34. Подтверждая Моисееву заповедь “не прелюбодействуй”, т. е. не нарушай верности брака, Христос требует чистоты самих помышлений и чувств ( Мф. 5:28 ). Брак рассматривается Им не просто как гражданский акт или союз, а как священное единение двух, которое благословил Бог ( Мк. 10:8 ; см. Быт. 2.24 ; Еф. 5.31 ). Именно это единство мужчины и женщины – главная цель брака, а не деторождение, которое есть и у животных (к тому же брак может быть и бездетным). Из высокого значения любви и брака вытекает и евангельское осуждение развода ( Мф. 19:1-3 ). Примечание: 1) Апостол Павел называет мужа “главой жены” ( Еф. 5:23 ), но чтобы слова его не истолковали как освящение семейного деспотизма, он тут же поясняет, что муж должен относиться к жене с жертвенной любовью ( Еф. 5:25 ). “Главенство” же мужчины выражается в его инициативе, взятии на себя ответственности и создании опоры для семьи. 2) Благословляя брак, христианство в то же время высоко ценит и безбрачие как жертву ради Царства Божия ( Мф. 19:12 ). Оно есть дело личного призвания человека ( 1 Кор. 6.7 ). Церковь на своих соборах признала брак и девство “равночестными”. 3) На основании Евангелия Церковь защищает неповторимость брака. До Х в. разводы и вторые браки заключались государством. Но с Х века на церковные власти была возложена юридическая функция в брачных делах. В результате православная церковь допустила (с большими ограничениями) развод и второбрачие, а римская – продолжает отстаивать неповторимость брака. 4) Церковь допускает брак между верующим и неверующим ( 1 Кор. 7.12–16 ). Однако идеал брака предполагает полное единение супругов во всем. 35. Запрет клятвы ( Мф. 5:34-37 ) тесно связан с заповедью о правдивости ( Мф. 5:6-10 ; ср. Кол. 3.9 ). “Отцом лжи” именуется сатана ( Ин. 8:44 ). Примечание: Внутренняя правда отличается от правды формальной. (Иуда, например, указав врагам Иисуса место, где Он находился, формально говорил правду). 36. Христос недвусмысленно говорит об осуждении как о грехе ( Мф. 7:15 ), что, впрочем, не означает, что моральный компромисс есть благо. Различие здесь в направленности воли. Следует “ненавидеть грех, но любить грешника”.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

К великим праздникам относятся как Господские и Богородичные двунадесятые, так и некоторые Господские и Богородичные не двунадесятые праздники, а также и праздники в честь некоторых святых (перечень их см. на 717 стр. печатного оригинала). Обыкновенно в великие праздники всё богослужение исключительно посвящается празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях и пениях). Кроме частных особенностей в богослужении некоторых из этих праздников (о чём см. в Месяцеслове и Триодионе), на утрене во все эти праздники поются одни только праздничные каноны. Во все двунадесятые Господские праздники, в какой бы день недели они ни случились, а также во все двунадесятые Богородичные праздники и 1 января, если эти праздники бывают в седмичные дни, на 8-й песни, вместо «Честнейшую», поются особые припевы и ирмос 9-й песни (подр. см. ниже, примеч. к табл. утр.); во все двунадесятые праздники на литургии вместо «Достойно» поётся ирмос 9-й песни канона (задостойник). Впрочем, есть ещё различие между двунадесятыми праздниками Господскими и великими праздниками Богородичными и святых; в двунадесятые праздники Господские, если они случатся в неделю, поётся одна только праздничная служба, воскресная же отменяется; на литургии в эти праздники всегда поются антифоны праздничные и произносится особое «входное»; после служб положены особые отпусты. Но в великие праздники Богородичные и в честь святых, если они случатся в неделю, праздничная служба отправляется вместе со службой воскресной, и эти праздники не имеют вышеуказанных особенностей праздников Господских. В церковном праздновании двунадесятых праздников следует различать, кроме самого дня праздника, как их особенность, дни предпразднства, попразднства и отдания праздника 202 , а некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (см. 