Вот какова наша гордость; какова – злоба! – О, поистине блажени нищии духом: яко тех есть Царство Небесное ( Мф. 5:3 )!» 366]. Мф.5:5 . «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» «Имей христианское благоискусство от сердца благословлять проклинающих тебя, да угодишь тем Христу твоему, рекшему: благословите кленущия вы. – Люби врагов своих искренно, не обращая внимания на их вражду, но – на образ Божий, по коему они сотворены, видя в них себя самого. Делай добро ненавидящим тебя, как сын Отца Небесного, который благ есть на безблагодатныя и злыя, веруя, что благим победишь злое; потому что добро всегда сильнее зла. – Молись за творящих тебе напасть, да молитвою и их избавишь, если Бог благоволит, от лукавства, злобы и козней, и себя избавишь от напасти. – Просящему у тебе дай, и от взимающаго твоя, не истязуй [ Лк. 6:27, 35, 28, 30 ], ибо все Божие, и Господь, если восхощет, может все отнять от тебя. Помни, что ты наг сам исшел из чрева матери своей, наг и отыдешь [ Иов. 1:21 ], и ничего с собою не возьмешь. Если так будешь жить, стяжешь себе бесценное сокровище мира и любви и долголетен будеши на земли: ибо кротцыи, сказано, наследят землю [ Мф. 5:5 ], и насладятся о множестве мира [ Пс. 36:11 ]» т. 1, 199]. Мф.5:6 . «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» «Читаю, читаю священные книги о Боге и Его делах и все не насыщаюсь: все ищу больше и большее познаний об Нем, все хочу больше и больше приближаться к Нему. И что же? Будет ли жажда моя удовлетворена? О! Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей ( Пс. 16:15 ). Жаждущии насытятся (Ср.: Мф. 5:6 )» 242]. «Господь до Воплощения Своего дал человечеству испытать всю горечь греха, все бессилие свое к искоренению его, и когда пожелали все Избавителя – тогда Он и явился, Премудрый и Всесильный Врач и Помощник. Как стали алкать и жаждать правды (Ср.: Мф. 5:6 ) при оскудении ее – тогда и пришла Правда вечная. Содомский пламень (См.: Быт. 19:24 ); Потоп (См.: Быт. 7 ); казнь хананеян (См.: Чис. 21:3 ). Чудное имя Господне! Паки и паки славлю Тебя за силу Твою. Всем же многоразличным козням врага одно имя – диавол: убедись в этом, сердце мое, и не малодушествуй, не унывай при вражеских обстояниях, при вражеских бурях. – Аминь. 15 мая 1864 года»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13.       Кирилл хирот. 11 нояб. 1568, из архим. Троицкого Сергиева монастыря; † 8 февр. 1572. 14.       Антоний , бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; † в начале 1581. 15.       Дионисий хирот. в 1581, из игум. Хутыньских, а после (13 окт. 1586) сослан туда же, где потом и †. II. Патриархи Всероссийские 16.       Иов хирот. в митр. 11 дек. 1586, из архиеп. Ростовских; с 1589 патр.; в начале июня 1605 удалён в Старицкий мнтрь; † 19 июня 1607. 17.       Игнатий хирот. 30 июня 1605, из архиеп. Рязанских, а в мае 1606 заточён в Чудов мнтрь; в 1611 Поляками возведён опять, и в 1612 бежал в Польшу 11 ; † окт. 1640, в Виленском Троицком мнтре. 18.       Гермоген хирот. 3 июня 1606, из митр. Казанских; 1 мая 1611 Поляками заточен в Чудов мнтрь; † 17 февр. 1612. (Между-патриаршество 7 лет). 19.       Филарет Романов наречён в исх. 1608 (А. И., II, 106). Хирот. 24 июня 1619, из митр. Ростовских; † 1 окт.1633. 20.       Иоасаф хирот. 6 февр. 1634, из архиеп. Псковских; † 28 нояб. 1640. 21.       Иосиф хирот. 27 мар. 1642, из архим. Симоновских; † 15 апр. 1652. 22.       Никон хирот. 25 июля 1652, из митр. Новгородских; 12 дек. 1666 лишён сана и сослан на Белоозеро; † 17 авг. 1681. 23.       Иоасаф хирот. 10 февр. 1667, из архим. Троицкого Сергиева монастыря; † 17 февр. 1672. 