Бог – свет (5). Общение с Богом и Христом (6–10). Глава 2. Христос – умилостивление за грехи всего мира (1–2); познание Его и общение с Ним, как со светом, в любви (3–11); возможность сего общения для всех (12–14); противоположная сему любовь мира (15–16). Последняя година, антихрист и антихристы (17–19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20–29). Глава 3. Сыны Божии и дети диавола (1–10). Братская любовь к ближнему и ненависть (И-18). Успокоение сердца в Боге (19–22). Вера и любовь (23–24). Глава 4. Дух Божий и духи обольстители (1–6). Любовь Божия и любовь к Богу (7–10). Любовь к ближним (11–12). Любовь к Богу и к ближним (13–21). Глава 5. Победа верующего и любящего над миром (1–5). Три свидетеля на небе и на земле об одном (6–9). Внутреннее свидетельство верующего (10–13). Дерзновение верующего (14–15). Согрешающий брат (16–19). Бог истинен (20–21). Глава 1. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1–4). Бог – свет (5). Общение с Богом и Христом (6–10). 1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,– 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 1–4. Сложную речь в стихах 1–3 нужно перестановкою слов упростить и перефразировать так: о Слове жизни, которое было от начала, которое мы слышали, которое видели своими очами, которое рассматривали и которое осязали руки наши; мы возвещаем вам. – Словом, как в Евангелии от Иоанна, так и здесь, именуется второе лицо достопоклоняемой Троицы Сын Божий, в воплощении – Господь наш Иисус Христос ( Ин. 1:4 ; см. прим. к ст. 1 и 14). Сын Божий называется Словом потому, что это слово выражает особенное отношение Сына Божия и к Богу Отцу, и к твари, как Творца ее, и особенно к разумной твари – человеку (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Прем.14:7–8 . «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его, за то, что сделал, а это тленное названо Богом»... Объясн. Дерево, смотря по своему назначению, приносит людям пользу или вред: ст.1–6; 1Пет.3:20 . Есть дерево благословенно: ст.14, как благословен и Святой Крест, чрез который воспоследовало спасение миру: 1Пет.2:24 . Если из дерева делают идола и называют его богом, то такое дерево проклято и само и сделавший его: ст.8. Что же касается Креста Господня, то он здесь не только не проклинается, но, напротив, благословляется для чествования: ст.7. Слово о Кресте (только) для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия: 1Кор.1:18 . О чествовании Святого Креста Гал.3:13 . «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Втор.21:23 )». Объясн. см. выше: Втор.21:22–23 . Еф.2:15–16 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нём». Объясн. Соединение язычников со Христом и Его Церковью совершилось, по апостолу, Кровью Христа: ст.13, Плотью Христовой: ст.15, и наконец Крестом: ст.16; Кол.1:20 . Таким образом, действие плоти и крови или точнее смерти Христа приписывается кресту, а посему почитание спасительной смерти должно соединиться с почитанием и креста, как её орудия и знамения: Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . Пс.131:7 . «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Объясн. Под «подножием» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»: Быт.3:17 ), а Святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать «поклонение» и «прославление» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф.2:16 . Слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18 . Иер.10:3–5 . «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят: их носят, потому что ходить не могут»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Безусловно, сомнения в бытии Божием или неустойчивость в вере осуждаются апостолами (см.: Рим. 4: 20; 14: 23; Иак. 1: 6; ср.: Мф. 16: 3). Однако сомнение в своей мнимой праведности, критический взгляд на свои увлечения и трезвое отношение к успехам и неудачам в духовной жизни – все это при содействии молитвы может приобрести характер духовного рассуждения. Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь напоминает нам не только о Фоме, но и о человеке в целом, о каждом из нас и обо всем человечестве. У нас нет возможности вложить свои пальцы в раны Христовы, но Сам Христос нам пообещал: «блаженны не видевшие, и уверовавшие» (Ин. 20: 29). По неверию нашему Господь не творит чудеса (см.: Мф. 13: 58), но если у нас будет вера с горчичное зерно, то мы сможем и горы переставлять (ср.: Мф. 17: 20). Будем ли мы христианами только по форме, или, напротив, вместе с отцом больного отрока будем восклицать: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24), – это зависит от нас. Пусть же Воскресший Господь, озаривший сердце святого Фомы, просветит и наши сердца, чтобы мы вслед за ним направились на поиски своего личного Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа и вместе с Фомой могли без всяких колебаний убедиться в том, что «Господь – это мой Бог!». Аминь. Иеромонах Ириней (Пиковский) То же самое прикосновение воспевается на 2-й стихире великой вечерни Антипасхи. 4-я стихира на «Господи, воззвах» великой вечерни Антипасхи. См. также 1-я стихиру на стиховне великой вечерни. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 19 октября 2020, 15:33 Спаси,Господь,отче.Все по полочкам.Апостоле Фомо,молися за нас ко Господу,да воскликнем с тобой-Господь мой и Бог мой+++++++++++++++++++ Ольга 19 октября 2018, 11:24 Святой Апостол Фома! Моли Бога о нас! Ljubovj 15 апреля 2018, 16:51 Xristos Voskrese!!! Vsegda radostno slushatj Vashi propovedi!! Bozjej pomochi Vam i Portalu Pravoslavie.Ru Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей

http://pravoslavie.ru/112224.html

Явление Христа поставило человечество перед страшной дилеммой, потому что так или иначе, ведая или не ведая, каждый будет «есть плоть» Его как «хлеб». Либо чтобы «иметь жизнь вечную» ( Ин.6:54 ), либо человек окажется на стороне тех, кто порывается «есть плоть» Его ( Церковь ) и «народ» (церковный) – как «хлеб», враждуя на Христа и на Церковь . Когда Христос сказал: «Я хлеб живой… Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ), то «многие из учеников Его говорили: жестоко (σκληρς) есть слово сие. Кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ). Для понимания книги Псалмы необходимо понять «жесткое слово»: в религиозной жизни неизбежно происходит поляризация с выделением тех, кто для Христа и Церкви враждебен в абсолютном измерении. Поэтому мы повторяем каждый день не один раз: «избавь нас от лукавого» – диавола. Пс.26:11             Научи меня, Боже, пути Твоему                         и веди меня по стезе прямой из-за соглядатаев моих. «Научи… пути» – о связи Учения (Тора) и «пути» говорит Псалом 1. «Соглядатаи» – те, кто караулит, оставаясь невидимым, они – «семя змея», что «блюдет» всякого человека ( Быт.3:15 ). «По стезе прямой» – ср.: «ради соглядатаев моих сделай прямым предо мною путь Твой» ( Пс.5:9 ). Если «прямыми сделать стези Господу» ( Мф.3:3 ) – прямыми от Него к себе, и самому пойти по этой прямой, – то «соглядатаям» негде будет укрыться и вредить. Пс.26:12             Не отдай меня на алчность врагов моих… «На алчность» – букв.: «в душу» (см. Пс.17 /16:9). Нефеш – это «душа» и (как носительница желаний) «жадность, алчность, произвол». Например: «расширил Шеол алчность (душу) свою и разинул пасть свою» ( Ис.5 :14). Пс.26:12             …ибо восстали на меня свидетели лжи и выдыхают насилие. «Свидетели лжи» – в прямое нарушение Девятой заповеди: «не произноси на ближнего твоего свидетельство ложное» ( Исх.20:16 ). «Восстали» – так «Каин восстал на Авеля» ( Быт.4:8 ). «Выдыхают» – hap.leg.: возможно, отдуваются (выталкивают дыхание, как при родовых схватках; Иер.4:31 ). «Насилие» хамас – дышат насилием те, кто ненавидит ненавистью насилия» ( Пс.25–24:19 ). О суде над Христом сказано: «встали свидетели-насильники» ( Пс.35 /34:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В первую очередь для спасения важны не знания вообще, а знания религиозно-нравственного характера ( 1Кор.14:20 ). Именно эти знания именуются в Откровении глаголами вечной жизни ( Ин.6:68 ). (см. подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов? ) Возможна ли вера вне Церкви? Для того, чтобы ответить на это вопрос, необходимо четко представлять, какая именно форма веры (какое именно смысловое значение этого понятия) имеется в виду. Вера в Единого Бога проявлялась в людях и до создания Церкви . Такой верой обладал и Адам, и Авраам, и Израиль. Некоторая вера в Единое Начало, проявлявшаяся на уровне разума, была свойственна ряду дохристианских философов. Некоторыми начатками веры в Неведомого Бога обладали даже и представители языческого мира ( Деян.17:23 ). На протяжении всей истории существования человеческого рода Бог открывался всем людям через естественное Откровение (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание? ). Отдельные ветхозаветные праведники (а, например, во время заключения Синайского Завета — весь Израиль ) становились причастниками сверхъестественного Божественного Откровения . Всё это способствовало формированию и укреплению веры людей в Бога Истинного и Единственного. Однако через ветхозаветную веру человек не освобождался от рабства греха , не достигал Высших Небесных Обителей. Это стало возможным только с Пришествием Сына Божьего, заключением Нового Завета  между Богом и человеком, образованием Церкви. Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельского учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей. Истинной Церковью является Вселенская Православная Церковь . Ведь только она есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), только ей вверена полнота спасительных даров Святого Духа , только в ней соблюдается подлинная вера, та, которую имел в виду Господь, говоря о Себе, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» ( Ин.3:18 ). Поскольку быть верующим, в самом возвышенном смысле этого слова, означает не только верить в существование Бога и всего, что составляет предмет христианского вероучения, но и жить полнотой христианской жизни, постольку понимаем, что вера достижима лишь в рамках общецерковной жизни (подразумевающей участие в храмовых богослужениях, Таинствах и т. д.), в рамках жизни во Христе.

