Пред своими страданиями Христос установил т. причащения в оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ), повелев апостолам творить оное в Его воспоминание ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:23–26 ); а по воскресении из мёртвых дал им право крестить ( Мф. 28:19 ; Мр. 16:16 ) и власть отпускать и удерживать грехи ( Ин. 20:22–23 ). Всего таинств Христос установил семь, по числу даров Св. Духа, которые в церкви Христовой все безусловно необходимы, так как без них, невозможно спастись. – «Вопрос. Скажи ми, что суть сия св. тайны; Отв. Тайны суть знамения верху являемая подлежащая чувствам нашим благодати Божия исполненная, от Господа Бога законоположеные яже оправдание и освящение наше, не точию знаменуют, но и творят е и совершают... понеже телесем обложен есть человек, сего ради кроме видимых и чувственных знамений, благодать Божию не может прияти». (Бол. Кат. л. 353). «Вопрос. Кая суть действа и концы сих седми святых таин; Отв. Всех седми таин сие есть действо, яко дают благодать Божию освящающую и оправдающую приемлющим я. Ибо душу нашу очищают от грех и богоугодну содевают, даров же Божиих различных ко спасению потребных исполняют ю». (Там же л. 357). «Вопрос. Потребно ли есть учение и опасное ведение о седми св. тайнах»; Ответ. Зело потребно есть, ими бо вси освящаемся и спасение содержим, не ведый же и не брегий о них сей погибает«. (Там же л. 353). «Сих же таин аще кто по чину святые соборные и апостольские церкве восточные не употребляет, но пренебрегает я, той без них яко без известных посредств оного крайнего блаженства сподобиться не может», (л. 395 об.). «Аще кто и чисте живя в покаянии, читаем в Златоустнике, а не приемлет таин Христовых, не может спастись». (гл. 51, л. 139. – Ещё см. ниже в глав. 4). «Миропомазание... есть утвержение святого крещения, которое крепка и вооружена устрояет крестившегося, и не победима воина Христова показует от всех навет невидимого врага, по миропомазании бо и Духа Святого восприятие бывает». (М. Кат. л. 39, – Б. Кат. л. 374 – ниже в прил. VI). «Когда видимым образом тело помазуется говорит св. Кирил. Иерус., тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается» (поуч. III, стр. 451). Он же говорит: «Как Христос по крещении и по наитии Св. Духа, изшед победил супостата (Мф., IV), так и вы по св. крещении и по таинственном миропомазании, облекшеся во все оружие Св. Духа, стали против силы супостата и оную побеждаете». (стр. 452).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Среди аргументов, подтверждающих необходимость частого причащения для христианина, можно усмотреть сущностные, то есть вытекающие из самых основ христианской веры; исторические, подтверждающие, что подобная практика существовала с апостольских времен у всех поместных церквей по всему миру во все времена; практические, имеющие важное непосредственное значения для ведения христианином правильной духовной жизни. 1. Завет Спасителя. Господь Иисус Христос призывает нас в Своем Благовестии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. ( Ин.6:53-58 ). Из этих слов Спасителя ясно следует, что Господь обращает наше внимание на непрестанность Божественного Причащения, поскольку иначе сказал бы, вкусивший и испивший , а не как в Писании ядущий и пиющий . Также Господь при установлении Таинства говорит: « Сие творите в Мое воспоминание » ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ), то есть не просто вспоминайте, перебирайте мыслью и чувством, а именно творите, т.е. каждый день и всегда выявляйте делом, совершайте не один, или два, или три раза, но ежедневно (как то объясняет божественный Златоуст 4 ) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти, Моего Воскресения и всего Моего домостроительства спасения. К тому же, когда Господь предавал это Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: «Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь», как Он сказал: Если кто хочет идти за Мною ( Мф.16:24 ) и « если хочешь быть совершенным » ( Мф.19:21 ). Но Он провозгласил повелительно: « Приимите, ядите, сие есть Тело Мое », и « пейте из нее все, сия есть Кровь Моя » (см. Мф.26:26-28 ). То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь (так толкуют преп. Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский).

