93 Давать же сим речам такое толкование, что Пророк имеет в виду начавшееся, или близкое, исполнение прежде данных пророчеств о падении Вавилона и избавлении иудеев, и от того приходит в особенный восторг, – никак не позволяет весь ход мыслей в сиих речах. Ибо в основании всех их лежит у пророка, как выше было показано, та мысль, что он предрекает совершенно неведомое никому и неизвестное самим иудеям. Около этой мысли постоянно вращается пророк, как около средоточия, – её с силою внушает другим, от неё сам воспламеняется. Если в некоторых местах указывается и на пророчества уже сбывшиеся ( Ис.42:9, 46:10, 48:5–6 и др.): то здесь разумеются вообще прежние исполнившиеся пророчества, от которых ясно различается настоящее пророчество (напр. Ис.48:5–6, 8 ). 94 Думать, что так говорится к прежним жителям Иерусалима и Иудеи, не позволяет связь речи. Притом мати градом – Сион с своими дщерями – прочими городами, если не берётся в смысле таинственном, обыкновенно в Св. Писании имеет собственное и буквальное значение. Слова Иеремии ( Иер.51:10 ) и Захарии ( Зах.2:10 ), на которые ссылаются, как на пример подобного же обращения к разрушенному Иерусалиму, вовсе не служат примером для настоящего случая. Иеремия 51 главу писал на 4 году царствования Седекии, когда Иерусалим ещё стоял, а Захария говорил по возобновлении города. 95 Вавилонян, конечно, можно подразумевать здесь, подобно как они подразумеваются у того же Пророка Исаии в 6-й гл. 17–25 где указывается прямо также на одних ассириян. Но что прямо говорится об одних ассириянах, а вавилоняне могут быть подразумеваемы под тем же именем, – это самое и показывает время преобладания ещё ассириян, а не вавилонян. И сходство в сем отношении мест, одного из пререкаемой части книги, другого – из неоспариваемой у Исаии, очень замечательно. 97 Не говорим уже, что некоторые виды нечестия и пороков, по самому свойству своему, указывают на целость церковно-гражданского устройства и на народное довольство. 98 Образцы сильных обличений и угроз можно видеть в предыдущем доказательстве. Яркие изображения тайны Христовой и обстоятельств её явления в нач. гл. 40 и 49, особенно 52–55. 60–62. Указания на благодать, в образе избавления от плена вавилонского и вообще от врагов внешних, видели выше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но пророческий Мессия представляется обладающими не только нравственными атрибутами, какие должны быть свойственны теократическому царю, как то праведностью, мудростью, страхом Божиим, но вместе и всеми атрибутами царского внешнего величия... Представление же, что Мессия должен восходить на ступени трона через борьбу и страдания, это ветхозаветным пророчествам совершенно чуждо, потому что по ним Мессия будет могущественным, блестящим и несокрушимым царем и любимцем Иеговы. Поэтому, заключает Шенкель свои мысли о Мессии страдальце, «новые попытки защитить древнейший теологический взгляд на страждущего Мессию останутся без успеха». 45 «Во все время до плена за гробом не ожидалось ничего. Это видно из той безнадежности, с какою умирали в это время из представления об аде, и из слов Иова (14:1, 8:10). Голос Когелета также звучит безнадежно. У позднейших пророков, находившихся в плену, выступает в ожиданиях нечто совершенно иное, сравнительно с Моисеем и др. их предшественниками. Предмет ожиданий Михея научение от Сиона (4:2; ср. Ис.2:2 ), предметом 2 Исайи 46 – пребывание союза (54:10). Сам Иегова есть надежда составителя пс. 49 и 71». Целый ряд псалмов звучит радостными ожиданиями (46; 2; 54:6; 57:3; 62:2; 63:2; 65:6; 69:14; 70:2; 76:5 и т.п. по Евр. тексту). Наконец, в самое безнадежное во всех отношениях время, образуется мессианская надежда. 