Правильнее всего представляется толкование, издревле принятое и в иудейской и в христианской Церкви. Поэтому толкования Zemach Iehova – есть Сам Мессия. Правильность такого объяснения подтверждается параллельными местами из других пророчеств Исаии и из книги пророков Иеремии и Захарии. У Иеремии ( Иер.23 и Иер.33:15 ) под именем Zemach ясно выводится мессианский царь из дома Давидова. У пророка Захарии этот термин становится уже собственным именем Мессии ( Зах.6 и Зах.3:8 ). Сам Исаия дает основание к такому пониманию (см. Ис.53:2 ). 5 «Плод земли» – выражение синонимическое с выражением: «отрасль Господа», но его правильнее перевести выражением «плод страны». Этим пророк предуказывает на то, что Мессия будет иудеем по земному рождению. Согласно с этим и в 9 гл. Исаии (ст. 6) сказано, что «младенец родился нам», т. е. иудеям. Однако Исаия не хотел этим сказать, что Мессия будет спасителем только одних иудеев. В 3-м стихе участниками в наслаждении благами Мессианского царства, помимо оставшихся на Сионе, называются и все, которые будут признаны Богом достойными войти в это царство – ясный намек на всеобщность будущего спасения. 6 «Уцелевшие» – подразумевается: от грозных судов Божиих. Ис.4:3 . Тогда остав­шиеся на Сионе и уцелев­шие в Иерусалиме будут имено­ваться святыми, все вписан­ные в книгу для житья в Иерусалиме, «Будут именоваться» – т. е., согласно с употреблением этого глагола во многих местах Библии, будут на самом деле такими. «Святыми», т. е. посвященными Богу и вместе очищенными от грехов (ср. Ис.6:13 ). «Книга для житья» – списки горожан, имеющих право жить в городе. Здесь, конечно, идет речь о том, что Бог многих признает достойными обитать в теснейшем общении с Ним (ср. Исх.32:32 ). Ис.4:4 . когда Го­с­по­дь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. «Скверна» – то же, что грехи (ср. Пс.50:9–11 ). «Кровь Иерусалима», т. е. кровь невинных людей, которою были часто обагряемы улицы и площади Иерусалима (ср. Мф.23:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сам Иоанн Предтеча, указывая на Мессию, говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Как пишет святитель Иоанн Златоуст , «присоединением слов «и огнем» [Иоанн Предтеча] еще более выражает силу и могущественное действие благодати». Крещение покаяния не заменяло собой Крещения во имя Христово ( Деян.19:1-5 ). Как правильно понять слова апостола Павла: “…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести” ( 1Пет.3:21 )? См. «Эперотима» (περτημα) для Марцинковского (1Пет.3:21) . Достаточно ли Крещения для спасения? Как известно, с рождением жизнь человека не заканчивается, а только начинается. В духовной области аналогичная последовательность: Крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни , , не спасительно (не имеем в виду случаи, когда человек умирает тотчас после принятия Крещения): человек и после Крещения может впасть в грех, включая столь тяжкие виды грехов, как хула на Бога и отрицание существования Бога. Условия Таинства Крещения Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения, если речь не идет младенцах, являются православная вера ( Мк.16:16 ) и покаяние ( Деян.2:38 ). В случае крещения младенцев привести их к вере обязываются их восприемники. Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими истинной веры, основные положения которой отражены в Символе веры , и в частности, в исповедании Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно закону Божьему, согласно учению Церкви. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным побуждениям. Плоды Таинства Крещения В Таинстве Крещения человек получает освобождение от: 1. безусловной власти первородного греха . Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить;

