Евр.13:7 . «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Объяснение. На этих словах апостола основывается почитание угодников Божиих, в особенности святых пастырей Церкви, прославление их подвигов и в особенности страданий и смерти за веру, что разумеет апостол под скончанием жительства, и наконец, как последствие сего, испрашивание у них помощи на такое прохождение жизненного поприща, которое бы вполне сообразовалось с их учением и примером: 1Фес.5:12–13 . Откр.14:13 . «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Объяснение. Прославляются здесь и ублажаются мученики за Христа и все благочестивые, умирающие с верой во Христа и надеждой на Бога. Если угодникам Божиим и в земной жизни за их праведность воздавалось почитание: Гал.4:14 , то тем более они достойны почитания в жизни загробной, в Церкви небесной, в небесном Иерусалиме: Евр.12:22–23 . Исх.20:3 . «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Объяснение. Почитание, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать, по заповеди отцов 7-го вселенского собора, «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству»: см., например, Рим.1:9 ; Евр.9:14 ; а святых, как тварей, – «почитательным поклонением»: Мф.10:41 , т.е. мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Ин.15:14 . Втор.6:13 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись». Объясн. Этими словами не запрещается почитание святых. Здесь слово «послужи» переведено в греческом тексте λαρεσεις; а клятва составляет вид служения, подобающего единому истинному Богу: Ис.65:16 . Значит, здесь говорится только о том, что Господу не угодно, чтобы служили другому кому-либо, кроме Его, таким служением, какое надлежит Ему одному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сектанты говорят: Деян.17:11 : «ежедневно разбирая Писания». Православный ответ: Здесь говорится о ветхозаветных Писаниях, потому что новозаветных тогда еще не было. Сектанты говорят: 2Пет.1:19 ; Ин.5:39 ; 2Тим.3:15 говорится о чтении Священного Писания . Православный ответ: Ветхозаветного, которое пророчествовало о Христе и Церкви Его. Сектанты говорят: Откр.22:18 ... «слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы». Православный ответ: Нельзя прилагать к книге «пророчества», т.е. к Откровению. В Православии никто и не прибавляет. А после Апокалипсиса еще появлялись книги, например, Евангелие Иоанна, книга Правил свв. Апостолов и др., относящиеся к Священному Писанию и к Священному Преданию. Да и сектанты завели у себя «Гусли», «кимволы», «любимые стихи» и множество других подобных книг, сверх Писания. Значит, по их понятию, им и нужно ждать «язвы» от Бога. Сектанты говорят: 1Тим.1:4 : «басни и родословия». Православный ответ: Басни – это мифы, сказки о языческих богах. Этого в Священном Предании нет. Сектанты говорят: 1Тим.6:3–4 : «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»... Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Священное Предание: 2Фес.2:15 : «стойте и держите предания». Сектанты говорят: Мф.15:6 ... «заповедь Божию устранили преданием человеческим». Православный ответ: Какую заповедь? ( Мф.15:4–6 ). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Священное Предание, которое не противно Священному Писанию . О предании человеческом см. Мк.7:3–4 . Сектанты говорят: Мк.7 : Православный ответ: Тот же. Сектанты говорят: 1Кор.4:6 : «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного». Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры ( 1Кор.3:4–12, 21–23; 4:1 ). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Мы, члены новозаветной Церкви, живущие уже не под законом, а под благодатию ( Рим. 6:14 ), еще больше в молитве «имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Него» ( 1Ин. 3:21–22 ), ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:15–16 ), получившие великое обещание от Христа, нашего Спасителя: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин. 14:13–14 ). Движимые состраданием и любовью к умершим мы и молим Бога простить их грехи ради крестных страданий Искупителя мира, веря словам Его, что Он все сделает, чего ни попросим во имя Его, и что «всякий грех», кроме хулы на Духа Святого, может быть прощен человеку не только в этой, но и в будущей жизни. 