σραλ ‘Израилев’. В то время как язычник Пилат использует этническое обозначение τν ουδαων ‘Иудейский’ (ст. 2, 9, 12, 26, ср. ст. 18 и еще Мф 2:2 — в устах волхвов), первосвященники и книжники называют народ Божий его надлежащим именем. 34. λω λω λαμ σαβαχθνι ‘Элои! Элои! ламма савахфани?’. Единственные слова на Кресте, сообщаемые апостолом Марком. Перед нами транслитерация ’ lhî ’ lhî lmh š batanî — слегка приближенной к еврейскому арамейской передачи Пс 21:2 (в еврейском оригинале — ’lî ’lî lmh ‘zabtnî): Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Может быть, Иисус произнес слова псалма по-еврейски, так как евр. ’lî ’lî легче могло быть принято за призывание Илии (’liyyh). Возможно, прав Иеремиас 61 , который полагает, что в Мф точнее передана языковая форма (там первые два слова даны по-еврейски, а остальные — по-арамейски). Предположение Бультмана, что это — вторичная, под влиянием Пс 21:2, интерпретация возгласа, о котором сообщается в ст. 37, абсолютно невероятно. В достоверности данного свидетельства апостола Марка не может быть и тени сомнения. Ранняя Церковь не только не могла бы вложить в уста умирающего Иисуса эту цитату из Псалмов, — напротив, совершенно очевидно, что слова эти вызывали у первых читателей смущение: не случайно их отсутствие в Ин и Лк и варианты в некоторых рукописях Мк. Предлагались различные объяснения с целью обойти богословскую трудность: например, что Иисус желал прочитать весь псалом до конца, но не мог произнести его дальнейших слов из-за физического изнеможения; в таком случае выходит, что Он в действительности не был оставлен Богом (см. ст. 25 псалма). Ключ к пониманию дают 14:36, 2 Кор 5:21 и Гал 3:13. Добровольное и полное принятие Христом на Себя грехов человеческого рода ведет к реальной, а не ощущаемой только, богооставленности, не разрушающей, однако, Божественного единства в Пресвятой Троице 62 . Здесь происходит предельное умаление Сына Божиего, в котором осуществляется торжество над смертью и грехом. Поэтому парадоксальным образом победный возглас τετλεσται ‘Совершилось!’ (Ин 19:30) является истинным истолкованием этого места.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

В Евангелии и в Посланиях развертывается ряд отрицательных суждений о «Законе», возрастающих в силе: закон — «не без недостатка», он «ничего не доводит до совершенства», им нельзя оправдаться, он «служение осуждения», «ветхая буква», «ветхая одежда», «ветхие мехи», «ветшающее и стареющее, близкое к уничтожению»; он есть «заповедь и предание человеческое», надежда на плоть, суеверие, «тщета», «сор», «заднее», «покрывало на сердце», рабство, «смертоносная буква», он «производит гнев», разделяет людей, «отчуждает», воздвигает «преграду», создает «вражду». Наконец, Христос «разрушает» эту преграду закона; устанавливается, что закон есть «заповедь, отменяющаяся по причине ее немощи и бесполезности»; а потому: «горе вам, законники!» Несовместимость закона и веры, закона и благодати выражается в том, что закон помещается в прошлое, а благодать в настоящее и будущее! Две системы ценностей исключают друг друга во времени, одна сменяет другую: закон есть «заповедь, прежде бывшая», а теперь отменяющаяся. Новый Завет показывает ветхость старого (Евр. 7:18; 8:13). «Кто во Христе — тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17), надо забыть то, что позади, и устремляться вперед (Флп. 3:13; Гал. 6:15). Все это точное выражение той самой мысли, которая высказана в евангельских словах: «закон и пророки до Иоанна, — отныне Царствие Божие возвещается», и «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:60—62). Гал. 5:1. Это «иго рабства», как видно из предыдущей главы, есть закон Моисеев. В добавление к уже цитированному выше см.: Евр. 10:1; 7:19; 8:13; Флп. 3:7; 8:13; Рим. 4:15; Еф. 2:11—20. Здесь становится возможным то историософское оправдание и относительное признание закона, которое мы встречаем у ап. Павла. Старая система ценностей сменяется новой, но она могла иметь ценность в свое время. Закон дан «до времени», до пришествия некоторого нового (совсем нового!) высшего состояния, которое было обещано еще Аврааму, составляло предмет «обетования» (Гал. 3:16—18): «для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Гал. 3:19). Это обетование есть вера в Иисуса Христа (Гал. 3:22) и то новое состояние человечества и мира, которое с этою верою возникает: новая тварь; «а до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (Гал. 3:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

