Удивительны и другие слова: «Но что, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» из того же самого отрывка из Евангелия от Марка, которое мы сегодня слышали. В самом деле, какой смысл в приобретении всего мира, если ты самого главного не приобретаешь? Если твоя душа не приобретает мира, покоя, радости, внутренней тишины, счастья, для чего все остальное? И поэтому в другом месте Священного Писания находим слова: нужно не в себя, а в Бога богатеть (см. Лк. 12:21). Разве Господу нужны наши деньги или наши богатства? Он не требует, чтобы мы их отдали Ему, но эти удивительные слова «в Бога богатеть» перекликаются с сегодняшними евангельскими словами «душу свою потерять ряди Христа и Евангелия», то есть наступить на самого себя, поменять все местами, Бога поставить в центр жизни, а не самого себя. А с чего же начать? Кто-то услышал эти слова сегодня, вышел из храма, задумался, и решил: да постараюсь я исполнить все то, что Патриарх сегодня сказал, ведь и я хочу быть счастливым. Но для того чтобы правильно начать, нужно другие евангельские слова вспомнить: кто хочет последовать за Мной — отвергнись от себя, возьми крест свой и иди за Мной (см. Мф. 16:24). Крест — это то страдание, которое проистекает не от нашей глупости и не от наших страстей и ошибок, а которое приходит извне. Допустим, мы не заслуживали человеческого порицания, мы ничего плохого не делали, а на нас начинают клеветать. Или вроде никому ничего плохого ты не делал, а вокруг тебя вдруг появляются враги. Или поражает нас болезнь, скорбь, измена, когда самые близкие люди становятся предателями — вот это крест. Это не то, что мы сами продуцируем, не то, что мы сами глупостью своей или греховностью создаем для самих себя, поставляя в тяжелое жизненное положение, а то, что вдруг объективно, со стороны, вне зависимости от нашей воли входит в нашу жизнь. Но как же мы часто бываем подавлены этими обстоятельствами! Как негодуем, как иногда с ропотом к Богу обращаемся: чего же я плохого сделал, почему вдруг такая беда? Если эти мысли  в голову приходит, то уж точно Господь крест на нас возлагает. И для того, чтобы душу свою спасти, а вместе с этим спасением — обрести полноту жизни, внутренний покой, уравновешенность всех своих внутренних сил, даже определенный, проистекающий из наших усилий жизненный успех, вот для этого нужно в первую очередь научиться нести крест, который Бог нам вручает. Если мы начинаем этот крест с себя сбрасывать, если начинаем винить весь мир и близких своих, иногда родственников, которые ни при чем, но на которых можно сорваться — на начальнике срываться не будешь — так вот, если не будем ни на ком срываться, не будем гневаться, раздражаться, на Бога роптать, а спокойно предадим себя в руки Божии и примем на себя этот крест и понесем его, то это и будет первый шаг на нашем пути к тому, чтобы «в Бога богатеть», чтобы не губить душу свою, но, принимая Христа и Его заповеди, обретать спасение.

http://patriarchia.ru/db/text/4014397.ht...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

— Да кому же все это надо?! Какая разница, в сущности, кому… Надо тем, кто может позволить себе эту рос­кошь за чужой счет. Но почему она становится возможной в принципе — не всегда, не «вдруг», а в какой-то особый момент, период? Потому что за беззакония многих иссякает любовь многих (см.: Мф. 24, 12). И мы не замечаем ужаса чужого страдания, чужой боли, чужой смерти. И смиряемся с тем, что жизнь тысяч, а подчас и миллионов превращается в разменную монету, в жетон, который бросают в прорезь автомата те, кто играет в свою игру. Не замечаем чужого горя, и тогда Господь попускает нам переживать свое собственное, которое уж никак не просмотришь, не проигнорируешь. Мы можем, конечно, 9 Мая повторять такие знакомые нашему народу заветные слова: «Только бы не было войны!». Но вряд ли это «заклинание» поможет ее предотвратить, если приблизится она к нашим пределам вновь. Важно по-настоящему другое: чтобы не нашла она в нас самих пищи для того безумия, которое собой являет. Чтобы не было лично в нас злобы, ожесточенности, неспособности прощать. Не было ослепляющей и толкающей на преступление алчности. Не было парализующего и в то же время провоцирующего на агрессию страха. Не было равнодушия, забвения о тех, кто когда-то отдал за нашу Родину свою жизнь, телесное или душевное здоровье — в 40-х, 80-х, 90-х, 2000-х. Неважно, словом, когда. Память и молитва о них — то самое малое, что хоть немного зависит от нас. Будет это малое — и, может, не будет войны. Или, по крайней мере, не окажемся мы к ней неготовыми, не застанет она нас врасплох, не сломает и не уничтожит. Газета «Православная вера» 8 (460), 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Ната 11 мая 2012, 12:35 Когда вижу человека в военной форме - кратко молюсь о нем, это уже привычка. Давайте все так делать - Пресвятая Богородица, покрой Своим омофором этого солдата (офицера) и защити его от всякого зла! Ольга 10 мая 2012, 14:28 Спасибо вам! В Минске мемориальный памятник павшим воинам-интернационалистам " Остров Слез " в центре столицы, а у нас на окраине города... И про павших в мирное время мужчин не вспоминают