4) Сектант: Бесполезно молиться об умерших, ибо «что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнетъ, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6:7–8 ), ибо Бог «воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ), поэтому «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 . Откр. 20:13 ). Объяснения православного: И эти приведенные сектантами места св. Писания говорят не о суде над людьми, совершающемся тотчас после их кончины, а о том суде, который наступит для них после второго пришествия Христа и кончины мира, ибо в Писании ясно сказано, что непознавшие Бога и непокорившиеся благовествованию Христа еще не подверглись, а «подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа... в день оный»«в день суда» ( Мф. 10:15 . 2Петр. 3:7 ). «Посему, скажем сектантам, уже осудившим всех умерших грешников на вечные муки, словами ап. Павла: «не судите прежде времени, пока не прийдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечныя намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 . См. предыдущий 3-й пункт). До всеобщего же суда милосердный Господь, «имеющий ключи ада и смерти», «низводящий в преисподнюю и возводящий», может, согласно обетованию Своему ( Мф. 21:22 ), по молитвам верующих Церкви, возвести и из ада умерших с верою в Него грешников, «да прославится Отец в Сыне» ( Ин. 14:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1Фес.1:10 ; Дан.7:13 ). Тогда Богочеловеческая реальность Личности Спасителя будет явной для всех людей, включая и тех, которые на земле осудили Его на смерть и распяли ( Откр.1:7 ). И все земнородные ясно узрят, что Бог возвысил Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени, и преклонится пред Ним всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:9–11 ). Божественную славу Спасителя при Втором Его Пришествии нельзя описать никаким языком: ни человеческим, ни ангельским. Вся слава неба и небес над небесами явится тогда на земле. С Ним придут все святые Ангелы, ибо Сам Господь обещал: Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ; ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26 ; Мф.16:27, 24:30 ; Иуд.14 ; Ис.66:18 ). Неотступно верные слуги Спасителя, Ангелы, будут сопровождать Его и при Его Втором Пришествии (см. Мф.13:41, 24:31, 25:31 ; Мк.8:38 ; Лк.9:26 ), которое воссияет, подобно молнии, и потому будет видимо всеми и всюду. А кто может сопровождать молнию, если не Ангелы? Кто может служить такому Богу и Господу, приходящему, как молния, если не Ангелы? Посему святой Апостол благовествует: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ( 1Фес.4:16 ). Первому Архангелу, святому Архистратигу Михаилу, этому хранителю народа Божия ( Дан.10:5, 13, 21, 12:1 ), Господь даст заповедь о воскресении мертвых и о Суде; он объявит ее прочему небесному воинству, которое Божиими трубами возвестит ее всем существам неба и земли, от одного до другого края небес ( Мф.24:31 ). И все, живые и мертвые, выйдут в сретение Господу: и Сам Господь при последней трубе сойдет с неба ( 1Кор.15:52 ; 1Фес.4:16 ). Эта Богооткровенная истина о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа составляет один из главных догматов Богочеловеческой, Христовой веры, который Церковь испокон веков вводила в свои символы и его необходимость для нашего спасения возвела в догмат на все времена, внеся его во вселенский, Никео-Цареградский, Символ веры , благовествуя о воскресшем и вознесшемся Господе Иисусе Христе, что Он паки придет со славою судить живых и мертвых и Его Царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

