнью своей ради правды. Не всегда, впрочем, полезно обличать. Опасно обличать кощунников: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» ( Притч. 9:8 ). Обличать надо с рассуждением, помня слова Христовы о том, что мы не должны бросать бисера «перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали» нас (см. Мф. 7:6 ). Безнадежных для истины людей, сердце которых полно злобы, обличать не надо, ибо они готовы растерзать обличающего их, как растерзали враги Христовы архидиакона Стефана. Но не все кругом изверги, не все кощунники, есть много людей из числа наших ближних, которых мы можем и должны обличать прежде всего и более всего своей жизнью, делами, поведением, сердцем. Надо являть перед ними образ праведности, образец любви и глубокой веры. И все-таки человек должен обличать и словами, ибо Господь сказал: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:15–17 ). Обличать неустрашимо мы должны тех, кто далек от Церкви; обличать без зла, без раздражения, обличать словами тихими, с любовью, но твердыми и решительными. Надо перед ними раскрывать то, чего они сами не видят или не понимают: все безобразие их дел и поведения. Если будете так поступать, то спасете немало человеческих душ, ибо много людей без объяснения не замечают даже тяжких грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Обида, нанесенная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, и не остановит хода зла, но еще усилит его. В самом деле, в ком было довольно зла, чтобы начать обиду, в тои, по всей вероятности, еще более найдется оного, чтобы отвечает на взаимную обиду. Таким образом должна произойти цепь обид; и каждый, воздающий за обиду, естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить себе; а отсюда всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей... Итак, отражать силу силою, значило бы в настоящем случае делать брань большею, бесконечною, убийственною, а потому лучше делать благодеяние враждующему против нас, чем зло. Священное Писание учит нас на этот раз так: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой ею; сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его (Римл: 12, 17. 29). Если нельзя долго держать горячего угля на голове, чтобы не почувствовать жара, хотя бы это был и самый нечувствительный человек; так точно и самый упорный из ненавидящих мира не долго останется бесчувственным, если кто будет благотворить ему». (См. «Слова и речи Филарета, митр. моск.»). (Д-ко). б) Библейские изречения о мщении. Мщение запрещено: не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш). ( Лeb. XIX, 18 ) . – Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. ( Притч. ХХ, 22 ). – А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрате к нему и другую (говорит И. Христос). ( Mф. V, 39 ). – Никому не воздавайте злом за зло; но пекитесь о добром пред всеми человеками. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорят Господь. ( Puм. XII, 17, 19 ). – Смотрите, чтобы кто кону не воздавал злом за зло; но всегда ищяте добра и друг другу и всем ( 1Coл. V, 15 ). Воздерживайтесь от мщения по примеру И. Христа: будучи злословим. Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному ( 1Nemp. II, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И после этого, схваченные дьявольскими руками, они попадают в мрачнейшие пределы Эреба 280 и подвергаются там вечному наказанию. Так как все это истинно без малейшей тени сомнения, я умоляю тебя настойчивыми и усиленными братской любовью просьбами, чтобы ты, весьма ясно узрев все это, поспешил пробудить то изящное природное дарование, которое у тебя есть, и не угашал познания благородных наук и духовно полыхающий огонь Божественного разумения влажным брением и мокрым прахом земного похотения, но чтобы ты памятовал слова псалмопевца о блаженном муже: В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс. 1:2 ), и еще: Как люблю я закон Твой, Господи, весь день размышляю о нем ( Пс. 118:97 ), и еще то, что сказал Моисей во Второзаконии: Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь ( Нав. 1:8 ). Совершенно удалив все препятствующие тебе бесполезные занятия, старайся прилежать умом к изучению священных наук и достичь в том достославной и истинной красоты, то есть Божественной премудрости, которая блистательнее золота, приятнее видом серебра, огнезрачнее карбункула, сиятельнее горного хрусталя, ценнее топаза (ср.: Иов. 28:17, 19 ), и, по утверждению многоумного проповедника, все драгоценное не стоит ее (ср.: Притч. 3:15; 8:11 ). Ибо что более пристало, дражайший брат, искать юным и чем почтеннее обладать старцам, как не знанием Священного Писания? Оно совершенно безопасно управляет корабль нашей души и приводит его к берегу прекраснейшего рая и непрестанному радованию вышних ангелов. О нем вышеупомянутый мудрец сказал: «Премудрость побеждает злобу, она простирается мощно от края и до края и располагает все с приятностью. Ее возлюбил и взыскал я от юности моей и стал почитателем красоты ее; она прославляет благородство, имея общение с Богом, Господь же всех возлюбил ее, ибо она научает познанию Бога (см.: Прем. 7:30–8:4 )». Посему, если пожелает всемогущий Господь, чтобы я когда-нибудь вернулся в эти края, я обещаю быть тебе во всем этом верным другом и в изучении Божественных Писаний преданнейшим помощником, насколько мне достанет сил 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010