6 и 28, 357 и 368, 508 и 528 стр. печатного оригинала). Эти предпразднства и попразднства установлены св. Церковью частью по примеру церкви ветхозаветной, которая имела приготовление к своим праздникам и заключение их ( Лев.23:35–36 ; 1Мак.10:34 ; Ин.11:55 ), частью по примеру Иисуса Христа, повелевшего уготовать вечерю и заключившего её пением ( Мф.26:19–30 ). Те и другие являются в Церкви Христовой очень рано. Попразднства и отдания особенно были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно при главных праздниках – Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время попразднства умножаются, и св. Церковь , для большей торжественности, присоединяет их и к другим великим праздникам. Предпразднства, попразднства и отдания праздников

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тому же учили и все Апостолы Его (см. 1Ин. 4:20–21 ; Гал. 5:13–15 ; 1Кор. 13:1–7 ). В этой взаимной любви вы и продолжайте пребывать, и тем будете служить Господу. Вас учили также оказывать гостеприимство странникам. Вы и исполняли эту заповедь, и теперь ее не забывайте исполнять. Сам Господь на суде скажет праведникам: странен бех и введосте Мене ( Мф. 25:35 ). Значит, оказывая гостеприимство странникам, мы оказываем его Самому Господу, и тем заслужим благословение Его и наследие в Царстве Небесном (см. Мф. 25:34 ). И в Ветхом Завете Авраам, под видом странников, принял под свой кров ангелов (Быт. гл. 18), также и Лот (Быт. гл. 19). 13:3. На суде своем Господь, в заслугу праведникам, поставит и то, что они служили узникам и больным – был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф. 25:36 ). Посему и святой Павел заповедует христианам – помните узников, с такою сердечной теплотой относитесь к ним, облегчайте их нужды, как бы и вы сами были в узах, как бы сами находились в таком же состоянии, и терпели тоже самое. Не забывайте, говорит, и больных, так как и сами вы облечены телом, которое подвержено разным болезням. 13:4. Также целомудрием должны служить Господу. Брак узаконен Господом в начале. Создав мужа и жену, Он благословил их и сказал: раститеся и множитеся ( Быт. 1:28 , ср. Мф. 19:5 ; Мк. 10:6 ). Сам Господь Иисус Христос, как бы освятил Его своим присутствием в Кане Галилейской ( Ин. 2:2 ). Как учрежденное Богом святое таинство Церкви Христовой, христианский брак да будет честен, говорит, у всех вас, свят и ненарушим (ср. Еф. 5:25–33 ). И девственники, аскеты, и монахи исполняют эту заповедь, если не порицают христианского брака как таинства, как заповедь целомудрия. Только по отношению к себе, предпочитая каждый честному сожительству двух супругов, еще более честное – одинокую жизнь, ради единого Иисуса Христа (см. 1Кор. 7:7–8:26 ). Но и брачное ложе не противоречит целомудрию, если оно будет свято и непорочно. Всякий порок неверности, явный и тайный (в сердечном расположении), должен быть чужд христианского брака, поэтому всякое отступление от чистоты и целомудрия христианского брака, есть блуд и прелюбодеяние, которые не только лишают человека способности зреть Господа, но подвергнут грозному осуждению и лишению Царства Небесного (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Meyendorff. Byzantine theology. P. 191. 13 Григорий Нисский. Против Евномия 11. PG 45, 880 B–881 B. (Творения. Ч. 6. С. 232–234.) 14 Пролыгин И. В. Катехизация и чин Крещения в Антиохии. С. 56. 15 См. Lampe. Lexicon. P. 891–893. 16 Григорий Богослов. Слово 39, 1. SC 358, 150. (Творения. Т. 1. С. 532.) 17 См.: Теста. Таинства в Католической Церкви. С. 69–75. 18 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 40. (Рус. пер. С. 9.) 19 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 92–93. (Рус. пер. С. 19.) 20 Христу. 21 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 109–110. (Рус. пер. С. 22.) 22 Мейендорф. Брак в православии. С. 15–16. 23 Симеон Новый Богослов. Послание 3, 587–603. 24 См., например: McGuckin. The Orthodox Church. P. 277. 