893 См.: Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. С. 15, 53–54; Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. СПб., 1994. С. 181–183, 188. 895 Вообще помещение в летопись известий об ордынских посольствах можно расценивать как косвенное свидетельство осложненности взаимоотношений: до 1474 г. в XV в. летописи упоминают всего четыре посольства – 1403 и 1405 гг., т.е. периода, когда Василий I фактически не признавал сюзеренитета Орды, возглавляемой временщиком Едигеем (и дань не платил), Мансырь-улана при возведении Василия II на стол в 1432 г. (Там же. Т. 27. С. 269) и Бигича к Дмитрию Шемяке в запутанной обстановке 1445 г.; в «спокойные» времена летописцы, очевидно, просто не считали нужным упоминать о таком обыденном явлении, как приезд ордынских послов. 898 Сб. РИО. Т. 41. Me 1,14,15. С. 3, 54,56–57 (росписи даров- " поминков» в Крымское ханство, 70–80-е годы XV в.); Базилевич К.В. Указ. соч. С. 183–185; Фаизов С.Ф. Поминки – «тыш» в контексте взаимоотношений Руси-России с Золотой Ордой и Крымским юртом (к вопросу о типологии связей)//Отечественные архивы. 1994. 3. С. 51; Рогожин Н.М. Посольские книги России конца XV – начала XVII в. М., 1994. С. 95–97. 903 Там же. С. 308–309.6 сентября 1476 г. Иван III отпустил Бочюку обратно со своим послом Матвеем Бестужевым; на этом сведения об обмене посольствами обрываются. 905 Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С. 269; Назаров В Д. Свержение ордынского ига на Руси. С. 34–35; Некрасов A.M. Международные отношения и народы Западного Кавказа: Последняя четверть XV – первая половина XVI в. М., 1990. С. 45–47. 906 Встречающаяся в историографии дата 1476 в качестве первого года неуплаты выхода (Базилевич К.В. Указ. соч. С. 118; Павлов П.Н. Решающая роль борьбы русского народа в окончательном освобождении Руси от татарского ига//Учен. зап. Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1955. Т. 4. Вып. 1. С. 190; Fennell J.L.J. Op. Cit. Р. 72; Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1980. С. 76) – результат ошибочного прочтения «пятый год» вместо «девятый год» в тексте Вологодско-Пермской летописи (Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. С. 42). Предположение, что после неудачного похода Ахмата на Русь 1472 г. выход был сокращен с 7000 руб. до 4200 руб. (Павлов П.Н. Указ. соч. С. 193–194) исходит из нескольких недоказанных допущений: что между 1433 (когда последний раз упоминается семитысячный выход – ДДГ. С. 74) и 1472 г. сумма выхода не менялась, что «ярлык» Ахмата Ивану III (см. о нем ниже) – полностью аутентичный документ, что датируется он 1480 г., что в нем фигурирует требование выплаты 4200 руб. (вернее – 1800 руб., см.: Григорьев А.П. О времени написания «ярлыка» Ахмата//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1987. Вып. 10. С. 78–79) и что речь идет о выходе за один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

987 Там же. С. 44; С. 74. Между 1433 и 1481 гг. размеры выплат в источниках не упоминаются. 988 Павлов П.Н. К вопросу о русской дани в Золотую Орду//Учен. зап. Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1958. Т. 13, вып. 2. С. 107; Roublev М. Le tribut aux Mongols d " apás les testaments et accords des princes russes//Cahiers du monde russe et sovietique. P., 1966. T. 7, P. 525. 989 В апрельском 1481 г. наказе послу в Крым говорилось про весть о гибели Ахмата как вызывающую сомнения (Сб. РИО. Т. 41, С. 26). 990 ДДГ. С. 362. Нет оснований делать на основе этого пункта вывод о неуверенности Ивана III в том, что его сыновья будут независимы от Орды (Хорошкевич А.Л. Царский титул Ивана IV и боярский «мятеж» 1553 года//ОИ. 1994. С. 40, примеч. 