47 Предметом этой надежды благочестивых душ было внешнее счастье, истечение Духа Иеговы, общий мир, познание, религиозно-нравственное усовершенствование, восстановление богослужения, освобождение угнетенных, пленных, победа истины, спасение мира Божия, вообще – обновление мира ( Ис. 61 ; Иер.31:23 ; Ам.9:10 ; Мих.4:14 ; Зах.12:10 )». Мессианские надежды, таким образом, полагаются почти в тех самых ожиданиях большею частью посюсторонних благ, иногда порывавшихся и к идеальному благу, которым по Шенкелю ветхозаветный мир жил и раньше. Поэтому остается совершенно непонятным, почему почти вполне прежние надежды представляются только теперь образующимися, и только теперь называются мессианскими!? Может быть Шенкель теперь в этих ожиданиях видит значение личности Мессии...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Исключительность отношений между YHWH и Его народом утверждается настойчиво повторяемыми местоименными суффиксами : Твой, Твоим, Твоего. Исраэль для YHWH – это не просто один из народов, это Его собственный народ, Его – удел, наследие. О Исраэле как наследии () YHWH ср. Втор.4:20, 9:26, 29 ; 3Цар.8:51, 53 ; 4Цар.21:14 ; Ис.47:6 ; Иоил.4:2 352 ; Пс.33 /32:12, 68/67:10, 78/77:62, 71; 94/93:5, 14. В свою очередь и для Исраэля YHWH – не просто Бог, а наш Бог ( Мих.7:17 ). …лежащих уединённо в лесу посреди Кармеля, пусть пасутся в Башане и Гилъаде… Мирная пасторальная картина. YHWH, Пастырь Исраэля, обеспечит своему народу мир, благоденствие, изобилие. Вечнозелёный Кармель (), тучные пастбища Башана () и Гилъада (): Исраэль вновь в своих прежних границах, включающих Галиль, Голаны, Заиорданье. Ср. Иер.50:19 : «И возвращу Исраэля на пажить его, и будет он пастись на Кармеле и Башане, и на горе Эфраима и в Гилъаде, насытится душа его» (ср. также Зах.10:10 ). Никто не тревожит народ Божий, они лежат уединённо ( ) 353 . Об «уединённости», обособленности Исраэля ср. Числ.23:9 : «Вот, народ будет жить отдельно ( ) и между народами не будет числиться»; Втор.33:28 : «Исраэль живёт безопасно, один» 354 . Некоторые комментаторы видят в не название известной горной гряды, а имя нарицательное – фруктовый сад. Вряд ли можно принять такую интерпретацию: во-первых, в лесу () не бывает садов и в садах не бывает лесов, а во-вторых, Кармель здесь перечисляется вместе с другими топонимами – Башаном и Гилъадом. …как во дни вечности. Или: в древние дни ( ) – во времена судей и царей. Там, где YHWH «пас» свой народ тогда, во времена, предшествовавшие изгнанию израильского народа со своей земли, там да пасёт его (управляет им) и в будущем. Как во дни выхода твоего из земли Мицраим явлю ему чудеса. Это ответ YHWH на молитву. В МТ слово нарушает ритм 3+2 (с ним получается 4+2), поэтому некоторые (BHS, отдельные переводчики и комментаторы) для сохранения общего с соседними стихами ритма предлагают сократить (из земли Мицраим) до (из Мицраима). Кстати, у LXX слово земля отсутствует: ξ Αγπτου.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

51 Доселе Господь Иисус уклонялся от всяких торжественных заявлений толпы и не объявлял Себя открыто мессией, чтобы ненависть Его врагов не воспрепятствовала Ему возвестить благую весть (евангелие) царства Божия во всех местах Палестины. Теперь Его служение приближалось к концу; и перед этим-то временем, когда должна была совершиться над Ним страшная и позорная казнь, Он уже не мог, Он не должен был более держать народ в недоумении касательно своего свойства – мессии. Вот почему на этот раз Он не уклонился от царственной встречи, устроенной Ему народом, и принял Его прославление. Но и тут Он заявил, что Он – царь мира, а не войны и завоеваний: осленок был символом мира, потому что лишь лошадь употреблялась на войне ( Притч.21:31 ; Ос.14:4 ; Иер.17:25 ). «Скажите дщери»… Это место взято из двух пророков – Исайи ( Ис.62:11 ) и Захарии ( Зах.9:9 ). «Сион», с крепостью Давида на нем, господствовал над всем Иерусалимом, «Дочь Сиона» – самый город Иерусалим. 