24.       Питирим хирот. 7 июля 1672, из митр. Новгородских; † 19 апр. 1673. 25.       Иоаким Савелов хирот. 26 июля 1674, из митр. Новгородских; † 17 мар. 1690. 26.       Адриан хирот. 24 авг. 1690, из митр. Казанских; † на 16 окт. ночью, 1700. Последний патриарх. 27.       Стефан Яворский , митр. Рязанский, «администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршеского престола», с 1702 г. [с 16 дек. 1700] по 1721. Тогда учреждён Св. Прав. Синод и он сделан президентом Св. Синода. 1 С полов. XIV века было по два митр-та: один в Москве, другой в Западной России. (См. Галицкую епархию) 5 После сего митр-та последовало совершенное отделение Москвы от Западной России. «Митрополиты Московские и всея Русии. (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Из новых публикаций памятников, введенных в научный оборот в последнее время, следует отметить Летописный свод 1652 г., составленный в окружении патр. Никона, который дает дополнительные сведения о начальном периоде его деятельности (Лаврентьев А. В. Летописный свод патриарший 1652 г.//Словарь книжников и книжности. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 282–284). Митр. Макарий придерживается широко распространенного в исторической литературе XIX в. взгляда на Брестскую церковную унию 1596 г. как на продолжение Люблинской политической унии 1569 г. Это мнение разделяли также многие церковные и светские историки ХХ в. При этом Брестская уния рассматривалась по преимуществу как результат давления католицизма и как один из способов оторвать православное население Речи Посполитой от России (Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 2. С. 267 [репринт: М., 1991]; Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв. М., 1969. С. 216 и др. работы). Но следует, однако, обратить внимание и на действия части православной иерархии Речи Посполитой, направленные на союз с Римом. Подробнее см.: Яковенко С. Г. Православная иерархия Речи Посполитой и планы церковной унии в 1590–1594 гг.//Славяне и их соседи. Католицизм и православие в средние века. М., 1991. Вып. 3. С. 41–58. Иов (Борецкий), настоятель Златоверхого монастыря св. Михаила, был тайно рукоположен в сан митрополита Иерусалимским патр. Феофаном (1620). Он автор «Протестации», полемического сочинения против унии, также ему приписывают и «Пересторогу». Подробнее см.: Ykpa¿hcьki письменники: Бioбiблiorpaфiчhuй словник/Уклав Л. ª. Махновець. К., 1960. Т. 1: Давня укра¿нська лimepamypa (XI–XVIII ст. ст.). С. 216–221; Возняк М. Письменницька дiяльhicmь Ibaha Борецького на Boлuhi i у Льbobi. Льbib, 1954; Жукович П. Н. Протестация митрополита Иова Борецкого и других западнорусских иерархов. СПб., 1909; Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 403 и далее наст. изд. Ср. высказывание митр. Иова (Борецкого) в «Протестации» (1621): «С Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай» (Жукович П. Н. Протестация митр. Иова Борецкого и других западнорусских иерархов, составленная 28 апреля 1621 г.//Статьи по славяноведению. СПб., 1910. Вып. 3. С. 143). Письма Перемышльского еп. Исаии (Копинского) патр. Филарету и митр. Иова (Борецкого) Московскому царю об оказании поддержки православному населению на Украине см.: Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. М., 1953. Т. 1. С. 27–28, 46–48.