http://pravoslavie.ru/53396.html

Итак, Мухаммед происходит от Измаила, что признают и мусульмане, а наследники иудейского престола происходят от Исаака. Согласно Торе, когда Авраам молился: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!», Бог возразил: «но завет Мой поставлю с Исааком» ( Быт.17:18,21 ). Позднее Бог повторил: «в Исааке наречется тебе семя» ( Быт. 21:12 ). В самом Коране сказано, что родословная линия пророков идет через Исаака, а не Измаила: «и даровали Мы ему Исхака [Исаака] и Йакуба [Иакова], и устроили в потомстве его пророчество и писание» (Коран, сура 20:26/27). Ученый-исламист Юсуф Али (Ali), добавляя в этот текст слово «Авраам», изменяет его смысл следующим образом: «Мы даровали [Аврааму] Исаака и Иакова и предопределили среди его потомства Пророчество и Откровение». Благодаря ссылке на Авраама, отца Измаила, удается присоединить Мухаммеда, потомка Измаила, к родословной ветви пророков! Но ведь имени Авраама нет в арабском изначальном тексте Корана, который сами мусульмане считают идеально сохраненным. Иисус, а не Мухаммед в полной мере стал исполнением обетования в этом стихе. Он происходил из среды Своих иудейских собратьев (ср. Гал.4:4 ). В нем исполнилось то пророчество Втор.18:18 , что «Он будет говорить им все, что Я повелю Ему». Иисус указывал: «[Я] ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин.8:28 ). И «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Ин. заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин.12:49 ). Иисус называл Себя «пророком» ( Лк.13:33 ), и люди тоже считали Его пророком ( Мф.21:11 ; Лк.7:16; 24:19 ; Ин.4:19; 6:14; 7:40; 9:17 ). Иисус, как Сын Божий, был пророком (говорил с людьми от лица Бога), священником (говорил людям о Боге; Евр.7-10 ) и царем (царствуя над людьми от имени Бога; Отк.19-20 ). Другим характеристикам «Пророка» соответствует только Иисус. В них входит общение с Богом «лицом к лицу», а также «знамения и чудеса», которых у Мухаммеда, как он сам признавал, не было (см. ниже). Второзаконие 33:2 Многие исламисты считают, что в этом стихе предсказываются три различных явления Бога — одно на «Синае» Моисею, другое на «Сеире» через Иисуса, а третье — у горы «Фарана» (Аравия) через Мухаммеда, который пришел в Мекку с «тьмами» (10 ООО) воинства.

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

А язычники – они же внешние по отношению к Церкви. Как я могу на них повлиять? Некоторые священники взяли на себя роль учителей нравственности для внешнего мира, забывая о том, что мы все-таки Христа должны проповедовать, а не просто общечеловеческие нормы. Бывает весьма странно, когда священник, проповедник привыкает видеть свою задачу в том, чтобы людей чему-то учить, запрещать им то-то и то-то, а самое главное говорить забывает. Он о Христе не говорит, о спасении, о Воскресении, о вечной жизни, о душе: все эти разговоры кажутся уже какими-то второстепенными и ненужными. А первое – семейные ценности, нравственные ценности. Интересно, что о ценностях всегда говорят во множественном числе. Когда мы открываем Евангелие, мы там читаем не о ценностях. Мы читаем о ценности! Например, в притче о жемчужине, которую человек нашел, а потом идет и продает все свое имущество, чтобы купить эту драгоценную жемчужину (см. Мф. 13:45-46). Эта жемчужина – это же единственное число. Самая главная ценность в христианстве – это Христос. Если мы продолжим распыляться и считать, что ценности – это нравственность, семья, духовность, а о самом главном – умолчим, то это уже будет не христианство, а морализаторство. Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 августа, 2023 15 августа, 2023 11 октября, 2016 12 октября, 2016 24 октября, 2016 14 февраля, 2024

http://pravmir.ru/zapreshhat-proshhe-che...

