19:22. Юноша ответил так, как ответило бы большинство людей из высшего общества, и как они действительно отвечали, столкнувшись с подобными требованиями. Царство не означает привнесения дополнительного блаженства в безмятежное существование; ради него нужно жертвовать всем, иначе это уже будет не Царство. По этой причине оно больше привлекает тех, кому нечего терять. 19:23–29 Сопоставление выгод и издержек Царства См.: Мк. 10:23–31 . 19:23–26. Здесь Иисус явно использует «гиперболу. Его слова воспроизводят древнейшую метафору, обозначавшую неосуществимость, например невозможность прохождения крупного животного сквозь игольное ушко. (Игольное ушко во времена Иисуса означало то же, что и в наши дни; представление о том, что так назывались узкие ворота в Иерусалиме, не выдерживает критики, поскольку эти ворота были построены гораздо позднее, только в Средние века.) Официальный иудаизм никогда не отрицал возможности богатому попасть в Царство Божье; многие благотворители и религиозные вожди были богатыми людьми. Иисус допускает, что милостью Божьей богатый может туда войти, но только если отдаст свое богатство бедным. 19:27–29. Понятие «возрождение» (в в синодальном переводе – «пакибытие») применялось в греческих кругах для обозначения будущего обновления мира и естественным образом сопрягалось с надеждами евреев на новый мировой порядок (подобные надежды отражены в Ис. 65:17; 66:22 , а также в Свитках Мертвого моря). Представление о восстановлении двенадцати колен в концевремен было традиционным для иудаизма. Судьи правили в Израиле в ветхозаветную эпоху до установления царства. 19– 20Последние и первые Описание сельской обстановки, в которой разворачивается действие этой притчи, согласуется с тем, что известно из других еврейских источников того времени. Похожие притчи рассказывали и раввины, однакомораль притчи Иисуса не имеет ничего общего с моралью, заключенной в сходных по содержанию раввинских притчах. Правда, в обоих случаях Бог представлен царем или землевладельцем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:25–27. Хотя Иисус говорит здесь о социально бесправных (вдовы) и изгоях общества (прокаженные), главное в Его словах то, что именно неевреи восприняли два великих знамения «Ветхого Завета. К населению Сидона и Сирии евреи относились с нескрываемым презрением. Мысль Иисуса ясна: Назарет не примет Его, а неевреи примут. 4:28,29. В еврейской Палестине закон не допускал расправы над кем-либо без суда; таким образом, столь враждебный настрой толпы был необычен, особенно если принять во внимание, что они пытались совер- шить самосуд в субботу (ст. 16). Хотя Назарет, в отличие от многих древних городов, стоял не на горе, он располагался в холмистой местности, и неподалеку от него были скалы с крутыми откосами. Избиение камнями начиналось с того, что преступника толкали вниз с горы, а потом забрасывали его камнями, размером с человеческую голову. Обычно целились в грудь, но на таком расстоянии точно попасть в цель было трудно. 4:30. Спасли Иисуса Господь (ср.: Иер. 36:26 ), успокоило ли толпу Его поведение, или жители города внезапно опомнились, осознав, что они делают со своим земляком, – неясно, но Иисус прошел сквозь толпу невредимым – Его час еще не наступил. 4:31–37 Проповедь в синагоге Капернаума К рассказу о враждебном приеме, оказанном Иисусу в доме молитвы и учения (4:14–30), примыкает описание столкновения Иисуса с одержимым в другой синагоге. Однако реакция жителей Капернаума, который во II в. н. э. стал религиозным центром иудео-христиан, совсем иная, чем в Назарете (4:14–30). См. коммент. к Мк. 1:21–28 . 4:31. Археологи нашли место, где располагалась «синагога Капернаума. 4:32. Большинство учителей толковали «закон, объясняя способы его надлежащего применения или сопоставляя его с правовой и повествовательной традициями; Иисус идет значительно дальше, трактуя закон с позиции власти. 