http://azbyka.ru/kreshhenie

3 . И в радости будете почерпать воду из источников спасения, Если мы вспомним угрозы пророка Ис. 3:1 : „У Израиля отнято будет.... всякое подкрепление водою“; и Ис. 8обличение: „что народ пренебрегал водами Силоама“, т. е. вечно живым источником слова Божия, – то для нас яснее раскрывается смысл настоящего пророчества. Когда народ воскликнет: Господь Бог спасение мое и упование мое,-тогда для него откроется тот животворный источник, который утолит жажду души его и обратить печаль в радость. Это исцеление сердца, о котором позже говорит Иеремия XXXI, 33–34; это крещение Духом Святым, о котором говорил и Иоиль ( Иоил. 2:26–32 ) и Креститель Иоанн ( Мф. 3:11 ) и рождение от Духа, о котором говорил Сам Господь ( Ин. 3:5 ) и вечный источник, напояющий живущих, на что указал опять Сам Господь, „говоря о Духе, которого имели принять верующие в Него“ 668 . Воды Силоама, тихие воды, воды Господни, – противополагались бурным водам языческим 669 . Они были символом ветхого завета, дарующего человеку тихое спокойствие, но не дарующие еще ему вечного счастья. Только источник воды живой, текущий в жизнь вечную, напояет вполне душу человеческую; а источник этот дарован лишь Иисусом Христом, принесшим в мир истину и благодать ( Ин. 1:18 ) и прощение, и освящающий человека и человечество Духом Святым и творящий нового человека. См. Ин. 2:14, 6:35, 15:26 ; 2Кор. 5:17 ; Гал. 6и мн. др. 4. и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. 5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. В главе XI, как мы видели, говорилось о собрании вкупе Израиля и язычников, т. е. всех народов, для участия в царстве Божием, под главенством „Отрасли от корня Иессеева, на Котором Дух Господень“. Глава XII есть пророческий возглас хваления совершившагося; радостный гимн, раздающийся уже не в одной Палестине, а по всей земле. Заметим, что призывание к славословию Иеговы всех народов земли встречается не только во Второзаконии 670 , но еще в книгах Паралипоменон, где записан Псалом „данный Давидом чрез Асафа и братьев его“ по случаю перенесения ковчега во град Давидов 671 . „Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1), произносится величественное пророчество о том, что, когда Дух излиется свыше, пустыня сделается садом (ст. 15); а в главе 35 ст. 1 пророк восклицает: „Возвеселится пустыня и сухая земля и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс“. Но вот пустыня, оживленная росою благодати, становится садом, и нерождавшая доселе радуется умножению детей своих, ибо, как говорит Евангелие об „Отроке Господнем“, – Он же „Слово, иже плоть бысть“, ( Ин. 1:14 ): пришел к Своим и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его.... дал власть быть чадами Божиими.... которые от Бога родились“. ( Ин. 1:11–13 ) 1668 . Это есть то „потомство долговечное“, которое обещано пророчеством Ис. 52Отроку Господню за Его страдания и за принесенную Им „жертву умилостивления“. Эти чада (Ин. l. s. cit.) родятся „не от крови или хотения плоти или мужа, но от Бога“. Ветхозаветная Церковь пополнялась естественными рождениями, не так Церковь новозаветная: в ней одно только духовное рождение, в ней сила веры сынов ее 1669 и возжигание светочей от Единого нерукотворенного Света, который есть Христос. В послании к Галатам IV, 22–27 Апостол Павел, приводя читаемые нами слова пророка Исаии (LIV, 1), указывает на два образа рождения: один от рабы, это рождение по плоти; и другой образ рождения от свободной, что соответствует (см. Гал. 4:29 ) рождению по духу. Это опять возвращает нас к указанию Евангелия Uoahha I, 11 – 13 , о