В основе семьи должны лежать глубокие внутренние отношения супругов. Но при этом не следует забывать, что любовь, как любое чувство, требует труда. Поэтому апостолы всё время просили: «Господи, укрепи в нас веру!» Ведь все наши трудности по маловерию нашему. О последних временах сказано: «во многих оскудеет любовь» (см.: Мф.24:12 ). То есть любовь может оскудевать. Как источник может оскудевать, а потом и совсем засохнуть, так и любовь. Поэтому семейная жизнь требует постоянного подвига самопожертвования, а иначе любовь будет глохнуть. И, конечно, нужно молиться, потому что ничего человек не сделает, если Господь не поможет. – Батюшка, как и где Вы бы посоветовали выбирать супруга или супругу? – Выбирать себе мужа или жену нужно, во-первых, среди верующих, то есть среди тех, кто един по духу. Ведь брак имеет три необходимые стороны: первая – духовное единство, вторая – душевное единство и третья сторона – телесное общение, которое происходит от полноты чувств и для продления рода. Поэтому нужно выбирать, прежде всего, человека по-настоящему верующего. Когда мой отец делал этот выбор и спросил своего духовника: «Какую мне жену брать?» – ему духовник сказал: «Бери такую, чтобы христианка была – как кремень». И муж должен быть тоже христианином – как кремень. Чтобы семья по-настоящему христианской была, то есть чтобы прежде всего была ответственность. Это касается взаимных отношений между супругами. А ведь ещё и перед Богом отвечать! Ведь вы же желали семью, просили, ещё и обещание давали на венчании. А ведь если ты обещал, а начинаешь вести себя по-другому – значит, ты солгал перед Богом! В общем, что касается отношений мужа и жены – то это должны быть, прежде всего, любовь и жертвенность. А то обычно начинаются укоры, осуждение, раздражение, озлобление. Чувство – его ведь невозможно измерить, нет таких приборов, которые измеряют силу воли, силу веры, силу любви. А когда начинается вся эта бухгалтерия – это уже начало конца. – Какие чувства надо испытывать к человеку, чтобы смело вступать с ним в брак? Можно ли вступать в брак, если чувств никаких не испытываешь, но понимаешь, что человек хороший, православный, церковный? На какие компромиссы можно идти, а на какие не стоит?

http://azbyka.ru/semya/davat-drugomu-las...

