Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф. 5, 33–37 Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно. Авва Нистерой Великий говорил: " Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление " .Некто из отцов спросил авву Пимена: " Кто это говорит: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе (Пс. 118, 63)? " .– " Это говорит Дух Святый " ,– отвечал старец.Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла и без крайней нужды не говорил. Злу не противься злом, не воздавай злом за зло Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Мф. 5, 38–39 Не мсти за обиду, ни сам лично, ни через других, например, посредством суда. Помни, что досадители Царствия Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 6, 10). Авва Иоанн Колов говорил: " Если бесчестят тебя, не гневайся, будь миролюбивым и не воздавай злом за зло " .Брат спросил авву Пимена: " Что значит воздавать злом за зло? " . Старец сказал: " Сия страсть обнаруживается четверояким образом: во-первых, в сердце, во-вторых, во взорах, в-третьих, на языке и, в-четвертых, в самом делании зла за зло. Если можешь очистить свое сердце, то зло не обнаружится во взорах; если же обнаружится во взорах, то берегись, чтобы не высказать зла; если же выскажешь, то скорее подави страсть, чтобы не сделать зла за зло " .Авва Исаия говорил: " Когда кто хочет воздать злом за зло, то и одним мановением может оскорбить совесть брата " .Авва Пимен говорил: " Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Если кто услышит худое, то есть обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет; или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего " .Авва Нил говорил: " Что ни сделаешь ты в отмщение брату, который оскорбил тебя, все это будет на сердце у тебя во время молитвы " .Авва Форт говорил: " Пребывающие в Боге должны быть так благочестивы, что не должны и думать о какой-нибудь обиде, хотя бы тысячу раз случилось им быть обиженными " .Один брат, обиженный другим, пришел к авве Сисою и говорит ему: " Такой-то брат обидел меня! Хочу отмстить за себя " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Святитель Григорий Богослов писал: «Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? – Ответ готов: мы чтим любовь» 20 . Эта Божественная любовь не является самостоятельной природной силой или энергией, но действует и проявляется через Лица или Ипостаси Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Эта Божественная любовь проявилась в творении мира и ещё более явственно в спасении человека: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Крест Христов, на котором Он принёс Себя в Жертву для спасения человека, есть величайшее свидетельство этой любви. Учение о том, что Бог есть любовь, имеет самое непосредственное отношение к человеку. Человек создан как носитель образа Божия (см.: Быт.1:26–27 ) и призван к богоподобию. Он призван быть таким же совершенным в любви, как и его Отец Небесный: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ) – говорит Христос после наставления о том, что необходимо любить всех и даже врагов: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас ( Мф.5:44 ). Целью жизни для человека должно быть совершенство в любви, ибо без неё пропадает смысл бытия, без неё человек расчеловечивается. Именно поэтому Христос и даёт заповеди, в которые укладывается всё ветхозаветное и евангельское учение: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–39 ). Для того чтобы лучше уяснить новозаветное учение о любви, необходимо вспомнить, что в древнегреческом языке для обозначения различных видов любви использовались различные слова. Так, для обозначения любви с более или менее страстным характером, имеющей, как правило, похотливый, сексуальный элемент, использовался глагол егео. Именно этот глагол необходимо употреблять, описывая плотскую любовь. «Отличительной чертой эротического чувства является то, что оно действует в человеке не только помимо его воли и разума, но часто и вопреки им; человек делает не то, что желал бы в спокойной рассудительной обстановке, но предаётся в стихию объявшего его чувства» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Удивительно, но недавно найдено археолгогическое подтверждение данного рассказа Книги Чисел. В Тимне, недалеко от Эйлата, рядом с остатками древнего медного рудника найдено изображение медного змея с золотой головой. Длина его была 5 дюймов (12, 5 см). Рядом были найдены остатки переносного шатра – святилища, чьи размеры совпадали с описанными в книге Исход. Археолог Ротенберг обнаружил не только отверстия для шестов, на которые натягивался тент, но и остатки ткани от навеса. Скорее всего, данное святилище принадлежало мадианитянам, которые заимствовали его, скорее всего, у израильтян. «И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе; и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца; оттуда отправились, и остановились на долине Заред; отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. Потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава. Отсюда [отправились] к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды. Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими. Из пустыни [отправились] в Матанну, из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне» ( Числ. 21, 10–20 ). Итак, мы видим, что после наказания змеями Моисей вновь совершает чудо с водой. Огромное значение, которое придается в Пятикнижие колодцам, не случайно. Ведь живая, ключевая вода в Писании является символом Святого Духа ( Ин. 7, 37–39 ). И не случайно колодец открывается для Израиля после чуда с медным змеем. Ведь после Креста Господня воды Утешителя затопили землю. После наказания змеями Бог дал исправившимся евреям победу над двумя великими хананейскими царями – Сигоном Аморрейским и Огом Васанским. Сами эти цари были не простыми людьми, а гигантами, одержимыми злыми духами. Длина железного одра царя Ога, например, был 9 локтей (4,95 м), а ширина его – 4 локтя (2,2 м) ( Втор. 3, 11 ). Кстати, базальтовый дольмен, найденный рядом с Амманом, точно совпадает с библейским описанием. Иосиф Флавий добавляет подробности к тексту Писания. По его сообщению, Сигон создал оборонительные рубежи по Арнону. Но, увидев войско евреев, он внезапно почувствовал ужас, и войска в панике бросились прочь, желая спрятаться в городах. Однако они не успели достигнуть их, ибо на них напала лютая жажда, и в результате все амореи были перебиты у водопоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

