Когда она ответила “Нет”, Он сказал ей: “Ступай; и Я не осуждаю тебя”». Этот эпизод, который, как и другие, упоминаемые в “Постановлениях”, мог быть взят из апокрифического Евангелия от Петра, похож на историю, включённую в Евангелие от Иоанна, хотя и не полностью совпадает с ней. Возможно, этот элемент раннего церковного предания первоначально существовал в нескольких вариантах, но не приобрёл канонического статуса, поскольку противоречил обычной в то время практике строгих наказаний за прелюбодеяние. Войти в четвёртое Евангелие этот отрывок мог через посредство лекционария, в котором он мог иллюстрировать 7:24 (Не судите по наружности, но судите судом праведным). По форме и стилю он чрезвычайно похож на синоптиков, в особенности на Евангелие от Луки, и вполне соответствует Евангельскому образу Иисуса. Отрывок начинается с последнего события предыдущего эпизода — ухода Иисуса в Вифанию после дня, проведённого в Иерусалиме, и Его возвращения в город на следующее утро (Мк 11:11–12;19–20; Лк 21:37). Язык ст. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их очень напоминает Луку: слово Фrqroj ‘рассвет’ встречается в НЗ только в Лк 24:1 и Деян 5:21; глагол parag…nesqai ‘приходить’ встречается в Лк 8 раз и в Деян — 20, у Иоанна — ещё только один раз, в ос­тальных частях НЗ — 7 раз; laTj ‘народ’ встречается в Лк 37 раз, в Деян 48, у Иоанна — ещё 2 раза, в остальных частях НЗ — 56 раз (из них 22 в Евр и Откр). Наконец, только у Луки особо упоминается, что Иисус учил сидя (Лк 4:20; 5:3); в Ин 7:37; 10:23 Он обращается к народу стоя. Женщину, взятую в прелюбодеянии — для осуждения за прелюбодеяние требовалось наличие свидетелей (Втор 22:22). Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями — см. Лев 20:10; Втор 22:22–24. В Мишне устанавливается различие между обручённой, которую надлежало побивать камнями, и замужней женщиной, которую приговаривали с удавливанию (Санхед­рин 7:4; 11:1). Можно предположить, что женщина, приведённая к Иисусу, была обручённой, а не замужней, но скорее норма, отражённая в Мишне, представляет собой нововведение конца I или II в. Ты что скажешь? — полное местоимение sЪ тут подразумевает контрастивное выделение слова Ты: Иисусу предлагается противопоставить Своё мнение Божественному откровению, полученному через Моисея. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его — такое значение глагола ‘искушать’ характерно для синоптических Евангелий (Мк 10:2); у Иоанна (6:6) оно используется иначе (Иисус испытывает Филиппа); похожие ситуации см. в Мк 3:2; Лк 6:7. По-видимому, речь идёт об искушении того же рода, что и с динарием кесаря (Мк 12:13–17; Мф 22:15–22; Лк 20:20–26). Иисус был обязан произнести приговор, и в соответствии с законом — смертный приговор, что означало бы посягательство на власть римского наместника, который один имел право выносить такие приговоры (18:31). Таким образом, Он должен был вступить в конфликт или с Моисеевым законом, или с римской властью.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

744 Jelf, А Grammar §636. 1 b ; cp. Winer , Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms, §47 h , S. 352–353. 745 Мы сознаем что не имеем данных для него в библейском словоупотреблении и потому предлагаем его, как попытку только к устранению той неуверенности в понимании этого места, которая, по-видимому, чувствуется всеми экзегетами. 748 Ср. Gremer , Bibl.-theol. Wörtb. S. 801–805; Grimm , Lexicon graeco-latinum, p. 356; Er. v. Schrenk , Die Johanneische Anschaung vom «Leben», S. 117 ff. 749 Winer, Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms, §41,2, g. 273 сл.; Jelf , A Grammar, §841,1.2; § 854, 1. 752 Ср. в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» 1900, 3 Heft, статья Prof. A. Klöpper " ä 1 Joh., 5, 6–12, S. 380–381. 