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

которых Он избрал. Иисус Сам изначально избрал Своих учеников, зная, что один из них, Иуда, станет предателем ( Лк. 6,12–16 ). 1 явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами. Явления воскресшего Христа (Мф., гл. 28; Мк., гл. 16; Лк., гл. 24; Ин., гл. 20; 21; 1Кор. 15,5–7 ) имели значение неоспоримого свидетельства сверхъестественности личности Христа и Его дела. Важно было, чтобы событие воскресения было подтверждено очевидцами, учениками (1,22). в продолжение сорока дней. Столько времени продлилось земное служение Иисуса после воскресения. Вслед за вознесением Христа прошло еще десять дней, которые апостолы провели в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа, которое произошло в праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи). 1 ждите обещанного от Отца. Дух Святой был дарован и Отцом, и Сыном Его Иисусом ( Ин. 14,1.26; 15,26 ). 1 Иоанн крестил водою. Иоанн Креститель крестил множество народа ( Мф. 3,5.6.13–15 ; Мк. 1,5.9 ; Лк. 3,7–16.21 ). Водное крещение Иоанна, крещение покаяния ( Мк. 1,4 ), являлось прообразом крещения Духом Святым и огнем ( Лк. 3,16 ) во времена Мессии. См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса». через несколько дней. Т.е. дней, остававшихся до Пятидесятницы. 1 не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слова Иисуса ( Мф. 19,28 ) навели учеников на мысль, что Он, возможно, свергнет власть римлян и восстановит царство Израильское. 1 не ваше дело знать времена или сроки. Т.е. определенный период или точную дату Второго пришествия Иисуса Христа на землю (ср. 1Фес. 5,2 ). 1 сойдет на вас Дух Святый. Иисус имеет в виду, что Святой Дух засвидетельствует факт Своего руководства их жизнью и внешним, видимым образом: сильным ветром, огненными языками, способностью апостолов говорить на иностранных языках (Деян., гл. 2). свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Благовестие в Иерусалиме (гл. 2) показывает, как дело Божие охватило весь мир: «Иудеи... из всякого народа» (2,5), услышавшие проповедь и уверовавшие, пронесли ее по всей земле. Книга Деяний подробно рассказывает, как благовествование распространилось по Иерусалиму ( Деян. 3,1 8,1), по Иудее и Самарии до Антиохии Сирийской (8,1 12,25) и дальше (13,1 28,31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ахмед . Хорошо ты разъяснил эту неизреченную тайну. Но почему же всё–таки Христос заповедал верующим в Него есть Свою плоть? Самон . По неизреченному человеколюбию и удивительному домостроительству это произошло. Это для отражения [козней] противных сил, это же и для спасения наших душ, а одновременно и тел, а поскольку нельзя было, чтобы Христос телесно обращался и жил с нами на земле до скончания века, ежечасно врачуя всевозможные бедствия и недуги наши, поэтому Всесильный и Многомилостивый и Человеколюбивый не возжелал оставить нас отдельно от Себя, но как детей соединить через общение и причащение этого хлеба и вина и воды, как свойственных другой природе, и не осквернённых, в Тело Его и Кровь преложенных силою Божией, согласно Его предписанию. Который и во отпущение грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела соделывает верных достойными принимать [это]: ибо если не будете есть, говорит, Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе (Ин 6:54). Вот что нам передано, свято [нами] соблюдается и бесспорно достойно веры, [и будет совершаться] до тех пор, пока Он Сам придёт, согласно сказанному Павлом (см. 1 Кор 4:5). Ахмед . Стало быть, это причастие и жертвоприношение Тела и Крови Христовой, которое приносят иереи, есть истинно Тело и Кровь Христовы, или [только] отображающие Тело Его, подобно жертве козла, которую иудеи приносили? Самон . Да не случится нам [когда] назвать святое причастие прообразом Тела Христова, или «простым хлебом», или: «знаком», или: «образом», но это истинно сами Тело и Кровь Христа Бога нашего, видимым образом воспринятое, ставшее плотью и рождённое от святой Богородицы и Приснодевы Марии; ибо мы таким образом [в это] веруем, и таким образом [это] принимаем, как [слышим] из голоса Самого Христа, Который на таинственной трапезе передав ученикам животворящий хлеб, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мф 26:26), подобным образом и чашу предложил им, глаголя: Сие есть Кровь Моя (Мф 26:28). Не сказал: «это есть отображение Моего Тела и Крови» и [не сказал]: «образ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мк.2:22 .  Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (См. комментарии к Мф.9:14–17 ). Евангелист Марк только указывает со своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем-то другим («приходят и говорят» – безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос о соблюдении традиционных постов (ср. стих 16). Затем в 19-м стихе евангелист Марк употребляет прямое обозначение «поститься» вместо описательного выражения Матфея «печалиться». Другие особенности, касающиеся только стиля, не имеют нужды в изъяснении. Мк.2:23 .  И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Мк.2:24 .  И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Мк.2:25 .  Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Мк.2:26 .  как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? Мк.2:27 .  И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Мк.2:28 .  посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (См. комментарии к Мф.12:1–8 ). Евангелист Марк прибавляет к рассказу Матфея, что Господь упомянул имя первосвященника, который дал хлебы предложения Давиду, – это был Авиафар (стих 26). Так как в 1Цар.22:20 и сл. первосвященник, с которым вступил в дружеское общение Давид, назван не Авиафаром, а Ахимелехом, Авиафар же был его сыном, то многие толкователи считают эту прибавку в Евангелии Марка вставкой, сделанной рукой малосведущего в Писании читателя Евангелия (Стэнтон, 1903, р. 145). Другие же, признавая это выражение подлинным, предполагают, что первосвященник носил оба упомянутых имени (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца ( Ис. 34,6; 1,7.14 ; Иер. 46,10 ; Иез. 39,17–19 ). назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора ( Ис. 10,5–10 ; Авв. 1,6 ). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание. 1 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев. 1 порог. Т.е. порог святилища ( 1Цар. 5,5 ). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян. 1 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах ( Ам. 8,4–6 ). 1 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа ( Ам. 9,1–4 ; Пс. 138 ; Лк. 15,8 ). тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина. 1:14–18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2,1–3. 1 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор. 28,28.29 ). они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3,1–5). 1 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс. 48,7–10 ; Притч. 11,4 ; Мф. 16,26 ; Лк. 12,13–21 . ревности. См. Исх. 20,5; 34,6.14 ; Втор. 4,24 . Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ «уделом Бога» ( Исх. 19,5 ), а взамен требует от него абсолютной покорности. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Потому что постоянное – это вечное, высокое, святое, недостижимое для меня. Всё же мое – временное, преходящее, падшее и большей частью греховное. Это то, что я призван исправить – с помощью Твоей и святых Твоих – преобразить, освятить, стремясь к совершенству Отца, недосягаемому никакими человеческими силами, но заповеданному мне Тобой (см.: Мф. 5: 48), сказавшим: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26). Каждый церковный год я должен прожить со Христом, родившимся в Вифлеемской пещере Младенцем, чтобы спасти меня от греха, проклятия и смерти. Прожить с Ним Его детские годы, Его скитания по Галилее и Иудее с проповедью Царства, не имея, «где главы подклонити». Идти с Ним на Страсти, соумирать, сораспинаться и совоскреснуть, чтобы, достигнув конца, там, в далеком августе, сподобиться помыслами возвыситься «на высоту божественного восхождения», с Петром и Зеведевыми «невещественно стать» на горе Фавор и просветиться светом Христова разумения . А спустя девять дней в Гефсиманийстей веси со всеми апостолами и «невещественными чинами» проводить в путь вечной славы «небошественное тело» Его Пречистой Матери - источник «Божия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощения». И самому стать чуточку лучше, на одну ступеньку приподняться к Небу или хотя бы не пасть ниже нынешнего. Прожить год так, чтобы сердцем, душой и умом ощутить, что Христос со мной «во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20). И не где-то далеко на Небе, а здесь – на земле и на Кресте, как распятая моими грехами Любовь… Ощутить, осознать, понять, преклонить колени сердца и телес и с покаянием и благодарностью воспеть почти теми же словами, что и в Великий пяток: «Поклоняемся рождеству Твоему Христе; поклоняемся рождеству Твоему Христе; поклоняемся рождеству Твоему Христе: покажи нам и божественная Твоя богоявления!» И с сокрушением добавить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй нас!» Рейтинг: 9.9 Голосов: 855 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/136376.html