– Где работаете? – Священник. – Понятно. Весь день в храме, без свежего воздуха! Вам надо гулять – несколько километров в день! И вот вернется наш батюшка домой, положит портфель – и на прогулку. Вспоминает, как в армии служил, поет про себя строевые песни. Шагает, шагает! Так и вылечился. Богач, бедняк. Это про нас Стояла зима, Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями темная дымка плыла. Борис Пастернак так прекрасно сказал о ночи Рождества. Сразу чувствуешь, видишь, что происходило тогда. В какой же скудости родился Спаситель! – На протяжении веков многие святые, учителя Церкви обращались мыслью к Рождеству Христову. И, конечно, содрогались: «Господи! Неужели не нашлось Тебе более достойного места на земле?» – рассказывает отец Георгий. – Но Господь Сам выбрал, когда и где Ему нужно воплотиться. Выбрал Себе и Матерь – Пресвятую Деву Марию. – Может, вспоминая убогие ясли Христа, некоторые христиане считают, что нам не нужны большие дома, красивая одежда, вкусная еда. Материальное богатство – это хорошо или плохо? – В каких-то ситуациях Сам Господь призывал учеников: «Идите за Мной!» И называл неблагонадежными для Царства Божия тех, кто оглядывался назад – на дом, на плуг (см. Лк.9:62 ). – Короче, на имущество? – И даже на любимое дело. С другой стороны, Спаситель нам много дает изначально, гораздо больше, чем мы можем себе представить. И духовных богатств, и материальных. Появляется младенец на свет – и родители уже заботятся о нем, создают домашний уют, тепло. Растет ребенок – и его обеспечивают одеждой, воспитывают. Потом вводят в общество, стараются, чтобы он не чувствовал себя ущербным по сравнению с другими юношами. Но настоящая мудрость человека состоит в том, чтобы оценить: самый драгоценный дар, полученный нами от Бога, – это дар жизни. Независимо от того, где мы родились – в царских чертогах или крестьянской избе. Этот дар ни с чем не сравним. Перед ним можно только благоговеть, благодарить за него Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

«Нас осудят за набожность», — так рассуждаем мы, совершенно как Ирод, убивающий Иоанна из-за боязни, что его осудят его пьяные гости за неисполнение необдуманного обещания. Кто осудит? Если Евангелие Христово тебя одобряет, то никто из тех, кого ум и сердце на месте, не осудит тебя, напротив, радоваться будут, глядя на твою жизнь, достойную человека и христианина. А если осудят поклонники суеты, готовые оправдать все то, что служит оправданием их собственной пустоты и нравственного растления, — и жизнь нетрезвую, и жизнь нечистую, и жизнь плутовства и обманов, — то можешь ли ты по совести дорожить судом таких людей? Грозно слово Господа, ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами (Мк. 8:38). Когда в первый раз читаешь эти слова в Евангелии, то становится даже страшно: неужели может быть такое явление? А между тем на деле вопрос, кого нужно слушаться более — людей или Бога, в жизни разрешается сплошь и рядом вот как: «Все же лучше, — говорят, — жить так, как живут многие. Зачем идти наперекор всем?» И вот исполняется другое слово Господа: путь, которым идут толпы миролюбцев, — широк и пространен, но зато ведет во ад и пагубу, а путь ко спасению узок, и по нему идут немногие (см. Мф. 7:13-14). Много званых, а мало избранных . Но, кажется, без особенного труда можно понять, что следовать должно примеру не многих, а святых. Возьмите в образец святых праотец, память которых сегодня прославляет Церковь. Ной отделился от своих нечестивых современников, Авраам совсем ушел с родины от своих близких, Лот бежал из Содома. Итак, не можем двум господам работать, не можем служить и Богу, и мамоне, и никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, чтобы узнать, что скажут о нем другие, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 16:13; 9:62). «Я молод, молодость любит повеселиться — зачем ей отказывать в этом? Придет старость, успею помолиться». Вот еще оправдание юности, бессмысленность и безнравственность которого ясна как день и которое, однако же, приходится слышать едва ли не каждый день. О юность, юность, понимаешь ли ты, чего ты хочешь? Ты хочешь душу чистую, живую и непорочную отдать греху, а душой, измаранной в грязи житейской, охладевшей и обессиленной, думаешь жертвовать Богу. Тело непорочное и с силами юными, по-твоему, должно принадлежать пороку, а дряхлое и болезненное, неспособное к трудам и прикованное к одру и оттого только, может быть, и не могущее уже грешить, — это часть Божия?! Разумно ли ты рассуждаешь? Кто же сказал тебе, что закон Божий писан только для стариков? Кто тебе сказал, что жить Духом, а не плотью, человечески, а не скотски прилично и обязательно только для старости?

