В первой паримии таинственно изображается Церковь под образом горы дома Божия, к которой спешат отвсюду потомки Адамовы ( Ис.2:2–3 ). Во второй представляется торжественное возвращение Сына Божия к Отцу с крестными заслугами. Кто Сей пришедый от Едома, обращение риз Его от Восора; Сей красен в одежде Своей ( Ис.62:10–63:3, 7–9 ). В третьей Церковь произносит о спасительных плодах вознесения Господа. Се день Господень грядет, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонской, прямо Иерусалима от восток солнца ( Зах.14:4, 8–11 ). Чтением Апостола ( Деян.1:1–12 ) и Евангелия ( Лк.24:36–53 ) Церковь благовествует о явлении воскресшего Господа и о вознесении Его на небо. После праздника Вознесения Господня Православная Церковь выражает в своих песнопениях ожидание сошествия Святого Духа. Ибо Сам Господь пред вознесением на небо заповедал Апостолам ожидать скорого пришествия Святого Духа. По гласу Церкви Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру. Поучительность праздника Вознесение Господне есть свидетельство нераздельного и неслиянного соединения Божества и человечества в лице Иисуса Христа. «Скажи, лжеучитель, говорит св. Златоуст, о каком естестве сказал Господь: седи одесную Мене? – не о человеческой ли плоти, восприятой Им от св. Девы? Итак, да устыдятся заблуждающие, что во Христе одно только естество. Божественная же Его природа есть совечна престолу славы Его» 573 . Настоящее празднество, говорил бл. Августин в день Вознесения, явило нам в Иисусе Христе таинства человека и Бога. В одном и том же лице познай и Божественное могущество возносящего и возносимое человечество. Итак, сколько возможно должно убегать яда этого нового заблуждения, которое дерзнуло мыслить, что Сын Божий и сын человеческий есть одного естества. Или отвергнешь славу Творца, если назовешь Его только человеком, или отвергнешь милосердие Искупителя, если назовешь Его только Богом. Кто по гибельному заблуждению будет верить, что в Спасителе нашем одно естество, тот должен будет сказать, что Христос распят или как только человек, или только как Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

    «И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, возми плач на князя Тирска, и рцы ему: сия глаголет... Господь: ты еси печать уподобления... и венец доброты в сладости рая Божия (в раю Б.) был еси» (Иез. 28:11—13). Ужели рай сотворен был для диавола, так что он укоряется за то, что лишился рая? Человек был в сладостях рая, он есть «печать уподобления», потому что создан по подобию Божию. Но о «печати» сказал рядом с «добротою», подобно тому как чрез Аггея, когда братья его борются друг против друга, Бог обещает Церкви: «Аз потрясу небом и землею... морем и сушею... и превращу колесницы и всадники. И снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии (с мечем, in gladio) на брата своего. В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя Зоровавелю (сыне) Салафиилев, рабе мой... (раба моего) и положу тя... печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель» (Агг. 2:21—24; Сир. 49:13). Зорававель есть все тело, ибо нигде с тех пор мы не читаем, чтобы Зоровавель, будучи потрясен, поднялся над собою. Он из колена Иудина и при Дарии заслужил чести построить Иерусалим. Он также прообразовательно основал дом Божий и совершил его, как говорит тот же Господь: «руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его» (Зах. 4:9). Но что — печать, то и — венец красоты, как Бог обещает Церкви, говоря: «узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым (назовут имя твое), имже Господь наименует (еже Господь наименова)... Будеши (сие будет) венец доброты в руце Господни, и диадима царствия в руце Бога твоего. (Такожде, etiam) и (ты) не прозовешися... оставлен (оставленою): и земля твоя... не наречется пуста. Тебе... (такожде) прозовется (имя) воля моя, и земля твоя вселенная» (Ис. 62:2—4). Итак, человек есть печать уподобления и венец красоты, и часть его твердо пребывает в этой доброте Божественного подобия и сладостях рая, т. е. — Церкви; другая же часть, дабы она не имела вечной жизни, отделяется от древа жизни простертым между нею и им пламенным мечем (Быт. 3:24). Ибо Адам, по слову Апостола, есть «образ (сень, umbra) будущаго» (Рим. 5:14). Так и эти братья, Каин и Авель, на которых он разделился.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