4:33,34. Обычно одержимость бесами объяснялась колдовством, и заклинатели пытались подчинить потусторонние силы, обращаясь к ним по именам. Если, как полагают некоторые исследователи, в этом эпизоде бес пытается подчинить Иисуса, называя Его по имени (формула «знаю тебя» использовалась для подчинения духов в магических текстах), то эта уловка не возымела действия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Незадолго перед страданиями Спасителя, когда Он был на горе Елеонской, ученики спросили Его о том, когда погибнет Иерусалимский храм. И Он стал говорить им о кончине мира: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» ( Лк.21:28 ). Мы должны понимать, что кончина мира — это не печальное и страшное событие, а радостное, потому что открывается Царство Божие. Печальное и страшное оно для грешников. Если бы мы имели Царствие Божие внутри себя, то всей душой стремились бы к этому событию, не трепетали бы от страха, а вожделевали бы его. Апокалипсис заканчивается такими словами: «Дух и Невеста говорят: приди… Ей, гряди, Господи Иисусе!» (см. Откр.22:17 и 20) Вот каким должно быть наше отношение к этому событию. Спаситель сказал ученикам такую притчу: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» ( Лк.21:29–31 ). Казалось бы, говорится о внешних признаках, но для того, чтобы понять их и увидеть, нужно быть внутренне к этому готовым. Это не просто вычисления, и это зависит не от образованности, не от знания Священного Писания, не от превосходных умственных способностей, а от духовного состояния. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою» ( Лк.21:32–34 ), или, по-славянски, «внемлите же себе». Для того чтобы эти признаки были нам видны, нужно прежде внимать себе. Вспомним слова Спасителя об осуждении: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф.7:3 ) Эти слова Господа можно понимать и так: если человек имеет в своем глазу бревно, то не может увидеть сучец в глазу брата своего, то есть не может трезво видеть нравственных недостатков другого человека. Однако, имея бревно в глазу, он ничего другого также не может увидеть — не только сучка в глазу брата своего, но и вообще того, что вокруг него происходит, потому что его духовное зрение искажено грехом. В другом месте Спаситель сказал: «Из сердца исходит… око лукаво» (см. Мк.7:21–22 ), то есть от нашего внутреннего состояния рождается превратный взгляд на вещи.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

4:35–37. Экзорцисты применяли два основных способа изгнания бесов: 1) запугивание или создание невыносимых условий для дальнейшего пребывания беса в человеке, например, преподнесение корня пахучего растения к носу одержимого в надежде, что злой дух не вынесет запаха; 2) обращение к духу более высокого ранга, с помощью которого можно было бы подчинить низшего духа. Люди были изумлены тем, что Иисус изгоняет бесов, просто приказывая им выйти. 4:38–44 Популярность Иисуса растет Дополнительную информацию см. в коммент, к Мк. 1:29–39 . 4:38. Тесть Симона, вероятно, умер, и Симон взял овдовевшую мать жены в свой дом. Забота о ближайших родственниках в те времена была делом чести – в отличие от наших дней. 4:39. Прислуживание гостям было неотъемлемым элементом гостеприимства, и эта обязанность обычно возлагалась на хозяйку дома или другую родственницу (многие семьи не могли позволить себе иметь слуг). 4:40,41. Суббота (4:31) заканчивалась с заходом солнца. Выражение «при захождении солнца» указывает на завершение субботы; таким образом, люди могли приносить больных к Иисусу для исцеления (перенесениетяжестей считалось работой, и потому запрещалось в субботу). Греки чаще, чем евреи, использовали возложение рук при исцелении, но в иудаистской традиции этот жест также имел глубокий символическийсмысл (см. коммент. к Деян. 6:6 ). Иисус мог исцелять и без всяких жестов, если бы люди имели веру ( Лк. 7:6–9 ). 4:42–44. В древних городах с их узкими улочками и домами, состоявшими всего из одной комнаты, где иногда ютилось по двадцать человек, практически невозможно было найти уединение. Большинство кварталов Капернаума состояло из четырех домов с общим двором. Деревни также располагались недалеко одна от другой, но там все же можно было, если встать раньше других, найти уединенное место (большинство людей вставали с рассветом). 