759 Содержание 13 стиха, если сопоставить его с 1Ин.5:20 и Ин.20:31 , а также с содержанием всего послания, составляет сущность целого послания и конечную цель апостольской проповеди (ср. Ин.3:15–16, 36 ). Поэтому, если смотреть на послание не как на письмо, а как на богословский трактат, то оно должно бы и закончиться этим стихом, что некоторые экзегеты (напр., Augusti) и делают, считая остальные стихи позднейшею прибавкой, писанною не самим Апостолом. Против такого, мнения говорит уже то, что нет ни одного манускрипта, ни одного перевода; в которых бы не было 14–21 стихов V главы послания. Тертуллиан приводит ст. 16. 17. 18 (De pudicitia XIX) и ст. 21 (De corona X), Климент Ал. – ст. 16. 17 (Strom. II, XV), и оба писателя при этом называют имя Апостола Иоанна (см. у Plummer " а, The Epistles of St. John, p. 164). Это показывает, что 14–21 стихи в конце II и начале III в. составляли неотъемлемую часть послания и признавались принадлежащими Апостолу Иоанну. Мысли и язык этих стихов также говорят в пользу их подлинности. 762 Cp. Winer , Grammatik des neutest. Sprachid., §41, 2 c, S. 277; Buttmann , Grammatik des neutest. Sprachgebr. §139, 23; Blass , Grammatik des neutestamentlichen Griechisch, §65, 4. 763 Ср. Труды Филарета , стр. 160. Вульгата дает свободный перевод: petat et dabitur ei vita peccanti non ad mortem.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Молитвою к Божией Матери – «Не имамы иные помощи» не отрицается молитвенное ходатайство о нас остальных святых небожителей, но выразительно высказывается только превосходство заслуги для человечества и ходатайства о человечестве той, которая родила и вскормила Христа Бога, сравнительно со всеми другими угодниками Божиими, молитвенниками за грешный мир. Как видно из «житий святых», Пречистая Богоматерь наиболее оказала чудесной помощи обращавшимся к ней с молитвою людям. § 25. Молитвы об умерших Слово Божие прямо заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков» ( Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 ), т. е. за человеков живых и мертвых, ибо у Господа «все люди живы», ибо «живем ли или умираем – всегда Господни» ( Лк.20:38 ; Рим.14:8 ). Что и для умерших людей прощение некоторых грехов возможно, сие видно из слов Спасителя: хула на Духа Святаго «не простится ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ); из этих слов прямо вытекает, что не – хула на Духа Святаго простится и в будущем веке. Затем, ап. Петр повествует о проповедании Господа «в темнице духам», «некогда непокорным» людям, повествует о «благовествовании мертвым» ( 1Пет.3:19, 20:4, 5 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования. Наконец, слово Божие представляет нам прямые примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: таково ходатайство сестер об умершем Лазаре ( Ин.11:21, 32, 40 ), ходатайство Иаира об умершей дочери ( Лк.8:41, 49–55 ), таковы молитвы Варуха ( Варух.3:4, 5 ) и Иуды Маккавея ( 2Мак.12:43–45 ); для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезу ( Сир.7:36 ; Иер.16:7 ; Тов.4:17 ) или пост (Цар.31:13; 2Цар.1:12 ). Тело Церкви Христовой есть как бы организм, так что здоровье (святость) или болезнь (греховность) каждого из органов непременно отражается на состоянии всего организма соответственным его природе образом (см. 1Кор.13:12–27 ). 1Пет.3:19, 20, 4:6 ; 1Тим.2:1 ; Сир.7:36 ; Варух.3:4, 5 ; 2Мак.12:44, 45 ; Откр.1:18 . В Мк.8:37 говорится о том, что греховную душу человека нельзя выкупить посредством имущества так, как можно выкупить вещь, что поэтому в деле спасения человек не должен рассчитывать на свое имущество, а должен достигать спасения добрыми делами (ср. ст. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

