7 к одру. К открытым носилкам. 7 Мертвый, поднявшись, сел. Это первое из трех явленных Иисусом чудес воскрешения из мертвых (8,40–56; Ин. 11,1–44 ), веско свидетельствовавших о том, что Он и есть чаемый Израилем Мессия (7,22). Следует понимать, однако, что все эти воскрешения, в результате которых душа умерших возвращалась в покинутое ею тело, чтобы по прошествии какого-то времени оставить его уже окончательно, в корне отличаются от славного Воскресения Христа. Христос, по воскресении первым облекшийся в нетленную духовную плоть ( 1Кор. 15,42–44 ), по праву назван апостолом Павлом «первенцем из мертвых» ( Кол. 1,18 ; ср. 1Кор. 15,20 ). 7 великий пророк восстал между нами. По всей видимости, свидетели воскрешения, ощутив Божественное присутствие, просто не могли помыслить себе иного, более высокого титула для сотворившего это чудо. 7 Ты ли Тот, Который должен прийти..? Осведомленность Иоанна Крестителя была весьма ограниченной. О себе он, например, не знал, что пришел «в... силе Илии» (см. 1,17; Мф. 11,14 ; Ин. 1,21.25 ). По-видимому, он не знал, что Иисус Мессия, Сын Божий. Ему было известно, что Иисус выше его самого (см. Мф. 3,14 ), но, возможно, он не исключал, что за Иисусом последует некто, превосходящий Его. Руководствуясь этими соображениями, Иоанн и задает свой вопрос, чтобы обрести окончательную ясность. Кроме того, до Иоанна доходила народная молва об Иисусе, что Он великий пророк (ст. 16), не более. 7:21–23 См. Ис.35,5.6;61,1 . 7:24–28 Иисус объяснил народу то, чего сам Иоанн не знал о себе. 7 меньший в Царствии Божием больше его. Как ни велик Иоанн, но он принадлежит эпохе, предшествовавшей Царству и, следовательно, был меньше живущих во время пришествия Царства. См. ком. к 7,19. 7 народ, слушавший Его. В греческом тексте: просто «слушавший». В некоторых переводах (в частности, в NIV и в русском) ст. 29 и 30 представлены в качестве авторского текста Луки, тогда как в других как продолжение речи Иисуса. 7 Они подобны детям. Отвергшие проповедь Иоанна и Иисуса подобны детям не душевной чистотой, а неразумием и капризностью: Иоанн им не понравился своей суровостью, Иисус человечностью и добротой (ст. 33,34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  Глава одиннадцатая 1 Ср.: Лк 24, 21. 2 Мал 4, 5—6; Мишна, Эдуйот, I, 5; VIII,7; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8, 49. 3 Мф 17, 10—13; Мк 9, 11—13; ср.Мф 11, 14. 4 Мф 22, 1—14. 5 Лк 13, 23—28. 6 Мф 11, 21—24; Лк 10, 13—15. Содом и Тир в данном контексте означают предел нечестия. 7 См.гл.7, прим.10. 8 Лк 13, 31—33. Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, — апокалиптический символ срока испытаний. Ср.Дан 7, 25, где сказано о трех этапах этого срока. 9 Мф 8, 19—20; Лк 9, 57—58. 10 Ин 7, 1—10. 11 Лк 13, 6—9. 12 Лк 9, 51—56. Лука относит этот эпизод к последнему путешествию Господа в Иерусалим. Однако тогда Он пришел из Заиорданья (через Иерихон). Прямой же путь из Галилеи вел через Самарию. Слова «Вы не знаете, какого вы духа» и далее — отсутствуют в древнейших рукописях, но смысл их вполне гармонирует с учением и стилем речей Иисуса. 13 Посещение Христом Иерусалима в праздник Кущей описано у Ин 7—8. Ряд толкователей выдвигал гипотезу, что диалоги, приведенные там, есть лишь иллюстрации к учению Иоанна о Боге–Слове. Однако в этих главах больше, чем в других местах Евангелия, подчеркивается человеческая природа Христа (напр., 8, 42—55). 14 О символике праздника Кущей см.: Мишна, Сукка IV,9; Троицкий И. Библейская археология. СПб., 1913, с.457 сл. 15 Выражение «Я есмь» (по–гречески γω εμ, по–еврейски «ани–ху» ) встречается в Ветхом Завете как эквивалент слова «Сущий» (напр., Ис 48, 12; 43, 10). О том, что имя Ани–ху произносилось во время богослужения праздника Кущей, говорит рабби Иегуда бен–Элай (II b.). (см.: Dodd Ch. The Interpretation of the Fourth Gospel, p.94—95). В Ин Иисус много раз относит это слово к Себе (6, 35; 8, 12; 10, 7, 9, 11, 14; 11, 25; 14, 6; 5, 1, 5). Однако подобные выражения есть и у синоптиков. (см.: Brown R. The Gospel According to John, v.III, p.533ff). 16 Ин 9, 1—41. 17 Ин 10, 11 сл. 18 Ин 10, 22 сл. 19 Лк 13, 34—35.   Глава двенадцатая 1 Ин 10, 40—42. 