Но над всем этим восторжествовал Христос, восторжествовали Христовы проповедники, как другие, в другие времена, и каждый сам по себе, просиявшие, так и помянутые теперь отцы, через которых ты, удивительная страна, стала ныне известнее, нежели все прочие страны, прославленные всеми и древними, и новыми повествованиями. Поэтому объемлю и приветствую тебя, лучший из народов, народ христолюбивейший, пламенеющий благочестием, достойный вождей своих. Ничего не могу более сказать, и ничего другого не имею, чтоб предложить вам в угощение. И хотя немногое предлагаю устами, однако же многое храню для вас в сердечном расположении. Народ мой! Ибо своим называю народ единомысленный и единоверный, учившийся у тех же отцов, поклоняющийся той же Троице. Народ мой! Ибо действительно мой, хотя не нравится это завистникам; и пусть еще более терзаются страждущие этим недугом! Вот я даю руку общения при стольких свидетелях, видимых и невидимых, и древнюю клевету отражаю новой благорасположенностью. Народ мой! Ибо действительно мой, хотя и присваиваю себе народ весьма великий — я, человек самомалейший, ибо такова благодать Духа — единомысленных делает равночестными! Народ мой! Ибо действительно мой, хотя и отдален от меня; потому что мы сопряжены божественно, иначе, нежели существа грубые. Тела сопрягаются местом, а души сочетаются духом. Народ мой, любомудрие которого прежде состояло в том, чтобы страдать за Христа, а ныне должно состоять, если послушаешь меня, в том, чтобы не действовать, а считать достаточным приобретением одну власть действовать, и признавать служением Христу, как в прежние времена — терпение, так в настоящие — праводушие! Народ, которому определил Господь сделать доброе, как определил наказать противных (Зах. 8:14,15)! Народ, которого избрал себе Господь из всех Им призванных (Пс. 134:4)! Народ, написанный на руках Господних (Ис. 49:16), которому Господь говорит: ты Мое благоволение (Ис. 62:4), ворота твои — слава (Ис. 60:18), и что еще сказано спасаемым! Народ! Не дивитесь моей неумеренности, ежели многократно обращаюсь к вам, я услаждаюсь непрестанным повторением вашего имени, как другие, без меры предающиеся рассматриванию или слушанию. Но народ Божий и наш! Хотя прекрасно было и недавнее ваше торжество, какое совершили вы на море, и не знаю, возможно ли зрелище приятнее того, когда видел я море, покрытое древами и рукотворной тучей, видел красоту и быстроту кораблей, как бы для торжества снаряженных, и легкий ветер, который, дуя в корму, как бы нарочно сопровождает и посылает к столице этот плывучий город, однако же видимое ныне и прекраснее, и величественнее! Вы не вмешались в народную толпу, не стали измерять благочестие многочисленностью, не согласились походить более на мятежную чернь, нежели на Божий народ, очищенный словом, напротив, воздав, сколько следовало, кесарю кесарево, восписали Божие Богу (Мф. 22:21), — кесарю — дань, а Богу — страх, и напитав народ своими избытками, сами пришли питаться от нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

46 до года освобождения. Здесь перед нами, скорее всего, упоминание юбилейного года ( Лев. 25,8–17; 27,24 ; Ис. 61,1.2 ). 46 священники должны варить жертву. Ветхозаветное богопочитание соединяло в себе принесение жертв и молитву с участием в ритуальной трапезе и деятельности на благо общества. Приводимые здесь предписания относятся к помещениям, где левиты готовят ритуальную пищу, затем предлагаемую пришедшим на поклонение. Глава 47 47:1–2 Во дворе скинии собрания имелся большой сосуд, или умывальник, в котором священники омывали руки и ноги ( Исх. 30,17–21 ). Этот сосуд в храме Соломона был заменен значительно большим так называемым Морем ( 3Цар. 7,23–26 ). Это Море также использовалось священниками для ритуальных омовений ( 2Пар. 4,6 ). В видении храма Иезекиилем оба этих сосуда замещены жизнетворным потоком ( Откр. 21,1; 22,1.2 ). Как умывальник скинии, так и храмовое Море стояли к югу о жертвенника во дворе святилища; точно так же и поток вытекает из южной точки по отношению к жертвеннику. Ср. Пс. 45,5 ; Иоил. 3,18 ; Зах. 14,8 . 