котором мы упомянули выше. Рождение по духу и есть исключительная особенность новозаветного рождения ( Ин. 3:3,5–6 ) и потому: плотское рождение не имеет никакого значения для Церкви Христовой; Евангелие повелено проповедывать всем народам ( Мф. 28:19 ), поклоняться Богу в духе и истине будут по всей земле ( Ин. 4:21–24 ), ибо „где Дух Господень, там свобода“ ( 2Кор. 3:17 ), а потому, как и провидел в читаемом нами пророчестве пророк Исаия, нет пределов расширения Церкви Христовой (ст. 2 – 3 наст. главы), о которой пророчествовал и ранее пророк в главе XLIX, 18–23 (и наши зам.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В основе метафорического значения употребляемого в Писании названия ада преисподними местами земли, находящимися где-то значительно ниже последней, может лежать общее всем народам представление находящегося над головой человека неба сферой света, более чистой и совершенной, чем земля. Отсюда вполне естественно метафорическое представление хорошего и худого, совершенного, славного и уничижённого под образом высокого и низкого. Такого рода метафору, несомненно, представляют слова, Самое наименование Бога Всевышним уже метафора, указывающая не на высоту его жилища, так как Бог везде, а скорее на Его бесконечные совершенства сравнительно с человеком. Местопребыванию душ праведников до всеобщего воскресения обычно усвояется наименование рая. В Новом Завете слово это встречается только два раза в обетовании Господа благоразумному разбойнику: ныне же будешь со Мной в раю ( Лк. 23:43 ), и у ап. Павла, который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). В других местах Писания местопребывание душ праведников называется царством небесным ( Мф. 8:11 ; срав. 5:3, 10), царством Божиим ( Лк. 13:28–29 ; 1Кор. 15:50 ), домом Отца небесного ( Ин. 14:2 ), горой Сионом, градом Бога Живого, Иерусалимом небесным ( Евр. 12:22 ), Иерусалимом вышним ( Гал. 4:26 ), небесами ( Лк. 12:33–34 ; Евр. 10:34 ). Во всех этих местах ясна одна идея близости душ праведников к Богу, и только наименованиями: «небо», «небесный» даётся представление, что души умерших праведников пребывают на небесах (См. книгу свящ. Апол. Темномерова: «Учение священного писания о загробной жизни», СПб. 1899 г., стр. 125–131). 3. Достоверность загробной жизни Во все времена и у всех народов, наряду с верой в Божество, всегда существовала вера и в будущую загробную жизнь. Древние греки и римляне, персы и арабы, дикари Полинезии, Меланезии, центральной и южной Африки, американские алеуты и проч. – все, так или иначе, верили и верят, что жизнь человека не кончается вместе с его смертью, а продолжается в той или другой форме и по ту сторону гроба. Эта всеобщность веры в существование загробного мира имеет глубоко-знаменательное и поучительное значение: она красноречиво говорит о том, что будущая жизнь, действительно, существует, так как вера в неё непосредственно заложена в самой природе человека и есть существенный элемент религиозного сознания. То же, что всеобще и составляет неотъемлемое, необходимое достояние человека, вместе с тем всегда бывает и достоверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы? Однозначного запрета на презервативы в Церкви нет. Процитирую «Основы социальной Концепции Русской Православной Церкви»: XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга,разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни? Казнь злодея по суду и убийство младенца, который заведомо не является ни агрессором, ни преступником — это принципиально разные вещи. Относительно же смертной казни Патриарх высказывался: «Я против смертной казни в современной России»

http://pravmir.ru/15-otvetov-sergeya-xud...