Но о печати сказал рядом с добротою, подобно тому как чрез Аггея, когда братья его борются друг против друга, Бог обещает Церкви: Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею и превращу колесницы и всадники, и снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии (ingladio ‘с мечем’) на брата своего. В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю (сыне) Салафиилев, рабе Мой (раба Моего) и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель (Агг 2:22–24; ср. Сир 49:13). Зоровавель есть все тело, ибо нигде с тех пор мы не читаем, чтобы Зоровавель, будучи потрясен, поднялся над собою 136 . Он из колена Иудина и при Дарии заслужил честь построить Иерусалим. Он также прообразовательно основал дом Божий и совершил его, как говорит тот же Господь: руце Зоровавелевы основаша храм сей и руце его совершат его (Зах 4:9). Но что — печать, то и — венец красоты, как Бог обещает Церкви, говоря: узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым (назовут имя твое), имже Господь наименует (еже Господь наименова) е. И будеши (сие будет) венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего. (Etiam ‘Такожде’) И (ты) не прозовешися оставлен (оставленою), и земля твоя не наречется пуста. Тебе бо (такожде) прозовется (имя) воля Моя, и земля твоя вселенная (Ис 62:2–4). Итак, человек есть печать уподобления и венец красоты, и часть его твердо пребывает в этой доброте Божественнаго подобия и в сладостях рая, то есть — Церкви; другая же часть, дабы она не имела вечной жизни, отдаляется от древа жизни простертым между нею и им пламенным мечом (Быт 3:24). Ибо Адам, по слову Апостола, есть образ (umbra ‘сень’) будущаго (Рим 5:14). Так и эти братья, Каин и Авель, на которых он разделился. Всяким камением драгим украсился еси; сардием и топазием, и смарагдом, и карбункулом и сапфиром и иасписом, сребром и златом и литрием, и ахатом и амефистом и хрисолифом, и вириллием, и онихом, и златом наполнил еси сокровища твоя и житницы твоя в тебе. Это относится и к диаволу, и к человеку.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

Они рассеялись, так как уже не стало у них пастыря. Так одним из святых пророков сказано, как бы от лица Христа: и рех: не имам вас пасти, и умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да поят кийждо плоть ближнего своего ( Зах.11:9 ); ибо совершенное отпадение от милосердия и любви Божией, какому вреду не подвергнется? Предадутся они желающим расточать и увлекать их туда, куда угодно каждому из беззаконствующих. Отторгают их от Бога и лукавые и заблудшие демоны, как написано: части лисовом будут ( Пс.62:11 ). Учиняют (демоны) это и также многообразные страсти в нас, ибо преданы некоторые, говорит всемудрый Павел, в страсти бесчестия и в неискусен ум ( Рим.1:26,28 ). Итак, что же обещает в изъясняемых изречениях божественное слово? Призвание и собрание рассеянных, духовное обращение погибающих, возвращение беглецов, обращение и бодрствование и награды любви ко Христу: осмотрись, говорит, и примет всех, – вот они собраны к тебе. Но дабы явить обещание верным, клятвою подтверждает сказанное и говорит: живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими облечешися в красоту невесты, так как украшением Церквей служит единство во множестве 176 . Посему-то боговдохновенному Писанию обычно украшать Церковь ризами позлащенными и преиспещренными ( Пс.44:10 ). Как многовидные и многоценные камни, разумею индийские, будучи окованы золотою оправою, составляют удивительное и досточудное украшение; так и души святых, преукрашенные отличиями из добродетелей, сияют блистающею красотою в очах Божества, так что каждый, воссылая благодарение Христу, говорит: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия: яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою ( Ис.61:10 ). Содержание слова пророк и теперь составляет из предметов как бы находящихся пред взорами и очевиднейших. Когда Израиль не уверовал и наложил руки на Самого Христа, тогда подверглась опустошению страна иудейская, сожжен был вместе с Иерусалимом и самый храм и Иудею объяло такое малолюдие, что блаженный пророк Исаия прикровенно указал на то самое во многих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Пс.9:14 Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных.     