47:3–12 Река символ жизни, преображающий Израиль в райский сад. Иерусалим расположен на иудейском водоразделе, растянувшемся вдоль цепи холмов; дождевые потоки в городе и ныне стекают в Кедронскую долину и затем достигаю Мертвого моря. 47 от Ен-Гадди до Эглаима. См. 2Пар. 20,2 ; Нав. 15,62 . Ен-Гадди был расположен на полпути вдоль западного побережья. Ен-Эглаим поселение недалеко о северо-западной оконечности Мертвого моря. 47 Болота его и лужи его. Возвещая о том, что болота будут оставлены ради добычи соли, пророк обнаруживает знакомство с преданием, по которому южные болота простираются вплоть до Мертвого моря. На берегах Мертвого моря некогда стояли древние города Содом и Гоморра ( Быт. 19,27–29 ). 47 дерева, доставляющие пищу. Упоминание плодородия земли как символа эсхатологического благословения. 47 Иосифу два удела. Согласно видению Иезекииля, земля должна быть поровну поделена между двенадцатью коленами. Колену Левия не полагалось земельного удела (левиты жили за счет народных приношений), но, тем не менее, число «двенадцать» не изменилось: колено Иосифово было разделено на два новых, и они получили имена его сыновей Ефрема и Манассии ( Быт. 48,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

( ПослИер.1:21 ) 130 . Название сего животного не упоминается в канонических книгах Библии, хотя оно весьма почиталось и даже боготворилось в Египте, считавшемся её отечеством, и где она была посвящена луне. Когда кошки околевали, то их торжественно бальзамировали и погребали в Бубастиде. Крот ( Ис.2:20 ) 131 – животное из породы грызунов, нечистое по закону Моисееву. Крот встречается во многих подземных местах Палестины. Они слепы, не имеют хвоста, шерсть серебристого цвета, роют под землёй извилистые ходы, длиной около 10 вершков, питаются корнями и живут стаями. Лисица ( Суд.15:4 ) 138 . Еврейское слово shûâl включает в себе понятие как о лисице, так и о шакале, которых очень много водится в Палестине. Хитрость лисицы между восточными жителями, как и y европейцев, обратилась в притчу ( Иез.13:4 ; Лк.13:32 ). В Пс.62:11 указывается на таких хищных лисиц, иначе шакалов, которые питаются трупами или падалью. 300 лисиц, пойманных Самсоном и выпущенных с зажжёнными факелами в филистимские поля, вероятно, были шакалы, которые постоянно бродят большими стаями и которых он мог легко изловить в таком большом количестве, тогда как лисица большей частью бродит парами или в одиночку. Лошадь ( Наум.3:2–3 ; Втор.17:16 ) 139 . Слово лошадь в Священном Писании употребляется редко и только в связи с военными действиями. Мирные патриархи не держали y себя коней, и так как лошади употреблялись единственно для военных целей, то царям было воспрещено умножать число коней для собственного употребления. Конница была не особенно удобна в такой холмистой стране как Палестина; она существовала только в большой долине Ездрелонской, где, как известно, были введены в дело колесницы Иавина и Сисары, умножившиеся впоследствии при Давиде и Соломоне. Лошади ассирийские, халдейские и египетские в древности точно также славились, как и дромадеры мадиамские. Иов в своём наглядном очерке коней более обращает внимания на их силу, чем на быстроту бега ( Иов.29:19–25 ). Но лошадь впоследствии времени имела получить мирное назначение, именно, когда по пророчеству Захарии на её конских уборах будут начертаны слова: «Святыня Господу» ( Зах.14:20 ). Лошадь не принадлежала к вьючным животным, но употреблялась только на войне и охоте. Лесной вепрь (или дикий кабан)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

