Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь-возраст старости“. Повидимому пророчество стиха 20-го – лучшее объяснение получает в словах Апостола Павла в IV главе к Ефесеянам, который говорит о достижении Христианами „полного возраста Христова“ (ст. 13), что и составляет „полноту дней каждого из нас“. „Когда же созреет плод, Господь немедленно посылает серп, ибо настала жатва“ ( Мк. 4:29 ). Таким образом и объясняются слова пророчества, что нераскаянный грешник, хотя бы и старец, будет проклинаем; но для тех, которые „достигли полноты дней своих“, „полного возраста Христова“, нет различия между малолетним и старцем, ибо последний, сохранив юное, отзывчивое к добру сердце и смиривший и умаливший себя, как дитя, приемлется, как и малолетний в царствие Божие. Ср. „Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное“ ( Мф. 18:3–4 ) 1840 . В ст. 21 мы читаем пророчество о том строе жизни, о котором мы говорили выше в пр. на ст. 17, и который может установиться среди людей только высоко развитых и глубоко проникнутых сознанием, что богатства мира сего ничто, и что имущие суть „верные и благоразумные домоправители рабы Господни“ ( Мф. 24:46 ; Лк. 12:42–44 ). Следующие стихи уясняют значение предыдущих, сопоставляя „жизнь отчужденных от жизни Божией“ ( Еф. 4:18 ) и жизнь „обновленных духом“ ( Еф. 4:23 ). 22 . Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. 23 . Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. 24 . И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Прекрасную мысль дает Шмидер по поводу стиха 22-го. Указывая, что в те дни покоя и счастья человек будет жить на земле не только так долго, как дерево, но и до полного, как оно, развития всех природных сил своих; он прибавляет в объяснении конца стиха 22-го, что в пророчестве этом есть еще обещание, что „как не будет рановременно умерших людей, так не будет и недоконченных человеческих начинаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его(Ин. 14:6–7). Но перейдем к апостолу Филиппу, который, вдохновившись надеждой увидеть Отца и не поняв, что это он услышал, что он уже увидел Отца, сказал: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14:8). Господь же ответил ему: Столько времени Я с вами, и вы не познали Меня, Филипп? (Ин. 14:9). Итак, Кого же, как Он сказал, они должны были познать? — Вот единственное, что требует обсуждения. Отца или Сына? Если Отца, то пусть тогда Праксей учит, что Христос, столь долгое время общавшийся с учениками, некогда действительно мог, не говорю познаваться, но считаться Отцом. Нам же Священные Писания Ветхого и Нового Завета предписывают считать Его Христом Божиим и Сыном Божиим. Это и прежде проповедовалось, и Самим Христом предвозвещалось, и даже Самим Отцом, Который с небес открыто провозгласил Его Сыном и прославил Сына, [сказав]: Сей есть Сын Мой (Мф. 17:5) и прославил и еще прославлю (Ин. 12:28). В это верили ученики, но не верили иудеи. И Сам Он (Христос), желая, чтобы они именно так в Него верили, всякий раз называл, провозглашал и почитал Отца. Если это так, то они (иудеи) не познали не Отца, а Сына, столь долгое время общавшегося с ними. И Господь, укоряя их за то, что они не узнали Того, Кого они не знали [и раньше], хотел, чтобы они, наконец, узнали Того, Кого (в чем Он [и раньше] укорял их) они столь долгое время не узнавали, — то есть Сына. И тогда уже может стать понятным, каким образом сказано: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9), а также и сказанное выше: Аз и Отец едино есмы(Ин. 10:30). Почему? Потому что Я от Бога исшел и пришел (Ин. 8:42) и Я есмь путь никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6) и Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин. 6:44) и Все предано Мне Отцем Моим (Мф. 11:27), иКак Отец   оживляет, так и Сын (Ин. 5:21), и Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца (Ин. 14:6–7). Согласно всем этим свидетельствам, Он показал, что Он есть Заместитель Отца, через Которого Отец был видим в делах, слышим в словах и познавался в Сыне, исполнявшем дела и слова Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Таков-то и был