Лучший пример этого представляет нам Флорентийский собор (по западному счислению 17-й Вселенский), заключения которого были приняты и подписаны многими иерархами восточной церкви, но которые ныне в этой церкви не имеют никакой важности и, главным образом, потому, что их не хотел принять или признать народ. Право участия верующих мирян в избрании священнослужителей основывается также на примере апостольской церкви. Верующий народ участвует в избрании ап. Матфея ( Деян. 1:15 ) и первых диаконов (Деян. 6и сл.). Это право народа существовало в той или другой форме во все века церкви. Против него обыкновенно приводится один канон (13 Лаодик. соб.), но канон этот говорит о толпе ( χλος), которой следует запретить избрание священнослужителей, но ни этот, никакой другой канон не запрещает народу или его законным представителям участвовать, согласно установленному порядку, в избрании священнослужителей. Права народа в этом избрании, как и в церковных соборах, отличаются от прав иерархии. Народу принадлежит избрание и предложение известного лица в узком смысле, а иерархической власти – признание выбора и возведение предложенного лица в известное священнослужительское достоинство, или наоборот, иерархия предлагает известное лицо, а народ высказывает свое мнение о нем и согласие или несогласие на служение этого лица церкви. Народу принадлежит в этом votum consultivum, testimoniale и вообще consensum, но никогда ни один канон не лишал народа права иметь участие в избрании иерархии. – Участие народа в управлении церковным имуществом изменяло в течение времени свою форму, но в основе своей оно оставалось всегда в силе, как остается в силе в различных видах и в настоящее время. Константин Великий особым законом определил места школ, предметы обучения, число учителей и т.д. (Ad. Cod. Theodos. Jar. Gothofr. De professoribus et de stud, liber.). О школах в Карфагене и Галлии см. August., lib. V confess., e. 8. Hieronim, ep. ad Rustic. О церковных школах в древней сербской церкви см. в позднейших рукописях Душанова законника следующую статью: «и cujy заповед имами от всех cmapejmyjy, jyжe заповеда нам господ бог наш и свети апостоли и богоносни оци наши и вси свети и вса npabocлabhaja католичанска света црков наша bacmoчhaja, мати всем црквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Таким образом, отнюдь не дОлжно желать зла врагам, как показала истина; а, напротив, нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: Отче! прости им грех: ибо не знают, что делают (Лк. 23 , 34). Что же касается того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы не хорошо понимаем слова святых и потому оказываемся вносящими новое вопреки отцам, или, лучше сказать, вопреки Богу. Так божественный Кирилл в речи против Юлиана выразился согласно с древним законом, не смешивая Ветхого Завета с Новым, — да не будет. Ибо он не мог не знать, что сказанное в законе сказано тем, кто жил под законом (см.: Рим. 4 ); равно не мог не знать он и сравнения, сделанного Спасителем в следующих словах: сказано древним то-то; а Я говорю вам то-то (см.: Мф. 5 , 21–22). Поэтому мы, как говорит божественный Дионисий некоему Демофилу, не примем твоих слишком ревностных стремлений, хотя бы тысячу раз ты ссылался на Финееса и Илию. То же услышав, Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (см.: Лк. 9 , 54–56)... Надобно учить неведущих, а не наказывать. Также и Игнатий Богоносец говорит: " Ненавидящих Бога надобно ненавидеть и на врагов Его негодовать (см.: Пс. 78 , 6), но не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающим Бога " . Если же не дОлжно бить, то едва ли дОлжно убивать их. Так как ты, владыка, полагаешь, что и святой Симеон [ 6 ], живший на Дивной горе, согласен с тобою, то не думай этого. Ибо святой не мог противиться Христу или учителям, высшим его. Но что же тогда? Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам. Сообщаемое об Иоанне Постнике, предстоятеле Константинопольском, будто он повелел посадить на кол волшебников, мне не кажется истинным, но, может быть, он допустил это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