11; Таргум на пророков. 1 Самуила 10. 6; 19. 20). Согласно иудейским толкованиям Иоиля (2. 28-32), Дух пророчества по причине грехов народа отошел от Израиля со времен последних пророков (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 65b; Тосефта, Сота 13. 3-4). Поэтому после вавилонского плена всякий, объявлявший себя пророком, подвергался наказанию (Зах 13. 2-6). Однако в последние времена, по предсказанию пророков (Иез 36. 26-27; 37. 12-14), Господь изольет Свой Дух на Израиль (Мидраш Хаггадоль на Бытие. 140), который тогда сможет познать Бога и Его волю (Таргум на пророков. Иез 36. 25-26; Вавилонский Талмуд, Берахот 31b-31a). Богословие ВЗ связывало «возвращение» в мир Духа Божия с приходом Мессии (ср.: Зах 12. 10). Прообраз Мессии усматривали в царе Давиде , обладавшем пророческим Духом и силой свыше (1 Цар 16. 13). Прор. Исаия предрекает приход Помазанника, подобного Давиду («отрасли от корня Иесеева»), наделенного Духом премудрости, разума и силы (Ис 11. 1-4). Мессианские ожидания, проявляющиеся в евр. апокалиптической лит-ре, становятся особенно интенсивными к нач. I в. по Р. Х. (1 Енох 49. 2-3; 62. 1-2); именно в это время распространяется интерпретация пророчества Мал 4. 5 о приходе Предтечи Мессии в образе прор. Илии вместе с др. «духоносными» людьми - предвестниками нового эона, когда Дух Божий будет дан всему человечеству (Таргум на пророков. Иоиль 2. 28-29). II. Учение о Св. Духе в синоптических Евангелиях. В совр. библеистике принято считать, что Евангелия расходятся в интерпретации действий Св. Духа, причем различия отмечаются не только между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, но и между синоптическими Евангелиями, особенно Евангелиями от Матфея и от Луки. Нек-рые исследователи полагают, что в Евангелии от Луки присутствует преимущественно ветхозаветное понимание Духа: Он действует только как «пророческий Дух», вдохновляя на пророчество, давая откровение, премудрость, но при этом не являясь источником чудотворений и исцелений ( Schweizer. 1969; Haya-Prats.

http://pravenc.ru/text/344423.html

У Марка (Евангелие которого большинство тех же самых критиков считает самым ранним) есть утверждения о божественности Христа, в том числе Его провозглашения Себя Богом. Например, когда Иисус говорит о Своей власти прощать грехи, фарисеи расценивают это как утверждение о Его божественности и восклицают: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Мк. 2:7 ). А когда Иисуса спрашивают на суде, Мессия ли Он (а Мессию в Ветхом Завете называют Богом – Пс. 44:8 ; Ис. 9:6 ; Зах. 12:10 ), Иисус отвечает прямо: «Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14:62 ). Таким ответом Он определённо признаёт, что провозглашает Себя Богом, и синедрион пользуется этим, чтобы осудить Иисуса за «богохульство» ( Мк. 14:64 ). В текстах вне Евангелий, Послание Павла к римлянам (ок. 56), которое многие считают созданным раньше, чем Евангелия, даёт решительные и сильные описания божественности Христа, указывая, что Он – «сущий над всем Бог» ( Рим. 9:5 ). Многие случаи самых явных провозглашений Иисусом Своей божественности относятся к контексту, в котором Его противники искушают или обвиняют Его. Хотя это верно в отношении повествования как Иоанна, так и синоптиков (ср. Мк. 2:7–10; 14:61–62 ; Ин. 10:24, 30–33 ), Иоанн особо подчёркивает враждебность «иудеев» (см. Ин. 5:16, 18; 7:1; 10:31 ). Вполне понятно, что он уделяет и особое внимание явным провозглашениям божественности. Синоптики не ставили себе первоочередной задачи подчеркнуть божественность Христа. У Матфея акцент ставится для иудеев, на долго ожидаемом ими пришествии Мессии. Марк особо выделяет смиренное служение Иисуса ( Мк. 10:45 ). Лука подчёркивает человеческую сущность Иисуса. Прямо объявленной целью Иоанна было показать, что Иисус – воплотившийся Бог ( Ин. 1:1, 14; 20:31 ). Не приходится удивляться, если в его Евангелии провозглашений божественности