Год итоговый Ед. измерения Дан-ные базо-вые Дан-ные итого-вые Рост за период, [%] Золотой запас Добыча золота Выпуск отечественных машин млн. руб. Добыча угля млн. пуд. Добыча нефти млн. пуд. Выплавка стали (железа) млн. пуд. Выплавка чугуна млн. пуд. Выплавка меди тыс. пуд. Тоннаж торгового флота тыс. тонн Поголовье лошадей млн. голов Поголовье рогатого скота млн. голов Средний урожай хлебов в Европейской части России 1892–93 1911–13 млн. пуд. Сбор хлопка млн. пуд. Источник: и расчеты автора. Можно приводить и другие примеры, но обратим внимание на систему образования. Общий бюджет средств, расходуемых обществом (государством, Русской Православной Церковью , частными учреждениями и лицами) на народное просвещение к началу 1913 г. составлял около 500 млн. золотых руб. При этом затраты на образование населения по линии Министерства Народного Просвещения (собственно государственные расходы) составили к 1914 г. 161,2 млн. руб., увеличившись с 1894 г. в 6,4 раза. Число обучающихся в финансируемых государством средних учебных заведениях составило 733,4 тыс. чел. (рост с 1894 г. в 3,3 раза). Дополнительно к тому в частных, включая иноверческие, средних учебных заведениях обучалось еще около 1 млн. чел. В высших учебных заведениях насчитывалось 39 тыс. обучаемых, что составляло 280% к обучающимся в 1894 г. К тому следует прибавить 6,4 млн. обучаемых в низших школах (численность учащихся в последних приводится без учета обучаемых в районах Средней Азии) Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской империи начальное обучение было бесплатным для учеников, а с 1908 г. начальное образование приобрело статус обязательного на всей территории страны. Для реализации поставленной цели с 1908 г. ежегодно открывалось около 10 тыс. школ, к 1913 г. их общее число превысило 130 тыс. ед. По числу девочек и женщин, получающих образование, в начальные годы XX в. Россия занимала первое место в Европе. Плата за обучение в ВУЗах страны составляла, по мировым меркам, символическую сумму в 50–150 руб. в год (что равнялось в то время 25–75 долл. США). При этом студенты из неимущих семей довольно часто освобождались от какой-либо платы вообще, а студентам духовных учебных заведений выплачивались вспоможения на время учебы из церковных и благотворительных источников (см. рис. 1 и табл. 1 в Приложении).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Я предполагал еще привести такое же мнение и Гёрреса о развитии религий, но сократить его трудно, а вполне выписывать слишком пространно. 73 Надеюсь, что из всех моих сличений нельзя сделать иного заключения кроме того, которое высказано уже в начале статьи. Из. Срезневский 1 Об источниках для религии персидской и египетской см. Creuzer Religions de l " Antiquité, trad. par I. D. Guigniaut, Paris, 1825, I. 11.665 и след. 748. 6 Görres, Mithengeschichte der Asiatischen Welt. Heidelberg 1810, II. 344. – Rohlen, Das alte Indien. Königsberg 1830, I, 157–158. Он восклицает: «Mangel an Originalschriften!» Поэтому очень плохо рассуждает о религии египетской. 7 Anquetil, Zend-A-Westa. Paris 1771. I. 2, 414. Kleuker, Anhang sur Zend-a-westa, II. 1. 117. Рассуждение Анкетиля: Exposition du Système théologique des perses. Анкетиль замечает: Ормузд есть первый Ямшаснаид, следовательно, Зерване Акерене есть начало и Ормузда, и Аримана. – Зерване Акерене, по мнению Анкетиля, значит время без границ; по мнению же Гаутона, Бодена и других, – не созданное все. 10 Görres, II. 354. Гёррес даже сравнивает египетского Пиромиса с персидским Зерване-Акерене, II. 349. 17 Heeren, De la polilique et du commerce des peuples de l " Antiquité, trad. par W. Suckau. Paris, 1830, I. 479–481. 18 Creuzer, I. 1, 417–419. Далее следует полнейшее развитие того дуализма в применении к Антею с Геркулесом и к Бузирису с Геркулесом, 417–424. 