5:1–11 «Ловцы человеков» Профессиональные навыки учеников, бывших прежде рыбаками, помогут им, как некогда Моисею, – пастырю, Давиду – военачальнику и Иосифу – государственному деятелю, выполнить возложенные на них новые обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тир Тир [греч. ф-ма евр. названия Цор, «скала» ], укрепл. город финикийцев (⇒ Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ливанского побережья ( Нав. 19:29 ; 2Цар. 24:7 ), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Т. имел две гавани – сидонскую на севере и егип. на юге; вблизи последней находился знаменитый храм Мелькарта, тирского Ваала. Недалеко от острова на материке лежало связ. с городом селение Старый Тир. С течением времени Т. стал более значим, чем ⇒ Сидон, вместе с которым он часто упоминается в Библии ( 1Езд. 3:7 ; Иоил. 3:4 ; Мф. 11:21 ; Мк. 3:8 ). В 27 главе Книги пр. Иезекииля замечательно изображен этот торг. город, богатый и красивый, влияние которого распространялось и на финик. колонии в Сев. Африке (Карфаген). Т. упоминается в док-тах из архива ⇒ Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.). Т. был расположен на границе с уделом Асира ( Нав. 19:29 ), на севере тер., которую Бог определил для Израиля (ср. 2Цар. 24:7 ), но никогда не принадлежал израильтянам. Помощь, которую ⇒ Хирам I оказывал Давиду и Соломону, скорее означала расширение влияния Т. То же самое относится и к женитьбе израил. царя Ахава на Иезавели, дочери ⇒ Ефваала ( 3Цар. 16:31 ). Иосиф Флавий воспроизводит восходящий к тирским летописям список царей – от Абиваала, отца Хирама I, жившего ок. 1000 г. до Р.Х, до Ефваала, царствовавшего во времена Амврия и Ахава, и далее до Пигмалиона, жившего ок. 800 г. до Р.Х., – с точными годами их жизни и царствования, а также список царей, относящийся к VI в. до Р.Х. кроме того, Т. многокр. упоминается в ассир. и вавил. текстах: Т. входил в союз с Сирией и Палестиной, войска союзников в 853 г. до Р.Х. сразились с ассирийцами при Каркаре, но в 841 г. до Р.Х. тирский царь Балеазар был вынужден выплачивать дань Салманасару III. Хирам II в 743 г. покорился власти ассир. царя Тиглатпаласара III. Тирский царь Лули сначала успешно сопротивлялся ассирийцам, но затем был изгнан Синаххерибом (⇒ Сеннахирим). Асархаддону также удалось вновь покорить Т. Навуходоносор безуспешно осаждал город в 585–573 гг. до Р.Х. (см. Иез. 29:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

27:28. Багряница (накидка красного цвета), которую надели на Иисуса, была у римских воинов под рукой, поскольку они носили такую форму. Зто одеяние могло напомнить пурпурные мантии эллинистических царей, правивших на Востоке до установления римского владычества. Римские воины часто развлекались играми, чтобы убить время; они расчертили для игры в бабки каменную мостовую в крепости Антония на Храмовой горе, где стоял их гарнизон; там же были найдены игральные кости. 27:29. Становясь на колени перед Иисусом, воины пародировали преклонение перед царем, принятое на эллинистическом Востоке; трость изображала скипетр. Выражение «Царь Иудейский» было насмешкой, но вместе с тем могло отражатьобычную неприязнь римлян к евреям. «Радуйся» («в букв.: «здравствуй») – обычное приветствие, обращенное к римскому императору. 27:30. Для евреев плевок в лицо был страшным оскорблением, особенно со стороны неевреев, которые считались нечистыми. Возможно, плевки пародировали поцелуи, которыми выражали почтение к царю на эллинистическом Востоке. 27:31. Римлян распинали обнаженными; еврейский закон строго запрещал мужчинам полностью обнажаться, должна была быть хотя бы набедренная повязка. 27:32. В Киренах, крупном городе, расположенном ныне на территории Ливии в Северной Африке, была большая еврейская колония, включавшая, несомненно, и первых христиан. «Симон» – еврейское имя. Как имножество других евреев, он прибыл в Иерусалим на праздник. Римские солдаты имели право заставить каждого исполнять какую-то работу вместо них. Обычно осужденный сам нес горизонтальную перекладину (лат. patibulum) креста до места казни, где уже стоял вертикальный столб (лат. palus), но Иисус не мог нести ее, потому что Его спина была жестоко исполосована (см. коммент. к 27:26). 27:33,34. Иерусалимские женщины приготовляли из вина болеутоляющее питье, которое давали выпить осужденным; Иисус его отверг (ср.: 26:29). Более благородное «вино со смирною» в Мк. 15превращается у Матфея в «уксус с желчью»; ср.: Пс. 68и сходство между арамейским словом, обозначающим смирну, и еврейским словом «желчь».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