http://radonezh.ru/2023/11/24/spasitelno...

Примечания: 1 Подробнее об этом см.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Т. 3. Раздел «Ум и сердце», гл. «Граница естества» («Не торопись языком твоим»). 2 Осипов А.И. «Как же можно непрестанно молиться…» М., 2009. С. 40. Здесь делается также попытка уничижить опыт некоторых известных современных греческих подвижников исихастов, представив его в искаженной, карикатурной форме, с тем, конечно, чтобы обвинить их в прелести, как то принято в традиции варлаамизма. Не вдаваясь в подробности, отметим, что некомпетентность и несостоятельность критики здесь столь же очевидны и так же легко изобличаются, как и в случае с «Рассказами странника». 3 Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 110. 4 Откровенные рассказы странника… ТСЛ, 1997. С. 67–69. 5 Там же. С. 21, 27. Заметим, что диапазон нормальной частоты пульса у взрослого здорового человека 60–80 уд./мин. 6 Иоанн Синайский, прп. Лествица. М., 1997. 28:62. 7 Ин.4:23 ; 1Тим.2:4 . 8 Рафаил (Карелин), архим. Еще раз о еретических заблуждениях… М., 2003. С. 46. 9 Филарет Глинский , прп. До и после пострига. 1897. Ч. 3. С. 6. 10 Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. М., 1992. С. 77. 11 Глинская мозаика. М., 1997. С. 181. 12 Парфений (Агеев) , инок. Сказание… М., 2008. Т. 2. Ч. 4. С. 256, 300, 301. 13 Тем более не выдумка, как то пытаются представить те, для кого чужой подвиг оказывается укором, те, о ком прп. Макарий Великий говорит: «Это новые фарисеи, неискусные умом», лишенные «возрастания внутреннего человека», они, «украшая внешнего человека, сами себя оправдывают». Но горе вам, говорит им Спаситель, — тем, которые сами не входят и другим препятствуют (ср.: Лк.11:52 ). 14 Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. М., 1996. С. 112. 15 Онуфрий Валаамский († 1912), схимонах. Валаамский подвижник, стяжавший после упорных и длительных занятий Иисусовой молитвой, начатых еще в молодости, дар благодатной молитвы, которая не покидала его в течение 40 лет, вплоть до кончины. Старец подвизался в затворе в Большом скиту (скит Всех святых) на Валааме, никого не принимал, почти ни с кем не разговаривал. Келейник старца мон. Лонгин, заметив однажды ночью сияние над его кельей, стал свидетелем того, как о. Онуфрий «стоял на молитве высоко в воздухе, весь как в огне». Обладая даром прозорливости, старец задолго до 1917 г. предсказал революцию, убийство Царя, все подробности предстоящих смут, предрек грядущие нестроения в своей обители и имена будущих настоятелей. Так же заранее, будучи совсем здоров и бодр, он указал ничем внешне не предвещавшийся день своей кончины († 17.08.1912).

http://azbyka.ru/sravnenie-praktiki-moli...