52 Ветви в руках, постилание одежд и т. п. на Востоке всегда были принадлежностями встреч царей и победителей. Господу Иисусу и воздана эта честь – как царю нового царства (христианства) и победителю греха и смерти. 53 «Осанна», собственно – «госийях-на», спаси же, даруй здравие (salvifica, σσον δ). «Осанна», бывшее народным криком у евреев при всех исключительно торжественных случаях, взято из торжественнейшего псалма – сто восемнадцатого (по еврейскому счету псалмов, а по переводу Семидесяти – из Пс.117:25 «О, Господи, спаси же; о Господи, споспешествуй же». Это почти то же, что теперь на Западе – «виват» (vivat – да живет, да здравствует), а у нас – «ура». 54 «Уже несколько лет шла борьба с римлянами в Галилее и Иудее. Судьба Иерусалима решилась во время Пасхи. Более миллиона людей собралось на праздник в св. город. Тогда придвинулись к городу римские легионы и окружили его. Со всех сторон началась жестокая битва. Римская храбрость и религиозный фанатизм оспоривали друг у друга победу. А в городе свирепствовали дикая борьба партий, отчаянье и голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Праздник В. Г. в древнем иерусалимском богослужении (до XI в.) Согласно арм. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику 1-й пол. V в. ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 336-339), на В. Г. служба проходила на горе Елеон: чтения литургии, прокимен Пс 46. 6, Деян 1. 1-14, аллилуиарий из Пс 23, Лк 24. 41-53. Согласно груз. переводу того же Лекционария, отражающему практику V-VII вв. ( Tarchnischvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 165-166; [Pars. 2.] P. 132-133), накануне В. Г. на вечерне пели тропарь «На горе святой» и прокимен Пс 46. 6; литургия имела те же особенности, что и в арм. переводе Лекционария (дополнительно к к-рому в груз. переводе отмечены тропарь 1-го гласа «Вся тайная» и ветхозаветное чтение Ам 9. 5-6). Согласно древнейшей редакции Иадгари (сохранившееся в груз. переводе гимнографическое приложение к иерусалимскому Лекционарию, отражающее практику VII-IX вв.), праздник имел неск. циклов стихир на «Господи, воззвах», тропарь (тот же, что и в Лекционарии, обозначен как тропарь 2-го гласа), канон плагального 4-го гласа «Возведший нас от врат смертных...» (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, те же чтения на литургии, что и в Лекционарии (также указаны тропари на умовение рук и на перенесение Даров - Метревели. Иадгари. С. 237-243). Праздник В. Г. в соборном богослужении К-поля IX-XII вв. Вознесение Господне. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 2v) Вознесение Господне. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 2v) Согласно Типикону Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 126-129), на вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии Ис 2. 2-3a; 62. 10-63. 9; Зах 14. 1a, 4a, 8-11, в конце к-рых пели тропарь 4-го гласа Ανελφθης ν δξ Χριστ Θες μν (              ) со стихами Пс 46. После вечерни и чтения из Апостола совершалась паннихис (служба накануне праздников, за к-рой могло следовать пение кондака ). На утрене также опускались рядовые антифоны; к Пс 50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне. На литургии пели 3 праздничных антифона из Пс 41, 45, 46; чтения: прокимен из Пс 107, Деян 1. 1-12, аллилуиарий из Пс 46, Лк 24. 36-53; причастен - Пс 46. 6.