http://azbyka.ru/vera

Лк.3:14 . «Воины»: нет достаточно ясных признаков, по которым можно было бы решить, что это были за воины, – природные ли иудеи, или же прозелиты из язычников; то или другое, во всяком случае это были люди также ожидавшие наступления нового царства, проповедуемого Иоанном. Состоя на службе римского правительства, ненавистного иудеям, солдаты легко могли подвергнуться таковым порокам, как обида ближнего, или клевета на него, или лихоимство в прибавок к получаемому ими от правительства содержанию. – Иоанн требует как свидетельства их покаяния, чтобы они воздерживались от этих пороков. Он не порицает их службы, а требует только, чтобы они проходили оную честно, оказывая любовь и сострадание к ближним. Лк.3:15 . «В ожидании»: народ в это время с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди него пророка, и вот, когда явился Иоанн с сильной проповедью своей в Духе и силе древних пророков, народ и начал думать – не Мессия ли это сам. Так думал не только народ, но и некоторые из представителей и руководителей народных ( Ин.1 и дал.). Так думать об Иоанне побуждало также вероятно образовавшееся в то время мнение, что Мессия когда придет, будет крестить, что теперь делал Иоанн. Эту черту народного мнения об Иоанне указывают из евангелистов только два – Лука и Иоанн. Лк.3:16–17 : «Я крещу вас» и пр.: см. прим. к Мф.3:11–12 . – «Развязать»: то же, что снять и понести. Лк.3:18 : «Благовествовал»: проповедью Иоанна началось благовествование (Евангелие) о пришествии в мир Сына Божия (ср. Мк.1:1 ), а потому и самая эта проповедь, приготовлявшая людей к принятию Мессии, называется благовествованием (Евангелием). Лк.3:19–20 . «Ирод же» и пр.: вводное повествование об отношении Ирода к Иоанну Крестителю. Подробнее об этом говорится в евангелиях от Матфея ( Мф.14 и дал.) и Марка ( Мк.6 и дал.). – «Заключил Иоанна в темницу», а потом и умертвил там. Это случилось не в это время, когда Иоанн проповедовал и крестил, а гораздо после; евангелист же упоминает здесь об этом потому, что не имеет в виду повествовать о дальнейшей жизни Иоанна (кроме одного случая – Лк.7 и дал.), и к слову о нем здесь кратко сообщает, что было с ним в последствии; «повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира. Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим. Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом. Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост. Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 22 июля 2018, 21:12 Я потерял всякую надежду на спасение Никита 17 февраля 2018, 15:01 Спаси Боже вас... галина 26 ноября 2017, 19:02 Спасибо,статья полезная.... Ксения 21 февраля 2015, 09:41 Большое спасибо за статью. Вот с чем надо входить в Великий пост, со смирением и прощением ближнего своего. Очень правильная статья.

http://pravoslavie.ru/68872.html

Ин.15:12 .  Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Ин.15:13 .  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Общение любви апостолы должны поддерживать и между собою. Они должны любить друг друга, как Христос возлюбил их (см. комментарии к Ин.13:34 ), и самопожертвование за братьев считать высшим проявлением этой любви (ср. Ин.10:11 ). Господь пока говорит здесь только о самопожертвовании для друзей, а не для всех людей (какое Он проявил Сам; ср. Рим.5:6, 8, 10 ). Это ограничение объема самопожертвования объясняется тем, что Господь жалел Своих, смущенных предстоящей с Ним разлукой учеников и не хотел предъявлять в то время к ним требования, для них слишком тяжелые. Со временем ученики и сами, под действием Святого Духа, поймут всю силу ранее предложенной им от Христа заповеди о любви и к врагам ( Мф.5:44 ). Ин.15:14 .  Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Ин.15:15 .  Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Ин.15:16 .  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Ин.15:17 .  Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разные приказания, а, напротив, они покажут себя «друзьями» Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется порученное нам дело. Можно смотреть на него только как обязанность и потому исполнять без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше, чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его. «Я уже не называю вас рабами». Господь называл так учеников прежде ( Ин.13:16 ), но Он называет их и ниже таким же именем (стих 20), как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Испытание силы Его обличит безумных». Божественное всемогущество испытывается нечестием, чтобы вынудить его обнаружение. Мысль близкая к 1-ой половине 2-го ст. «Испытывать» и «искушать» (2 ст.) ( δοκιμζεσθαι и