Старообрядцы поморцы, издавая в 1910 году труд Захария Копистенского «О правдивой единости», вот как пишут о нем: «Автор издаваемой нами книги – иеромонах Киево-Печерской обители Захария Когистенский, известен в истории церкви как неутомимый борец за православие против натиска западной католической церкви... Составитель книги о Вере в предисловии называет Захарию блаженным, поборником и защитником православия. Главный труд о. Захарии Полинодия» (см. в конце, послесловие «от издателей»). 4) Киприан Карф. 1, п. 54, стр. 257 (а по 2 изд. 307): «Хотя бы гордая толпа и ушла, однако церковь не отступит от Христа, а ее составляет народ, приверженный к священнику и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ в церкви и церковь в епископе; и кто не с епископом, тот и не в церкви». 5) Игнатий Богоносец , 3 посл. к Филадельф. л. 18: « Игнатий Богоносец , церкви Бога Отца и Господа Иисуса Христа, сущей в Филадельфии, в любви помилованной, и основанной во единомыслии Божии и радующейся во страдании Господа нашего Иисуса несомненно, и в воскресении Его известившейся во всякой милости: юже целую в крови Иисуса Христа, яже есть радость вечная и твердая, наипаче тем, иже едино суть со епископом и со пресвитеры и со диаконы вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа, иже по собственной воли утверди свою церковь твердо на камени назданием духовным и нерукотворенным: на ню же опрошася ветры и реки, и не возмогоша ю опровергнути, и ниже когда либо да возмогут то совершити лукавии дуси, но изнемогут силою Иисуса Христа Господа нашего». 6) Его же посл. 1 к Траллианом, л. 7 об.: «Епископ Бога Отца всех образ есть: пресвитери же, яко сонм Божии и союз апостолов Христовых; без них церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных; уповаю же, яко и вы тако непщуете». 7) Августин против противн. закона и пророков, гл. 1, число 39 (Алекс. Вып. 66): « Церковь от времен самих апостолов чрез известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В настоящем случае я хотел бы, братие, чтобы вы напечатлели в сердцах своих образ старца Серафима в пути и унесли его с собою в дома свои. Вот он с раннего утра, в четыре, иногда и в два часа пополуночи отправляется из этой вот кельи, над которою построен ныне освященный храм, в ближнюю пустыньку. Он идет в своем белом холщевом балахоне, в старой камилавке, с топором в руке. На спине у него котомка, набитая камнями и песком. Поверх песку лежит Евангелие. У него спрашивали, зачем он удручает себя этой тяжестью. «Томлю томящего мя!» – отвечал старец. Не забудем никогда этого образа и краткого ответа старца в пояснение его. В нем начертан весь путь жизни: сначала победить врага в себе самом, а потом уже помогать другим побеждать врага. «Радость моя! – говорил преподобный,– молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». В заключение же снова прошу вас, братие: будем молиться Господу Богу, да распространит он славу преподобного и богоносного Серафима по лицу всей земли Российской, да умножаются храмы во имя его, да усвояет в них и чрез них все блага святой веры и Церкви русский народ, ибо, повторим слова преподобного: «У нас вера православная, Церковь , не имущая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие – в щит и в броню – правду: сих врата адова не одолеют». Это вещее слово крепкой веры и пламенной любви святого Серафима к Матери-Церкви да будет заключением и всех торжеств Саровских. Аминь. Печатается по изданию: Саровские поучения протоиерея Философа Орнатского . СПб., Типо-литография М. П. Фроловой, 1903. 32 В этот день была назначена торжественная панихида в Успенском соборе, а также панихиды и во всех церквах монастырских.  34 Икона накануне принесена была в Саров в крестном ходе из Дивеева и возложена на аналое в Успенском соборе. Читать далее Источник: Преподобный Серафим, Царь и народ : Чудо прославления, Саров - Дивеево, 1903 г. : [Воспоминания и док.]. - М. : Изд. совет Рус. Православ. Церкви; [с. Дивеево (Нижегор. обл.)] : Свято-Троиц. Серафимо-Дивеев. монастырь, 2003. - 254, с., л. ил., цв. портр.; 24 см.; ISBN 5-94625-066-3