25 Ср. Тертуллиан. О Крещении 11: «Крещение совершали ученики Его как помощники, как Иоанн Предтеча, тем же Крещением Иоанна. И не может быть иного мнения, ибо не существует иного Крещения, чем после Христа. Оно, конечно, не могло быть дано учениками, так как Господь не достиг еще тогда вершин Своей славы и не сообщил еще действенности Крещению страстями и воскресением. Ибо ни смерть наша не могла быть уничтожена ничем, кроме страдания Господа, ни жизнь восстановлена без Его Воскресения (Рим. 6:4–5)». 26 Тертуллиан (О Крещении 12) не дает ясного ответа на вопрос о том, крещены ли были апостолы. Однако в словах Христа, обращенных к Петру, «Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист» (Ин. 13:10), Тертуллиан видит намек на совершённое над апостолами Крещение. 27 Т. е. основы христианского вероучения. 28 Дидахи 7, 1–4. 29 Ипполит Римский. Апостольское предание 20. 30 Ипполит Римский. Апостольское предание 20. 31 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 32 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 33 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 34 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 35 Тертуллиан. О Крещении 7. 36 Иустин Философ. 1-я Апология 61. 37 Апостольские постановления 7, 22. 38 Апостольские постановления 7, 39. 39 Т. е. всех подчиненных ему злых духов. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Говоря о Христе, Петр сразу же начинает с величия Его деяний и их результатов. Бог избрал Христа еще прежде создания мира (20). Христиане имеют все основания безоговорочно доверять такому Богу в настоящем, а также и в будущем. Это гарантируется тем, что Христос искупил нас Своей кровью, а Бог воскресил Его из мертвых и дал Ему славу (21). Примечания. 13 Фраза на подаваемую (от греч. «присваивать», «ниспосылать») указывает на уверенность, определенность. Ст. 7 является связующим звеном с этим понятием, показывая, что в явление Иисуса Христа твердо уповавшие на Него получат воздаяние и возрадуются обетованной милости. 14 Послушные дети – это словосочетание отражает евр. идиоматическое выражение, подразумевающее, что послушание есть мать, чьи черты должны наследовать дети. Слово сообразуйтесь аналогично использованному в Рим. 12:2. 16 Будьте святы – см.: Лев. 11:44,45; 19:2 и ср.: Исх. 19:5,6 . Как жить надлежащим образом, стало ясно на примере жизни Иисуса ( Ин. 1:18 ). 17 Нелицеприятно, т. е. невзирая на лица. Петр использует мысль, высказанную в Деян. 10:34,35 . 18,19 Эти тексты перекликаются с Мк. 10:45 и Ин. 1:29 . Слово непорочного относится к нравственному, а чистого – к физическому совершенству священной жертвы (см.: Исх. 12:5 ; Лев. 22:17–25 ; Чис. 6:14; 19:2 ). 21 Уверовавших через Него в Бога – это подтверждение благословений смерти Христа и Его воскресения. Возможны и другие варианты перевода, напр.: «Таким образом, чтобы ваша вера и надежда могли быть в Боге». Греч. текст допускает оба варианта. 1:22–25 Любишь других христиан В ст. 2 и 14 Петр уже говорил о месте послушания в христианской жизни. Отклик на возвещение и слушание истины может быть двусторонним: это очищает душу от прошлых грехов и развивает истинную любовь к своим собратьям по вере, не просто во внешнем проявлении. Реальность этой любви должна явить себя во всей своей глубине и широте. Такая любовь обусловлена тем, что христиане обрели новое рождение, что побеждает их по слову Божьему, которое пребывает в них.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

3Цар.8:10–11 ; 2Пар.7:1 ); грозная, мрачная туча есть символ гнева и яро­сти Иеговы, Который шествует на ней, как Царь неба против врагов ( Пс.96:2–4 ; ср. Пс.103:3 ). Как Судия, немедленно приводящий в исполнение Свои решения, Господь грядет на Египет, восседая на облаке легком ( Ис.19:9 ). В книге у Даниила ( Дан.7:13–14 ) Мессия, Которому «дана власть, слава и Царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему», шествует с облаками – μετ τν νεφελων. В позднейшей иудейской письменности Мес­сия получает наименование анани («облачный») или бар-нивли («Сын облака»). Тот же образ представления