ап. Иоанна. И так как все последние годы апостол Иоанн провел в Малой Азии, частнее – в городе Ефесе, то именно этот город может считаться местом написания послания. Ближайшим же побуждением написания послания, адресованного к малоазийским христианам, близко известным св. Апостолу любви по его многолетнему пребыванию среди них и руководству их по смерти апостолов Петра и Павла, – было желание ап. Иоанна предостеречь христиан от лжеучителей (см., напр., II, 19–22; IV, 1–3), искажавших, как видно из послания, учение о Божестве и воплощении Господа Иисуса Христа, о блаженстве единения с Богом и Христом (II, 22; IV, 2. 3; I, 6–7; II, 2. 3. 12–17 и др.). Посему общий характер послания – увещательный и обличительный, хотя прямой полемики в нем не заключается: возвышаясь своею мыслию над временными обстоятельствами, давшими повод к написанию, Апостол здесь, как и в Евангелии, более всего имеет вечные потребности членов Церкви Христовой, утверждая в них веру в Иисуса Христа как истинного Сына Божия, истинного Бога и истинного человека, и чрез то открывая всем путь вечной жизни ( 1Ин. 5:13, 20 ; сн. Ин.20:31 )». Приложение 6. Новая Женевская учебная Библия. Священное Писание, Синодальный перевод. Hänssler-Verlag, 1998. С. 1529 Автор, адресаты, повод, время и место написания 1 Ин «Близость Первого послания Иоанна по языку, стилю и содержанию и Евангелия от Иоанна позволяет с полной уверенностью утверждать, что они написаны одним и тем же автором. Таким образом, решение проблемы авторства этого послания тесно связано с решением вопроса о том, кто был автором Евангелия от Иоанна (см. Евангелие от Иоанна. Введение. Автор). Несмотря на то что формально оба эти произведения анонимны, т. е. в самом тексте имя автора не указано, нет никаких оснований подвергать сомнению традиционную версию, что автором является апостол Иоанн, сын Зеведеев. Иные гипотезы относительно авторства (некий Иоанн-пресвитер или Иоанн Марк) носят исключительно спекулятивный характер и не могут приниматься к рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

а) Свобода (ατεξοσιον) Божией воли – это свойство, показывающее, что Бог во всем руководствуется силой Своей всесовершенной, самобытной, вечной, премудрой, неизменной природы. Как Своим бытием, так и Своей волей Бог абсолютно независим от всего внешнего, поэтому Божия воля действует по абсолютному самоопределению. Но эта абсолютная свобода всегда действует в совершенном согласии со всеми остальными Божиими свойствами. Главное отличие Божия духа – это свобода: «Господь же дух есть; a идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ; ср.: Ин.4:24 ). Дух Господень разделяет духовные дарования «властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор.12:11 ). Совершенная свобода Божией воли проявилась в сотворении мира: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ; ср.: Пс.113:11 ; Дан.4:32 ; Иов.9:12, 23:13 ; Иер.27:5, 6 ; Притч.21:1 ; Откр.4:11 ). И не только в сотворении мира, но и в промышлении о мире, и в спасении мира проявляется свобода всесовершенной Божией воли, которая во всем руководствуется своей вечной добротой и святостью (см. Мк.10:18 ; 1Ин.1:5 ; Пс.5:5 ; Втор.32:4 ; Ин.9:31 ; Притч.3:32 ). Одним словом, Бог всё устрояет «по изволению воли Своей» ( Еф.1:11, 5, 9 ; ср.: Рим.9:20, 21 ; Ис.29:16, 45:10 ; Иер.27:5 ). Божественная истина Священного Писания о свободе Божией воли засвидетельствована Священным Преданием, особенно теми из святых отцов, которые опровергали заблуждения языческих философов и некоторых еретиков, проповедовавших, что Бог подчинен судьбе и сотворил мир по необходимости. Святые отцы доказывали истину Святого Откровения, согласно которой Бог не подлежит никакой необходимости, но как Существо абсолютно благое и абсолютно свободное принимает решения по Своей вечной и премудрой воле. Так, согласно святому Иринею, Бог, имея нечто в мысли, одновременно имеет это и в хотении, ибо весь Он – мысль (λος ννοια), весь – воля (λος ϑλημα). А святой Григорий Нисский говорит, что Божий ум и Божия воля так неразрывно внутренне соединены, что между ними нельзя вообразить никакого временного интервала; они всегда действуют совместно, одновременно, согласно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Приближалась Пасха — третья из упомянутых Иоанном (2:13, 