23 Геродот, I. 102, 131, III, 8. – Ксенофонт, Экономика, IV, 24. Киропедия, VII, 3, 18. – Плутарх, Об Изиде и Озирисе, 46. 25 Creuzer, I. 1. 345–381. – Ср. Kleuker, Anhang z. Zend-Awesta, II. 3. 82. Görres, I, 253–255. – Eichhorn, De deo Sole indicto Mithra. Comment. Societatis Götting. rec. III, 155. Срав. S. de Sacy, Mystéres du Paganisme par S. Croix, II. 147–150. 50 Rhode, Die heilige Sage und das gesamte Religions System der alten Baktrer, Meder und Perser. Frankf. 1820, 194, 201, 394–412. 70 Anquetil, Zend-Awesta, II, 646, 654, 718. Можно ещё заглянуть в чертежи, приложенные к французскому переводу Крейцера, табл. XXII и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Извлечения… за 1870 год; Военно-статистич. сборник. 4. С. 764; 3 ПСЗ. 3. 1933 (Роспись. С. 244, 305); Отчет… за 1901 год. 401 3 ПСЗ. 30. Приложение. С. 239, 265; 33. Отд. 2. С. 161; Стенографический отчет Гос. думы 4-го созыва. Сессия 4. С. 2379–2380 (от 26 февраля 1916 г.); ср.: там же. С. 44 (5 марта 1912 г.). См. табл. 3. 402 Сборник. 98. С. 459; ср.: Чижевский (1898). С. 342. В 1870 г. общий капитал Св. Синода составил 18 860 000 руб., приносивший ежегодно 4 763 000 руб. в качестве процентов. Выручка от продажи свечей в 1 396 000 руб. расходовалась на содержание духовных училищ; проценты со школьного капитала выражались в 1870 г. суммой в 943 000 руб. (Военно-статист. сборник. 4. С. 817). 403 См. ниже § 20–21. 404 Завьялов. С. 175–183; Сборник. 98. С. 459; ср. таблицы. 405 ПСЗ. 6. 3746; 30. 23254; 31. 24419, 24900; 38. 28396; Калашников. С. 407; Отчет… за 1906–1907 и 1914 годы (ведомости); Чижевский. Ук. соч. С. 339; Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 382–386. 406 Сборник. 98. С. 459; Чижевский. Ук. соч. С. 358–363; ср. таблицу 3. 407 Отчеты… за 1898 и 1907 годы (ведомости); ср. табл. 3. Устав духовных консисторий (1883). Ст. 106, 126, 127; Свод законов (1876). Т. 9. Ст. 405; Т. 10. Ст. 1711; Чижевский. Ук. соч. С. 342. 408 См. таблицу 3. 409 Отчет за… 1907 год (ведомости); Отчет… за 1908–1909 или за 1911–1912 годы, где эти доходы все более растут. См. табл. 3. 410 См.: Евлогий. Путь моей жизни. С. 193. Для роста капитала Синода очень важным было решение Государственного совета от 24 апреля 1884 г. (3 ПСЗ. 4. 2173) о том, что все суммы, которые Святейший Синод не израсходовал к моменту составления бюджета на следующий год, приплюсовываются к его капиталу; все прочие органы государственного управления должны были переносить эти суммы в свой бюджет следующего года. 411 Верховской. Очерки. 1912. С. 124. 412 По истории обер-прокуратуры Святейшего Синода важны следующие работы: Благовидов; Барсов. Синодальные учреждения; Верховской. Учреждение. 1; для времени Николая I важны материалы в: Сборник. 113. 1–2. Общий очерк см.: Доброклонский. 4. С. 85–87. 413

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

крестьянских дворов; в 1640-х гг. в 12 уездах за монастырем значилось 761 поселение, где проживало более 16 тыс. взрослого мужского населения в 3913 крестьянских и бобыльских дворах ( Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. СПб., 2013. С. 97, табл. 3; С. 212—214, 217, табл. 11—13, 15, 16; С. 191, табл. 12). О ревизии Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 г. см.:Там же. С. 83–91. «Старец» – термин монастырской документации XVI–XVII вв. определявший всех пострижеников Кирилло-Белозерского монастыря. Афанасьевский (Афанасьев, Афанасиев) монастырь, подворье Кирилло-Белозерского монастыря с церковью Афанасия Александрийского, находился в Московском Кремле у Спасских ворот ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Кн.1—3. СПб., 2005 (репринт). 