πειρζειν) – слова, употребляющиеся в книге Премудрости и вообще в Св. Писании почти в одном и том же значении. (См. Прем. 2:17, 3:5–6, 11:9–10 ; Пс. 94 ; 2Кор. 13:5 ; Евр. 3:9 ). Прем.1:4 . В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 4 стих содержит основание для 3 ст. Нечестие потому отдаляет от Бога, что с нечестивыми людьми не соединяется премудрость, которая ведет к богопознанию ( Прем. 9:17 ) и посредствует в общении с Богом ( Прем. 6:9 ). Под премудростью здесь, как это видно из 5 и 6 ст., разумеется Божественная сила, обнаруживающая свое действие в душах людей. Душа ( ψυχ) и тела ( σμα) взяты в четвертом стихе не только для обозначения целого человека (как во 2Мак. 7:37, 14:38, 15:30 ), но тело означает еще источник и средоточие всего нравственного злого в человеке; эта мысль у Филона была своего рода догматом, она не чужда и писателю книги Премудрости (см. Прем. 8:19–20 ст.). Но писатель различает только две части человеческого существа: душу и тело ( Прем. 8:19–20, 9:15, 15:11, 16:14 ), а не три, как у Филона, в этом нельзя не заметить его самостоятельности. Тело представляется в 4-ом стихе «порабощенным греху», т.е. оно сделалось его рабом, как бы куплено им (ср. Рим. 7:14 ), душа же названа «лукавою», как замышляющая зло (ср. Прем. 11:4 ). – «Обитать» – обычное для Св. Писания выражение мысли о действии Божественной силы (премудрости) в душе человека. Оно дает тот оттенок мысли, что эта сила не земного, а небесного происхождения и только временно живет в человеке (см. Еф. 3:17 ; Кол. 1:19, 2:9 ). Прем.1:5 . ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. 5 . Премудрость в силу своей святости удаляется от всякого греха. Она названа здесь Духом Святым ( πνεμα αγιον). Это выражение ( πνεμα αγ.) по библейскому словоупотреблению означает Божественную силу и деятельность в отличие от Божественного существа самого в себе, – оживляющий и одушевляющий принцип в физическом и духовном мире. Различные духовные свойства, в которых Божественный Дух обнаруживается, ставятся при этом в родительном падеже (см. Прем. 7:7 ; Ис. 11:2 ; Втор. 34:9 ; Еф. 1:8 ; 2Кор. 4:13 ; 2Тим. 1:7 ; Ин. 14:17, 15:26 ). Здесь при πνεμα стоит родительный σοφας. В понятии σοφα писатель книги мыслит не интеллектуальную, а нравственно-практическую сторону мудрости, умение сообразовать свою жизнь с заповедями Божиими, благочестие ( Прем. 2:12, 3:11, 7:14 ; Пс. 50 ; Притч. 1:2 ; Сир. 2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быстрый переход к оседлой жизни кочевников в этой части континента не потребовал от них полного отказа от ранее сложившихся шаблонов мышления. Прежде всего это относится к стремлению к единомыслию. Разумеется, оно не распространялось на хозяйствование – теперь оно было мелким, семейным, – но уже ближайший надсемейный уровень, сельская община, была религиозно однородной («кто не с нами, тот против нас» ). Кроме того, присваивающий тип хозяйствования, единственно возможный для кочевого образа жизни, включал в качестве первых действий по присвоению лишение жизни не ими созданных животных (отсюда же и вивисекция, без которой, кажется, до нашего времени немыслима значительная часть науки) и растений, их последующее разделение (ανλυση) на части. Поэтому шаблон «разделяй и властвуй» стал не только органичным для языческой оседлости античного средиземноморья (о чем здесь уже говорилось), но и средневекового мышления в целом, хотя и противоречил христианскому принципу единства: «Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20); «да будут всё едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Ещё одна особенность этого типа цивилизации – абсолютизация иерархичности, превращение её в фетиш, кумир вопреки даже не христианству, а второй заповеди Декалога («Не делай себе кумира» – Исх. 20: 4). Сам же Иисус Христос не только многократно говорил о том, что первые будут последними и наоборот (см, например: «И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» – Лк. 13: 30), но и ученикам своим в Чистый четверг омовением им ног показал пример служения («Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» – Ин. 3: 8). Как известно, вопреки словам Бога- Сына, от Отца рождённого, о том, что Дух Святой также именно от Отца исходит (Ин. 15: 26 ), католики добавили в Символ Веры слова «и от Сына» (принцип Filioque). Цель простая: вслед за Святой Троицей, «выстроенной по ранжиру», на следующую, четвертую позицию поставить обычного, плотяного человека – главу своей церкви, Римского папу, избираемого конклавом кардиналов по определённой процедуре, без жребия.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/20/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010