Иак.2:5 .  Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? Иак.2:6 .  А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Иак.2:7 .  Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Противоречие лицеприятия христианскому долгу показывается тем, во-первых, что при первоначальном призвании и обращении ко Христу первыми верующими оказались люди бедные, незнатные, презираемые в мире (ст. 5, см. 1Кор. 1:26–28 ), а во-вторых, указанием на недостойное поведение богачей, частнее на пристрастие богачей к насильничеству и сутяжничеству, ст. 6–7; подобное отношение сильных членов к более слабым обличал Ап. Павел в Христианском Коринфском обществе ( 1Кор. 6:18 ). По справедливому суду Апостола, богачи, – очевидно, принадлежащие к христианскому обществу (а не язычники или иудеи, как предполагали некоторые толкователи), – своими, противными закону Христову, поступками хулят, бесчестят «доброе имя» (т καλν νομα) – т.е. имя христиан, которым уже в раннее время назывались последователи Христовы ( Деян. 11:26 ; 1Пет. 4:16 ). Иак.2:8 .  Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Иак.2:9 .  Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Оканчивая свое обличение порока лицеприятия, Апостол указывает в нем нарушение главного закона нравственной жизни – царственного закона любви к ближним, известного в качестве такового уже в Ветхом Завете ( Лев.19:18 ), но еще более проясненного в Новом Завете ( Мф. 22:40 ; Рим. 13:8–10 ; Гал. 5:14 ). Иак.2:10 .  Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Иак.2:11 .  Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. В обоснование высказанного в ст. 8–9 положения, что лицеприятие, будучи отдельным грехом, является, однако, нарушением царственного закона любви, Апостол теперь, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга – орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником ( Ис. 7:25 ). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже); 2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, который уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, которое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, который израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под которым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником; 3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные. III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего ⇒ пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и ⇒ ячмень (в Иудее), а также пшеница-спельта, или ⇒ полба ( Ис. 28:25 ; Иез. 4:9 ), и пришедшее из Африки ⇒ просо – особенно урожайная культура, которую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (⇒ Смоковницы ), ⇒ виноград , ⇒ маслины и ⇒ гранаты , а также овощи ( 3Цар. 21:2 ; 4Цар. 4:39 ): чечевица ( Быт. 25:34 ), бобы ( 2Цар. 17:28 ), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры ( Числ. 11:5 ). IV. СЕВ Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала – бобовые культуры, в декабре – пшеницу, в январе и феврале – яровые (⇒ Календарь ). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян ( Лев. 19:19 ), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф. 13:3.24 ; Мк. 4:26 , где Он сравнивает семена с Божьим словом, которое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов. V. УБОРКА УРОЖАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иак.3:7 .  Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, Иак.3:8 .  а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Зло необузданности языка, стоящей в зависимости от воздействия вышеземной, демонической силы, является трудно устранимым для настоящих, естественных сил человека. При самом творении человек получил от Бога благословение владеть всем живущим на земле ( Быт. 1:26–28 ; см. Быт. 9:2 ) и в силу этого повеления Божия он и теперь господствует над всеми видами животного царства. Но такова сила греха и зла, что он является как бы неукротимым зверем, изрыгающим, подобно ядовитой змее, смертоносный яд (ср. Пс.139:4 ). Впрочем, художественно и сильно изображая неописуемый вред злоупотребления даром слова, Апостол Иаков, конечно, считает возможною не только борьбу, но и победу человека над этим злом, но лишь при содействии благодати Божией. «Если человек укрощает зверей, отличных от него по природе, то тем более может он укротить собственный член. «Никтоже может от человек укротити». Это должно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; именно так: если человек укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Так должно читать это. Ибо, если читать это в утвердительной форме, то несправедливо было бы давать потом следующее наставление: «не должно, братия мои, сему так быть» (ст. 10) (блаж. Феофил.). Иак.3:9 .  Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Иак.3:10 .  Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Необузданность языка ведет к такому неестественному явлению, как исхождение из одних и тех же уст таких противоположных действий, как благословение и проклятие, что тем более чудовищно и преступно, что и благословение, и клятва имеют, в сущности, один и тот же предмет – Бога: Бога, Виновника всего творения, мы восхваляем, прославляем, благословляем ( Пс 145:1–2 ) и в то же время проклинаем людей, созданных по подобию Божию, следовательно, изрекаем хулу на Бога же в Его тварном подобии – человеке. Так велики непостоянство и скрытый яд языка, злоупотребляющего богодарованною способностью речи. «Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царствия Божия ( 1Кор. 6:10 ), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро. Молишься ли? Не проклинай врага. Ибо между молитвою и проклятием большое расстояние. Если не простишь оскорбившего, то и сам не получишь прощения» ( Мф. 6:12 ) (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, Мухаммед происходит от Измаила, что признают и мусульмане, а наследники иудейского престола происходят от Исаака. Согласно Торе, когда Авраам молился: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!», Бог возразил: «но завет Мой поставлю с Исааком» ( Быт.17:18,21 ). Позднее Бог повторил: «в Исааке наречется тебе семя» ( Быт. 21:12 ). В самом Коране сказано, что родословная линия пророков идет через Исаака, а не Измаила: «и даровали Мы ему Исхака [Исаака] и Йакуба [Иакова], и устроили в потомстве его пророчество и писание» (Коран, сура 20:26/27). Ученый-исламист Юсуф Али (Ali), добавляя в этот текст слово «Авраам», изменяет его смысл следующим образом: «Мы даровали [Аврааму] Исаака и Иакова и предопределили среди его потомства Пророчество и Откровение». Благодаря ссылке на Авраама, отца Измаила, удается присоединить Мухаммеда, потомка Измаила, к родословной ветви пророков! Но ведь имени Авраама нет в арабском изначальном тексте Корана, который сами мусульмане считают идеально сохраненным. Иисус, а не Мухаммед в полной мере стал исполнением обетования в этом стихе. Он происходил из среды Своих иудейских собратьев (ср. Гал.4:4 ). В нем исполнилось то пророчество Втор.18:18 , что «Он будет говорить им все, что Я повелю Ему». Иисус указывал: «[Я] ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин.8:28 ). И «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Ин. заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин.12:49 ). Иисус называл Себя «пророком» ( Лк.13:33 ), и люди тоже считали Его пророком ( Мф.21:11 ; Лк.7:16; 24:19 ; Ин.4:19; 6:14; 7:40; 9:17 ). Иисус, как Сын Божий, был пророком (говорил с людьми от лица Бога), священником (говорил людям о Боге; Евр.7-10 ) и царем (царствуя над людьми от имени Бога; Отк.19-20 ). Другим характеристикам «Пророка» соответствует только Иисус. В них входит общение с Богом «лицом к лицу», а также «знамения и чудеса», которых у Мухаммеда, как он сам признавал, не было (см. ниже). Второзаконие 33:2 Многие исламисты считают, что в этом стихе предсказываются три различных явления Бога — одно на «Синае» Моисею, другое на «Сеире» через Иисуса, а третье — у горы «Фарана» (Аравия) через Мухаммеда, который пришел в Мекку с «тьмами» (10 ООО) воинства.