Из 279 известных гомилий этого церковного дидаскала на языке оригинала (греческом) сохранилась всего 21 проповедь. На первое место по сохранности оригинального текста следует поставить “Проповеди на книгу пророка Иеремии”: две греческие рукописи (XI–XII и XVI вв.) позволяют вполне обстоятельно ознакомиться со стилем и методом Оригена-проповед­ника. До нас дошли 20 гомилий на греческом и еще 2 в латинском переводе блаженного Иеронима из этого сочинения 11 . Произнесены эти проповеди были приблизительно в 240–242 гг. в Кесарии перед прихожанами храма, в котором Ориген служил священником (иногда он произносил проповеди и в других городах). В данных “Проповедях” нашли отражение как существенные черты экзегезы александрийского мыслителя, так и мно­гие характерные моменты его миросозерцания. В частности, исходя из того, что Священное Писание является богодухновенным, Ориген полагает, что смысл Писания, раскрываемый толкователем, также должен быть достойным Бога (XIII,1); а это предполагает, что раскрываемый смысл не может не быть “душеполезным”, а в качестве такового он естественно напитывает человека “духовной пищей”. Отсюда вытекает требование того, что экзегету следует преисполниться чувством глубокой ответственности и всегда помнить, что каждая йота и каждая черта (см. Мф 5:18) Священного Писания преисполнены Премудрости Божией (лат. II,2: ne unum quidem apicem habere vacuum sapientia Dei), стремясь сделать доступной эту Премудрость для читателей 12 . Сам Ориген постоянно старался осуществить этот экзегетический принцип в своих творениях, в том числе и в рассматриваемых “Гомилиях”. Кроме того, уже став пресвитером, он не переставал быть дидаскалом, преподавая своей пастве высокие истины христианского вероучения и раскрывая их сокровенный смысл 13 . Например, по поводу Иер 4:3 (распашите себе новые нивы) он замечает, что эти слова сказаны “научающим”, которые должны до того, как вверять слушателям священные глаголы Писания, “распахать” их души, а после этого уже сеять в них “святые семена”, то есть учение о Святой Троице, о воскресении, о наказании грешников и вечном покое святых, а также говорить о всех книгах Священного Писания (то есть преподавать им “исагогику”; V,13). Такое “распахивание целины” души связано с обращением и покаянием слушателей, c отвержением ими своих прошлых прегрешений и вступлением их на узкий и тесный путь истинной Жизни (XX,6).

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Но недостаточно ли было назвать эту историческую Личность просто Иисусом? Нет, потому что это было бы неопределенно. Евангелист хочет представить родословие Иисуса, Который и евреям, и язычникам сделался уже известен как Христос и Которого сам признает не простым лицом, а Христом, Помазанником, Мессией. Иисус – слово еврейское, преобразованное из Иешуа, что значит Бог Спаситель. Так же и в 18-м стихе. Имя это было обычным у евреев. Христос, по-еврейски Мессия, значит помазанный или помазанник. В Ветхом Завете это имя было нарицательное. Так назывались еврейские цари, священники и пророки, которые помазывались священным маслом, или елеем. В Новом Завете имя сделалось собственным (на что указывает обыкновенно греческий артикль), но не сразу. По толкованию блаженного Феофилакта Господь назван Христом потому, что, как Царь, Он царствовал и царствует над грехом; как Священник, принес жертву за нас; и Он помазан был, как Господь, истинным елеем, Духом Святым. Назвав известную историческую Личность Христом, евангелист должен был доказать Его происхождение как от Давида, так и от Авраама. Истинный Христос, или Мессия, должен был происходить от евреев (быть семенем Авраама) и был немыслим для них, если не происходил от Давида и от Авраама. Из некоторых евангельских мест видно, что иудеи не только подразумевали происхождение Христа – Мессии от Давида, но и рождение Его в том самом городе, где родился Давид (см. Мф.2:6 ). Евреи не признали бы Мессией такого человека, который не происходил от Давида и Авраама. Этим праотцам даны были обетования о Мессии. А евангелист Матфей писал свое Евангелие прежде всего, несомненно, для евреев. «Ничего не могло быть приятнее для иудея, как сказать ему, что Иисус Христос был потомок Авраама и Давида» (свт. Иоанн Златоуст ). Пророки пророчествовали о Христе как о сыне Давидовом, например, Исаия ( Ис.9:7, 55:3 ), Иеремия ( Иер.23:5 ), Иезекииль ( Иез.34:23, 37:25 ), Амос ( Ам.9:11 ) и др. Поэтому, сказав о Христе, или Мессии, евангелист тотчас же говорит, что Он был Сын