2 Лк 10, 1—16. Лука, который один повествует об избрании Семидесяти, относит его к последнему времени служения Христа, не давая, однако, более точных указаний. Поскольку после возвращения Христа из Голана в Галилею Его проповедь встретила сопротивление, можно предположить, что Семьдесят были избраны во время пребывания Господа в Перее. Выражение «вписаны на небесах» происходит от библейской символики. Подобно тому как в древних городах существовали списки жителей, так и «небесный Иерусалим» имеет свою «книгу жизни» (ср.Откр 13, 8), где вписаны имена верных (см.: Иер 22, 30; Мал 3, 16; Пс 86, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5) и самарянкой (4. 10-15). Таинство Евхаристии получает истолкование в христологическом титуле Агнец Божий (1. 29), в рассказе о чуде превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской (2. 7-9); о чуде умножения хлебов (ср., напр., 6. 11: «...взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам...»), в беседе Христа о Хлебе жизни, в к-рой Христос отождествляет Себя с небесным Хлебом (6. 33, 35); в притче об Истинной Лозе (15. 1-6); в рассказе об истечении крови и воды из ребра распятого Спасителя (19. 34) ( Cullmann. 1953). (См. раздел о богословии Евхаристии в Евангелии от Иоанна в ст. Евхаристия .) Однако сложность и многоплановость символизма Евангелия от Иоанна ( Quast. 1989; Jones. 1997; Kane. 2002; Stout. 2007) не дает возможности говорить о едином богословии таинств этого Евангелия. Структура и содержание Ряд исследователей ( Brown R. 1966; Carson. 1991; Mlakuzhuil. 1987) считают, что Евангелие тематически можно разделить на 2 основные части, которые дополняются прологом (Ин 1. 1-18) и эпилогом (гл. 21). Первую часть (1. 19 - 12. 50) часто обозначают «книгой знамений» ( Dodd. 1953; Fortna. 1970). Вторую часть (Ин 13. 1 - 20. 31) мн. толкователи называют «книгой славы», некоторые - «книгой страданий Спасителя» ( Brown R. 1966). В первой части рассказывается преимущественно о знамениях (чудесах) Иисуса Христа; во второй, начинающейся с Тайной вечери,- о грядущих Страстях и Воскресении. Обе «книги» завершаются обобщающим заключением (Ин 12. 37-50 и 20. 30-31). I. Пролог (1. 1-18). По мнению исследователей, стиль пролога и особенности его лексики указывают на то, что при его создании был использован ранний гимн ( Schl ü sser Fiorenza. 1994; христианский - K ä semann. 1971; Brown R. 1966; Conzelmann, Lindemann. 2004; Jeremias. 1965; гностический - Bultmann. 1941; гимн евр. секты ( Painter. 1991)), воспевающий Премудрость Бога, или гимн, представляющий собой краткий христ. символ веры. Поскольку ряд понятий и выражений (напр., Логос-Слово, благодать) более в Евангелии не встречается, некоторые считают, что пролог был добавлен к основному тексту уже после его завершения ( Harris J.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

11 Мк 7, 33; Ин 9, 6—7. 12 Мк 2, 1—12. 13 Мк 7, 34. 14 Мф 9, 20—22; Мк 5, 25—34; Лк 8, 43—48. 15 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом «бесноватые» были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк 13, 11—16). 16 Мф 12, 43—45; Лк 11, 24—26. 17 Мф 9, 34; Мк 3, 22—30; Лк 11, 15—19. Талмуд, Барайта, Шаббат, 104; Цельс — у Оригена, Против Цельса, 1, 6. 18 Мф 12, 33—35. Что касается непростительной «хулы на Духа Святого», то речь здесь идет не об ошибке или заблуждении ума, а о сознательном противлении Богу. (см.: св.Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от Матфея, гл.12). 19 Ин 5, 17 сл. 20 Мф 12, 38—42; Лк 11, 29—32. 21 Мф 9,30—31; Мк 7,36—37. 22 Мф 11, 2—14; Лк 7, 18—29. По мнению ряда древних комментаторов, Иоанн хотел убедить лишь своих учеников в мессианстве Иисуса; см. толкования, приведенные в кн.: свящ. Вишняков С. Св. великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., 1879, с.316 сл. Однако были и такие (напр., Тертуллиан), которые считали, что сомнения были у самого Крестителя. «Евангельский текст, — говорит о.С.Булгаков, — если не прямо противоречит, то и не дает никакого положительного основания относить вопрос Предтечи только к его ученикам, а не к нему самому» ( С.Булгаков. Друг Жениха. Париж, YMCA, 1927, с.128; см. также: М.Поснов. Иудейство. Киев, 1906, с.253). Косвенным подтверждением этого взгляда является тот факт, что иоанниты не присоединились к Церкви Христовой, а остались обособленной общиной. Часть их впоследствии переселилась в Месопотамию, где влилась в гностическую секту мандеев. (см.: Болотов В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, СПб., 1910, с.230 сл.; Steinmann J. St. Jean–Baptiste et la spiritualite du desert. «Maomres spirituels» III, Paris, Seuil, 1956, p.125 s.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

30. Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в " Точном изложении " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает " теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью " (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25). 31. ε - истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется " обменом веществ " . 32. εο - изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только " относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного " (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 33. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 34. ο - рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как " разобщение влаг и разделение на форму и материю " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 36. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: " Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент " (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 37. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 38. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229). 39. Еф.6:19. 40 Разночтение в рукописях, есть вариант ε " ου вместо ε " ε " ου. 41. Ин.1:9. Добавлено определение " небесный " мир. 42. Ин.14:31. 43. Прит.23:1-2. См. примеч. 35 к трактату " О Рае " . 44. Мф.13:11. 45. Пс.118:18. 46. ου - существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: " ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух " (Се. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.582).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

30. Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в " Точном изложении " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает " теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью " (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25). 31. η ρεσιν - истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется " обменом веществ " . 32. η μεταβολ - изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только " относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного " (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 33. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 34. η τομ - рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как " разобщение влаг и разделение на форму и материю " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 36. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: " Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент " (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 37. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 38. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229). 39. Еф.6:19. 40 Разночтение в рукописях, есть вариант ει δ " ου вместо ει δ " ει δ " ουν. 41. Ин.1:9. Добавлено определение " небесный " мир. 42. Ин.14:31. 43. Прит.23:1-2. См. примеч. 35 к трактату " О Рае " . 44. Мф.13:11. 45. Пс.118:18. 46. ουσιωδως - существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: " ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух " (Се. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.582).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает «теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью» (Немесий Эмесский. О природе человека… С.25). 33 η ρεσιν — истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется «обменом веществ». 34 η μεταβολ — изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только «относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного» (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35 Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 36 η τομ — рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как «разобщение влаг и разделение на форму и материю» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). 