http://pravenc.ru/text/155108.html

Новейшие толкователи за исходный пункт берут стилистическое правило, что обыкновенно соединением противоположностей, взятых из известной группы предметов, выражается вся совокупность этих предметов. Для примера приводят во Втор.32:36 («… не стало ни раба ни свободного» 1327 т. е. никого не осталось), или Иов.12:16 – («заблуждающийся и вводящий в заблуждение», т. е. всякий). 1328 Такая точка зрения лежит в основе толкование Рейнке. Он с самого начала заявляет, что «если толкователи и переводят весьма различно , то все же смысл стиха ясен». Пророк, по его словам, хочет сказать, что Иегова у того, кто женится на язычнице, в наказание истребит весь род, так что уже никто из его потомков не будет более приносить Ему жертвы. 1329 Выражение он считает равнозначащим выражению «каждый». К этому убеждению он пришел, отправляясь от воззрения Гезениуса, который считает это выражение как бы пословицей, – в роде во Втор.32:26 (ср. 3Цар.21:21; 9:8; 14:26 ), – может быть, заимствованной от обычая ночного бдения левитов в храме ( Пс.133 ), где один бодрствующий кричит, а другие ему отвечают. Аналогичное выражение он находит и у арабов. В жизнеописании Тимура, автором коего является некий Арабша (Arabschah), говорится об опустошении и полном разрушении одного города, в котором никого (больше) не осталось: «и не было в нем кого-либо кричащего (ила «зовущего») и отвечающего». С этим объяснением Гезениуса в сущности согласен и Розенмюллер, видящий здесь указание на перекликание ночных сторожей, – обычай очень древний, как открывается из Ис.62:6 : «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, чтобы они никогда, ни днем, ни ночью не умолкали. Напоминающие о Господе! не давайте себе покоя». Не соглашаясь с Розенмюллером в применении пророческой угрозы специально к священникам, Рейнке находит более естественным понимать «бдящего и отвечающего» в смысле «всякого», как образное, пословичное выражение, подобное Зах.9:8 («проходящий вперед и назад», т. е. всякий враг). 1330 Подобного же воззрения держится Орелли. 1331

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иногда у Пророков обетованный Спаситель изображается под образом великого Пастыря, которому приписываются величие и могущество Царя. Так: У Пророка Исаии пришествие на землю Господа Спасителя предсказывается в таких чертах: «Господь с крепостию идет; и мышца Его со властию: се мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Аки пастырь упасет паству Свою, п мыщцею Своею соберет агнцы ( и в недре Своем понесет, – прибавл. с Евр. ), и имущия во утробе утешит (и доящих кротко поведёт)» ( Ис.40:10–11 ). У Иезекииля говорит Бог: « и раб Мой Давид Князь среде их, и Пастырь един будет всех, яко в заповедех Моих ходити будут, и суды Моя сохранят, и сотворят я ... и Давид раб Мой Князь их будет в век ( Иез.37:24–25 . слич. Иез.34:23 ; Мих.5:4 ; Зах.13:7 ). II. В Новом Завете Царственное достоинство Иисуса Христа ещё яснее раскрыто в Новом Завете: ветхозаветные предсказания о Нем здесь показываются в исполнении и в высшем знаменовании. Ангел Господень, возвещая Пресвятой Деве Марии о зачатии Иисуса, говорит: «и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 . слич. 1Пар.17:12, 14 . Ис.9:7 ; Иер.33:15 и сл.). Волхвы, с востока пришедшие в Иерусалим под руководством чудесной звезды, спрашивали: «где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему» ( Мф.2:2 ). Первосвященники и книжники поняли, о каком они спрашивают Царе, и указали на Вифлеем, свыше предопределённый, по пророчеству, в место рождения Царю Мессии ( Мих.5:2 ). Нафанаил, из опыта познав в Иисусе свойство Божественного всеведения, воскликнул: «Равви, Ты