Ст. 14. Итак Сам Господ даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил! Пророк, оставив Ахаза, обращает речь к благочестивым Иерусалимлянам для ободрения их духа, утверждая обетование избавления Иерусалима вернейшим знамением всемогущества и благодати Божией. Он как бы так говорит: так как Ахаз отказался просить знамения: то вот Бог, по Своему милосердию к вам, Сам даст вам знамение – такое сверхъестественное явление (сн. ст. 11), в котором благочестивые будут иметь вернейший знак и залог исполнения сказанного мною обетования (касательно освобождения Иерусалима от нападения двух царей) и вообще всех обетовании Божиих, – именно по сверхъестественному действию Божию Дева зачнет и родит Сына, и наречет имя Ему: Еммануил. Этот Еммануил, по предвечному определению имеющий избавить род человеческий от духовного рабства греху и дьяволу и от вечной погибели, без сомнения, избавит вас и от временного, гражданского порабощения, которым угрожают вам цари Сирийский и Израильский. Частица гинне (вот) показывает, что Пророк говорит о предмете очень важном, на который хочет обратить особенное внимание слушателей. Определенный член га, поставленный пред словом алма–дева, указывает на деву известную, единственную в своем роде, особенную, отличную от прочих. Потому Св. Отцы усматривают здесь Деву по преимуществу. Рождение Девою Сына Пророк называет знамением в том же смысле, в каком понимал и то знамение, которого советовал Ахазу просить от Бога с высоты (неба) или глубины (преисподней), т. е. разумеет сверхъестественное явление, чудесное действие Божественной благодати и всемогущества. Кто же этот Еммануил? Самый верный истолкователь этого пророчества есть Святой Дух, но внушению Которого Евангелист Матфей относит его к Иисусу Христу, зачатому и рожденному от пречистой приснодевы Марии действием Святого Духа ( Мф.1:23 ). Величественное имя: Еммануил, означающее с нами Бог, не есть имя собственное, а таинственное, символическое, означающее славные принадлежности, или свойства этого лица (сл. 9:5, 6. см. под. 61:6, 62:4. Иер.23:6 , Зах.6:12 , Лк.1:32 , Иез.48:35 ), именно означает, что народ Божий в Сыне, имеющем родиться от Девы, будет иметь явный знак благодатного присутствия Бога у Своего народа, действием которого будет освобождение народа Божия от бедствий, защищение его против всех врагов и благословение, которое заключает сообщение всех благ, необходимых человеку для жизни, благочестия и спасения. Но в высшем и собственном смысле это имя означает тайну теснейшего, ипостасного соединения Бога с человеческим естеством в Иисусе Христе ( Ин.1:14 ), а чрез Него – соединения и с нами – всеми людьми, чего доселе не было в мире. И этот Еммануил будет освободителем, защитником, подателем всякого благословения, спасения. Для этого именно Бог и соединится с человеческим естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Человеку дана свобода. И Сам Бог протягивает к нам руки: «Посмотрите на мир и на себя! Разве не зримо здесь Мое присутствие?» – Оно очевидно! – Если человек действительно хочет обрести смысл жизни, ему остается сделать только один шаг – признать бытие Божие. И он потом удивляется: «Господи, что ж там было думать? Мир не мог появиться таким совершенным сам по себе!» И уже завязывается диалог с Богом. Следующие слова человека: «Разреши мои недоумения, научи меня верить!» Позже, правда, появятся другие вопросы: почему есть зло в мире, войны? Друг умер, он был таким хорошим, а негодяй – живет. Пойдет оглядывание назад. – Так это оно и есть? – Да, и о нем Спаситель говорил: «Всякий, взявшийся за плуг и оглядывающийся назад, неблагонадежен для Царства Небесного» (см. от Лк.9:62 ). Здесь начинается самое страшное искушение, потому что, потерявшись в этих второстепенных вопросах, человек