В этих словах пророк просит себе милости, помилования у Господа Бога, просит, чтобы Господь обратил внимание на его уничижение, на его бедственное состояние, причиняемое ему врагами его. Смирение здесь означает уничиженное состояние, соединенное с душевными страданиями. Под вратами смертными разумеются здесь смертные опасности, величайшие бедствия, угрожающие смертью. Посему содержание всего стиха может быть выражено так: помилуй меня, Господи, Ты, Который не только избавляет от величайших бедствий, угрожающих смертью, но и возносит, прославляет угнетенных, посмотри на страдания, причиняемые мне врагами, и избавь меня от них. Пс.9:15 Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем.    Выражение вся хвалы Твоя означает прехвальные песни о славных делах Божиих. Дщерию Сиона называется здесь город Иерусалим (Ис.1:8:62:11; Зах.9:9) или Церковь Иерусалимская, — все равно как дщерию Вавилона называется в Пс.136 город Вавилон и вся область царства Вавилонского. В стране Иудейской, как и вообще на Востоке, ворота или место у городских ворот было обыкновенным местом собрания иудеев для решения общественных дел. Для собраний же и религиозных в Иерусалиме выражение во вратех дщере Сиони означает: в собрании народа в храме иерусалимском. Таким образом, вратам смертным, окоторых говорится в предыдущем стихе, пророк не без основания противопоставляет здесь врата иерусалимского храма. Врата смертная, то же что врата адова, находятся в месте преисподнем; врата же дщери Сиона — на горе высокой. Во вратах смертных стекаются люди, осужденные во ад; во вратах же Иерусалима собираются члены избранного народа Божия. От врат смертных происходят мятеж и брани, ведущие к смерти; от врат же Иерусалима исходят мир и благословение (Иерусалим и значит «видение мира»). Поэтому, в связи с предыдущим, настоящий стих может быть выражен такими словами: Ты, Который возносишь меня от врат смерти, избавляешь от смертных опасностей, чтобы я возвещал судные дела Твои во вратах Иерусалима, в слух всего иерусалимского народа: я буду радоваться (с евр. — «возрадуюся», во мн. ч. — «возрадуемся») о спасении, которое Ты мне даруешь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Христианская Церковь сразу возлюбила этот праздник и почти две тысячи лет в этот день потрясает мир тайнами глаголов еврейских детей. Мы сегодня знаем всю эту прошедшую историю, нам легче это принимать. Но как было тяжело принять это потрясенному Иерусалиму! Церковным властям было о чем подумать — ведь что-то новое надвигается. У церковных властей книга была раскрыта, преисполнена и почти закончена. А здесь новое веяние, новое сияние и новое биение. Итак, глубокая пророческая старина и Христова новизна сегодня встретились в болезненном страдании, какое бывает у матери, рождающей в мир нового человека. С сегодняшним праздником, братья и сестры, сердечно вас поздравляю — с пожеланием здоровья, с пожеланием справедливого мира, с пожеланием радости жизни на земле. Аминь. 18 апреля 1970 г. На Вербное воскресенье (Неделя ваий) Время приближалось Христу взойти на Крест и на Кресте быть закланным, как Агнцу, взявшему на Себя грехи всего мира… Идя в Иерусалим, Христос поручает ученикам привести молодого осленка, на котором Он въехал бы в Иерусалим не как рядовой путник, а как Царь мира и Владыка. И вот остановка на крутой дороге. Спаситель воссел на осла… И, окинув Своим Божественным взглядом Иерусалим, сияющий златыми куполами храма, стал, окруженный учениками, спускаться с горы Гефсиманского сада, с горы Масличной, с горы милости (масличный сад — это сад плодов, которые дают елей. А по-гречески это близко к слову милость, значит — с горы милости). Сразу собралось много народа — своего и приезжих на Пасху изо всех мест, где только были рассеяны иудеи. Об этом шествии еврейские святые пророки задолго пророчествовали от Бога: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9; ср. Ис 62:11). А грудные дети, будучи на руках у матерей, тоже восклицали, как и взрослые в честь Христа: “Благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна! Осанна! Благословен Грядущий во веки веков Спаситель мира!”. И так шествие вошло в город Иерусалим…

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-na-v...