иси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев» ( Ин.1:49 ). Евангелисты, изображая торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, указывают на него как на шествие Царя, которое совершено было в исполнение пророчеств ( Мф.21:5 ; Ин.12:15 . сл. Ис.62:11 ; Зах.3:9 ). На вопрос Пилата: «убо Царь ли еси Ты?» Иисус ответствовал утвердительно: «ты глаголеши, яко Царь есмь Аз» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Излагая историю Христа Спасителя, Матфей старается указать в Нем того обетованного Мессию, которого ожидали Иудеи и который издревле был предвозвещен пророками. С этой целью Матфей сопоставляет ветхозаветные пророчества с новозаветными событиями, выясняет истинный смысл этих пророчеств и доказывает, что они исполнялись в различных обстоятельствах жизни Спасителя, в тех или других Его действиях. Так Христос Спасителъ, по Матфею, есть сын Давида и Авраама 1, 1, рожденный в Вифлееме от Девы 1, 22. 23, Исаия. 7, 14; 2, 4 – 6; Мих. 5, 2 ; как новорожденный царь, Он бежит от лица Ирода, искавшего Его умертвить, в Египет 2, 15. 18; Осии 11, 1 .Иерем. 31, 16; возрастает в Назарете 2, 23; Суд. 13, 5 ; имеет своим предтечею Иоанна, 3, 3. 11, 10. Исаии 40; 2. Малах. 3, 1 ; действует в презренной Галилее 4. 13 и дал. Исаии 9, 1. 2; исцеляет, как всемилосердый чудотворец, немощных 8, 16. 17. Исаии. 53, 4; 12, 15 и дал. Ис. 42, 1 – 3 ; излагает свое учение в приточной форме 13, 13 и дал. Ис. 6, 9. 10 . как Мессия входит в Иерусалим 21, 5. 15, Исаии 62, 11. Зах. 9, 9 ; но народ отвергает Его 21, 42; псал. 118, 22. 23; и Его, связанного и взятого, оставляют Его ученики 26, 31. 56; Зах. 13, 7 ; а один из них еще прежде предает Его за тридцать сребренников 27, 9. Иер. и все это согласно с писанием, – с древними ветхозав. пророчествами. Вследствие этого в Евангелии Матфея мы встречаем очень много ветхозав. пророчеств, которые он обыкновенно приводит с предварительными характеристическими словами: да сбудется реченное от Господа чрез пророка. Что же касается Марка, то он напротив излагает новозав. Евангельские события вне всякой связи с ветхозав. их подготовкой, вне связи с древними пророчествами о них; он изображает Спасителя в Его божественном величии, но не старается доказать, что Спаситель – Мессия, предвозвещенный Израильскими пророками. Спаситель, по Марку, прежде всего сын Божий – ις τϑε 1, 1, что обнаруживается из Его необыкновенных божественных действий. Поэтому в Евангелии Марка мы не встречаем указаний на ветхозав.пророчества за исключением двух мест – именно 1, 2. 3, где Марк приводитъ пророчества, относящиеся к Иоанну Крестителю и 15, 28, где после рассказа о распятии Спасителя с двумя разбойниками, делается ссылка на слова пророка Исаии: «и к злодеям причтен» – ( Ис. 53, 12 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Образ Церкви-Невесты по преимуществу развит Автором Откровения, а также и апостолом Павлом; но вдохновителем того и другого был Сам Господь, неоднократно пользовавшийся этим образом, и притом в трёх модификациях. Церковь со стороны своей преданности Иисусу Христу, со стороны своей подчинённости Ему символизируется, как «Дщерь Сионова» – выражение, находящееся у пророков Исаии и Захарии, – и тогда Сам Христос является Царем. «Скажите Дщери Сионовой 756 : се, Царь твой (т. е. Сам Христос) 757 грядет к тебе...» ( Мф.21:5 = Ис.62:11 ; Зах.9:9 ; ср. Ин.12:15 ). Замечательно, что после 11-го стиха пророк Исайя прямо говорит о новой теократии: «И будут называть их: народ святой, искупленный Господом, атебя назовут городом многопосещаемым, никогда не оставляемым» ( Ис.62:12 ). Со стороны своего целомудрия и чистоты, равно как со стороны своей радости о единении со Христом, Церковь представлена Самим Христом