1389). Смета доходов и расходов Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в 1601 г.// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. СПб., 1910. С. OLVII, OLX, OLXI. Там же. С. OLXI. О местонахождении больниц и «богадельной избы» см.: Никольский. Н. К. Указ. соч. Т. 1. Вып. 1: Об основании и строениях монастыря. СПб., 1897. С. 29. В полной редакции описи строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря, составленной по результатам ревизии монастырского имущества государевыми писцами в декабре 1621 г., на 1 января 1622 г. в монастыре и «по службам» проживали 552 насельника (Численность братии и слуг, сведения об экономическом состоянии Кирилло-Белозерского монастыря в 1620—1621 гг.// Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв. Приложение 6. СПб., 2003. С. 297, 298).В описи не учтено 100 и более лиц, проживавших в больницах. Подробно см.: Шаблова Т. И. О трапезе в Кирилло-Белозерском монастыре в середине XVII в. (По келарскому обиходнику 1655 г. Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г.)//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

36 П. Строев. Цит. соч., стб. 438, 448, 494. См. также: А. Свирелин. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. М., 1860, с. 53; ААЭ, т. I, с. 301–302. Воспроизведение подписи митрополита Афанасия на одном из актов см.: М. Погодин. Русский исторический альбом. М., 1837, табл. 9; то же, М., 1853, табл. 9; Царь Иоанн Грозный. Под ред. Н. Головина и Л. Вольфа. СПб., 1904, с. 60. 37 Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 29–30, 31,68–70, 82–84, 97–99, 359–362, 366–368; С. Соловьев. История России..., т. 7–8, с. 376–377, ГИМ, Симоновское собр. 58, л. 834 об. 48 В. Ключевский. Древнерусские жития святых..., с. 282. Об этом Житии говорит также А. Кадлубовский (Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 273–284). 52 Во всяком случае, известно, что он занимался переписыванием книг. На одной рукописи Волоколамского монастыря имеется запись: «Апостол Пречистые Богородици Иосифова монастыря, дана на список благовещенскому протопопу Андрею» (Б. Клосс. Никоновский свод..., с. 263). У царя Uoahha IV некоторое время находился Требник митрополита Афанасия (Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Л., 1982, с. 48). 53 Г. Барсов. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI века. – ЧОИДР, 1883, кн. 1. Материалы историко-литературные, с. 5. 55 Там же, с. 273; ПСРЛ, т. 29, с. 249; Кашменский С., прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая. «Вятские епархиальные ведомости», 1875, 10, отдел духовно-литературный, с. 321. Вместе имена поновителей иконы святителя Николая помещены и в Сказании о святых иконописцах. После митрополита Макария читаем: «Преосвященный Афанасий, митрополит Московский и всея России, писаше многие святые иконы» (И. Сахаров. Исследование о русском икоиописании. СПб., 1850, ки. 2, приложение, с. 14). 56 БАН, картотека акад. Н. К. Никольского , карточки 0521–0523. Кроме публикации, он указал два списка Слова по рукописям XVII века. Нами обнаружен еще один список по рукописи XVI века: ГИМ, собр. Н. П. Вострякова 907, Сборник похвальных слов, лл. 116–119 об. (Текст Слова по этой рукописи см. в приложении к данной статье). Но первоначально он не назвал этого труда, как принадлежащего протопопу Андрею (см.: Н. Никольский. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). Вып. 1. А-Б, СПб., б. г., с. 91–92). О его картотеке см.: В. Покровская. Картотека академика Н. К. Никольского . – В кн.: Труды библиотеки Академии наук СССР. М. – Л., 1948, т. I, с. 142–150; Адрианова-Перетц В. П. Картотека Н. К. Никольского . – «Вопросы языкознания», 1961, 1, с. 121–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   П. собр. р. лет. 1. 