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Полтавская и Миргородская епархия ), до 1847 г. Переяслав оставался резиденцией Полтавского архиерея. Переяславская кафедра была восстановлена в 1922 г. как викариатство Полтавской епархии (см. в ст. Переяслав-Хмельницкое викариатство ). Архиереи Переяславские епископы, викарные: Захария (Корнилович; 1 окт. 1700 - 28 авг. 1715), Кирилл (Шумлянский; окт. 1715 - 30 нояб. 1726), Иоаким (Струков; 4 июня 1727 - 8 июня 1730), Варлаам (Леницкий; 7 июня 1730 - 13 апр. 1731, епархией не управлял). Переяславские и Бориспольские епископы: Арсений (Берло; 28 янв. 1733 - 17 сент. 1735, 3 янв. 1736 - 6 июня 1744), Никодим (Сребницкий; 2 февр. 1745 - 12 июня 1751), иером. Сильвестр (Иванов; 1751-1753, в. у.), Иоанн (Козлович; 7 марта 1753 - 16 марта 1757), Гервасий (Линцевский; 27 июля 1757 - 22 дек. 1769), Иов (Базилевич; 31 окт. 1770 - 2 мая 1776), Иларион (Кондратковский; 17 июля 1776 - 27 марта 1785). Переяславские епископы, викарные: Виктор (Садковский; 9 июня 1785 - 13 апр. 1793), Димитрий (Устимович; 14 авг. 1793 - 1 мая 1795), Амфилохий (Леонтович; 24 июня 1795 - 1 июля 1799). Малороссийский и Переяславский епископ: Сильвестр (Лебединский; 25 сент. 1799 - 17 дек. 1803). Лит.: Успенская ц. в г. Переяславе//Полтавские ЕВ. Ч. неофиц. 1867. 13. С. 12-33; 14. С. 48-57; 1879. 19. С. 862-872; 1880. 24. С. 1163-1173; Архангело-Михайловская ц. в г. Переяславе//Там же. 1868. 20. С. 508-541; Вознесенская ц. в г. Переяславе//Там же. 1868. 15. С. 347-392; Воскресенская ц. в г. Переяславе//Там же. 1869. 21. С. 555-579; Мат-лы, относящиеся к первым временам ист. существования Переяславско-Полтавской семинарии//Там же. 1887. 17. С. 569-582; 1888. 14. С. 545-561; Демидовский В. Краткий ист. очерк состояния Переяславско-Полтавской семинарии со времени основания ее (1738 г.) до преобразования в 1877 г.//Там же. 1888. 20. С. 735-776; Левицкий П. Мат-лы для истории Переяславской епархии прошлого столетия//Там же. 1891. 10. С. 480-496; Яновский И. 200-летие со времени восстановления Переяславской епархии (1698-1898)//Там же. 1898. 9. С. 331-338; К истории епархии Переяславско-Бориспольской (1733-1785)//Там же. 1905. 20/21. С. 779-784; К истории Переяславской семинарии в 3-й четв. XVIII в.//Там же. 1905. 36. С. 1445-1447; Иоанн (Козлович), еп. Переяславский: (К 150-летию его кончины)//Там же. 1907. 6. С. 269-271; П[архоменко] В. А. Церковно-ист. значение г. Переяслава//Там же. 23. С. 1031-1039; он же. Из истории Переяславско-Полтавской епархии (1785-1807)//Там же. 1908. 16. С. 691-696; он же. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии: 1733-1785 гг. Полтава, 1908; Собор Успения Богоматери. Переяслав, 1911; Переяслав-Хмельницкий и его ист. памятники. К., 1954; Брайчевский М. Ю., Асеев Ю. С. Археологические исследования в Переяславе-Хмельницком в 1958 г.//КСИА. 1960. Вып. 81. С. 112-116; Hikoлehko А. П. Переяславу - 1100 pokib. К., 2007. С. В. Таранец Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580016.html

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Само учение, как правило, излагается в виде смешения изложения и обращений в форме призывов и предостережений; излюбленная тема – вопрос о справедливости и смысле жизни перед лицом счастливого существования безбожников. Третьей (заключительной) частью чаще всего является некая «мораль» – указание на последствия мудрого и, соответственно, неразумного поведения, к которым нередко добавляются наблюдения за природой и повседневной жизнью. Поучительная речь обычно оформлена как монолог, но может превращаться и в искусно построенный диалог, в своего рода беседу мудрецов, содержащую учение или спор. Примеры: Притч.1:8–19 (предостережение от общения с дурными людьми); 5:1–23 (предостережение от нарушения супружеской верности); Иов.32–37 (поучения-монологи); Иов.3–27 (поучения-диалоги). 