Р=N + 14=(30 L 1вс ) + 14=(30 (L табл – 3)) + 14=47 – L табл . Так как Р ≥ 21, то 47 – L табл ≥ 21, следовательно, L табл ≤ 26. Значит, для оснований луны L табл ≤ 26 верно то, что Р=47 – L табл . 47-й день от 1 марта – это 16 апреля (47 – 31=16). Поэтому, чтобы найти дату пасхального полнолуния искомого года, нужно от 16 апреля отнять основание луны искомого года. Но полнолуние не будет пасхальным, если оно наступило ранее 21 марта. Поэтому, если полученная дата полнолуния наступит по календарным числам раньше 21 марта, то прибавим к ней 30 дней. Получим дату следующего – апрельского полнолуния. Оно точно будет искомым пасхальным полнолунием. Зная пасхальное полнолуние, легко определить и дату Пасхи по вруцелету года и месяцеслову с вруцелетными буквами (см. Приложение 1), по которому удобно и даты отнимать (от 16 апреля) для нахождения пасхального полнолуния. Значит, зная только основание луны и вруцелето данного года, можно легко получить дату Пасхи по следующему плану: 1 . По таблицам определяем вруцелето и основание луны данного года. 2 . От даты 16 апреля, не считая его, отнимаем количество дней, равное основанию луны. 3 . Если полученная дата попадает на 21 марта или позже его по календарным числам, то искомое пасхальное полнолуние найдено. Если полученная дата будет по календарным числам ранее 21 марта, то прибавим к ней 30 дней для получения полнолуния следующего лунного месяца. Оно и будет искомым пасхальным полнолунием. 4 . Находим по календарю-месяцеслову ближайшую дату строго после пасхального полнолуния, отмеченную вруцелетной буквой, соответствующей вруцелету данного года, записанному в церковнославянском счислении. Это будет ближайший после пасхального полнолуния воскресный день, который, по определению, является и днём Пасхи. Иллюстрируем по календарю-месяцеслову. Пример 1. В 2000-м году: 1 . По таблицам 15-го Великого индиктиона (см. Приложение 2): Основание луны – 6, вруцелето года – (5). Следовательно, всякая дата в этом мартовском году с вруцелетной буквой является воскресеньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 Форт ясно изображен на том же плане Кроньйорта, а название его видно из объяснения Кеппена. На плане Петербурга 1705 r., по словам Пекарского, «там, где теперь собор всех учебных заведений, находились развалины старинных шведских укреплений» («Петерб. старина», Соврем. 1860 г. июль, стр. 159). При случайной раскопке земли, около юго-западной башни, в недавно разведенном садике, примыкающем к дому соборного духовенства под полуаршинным слоем земли, или, скорее, кирпичной щебенки, оказался слой костей, четверти в полторы, который шел кругом ямы, раскопанной аршина в два в диаметре. Нет сомнения, что это – общая могила или защитников, или завоевателей укреплений, находившихся на месте Смольного. 3 Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15. 4 См.историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, составленное Богдановым, с 1703 по 1750 гг., и дополненное Рубаном, изд. 1779 г., стр.191. 5 Там же у Рубана, «но когда начали в 1733 г. против Канец селить конную гвардию, тогда оный смольный двор перевели в другое место». 6 Хотя в печатных исторических документах не приходилось встречать прямого указания на основание этого дома Петром , но память о том сохранилась в предании, достоверность которого подтверждается остатками древнего сада, которые Петр любил разводить около загородных дворцов. В описании Богданова этот сад помещает, в числе прочих 17, находившихся при загородных зданиях, и об нем, под 5 прямо говорится: «сад при смольном доме, что ныне Воскресенский Новодевичий монастырь». Вообще же о них замечается: «что все сии сады суть начальнейшие, величеством пространнейшие, украшением и прочими убором богато украшенные, о том многим известно». (стр.205). Г. Корнилов в своей «Русской старине» (стр.171), описывая дневные занятия Петра, между прочим, говорит: «в 4 или 5 часов, Петр, без чаю и кофею, выпив рюмку анисовой водки, отправлялся с тростью в одной руке, и с записною книжкой в другой, смотреть производившиеся в Петербурге работы, а после того в свой натуральный кабинет, на том месте, где ныне Смольный монастырь, или в адмиралтейство». Между тем, Кикины палаты под Канцами построены лишь в 1714 г., отписаны на Государя и конфискованы в 1717 г.; значит библиотека и кунсткамера, как говорит Рубан, т.е. натуральный кабинет Императора, могли быть помещены здесь не раньше сего последнего года (стр.161 и 313)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