108 Учение 12-и апостолов, XII, 3: всякий христианский пришелец должен «трудиться и есть»: исключение составляют только пророки и учители, оседло поселяющиеся в общине (XVI, 1,2). Они одни «имеют власть не работать» (см. прим. 85). 111 Рим. 15:16: «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно». 112 Учение 12-и апостолов, XIII, 3: все начатки должно приносить пророкам, «потому что они ваши первосвященники». Ср.: Ипполит. Философумены, вступление, где епископам, как преемникам апостолов, приписывается «благодать первосвященства и учительства». 114 Ср.: Учение 12-и апостолов. X, 7: «Предоставьте пророкам возносить благодарения, какие захотят». 115 Это следует из 1Фес.5:19–21: «Духа не угашайте. Пророчества не уничтожайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Таким образом, община должна дозволить, чтобы дух, в особенности дух пророческий, действенно проявлялся в ее среде. – Противоположное впечатление, которым определилось господствующее мнение, производит, по крайней мере, по началу, 1Кор.14, согласно которой, по-видимому, все члены общины могут без правила и ограничения домогаться речи. Однако и здесь оправдывается вышесказанное, поскольку предписания, данные апостолом Павлом относительно рода и меры речи в собрании, предполагают, что община (к которой обращены эти предписания) в состоянии поддерживать порядок, согласно указаниям апостола. Коринфская община также ответственна за то, чтобы все было «благопристойно и чинно» Кор.14:40), хотя и здесь, согласно сказанному, встречается наставление " " Не запрещайте говорит языками» (1Кор.14:39). 117 Откр. 2:2 : «Испытал (ангел Ефесской церкви) тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы». 1 Ин. 4, 1 : «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Учение 12-и апостолов. XI, 1–2: община не должна слушать учителя, учащего другому учению; XI, 3 сл. описывает признаки, по которым община может отличить истинного апостола и истинного пророка. Только «испытанному» и «истинному» пророку (XI, 11; XIII, 1) и «истинному» учителю (XIII, 2) позволяет община занять пророческое или учительское положение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Вот такой образ поставленного на колени смиренного существа, лишенного к тому же всякого богатства, по-настоящему мешающего его вхождению в град Божий, дает нам Спаситель. 15 Эта мысль несколько в сокращенном варианте проводилась мною в статье “Таинство второй Благодати” (Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 192–193). 17 В тексте Нагорной проповеди говорится об ударе по правой щеке (Мф 5:39), то есть не о пощечине, а о ритуальном оскорблении; удар наносится тыльной сторой кисти и поэтому приходится на правую щеку; см. комментарий С. С. Аверинцева к его переводу: Альфа и Омега. 1994. 2. С. 14. — Ред. 20 Бысть повеление от кесаря Августа написати всю вселенную (Лк 2:1) — так охарактеризован в Евангелии указ императора произвести перепись населения Римской империи. 21 Вспоминая школьные годы, ловлю себя на мысли, что даже простое изучение тягостных событий монгольского нашествия отдавалось щемящим ощущением в душе, как будто все это было со мной. А ведь люди, жившие в ту эпоху, были непосредственными участниками происходящего. Каково им было?.. 22 Характерен Евангельский эпизод, связанный с призванием апостола Нафанаила. По преданию, когда ему сообщают о пришествии Мессии, он молится Богу под смоковницей о том, чтобы Господь ускорил время прихода Своего Помазанника. С недоверием отнесясь к свидетельству апостола Филиппа, он все же прислушивается к совету самому непосредственно убедиться в истинности его слов. И, встретив Христа, внемлет Его словам о самом сокровенном, о том, что больше всего его волновало и тревожило: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Кто же мог быть свидетелем интимного молитвенного стояния человека пред лицем Божиим? Это решает все сомнения Нафанаила, и он тут же отвечает предельно искренним исповеданием своей веры: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Все напряжение этого Евангельского фрагмента (Ин 1:45–50) передает нам великую жажду простого рыбака, с которой он ждет исполнения Божиего обетования. 23 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

http://pravmir.ru/seyte-razumnoe-dobroe-...