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

среди неисчислимых бед. и дай нам Бог, чтобы как прежде, сиял в конце тоннеля свет. К.А. 7 ноября 2014, 20:52 А меня патриотизм интересует постольку,поскольку он служит сохранению веры,о чем просил Сам Сын Божий(Лк.18:7-8). В противном случае,можно становиться очередным штатом США,с их ура-патриотизмом. Затем мировое правительство, антихрист,срам,сожжение. Николай Владимирович 30 сентября 2014, 00:10 Еще раз о Великой Отечественной. Три факта; вначале,после недельного ступора вождя мирового пролетариата,когда вермахт уже взял Минск,последовало его обращение с акцентом на " воскресших " братьев и сестер; посредине - избрание Патриархом Сергия(Страгородского),в 1943,с самой высшей санкции,освобождение оставшихся в живых архиереев, " реабилитация " Церкви; в конце его тост за русский народ,внесший решающий вклад в победу над фашизмом. Нет,не за советскую власть,а за народ-Богоносец! Однако,упразднение советского наследия(памятников Ленину),а-ля по-украински - преступно. Многие трудились честно и так по-большевистски плевать в собственную историю,значит запускать ее по второму кругу... Осмысление и очищение - органический процесс; к примеру,нет конфликта по поводу того,что не награждают ныне орденом Ленина,уважая награжденных,дойдет и до того,что человека похоронят. Не надо превращать это в идейное шоу. Именно поэтому он там и лежит. Василий 13 мая 2014, 02:20 А вспомните, к примеру, гражданскую позицию святителя Николая Японского (Касаткина) в годы Русско-Японской войны 1903-1905 годов: он благословил своих духовных чад -- клириков и мирян основанной им Православной Церкви Японии -- молиться лично и служить молебны о победе Японии в этой войне, но сам в этих молебнах не участвовал даже, что в своих личных келейных молитвах он просил Господа даровать в этой войне победу И ещё на тему уранополитизма: у православных Сербов и Болгар всегда преобладали и сейчас преобладают имена славянского происхождения, большинство из которых отсутствует в Православных святцах -- такие имена носят даже некоторые священники Сербской и Болгарской Православных церквей как я был когда-то удивлён, читая рассказ про сербского священника отца наш же русский народ вскоре после Крещения Руси, ради преуспеяния в благочестии и верности Христу, начал постепенно отрекаться от своих традиционных славянских имён: поначалу у каждого крещёного древнего русича было два имени -- мирское славянское и церковное неславянское, взятое из святцев; а затем славянские имена были в основном вытеснены церковными: сохранились и употребляются в современной РПЦ только те славянские имена, под которыми были канонизированы некоторые благоверные князья Древней Руси. См. также:

http://pravoslavie.ru/61767.html