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

Между тем, по тому же Елизавет. и поздн. изд. Библии, в Деян. 2:16 , а, равно, также, в «Служебнике» и «Требнике» уже произошло изменение в акцентуации: «Иоиль» (см. под 19 октября). В подобных примерах, очевидно, отразилось влияние живого говора, который имеет обыкновение вообще передвигать ударение с конца к началу слова, напр.: «Михаил» (вместо «Михаил»). Таковая особенность речи (перемещение ударения к началу слова) замечается, преимущественно, у жителей южной и юго-западной полосы России (малороссы и белорусы): «сироты» (вместо «сироты»), «неисповедим» (вместо «неисповедим»), κτλ. И только лишь принимая во внимание высказанную точку зрения, можно мириться с ударением на «ну» в имени " Еммануил« ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); научные же данные говорят не в пользу этого, и приурочивают акцентуацию к последнему слогу ил: греческое, по LXX-mu – «μμανουλ», еврейско-масоретское « » (сила произношения, во всяком случае, в конечном l). Аналогичные примеры на «уил» свидетельствуют о том же: «Рагуил»=«αγουλ»= ( Исх.2:18 ); »Намуил»=«Ναμουλ=» « ( Числ.26:12 ); «Самуил»=«Σαμουλ»=« » ( 1Цар.1:20 ) (по еврейской Библии – 1 кн. Самуила, 1,20). Вообще, надобно сказать, что непостоянство акцентуации в новославянском тексте наблюдается не только в собственных именах, но и в словах иного порядка; напр., глагольная форма «имет» то ударяется «имет» (по Елизав. изд. Библии Мк.16:16 ), то «имет» (в том же изд. Библии: Иов.18:14 и в новейш. изд. Еванг.). Последняя повышаемость голоса на слоге и, по всем лингвистическим основаниям, наиболее устойчивая. В некоторых словах, своим обликом напоминающих имена рассматриваемого типа, вторая половина, по своему характеру, бывает не вполне тождественна им, каковое обстоятельство в греческом и славянском языке иногда представляет затруднение для лингвистических наблюдений, в отношении состава относящихся сюда речений, ибо не всегда указывается признак отличия их от исследуемых. В подтверждение сказанного, можно привести такие примеры: « « ( + ) «βιμαλ» – «Авимаиль» ( Быт.10:28 ); » « ( + ) «Μαλελελ» – «Малелеиль» ( Быт.5:12 ); " « ( + ) «Μαϑουσλα» – «Мафусал» ( Быт.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