«Мир жаждет священников, способных донести благость Господа тем, кто пережил грех и неудачи; священников, знающих толк в человечности; пастырей, готовых разделить радости и труды своих братьев; людей, восприимчивых к крикам страдающих, – напутствовал Папа будущих священников.– Черпайте человечность Иисуса из Евангелия и Пресвятых Даров, ищите ее в жизни святых и многочисленных подвижников милосердия; размышляйте о подлинном примере тех, кто передал веру вам, о ваших бабушках и дедушках, о ваших родителях. Читайте писателей, умевших заглянуть в человеческую душу, например, Достоевского, который посреди горестных событий земной скорби сумел раскрыть красоту спасающей любви». Путь подготовки в семинарии, отметил понтифик, должен приближать студентов к другим людям, очищать их отношения от внутренней фальши, готовить к самоотверженному служению самым бедным и нуждающимся. Семинаристы призваны углублять свою духовность, избегать проявлений любого клерикализма, заступаться за весь мир в доверительном диалоге с Богом и молитве, воплощать в учебе глубокую мудрость Евангелия. Именно таков вызов миссии, которая их ожидает и требует компетентности и подготовки, подчеркнул Папа: «Быть учениками Иисуса означает освободиться от себя и соответствовать чувствованиям Того, Кто " не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить " (см. Мк. 10:45)». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г. 29.03.2024 17:32 La Civiltà Cattolica «Laudate Deum». Экология в свете Евангелия 28.03.2024 16:27 Папа Франциск совершил богослужения Великого четверга 21.03.2024 12:28 Папа Франциск поддержал бразильскую Социальную неделю 04.03.2024 12:27 Папа Франциск встретился с делегатами ассоциации Talità Kum, в которую входят родители, потерявшие детей 31.01.2024 14:02 Папа Франциск призывает в феврале молиться о неизлечимых больных 29.01.2024 12:07 Папа Франциск встретился с послами Мальтийского ордена

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Надо объяснять, что все заповеди строятся на любви к Богу и к человеку; что ближнего нельзя убивать, ближнего нельзя обкрадывать, ближнему нельзя говорить ложь, клеветать на него и так далее. Надо внушать: возлюби Бога и ближнего, как самого себя (см. Втор.6:4–5 ; Лев.19:18 ; Мк.12:30–31 ; Иак.2:8 ; Рим.13:9 ); не желай другому того, что себе не желаешь ( Деян.15:20, 29 ); это так просто, казалось бы. Вот, на этом строить все отношения духовника с новоначальным. Не отпугивать его какими-то жесткими предписаниями, а то ведь можно отвратить человека от церкви на долгое время. Или, наоборот: он сразу решится, сразу двинется; начнется такой спортивный интерес: вот, я буду делать то-то и то-то; буду голодать. Это очень плохая вещь; сорвется человек обязательно, ничего хорошего не выйдет. Сейчас ты не постись, ты просто по мере сил и возможностей молись, читай слово Божие, проникайся любовью ко Христу. На этом строй целеустремленность своей воли, на любви ко Христу; ты пришел не ко мне, а ко Господу пришел, ему говоришь, Он главный, я только помощник твой. Духовнику нужно всегда вести по такой линии: каждый человек драгоценен бесконечно. Пастырь должен с большой любовью отнестись к тому, кто пришел. Если даже он еще не справляется, если много делает того, что не нужно – тем более; больше проявить любви и внимания, чтобы человек почувствовал душевное, человеческое расположение к пастырю. На человеческом уровне и говорить, именно на человеческом, не на каком-то очень возвышенном, духовном, вначале этого не требуется. Каждый человек единственная, неповторимая личность, и духовник должен смотреть, как Святой Дух воздействует на данного человека. Не мешать этому воздействию, а, наоборот, стараться быть в стороне, быть как бы другом Жениха (см. Ин.3:29 ), как сказано об Иоанне Крестителе, то есть тем, кто всё делает, чтобы состоялась встреча Жениха и невесты. Он хранит их союз, встречу, он, когда приводит их в брачную комнату, остается за дверью. Он не вторгается, он свою роль выполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Если бы Мухаммед мог помолиться за исцеление, я уверен, он сделал бы это ради того, чтобы уберечь собственного сына от смерти. Вывод очень прост: молитва за исцеление не была характерной для жизни