34:35). Пророчество взято из Пс.109:1 , и изложено точно по LXX 299 . Псалом 109 принадлежит к числу глубочайших по своему содержанию ветхозаветных пророчеств и неоднократно цитируется в Новом Завете ( Мф.22:44 ; Мр.12:35 ; Лк.20:42–43 ; 1Кор.15:24–26 ; Евр.1:13 ). Это тот самый Псалом, которым Г. Иисус Христос привёл к крайнее смущение фарисеев, спросив их, каким образом Давид называет Мессию Господом, если Он сын ему. Фарисеи, очевидно, признавали, что Псалом относится к Мессии, но ответить на вопрос не могли, и посрамлённые с того дня не смели вступать в искусительное совопросничество с Господом ( Мф.22:41–46 ). – Пророчество богато содержанием и, как видно из указанного случая, считалось в древности, а также считается и большинством современных экзегетов прямо мессианским предсказанием. В пророчестве выражена чрезвычайно глубокая мысль о возвышении Мессии, потомка Давидова, до степени Царя Небесного, мысль, вполне понятная только при свете идеи Богочеловечества ( 1Кор.15:21 ). Идея Богочеловечества была чужда сознанию ветхозаветных фарисеев, почему они и остановились в недоумении перед вопросом, предложенным им Христом ( Мф.22:46 ). Христос не объяснил пророчества фарисеям; не объясняет в данном случае всей глубины его и Ап. Пётр. Всю глубину богословского содержания пророчества вскрывает в своих посланиях Ап. Павел ( 1Кор.15:24 ; Евр.1:13 ; ср. Еф.1:20 ), выясняя, именно, отношение его к человечеству Господа Иисуса Христа ( 1Кор.15:25,26 ср. 21: δι’ νθρπου). Ап. Пётр в данном случае выступает, не как учитель, а как свидетель Христов, и пользуется пророчеством не для раскрытия глубочайших истин христианского богословия, а только для доказательства того, что факты вознесения и сошествия Св. Духа свидетельствуют о Мессианстве Иисуса Назарянина. Главную доказательную силу имеют, повидимому, слова о сидении Господа-Мессии одесную Бога Отца на небе. В пророчестве Мессия представляется сидящим одесную Бога, а так как Мессия должен был проходить служение Своё в этой юдоли земной, то для того, чтобы сесть на небесном престоле, Он должен прежде вознестись на небо: пророчеством предполагается вознесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Кто в своем стремлении к совершенству ориентирован на волю Божию, тот благ и добр, как и Отец его Небесный. Для него больше невозможны гнев или враждебность, он желает нерушимости своего и чужого брака (ср.: Мф 5. 28, 32), у него больше не может быть двусмысленности и задних мыслей (ср.: Мф 5. 34-37). Такой человек, уподобившись Богу, в своем отношении к ближнему может руководствоваться только добром и любовью (ср.: Мф 5. 39-42, 44-47) (подробнее см. в ст. Нагорная проповедь ). Отношение Иисуса Христа к ветхозаветным заповедям I. О чистоте. Мк 7. 14-23 содержит принципиальное высказывание Иисуса Христа относительно ветхозаветной заповеди о чистоте. Центральное изречение выражено в характерной для библейской лит-ры форме антитетического параллелизма: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк 7. 15). В последующем поучении в стихах 18-19 разъясняется отрицание (1-й полустих): «...ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его... Потому что не в сердце его входит, а в чрево...» - а в стихах 20-21 разъясняется утверждение (2-й полустих): «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы...» Слова Иисуса Христа упраздняют то, что считалось непреложным в Его окружении (и, как видно из Гал 2. 11-14, не было изжито в Иерусалимской Церкви и после воскресения Христа). Отрицая законы о чистоте, действующие не только у ветхозаветных евреев, но и у др. народов древнего мира, Иисус Христос устраняет различие между «чистым» и «нечистым». Это различие ставилось под сомнение уже ветхозаветной верой в то, что «славы Господней полна вся земля» (Числ 14. 21). Как иудейское окружение Иисуса Христа, так и эллинистическая диаспора соблюдали заповеди о чистоте. Соблюдение этих заповедей иудеями в языческом мире приравнивалось к исповеданию веры, напр. маккавейские юноши скорее готовы были идти на мучения и смерть, чем вкушать нечистую пищу (2 Макк 7; 1 Макк 1. 62-63; Дан 1. 8). Однако в то же время книжники эллинистического иудейства толковали ритуальные определения аллегорически, как нравственные поучения. Уже в памятнике иудейской александрийской лит-ры, Послании Аристея к Филократу (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.; см. Аристея послание к Филократу ), ветхозаветные правила чистоты оправдываются как тайные указания на основные нравственные заповеди. Однако аллегорическое толкование правил чистоты не имело целью пренебречь их букв. исполнением, оно появилось как попытка оправдать эти правила перед философски просвещенными людьми эллинистического общества. Так же мыслил и Филон Александрийский, который постоянно прибегал к аллегорическим толкованиям (см. ст. Герменевтика библейская ). Однако вопреки настоянию на букв. соблюдении правил само появление аллегорической интерпретации свидетельствовало о том, что ценность культа и ритуала постепенно снижается по сравнению с этическим подходом к религии.