Итак, в первых двух стихах этой главы мы видим подготовление той души Христианской, которая усвоит себе слова Господа: „возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим“ ( Мф. 11:20 ) и ( Ин. 4:24 ) „Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“. 3 . (Беззаконник же) 1843 , заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – 4 . так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. В настоящих двух стихах людям, молящимся Богу с сокрушенным сердцем и трепещущим пред словом Божиим, противупоставляются беззаконники исполняющие обряды, предписанные Моисеевым законом, которые вместе с сим избирают „свои собственные пути“ (не пути Божии) и „которых душа находит удовольствие в мерзостях их“. Об этих Иудеях, из которых состояло большинство народа в последние дни южного царства, говорил Исаия и в первой главе своей книги. Мы видели ( Ис. 1:11–14 ), что устами пророка Господь отверг жертвы недостойного народа и его празднования и повелевал прежде очиститься и творить добро и правду, чтобы иметь право молиться пред Ним ( Ис. 1:16–18 ) 1844 . Нет надобности пояснять, что жертвы кровавые и бескровные 1845 и „фимиам в память“ 1846 установленные законом в книге Левит (первые семь глав), приравниваемые к преступлениям или действиям, признаваемым оскверняющими, делаются таковыми потому что приносятся Богу руками неверующих и беззаконников. Эти люди, исполняющие обряды закона, тем виновнее, (см. ст. 4, ср. ст. 12 главы 65), что Господь не переставал звать их и увещевать их устами пророков Своих, но они (ст. 3) „ходили своими путями, находили удовольствие в мерзостях“ (ст. 4); „не слушались Господа и делали злое, избирая то, что неугодно Господу“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он есть и сидящий, и спящий. Исаия видел Его сидящим, ученики же на корабле – спящим так крепко, что испугались и воззвали к Нему: Еы спишь, а мы погибаем. Проснись, спаси нас (см.: Мф. 8:24–26 ). Он есть Тот, Кто спит в монастыре. А следовательно, Он есть Тот, Кто встает вместе с нами и вместе с нами бодрствует. Помните, как на Него, бодрствующего, смотрели ночью ученики и поражались, как Он может часы, ночи напролет, оставаться без сна. Он ходит посреди нас. Если мы этого не чувствуем – как Он ходит среди нас, бодрствует, если у нас нет ощущения этой реальности, то мы не только трудимся впустую, но и обманываем самих себя. И как жаль, если мы не замечаем того, что происходит между нами, не радуемся, не пожинаем плодов этой живой реальности Бога, Который так запросто пребывает посреди нас в готовности сделать все, о чем бы мы Его ни попросили, подобно тому, как Он исполнял просьбы приходящих к Нему людей, как Он внимал пророку и отвечал ему, как Он шел навстречу Своим ученикам. Вот свидетельство Его присутствия, свидетельство Его славы. О том, что есть слава Божия, мы говорили тысячу раз, и я не хочу к этому снова возвращаться. Но не лишним будет сказать, что слава Бога есть Его неприступный и невещественный Свет, исходящий из самого Его существа. И эта нетварная энергия в своей нематериальности и неприступности является чем-то ощутимым для нас и соединяющимся с нами. И это для нас имеет особое значение, потому что то, что является неприступным, должно соединиться со мною и то, что является нематериальным, должно стать для меня ощутимым. Этот Свет есть некое Божественное сияние либо в виде облака, либо в виде огненного столпа ( Исх. 13:21–22 ; Неем. 9:12 ). Форма может быть иная, но всегда излучается яркий Свет, который в действительности есть не что иное, как внешнее проявление Богом Своего Божества, хотя, быть может, с точки зрения догматики, эта формулировка и не совсем точна. Это реальное проявление Божественной Ипостаси. Через нетварный свет мы видим Бога 1 , Его святость, лучше сказать, Его исключительность, ибо «святой» означает абсолютно исключительный, абсолютно отличный от другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Предстоятель особо отметил, что пространство Таинства исповеди не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни, и подчеркнул недопустимость чрезмерного интереса к грехам против седьмой заповеди. Патриарх отметил необходимость «разумной отстраненности и соблюдения той дистанции в общении с паствой, которая позволяет священнику свободно возвещать людям Божию правду, не будучи связанным условностями обычных земных взаимоотношений между людьми». По мнению Его Святейшества, наличие некоторой дистанции предохранит и от возникновения в отношениях пастыря и пасомых ненужных пристрастий и зависимостей личного характера, которые, как мы знаем, способны омрачить церковную жизнь и даже привести к кораблекрушению в вере (см. 1 Тим. 1:19)». По мнению Его Святейшества, еще одной пастырской ошибкой является преувеличенное представление священника о значимости собственных усилий и о собственной роли в жизни своей паствы, своего рода пастырская гордыня. «Пастыреначальник Иисус предостерегал своих последователей: " Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос " (Мф. 23, 9-10). Рассуждая о так называемом духовном отцовстве, мы должны помнить: отец — не деспот и не собственник, — уверен Патриарх Кирилл. — Отец охраняет, предостерегает от опасностей, радуется каждому самостоятельному шагу своего чада, пусть поначалу эти шаги бывают неловкими, нерешительными и даже ошибочными. Отец великодушен, он не мстит и не завидует; отец ободряет унывающего, терпеливо поправляет ошибающегося. Даже его строгость не сокрушает, но вдохновляет. Отец свободен от всякого корыстолюбия в отношении своих чад. Наконец, отец сознает, что его чадам предстоит возрастать, а ему самому должно умаляться и в конце концов вручить своим чадам бразды самостоятельного управления жизнью». «Иными словами, наименование пастыря отцом, даже если речь идет о заслуженном и авторитетном человеке, есть не признание существующей реальности, но исключительно указание ему самому на идеал, к которому он должен стремиться в своем служении. Умаление, а отнюдь не преувеличение собственной роли в жизни пасомых есть норма пастырского поведения священника. Эта роль подобна роли евангельского пшеничного зерна, которое, упав на землю, умирает и приносит много плода (ср. Ин. 12:24)», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5551590.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010