Христа больше. В кульминационной главе своего Евангелия Иоанн сообщает, что Фома исповедал божественность Христа, назвав Его «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ). Если этот текст неточен, значит, Иоанн неправильно раскрыл главную тему своей книги, а именно, тезис о том, что чудеса Иисуса побудили Его учеников признать Его истинную сущность как Бога (см. Ин. 20:28–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В новозаветное время еврейский народ соблюдал общеобязательный пост в День Очищения (Лев 16:29) и четырехдневный пост в память первого разрушения Иерусалимского храма (Зах 7:3,5; 8:19). Практиковались и индивидуальные посты как знак ревности в вере. Фарисеи ввели обычай поститься дважды в неделю — по понедельникам и четвергам (18:12). Из рассматриваемого отрывка мы узнаем, что пост практиковался также учениками Иоанна, что согласуется с аскетическим образом жизни их учителя (7:33). Сам Иисус, несмотря на обвинения Своих врагов в невоздержании (7:34), постился во время искушения в пустыне (4:2; ср. 22:16,18). Заповедь о тайном посте (Мф 6:16–18) также предполагает эту практику. Принуждение учеников Иисуса поститься, пока Он с ними, уподобляется попытке похитить радость участников брачного пира. Чертог брачный ( numfun) — просторное помещение, в котором происходит свадьба, или, может быть, брачная комната, как в Тов 6:14,17. Сынычертога брачного — здесь, в отличие от Ин 3:29, имеются в виду не двое друзей жениха, у которых есть определенные обязанности в брачной церемонии, а все гости на свадебном пиру, которые призваны участвовать в праздничном весельи. В ВЗ образ жениха иногда выражает отношение Бога к Его народу (Ос 2:19–20; Иез 16; Ис 54:5–8; 62:5; Иер 2:2), но ни разу не означает Мессию. Отнимется ( — в этом слове обычно видят реминисценцию Ис 53:8 luqqah, у Семидесяти a†retai ‘(от уз и суда) Он был взят’, ср. Деян 8:33. В апокрифической Четвертой книге Ездры женщина, олицетворяющая Сион, говорит: “Но когда сын мой вошел в свою брачную комнату, он пал мертвым (ср. Тов 6:13–14) Я решилась оставаться здесь, ничего не пить и не есть, но продолжать мое оплакивание и пост ненарушимо, пока не умру”. Притча о брачном пире, таким образом, подводит слушателей к пророчеству Иисуса о Своей смерти, которая на время разлучит с Ним учеников. В первоначальной Церкви скорбь о временном разлучении с Господом (17:22; 2 Кор 5:6–8; Флп 1:23) сменяется радостью о неразлучном общении с Ним (Флп 3:8; 1 Пет 1:8).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Псалом 22 представляет собою поучительное изображение испытанного псалмопевцем во время преследования его врагами милостивого попечения о нём Господа, который тогда являлся для него истинно добрым пастырем, питателем и охранителем, заботливо предупреждая все его нужды и своим покровительством успокаивая и ободряя его. Дух и характер псалма и свойственный Давидовым псалмам язык его не оставляют сомнения в том, что писателем его был именно Давид, которому он приписывается в надписании; а особенное сходство его с псалмами 3, 4 и 62, относящимися ко времени возмущения Авессалома, заставляет предполагать, что он относится к одному с ними времени. Судя по тому, что псалмопевец, по изображению псалма, находится вдали от святилища (ст. 6) и ему грозит смертная опасность (ст. 4) от преследующих его врагов (ст. 5), но он успокаивается при этом видимым покровительством Господа (ст. 1–3:5), – надобно полагать, что псалом воспет был Давидом во время его бегства от Авессалома, по переходе чрез Иордан, в Маханаиме, где псалмопевец успокоен был известием о разрушении совета Ахитофела ( 2Цар.17:21–22:24 ), а вся внешняя обстановка положения его с людьми в пустыне у вод Иордана, напоминая знакомые с детства пастушеские образы, живо возбуждала его к представлению себя и своей свиты под образом пасомого Господом стада, которое добрый Пастырь из знойной пустыни привёл как бы на злачное пастбище в спокойное и безопасное убежище и там в виду войск мятежников ( 2Цар.17:26 ) чрез Верзеллия и других преданных людей приготовил ему в изобилии все необходимое ( – 17:27:29) 125 . Так как образ пастыря, под которым Давид изображает в Пс.