Давид. Несмотря на то, что закон допускал тогда такую меру, повелевая вырывать " глаз за глаз, зуб за зуб " (Втор. 19:21), и это не было преступлением, Давид однако был так любомудр, что не только не преступал закона, но и далеко превосходил его, и перескакивал, так сказать, его границы. Он считал для себя недостаточным в деле добродетели, если еще не превзойдет данных заповедей. Между тем от нас требуется не только то, чтобы мы не отмщали, но чтобы и благодетельствовали. " Молитесь " , - говорится, - " за обижающих вас " ; " благотворите ненавидящим вас " (Мф. 5:44). Какое же будем мы иметь прощение, какое оправдание, если даже после пришествия Христова не достигаем меры тех, кто жил в ветхом завете, и это когда от нас требуется великий преизбыток? " Если " , - говорится, - " праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное " (Мф. 5:20). Подобно тому как неравны между собою те, кто проявляет одинаковую добродетель под законом или до закона, так точно - и те, кто во время благодати или [до закона, а вернее] под законом, но в зависимости от времени между ними существует большое различие. Когда я подумаю о благости, милосердии и любвеобилии Господа нашего Иисуса Христа, то поражаюсь, трепещу и прихожу в изумление, как Он и на самом даже кресте молился за распинателей. Что может сравниться с этим? Даже оба разбойника сначала поносили Его: но когда благоразумный разбойник, придя в сознание, сказал: " помяни меня, Господи " (Лк. 23:42), то Он раньше всех отверз ему рай. Он плачет о готовившихся распять Его, и смущается, видя предателя, не потому, что Ему предстояло распятие, а потому, что погибал этот последний. Он смущался, именно, предвидя его удавление и наказание после удавления, и, зная его нечестие, до самой последней минуты заботился о нем, не отвергал его. Мало того, преблагой Господь даже поцеловал предателя, давая нам образец и пример благостыни и долготерпения. " Иуда " , - говорит, - " целованием ли предаешь Сына Человеческого " (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Смысл притчи легко читается. Царь – это Сын Божий, Его Царство – земной мир, данный людям в пользование ( Быт. 1:26–30 ), поработители – падшие духи во главе с диаволом-человекоубийцей ( Ин. 8:44 ). В земном царстве после грехопадения подданные перестали повиноваться своему Господу, взбунтовались против своего Владыки и подчинились другому господину – диаволу, который не только лишил их возможности богообщения, но и обрек на вечные страдания и смерть, сделал своими рабами. Поэтому Сын Божий по великому человеколюбию пришёл восстановить Своё Царство на земле в такой же мере, как оно имеется и на небе. Об этом есть прошение в молитве, данной Им Своим ученикам: Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . Поэтому, когда перед распятием Пилат спросил Господа Иисуса о Его Царстве, то Он не отверг наименование Себя Царем, но указал, что пока оно на земле не осуществлено: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин. 18:36 ). Только после Воскресения Господа начинается воссоздание Его земного Царства, но не в виде особого земного государства, а путем благодатного преображения мира. Завершится это восстановление после Второго пришествия Христова, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои ( 1Кор. 15:24–25 ). Хотя Господь в земной жизни не стремился явить перед людьми Своё царственное призвание, многие из находившихся с Ним ясно осознавали это. Слыша Его наставления, они чувствовали, что слово Его было со властью ( Лк. 4:32 ), а Его власть над природой и падшими духами была столь явной, что некоторые ученики уже заранее просили себе мест по правую и по левую сторону Его в грядущем Царстве ( Мф. 20:21 ; Мк. 10:37 ). Проявления царственной власти Господа были поистине всеобъемлющими. 