3.3 Поучительное стихотворение В этой форме речи (сосредоточенной на учителе и к ученику не обращенной) мудрец рефлексирует (медитирует) над главными вопросами жизни, мировосприятия и истории в поисках сокрытого, доброго первопорядка. В особенности характерны такие поучительные стихотворения для Экклезиаста (см. ниже, E.V). В Псалтири также присутствует целый ряд поучительных стихотворений, в которых речь идет о четырех «жизненных сферах»: 1. Перед лицом опыта горя и смерти молитвы мудреца медитируют о смысле жизни и о счастье (ср. Пс.37, 49, 73 ). 2. Из наблюдения за творением и его закономерностями они стремятся вывести доверие к обыденной жизни и создать мотивацию для принципиального «да» этому миру (ср. Пс.104 ). 3. Медитация об истории народа в той перспективе мудрости, которая говорит о взаимосвязи действия и результата, стремится истолковать смысл этой истории и сделать из нее соответствующие выводы (ср. Пс.78, 105, 106 ). 4. Поэзия мудрости медитирует также и над Торой как над чудесным путеводителем по жизни, данным Богом Израилевым, который возлюбил свой народ и мир (ср. Пс.1, 19, 119 ). 3.4 Поучительный рассказ Поучительный рассказ имеет целью на примере частной истории преподнести универсальную жизненную мудрость или учение наглядно и убедительно, показав их «истину». Это дидактический, прикладной иллюстративный рассказ, направленный на то, чтобы продемонстрировать изображением обстановки и действующих в этой обстановке лиц правдоподобие и одновременно мотивацию. В основном в связи с этим в центре стоит идеальная фигура, которая с помощью контрастирующих с нею отрицательных персонажей делается persona imitabilis 58 . Поучительный мудрый рассказ, служащий руководством к верной практической деятельности, может иметь различные формы, а именно: (1) легенда (акцент на частном персонаже; напр., Иов в Иов.1–2, 42 , см. ниже, E.II), (2) новелла (акцент на частном событии; напр., Руфь, см. выше, D.V), (3) роман (акцент на человеческой жизни в сложном мире; напр., Товит, см. выше, D.X). 4. Релевантность

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Нав. 12, 4:13, 12 . 1Цар. 17, 4:21 – 22 . Пс. 87, 11 Притч. 2, 18:9, 18:21, 16 . Ам. 2:9 Ис. 14, 9 – 1 1 . Иов, как и другие ветхозаветные мыслители и писатели, при изображении величия Божия, не редко указывают на землетрясение – потому, что это страшное явление бывает на востоке весьма не редко. Здесь не лишне припомнить как пример, землетрясение на о. Хиос, бывшее в 1881 году. Землетрясение началось 3 апреля, в 1 час 30 мин. пополудни, и от первого же удара разрушена в несколько секунд большая часть г Кастро. Затем вскоре последовал еще сильнейший удар, докончивший разрушение. В 1 ч. 50 м. пополудни население города Хиоса также было встревожено сильным подземным ударом, столь сильным, что в течение нескольких секунд от большей части города остались жалкие развалины, под которыми были похоронены сотни людей. Все военные укрепления, дворец генерал-губернатора, большинство общественных и частных зданий, мусульманских мечетей и христианских церквей – оказались разрушенными до основания, так что не осталось камня на камне. Землетрясение это не только распространилось по всему острову, южная часть которого пострадала более чем другие, но им поражены были и противоположные прибрежные острова Малой Азии и наполовину разрушен городок Чесма с его военным портом. По исследованиям на о. Хиос оказалось 800 убитых и 10000 раненых. Наиболее пострадало местечко Нерита; в нем 1200 жертв. Землетрясение длилось 6 суток, в продолжении которых было от 30 до 40 подземных ударов, из коих каждого одного было достаточно для разрушения построек