8 ММК. Вкладная книга Соловецкого монастыря 1238. Л. 59. Рисунок часов см.: Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского/Составители В. А. Буров, В. А.Черновол. М., 2000. Т. 1. С. 70– 71. Табл. 6. Ниже в книге неточно воспроизведён текст надписи на часах (Там же. С. 136). 9 Одновременно с ним были прославлены и основатели Соловецкой обители, преподобные Зосима и Савватий. Их Жития были включены святителем Макарием в Великие Четьи Минеи. 10 Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. М., 2000. Т. 3. С. 150; Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции «Жития Митрополита Филиппа "http://ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 53. С. 537. 11 Ко времени пребывания в Москве можно отнести пожалования игумену Филиппу облачения и других льгот (Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия... Изд. 4-е. М., 1847. С. 25–26). 12 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 31–32. 14 Акты социально-экономической истории Севера России конца XV-XVI в. Акты Соловецкого монастыря: 1479–1571 гг./Составитель И. З. Либерзон. Л., 1988. С. 125. См. также: Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий... С. 27; Антонов А. В. К родословию Полевых XVI века//Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 171. 16 ММК. Рук. 684. О собрании грамот в Музее Московского Кремля см.: Тутова Т. А. Коллекция грамот из ризницы Соловецкого монастыря (к истории документального комплекса)//Россия в IX-XX веках. Проблемы истории, историографии и источниковедения. М., 1999. С. 468–474. Текст грамоты см. в приложении к данной статье. Об архиепископе Пимене см.: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. 1 (35).С. 98– 137. 17 Ранее этот Собор нами не был отмечен. См.: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Соборы Русской Церкви в период Первосвятительского служения Митрополита Макария//Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Год итоговый Ед. измерения Дан-ные базо-вые Дан-ные итого-вые Рост за период, [%] Золотой запас Добыча золота Выпуск отечественных машин млн. руб. Добыча угля млн. пуд. Добыча нефти млн. пуд. Выплавка стали (железа) млн. пуд. Выплавка чугуна млн. пуд. Выплавка меди тыс. пуд. Тоннаж торгового флота тыс. тонн Поголовье лошадей млн. голов Поголовье рогатого скота млн. голов Средний урожай хлебов в Европейской части России 1892–93 1911–13 млн. пуд. Сбор хлопка млн. пуд. Источник: и расчеты автора. Можно приводить и другие примеры, но обратим внимание на систему образования. Общий бюджет средств, расходуемых обществом (государством, Русской Православной Церковью , частными учреждениями и лицами) на народное просвещение к началу 1913 г. составлял около 500 млн. золотых руб. При этом затраты на образование населения по линии Министерства Народного Просвещения (собственно государственные расходы) составили к 1914 г. 161,2 млн. руб., увеличившись с 1894 г. в 6,4 раза. Число обучающихся в финансируемых государством средних учебных заведениях составило 733,4 тыс. чел. (рост с 1894 г. в 3,3 раза). Дополнительно к тому в частных, включая иноверческие, средних учебных заведениях обучалось еще около 1 млн. чел. В высших учебных заведениях насчитывалось 39 тыс. обучаемых, что составляло 280% к обучающимся в 1894 г. К тому следует прибавить 6,4 млн. обучаемых в низших школах (численность учащихся в последних приводится без учета обучаемых в районах Средней Азии) Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской империи начальное обучение было бесплатным для учеников, а с 1908 г. начальное образование приобрело статус обязательного на всей территории страны. Для реализации поставленной цели с 1908 г. ежегодно открывалось около 10 тыс. школ, к 1913 г. их общее число превысило 130 тыс. ед. По числу девочек и женщин, получающих образование, в начальные годы XX в. Россия занимала первое место в Европе. Плата за обучение в ВУЗах страны составляла, по мировым меркам, символическую сумму в 50–150 руб. в год (что равнялось в то время 25–75 долл. США). При этом студенты из неимущих семей довольно часто освобождались от какой-либо платы вообще, а студентам духовных учебных заведений выплачивались вспоможения на время учебы из церковных и благотворительных источников (см. рис. 1 и табл. 1 в Приложении).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