1. Власть над чувственным миром. Она проявилась в совершении многочисленных чудес и властном управлении силами природы (см.: Мф. 8:27 ; Мк. 2:12 ; Мк. 5:42 ; Мк. 7:37 , и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Зач. 47-е. Новое предсказание Господа о Своих страданиях и указание на то, кто больше в царстве небесном. Читается в среду 21-й недели по Пятидесятнице. Эти обстоятельства излагаются и у евангелистов Матфея ( Мф.17:22–23; 18:1, 5 ) и Марка ( Мк.9:30, 44 ) и у всех трех одинаково кратко (о первом предсказании у Луки повествовалось в 22 ст. 9-й же гл.). Указание же Христово на то, кто больше в царстве небесном, у еванг. Луки изложено короче, чем у Матфея и Марка. Лк.9:43 . Дивляхуся же вси о величии Бóжии. Всем же чудящымся о всех, яже творяше Иисýс, речé ко ученикóм своим: Лк.9:44 . вложите вы во ýшы вáши словесá сия: Сын бо человеческий имать предáтися в рýце человечесте. (И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.) Это было после исцеления глухонемого отрока (38–42). Дивляхуся (удивлялись) о величии Божии, – величию Божию. т. е. тому величию, которое являлось в творении чудес Иисусом Христом. Вложите во уши ваша, т. е. запомните покрепче, держите постоянно в памяти. Сын Человеческий имать предатися (будет предан) и пр. Чит. выше в объясн. 22 ст. Лк.9:45 . Они же не разумеша глагóла сегó, бе бо прикровéн от них, да не ощутят егó: и бояхуся вопросити егó о глагóле сéм. (Но они не поняли слóва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.) То есть и теперь, когда Господь так прямо и не один раз и прежде говорил Апостолам о Своих страданиях, смерти и воскресении, они все-таки не понимали Его слов, потому что это предсказание прямо противоречило принятому тогда представлению о Мессии. Не понимали, а спросить Его боялись (бояхуся вопросити Его). Боялись, по всей вероятности, потому, что живо помнили строгий упрек Христов Петру, когда он в подобных обстоятельствах решился противоречить Господу ( Мф.16:23 ; Мк.8:33). Еванг. Матфей прибавляет при сем: Апостолы весьма опечалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но может быть Иисус Христос дал позволение и увещание наблюдать, нет ли признаков приближения Его второго пришествия, только тем людям, которые будут жить перед Его вторым пришествием, так как только тогда и обнаружатся эти признаки, подобно тому, как и листья развертываются только весною? Нет, Иисус Христос прямо сказал: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте ( Мк.13:37 ). Бодрствуйте, ибо не знаете, когда приидет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или по утру, чтобы, пришедши внезапно, не нашел вас спящими ( Мк.13:35–36 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время ( Мк.13:33 ), в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын человеческий ( Мф.24:44, 25:13 ). Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ). Невозможность предузнать время второго пришествия Господа и предсказание Его, что Он придет внезапно, именно и служат побуждением к бодрствованию, к тому, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа. Конечно, здесь разумеется преимущественно нравственное бодрствование: свобода от чрезмерного пристрастия к земному и от грубых пороков, нравственная чистота, религиозная настроенность и частое памятование жизни загробной. Но нравственная чистота и высота делает и ум чутким и проницательным. Святые люди и без обширных познаний лучше понимают дух времени и смысл совершающихся в мире событий, нежели люди знающие, но ослепленные страстями, предрассудками, односторонними и превратными учениями. При нравственном бодрствовании не может не быть здравого и широкого взгляда на вещи. А когда оно достигает высокой степени, то человек становится способным проникать в тайны бытия, напр., предузнает будущее. Увещание быть нравственно-чистыми и бодрствовать есть вместе с тем призыв чаще помнить о кончине мира и о втором пришествии Христовом и размышлять о направлении и строе современной жизни. Нравственно чистый имеет наиболее склонности и способности понять и оценить знамения своего времени и менее подвергается опасности впасть в грубое заблуждение по вопросу о времени второго пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