удерживается и в Новом Завете: сла­ва Божия в виде облака светлого осеняет гору преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:34–35 ); по изображению Самого Иисуса Христа, Он приидет на всеобщий Суд на облаках небесных ( Мф.24:30 ; Мк.14:62 ; Лк.21:27 ). Таким образом, ρχεται μετ τν νεφελων выражает мысль о славном пришествии Христа, Царя, Владыки и Судии всего мира. Μετ των νεφελν указывает не на то только, что Он приидет с целью суда или на славу, ве­личие Его пришествия, но на то и другое вместе, как это можно видеть из параллельных мест, изображающих второе пришествие Господа (напри­мер, Мф.25:31 ). «И узрит Его всяко око». В этих словах слава второго пришествия Господа противополагается уничижению первого: если в первый раз Иисуса Христа не признал даже избранный народ Божий ( Ин.1:11 ), то во втором пришествии Его увидят все (  πς οφθαλμς ), не только верующие, но и неверую­щие, не исключая и иудеев και οιαυτν ξεκντησαν. Последнее выражение с подразумеваемым δψονται, имеет отношение к Ин.19 – ψονται εις ν ξεκντησαν, а вместе с ним к Зах.12:10 . В словах: «и плач сотворят о Нем вся колена земная», – α φυλα нужно относить не к коленам (слав.) израильского народа, как бы следовало, согласно пророчеству Захарии, но по Мф.24:30 , к народам всей вселенной. Φυλ от φω – «племя, род, общество людей, связанных единством происхождения», ср. Быт.10:32 по Семидесяти, где α φυλα (евр.мишпахот) – κψονται, κπτεσθαι буквально означает «бить себя в лицо, грудь, голову», «биться, убиваться» и употребляется для выражения крайней степени скорби, горя или отчаяния (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

г) Последователь Христа узнается по тем плодам, которые он приносит ( Мф. 7:16-19 ). Главный его плод – любовь ( Ин. 13:35 ). Но, не имея в себе сил выполнять новозаветные заповеди, человек должен обращаться к благодатной помощи, которую дарует Дух Христов ( Фил. 4:13 ; Гал. 2.20 ). Тема 5. Жизнь по Евангелию 1). Отношение человека к Богу. 19. Проповеди Христовой предшествовало выступление Иоанна Крестителя с призывом к покаянию, и благовестие Самого Господа тоже началось словами: “Покайтесь” ( Мф. 3:1-2; 4.17 ). Поэтому началом духовной жизни христианина является покаяние, внутренний переворот, переоценка прежней жизни (таково значение евангельского слова “матаноите”, покайтесь, обратитесь, переосмыслите прошлое). Покаяние становится настоящим только тогда, когда “приносит плод”, т. е. выражается в поступках (см. притчу Мф. 21.28-32 ). 20. Отношение христианина к Богу есть богосыновство, оно строится на глубоком сердечном доверии, уповании и надежде ( Лк. 1:9-13; 12.22 ). Примечание: Заповедь “не заботьтесь” имеет ввиду не обычные мысли о житейских делах, а именно “заботу” в смысле мучительной и тревожной озабоченности, которая изобличает маловерие. 21. Молитва есть беседа души с Богом, общение с Ним. Хотя Отец Небесный знает о наших нуждах ( Мф. 6:8 ), открывая Ему сердце, мы вступаем с Ним в живое общение. Сила молитвы не во многих словах (как думали язычники, желавшие длинными заклинаниями повлиять на божество), а в искренности ( Мф. 6:7 ). Примечание: Молитву – как таковую – следует отличать от молитвословия – чтения молитв по молитвеннику. Молитвословие есть школа молитвы и подготовка к молитве (через вживание в молитвы святых). 22. Человек не должен требовать от Бога чудес ( Мф. 12:38-39 ). В молитве на первом месте – не наша воля, а воля Отца ( Мф. 6:10 ; Мк. 14.36 ). 23. Ученику Христову не обещано непременное земное благополучие: среди скорбей и испытаний он укрепляется надеждой на конечное торжество правды Божией ( Мф. 5:12 ; Ин. 16.23 ). Любящий Христа делит с Ним Его крестный путь ( Мф. 8:34 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