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот если так подходить, то подсказка, оставленная нам через преподобного Силуана Афонского, просто возгревает в наших душах ревность достичь смирения и упования на Господа. Не на свои заслуги – а только на исцеляющие смертные раны Христа. Что может быть в этом мире ценнее их? Крови Христовой, за нас изливаемой во оставление грехов, Тела Господня, за нас ломимого (ср.: Мф. 26: 26–28)… Корабль тонет, когда вода внутри Этот мир гремит, и блестит, и сверкает, и пахнет, и крутит – похоти разжигает, гордость взбеленить норовит и тем самым увязать, бедных, в этот свальный клубок страстей… Чтобы здесь, в мире сем, всё сокровище свое полагали (см.: Мф. 6: 21) и себя проявляли, но тут-то нас враг и хватает, свивает по рукам и ногам. Антоний Великий видел воочию эти сети диавола. Мир этот точно выворачивает человека наизнанку, заставляя жить чревом, внушая, будто жизнь духа безлика, скучновата и пуста. Но это-то очередной обман лукавого! Человек, кто хоть в малом старается держаться правды, просто говорить правду, какой бы они ни была, и всё! – уже прочувствует козни бесов. Там что-то не сойдется, там… Главное, чтобы в тебе самом не было лжи. Это, знаете, как говорят: корабль тонет, когда вода внутри. Всё-то мирское на самом деле проходит, разрушается, сгнивает – не дайте себя затянуть в этот тлен. Сквозь призму духовного ориентира – «Держи ум твой во аде…» – мы и можем опростаться от этого суетного водоворота – словно спустившись на самое дно и оттолкнувшись от него ногами, чтобы нас вытолкнуло на свободу! Что нам стоит взять да и не пойти на поводу ни обольщений врага, ни взвинчиваемой им же ярости вследствие желания или невозможности их достигнуть. Но, с другой стороны, нам сказано: «…и не отчаивайся». Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). Подожди немного. Что бы тут ни происходило, как бы мир этот и его миродержец ни соблазнял или не гнал – терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21: 19). «Я внезапно ощутил себя свободным!»

http://pravoslavie.ru/134137.html

«Когда нечистый дух» (стих 24; см. Мф.12:43–45 ). Вероятно, присоединяя этот раздел (стихи 24–26), евангелист Лука хотел объяснить, что, собственно, представляют собой те обычные изгнания бесов, которые совершались и учениками фарисеев. Эти экзорцисты исцеляли человека не навсегда, а только на время и господства сатаны над людьми уничтожить были не в силах. Лк.11:27 .  Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Лк.11:28 .  А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Замечание о женщине, по всей вероятности, имевшей детей и, может быть, не совсем хороших, делает один евангелист Лука. Господь на восклицание этой женщины, которая высоко ставила только телесное отношение Матери Христа к Ее Сыну, говорит, что одного телесного приближения ко Христу мало, для того чтобы быть блаженным, и что для этого требуется и душевная близость ко Христу – охота к слушанию и хранению слова Божия, которое возвещает Он. «Блаженны слышащие...» Точнее: «Да! Но блаженна также...» ( μενον μακριοι) или: «напротив, блаженны и т.д.». Лк.11:29 .  Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; Лк.11:30 .  ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Лк.11:31 .  Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Лк.11:32 .  Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Речь по поводу требования от Христа знамения с неба евангелист Лука в общем излагает сходно с Матфеем (см. Мф.12:39–42 ). О знамении Ионы пророка евангелист Лука говорит короче, чем Матфей. Иона был для ниневитян знамением того, что к ним послан он истинным Богом, именно на это указывала его удивительная судьба (спасение из чрева кита после трехдневного там пребывания); Христос же станет для современного Ему поколения знамением того, что Он послан Богом как Мессия также через Свою личную судьбу (как восставший из чрева земли после трехдневного там пребывания, – Евфимий Зигавин).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010