Итак, всматриваясь в текст этой речи о запечатленных, мы прежде всего там не видим самого процесса запечатления, а приводится только услышанное тайнозрителем число таких запечатленных – 144 тыс. сынов Израилевых. «Самое число 144 тыс., по согласному мнению толкователей, очевидно, символическое, и должно означать полное число избранных (12... 12... 1000). Запечатленные эти именуются, как мы видели, сынами Израилевыми, и даже подсчитывается точно количество таковых по каждому из 12 исторических колен еврейского народа» 215 . Но здесь, как и во всех подобных указаниях, всегда возможен и уместен вопрос: какой Израиль имеется в данном случае в виду: Израиль по вере или по крови – плотской, ветхозаветный или новый, духовный, ибо всякий, знакомый не только с посланиями ап. Павла, но и вообще с Новым Заветом, знает преимущество по нему этого новозаветного Израиля, верного Аврааму и другим патриархам по вере и духу, пред отвергшим Христа еврейством. Ведь еще Предтеча всем этим неверам, гордившимся своим плотским происхождением от Авраама, у Иордана говорил: И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Мф.3:9 ; Лк.3:8 ). А Сам Иисус Христос еще строже отозвался о них, прямо назвав их детьми не Бога и не Авраама, а диавола, ибо если бы они чада Авраама были, то дела Авраама (а не человекоубийцы и лжеца-диавола) они бы творили (см.: Ин.8:39–44 ) (да и сам Апокалипсис, как мы видели, отнюдь не за это последнее: см. Откр.2:9 и 3:9). Итак, ответ на этот вопрос для нас совершенно ясен: нельзя и сомневаться в том, что не евреи, а христиане все эти запечатленные. То, несомненно, возрожденные во Христе члены Святой благодатной Церкви Его, избранные Его святые – те, которых именует Церковь «преподобными и богоносными отцами» ее. И их, и в том же самом числе, мы видим потом и в 14-й главе Апокалипсиса, где уже никакого, хотя бы и символического, указания на сынов Израилевых не дается. С другой стороны, нельзя здесь под запечатлением разуметь, как хотелось бы некоторым, обращение евреев в христианство общею массою в последнее время (см.: Рим.11:25–26 ). Ибо это запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, потому что печать налагается на тех, кто уже рабы Божии. Да и не все же имеющие обратиться при конце мира ко Христу евреи будут теми девственниками, о которых сказано в параллельной 14-й главе Апокалипсиса. Впрочем, представляется вполне приемлемым и мнение проф. прот. Орлова, который говорит: «Лучше всего под запечатленными разуметь совершенных верующих последнего времени, которые достигнут высшего совершенства и одухотворенности после общего обращения в христианство израильтян, – тогда, когда и Израиль по плоти, и Израиль по духу составят единое стадо Христово. Запечатленные ангелом суть совершеннейшие из христиан последнего времени, избранный народ Божий – тот самый, о котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи» (см.: Мф.24:22 ) 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

56 Рукописное житие; Летописец Русский, часть V, стр. 68; Псковская летопись под 7063 г. и проч. 57 Рукописное житие. Летопись по Никон.спис. Част. VII, стр. 231. Летописец Русский, часть V, стр. 68. 58 См. Карамзин, Ист. Российск. Госуд. Том III, примеч.399 и припись к рукописи Иосифова монастыря, в 8-ю долю 134. 61 Царь и митрополит проводили Гурия за Флоровские ворота, бояре и духовенство до Симонова монастыря, а епископ Крутицкий до судов. Карамзин, Истор. Российск. Госуд. Т. III, примеч. 399/ 63 См. Акты Археолог. Экспед. Том I, стр. 258. Означенная святая икона постоянно была и доныне находится в великом уважении у жителей города Чебоксар и соседних селений. К этой иконе, по причине многих Божиих благодеяний, разными людьмиполученных по молитвам при ней, многие прибегают с усердными молитвами. Ныне она помещена в ряду иконостаса Чебоксарскогособора, на левой стороне царских врат. Что эта икона подлинно есть дар святителя Гурия, это утверждает общее, всем известное в Чебоксарах предание и древняя рукопись, хранящаяся в Чебоксарском соборе, в которой обозначенной иконе написано: «Принесеся сия святая икона в сей град Чебоксары в лето 7063 (1555); а принес и благословил ею сей град и люди, живущие в нем, первопрестольник преосвященный Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский». 