22): речь шла о конкретных издержках на отношения с государствами-наследниками Орды и служилыми ханами, издержках, не связанных с признанием зависимости, так как правители этих политических образований никогда не считались сюзеренами московских князей, а Большой Орды в 1504 г. уже не существовало. 991 Помимо договоров Ивана III с братьями 1481 г., тысячерублевая сумма упоминается в его докончаниях с ними же 1486 г. (ДДГ. С. 318, 321; С. 325, 328). 993 Там стал править Мухаммед-Эмин, сын ханши Нурсултан; последняя, будучи вдовой, в 1486 г. вышла замуж за Менгли-Гирея (См.: Сб. РИО. Т. 41, С. 59; С. 61–62). 994 Там же. С. 60; С. 62, 65; С. 48, 101; С. 105; С. 115–116; С. 124–125; Базилевич К.В. Указ. соч. С. 208–220; Некрасов A.M. Указ. соч. С. 60–66. 996 Усманов М.Л. Термин «ярлык» и вопросы классификации официальных актов Джучиева улуса//Актовое источниковедение. М., 1979. С. 223–230; Он же. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVI вв. Казань, 1979. С. 186–205. 1000 ПСРЛ. М., 1994.Т. 39. С. 166. Участники набега названы «ордынскими казаками»: так именовали ордынцев, кочующих самостоятельно, не находившихся в прямой зависимости от ханов. Набег имел место в июне; об ордынских послах же говорится в на казе послу в Крым от 30 августа: послу Константину Заболоцкому предписывается, как отвечать на вопрос Менгли-Гирея о визите ордынцев. Очевидно, узнать о последнем крымский хан должен был от своего посла, пребывавшего в Москве с 27 июня и уехавшего обратно вместе с Заболоцким. Следовательно, послы из Орды приехали в Москву, скорее всего, между 27 июня и 30 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жертвенная кровь Рудина на брошенной баррикаде – «Пуля прошла ему сквозь самое сердце» – оказалась бессмысленным и бесполезным жертвоприношением. В тургеневском романе мотив крови реализуется также в трагических стихотворных образах призрака «с кровью на груди», «кровавых жизни незабудок», которые косвенно соотносятся с образом главного героя. Встречаются диалектные значения лексемы «руда» уже в отрицательной коннотации: «болотная ржавчина», «сажа», «замаранное пятно, грязь, чернота, особенно на теле, одежде, белье». Сниженный мотив пятна, загрязненности также обнаруживается в композиции образа Рудина: «Сколько раз вылетал соколом – и возвращался ползком, как улитка, у которой раздавили раковину!.. Где не бывал я, по каким дорогам не ходил!.. А дороги бывают грязные». В метафорах и антитезах последнего монолога героя (высокий полет горделивой птицей – ползание по земле раздавленной улиткой) – история «агасферовских» скитаний Рудина – в итоге никчемных, пустых, постыдных. В Словаре живого великорусского языка В.И. Даля «рудой» (южн.-зап.) – рыжий и рыже-бурый, темно- и жарко-красный. Данные значения встраиваются в ассоциативный лексико-семантический ряд: «кровавый», «горячий», «жаркий», «огненный», «пламенеющий», «знойный» и т. д. Эти цвето- и светообразы также играют важную роль в формировании мотива Агасфера и в поэтике романа в целом. Первоначальной заявкой рудинской темы звучат некоторые «неспокойные» ноты в умиротворяющем пейзаже экспозиции: тихим летним утром вдруг пробегают волны «красноватой ряби» по «высокой зыбкой ржи». Метафорическим предварением главного героя, проспекцией его отношений с Натальей служит также «диспут» Липиной и Лежнева об огне: «– Вам все огня нужно; а огонь никуда не годится. Вспыхнет, надымит и погаснет. – И согреет – Да… и обожжет». Сходный рисунок поведения – в предсмертных мгновениях Рудина на баррикаде: он лез, «карабкаясь кверху и помахивая и знаменем, и саблей». Тело бесславно погибло, но душа вознеслась в небо, как в фольклорных заклинаниях о «божьей коровке», ко Христу – истинному пастырю «божьих коровок», душ человеческих.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/28/duhovn...