какой угодно прочности. Через неделю после начала землетрясения, т. е. 10 апреля, последовало семь сильных ударов, а затем они стали слабее и не столь часты; но 20 мая, 10 июля и 27 августа подземные улары снова были так сильны, что окончательно разрушили здания, уцелевшие от прежних сотрясений. Подземные удары возобновлялись даже в конце ноября. В том же году 18-го мая ужасное землетрясение постигло Ван и его окрестности, в Турецкой Армении. Селение Тегут в Хлашской провинции, с населением в 180 домов, совершенно уничтожено. При раскопке развалин найдены 92 трупа, ушибленных было 55 человек, ночь с 12 на 13 августа в 11 ч. 17 м. 50 с. в Тифлисе было ощущаемо землетрясение; в 11 ч. 40 м. пополудни – в Кутаисе; в 11 ч. 27 м. в Коба, и пр. См. «Современ. Известия» 1881 г. 92,109, 184-й; 1882 г. 268-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

отражено в Типиконе Великой ц. В В. ч. с утра и до полудня совершалось поклонение св. копию - тому самому, к-рым, по преданию, было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копие находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: «Σμερον βασιλες τς ζως» -      ). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копию совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: «Ο απισθες πρ γνους νθρπων κα μ ργισθες» (              ) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце к-рой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего (μσος) гласа «Το δεπνου σου» (    ) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77). Богослужение В. ч. в православной Церкви с X в. В различных редакциях Студийского устава , к-рый имел широкое распространение в X-XII вв., службы В. ч. принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и

http://pravenc.ru/text/150115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ [евр.  ,  араб.  ; греч. Ιβ], ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга ). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах - 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII-XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви - 10 мая. Этимология имени В науке возобладало мнение, что   - древнее западносемит., возможно аморрейское, имя ( Knudsen. 1999). Это имя зафиксировано в источниках II тыс. до Р. Х., найденных в Египте (в текстах проклятий, в письмах из Амарны), Месопотамии (Мари) и Сирии (Алалах, Угарит). Реконструкция этого имени ayya-abum или ayya-abi позволяет истолковать его значение как «Где (Бог-)Отец?» ( Janzen. 1985) или «Где мой (Бог-)Отец?» ( Clines. 1989). Такое имя, вероятно, понималось как обращение к Богу за помощью; менее вероятно, как считает Д. Клайнс, оно давалось детям, чей отец умер до их рождения (Ibid.). Другая этимология этого имени, впервые выдвинутая, возможно, Г. Эвальдом, основана на сопоставлении с араб.   (возвращаться) и с его именным производным   (кающийся) (так И. назван в Коране 38. 44). Не исключено, что древнее западносемит. имя было переосмыслено в древнееврейском; оно может быть понято как производное от евр. корня  ,   (ненавидеть) либо с пассивным значением «ненавидимый, притесняемый» (ср.   - рожденный), либо с активным значением «ненавидящий, враждебный» (ср.   - сильный). Как предполагает Дж. Янзен, древнеевр. читатель видел в имени Иов игру слов, к-рая перекликается с содержанием книги: ее благочестивый герой («Где (Бог-)Отец?») терпит страдания («ненавидимый, притесняемый»). Клайнз, напротив, полагает, что в древнеевр. тексте имя  утратило древнее западносемит. значение.

http://pravenc.ru/text/578142.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010