Мухаммеда. Вполне возможно, что он никогда не молился за исцеление. Иисус Если прочесть Евангелия, то можно заметить множество исцелений, представляющих собой значимую часть сюжетной линии. Примеры исцелений следующие: Относительно исцелений мы можем видеть напрашивающиеся сами собой поразительные сравнения. Например, Мухаммед не помог своим последователям, которые страдали от сильного жара, но Евангелия упоминают, что именно от этого Иисус исцелил двоих — тещу Петра, у которой была горячка (см. Мк.1:29-31 ; Инж., Мар.), и умиравшего сына царедворца (см. Ин.4:48-52 ; Инж., Юхан). Также Мухаммед не смог спасти своих двоих сыновей от смерти, в то время как Иисус воскресил из мертвых двоих детей: дочь начальника и сына вдовы. Иисус также исцелил в Капернауме мальчика, который был при смерти, просто сказав его отцу: «Пойди, сын твой здоров» ( Ин.4:50 ; Инж., Юхан 4:50). На данном этапе мы установили, что исцеления играли огромную роль в жизни Иисуса и минимальную (или вообще не имели места) в жизни Мухаммеда. Давайте посмотрим, чему учили Иисус и Мухаммед относительно цели исцеления и причин болезней. Цель исцеления и причины болезней Мухаммед Мне не известно ни одного случая, когда Мухаммед говорил бы о цели исцеления. Но он говорил о причинах болезней. Давайте еще раз взглянем на аят, который я читал больным: «Если Аллах коснется тебя злом, то нет избавителя от этого, кроме Него. А если Он пожелает тебе добра, то нет удерживающего Его милость. Он поражает этим, кого желает, из Своих рабов. Он прощающ, милосерд!» (Сура 10:107). Мухаммед, таким образом, учил, что болезнь посылается Аллахом. Поэтому мусульмане верят, что, когда человек болеет, за этим кроются какие-нибудь причины, например, грех против Аллаха. Тогда Аллах посылает болезнь, чтобы очистить человека от этого проступка. Мусульмане верят, что это очищение даст человеку возможность оказаться в более хорошем положении перед лицом Аллаха в Судный День.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Генисты (Genistae, – действительно от genus/γνος, но при этом γνος служило переводом евр. , которое могло обозначать и просто ‘еретик, раскольник’. Меристы (Meristae, – от μρος ‘доля, часть’ – скорей всего, обозначали тоже просто ‘сектантов’ (см. Quispel and Gershenson 2008), и «разделение Писаний» Исидор «додумал». Самаряне, или самаритяне (Samaritae, Σαμαρεται), с другой стороны, действительно не приемлют ничего, кроме Закона, ‘хранителями’ которого и воспринимают себя – скорее шомерим (от арам. ‘страж, хранитель’), чем шомроним (евр. ‘жители Самарии’), хотя, конечно, и само название Самарии (), возможно, от того же корня (ср. у Иеронима: Samaria, custos). Иродиане (Herodiani, ρδιανο) упоминаются в Евангелиях ( Мк.3:6, 12:13 и др.), но их толкование – продукт превратно понятого пассажа из Евсевия (Hist. eccl. 1.6.2–4), причём и греческими авторами (Епифаний, Panar. 1:20.1–2), и латинскими (Иероним, Adv. Lucif. 23); подробнейшим образом о них см. Taylor 2012. 9 У Исидора Nazaraei и Nazaraeus. Прозвание Иисуса – большая и запутанная тема: у Марка (древнейшего евангелиста) имеем Ναζαρηνς ‘Назарянин’, у Матфея и далее – Ναζωραος ‘Назорей’; и не факт, что оно определяется топонимом ‘Назарет’, или только им. С назореями путаница не меньше: двойственность Иисусова прозвища осложняется двойственностью точек зрений на ‘ересь’. С точки зрения иудеев, ‘Назорейская ересь’ ( Деян.24:5 ) – это новообращённые в христианство евреи (‘христиане’ по-евр. , помним Иешуа); с христианской же колокольни, назореи – это те «христианствующие» иудеи, которые не до конца избавились от «ветхозаветных пережитков». У хитроумного Епифания первые числятся (в перечне ересей!) как Ναζωραοι (Panar. 1:29), вторые – как Νασαραοι (Panar. 1:18). Исидор, конечно, имеет в виду вторых. 10 Исидор здесь опирается на Тертуллиановы De praescriptione haereticorum и Adversus omnes haereses (авторство сомнительно). ‘Платоником’, ‘последователем Платона’ Валентин назван в De pr. haer. (7.3, 30.1). Образ Христа, проходящего сквозь Деву, «как по трубе», почерпнуто из Adv. omnes haer. 4.5, где уточняется: «как вода по трубе»; ‘труба’ в лат. тексте fistula, в параллельном греч. (у Епифания, Panar. 1:31.7.5) – σωλν.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010