По вышеуказанному свидетельству Апостолов, в псалме, кроме прямого исторического смысла, заключается еще пророчество о страданиях, смерти, воскресении и прославлении Христа Спасителя, а вместе с тем о воскресении и прославлении чрез Него и самого псалмопевца и всего спасаемого человечества. Апостолы, не отрицая прямого исторического отношения псалма к Давиду, только ст. 10-й, где выражается надежда и в смерти не видеть тления, изъясняли исключительно о Христе. Отцы же и учители; Церкви и весь Псалом изъясняли исключительно в пророчественно-мессианском смысле, как предызображение моления Христа Спасителя, которое Он пред Своими страданиями с сильным воплем и слезами возносил к небесному Отцу Своему ( Евр.5:7 ср. Мк.14:33–36 ; Лк.22:42–44 ), провидя в то же время и Свое воскресение и прославление ( Мк.10:33–34; 14:62 ; ср. Ин.12:23, 27–28 ). Надп. см. вып. 3, стр. 15-б) и 29, 3. Русское надписание Пс.: песнь, составляющее перевод евр. михтам, в отличие от подобного же перевода другого евр. наименования шир в надп. Пс.45, 47, 65–67 и др. следовало бы пополнить словом: «достопамятная» или «замечательная» песнь, что соответствовало бы смыслу и гр.-слав. перевода Двд, а. Сохрани м, Гди, к на т уповахъ. 1. Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. 1 . Псалмопевец молит Иегову, как всемогущего Бога (=всесильный, всемогущий, ср. Пс.7:12 прим.), быть его хранителем в постигших его бедствиях и выражает свое упование на Бога, полагая в этом уповании вернейшее ручательство своего спасения (ср. Пс.7:2; 10:1 и др.). В мессианском смысле, слова эти – предызображение молитвы Христа Спасителя к могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ) Отцу небесному: Отче, спаси меня от часа сего ( Ин.12:27 ); если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как я хочу, но как Ты; да будет воля Твоя ( Мф.26:39 и 42). Эта мольба к всемогущему и составляет главную мысль, или тому всего псалма. Гди=больш. ч. греч. списков и вульг. С евр. точнее – «Боже»=халд., сирск., Син. код. и бл. Иер., русск. Псалтирь, и обыкновенно в других местах по слав.-греко.-лат.-переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Господь словно обращается к тем, кто не сочетает со словами о спасении подвига собственной жизни: «Лицемеры! …Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:7—9). Необходимо пытаться хотя бы понемногу приучать себя к добру. В христианстве нет списка, выполнив пункты которого, можно рассчитывать на спасение. Человек должен непрестанно возрастать в вере, уподобляться Богу. Мера, к которой мы должны стремиться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Насколько каждый из нас продвинется на этом пути, другой вопрос. Предела совершенству нет, как нет и границ исполнению заповедей. На первый взгляд человеку кажется: «Я верен жене (или мужу), а, значит, я не прелюбодействую», а Спаситель расширяет смысл заповеди: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). На примере этого евангельского фрагмента видно, что человек призван бороться не только с греховными поступками, но и словами, мыслями. Заповеди помогают нам оторвать внимание от мирских дел, и устремиться к духовному. Непрестанное совершенствование заключено в каждом Божественном повелении. Например, «Блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное», – разве возможно исполнить этот завет полностью? Бывает, что человек печалится: «Если всего я не смогу выполнить, то к чему усилия. Это бессмысленно». Многие попались на такую вражескую уловку, перестали прикладывать усилия в духовной жизни. Необходимо постоянно искать золотую середину между удовлетворенностью собой и унынием. Спаситель говорит, что людям спастись не под силу, «Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Потому необходимо трудиться и уповать на милосердие Божие. В минуту, когда хочется оставить труд по борьбе со страстями и окунуться в греховную жизнь, надо вспомнить: все, что с нами происходит сейчас, имеет значение для вечности. Как говорил священномученик Онуфрий (Гагалюк), «крайне легкомысленны … те, кто проводит земную жизнь в пустых и греховных наслаждениях… горько восплачут они в жизни будущей». Но тот, кто не мечтает о Царстве Божием, а стремится в Него изо всех сил, терпит испытания временной жизни, тот и достигает спасения (см. Мк. 13:13).