покровительствующего ему Господа, в писаниях последующих пророков по преимуществу усвояется обетованному Мессии ( Ис.40:11 ; Иез.34:23–31 ; Мих.7:14 ; Зах.13:7 ) и был любимым образом И. Христа, под которым Он всего чаще представлял Свое отношение к верующим, именуя их овцами, а Себя добрым Пастырем ( Ин.10:11–16, 26–28; 11:16–17 ; Мф.15:24; 25:32–33; 26:31 ; Лк.15:4–6 ); то церковь Христова с древнейших времен, в лице своих оо. и учителей (Евсевия Кес., Афанасия Алекс., Феодорита, Кирилла Алекс., Григория Нисского , Исидора Пелусиота , блаж. Августина, Евф. Зигабена и др.) изъясняла 22 Пс.в смысле пророчества о Христе Спасителе, как Пастыре и руководителе верующих ко спасению, которых Он пасёт в Святой Своей Церкви и, питая и напояя дарами благодати Своей, ведёт к вечному упокоению в обителях Отца Небесного, где они не будут уже ни алкать, ни жаждать и где Бог отрет всякую слезу от очей их (Ап. 7:16–17). Как напоминающий о трапезе и чаше Господней (ст. 5) и располагающий верующих к живейшему общению с Господом, псалом этот в Православной Церкви с древних времён состоит в числе молитв для готовящихся к св. причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но прор. Иеремия говорит и о намерении Господа заключить со Своим народом новый З. вместо нарушенного. «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31. 31-34). Этот З. будет отличаться от прежнего З. тем, что люди признают и будут исполнять волю Божию по внутреннему побуждению. Если предписания З. на Синае и в Моаве были даны в книге, то в новом З. воля Божия будет сообщена в сердца людей и т. о. исполнена. Прор. Иезекииль в 16-й гл. аллегорически говорит о З., который Яхве заключил с юным Израилем (ст. 8) и к-рый, однако, тот нарушил (ст. 59). Теперь же Он хочет заключить новый З. (стихи 60, 62), но не по причине верности Израиля (ст. 61), а потому, что Он Сам помнит о Своем З. (ст. 60). Обетование о новом З. дается и в др. местах: Иез 34. 25; 37. 26 - З. мира, вечный З. (Иез 16. 60; 37. 26; ср. также Ис 61. 8). Описывая испытания Израиля в борьбе с другими народами, пророки иногда говорят о З. Яхве с народами. Неясные слова из Зах 11. 10: «И возьму жезл Мой - благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами» - возможно, ретроспективно указывают на падение колен Ефрема и Иуды под ударами завоевателей, к-рых Яхве освободил именно для этого. В Иез 17. 11-21 говорится, что царь Навуходоносор заключил З. (т. е. соглашение, союз) с Седекией, но тот восстал против Навуходоносора. Господь сказал, что Седекия презрел и нарушил «союз Мой», т. е. он понимается как З. Господа с Навуходоносором как с Его слугой, к-рому Господь вверил судьбу Иуды.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Согласно Михе, народы устремятся в Йерушалаим, к Божьему дому не для того, чтобы захватить его ( Иоил.4 186 ; Зах.14:1–5 ), и не для того, чтобы принести туда свои богатства ( Ис.60:3–7, 9, 16–17 ), и не для того, чтобы возвратить домой иудеев ( Ис.49:22, 60:9, 66:20 ), и даже не для того, чтобы поклоняться YHWH и принять участие в Его празднике ( Зах.14:16 ). Они стекутся туда для того, чтобы научиться от Господа Торе ( Мих.4:2 ). …придут многие народы… В Йерушалаим. Ср. Зах.8:22–23 : «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать YHWH Ц е ваота в Йерушалаиме и умолять лице YHWH. Так говорит YHWH Ц е ваот: будет в те дни, уцепятся десять человек из разных народов, уцепятся за полу иудея, говоря: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Ср. Ис.45:14, 56:6–8, 66:23 ; Зах.14:16–19 . …и скажут: приидите, взойдём на гору YHWH, в дом Бога Яакова… Скажут друг другу. Ср. Зах.8:20–21 : «Ещё будут приходить народы и жители многих городов. И пойдут жители один к другому и скажут: пойдём умолять лицо YHWH и искать YHWH Ц е ваота. Пойду и я!». Общение с YHWH, Богом Яакова станет целью всего человечества. Хотя гора Господня – не самая высокая в Йерушалаиме гора, на неё именно восходят, даже если спускаются с небес на вертолёте. Это восхождение (и на гору Господню, в дом Бога, и в Йерушалаим, и в Святую землю Исраэля вообще) – не столько физическое, сколько духовное: Храм, стоящий на этой горе, духовно возвышает её до небес. Глагол (восходить) – самый важный глагол паломнического словаря: ср. Иер.31:6 ; Зах.14:17 ; Пс.120 /119–134/133. …и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ср. Пс.25 /24:4. Раньше паломники восходили на Храмовую гору для того, чтобы праздновать Песах, Шавуот и Суккот, для того, чтобы совершать жертвоприношения и приносить обеты. В будущем они будут стекаться в дом Божий для того, чтобы научиться путям () и стезям () Его. Согласно МТ, учить народы будет сам Всевышний: Бог Яакова станет Учителем всех людей. А согласно кумранскому тексту Йешайяну ( Ис.2:3 ) и согласно LXX, учить (, hifil – от этого же корня происходит слово Тора) языческие народы будут иудеи. LXX: δεξουσιν μν τν δν ατου (они покажут нам путь Его). Иудеи станут учителями всего человечества. Наученные ими народы оставят свои суеверия и заблуждения, примут Божественное учение и станут народом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Он (Тир) очень умудрился – «тою мирскою мудростью, гордою и слепою, которая отнимает у Бога славу и не знает, в чем состоит истинная сила человека и народов». Зах.9:3 .  И устро­ил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Зах.9:4 .  Вот, Го­с­по­дь сделает его бедным и по­раз­ит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем. Упоминается о крепкой и высокой стене, окружавшей Новый Тир, расположенный на острове, и о несметных его богатствах, вследствие чего Тир считал себя в совершенной безопасности и не помышлял о карающей деснице Божией. Зах.9:4 угрожает богатому Тиру отнятием богатства и уничтожением твердынь его от пожара. Зах.9:5 .  Увидит это Аскалон и ужаснет­ся, и Газа, и вострепещет сильно, и Екрон; ибо по­срамит­ся надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем. Зах.9:6 .  Чужое племя будет жить в Азоте, и Я уничтожу высокомерие Филистимлян. Далее перечислены несколько Филистимских городов, которым, каждому в отдельности, угрожают, различные бедствия, по существу относящиеся и ко всем в совокупности; причем каждая частная черта делает яснее указание на окончательный разгром упоминаемых пророком городов. Зах.9:7Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанет­ся Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей. Но над филистимлянами будет одержана победа, еще более блистательная. Они будут уничтожены совсем, как народ языческий: кровавые жертвы идолам прекратятся, гнусные жертвенные яства ( Ис.65:4 ) будут вырваны из уст идолопоклонников, и остаток филистимлян сделается собственностью истинного Бога и частью Иудеи – земли народа Божия; с Екроном будет то же, что и с Иевусеем; Екрон, т. е. филистимляне вообще войдут в состав народа Божия, как это было некогда с иевусеями, древними обитателями Иерусалима, по завоеванию этого города Давидом. Пророчество о судьбе филистимлян толковники считают исполнившимся при Маккавеях, которыми была завоевана их страна; во времена Иисуса Христа она составляла часть Иудеи; а несколько позднее некоторая часть филистимлян приняла христианскую веру, и епископы упоминаемых в этом отделе Филистимских городов Газы, Аскалона и Азота (Azqoga) принимали участие в соборах IV, V и VI веков (Keil 597–598, Руж.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010