А.М. Смулов Глава II. Всероссийские монашеские съезды 1909 и 1917 гг. 2.1. Съезд представителей иночества 89 (1909 г.) Первый Всероссийский монашеский съезд состоялся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 05 по 13 июля 1909 г. (см. Приложение 7), и явился важным событием для всего русского монашества, крайне нуждавшегося в обсуждении назревших и больных вопросов его духовной и обыденной жизни. Св Синод определил Почетным председателем съезда Московского митр. Владимира (Богоявленского) , а председателем – Вологодского архиеп. Никона (Рождественского) , который и стал основным докладчиком с темой: «Нужды современного русского монашества». Таблица 13. Состав 90 участников иноческого съезда 1909 г. по священному сану и праву голоса Священный сан С правом решающего голоса С правом совещатель-ного голоса Итого, чел. Митрополит Епископ Архимандрит Схиархимандрит Игумен Иеросхимонах Иеромонах соборный Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Схимонах Без сана Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 97] Таблица 14. Состав участников иноческого съезда 1909 г. по должности участника и праву голоса Должность С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Итого, чел. Епархиальный архиерей Викарный архиерей Настоятель Наместник Лавры Наместник монастыря Благочинный Лавры Благочинный монастыря Строитель скита Экклесиарх Лавры Келлиарх Лавры Начальник скита Казначей скита Заведующий подворьем Настоятель Сербского подворья в Москве Епархиальный миссионер Миссионер Управляющий типографией Лавры Типограф Лавры Правитель дел Лавры Ректор семинарии Преподаватель семинарии Помощник смотрителя духовного училища Секретарь архиепископа Игумен Иеросхимонах Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Студент Духовной академии Письмоводитель Лавры Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 3–97] Как видно из табл. 13 и 14, в составе участников съезда были 8 архиереев, из которых три (Преосвященные Андрей (Ухтомский), епископ Мамадышский; Иоанн (Смирнов , †1918), епископ Киренский; Никон (Рождественский , †1919), епископ Вологодский и Тотемский), были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью РПЦ. В работе съезда участвовали 35 архимандритов, 19 игуменов и 25 иеромонахов, служащие, в частности, наместниками 3 лавр и настоятелями 31 монастыря. Присутствовали один ректор духовной академии (Преосвященный Евдоким (Мещерский, †1935), епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии) и пять ректоров семинарий. Кроме того два священнослужителя несли послушания, связанные непосредственно с миссионерским деланием.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  София Суздальская, прп. Описания иконы София Суздальская, прп. - житие Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню " преподобною мученицею " . В рукописных святцах она именуется как " Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница " . При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль " на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя [...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Прп. София Суздальская. Икона. Русь. Середина - 2-я половина XVII века. 32 х 27. Из Покровского монастыря в Суздале. Файл 10232.jpg:   Размер: 937x1200, 1.12 MPix, 342 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (368) , (13) . Описание: [Россия. 1814.] Русские святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Файл 10233.jpg:   Размер: 546x1111, 0.61 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (134) , (4) . Описание: [Суздаль. Ок. 2003.] Собор Суздальских святых (фрагмент). Инокиня Елена. Икона. Суздаль. Около 2003 года. Суздальский Покровский женский монастырь. Файл 10234.jpg:   Размер: 1063x675, 0.72 MPix, 75 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (164) , (6) . Описание: Мерная икона на крещение ребенка преподобной Софии Суздальской с предстоящими тезоименитыми святыми родителей Сергием Радонежским и княгиней Ольгой, 2008, 50х30, дерево, темпера, частное собрание. Файл 12608.jpg:   Размер: 469x784, 0.37 MPix, 459 Kb. Дата: 2011-05-23, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (378) , (34) . Описание: Пр. София Суздальская. Вторая половина XIX век. Дерево, левкас, темпера. 8,5 х 6,5 х 0,8 см. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Файл 33384.jpg:   Размер: 779x980, 0.76 MPix, 185 Kb. Дата: 2018-12-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (79) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2936