23; 6:4); если неназванный праздник в 5:1 — тоже Пасха, то это четвёртая Пасха в период служения. Многие из всей страны пришли в Иерусалим — Пасха была одним из трёх праздников, которые сопровождались паломничеством. Чтобы очиститься — об этом обычае см. у Иосифа Флавия (Война 1:229). Стоя в храме, говорили друг другу — территория храма была обычным местом встреч и разговоров. За шесть дней до Пасхи — согласно Иоанну, Пасха начиналась вечером следующей пятницы (13:1; 18:28; 19:31,42). Отсчитав шесть дней, получаем субботу. В этой (12-й) главе предшествующее служение Иисуса предстаёт как пройденный этап, и все события излагаются в свете наступающих Страстей. Иоанн особо подчёркивает связь Страстей с Пасхой, жертвенный и одновременно спасительный характер смерти Иисуса как пасхального Агнца (1:29). Пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший — ввиду предыдущего рассказа такое уточнение избыточно. Возможно, этим пояснением Иоанн соединяет два фрагмента предания, полученные им из разных источников: рассказ о воскрешении Лазаря и рассказ Марка о помазании в Вифании. Приготовили Ему вечерю — слово de…non в других местах Ин означает только Тайную Вечерю (13:2,4; 21:20). Вне НЗ греческое слово de‹pnon могло обозначать и утреннюю, и дневную, и вечернюю трапезу; в Лк 14:12 оно предположительно обозначает более позднюю трапезу, чем упоминающееся рядом ‘обед’. Если речь действительно идёт об ужине, то это была субботняя вечерняя трапеза, связанная с habdalah — семейным богослужением, которое отделяло субботу от остальной части недели. То, что вечеря была связана с этим богослужением в Евангельские времена, известно благодаря спору между школами Гиллеля и Шаммая по вопросу о том, в какой последовательности надо зажигать светильники, готовить приправы, ужинать и совершать habdalah. При слове приготовили нет подлежащего и не сказано определённо, кто был хозяином. То, что Лазарь упоминается в числе возлежавших с Ним, не означает, что он не был хозяином, и то, что Марфа служила, не означает, что она не была хозяйкой.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Апостолы (см. Евангелие и Деян. Ап.) и из последних особенно решительно, как на то свыше назначенный ( Деян.9:15, 2:14–15 = Рим.1:1–2, 6:14–16, 9:1 ) и далее; ( Гал.1:1, 15–16, 2:2, 7–9 и пр.). Ап. Павел, сказавши, что «делами закона не оправдывается пред Богом никакая плоть» и что «по нужде и немощи закона бывает и отмена его» ( Рим.3:20 ); ( Евр.7:12, 18, 8:13 и др.). И эту именно замену одного закона другим ( Иер.31:31–34 ); ( Иез.36:25–27 ); ( Мих.7:11 ) и пр.), одного «послушания (Моисею) другим – послушанием обетованному Пророку – Моисею и Его слову=послушанием» ( Мф.17:5 ); ( Втор.18:15, 18–19 ) Сыну Божию возлюбленному, в котором благоволение Божие, и выполнило христианство. Истинное христианство никогда не стояло за неизменность какого-либо учреждения или обычая, или постановления только по одному, что они были священны в своё время 42 . Оно везде следило и следит за духом постановлений и обычаев, за их вечной основой, идеей, но не за ними самими. Потому ему и чуждо всякого рода законничество, как отчеканенная неизменная форма, как неизменное правило, требуемое в силу только того, что оно предписано, без вникания: кому, когда, где и почему, и подходяще ли оно в настоящий момент. Оно везде следит «дух, который животворит, а не плоть, которая не пользует ничтоже». Потому же строгим ветхозаветным законникам, фарисеям, уцепившимся за букву закона, но позабывшим дух его: «суд, милость и правду так и казался противозаконным образ действий Иисуса Христа по отношению к субботам и другим предметам». И этот соблазн свободой Христа от закона, – такой например, как в суде женщины, взятой в прелюбодеянии, – долго не угасал для многих и в христианский уже период, что показывает не раз проявлявшееся сомнение в подлинности этого рассказа в евангелии Иоанна ( Ин.8:3 и далее), опасение за возможность со стороны Иисуса Христа такого отношения к предписаниям закона. С вышеуяснённой точки зрения понятно и то утверждение Ап. Павла, что «если Авраам оправдался делами, то он имеет похвалу, но не от Бога, а от людей» ( Рим.