Великий Четверг у нехалкидонитов. В армянском обряде на утрене Великого Четверга читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, который встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (армянского Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения Литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (который известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину, а перевод - Григору Вкаясеру (?1105)) (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62). В западно-сирийском обряде Великий Четверг называется " Четвергом Таинств " . Центральными являются 3 службы: Евхаристия, освящение мира и умовение ног. Чин освящения мира " Хроника Иешуа Стилита " приписывает Петру, еп. Эдесскому (?498) (Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. С. 583), а установление его сир. традиция, начиная с Иакова Эдесского (ок. 663-708) возводит к Самому Христу (Varghese B. Les onctions baptismales dans la tradition syrienne. Louvain, 1989. (CSCO; 512; Subs.; 82) P. 186-199). В совр. практике чин освящения мира переносится на один из дней Великого поста. Чин умовения ног, в древности соединенный, как и освящение мира, с Евхаристией, ныне происходит вечером (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 177-179). В восточно-сирийском обряде Великий Четверг называют " Четвергом Пасхи " в воспоминание последней пасхальной вечери Христа. Литургия Преждеосвященных Даров вечером в Великую среду и ночная служба четверга считаются заключением Великого поста. Вечером в Великий Четверг в воспоминание Тайной вечери служится вечерня и Литургия с анафорой, приписываемой Несторию (чтения Литургии: Исх 12. 1-20; Зах 9. 9-12 + 11. 12-13 + 12. 9-14 + 13. 7-9; 1 Кор 5. 7-8 + 10. 15-17 + 11. 23-25; Мф 26. 1-6, 17-25 + Ин 13. 22-28, 3-16 + Мф 26. 26-31) (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 144, 152-155).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Иосиф Флавий несколько раз явно ссылается на И. п. к., используя некоторые исторические повествования из Ис 36-39, напр. угрозы Синаххериба Иерусалиму ( Ios. Flav. Antiq. IX 276), предсказанные пророком крах и гибель (Ibid. X 12-13), а также описание болезни и исцеления царя Езекии (Ibid. X 27-28). Неск. иначе по сравнению с И. п. к. он сообщает о завоевании Иерусалима и депортации иудеев в Вавилон, предреченных Исаией (Ibid. X 32-33; ср.: Ис 39. 6). Наконец, в Ios. Flav. Antiq. XIII 64-72 он приводит пророчество Ис 19. 19 о возведении жертвенника Господу в Египте и видит его исполненным в постройке храма Онией в Гелиополе (ср.: Ios. Flav. De bell. VII 427-432). Новый Завет После псалмов из всех книг ВЗ И. п. к. наиболее часто упоминается новозаветными авторами. Имя пророка встречается 22 раза в связи с его книгой. Если учесть др. цитаты, введенные менее точными формулами (напр., «как написано»), то в НЗ можно насчитать ок. 50 цитат приблизительно из 40 мест книги. Из евангелистов наиболее часто И. п. к. использует Матфей (9 цитат). Трижды И. п. к. в Евангелии от Матфея цитирует Сам Христос: Ис 56. 7 - при изгнании торговцев из храма (Мф 21. 13; ср.: Лк 19. 46; Мк 11. 17); Ис 29. 13 - обличая фарисеев, поклоняющихся Богу только «устами» (Мф 15. 8-9; ср.: Мк 7. 6-7); Ис 6. 9-10 (о слепоте народа) - в учении народа притчами, в к-ром Он видит исполнение пророчества Исаии (ср.: Мф 13. 14-15; Ин 12. 40; ср.: Мк 4. 12; Лк 8. 10; Деян 28. 26-27). Вера в исполнение пророчеств очевидна и в остальных 6 случаях цитирования И. п. к. в Евангелии от Матфея. В Благовещении Пресв. Богородицы (Мф 1. 23) евангелист видит исполнение мессианского пророчества о Еммануиле (Ис 7. 14). Как и для др. евангелистов, для Матфея св. Иоанн Предтеча - это «глас вопиющего в пустыне» (Ис 40. 3; ср.: Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 4-6; Ин 1. 23). Выйдя на общественное служение в Галилее, Иисус Христос, согласно евангелисту, исполняет пророчество о «свете великом» для «народа, сидящего во тьме» (Мф 4. 15-16; ср.: Ис 9. 2). Исцеления Им больных (Мф 8. 17) и Его провозвестие (Мф 12. 18-21) обретают окончательный смысл в описанном пророком образе Раба Господня (Ис 53. 4 и 42. 1-4). Вход Господа в Иерусалим (Мф 21. 5) исполняет пророчество о вхождении Мессии в Сион (Ис 62. 11; Зах 9. 9).