Извлечения… за 1870 год; Военно-статистич. сборник. 4. С. 764; 3 ПСЗ. 3. 1933 (Роспись. С. 244, 305); Отчет… за 1901 год. 401 3 ПСЗ. 30. Приложение. С. 239, 265; 33. Отд. 2. С. 161; Стенографический отчет Гос. думы 4-го созыва. Сессия 4. С. 2379–2380 (от 26 февраля 1916 г.); ср.: там же. С. 44 (5 марта 1912 г.). См. табл. 3. 402 Сборник. 98. С. 459; ср.: Чижевский (1898). С. 342. В 1870 г. общий капитал Св. Синода составил 18 860 000 руб., приносивший ежегодно 4 763 000 руб. в качестве процентов. Выручка от продажи свечей в 1 396 000 руб. расходовалась на содержание духовных училищ; проценты со школьного капитала выражались в 1870 г. суммой в 943 000 руб. (Военно-статист. сборник. 4. С. 817). 403 См. ниже § 20–21. 404 Завьялов. С. 175–183; Сборник. 98. С. 459; ср. таблицы. 405 ПСЗ. 6. 3746; 30. 23254; 31. 24419, 24900; 38. 28396; Калашников. С. 407; Отчет… за 1906–1907 и 1914 годы (ведомости); Чижевский. Ук. соч. С. 339; Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 382–386. 406 Сборник. 98. С. 459; Чижевский. Ук. соч. С. 358–363; ср. таблицу 3. 407 Отчеты… за 1898 и 1907 годы (ведомости); ср. табл. 3. Устав духовных консисторий (1883). Ст. 106, 126, 127; Свод законов (1876). Т. 9. Ст. 405; Т. 10. Ст. 1711; Чижевский. Ук. соч. С. 342. 408 См. таблицу 3. 409 Отчет за… 1907 год (ведомости); Отчет… за 1908–1909 или за 1911–1912 годы, где эти доходы все более растут. См. табл. 3. 410 См.: Евлогий. Путь моей жизни. С. 193. Для роста капитала Синода очень важным было решение Государственного совета от 24 апреля 1884 г. (3 ПСЗ. 4. 2173) о том, что все суммы, которые Святейший Синод не израсходовал к моменту составления бюджета на следующий год, приплюсовываются к его капиталу; все прочие органы государственного управления должны были переносить эти суммы в свой бюджет следующего года. 411 Верховской. Очерки. 1912. С. 124. 412 По истории обер-прокуратуры Святейшего Синода важны следующие работы: Благовидов; Барсов. Синодальные учреждения; Верховской. Учреждение. 1; для времени Николая I важны материалы в: Сборник. 113. 1–2. Общий очерк см.: Доброклонский. 4. С. 85–87. 413

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

крестьянских дворов; в 1640-х гг. в 12 уездах за монастырем значилось 761 поселение, где проживало более 16 тыс. взрослого мужского населения в 3913 крестьянских и бобыльских дворах ( Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. СПб., 2013. С. 97, табл. 3; С. 212—214, 217, табл. 11—13, 15, 16; С. 191, табл. 12). О ревизии Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 г. см.:Там же. С. 83–91. «Старец» – термин монастырской документации XVI–XVII вв. определявший всех пострижеников Кирилло-Белозерского монастыря. Афанасьевский (Афанасьев, Афанасиев) монастырь, подворье Кирилло-Белозерского монастыря с церковью Афанасия Александрийского, находился в Московском Кремле у Спасских ворот ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Кн.1—3. СПб., 2005 (репринт). 1389). Смета доходов и расходов Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в 1601 г.// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. СПб., 1910. С. OLVII, OLX, OLXI. Там же. С. OLXI. О местонахождении больниц и «богадельной избы» см.: Никольский. Н. К. Указ. соч. Т. 1. Вып. 1: Об основании и строениях монастыря. СПб., 1897. С. 29. В полной редакции описи строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря, составленной по результатам ревизии монастырского имущества государевыми писцами в декабре 1621 г., на 1 января 1622 г. в монастыре и «по службам» проживали 552 насельника (Численность братии и слуг, сведения об экономическом состоянии Кирилло-Белозерского монастыря в 1620—1621 гг.// Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв. Приложение 6. СПб., 2003. С. 297, 298).В описи не учтено 100 и более лиц, проживавших в больницах. Подробно см.: Шаблова Т. И. О трапезе в Кирилло-Белозерском монастыре в середине XVII в. (По келарскому обиходнику 1655 г. Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г.)//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