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Понятие покаяния содержит включает в себя начало пути человека навстречу приходящему в мир эсхатологическому Царствию. Эсхатологический аспект Тайной Вечери Сообщаемое синоптическими Евангелистами предание о Тайной Вечере дает пророческое истолкование Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Это истолкование принадлежит Самому Иисусу Христу в словах, произнесенных Им за трапезой со своими учениками в ночь накануне суда и распятия ( Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:15–20 ; ср. 1Кор. 11:23–25 ). Действия Иисуса Христа во время ужина воспроизводят иудейский обычай. Во время праздничной иудейской трапезы хозяин брал хлеб, произносил над ним благословение, преломлял его и раздавал сидящим за трапезой. В конце ужина было благословение над чашей с вином. Иисус Христос повторил эти символические действия и придал им новый и чрезвычайно глубокий сотериологический и эсхатологический смысл. К преломлению хлеба Он добавил слова, которые разными Евангелистами приводятся с незначительными вариациями: «сие есть Тело Мое за вас (предаваемое)» (см. критический текст). К чаше с вином Он добавил слова: «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови», или «сия есть Кровь Моя, Кровь Завета». У Евангелиста Луки (как и у Апостола Павла в 1 Кор.), речь идет о «Новом» Завете, что очевидно намекает на( Иер. 31:31–34 ). Тем самым говорится, что послушание и жертвенная смерть Иисуса Христа – основание нового, окончательного и неразрушимого эсхатологического союза с Богом. Слова Иисуса Христа за Тайной Вечерей легли в основу неизменно повторяющегося церковного таинства Святой Евхаристии. Их принято называть «установительными словами». Другие евангельские тексты указывают на то, что в Евхаристии происходит общение с Воскресшим Иисусом Христом ( Лк. 24:28–31,36–43 ; Ин. 21:12–13 ), то есть в хлебе и вине дарует Себя Своим ученикам и последователям прославленный Господь. Само предание слов Иисуса Христа за Тайной Вечерей содержит четыре основных элемента: 1. Эсхатологическое слово ( Мк. 14:25 / Мф. 26:29 ; Лк. 22:16–18 ); 2. Слово о хлебе; 3. Слово о чаше и 3. Распоряжение о повторении ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24,25 ). В эсхатологическом слове: Иисус Христос возвещает, что общение за трапезой с Его учениками в этой жизни заканчивается. Подразумевается, конечно, скорая смерть Иисуса Христа. Общение с Ним будет возобновлено только в Царствии Божием. Это должно было вызвать вопрос: Что должно происходить в промежутке между расставанием и грядущим в будущем Царствием Божиим? На этот вопрос и отвечали слова о хлебе и о чаше вина. Они возвещали совершенно новую и небывалую форму общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И. Златоуста, «тотчас» же «уверовала» в Мессию, оказавшись «разумнее» «начальника Иудейского» (см. мою брош.: «Чем ждут»..., стр. 7; там – ссылка и на А. Н. Надеждина: «Права и знач. женщины в христианстве»; СПб. 1873 г.). Беседовал с «Хананеянкою» (Мф. 14:22–28), за «великую веру» которой «исцелил её бесновавшуюся дочь (ср. Мрк. 7:25–30 ), – гуманнейшим образом отнесся к «женщине, взятой в прелюбодеянии» ( Иоан. 8:3–11 ), – не презрел кровоточивой женщины, но исцелил (Мф. 9:22)... Известно Его трогательное отношение к сестрам Лазаря – Марфе и Марии. «Исповедание» Марфою веры во Христа ( Иоан. 11:26–27 ... «я верю, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мире») ставят (и справедливо!) «наряду с Петровым» (Мф. 14:16) и даже выше: последнее происходило в присутствии лишь учеников Христовых (13–20), при чем Господь «запретил» им кому-либо говорит, «что Он есть (Иисус) Христос» (20), – а первое – пред