http://pravoslavie.ru/124082.html

Заботься о духовном просвещении. Сегодня, в век информационных технологий, огромное значение для успеха проповеди Евангелия Царства (см. Мф. 24:14) приобретает наш диалог с широкими слоями общества, способность свидетельствовать об истине в медийном пространстве, готовность использовать современные средства коммуникации для церковных целей. Будучи преемником благодати апостольства, никогда не оставляй попечения о совершенствовании православной миссии во исполнение слов Господа: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Не превозносись высоким архиерейским саном. Воспринимай епископство не как награду, полученную от Бога и Церкви, но как призвание к многоразличным трудам, к новым радостям и скорбям в Винограднике Христовом, к ответственному послушанию, суть которого выражена заповедью: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22:26). Относись со вниманием к нуждам подчиненного тебе духовенства. Уважай умудренных опытом пастырей. Не стыдись испрашивать совета у тех из них, чьи духовные дарования очевидны всем и хорошо известны. Являй своим поведением скромность, умеренность и благообразие. Не оставляй трудов по организации благотворительности и помощи страждущим, обращающимся к Церкви как к последней надежде. Внимание к нуждам сирот и вдовиц, инвалидов и престарелых, узников и обездоленных должно составлять неотъемлемую часть епархиальной и приходской деятельности. Самым же главным делом всей твоей жизни да будет домостроительство Тайн Божиих (ср. Тит. 1:7), совершение Литургии, посредством которой христианин становится общником Тела и Крови Искупителя, сподобляется вкушения начатка будущих благ Небесного Царствия и соучастия в торжестве грядущего пира веры Невечернего Дня. Не ослабевай в молитве. Сколь многочисленными ни были бы твои административные, хозяйственные и общественные заботы, никогда не оставляй службы Божией. В приобщении Евхаристической Чаше обретешь ты силы для исполнения всех обязанностей епископа. Пусть никогда не угасает в тебе горячая вера и ревность в предстоянии Престолу Божиему.

http://patriarchia.ru/db/text/2316584.ht...

326 Милош Обренович (Милош Теодорович; 1780–1860), Сербский князь, правивший в 1817–1839 и 1858 годах, основатель династии Обреновичей. Воевода Милош Обренович был участником Первого сербского освободительного восстания против турецкого ига (1804–1813), под предводительством Сербского князя Георгия Черного (Карагеоргия; см. примечание 87). В 1813 году оно было жестоко подавлено турками. В 1815 году вспыхнуло новое восстание, которое воевода Милош Обренович возглавил. Оно продолжалось практически до 1830 года, когда Турция признала Сербию самоуправляющимся княжеством. В 1817 году Милош Обренович, по приказу которого князь Карагеоргий был убит, стал сербским правителем. 327 Игнатий Богоносец , священномученик († 107; память 29 января11 февраля, 20 декабря2 января), епископ Антиохийский. Святой Игнатий зовется «Богоносцем» потому, что, по преданию, был тем самым ребенком, которого держал на руках Иисус Христос, когда говорил Своим ученикам:/если не обратитесь и не будете как дети/, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ). И сам Игнатий всегда носил Бога в своем сердце: когда после мученической кончины святого во времена Римского императора Траяна (98–117) палачи рассекли его сердце, то внутри него они увидели начертанными две литеры – I.X. (Иисус Христос). Игнатий Богоносец был учеником апостола Иоанна Богослова († между 98 и 117; память 821 мая, 26 сентября9 октября) и вторым (после апостола от 70-ти Евода († 66; память 720 сентября)) епископом Антиохийским. Своей паствой он управлял сорок лет, поучая ее повиноваться пастырям Церкви, хранить единство веры и беречься еретиков и лжеучителей. Он ввел в церковное богослужение так называемое антифонное, то есть попеременное, на двух клиросах, пение. 328 Арсений I, архиепископ Сербский († 1266; память 28 октября10 ноября), великий иерарх Сербской Церкви и духовный наследник святого Саввы (см. примечание 1). Родом происходил из Срема, большую часть жизни провел иноком в Жичском монастыре. В 1215 году Савва поставил Арсения игуменом этого монастыря. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, и позднее, став архиепископом Сербским, Савва благословил Арсения найти новое место для устроения обители. Таким образом в городке Печ Старой Сербии (Косово), у самого входа в Руговское ущелье, возник монастырь с храмом во имя святых апостолов Петра и Павла, позднее посвященным Вознесению Господню, в XIV веке ставший резиденцией Сербских патриархов (знаменитая Печская Патриархия). Перед вторым путешествием (1234) на Святую Землю первый архиепископ Сербский Савва передал правление Сербской Церковью своему ученику, Арсению Сремцу, назначив его наместником. А с 1237 года, после смерти святого Саввы, Арсений становится вторым архиепископом Сербским и в течение тридцати лет мудро управляет сербской паствой. По кончине был похоронен в Печском храме Вознесения Господня, ныне его нетленные мощи покоятся в монастыре Ждребаоник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010