КАК ГРЯЗИ чего Оборот употребляется в значении: много, с избытком, так много, что теряется первоначальная ценность (о чем бы при этом ни шла речь). «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи» ( Зах.9:3 ). Ср .: «…он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение…» ( Иов.27:16 ). Как песку морского КАК ПЕСКУ МОРСКОГО чего Выражение используется в речи как гипербола, в значении: неисчислимо много, неограниченное количество чего-либо. Часто встречаемое в  Б . сравнение относится в основном к количеству народа и прежде всего — чьего-либо потомства. В обетованиях Господних патриарху Аврааму даруется умножение его «семени»: «…сделаю твое потомство, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» ( Быт.13:16 ); обетование это повторяется после того, как Авраам, в доказательство абсолютной любви к Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благославляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря…» ( Быт.22:16–17 , см. также Быт.32:12 ; 3Цар.4:20 ; Ис.10:22, 48:19 ; Иер.33:22 ). Ни войны, ни катастрофы не отменяют этого обетования; в пророчестве о восстановлении Израиля повторено: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить…» ( Ос.1:10 , Евр.11:11–12 ). Песку морскому уподоблены враги Израиля, с тем чтобы подчеркнуть значимость победы над ними: «И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском… И собрались все цари сии… чтобы сразиться с Израилем» ( Нав.11:4–5 ). «Мадианитяне же и амаликитяне, и все жители востока, расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря» ( Суд.7:12 ). В конце времен враг рода человеческого восстанет на последнюю битву и «выйдет обольщать народы» и «собирать их на брань; число их как песок морской» ( Откр.20:7 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Итак, внешний двор храма не измеряется и исключается, ибо он дан язычникам. Однако время пришло к тому, что язычники не только займут этот внешний двор, так что наложат на него печать нечестия своего, отчуждившись совершенно от сонма избранных Божиих. Нет, гораздо хуже того: самый святый город будут они попирать сорок два месяца. Вполне допустимо, что в формулировке данных слов в Апокалипсисе сознательно воспроизводится то, что сказано было в Евангелии Луки – в эсхатологической беседе Спасителя: Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников ( Лк.21:24 ). Но только здесь уже указывается будущее историческое осуществление того, прообразом чего было то попирание язычниками палестинского Иерусалима, т. е. насилие язычества по отношению к Церкви Божией, имеющее быть в последние времена. «Попирание язычниками, т. е. неверующими и безбожниками, Божия храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, и опустошение, и осквернение святых мест – действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем – в наивысшей мере – и будет отличаться время антихриста ( Андрей Кесарийский , Клифот, Кременц)» (Орлов) 260 . Время насильственного попирания града Божия указывается Иоанну точно: оно будет продолжаться 42 месяца, или, в переводе на года, три с половиной года. Срок этот указывается в Апокалипсисе (как ранее у Даниила) несколько раз (см.: Откр.11:3; 12:6,14; 13:5 ; Дан.7:25; 12:7 ) и, как учит Православная Церковь , относится к периоду действования антихриста, царство которого продлится именно в течение этого времени (1260 дней=42 месяцам=трем с половиной годам) и закончится наступлением Второго пришествия Господа Иисуса Христа. 3–6. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко едино-летный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце. Переложение: «Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, — Он — наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды». В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), — свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении (Откр 13:8). В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. И в первой стихире Пасхи поется: Пасха — Христос избавитель. Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем Богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (Кор 5:7). Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой? Начало этого участия полагается во Святом Крещении . Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:3-4). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. Кол 2:12). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: «Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем». Крещение — это смерть для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5).