52 (228). Изображение креста, найденного в развалинах Десятинной церкви, можно видеть у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28 и 29 (211).    Описание и изображения этих монет см. у Сахар. Летоп. русск. нумиэм. 1. С. 30—31 и табл. 1, 2 (251); также в Записк. СПб. археол. нумизмат, общ. Т. 1. С. 386—398. Табл. 18. 1; 22. 18 (249) и в статье Волошинск. Опис. древних русских монет, найденных близ Нежина в мае 1852 г. Изд. Киев, 1853 (82). Снес.: Северн, пчел. 1852. 194 (207); Москвитян. 1852. 17 (160).    Изображения гробниц Владимировой и Ярославовой, также мозаик и фресков К.-Соф. собора см. у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28—29, 36—37, 38—39, 40—41 (211) и еще ЖМНП. 1844. Кн. 1 (119) в конце – снимок трех киево-софийских фресков. А изображение креста преподобного Авраамия Ростовского приложено к статье гр. Толстова: Древн. святыни Ростова Вел., помещ. в Чтен. Моск. истор. общ. Год 3. 2 (296).    Об изображениях на киевск. мозаике и фресках см. Беседы к глаголем, старообрядцу. С. 235—236. Изд. 3-е (316) и ЖМНП. 1844. 1 (119). А превосходные рисунки с мозаических икон константинопольского Софийского собора помещены в великолепном издании под заглавием «Alt-christliche Baudenkmale von Constantinopel von V bis XII Jahrhundert... von Sa1zenberg». Berlin, 1854 (398).    П. собр. р. лет. 1. 50, 52 (228). О святых Кирилле и Мефодии – в Москвитян. 1843. Ч. 3. 6. С. 422—423 (209).     Оболенск. О двух древн. святын. Киева – в Киевлян. 3. С. 145 (212);    Ныне можно встречать только частицы этих мощей. Например, в одном напрестольном серебряном позлащенном кресте святой Александре-Невской лавры, который устроен в 1688 г. и пожертвован в нее от ключаря Благовещенского собора монаха Иосифа (как значится в описи), находятся в числе многих других мощей и мощи Климента, папы Римского.     Мних Иаков — в приложен. 1; Ник. лет. 1. 92 (241); Степ. кн. 1. 135 (156). Дитмар: «Archiepiscopus civitatis illius cum reliquiis sanctorum et ceteris omatibus diversis hos advenientes honoravit (Архиепископ этого города встречал их с мощами святых и прочим всевозможным благолепием» (лат.)) (Chronicon. Lib. VIII. N. 16 in Pertz Monum. Germ. hist. 3. P. 870 (406)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Например: «В лето 6849 (1341) архиепископ Новгородский Василий покры св. Софию свинцем, что была погорела, и иконы исписа, и кивот доспе» (Собр. р. лет. 3. 80 Или: «Лета 7214 (1706) повелением преосвященнаго Иова митрополита... в соборной церкви Премудрости Божии святыя образы, местные и в тяблех, и около столпов, и в приделех починили и олифили» (там же. С. 276). П. собр. р. лет. 3. 211 Метафраст. Опис. новг. Соф. собора. С. 6–14, 28–31 О мозаических изображениях Киево-Софийского собора преосвящ. м. Евгений заметил, что «они доказывают терпеливость художников в подборе цветных стекол, но не доказывают вкуса в выборе рисунков и предметов» (Опис. К.-Соф. соб. С. 31 Но фрески этого собора по искусству стоят еще ниже мозаики. Разумеем греческий месяцеслов, изданный по повелению императора Василия, с лицевыми изображениями святых (Menologium Graecorum... ed. Urbini, 1727 и другой греческий месяцеслов, составленный в X столетии неизвестным, также с изображениями святых (Allatius. De libr. Eccles. Graec. dissert. 1. 84 П. собр. р. лет. 1. 52 Изображение креста, найденного в развалинах Десятинной церкви, можно видеть у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28 и 29 Описание и изображения этих монет см. у Сахар. Летоп. русск. нумизм. 1. С. 30–31 и табл. 1, 2 также в Записк. СПб. археол. нумизмат. общ. Т. 1. С. 386–398. Табл. 18. 1; 22. 18 и в статье Волошинск. Опис. древних русских монет, найденных близ Нежина в мае 1852 г. Изд. Киев, 1853 Снес.: Северн. пчел. 1852. 