http://pravenc.ru/text/674802.html

ибо не увидите (не может зреть) Его человек и жить (остаться живым): ( Исх. 33:20 ) 55 . страшный делами, Ты обратил (возвратил) человека в тление смертное (неисцельное), ( Втор. 10:17 ; Пс. 66:5; 90:3 ) 56 . ибо Он сокращает (возвращает) и удлиняет дни. () 57 . Сильный крепостью, облекающийся правдою, ( Иов. 37:22, 29:14 ) 58 . кто Бог (могуществен) как Ты долготерпеливый? (( )=μακρθυμος Исх. 34:6 др. ср. 1Пет. 3:20 ; 2Пет. 3:9, 15 ; Иак. 5:7, 8, 10 ) 59 . ненавидящий и отвращающийся грабительства и насилия, ( Ис. 61:8 ) 60 . любящий чистое сердце, Ты внемлешь ищущим блага. ( Пс. 51:12 ср. Мф. 5:8 др.) () 61 . Воспрещающий со властью (прещением) и иссушающий моря, ( Ис. 50:2, 51:10 ) 62 . собравшей, как одежду, все воды в начале: ( Прит. 30:4 ) 63 . спасающий по милости Своей от страшных врагов (букв.: от рогов единорога?), ( Пс. 21:22 ) 64 . разгоняющий грехи (зло) как туман и как облако. ( Пс. 51:11 ; Ис. 44:22 ) () 65 . Создал и сотворил все словом уст Своих, ( Пс. 33:6 ) 66 . ибо все слова Его – правда и суд: 67 . (что) уста Его изрекут, «это делайте и живы будете», ( Быт. 42:18 ) 68 . ибо (говорит Господь) «не хочу смерти грешника» ( Иез. 18:22, 32, 33:11 ) () 69 . Зрящий дали, превознесенный и страшный, 70 . превозносящий престол Свой, и смиренного узнает (увидит): ( Пс. 138:6 ; Ис. 6:1 ) 71 . выступающий с превеликою силою (в величии силы), и носящейся на крыльях орлиных (как орел), ( Ис. 63:1 ; Пс. 18:11 ср. Иер. 48:40 ) 72 . испытующий сердца, и нет пред лицом Его забвения. ( Пс. 70:10 ; Притч. 17:3 др. Притч. 2:17 ) () 73 . Взывающий гласом великим: «Я – Бог и нет еще (другого)» ( Ис 45:6 ), – 74 . «обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ; Мал. 3:7 ): 75 . «приблизьтесь ко Мне» ( Ис. 48:16 ), – с силою обратится (и) Он, 76 . и уши Его внемлющи ко гласу моления бедняги. ( Пс. 130:2 ; Иов. 34:28 ) () 77 . Милостивый и благосердный, суди нас в милости и оправдай нас в суде, – ( Исх. 34:6 ; Пс. 85:15; 103:8 ) 78 . ибо мы – прах и пепел: ( Быт. 18:27 ; Пс. 103:14 ; Иов. 30:19, 42:6 ) 79 . превознесенный в высоких, Царь в небесах (облаках), 80 . внемлющий с высот воплю бедняков! () 81 . Небеса – престол Его и земля – подножие ног Его, ( Пс. 11:4 ; Ис. 66:1 ) 82 . величие (правда) – панцирь Его и свет – одежда Его: ( Пс. 104:2 ) 83 . имя Его страшно весьма, (но Он) милостив и благосерд, – 84 . во всяком роде и роде пребывает правда Его. () 85 . Правы пути Его, и нет в Нем неправды, – ( Пс. 17:31, 33 ) 86 . в каждое утро дает на свет (являет) суд Свой: ( Соф. 3:5 ) 87 . взвешивающий сердца, великий делами, – ( Притч. 