может никогда не решить положительно главного – о смысле жизни и бытии Бога. Будет барахтаться в плоскости земных условностей. Ничего не преодолеет, пока не скажет: «Если все является творением Создателя, то эти частности решатся – и нечего пугаться». – Путь к вере непрост? – Причем, заметь, легче обрести веру в Бога «вообще» как нечто формальное, ни к чему не обязывающее. Труднее поверить и принять суть христианского вероучения о воскресении мертвых, начало которому положил воскресший Господь. – Даже Его ученикам пришлось непросто. – С ними была другая ситуация. События развивались стремительно. Слишком короткое время отделяло их от страданий Спасителя. Совсем недавно они видели, как Его снимали с Креста, погребали. Это наполняло их мысли, чувства. Был ли у кого из них опыт воскресения? – Конечно, нет. – Смерть Господа вытеснила из их памяти Его слова о том, что Ему должно пострадать, быть отверженным, поруганным, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Такое случается, когда происходит роковой удар в сердце. А удар, нанесенный последователям Христа, был неотразимым. Они погрузились в шоковое состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Оба раза эзоповские персонажи используются для высмеивания Христа еретиков. Не исключено, что апологет был знаком с переработками басен Эзопа наподобие тех, что содержались в сатирах Энния и других римских сатириков. 1453 См.: Лк. 9:41. 1454 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1455 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1456 Ср.: Лк. 9:46—48. 1457 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 1458 Ср.: Исх. 1:20. 1459 Ср.: Исх. 1:17. 1460 Ср.: Исх. 1:15—16. 1461 Ср.: Быт. 1:28. 1462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пообещал благословением также сам брачный плод». 1463 Ср.: 4 Цар. 1:9—12, где, правда, о лжепророке не сказано. 1464 Ср.: Лк. 9:51—56. 1465 Вставка Кройманна. 1466 См.: Ис. 42:2—3; Мф. 12:19—20. 1467 Ср.: 3 Цар. 19:12. 1468 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 1469 Ср.: Лк. 9:57—58. 1470 См.: Лк. 9:57. 1471 См.: Лк. 9:59. 1472 См.: Лк. 9:60. 1473 Вставка Кройманна. 1474 См.: Лев. 21:11. 1475 Конъектура Кройманна. В рукописи: «там». 1476 Ср.: Числ. 6:6—7. 1477 Речь идет о человеке из Лк. 9:59—60. 1478 Ср.: Лк. 9:61—62. 1479 Ср.: Быт. 19:17. 1480 Ср:.Лк. 10:1. 1481 Ср: Исх. 15:27; Числ. 33:9. 1482 Ср.: Исх. 12:34—36. 1483 Ср.·.Лк. 10:4; Мф. 10:10. 1484 Ср:.Лк. 10:1. 1485 Ср:.Лк. 10:4. 1486 Ср.: Втор. 29:5. 1487 Ср.: Лк. 10:4. 1488 Ср.: 4 Цар. 4:29. 1489 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так и Господь, что…». 1490 Ср:.Лк. 10:5. 1491 Ср.: 4 Цар. 4:26. 1492 См.: Лк. 10:7. 1493 См.: Втор. 25:4. 1494 Ср.: Исх. 12:34—36. 1495 Ср.: Исх. 1:11—14. 1496 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «и на погибель тем, которые не приняли». 1497 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ему. Держится за». 1498 Ср.: Лк. 10:11. 1499 Ср.: Втор. 23:3—4; Числ. 22:3—6. 1500 См.: 1 Цар. 8:7. 1501 Ср.: Л к. 10:19. 1502 Ср.: Ис. 11:8—9. 1503 Ср.: Быт. 3:1—5. 1504 См.: Пс. 91 90:13. 1505 См.: Ис. 27:1. 1506 См.: Ис. 35:8—9. 1507 См.: Ис. 35— invalescite, manus dimissae et genua resoluta. Выше, Adv. Marc., IV, 10, 1, эта библейская цитата имеет несколько иной вид: convalescite, manus dimissae et genua dissoluta. 1508 См.: Ис. 35:5—6. 1509 Ср:.Лк. 10:19. 1510 Конъектура Кройманна. В рукописи: «неизвестному богу, теперь, считай, известному». 1511 См.: Ис. 7:9. 1512 Ср.: Рим. 1:20. 1513 Ср.: Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