194 Москвитян. 1852. 17 Изображения гробниц Владимировой и Ярославовой, также мозаик и фресков К.-Соф. собора см. у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28–29, 36–37, 38–39, 40–41 и еще ЖМНП. 1844. Кн. 1 в конце — снимок трех киево-софийских фресков. А изображение креста преподобного Авраамия Ростовского приложено к статье гр. Толстова: Древн. святыни Ростова Вел., помещ. в Чтен. Моск. истор. общ. Год 3. 2 Об изображениях на киевск. мозаике и фресках см. Беседы к глаголем. старообрядцу. С. 235–236. Изд. 3-е и ЖМНП. 1844. 1 А превосходные рисунки с мозаических икон константинопольского Софийского собора помещены в великолепном издании под заглавием «Alt-christliche Baudenkmale von Constantinopel von V bis XII Jahrhundert... von Salzenberg». Berlin, 1854

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

8 ММК. Вкладная книга Соловецкого монастыря 1238. Л. 59. Рисунок часов см.: Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского/Составители В. А. Буров, В. А.Черновол. М., 2000. Т. 1. С. 70– 71. Табл. 6. Ниже в книге неточно воспроизведён текст надписи на часах (Там же. С. 136). 9 Одновременно с ним были прославлены и основатели Соловецкой обители, преподобные Зосима и Савватий. Их Жития были включены святителем Макарием в Великие Четьи Минеи. 10 Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. М., 2000. Т. 3. С. 150; Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции «Жития Митрополита Филиппа "http://ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 53. С. 537. 11 Ко времени пребывания в Москве можно отнести пожалования игумену Филиппу облачения и других льгот (Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия... Изд. 4-е. М., 1847. С. 25–26). 12 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 31–32. 14 Акты социально-экономической истории Севера России конца XV-XVI в. Акты Соловецкого монастыря: 1479–1571 гг./Составитель И. З. Либерзон. Л., 1988. С. 125. См. также: Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий... С. 27; Антонов А. В. К родословию Полевых XVI века//Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 171. 16 ММК. Рук. 684. О собрании грамот в Музее Московского Кремля см.: Тутова Т. А. Коллекция грамот из ризницы Соловецкого монастыря (к истории документального комплекса)//Россия в IX-XX веках. Проблемы истории, историографии и источниковедения. М., 1999. С. 468–474. Текст грамоты см. в приложении к данной статье. Об архиепископе Пимене см.: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. 1 (35).С. 98– 137. 17 Ранее этот Собор нами не был отмечен. См.: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Соборы Русской Церкви в период Первосвятительского служения Митрополита Макария//Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

8 Смирнова А. Е. Творчество гимнографа XVI века Маркелла Безбородого: Автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2005. 9 См.: Die Grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher-Freiburg I. Br., 1997. Bd. 2: 12–25 marz. S. 801–816. 10 См.: Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. Вып. 12. М., 1914. Табл. 196 (переизд. 2011); Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVI века//Сообщения Ростовского музея. Вып. 6. Ростов, 1994. С. 112–127; Шалина И. А. Возвращение древнего памятника отечественной культуры//Русское искусство. 2011. С. 78–81. 11 Жизневский А. К. Об иконе Спасителя, хранящейся в Новоторжском Борисоглебском монастыре//Древности. Труды Московского археологического общества. М., 1874. Т. 4. С. 82–84. 12 Описание Троицкого Колязина монастыря. Тверь: Тип. Губ. правл., 1853. С. 54–56. См. также: Попов Д. В. Подворье Троицкого Калязинского монастыря в Москве//Преподобный Макарий Калязинский — святой заступник земли Русской. Калязин; Тверь, 2018. С. 74–79. 