http://pravenc.ru/text/344423.html

В деле Искупления Бог «не ведевшаго бо греха (Иисуса Христа) по нас грех сотвори (сделал для нас жертвою за грех), да мы будем правда Божия о Нем» ( 2Кор.5:21 ; ср. 19 ст.), – предложил Его в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, «в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов» ( Рим.3:25 ). День всемирного суда Божия будет днем «гнева и откровения праведнаго суда Божия, – в который Бог – воздаст коемуждо по делом его» ( Рим.2:56 ). Тогда «приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор.5:10 ). Как каждое доброе действие человека, как бы ни казалось оно незначительным, как, например, подание чаши студеной воды ( Мф.10:42 ), и даже добрые тайные мысли и желания будут иметь похвалу от Бога ( 1Кор.4:5 ), так и за каждое «слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» ( Мф.12:36 ). Последним следствием праведного суда Божия в этот день будет то, что праведники наследуют уготованное им от сложения мира царствие ( Мф.25:34 ), а грешники услышат обращенный к ним глас Божий: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» ( Мф.25:41 ). Имея в виду воздаяние на этом суде, апостол Павел говорит: «Страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго» ( Евр.10:31 ), а потому призывает христиан служить «благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 )... Чувство или чувствование Божие, его свойства На бытие в Боге – способности, соответствующей в нашей духовной природе способности чувствований или нашему сердцу с его правлениями, т. е. чувствованиями, Откровение указывает во многих случаях. Так, о Боге говорится, что Он находит людей по сердцу Своему ( Деян.13:22 ), что Он в одних случаях радуется от всего сердца Своего ( Иер.32:41 ), а в других Его сердце исполняется жалости ( Ос.11:8 ), что Он любит правду и ненавидит беззаконие ( Пс.44:8 ; Притч.11:20 ; Евр.1:9 ). В подобных выражениях Св. Писания, конечно, много человекообразного, приспособительного к нашему языку, но ими, без сомнения, предполагается и действительное существование в Боге соответственной этим человекообразным выражениям стороны, называемой в человеке сердцем или способностью чувствований. Существенными свойствами нашего чувствующего духа являются, с одной стороны, влечение и любовь к собственному благу, чувство радования или блаженства от обладания этим благом, с другой – влечение к благу других или любовь к другим. То другое должно быть мыслимо и в Боге, только, конечно, в самой совершеннейшей и высочайшей степени, а Откровением и, действительно, Ему усвояется. К существенным свойствам Божиим со стороны Его чувствования, следовательно, относятся: 1) всеблаженство Божие (влечение или любовь к собственному благу чувство блаженства, ощущаемое от обладания этим благом, совпадающие в конечных существах, в Боге должны быть мыслимы, конечно, совпадающими) и 2) бесконечная благость и любовь к тварям. Всеблаженство Божие

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Пс.44:8 ). – «Сына Давидова»: слово сын у иудеев употреблялось в разных значениях: оно означало сына в собственном смысле (ср. Мф.1:21 и др.), потом – лицо усыновленное ( Деян.7:21 . Евр.11:24 ), далее – потомка вообще ( Лк.19:9 . Деян.2:17 и др.), имело и другие не собственные значения. Здесь это слово означает потомка Давида, позднейшего члена из дома Давидова. Для евангелиста, писавшего свое Евангелие первоначально для уверовавших из иудеев, весьма важно было указать на Иисуса, как на потомка Давидова, потому что, согласно с обетованием, данным сему царю-пророку ( 2Цар.7:4 и дал.; 1Пар.17:11 и дал.; Пс.88:4 и дал.; Ис.11:1 и дал.), именно из его рода должен был произойти Мессия; и эта уверенность так сильна была в иудеях, что их нельзя было бы убедить, что Иисус есть Мессия, если бы им не было доказано, что Он происходит из рода Давидова (ср. Иер.23:5 . Пс.131:10,11 . Деян.13:23 . Ин.7:42 и др.). – «Сына Авраамова»: еще прежде Давида Аврааму, праотцу еврейского народа, дано было Богом обетование, что из потомства его произойдет Мессия (Христос) Спаситель ( Быт.12:3, 21:12 , ср. Евр.11:11–12 . Гал.3:16 ), и для евангелиста по тем же причинам весьма важно было показать, что Христос происходит от рода отца верующих – Авраама. Таким образом, родившийся в уничижении Иисус, сын Марии и мнимого отца своего Иосифа, был, по обетованиям, потомок отца верующих Авраама и величайшего из царей еврейских Давида. «Но почему евангелист не назвал прежде сыном Авраамовым, а потом уже Давидовым? – Потому что Давид особенно славился у иудеев как по знаменитости его деяний, так и по времени жизни, ибо умер гораздо после Авраама. Хотя Бог дал обетование тому и другому, но об обетовании, данном Аврааму, как о давнем, мало говорили, а