72 Это правило требует от всякого предстоятеля Церкви, чтобы он поучал клир и народ благочестию, избирая истины из божественного Писания и не преступая положенных пределов предания богоносных Отцов, т.е. не инако изъясняя Писания, как так, как изъясняли его светила и учители Церкви. 77 См. письмо Царя Иоанна Васильевича к святителю Гурию, вполненапечатанное в Продолжении Древн. РоссийскВивлфике. Том V, стр. 241. 78 В том же письме Царь писал: «О Боже! как ты счастлива Русская земля была, коли бы владыцытацы были, яко же преосвященный(митрополит) Макарий и ты и Дионисий (неизвестно кто)только о сем пеклися»! См. там же. 79 В том же письме Царь писал: «Послал есмя грамоту к наместнику Димитрию Палецкому, который недавно, к вам в Казань поехал, и велел есмя дати ему отчины, поговоря с тобою из Арских и Ногайских и Нагорных волостей пустых да гожих. Сколько пригоже, оные возмите, а коли увидите, что мало, ино пишите ко мне, а я на дело доброе не пожалею и не откажу». Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

238 См.: Остроумов. Православное почитание животворящего креста и святых икон/Вера и Разум. 1897. 15. 251 Тропарь при крестном ходе. Кроме цитированных сочинений о почитании св. мощей можно читать в следующих изданиях: Вишневский. Апология истины нетления св. мощей. Киев. 1896; Властов. О нетлении св. мощей. 1890; о. Г. Ключарев. В защиту почитания нетленных мощей. Ставрополь. 1903. 252 По примеру евреев, религиозное освящение седьмого дня можно находить во многих древних религиях. В Китае, например, свящ. книга Ши-Кинг, явившаяся гораздо раньше Конфуция, говорит о седьмом дне как о празднике. В Греции Гезиод упоминает о седьмом дне как дне священном, а Гомер часто убеждает народ сохранять этот день как праздник. У магометан недельным праздником служит пятница. 253 См.: св. Игнатий Богоносец . Послание к Магнезианам. Гл. IX (Писания мужей апостольских. Перев. о. Преображенского. М., 1862. С. 391–392); Варнава. Послания Варнавы. Гл. XV (Там же. С. 67–68); 64-е апостольское правило (Правила св. апостол. с толков. М., 1901. С. 118) и замечание Плиния Младшего в письме его к Траяну о христианах, что они “имеют обыкновение в известный день (stato die), перед рассветом, собираться вместе и петь песнь Христу как Богу” (Plin, 1. X, Epist. 97). 255 См.: Апостольские постановления. Кн. VII. Гл. 33; Кн. VIII. Гл. 33; 29-е правило Лаодикийского собора. Правила св. помест. соборов. Вып. 1. M., 1880. С. 240. 256 Первые законы принадлежат Константину Великому (см.: Жизнеописание Константина, составленное Евсевием. Кн. IV. Гл. 17 и 22). Изданные Константином законы разъяснялись и дополнялись его преемниками: Валентинианом I-м, Феодосием Великим, Валентинианом II-м, Львом Армянином, Юстинианом, Львом Философом и др. 258 К. Истомин. Значение воскресного дня в обществ. жизни народов с точки зрения западных моралистов/Вера и Разум. 1885. 13. С. 53–54. 260 См.: 64-е Апостольское правило; 18-е правило Гангрского собора; 55-е правило Трульского собора и др. Прав. св. вселенского соб. M., 1900. С. 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Если единство Вселенской Церкви основано на союзе равноправных епископов, то К., подобно свт. Игнатию Богоносцу , полагает, что каждый епископ обеспечивает единство своей поместной Церкви и обладает в ней всей полнотой власти: «Один епископ начальствует в Церкви»; «епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот не в Церкви» (Ep. 66. 5, 8). В избрании и посвящении нового епископа К., не без влияния рим. права ( Seagraves. 1993. P. 60-66; Herrmann. 1980. P. 42-52), выделяет 3 необходимых момента. 1) Божественное решение означает, что Бог непосредственно избирает (eligit) и утверждает (facit, constituit, ordinat) каждого нового епископа в его должности ( Cypr. Carth. Ep. 55. 8-9; ср.: Ep. 46. 4; 3. 1, 3; 66. 