22–23. Камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех ваших. Речь приточная. – Камень, которым пренебрегли зодчии! – строители, он-то и лег во главу угла или стал главным в угле, ибо на нем опирались стены всего здания. Этот камень от Господа, или он получил такое значение в здании по воле Божией. И он дивен в очах ваших: ибо по взгляду вашему он был не пригоден и отвергнут, а он стал главной опорой здания!.. Что такое этот камень? – это вера в спасение от Бога или вера в Бога-Спасителя, которой и жили, и спасались все благочестивые люди Ветхозаветной Церкви. Пророк Исаия, в утешение жителей Сиона, когда им угрожали союзные враги, говорил, что вся надежда должна основываться на вере в явление Сына Девы, Эммануила, о котором говорил ему Бог: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе Камень, испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.7:9–16; 8:7–18; 28:16 ). Потом пророк Даниил, в своем знаменательном сновидении, созерцал «камень, который оторвался от горы, без содействия рук, и сам соделался великою горою, и наполнил всю землю». Этот камень означал, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится» ( Дан.2:34–35,44 ). Это царство Христа Спасителя, как об этом Он и Сам засвидетельствовал... Не задолго пред своими страданиями, находясь во храме, Христос обличал первосвященников и старейшин притчей о том, что они отвергнут Сына Божия, Мессию и Спасителя, и даже убьют Его, и затем приводит им пророчество, что Он и есть тот Камень, который отвергли зиждущии, т. е. они – строители Царства Божия, но который соделался главою угла» ( Мф.21:42–46 ). Это подтвердил потом первоверховный Апостол Пётр народу в присутствии первосвященников, начальников стражи при храме, старейшин и книжников, говоря: «да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что Иисус Назорей, которого вы распяли, которого Бог воскресил из мертвых, Он есть камень, пренебреженный ними зиждущими, по сделавшийся «главою угла», и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:1–6,8,10–12 ; ср. 1Пет.2:5–8 ). И Апостол Павел говорит Ефесянам: «вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным Камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (т. е. в церковь ) ( Еф.2:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

42 . Против помыслов души, которая устала и изнемогла от голода из-за малого количества хлеба и скудности воды: И даст вам Господь хлеб скорби и скудную воду, и более не приблизятся к тебе обманывающие тебя, ибо глаза твои увидят обманывающих тебя. И уши твои услышат позади тебя слова с обманом говорящих: вот путь, пойдем по нему или направо, или налево ( Ис.30:20–21 ). 43 . Обращаясь ко Господу в случае болезни тела, ослабленного частым постом, и к собственной душе, исполненной дурными помыслами невоздержания, [говори]: Вспомни обо мне, о, Господи, и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание ( Иер.15:15 ). 44 . Обращаясь ко Господу о демоне, который холодит желудок и все сухожилия тела, и ввергает в тело великую слабость, как бы от голода и продолжительной болезни, [говори]: Воззри, Господи, ибо я стеснен, внутренность ( κοιλα) моя волнуется во мне, и сердце мое перевернулось во мне ( Плч.1:20 ). Из Даниила 45 . Против помысла души, которая не довольствуется хлебом для пищи и водою для питья, но вместе с тем желает овощей, и не помнит скорби от семян, которые ели Даниил и товарищи его: И сказал Даниил Амелсару, которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу: «Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян полевых и воду для питья. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими». И послушал их и испытывал их до десяти дней. По окончании же десяти дней, лица их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Тогда Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена ( Дан.1:11–16 ). Из Евангелия от Матфея 46 . Против души, которая во время искушения хочет найти крепкие доспехи: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф.4:1–2 ). 