36 П. Строев. Цит. соч., стб. 438, 448, 494. См. также: А. Свирелин. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. М., 1860, с. 53; ААЭ, т. I, с. 301–302. Воспроизведение подписи митрополита Афанасия на одном из актов см.: М. Погодин. Русский исторический альбом. М., 1837, табл. 9; то же, М., 1853, табл. 9; Царь Иоанн Грозный. Под ред. Н. Головина и Л. Вольфа. СПб., 1904, с. 60. 37 Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 29–30, 31,68–70, 82–84, 97–99, 359–362, 366–368; С. Соловьев. История России..., т. 7–8, с. 376–377, ГИМ, Симоновское собр. 58, л. 834 об. 48 В. Ключевский. Древнерусские жития святых..., с. 282. Об этом Житии говорит также А. Кадлубовский (Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 273–284). 52 Во всяком случае, известно, что он занимался переписыванием книг. На одной рукописи Волоколамского монастыря имеется запись: «Апостол Пречистые Богородици Иосифова монастыря, дана на список благовещенскому протопопу Андрею» (Б. Клосс. Никоновский свод..., с. 263). У царя Uoahha IV некоторое время находился Требник митрополита Афанасия (Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Л., 1982, с. 48). 53 Г. Барсов. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI века. – ЧОИДР, 1883, кн. 1. Материалы историко-литературные, с. 5. 55 Там же, с. 273; ПСРЛ, т. 29, с. 249; Кашменский С., прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая. «Вятские епархиальные ведомости», 1875, 10, отдел духовно-литературный, с. 321. Вместе имена поновителей иконы святителя Николая помещены и в Сказании о святых иконописцах. После митрополита Макария читаем: «Преосвященный Афанасий, митрополит Московский и всея России, писаше многие святые иконы» (И. Сахаров. Исследование о русском икоиописании. СПб., 1850, ки. 2, приложение, с. 14). 56 БАН, картотека акад. Н. К. Никольского , карточки 0521–0523. Кроме публикации, он указал два списка Слова по рукописям XVII века. Нами обнаружен еще один список по рукописи XVI века: ГИМ, собр. Н. П. Вострякова 907, Сборник похвальных слов, лл. 116–119 об. (Текст Слова по этой рукописи см. в приложении к данной статье). Но первоначально он не назвал этого труда, как принадлежащего протопопу Андрею (см.: Н. Никольский. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). Вып. 1. А-Б, СПб., б. г., с. 91–92). О его картотеке см.: В. Покровская. Картотека академика Н. К. Никольского . – В кн.: Труды библиотеки Академии наук СССР. М. – Л., 1948, т. I, с. 142–150; Адрианова-Перетц В. П. Картотека Н. К. Никольского . – «Вопросы языкознания», 1961, 1, с. 121–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Например: «В лето 6849 (1341) архиепископ Новгородский Василий покры св. Софию свинцем, что была погорела, и иконы исписа, и кивот доспе» (Собр. р. лет. 3. 80 Или: «Лета 7214 (1706) повелением преосвященнаго Иова митрополита... в соборной церкви Премудрости Божии святыя образы, местные и в тяблех, и около столпов, и в приделех починили и олифили» (там же. С. 276). П. собр. р. лет. 3. 211 Метафраст. Опис. новг. Соф. собора. С. 6–14, 28–31 О мозаических изображениях Киево-Софийского собора преосвящ. м. Евгений заметил, что «они доказывают терпеливость художников в подборе цветных стекол, но не доказывают вкуса в выборе рисунков и предметов» (Опис. К.-Соф. соб. С. 31 Но фрески этого собора по искусству стоят еще ниже мозаики. Разумеем греческий месяцеслов, изданный по повелению императора Василия, с лицевыми изображениями святых (Menologium Graecorum... ed. Urbini, 1727 и другой греческий месяцеслов, составленный в X столетии неизвестным, также с изображениями святых (Allatius. De libr. Eccles. Graec. dissert. 1. 84 П. собр. р. лет. 1. 52 Изображение креста, найденного в развалинах Десятинной церкви, можно видеть у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28 и 29 Описание и изображения этих монет см. у Сахар. Летоп. русск. нумизм. 1. С. 30–31 и табл. 1, 2 также в Записк. СПб. археол. нумизмат. общ. Т. 1. С. 386–398. Табл. 18. 1; 22. 18 и в статье Волошинск. Опис. древних русских монет, найденных близ Нежина в мае 1852 г. Изд. Киев, 1853 Снес.: Северн. пчел. 1852. 194 Москвитян. 1852. 17 Изображения гробниц Владимировой и Ярославовой, также мозаик и фресков К.-Соф. собора см. у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28–29, 36–37, 38–39, 40–41 и еще ЖМНП. 1844. Кн. 1 в конце — снимок трех киево-софийских фресков. А изображение креста преподобного Авраамия Ростовского приложено к статье гр. Толстова: Древн. святыни Ростова Вел., помещ. в Чтен. Моск. истор. общ. Год 3. 2 Об изображениях на киевск. мозаике и фресках см. Беседы к глаголем. старообрядцу. С. 235–236. Изд. 3-е и ЖМНП. 1844. 1 А превосходные рисунки с мозаических икон константинопольского Софийского собора помещены в великолепном издании под заглавием «Alt-christliche Baudenkmale von Constantinopel von V bis XII Jahrhundert... von Salzenberg». Berlin, 1854

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010