г) Последователь Христа узнается по тем плодам, которые он приносит (Мф. 7.16–19). Главный его плод — любовь (Ин. 13.35). Но, не имея в себе сил выполнять новозаветные заповеди, человек должен обращаться к благодатной помощи, которую дарует Дух Христов (Фил. 4.13; Гал. 2.20). ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ 1). Отношение человека к Богу. 19. Проповеди Христовой предшествовало выступление Иоанна Крестителя с призывом к покаянию, и благовестие Самого Господа тоже началось словами: «Покайтесь» (Мф. 3.1–2; 4.17). Поэтому началом духовной жизни христианина является покаяние, внутренний переворот, переоценка прежней жизни (таково значение евангельского слова «матаноите», покайтесь, обратитесь, переосмыслите прошлое). Покаяние становится настоящим только тогда, когда «приносит плод», т. е. выражается в поступках (см. притчу Мф. 21.28–32). 20. Отношение христианина к Богу есть богосыновство, оно строится на глубоком сердечном доверии, уповании и надежде (Лк. 1.9–13; 12.22). Примечание: Заповедь «не заботьтесь» имеет ввиду не обычные мысли о житейских делах, а именно «заботу» в смысле мучительной и тревожной озабоченности, которая изобличает маловерие. 21. Молитва есть беседа души с Богом, общение с Ним. Хотя Отец Небесный знает о наших нуждах (Мф. 6.8), открывая Ему сердце, мы вступаем с ним в живое общение. Сила молитвы не во многих словах (как думали язычники, желавшие длинными заклинаниями повлиять на божество), а в искренности (Мф. 6.7). Примечание: Молитву — как таковую — следует отличать от молитвословия — чтения молитв по молитвеннику. Молитвословие есть школа молитвы и подготовка к молитве (через вживание в молитвы святых). 22. Человек не должен требовать от Бога чудес (Мф. 12.38–39). В молитве на первом месте — не наша воля, а воля Отца (Мф. 6.10; Мк. 14.36). 23. Ученику Христову не обещано непременное земное благополучие: среди скорбей и испытаний он укрепляется надеждой на конечное торжество правды Божией (Мф. 5.12; Ин. 16.23). Любящий Христа делит с Ним Его крестный путь (Мф. 8.34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Сотник у креста сказал: «истинно Сей был Сын Божий» ( Мк.15:39 ). Будучи истинными Богом, Иисус Христос в то же время был истинным человеком с человеческим телом, способным страдать, и человеческою душей, обладающей разумом и свободной волей. Об этом ясно учит Слово Божие. В Слове Божием Иисус Христос называется человеком: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ); Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек» ( Флп2:7 ). Сам Иисус Христос не раз называет Себя «Сыном Человеческим» (см., напр., Мф.8:20; 11:19 ; Мк.8:31 ; Лк.7:34 и др.). Слово Божие свидетельствует, что Он иногда радовался ( Ин.11:15 ), иногда скорбел и тосковал ( Мф.26:27 ); что Он имел Свою человеческую волю, отличную от воли Небесного Отца («не как Я хочу, но как Ты» Мф.26:39). О человеческом разуме в Иисусе Христе Слово Божие говорит в таких словах: «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте»» ( Лк.2:52 ). Таким образом, несомненно, что Иисус Христос обладал полной человеческой природой, кроме греха, и эту человеческую природу Он чудесным образом восприял от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого ( Лк.1:35 ). Праведный старец Иосиф называется отцом Иисуса Христа в смысле питателя и охранителя: по Божественным планам, праведный Иосиф должен быль охранять Пресв. Деву Марию и Иисуса Христа, временно скрывать от взоров мира тайну вочеловечения и, наконец, свидетельствовать о происхождении Иисуса Христа из царского рода Давидова. Пресв. Дева Мария, живя в доме Иосифа, во всей силе хранила данный Ею обет девства, как видно из беседы Ее с Ангелом ( Лк.1:34 ). Об Иисусе Христе мы можем сказать: как Бог, Он не имел матери; как человек, не имел отца. Его рождение двоякое: как Бог, Он вечно рождается из Существа Бога–Отца; как человек, Он родился во времени от Пресв. Девы Марии. Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воплотившись и вочеловечившись, не перестал, однако, быть тем, чем Он был раньше: Он сохранил Свое Божественное Лицо и Свою Божественную природу и в то же время соединился с природою человеческою, так что был вместе и истинный Бог и истинный человек, был Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010