47 . Против помыслов, беспокоящихся о пище и одежде под предлогом гостеприимства, болезней и продолжительных телесных страданий:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Господь, как сказано в одном из стихотворений поэта Максимилиана Волошина попустил «до алмазного закала прокалить всю толщу бытия». Кстати наиболее точное поэтическое определение событий марта 1917 года в творческом изображении, на мой взгляд, также принадлежит поэту Волошину. В своем стихотворении «Мир» он совершенно проницательно указал на то, что это «…родину народ Сам выволок на гноище, как падаль…». Итак – «на гноище» Родину выволок народ, а когда вожделенного «счастья» не случилось – народ обвинил и продолжает обвинять во всем произошедшем благочестивого русского Государя. И народу активно в этом помогают, как либеральные («белые»), так и прокоммунистические («красные») силы, а также маячащие за ними наследники юриста Винавера – «настоящие русские люди», типа Познера, Швыдкого, Радзинского и прочие. В Священном Писании несколько раз акцентируется внимание на таком понятии, как «краеугольный камень», являющийся самым важным элементом, удерживающем всё здание. Это самый первый камень, который кладут в основание строения и он принимает на себя основную тяжесть огромной массы всей строительной конструкции. «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (см. Ис. 28:16, Рим. 9:33). «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна…» (См. Пс. 117:22, Ис. 8:14). И в евангельском повествовании, обращаясь к первосвященникам и фарисеям: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:42-44). Государь, также как и Христос оказался для России тем «краеугольным камнем», «который отвергли строители». И когда они отвергли его - здание Империи рухнуло.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/24/...

Пребразилс ес на гор, Хрт Бже, показавый оученикмъ Твоимъ слав Твою, коже можах: да и намъ гршнымъ свтъ Твой присносщный, молитвами Бгородицы, Свтодавче, слава Теб. Христе Боже! Ты преобразился на горе и этим показал ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли видеть. Пусть воссияет и нам, грешным, вечный Твой свет по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе! Величание . Величаемъ Т, Живодавче Хрт, и почитаемъ пречты плоти Твое преславное 44. Исцеление бесноватого глухонемого отрока ( Мф.17:14–21 ; Мк.9:14–20 ; Лк.9:37–42 ) Когда Иисус Христос, после Своего преображения, сходил с горы с Своими учениками, Он увидел у подошвы ее много народа. Подошедши, Спаситель услыхал, что остававшиеся ученики горячо спорят о чем-то с книжниками. Иисус Христос спросил книжников: «О чем спорите с ними? В это время из толпы вышел один человек и сказал Иисусу Христу: «Учитель, я привел к Тебе моего сына, одержимого духом немым; он в новолуние беснуется и тяжело страдает, дух схватывает его, повергает на землю, и сын мой испускает пену; скрежещет зубами и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы они изгнали беса, но они не могли». «О, род неверный и развращенный», воскликнул Спаситель, «доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» Господь разумел в Своих словах отца бесноватого человека и книжников: отец мало веровал, книжники же вооружали народ против Спасителя и учеников Иисуса Христа за то, что те не могли совершить чуда. Спаситель велел привести больного. Как только бесноватый увидел Иисуса, дух сотряс его: больной упал на землю и валялся, испуская пену. И. Христос спросил отца: «Как давно это сделалось с ним?» «С детства», отвечал тот: «много раз дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его». От горя несчастный отец не мог продолжать рассказа своего и стал молить Иисуса Христа: «Если что можешь, жалься над нами и помоги нам». Господь сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему», т. е. сын твой исцелится от тяжелого недуга, если ты будешь несомненно веровать в помощь от Бога. Тотчас же отец бесноватого со слезами воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (прости мне маловерие мое, потому что я готов веровать в Тебя). Тогда Иисус Христос обратился к бесноватому и сказал: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из человека сего и впредь не входи в него». Дух вскрикнул и, сильно сотрясши юношу, вышел. Юноша сделался как мертвый, так-что многие думали, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его – и он встал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010