Н. Т.-М. Комплекс Д. стоит на вершине отвесной скалы, виден со всех сторон. Эффект слияния с ландшафтом усиливают желтоватый, красно-коричневый и розоватый оттенки тесаных квадров песчаника, из к-рых построены храмы. Малый храм Д. имел крестообразное центральное пространство, вписанное в прямоугольник внешних стен. Центральный квадрат храма был перекрыт крестовым сводом, над храмом возвышалась 2-скатная кровля. Характерными чертами были притворы сев. и юж. входов со спаренными 3/4-ными колоннами (сохр. на юж. стороне), капители к-рых богато украшены резьбой. В алтаре находится фрагмент престола. В зап. стене была устроена ниша для трона настоятеля мон-ря с изображением процветшего креста. Под сооружением была расположена крипта. Храм основательно перестроен, в VII в. юж. портик стал частью ведущего в большой храм перехода, в VIII-IX вв. сев. портик был превращен в придел. Конха алтаря церкви была украшена мозаикой, в к-рой использовали золотистую смальту и покрашенные в различные цвета камни; оставшиеся фрагменты не позволяют судить о сюжете, сохранявшиеся до 40-х гг. XX в. остатки дают основание предположить, что мозаикой была украшена только конха алтаря ( Tschubinaschwili. 1921. Р. 17-19; он же. 1948. С. 12; Skhirtladze. 1997. Р. 170); фактура поверхностей камней конхи была специально обработана для укрепления грунта мозаики ( Амиранашвили. 1957. С. 21). Большой храм Джвари. Аксонометрия и план Необходимость создания особого архитектурного пространства храма была обусловлена его назначением быть своеобразным ковчегом над чудотворным крестом. Храм относится к характерной для стран христ. Кавказа разновидности тетраконха, к т. н. вписанному тетраконху, который является результатом архитектурных исканий в V-VI вв. Ранние образцы тетраконха - ц. Св. Креста в Манглиси (V в.), храм в Гавази (VI в.) - следуют простому плану с крестообразно расположенными экседрами и куполом, опирающимся на квадрат, образовавшийся стенами рукавов креста. В соборе Ниноцминда (VI в.) за счет появления экседр между рукавами креста наблюдается последующее усложнение и увеличение пространства этого типа храма: купол храма опирается не только на их стены, но и на уступы межрукавных помещений. В храме Д. сделан следующий шаг в указанном направлении, приведший к возникновению т. н. типа Мцхетского Д., вписанного тетраконха.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Лит.: Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды рус. духовенству. М., 1842. С. 111-130; Красносельцев Н. Ф. Зап. миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Каз., 1872; Веселовский Н. И. Хан из темников Золотой Орды. Пг., 1922. (ЗИАН. ИФО; Т. 13. 6); Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Присёлков М. Д. Ханские ярлыки рус. митрополитам. Пг., 1916; Насонов А. Н. Монголы и Русь: (История татарской политики на Руси). М.; Л., 1940; Пашуто В. Т. Героическая борьба рус. народа за независимость: (XIII в.). М., 1956; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960; Зимин А. А. Краткое и пространное собрания ханских ярлыков, выданных рус. митрополитам//АЕ за 1961 г. М., 1962. С. 28-40; Мерперт Н. Я., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Чингис-хан и его наследие//История СССР. 1962. 5. С. 92-119; Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М., 1966; Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Вост. Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966; он же. Обществ. строй Золотой Орды. М., 1973; он же. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994; он же. Денежное дело Золотой Орды. М., 2003; Греков И. Б. Вост. Европа и упадок Золотой Орды: (На рубеже XIV-XV вв.). М., 1975; он же. О характере ордыно-рус. отношений 2-й пол. XIII - нач. XIV в.//Древности славян и Руси. М., 1988. С. 125-133; Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: (Чингизидские жалованные грамоты). Л., 1978; он же. Сб. ханских ярлыков рус. митрополитам: Источниковед. анализ золотоордынских док-тов. СПб., 2004; Егоров В. Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 174-213; он же. Ист. география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985; Янин В. Л. «Чёрный бор» в Новгороде XIV-XV вв.//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 98-107; Хорошкевич А. Л. Монголы и Новгород в 50-е гг. XIII в.: (По данным берестяных грамот 215 и 218)//История и культура древнерус.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Кавказа (кон. XVIII в.- 1917 г.). М., 1988; История народов Сев. Кавказа с древнейших времен до кон. XVIII в. М., 1988; Абазины: Ист.-этногр. очерк. Черкесск, 1989; Люлье Л. Я. Черкессия: Ист.