Давида, Сын Авраама, – Сын в смысле потомок, – так часто у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особо тяжело переживал Патриарх Алексий вмешательство Константинопольской Церкви в жизнь приходов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и переход в Константинопольскую Церковь тех священников, которых он рукополагал и с которыми у него были всегда очень теплые отношения. Знаю, что однажды Патриарх Алексий с горечью воскликнул: «Неужели, если бы я оставался митрополитом в Эстонии, эти священники ушли бы от меня?!» В это ему было трудно поверить. Порой мы легко соглашаемся с тем, что священники, епископы и патриархи – тоже люди, и стало быть, и устают, а порой и недомогают, но случись нам получить от них отказ принять нас в неурочное время, мы возмущаемся и слушать не хотим о какой бы то ни было их усталости или недомогании. Как-то Лидия Константиновна, многолетний секретарь митрополита, а затем и Патриарха Алексия, рассказала: – Когда митрополит был управделами Патриархии, часто задерживался в кабинете допоздна: было много работы. Однажды он, так же задержавшись допоздна, уже собрался уходить, и тут я захожу к нему в кабинет и говорю: «К Вам епископ такой-то». Владыка мне раздраженно: «Так ведь никого не было записано на прием». – «Да, никого, – соглашаюсь я и добавляю: – но очень просит». Владыка расстроился и, ни слова не говоря, пошел и лег на диван. Через пару минут захожу и спрашиваю: «Ну, что сказать епископу? Он ждет». И к моему удивлению вижу: владыка опять сидит за столом и бодрым голосом говорит мне: «Давай зови его скорей». И как тут не вспомнить евангельскую притчу о двух сыновьях, один из которых сказал отцу: «Иду, отец» – и не пошел, а другой сказал: «Не пойду», но потом раскаялся и пошел (см.: Мф. 21: 28–30). В этом преодолении себя, пожалуй, и есть вся суть духовной жизни, начиная от мирянина и кончая патриархом. Рейтинг: 10 Голосов: 1676 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 11 декабря 2019, 13:21 Какой хороший очерк о нашем патриархе и поучительный. Упокой,Господи,душу усопшего раба Твоего,нашего патриарха AлekcuяII и святыми его молитвами спаси и помоги нам грешным! Аминь!

http://pravoslavie.ru/126088.html

Четвертое крещение – это крещение народа Иоанном, которого мы, вот, встретим завтра. Оно было вводным и вело крещеных к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Я , – говорит святой Иоанн Креститель, – крещу вас в воде, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем (ср.: Мф. 3: 11). Итак, Иоанн водою предочищает людей к принятию Духа. Пятое Крещение – это Крещение Господа, Христа Спасителя, им крестился Он Сам. Крестился не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что усвоил Себе мое очищение, очищение всех нас, чтобы стереть главы змиев в воде (ср.: Пс. 73: 13), чтобы потопить грех, погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить Крестителя, святого Иоанна, дабы он исполнил Закон, открыл тайну Троицы, подал нам пример и образец и мы тоже крестились. Мы крестимся совершенным Господним крещением – водою и Духом. Говорится, что Христос крестит огнем, потому что Он излил благодать Святого Духа на святых апостолов в виде огненных языков, как говорит Сам Господь: Иоанн крестил вас водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым и огнем (Деян. 1: 5), – так говорил Спаситель Своим апостолам после Воскресения. Шестое крещение – это крещение в покаянии и слезах, которое действительно тяжело. Шестое крещение – это крещение в покаянии и слезах. Седьмое – кровью и мученичеством, которым крестился Сам Христос вместо нас Седьмое крещение – это крещение кровью и мученичеством, которым крестился Сам Христос вместо нас. Оно досточестно и блаженно, поскольку уже не оскверняется позднейшей нечистотой. Восьмое и последнее крещение не является спасительным, но, с одной стороны, истребляет злобу – ибо злоба и грех более не правят, а с другой стороны, наказывает бесконечно. Это крещение огнем вечным, после всеобщего Суда . Мы исповедуем крещение во оставление грехов, в жизнь вечную. Крещение указывает на смерть Господа. Таким образом, крещением мы погребаемся вместе с Господом, как говорит божественный апостол (см.: Рим. 6: 4). Как один раз произошла смерть Господа, так же один раз должны креститься мы. Есть определенные секты, в которые если кто-нибудь входит, его крестят во второй раз. Они совершают очень большой грех.

http://pravoslavie.ru/136742.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010