21:2, 24:12 ; Иер. 32:19 ) 88 . кто изречет могущество Господа? ( Пс. 106:2 ) 89 . как написано: «кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» ( Пс. 106:2 ). Приведенный текст приписываемых Симону Кифе молитв и библейские параллели могут давать следующие соображения по вопросу об отношении этих пийютимов к подлинным творениям ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1. И. как индивидуальное, личное спасение. Это либо мольба об И., либо благодарение Бога за то, что Он избавил от реальной опасности, спас в ситуации, к-рая не предполагала разрешения «естественным» путем и неумолимо вела к гибели. Таковой, напр., в Свящ. Писании представлена вся жизнь царя Давида : подводя итог своей жизни, он восклицает: «Жив Господь, избавлявший (  ) душу мою от всякой беды!» (3 Цар 1. 29). Господь искупает, спасает от «зла», «беды», «скорби», «коварства», «насилия» (Быт 48. 16; 2 Цар 4. 9; 3 Цар 1. 29; Пс 71. 14); «смерти», «могилы», «преисподней» (Иов 5. 20; 33. 24, 28; Пс 48, 16; 70. 23; 102. 4); «врага», «мучителя», «грешника» (Иов 6. 23; Пс 25. 11; 30. 6; 33. 23; 54. 19; 68. 19; 105. 10; 118. 134; Плач 3. 58). 2. И. как спасение Израиля. Понимание явленного Господом спасения оформляется в т. ч. как образ И. Им Израиля. Таково событие Исхода , начинающее свящ. историю ветхозаветного Израиля искупительным деянием Бога. Господь вызволяет Израиль из егип. рабства, искупая его в Свой народ (Исх 6. 6; 15. 13 -   Втор 7. 8; 9. 26; 13. 5; 15. 15; 21. 8; 24. 18; 2 Цар 7. 23; 1 Пар 17. 21; Неем 1. 10 -  ). Вся дальнейшая история ветхозаветного Израиля совершается под знаком Божия И. (Пс 24. 22; 43. 27; 73. 2; 76. 16; 77. 42; 106. 2; 110. 9; 129. 7-8; Ис 1. 27; 29. 22; 35. 9-10; 43. 1; 44. 22-23; 47. 4; 48. 20; 51. 10-11; 52. 3, 9; 62. 12; 63. 9; Иер 15. 21; 31. 11; Ос 7. 13; 13. 14; Мих 4. 10; 6. 4; Зах 10. 8). Господь именуется Искупителем (  ) Израиля (Иов 19. 25; Пс 18. 15; 77. 35; Ис 41. 14; 43. 14; 44. 6, 24; 47. 4; 48. 17; 49. 7, 26; 54. 5, 8; 59. 20; 60. 16; 63. 16; Иер 50. 34; «...имя Твое: «Искупитель наш»» - Ис 63. 16). Для понимания существа религ. И. в ВЗ важно определить, предполагается ли текстом И. как самостоятельный акт или это - одна из метафор спасения. Собственно спасение в евр. языке выражается словарными рядами с корнем   к-рые в целом ряде библейских пассажей соотносятся со словами от корней   и   как синонимы (Пс 30. 3, 6; 54. 17, 19; 71. 13-14; 105. 10; Ис 49. 25-26; 63. 9; Иер 15. 20-21; 31. 7; Зах 10. 6, 8).

http://pravenc.ru/text/674968.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010