лицом народа ( Иоан. 11:31, 36–37, 45–46 )... А сколь нежные чувства питал Он к Своей Матери, это видно из Его слов, обращенных с креста к Ней и к «любимому» ученику Его ( Иоан. 19:26–27 )... Введенная во храм, «во святая святых», «куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам», куда «и сам первосвященник входил только однажды в год после продолжительного поста и молитвы», – Пресвятая Дева уже с 3-летнего возраста своей жизни в своем Лице возвысила женщину на недосягаемую высоту. «В мире нет ничего такого», по словам архиеп. константинопольского Прокла, «что могло бы сравниться с Богородицею – Мариею... Есть ли другое подобное чудо в творении?..» (см. «Чего ждут»..., стр. 12. Там указаны цитаты из кн. Снессоревой, Л. И. Надеждина)... Решительно ниоткуда не видно, чтоб И. Христос унижал женщину – как таковую, или – чтоб Он презрительно относился к семье, к браку... Ведь Он даже удостоил посетить «брак в Кане Галилейской» и сотворить там чудо, «положившее начало» всем вообще Его «чудесам» ( Ин. 2:1–11 )... Безграничную преданность и любовь к Нему женщин (они пренебрегали опасностями, разогнавшими Его учеников и доведшими до отречения самого Петра, и безбоязненно сопровождали Страдальца на Голгофу, откуда ничто уже не могло их удалить: ни римские суровые воины, ни внезапная тьма, ни землетрясение...; они следили за Иосифом, снявшим Тело Господне со креста...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Следующие четыре пророчества посвящены обновленному Сиону (ср.: ст. 2,7,8, 10–11). Если старый Иерусалим пал из–за продажных правителей, то новый Иерусалим восторжествует, потому что там будет царствовать Мессия над спасенным остатком. 4:1–5 Иерусалим возвысится над обращенными народами. (Ср.: Ис. 2:2–4 .) Обещания, прозвучавшие в гл. 4–5, исполнятся в последние дни (лучше: «в будущем»). Начавшись с возвращения остатка из Вавилона (6–7), частично осуществившись в церкви ( Деян. 2:17 ; Евр. 1:2 ), они завершатся в новом небе и новой земле в конце времен ( 2Пет. 3:13 ; Отк. 21–22 ). Михей совершает поразительный переход от предупреждения о разрушении «горы Дома сего» (древнеевр. har; 3:12) к предсказанию возвышения горы (древнеевр. har) Дома Господня – земного аналога Самого неба (ср.: Исх. 25:8 ; Евр. 9:23,24 ), – которая будет поставлена во главу гор (языческих центров политической и религиозной жизни). Оставаясь в рамках языка и культуры своего времени, Михей использует образность Ветхого Завета, чтобы описать прекрасное будущее, когда все народы будут поклоняться Богу Израиля в небесном Иерусалиме через Иисуса Христа (ср.: Евр. 12:22 ). Если прежде народы стекались к Вавилону для поклонения Белу (Вилу; ср.: Иер. 51:44 ), то отныне они потекут к небесному Иерусалиму. 2 Если прежде только израильтяне приходили на поклонение в Иерусалим, то в царствование Мессии пойдут многие народы в небесный Иерусалим поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:21– 24 ). Они придут, чтобы Бог через истинных священников научил их путям Своим (ср.: Мф. 5:17; 28:18–20 ; 1Пет. 2:9 ). Когда выйдет закон и слово Господне из небесного Иерусалима, то осуществится то, что описано в ст. 3–4. 3 Бог будет судить народы (см.: 3:11) с помощью одаренных людей, несущих Его слово, и обличит многие племена. Не нуждаясь больше в орудиях войны, умиротворенные народы перекуют… мечи свои на орала. 4 Не обуреваемый жадностью (см.: 2:2) и не поднимающий больше меча (ср.: Мф. 26:52 ) обращенный (ср.: Иер. 31:31–34 ) будет жить, не опасаясь нападения и радуясь тому, что сидит под своею виноградною лозою. Заключительная формула – ибо уста Господа Саваофа изрекли это – гарантирует исполнение пророчества. Ныне Церковь состоит из истинных верующих всех народов, которые знают, что блаженнее давать, нежели получать ( Деян. 20:35 ), хранят закон в своих сердцах и живут в благодати и мире, дарованных Богом Отцом и Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010