1167 См.: Ис. 39:6; ср.: 4 Цар. 20:12—17. 1168 См.: Иер. 9:23—24; ср.: 1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17. 1169 Ср.: Ис. 3:16—25. 1170 Для обозначения преисподней Тертуллиан использует название подземного царства в римской мифологии. В Септуагинте используется слово ςδης. 1171 См.: Ис. 5:14. 1172 См.: Ис. 5:15. 1173 Там же. 1174 См.: Ис. 10:33—34. Перевод согласно Септуагинте. 1175 Ср.: Лк. 6:24. 1176 См.: Пс. 62 61:11. 1177 Ср.: Лк. 6:25. 1178 См.: Пс. 49 48:17—18. 1179 См.: Пс. 62 61:11. 1180 См.: Ам. 6:4—6. 1181 Ср.: Лк. 6:25. 1182 Ср.: Лк. 6:26. 1183 См.: Иер. 17:5. 1184 Ср.: Мф. 23:37. 1185 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не касалось бы их Бога». 1186 1 См.: Лк. 6:27. 1187 См.: Ис. 65:13. 1188 См.: Лк. 6:27—28. 1189 См.: Ис. 66:5. Цитата по Септуагинте. 1190 Ср.: Исх. 21:24. 1191 Ср.: Лк. 6:29; Мф. 5:39—40. Et super tunicam pallio quoque cedi. Ср.: tunica propiorpalliost (­ pallioest) «рубашка ближе,чем плащ» (Plaut. Trin., 1154). 1192 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разумеется, Христос добавил бы». 1193 См.: Зах. 7:10. 1194 См.: Зах. 8:17. 1195 См.: Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30. 1196 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и зуб за зуб, око за око». 1197 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re-cogitationem injuriae prohibit. В переводе 1870 г.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». В переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1198 Talio. 1199 Интерполяция, согласно Кройманну. 1200 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1201 См.: Лк. 6:30. 1202 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1203 Индикатив будущего времени. 1204 См:. Втор. 15:4. 1205 Конъюнктив настоящего времени. 1206 См.: Втор. 15:7—8. 1207 По мнению Кройманна, здесь пропущено слово со значением «исполнен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

5. О вере. Кн. 3. Гл. 2. 6. См. ниже: гл. 14. 7. О вере. Кн. 5. Гл. 7. 8. См.: exam. 1. 4. 12; 7. 25, а также: Winden J. C. M. van. Saint Ambrose’s Interpretation of the Concept of Matter/Vigiliae Christianae. 1962. 16. P. 205–215. 9. Cm.: exam. 1. 9. 34; 3. 7. 32; 3. 11. 85; expl. ps. 10, 7. 2–3. 10. Cp.: exp. Luc. 2. 11–13; 2. 95; 10. 5; exp. ps. 118, 6. 3. O значении aequalis cm.: Moreschini. P. 169, not. 8. 11. Cp.: Ин. 14:3. 12. См.: Быт. 18:2–3. Cp.: Abr. 1. 5. 32; expl. ps. 8, 50. 2, а также у Оригена: hom. in Gen. 4. 2. 13. Подробнее историю Самсона свт. Амвросий объясняет в epist. 62 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 81–105). — Примеч. ред. 14. См.: Суд. 15:14–15. 15. См.: Суд. 14: 6. 16. См.: Суд. 14:5–9. 17. См.: Суд. 14:17. 18. См.: Суд. 14:20–15:5. 19. См.: Суд. 13:7; 16: 17. 20. См.:Суд. 15:15–16. 21. См.:Суд. 15:18–19. 22. См.: Суд. 16:7–14. 23. Ср. у Вергилия: Aen. 2:274–275. 24. См.: Лк. 7:38, 44–46; Ин. 12:3. 25. Свт. Амвросий употребил слово cephaz, напрямую взятое из Септуагинты, где стоит κα φαξ, что является заимствованием еврейского päz (чистое золото); ср. также: exp. ps. 118, 15. 12; подробнее: Moreschini. Р. 175, not. 20. 26. См.: 2 Пар. 9:21; Ис. 60:9; 3Цар. 10:22. 27. Об образе фарсисских кораблей см.: epist. 19:5. — Примеч. ред. 28. См.: Ис. 9. 29. См.: spir. s. 1.76–78, об участии Святого Духа в крещении см.: spir. s. 1. 42. 30. См. О суде: spir. s. 3.35; о храме: 3.87–91; о даре жизни: 2.29–31; об освящении: 2.62–69; о царстве: 3.153–159. 31. Полемике с арианами и омеями посвящен трактат свт. Амвросия «О вере». 32. См. Ин. 14:17. 33. См. Ин. 16:3. 34. См. Ин. 14:17. 35. См. Ин. 15:19; 17:14, 16. 36. Ср.: exp. ps. 118, 22.27. 37. См. у Вергилия: Aen. 6.450–451. 38. СМ.: Быт. 1:2. 39. См. у Вергилия: Aen. 6. 724–727. 40. Убеждение, что Дух имеет природу ветра, подчеркивается соответствующими эначениями термина как в греческом (πνεμα), так и в латинском (spirimus)языke — дуновение, дыхание, ветер.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010