-этногр. статьи. Нальчик, 1990; Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992; Биджиев Х. Х. Тюрки Сев. Кавказа. Черкесск, 1993; Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1993. Т. 2; Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994; Бугай Н. Ф., Мекулов Д. Х. Народы и власть: «Социалистический эксперимент». Майкоп, 1994; Кабузан В. М. Население Сев. Кавказа в XIX-XX вв.: Этностат. исслед. СПб., 1996; Алемань А. Аланы в древних и средневек. письменных источниках. М., 2003; Кратов Е. В., Кратова Н. В. Православие и русское сектантство в Северо-Кавказском крае (1924-1934 гг.)//Вестн. Карачаево-Черкесского ин-та гуманит. исследований. Черкесск, 2004. Ч. 1. Вып. 3: Карачаево-Черкесия в русле российской цивилизации. С. 45-65; они же. Ислам в Карачаево-Черкесской Республике. М., 2008; Хатуев Р. Т. Евреи в Карачае. Черкесск, 2005; Куначева Ф. Г. Религиозные воззрения абазин: (С древнейших времен до наших дней). М., 2006; Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007; Хужева Л. К. Язык и верования черкесов. Черкесск, 2007; Кратова Н. В. Положение религиозных организаций в Карачаево-Черкесии в сер. ХХ в.//Образование, наука, творчество. Армавир, 2009. 2. С. 102-107; Кратов Е. В. Христианские общины в Северокавказском крае, 1924-1934 гг.//Историк и история: Нелегкий путь к истине: Памяти А. И. Козлова. М., 2010. С. 420-442; Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты - древнейшие храмы России: Проблемы христианского искусства Алании и Сев.-Зап. Кавказа. М., 2011; Бугай Н. Ф. Северный Кавказ: Государственное строительство и федеративные отношения: Прошлое в настоящем. М., 2011. Е. В. Кратов, Н. В. Кратова Памятники архитектуры и монументальной живописи Большинство аланских храмов на территории К.-Ч.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Петербурга, не упоминает даже о Пратасове, а говорит только, что «митрополиты подали различные голоса касательно перевода св. Писании, Серафим подал отдельный голос, что не надо и вовсе переводить св. Писание. Своею разноголосицею они испортили все дело, рассорились и вследствие сей ссоры разбежались, кто в Москву, кто в Киев, и никогда уже после не съезжались». Русск. Стар. 1880 г. V. 117). Действительно, Филарет, не сходясь с первенствующим членом Синода, митр. Серафимом, сам выразил пред гр. Пратасовым нежелание присутствовать в Синоде. Сушк. Зап. об увольнении киевск. и моск. митр, в Чт. в общ. ист. и др. 1869. IV. стр. 185), что, конечно, совпадало с желаниями графа. О митрополите Серафиме думают, что в этом случае он был орудием в руках Пратасова, поэтому и сам Филарет в одном из писем к Антонию (ч. II, 20–31) выражается о его мнении: «подписанное полумертвою рукою представлено, как написанное живою и сильною и Высочайше утверждено», (ср. пис. к Муравьеву 87), а Филарет Гумилевский в письме к Горскому весьма даже резко выразился о старческой немощи петер. митрополита (см. выше прим ч. 1 на стр. 293). Неблагосклонные отзывы о митр. Серафиме находим и в записках еп. Никодима Казанцева, Но едва ли верно – участие Серафима в рассматриваемом деле считать только пассивным. Он и раньше грозил «выйти в отставку», если Филарет будет «настаивать на продолжение перевода св. Писания». (Из воспом. митр. Фил. Пр. Об. 1868. Ш. 256). 172 Ниже Никоднм объясняет это столкновением между двумя Филаретами по делу о св. истории Красноцветова, которую Филарет киевский разрешил печатать, а московский, «вследствие всеобщих настойчивых похвал ее», прочитав ее внимательно и нашед «никуда не годною», предложил синоду о запрещении. «Филарет киевский принял сие за личное себе оскорбление и ждал случая отмстить». Прочитав конспект Никодима, «весьма восхваленный» Филаретом моск. и некоторыми даже приписанный самому ему, киевский митрополит на первом листе его сделал следующую надпись: «в сочинителе заметны способности, а особенно начитанность новейших, так называемых, германских богословов, но недостает в нем зрелости и верности суждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня Керенский сделал смотр всем запасным стрелковым бат[альонам]. К нам он не заезжал. Днём спилили большую высохшую ель, рядом со вчерашним местом, и другую на “детском острове”. Погода была идеальная. 7го июня. Среда Очень жаркий день и очень сильный запах гари. Утром погуляли внутри парка. После завтрака спилили три сухих дерева всё в тех же местах около арсенала. Покатался в байдарке, пока люди купались в конце пруда. Караульн[ым] начальником был общий нелюбимец прап. Шумович 2го стр. п[олка]. 8го июня. Четверг Самый жаркий день до сих пор — 24° в тени. Перед утренней прогулкой занимался с Алексеем историей. Днём, несмотря на тропическую жару, распилили две ели. Снова был отличный караул от зап. бат. 3го стрелк. полка. Пил чай запоем после работы. Как всегда, читал до вечерней прогулки, а вечером вслух. 