как Невеста, и именно как Невеста в самый разгар брачных торжеств, т. е. готовящаяся стать Женою и Матерью. А Христос называется тогда Женихом ( νμφιος), справляющим свою свадьбу в чертоге брачном. Этот образ употреблен Господом в притче о десяти девах ( Мф.25:1–13 ), имеющей эсхатологическое значение. Но Христос-Жених не есть только эсхатологический образ, так как он отнесён Христом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19 ; Лк.5:34 ) и к земной жизни Его. Если Церковь -Невеста, а Христос-Жених, а бракосочетание Жениха с Невестою изображает единение Христа с Церковью, то верующие представляются как сопирующие на браке, как друзья (ср. Лк.12:4 ; Ин.15:14:15 ) Жениха и Невесты (ο φλοι μου, говорит Христос). Напротив, все те, которые были невнимательны к своим обязанностям, к Жениху и Его браку, остаются вне чертога брачного? 758 . Такова общая мысль нескольких притчей, из которых притча о десяти девах, по замечанию Пфлейдерера, «есть дальнейшее развитие и преобразование более краткой притчи Лк.12:35 , сл.» (32, I, 595). «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Все сие было, да сбудется» (ср. прим. к Мф.1:22 ): не случайно произошло все сие, но по божественному устроению, во исполнение пророчества, сказанного за 400 слишком лет Захариею пророком ( Зах.9:9 ). Пророчество приведено свободно, частью по подлиннику, частью по переводу Семидесяти Толковников, с присовокуплением слова ( «скажите дщери Сионовой») из Пророка Исаии ( Ис.62:11 ). – «Дщери Сионовой»: т.е. Иерусалиму. Сионом назывался один из холмов, на которых построен был Иерусалим; здесь был собственно так называемый город Давидов, окруженный стенами; здесь поставлена была, по перенесении в Иерусалим, скиния и здесь же после построен храм, а потому Сион назывался святым. На образном языке восточном города нередко назывались дщерию или девою (ср. Ис.1:8,47:1 ; Ам.5:2 ; Пс.47:12,136:8 ), чем хотели выразить их красоту. – «Кроткий»: мирный, не воинственный. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит собою страха, не имеет копьеносцев; но и здесь показывает величайшую кротость» (Злат.). – «Сидя на ослице и молодом осле»: Господь воссел собственно на молодого осла ( Мк.11:7 и Лк.19:33–35 ), а ослица, вероятно, шла рядом; но, по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих их. «Воссев на осла, Он исполнил пророчество (Захарии) и в то же время, прообразуя Своими действиями будущее, дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил сим призвание нечистых язычников, т.е. что Он в них почиет, что они придут к Нему и за Ним последуют... Чрез осленка здесь означается церковь и новый народ, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников; и иудеи и мы призваны в новоблагодатную церковь чрез апостолов, введены в оную также чрез апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность; ослица идет позади осленка. И действительно, после того, как Иисус Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи по своей ревности придут к Нему, что ясно показывает Апостол Павел ( Рим.11:25 и дал.). Итак, из сказанного видно, что это было пророчество; в противном случае не нужно было бы говорить пророку так подробно о возрасте осла. И не только это из сказанного видно, но и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно: как никто не препятствовал апостолам, когда они повели оных животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли. Далее Христос садится не на нагого осленка, но покрытого одеждою апостолов; это потому, что апостолы, взяв оного осленка, и свое все отдают, как говорит Апостол Павел ( 2Кор.12:15 ). Но обрати внимание и на послушание осленка: как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010