http://pravmir.ru/pasxa-v-biblii/

Св. Кирилл Иерусалимский , видя в Песни Песней пророческое изображение евангельских событий, усматривает указание на то страшное вино со смирною, которым хотели упоить распинаемого Христа, чтобы Он не чувствовал всю тяжесть мук распятия. Господь отказался тогда, ибо пришел, чтобы испить всю чашу гнева Божия. О страшное вино, приготовленное Христу-Жениху, когда Он пришел к нам в дом этого мира! Так, св. Кирилл пишет: «И о вине есмирнисмене упомянули также Песни: напою Тя от вина с вонями строенаго». Далее, обращаясь к девицам Иерусалимским, Невеста говорит: 8:3–4 Шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя. Заклях вас, дщери Иерусалимския в силах и в крепостех сельных: аще подвижете и воздвижете любовь, Дóндеже восхощет. 8:3–4 Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, – не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Невеста упоена любовью Жениха. Толкование этих слов см 2:6–7. Трижды в Песни Песней звучит апокалиптический вопрос: «Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?..» ( Откр. 7:13 ). 1 . Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? (3:6). 2 . Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце, ужас вчиненны? (6:10). 3 . И третий раз: 8:5 Кто сия восходящая убелена и утверждаема о брате своем? 8:5 Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Троекратный вопрос, заданный в начале, средине и конце, связывает Песнь Песней Соломона воедино. Троекратность вопроса означает восхождение Церкви и души праведника ко Святой Живоначальной Троице. Троекратность вопроса означает восхождение к Богу от пустыни этого мира Церкви и народа Бога Отца времен ветхозаветных и Церкви первенцев ( Евр. 12:23 ) при явлении в мир Сына Божия Иисуса Христа, а также и Церкви, питаемой и одухотворяемой Духом Святым во времена благодати Святого Духа. Троекратность вопроса означает восхождение к Богу всех трех сил души человеческой: ума, сердца и духа, или: разума, чувства и воли. Троекратность вопроса означает три духовных возраста (Церкви вообще и души в частности): младенчество, зрелость и старчество. В эти времена и совершается восхождение от пустыни к Богу – Создателю и Искупителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вот кто наш супостат и враг: все духи зла, спадшие с неба. И мы, христиане, как могли бы мы выстоять в этой борьбе, если бы не имели Божия всеоружия и не были бы сильны и непобедимы Христом Богом, Который – в нас и посреди нас, то есть здесь, в Церкви, со всеми Своими Божественными силами? Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:3–5 ). И во всем этом побеждаем мы Владыкой Христом, по всеистинному благовестию всепобедного Апостола: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, на Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим.8:38–39, 37 ). Только перед живым Богом и Владыкой Христом сатана и все его ангелы немощны и бессильны (см. Мф.8:29–32 ; Мк.5:12–13, 1:27 ; Лк.4:36 ). Наш деннонощный подвиг: бодрствовать и не давать места диаволу (ср. Еф.4:27 ). А место диаволу мы даем, если уделяем место греху, ибо через грех диавол и входит в нашу душу. Если же по небрежению и нерадению над собой либо по пристрастию ко грехам мы отводим место многим грехам и страстям, то постепенно на престоле нашего сердца они воцарят сатану ( Откр.2:13 ). Лишь от Бога, живущего в нас через святые таинства и святые добродетели, диавол убегает. Посему надлежит нам постоянно бороться против всего диавольского воинства, то есть против всех грехов и страстей, – и он побежит [и] от нас, от нашего всеоружия Божия. Всегда – и днем, и ночью – каждый христианин должен содержать и исполнять евангельскую заповедь: Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ). А вкупе с ней – еще и следующие Божественные заповеди: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

: Бог искушал Авраама… Быт.22:1 ). Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если твои преступления умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даёшь Ему? или что получает Он от твоей руки? Твоё нечестие относится к человеку, как ты, и твоя праведность к сыну человеческому ( Иов.35:7 ). Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь твои пути в непорочности? ( Иов.22:2-3 ). В этих словах отметается сама мысль о возможности правовых взаимоотношений человека с Богом. Целью же грубых пугающих слов и жестоких ударов по Израилю всегда была не мстительность Божья, а любовь и попечение о спасении человека от губящего его греха: Обратитесь, обратитесь от ваших злых путей; для чего вам умирать, дом Израиля? ( Иез.33:11 ). Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю ( Ис.1:16-19 ). Откровение Божие преподано настолько разно- о бразно, что почти на каждый из образов можно найти формально (т.е. по форме) противоположный ему. Например, в Священном Писании уживаются на первый взгляд полярные высказывания о сущности наказаний Господних. Чаще всего интерпретации Божественного промысла выражены грубым человеческим языком со словами об обиде, жаре гнева, родовой мести, огромной ярости Господа Бога, Его ненависти к беззаконникам и т.п. (см. Иов.20:23 ; Ис.54:8 ; Иер. 11:11-14; 12,8 ; Откр. 19:15 ; Пс. 5,6; 93,1; 10,5 и др). Но, в то же время “наказания” Господни не остаются без объяснений по существу: Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:14 ). Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих (Пл.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010