9го июня. Пятница Ровно три месяца, что я приехал из Могилёва и что мы сидим, как заключённые. Тяжело быть без известий от дорогой мам’а, а в остальном мне безразлично. Сегодня день ещё жарче; 25° в тени, на солнце 36°. Опять сильно пахло гарью. Послепрогулки занимался с Алексеем историей в моем новом кабинете, т, к. в нём прохладнее. Хорошо поработали на том же месте. Аликс не выходила. До обеда погуляли впятером. 10-го июня. Суббота Ночью и днём до 3 час. жара и духота продолжалась. Утром сделал большую прогулку. Завтракали, как вчера, в детской столовой. Днём работали на том же месте. В стороне прошла гроза, было несколько капель дождя. К счастью, сделалось прохладнее. В 61/2 пошли ко всенощной. Вечером около 11 ч. раздался выстрел в саду, через 1/4 часа кар [аульный] нач[альник] попросил войти и объяснил, что часовой выстрелил, т. к. ему показалось, что из окна детской спальни производят сигнализацию красною лампою. Осмотрев расположение электр[ического] света и увидя движения Анастасией своей головой, сидя у окна, один из вошедших с ним унт.-оф. [ицеров] догадался, в чем дело, и они, извинившись, удалились. 11-го   июня. Воскресенье Вчера Тетерятников сменился, вместо него прибыл Чемодуров. Утром погулял с детьми. В 11 ч. пошли к обедне. День стоял прохладный сравнительно; 17° в тени. Пилить и рубить было совсем легко. Обработали ещё две сухие ели. Покатался в байдарке, пока Алексей купался в пруду. До обеда сделали обычную прогулку.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Халиппа (гос. министр), Ш. Чобану (министр культов и искусства), В. Кристи, Д. Богос и Й. Буздуган (оба гос. секретари). Парламентский режим в Румынии был отменен установлением в 1938 г. режима авторитарной монархии кор. Кароля II. В международном положении Румынии в межвоенный период значительное место занимали отношения с СССР в связи с его стремлением вернуть территорию Бессарабии. 28 окт. 1920 г. представители Франции, Италии, Англии и Японии подписали Парижский договор, по которому они признавали объединение Бессарабии с Румынией. Япония не ратифицировала этот договор, а Советская Россия и Советская Украина выступили против этого признания. Бессарабский вопрос сохранялся в советско-румын. отношениях на всем протяжении межвоенного периода. Он обсуждался на мн. советско-румын. конференциях (Варшава 1921 г., Женева 1922 г., Вена 1924 г.). В секретном протоколе советско-герм. пакта Молотова-Риббентропа о ненападении (23 авг. 1939) был оговорен особый «интерес» СССР к Бессарабии. 26 и 27 июня советское правительство адресовало Румынии 2 ультимативные ноты, в которых потребовало возврата Бессарабии и уступку Сев. Буковины. Не получив поддержки со стороны зап. держав, Румыния была вынуждена удовлетворить ультиматум и 28 июня 1940 г. эвакуировала требуемые территории, к-рые в течение нескольких дней были заняты частями Красной Армии. Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика В ходе революционных событий 1917 г. усилилось национальное движение народов бывш. Российской империи, в т. ч. и молдаван, проживавших на левом берегу Днестра. 17-18 дек. 1917 г. они созвали конгресс, на к-ром потребовали введения национального языка в образовании и богослужении, а также объединения этой территории с Бессарабией. Однако в 1918-1920 гг. левобережное Поднестровье было втянуто в гражданскую войну, в результате к-рой там была установлена власть большевиков. После провала советско-румынской конференции в Вене (27 марта - 20 апр. 1924), где советская делегация потребовала проведения референдума в Бессарабии, отвергнутого румын.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 260-273; Kessler H. L. Old St. Peter " s and Church Decoration in Medieval Italy. Spoleto, 2002; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрац. работ ВХНРЦ: Кат.-альб./Сост.: М. С. Трубачева, А. П. Бурмакин. М., 2003; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Старой Ладоге. М., 2003; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, Петербург). М., 2004; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1; Иконы Вел. Новгорода: XI - нач. XVI в. М., 2008; Турилов А. А. К истолкованию надписи на краснофонной иконе св. Климента из зарубеж. частного собрания: «великий епископ» или «епископ Великий»?//ДРИ. М., 2009. Т. 29: Идея и образ: Опыты изучения визант. и древнерус. искусства: Мат-лы Междунар. науч. конф. 1-2 нояб. 2005 г. С. 415-420; Deliyannis D. M. Ravenna in Late Antiquity. Camb., 2010. С. П. Заиграйкина Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010