13 Щекатов А. Словарь географический Российского государства, описывающий азбучным порядком... М., 1804. Ч. 3. Стб. 702–706. 14 Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: история их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903. С. 284–285. 15 Цапенко М. Архитектура и фрески б. Макарьевского монастыря в Калязине//Архитектурное наследство. Вып. 2. М., 1952. С. 164. 16 Попов Д. В. Троицкий монастырь. Век ХХ//По пути времени... 2015–2016. Вып. 6. Тверь, 2017. С. 81; Калязинские храмы и монастыри: [В 2 кн.]//По пути времени... Вып. 8 / Сост. и общ. ред. А. Г. Кубарева, А. П. Коршунова. 3-е изд., перераб. и доп. Тверь, 2020. [Кн. 1]. С. 54–87; [Кн. 2]. Приложения. С. 6–20. 17 Калязин. Фрески затопленного монастыря. М., 2020. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 26 мая 1521 г., в день памяти апостола Карпа (по новому стилю эта дата приходится на 8 июня), в Калязинском Троицком монастыре были обретены мощи устроителя и игумена крупнейшей обители Тверского княжества преподобного Макария Калязинского. Первый русский святой XVI в. соборным решением церковных и светских властей того времени в 1522–1523 гг. вошел в сонм местночтимых Тверских святых, а на Макарь­евском соборе 1547 г. канонизирован для общецерковного почитания как великий чудотворец.

http://e-vestnik.ru/history/nebesnyy_zas...

21 Троицкий Патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 51. 22 Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 3. СПб., 1882. Месяцы: Май - Август. С. 184. 23 [Сахаров И.] Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн.2. Приложения. С. 14. 24 Дмитриев Ю.Н. О творчестве древнерусского художника/ЛГОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С.553. Канонизован преподобный Евфросин был на Макарьевском Соборе 1549 года (Голубинскии Е.Е. История канонизации святых в Русской.Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 104). 25 Там же. С. 126. Иконы святых, находящиеся у их святых мощей, были многообразны по своему содержанию. «Житийная надгробная икона возникает в результате развития комплекса надгробных икон, первоначально состоящего из личных молельных икон Погребенного и ранних «персональных» его изображений, на этапе широкого распространения его культа и окончательного распространения его Жития. Она вбирает в себя символику раки Святого, являет образ его моления за притекающих к раке молящихся и изливаемой на них благодати» (Сорокатый В.М. Надгробная икона Прокопия Устюжского 1602 года//Русские исторические деятели в иконе. Тезисы докладов научной конференции. Декабрь 1989 года. М., 1995. С. 36). 26 Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 591. Ср.: [Сахаров И.] Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн.2. Приложения. С. 14. 27 Вздорнов Г.И. Портреты Новгородских архиепископов в искусстве XIV в.//Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI - XVII вв. М., 1980. С. 133. 28 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 12. Табл. 7-8. Публикацию этого надгробного покрова см.: Преподобный Сергий Радонежский, М.: Панорама, 1992. С. 31. 29 Нарциссов В.В. Шитый покров Сергия Радонежского//Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского Музея-заповедника. М., 1990. С. 29. См. также: Он же. Древнейший покров на раку Сергия Радонежского//Русские исторические деятели в иконе. Тезисы докладов научной конференции. Декабрь 1989 года. М., 1995. С. 11 - 13. О начальных этапах развития иконографии преподобного Сергия см. в статье Э.К. Гусевой (Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора//Искусство Древней Руси, Проблемы иконографии. М., 1994. С. 91 - 116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010