обетование, данное Давиду, как недавнее и новое, повторяемо было всеми (ср. Ин.7:42 ). И никто не называл Христа сыном Авраамовым, а все называли сыном Давидовым. Посему евангелист упоминает сперва о Давиде, как известнейшем, а потом обращается к Аврааму, как родоначальнику, и поскольку говорит иудеям, то излишним считает начинать родословие с древнейших родов» (Злат., ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Потому-то предвечное определение Божие о спасении людей через Христа не было безусловным, а было поставлено в зависимость от их искренней и деятельной веры, почему и Сам Иисус Христос, уча о Боге, что Он тако возлюби мир, яко и Сына Своего единородного дач есть, к сему присовокупил: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный... веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть ( Ин.3:16,18 ), а также, преподав Своим ученикам заповедь о проповеди по всему миру Евангелия всей твари, Он опять присовокупил: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Кроме того, об условии вступления в царство небесное Он учил еще: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). А так как не все преклоняются к вере в Сына Божия и творят волю Отца Его, а напротив, многие упорствуют и закосневают в неверии и грехе, что всеведущему Богу ведомо было от самой вечности, то, по учению Христову, от создания же мира уготованы были Богом как для праведников царство, так для грешников огнь вечный ( Мф.25:34,41 ), т. е. от самой вечности предназначена была Богом как блаженная участь для праведников, так и мучительная – для грешников, но предназначена была та и другая участь вовсе не потому, чтобы Сам Бог, желая одним блаженства, вместе с сим желал, чтобы другие мучились, а потому, что, как Он предвидел, одни своей собственной жизнью заслужат одно, а другие – другое, почему и Спаситель, уча об осуждении грешников на вечный огнь, здесь же указал, как на единственную его причину, на то, что они вели жизнь греховную ( Мф.25:42,44 ), равно как и наоборот, единственную причину присуждения к блаженству праведников указал в одной их праведной жизни ( Мф.25:35–40 ). Таково в общем учение Откровения о вечном предопределении Божием, касающемся спасения людей. Сущность его вкоротке можно представить так: предвидя падение человека, Бог еще от вечности предопределил через Своего Сына спасти его, но спасти не против его воли, а под условием живой и деятельной веры во Христа; а так как вместе с сим Он предвидел, что одни из людей воспользуются предложенными им средствами спасения, а другие упорно отвергнут их, то от вечности же первым предназначил заслуженную ими участь блаженную, а последним – тоже ими самими заслуженную участь мучительную.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Слыша же сие: «сядете», и о престолех, и о сем: «судяще» – не разумей о телесном сидении, ниже о вещественном седалище; ибо в воскресение все люди яко Ангелы будут, имеющие духовные телеса и сообразные телу славы Христовой ( Мф.22:30 ); ниже так, аки бы Апостолы имеют судить двунадесять коленома Израилевома ( 1Кор.15:44 ): поелику единый токмо есть всех Судия единородный Сын Божий ( Флп.3:21 ). «Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» ( Ин.5:22 ). Значат же престоли неизреченную честь и славу; сидение – крепость, твердость и неизменность тоя славы. Сие же: «судяще», значит изобличающе, то есть тех, которые, происходя от двенадцати колен Еврейских, в извинение себя будут говорить, что не могли уверовать во Христа, якобы Моисеев закон препятствовал им. Сии, видя тогда Апостолов, сущих от Иудей, уверовавших и толикой сподобившихся славы, постыдятся и онемеют. Подобно же, «царица южская востанет на суд с родом сим, и осудит и» ( Мф.12:42 ). Поелику же люди за великую и высочайшую славу и честь почитают то, когда кто удостоится сидеть на троне пред каким-либо земным царем в то время, когда он сидит судиею на троне своем в полном царском велелепии и урядстве; того для и Богочеловек, да покажет нам величие славы и неизреченную честь Боговестников Апостолов, сказал, что во время пакибытия, когда сядет Он на престоле славы Своей судить всей земли, тогда и они сядут на двунадесяти престолех во обличение и обвинение двунадесяти колен Израилевых. Таким же образом представив величие славы Апостольской, упоминает потом и о воздаянии прочих святых, говоря: Мф.19:29 .  И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит. Приметь, что Господь не просто и без разбору повелевает тебе оставлять дом твой и села твои, или отлучиться от жены твоей и от прочих сродников твоих, но ради имени Моего, говорит: то есть, для имени Его, что значит – ради православной веры и для сохранения Божественных Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010