Глава 19 1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма. Лк.19:1 .  Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Лк.19:2 .  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, Лк.19:3 .  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, Лк.19:4 .  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф.20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. «Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – ες μπροσθεν, а по Textus receptus – просто μπροσθεν). «Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое. «Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δ κενης, но предлог δι здесь лишний, его нет в лучших кодексах. Лк.19:5 .  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Лк.19:6 .  И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. «Сегодня надобно Мне быть...» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεναι – «быть» с Ин.1:39 ). Лк.19:7 .  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для человека, знакомого с церковной историей поверхностно, по учебникам, которые до сих пор по большей части рассматривают её с атеистических позиций, будет чётко видна такая схема: вот косная Церковь, которая претендует на исключительное право обладания Священным Писанием и, скрывая истину от народа, читает его на языке “мёртвом” (латыни, древнегреческом, церковнославянском) — и вот замечательные реформаторы, прометеи, просветители, которые хотят вручить народу Священное Писание на его родном языке, сделав его более доступным. Эта романтически окрашенная схема очень живуча, современный человек всецело на стороне реформаторов. И никому не приходит в голову задуматься, даже с тех же сугубо прагматических позиций: а почему же Церковь, которая всегда была заинтересована в приумножении своей паствы, в привлечении людей к христианству, наконец, в сохранении самой себя, — так сопротивлялась выносу Священного Писания из храма? Но дело всё в том, что в подобных случаях Церковь выступала не против просвещения христиан, а против профанирования Священного Писания (лат. profano ‘лишаю святости’). Церковь всегда осознавала ту разницу, которая существовала между текстом Писания и любым другим текстом. Священное Писание (ещё с до­христианских времён, если говорить о Ветхом Завете) никогда не существовало само по себе, как книга, которую можно просто взять, почитать и вынести оттуда исчерпывающую информацию. Писание воспринимается во всей своей полноте только в контексте толкований — экзегезы. Христианская экзегеза возникает одновременно с апостольской проповедью. И Сам Господь (см. Ин 5:39), и Его Апостолы, вышедшие на своё служение, говорят о необходимости “исследовать Писания”: мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:19–21); …не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

http://pravmir.ru/zakryityie-tsarskie-vr...

Если же невозможно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от  Священного Писания, глаголя:  «Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный» ( Ин.5,39). Также должно тщательно прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и, таким образом, мало-помалу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной. Ибо, по словам святого  Григория Богослова («Слово на Святую Пасху»), самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда и во всем освящаемую. Не должно оставлять деятельной жизни и тогда, когда в ней человек преуспеет и придет уже в умосозерцательную, ибо деятельная жизнь содействует умосозерцательной и ее возвышает. Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия, ибо, по мнению учителей церковных (Толкование на Песнь песней Блаженного Феодорита), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чувствительных. А потому никакими препятствиями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаясь в этом случае на слове Божием:  «Страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся… яко с нами Бог! Господа сил, Того освятите в сердечной памяти Его Божественного имени и исполнения воли Его, и Той будет тебе в страх» 2  ( Ис.8:10, 12–13). ______________________ В русском переводе:  «Ибо сначала молчанием и борьбой с помыслами, к деяниям приложил богомыслие, богомыслием же приобрел совершенный разум, которым дерзновенно общался с Богом и Ангелами». См. в русском переводе:  «И не бойтесь того, чего он (не знающий Бога) боится, и не страшитесь ( Ис.8,12),  ибо с нами Бог!» ( Ис.8,10).  «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» ( Ис.8,13).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

И все-таки, почему же схождение Благодатного огня хотя и открывается многим, но в какой-то степени остается сокровенным, так что кажется, что не хватает еще чего-то для самой сокрушительной аргументации? Вспомним, с чем связано это удивительное схождение и что предшествовало ему. Мы говорим о Благодатном огне как о знамении Воскресения Господа. Но Воскресению предшествовали крестные муки, позорная казнь, отсутствие видимой славы и земного величия. Само Воскресение Христа явлено было не Каиафе или Пилату, но тем, кто с искренним сердцем жаждал Спасителя. Господь оставляет возможность для личной веры, внутреннего самоопределения, усилия души. Господь никого не подкупает Своим чудом: верить или не верить – наш личный выбор. Вообще всякое подлинное чудо никогда не рассматривалось в Православии как красочное зрелище, намеренно поражающее взор любопытных зевак. Лично мне известны многие примеры чудесной помощи людям в самых тяжелых, критических жизненных ситуациях. И ни у одного такого человека не возникло желания прославить самого себя за счет принятой от Бога помощи. Сам Христос отверг предложение искусителя чудесно явить Себя миру, сойдя по воздуху с крыла храма (см.: Мф. 4: 5–6). Многие люди специально искали от Господа чудес, но Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). Знамение Ионы пророка – знамение Воскресения, Господь реально воскрес, и многие Его видели, но все-таки Сам Он сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Чудо схождения Благодатного огня – реальное чудо, но не такое, чтобы кто-то насильно был им обращен. В этой связи напрасно думать, что даруемое Богом чудо будет принято человеком, отвергающим Бога. Они так и будут говорить, что здесь есть что-то земное: зажигалка ли то или мощное электромагнитное излучение, эффект плацебо или самовнушение. Странно другое, то, что люди, считающие себя верующими, готовы легко расстаться с явным Божественным даром, согревающим православных христиан в почти всеобщей атмосфере холодного цинизма и скептицизма.

http://pravoslavie.ru/30099.html

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010