1-2, 4, 9), это выражается затем через посредников - клир и народ, а также др. епископов (см.: Seagraves. 1993. P. 53-55. Not. 56-60). 2) Избрание клиром и народом (cleri ac plebis suffragium, populi suffragium) - в целом термин «suffragium» (избрание, избирательное право, голосование) у К. означает участие церковной общины в избрании и назначении своего епископа, проявляющееся в провозглашении общиной кандидата, в его поддержке и одобрении (Ibid. P. 63-64). Термин «suffragium populi» у К. допускает разные истолкования - от действительного избирательного права мирян до лишь формального права провозглашения (acclamatio, nominatio) (см.: Ibid. P. 62). Как отмечает Э. Херрманн ( Herrmann. 1980. P. 48), во времена К. suffragium populi могло играть важную роль в соединении с suffragium cleri (см.: Cypr. Carth. Ep. 67; 68. 2). 3) Согласное свидетельство епископов соседних епархий (coepiscoporum testimonium, consensus) (см.: Ep. 55. 8; 66. 1; 67. 4-5; 68. 2). Термин «testimonium» у К. означает положительное свидетельство или поддержку, оказываемую кандидату, к-рая может исходить от епископов, клириков или непосредственно от Бога, но никогда - от церковного народа местной общины. Термин «consensus» в связи с выборами епископа является дополнительным и означает признание новоизбранного кандидата в качестве епископа. За акт признания отвечает собрание соседних епископов. Согласие выражалось в возложении рук, что и означало посвящение (ordinatio) нового епископа (см.: Seagraves. 1993. P. 65).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

274 Говорю это, памятуя о том, что когда-то Златоусту пришлось поплатиться за подобные слова. Он сказал их, правда, не о прихожанках, а о священнослужителях: «Алтарь Церкви полон фуриями». На суде эти его слова стали потом одним из доводов обвинения (см. Тьерри А. Святитель Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Христианское общество Востока. М., 1884, с. 116). 275 Схимонахиня Анна из храма Рождества Иоанна Предтечи//Новая книга России. 2001, с. 64. 276 Арестанты или народ-Богоносец?! (Об ИНН)//Ковчег. Монастырская православная газета. Издание женского монастыря Святой Равноапостольной Марии Магдалины. февраль 2001. 277 см. Положение о евреях 1804 года 5,53. 278 Пример «богословствующего» феминизма»: «Особенно показательными специалистки по феминистской теологии считают историю женщины-хананеянки (Мф. 15,21–28), этой «апостольской праматери всех христиан из язычников», которая, добившись, чтобы Иисус исцелил ее дочь, делает тем самым из него целителя язычников. Мало кто обращает внимание на то, что она перевернула узкое представление Иисуса о Боге и стала для него бо-гоучительницей: не место скуловатого хозяина-Бога, наделяющего хлебом насущным только своих детей, она помещает ломящийся от яств, богато накрытый стол Божий, с которого еще и сыплется еда, насыщающая всякую тварь. Из узости богопонимания она выводит Иисуса на простор своего опыта богопознания. Дуалистическое мышление Иисуса в категориях «или — или» она превращает в интегрирующее мышление. Вообще говоря, женщины коренным образом влияли на жизненный путь Иисуса. Без них дело его жизни немыслимо» (Мольтманн-Видель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. Феминистская теология и человеческая идентичность//Вопросы философии. 1991, с. 101). 279 См. Монахиня Игнатия. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Богословские труды. Сб. 24. М., 1983. 280 О причине сомнений в достоверности этого эпизода с яблоком и «конкурсом невест» см. Афиногенов Д. Е. Казачков Ю. А. Легенда о Феофиле: новые разоблачения//Ученые записки Российского Православного Университета. Вып. 5. М., 2000. См. также: Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). Спб., 2002, сс. 404–419.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010