37 Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 38 Указанная цитата по переводу А. Бронзова: «Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент» (Св. Иоанн Да–маскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 39 Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 40 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека… С.93 (PG 44. 229). 41 Еф.6:19. 42 Разночтение в рукописях, есть вариант ει δ " ου вместо ει δ " ει δ " ουν. 43 Ин.1:9. Добавлено определение «небесный» мир. 44 Ин.14:31. 45 Прит.23:1–2. См. примеч. 35 к трактату «О Рае». 46 Мф.13:11. 47 Пс.118:18. 48 ουσιωδως — существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: «ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух» (Се. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.582). 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

93 Кол.3:23 . 94 Гал.3:28 . 95 Лк.12:42 . 96 Иак.5:4 . 97 2Фес.3:10 . 98 1Кор.9:7 . 99 1Кор.9:14 . 100 Лк.3:14 . 101 Мф.10:9-10 . 102 Лк.10:7 . 103 Мф.20:1–16 104 В переводе, выполненном под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) : «Идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам» ( Мф.20:4 ) 105 Мф.20:15 . В переводе под редакцией епископа Кассиана: «Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом?» 106 Из всей многочисленной литературы по календарному вопросу хотелось бы выделить брошюру А.Н. Зелинского Конструктивные принципы древнерусского календаря.- М. 1996., в которой показаны преимущества и совершенство церковного Юлианского календаря. 107 Дан.4:16 . 108 Ин.11:9 . 109 Деян.3:1 . 110 Быт.2:3 . По словам св. Иоанна Златоуста «Почил, значит перестал творить и производить из небытия в бытие», не оставляя промыслительной деятельности о мире и человеке 111 Исх.20:8-11 . 112 Мк.2:23, 3:2 . 113 Лк.14:5 . 114 Подробно об этом см. Болотов В.В. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христианское чтение. 1893. Вып. IV (июль – август) С. 156–167. 115 Подробнее о смысле использования метоновского цикла см. указ. соч. А.Н. Зелинского. 116 Никитина С.К. История российского предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001 117 В Законах царя Хаммурапи, например, запрещалось взымать более 20% по денежной и 33% по натуральной ссуде. 118 Исх.22:25 . 119 Вт.23:9–20. 120 Лев.25:35–37 . 121 Ис.24:2 . 122 Под лихвой, по-видимому, разумеется превышение количество возвращенного должником, над количеством взятого в долг им, особенно при ссуде в натуральной форме. 123 Иез.18:8,17 . 124 Пс.14:1–2, 5 . 125 Иез.18:8,13,17; 22:12 . 126 Неем.5:1-6 . 127 Неем.5:7–11 . 128 Флавий Иосиф. Иудейские древности: В 2т. Т. 2. Приложение. — Мн.: Беларусь, 1994. — С. 605. 129 Иез.45:11–12 . 130 Иез.45:9 . 131 Мф.25:14–30 . 132 Лк.19:12–27 . 133 Лк.6:34–35 . 134 Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). Избранное. Образ общества.: Пер.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его… и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.). Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), — и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), — и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.). Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

34. Подтверждая Моисееву заповедь «не прелюбодействуй», т. е. не нарушай верности брака, Христос требует чистоты самих помышлений и чувств (Мф. 5.28). Брак рассматривается Им не просто как гражданский акт или. союз, а как священное единение двух, которое благословил Бог (Мк. 10.8; см. Быт. 2.24; Еф. 5.31). Именно это единство мужчины и женщины — главная цель брака, а не деторождение, которое есть и у животных (к тому же брак может быть и бездетным). Из высокого значения любви и брака вытекает и евангельское осуждение развода (Мф. 19.1–3). Примечание: 1) Апостол Павел называет мужа «главой жены» (Еф. 5.23), но чтобы слова его не истолковали как освящение семейного деспотизма, он тут же поясняет, что муж должен относиться к жене с жертвенной любовью (Еф. 5.25). «Главенство» же мужчины выражается в его инициативе, взятии на себя ответственности и создании опоры для семьи. 2) Благословляя брак, христианство в то же время высоко ценит и безбрачие как жертву ради Царства Божия (Мф. 19.12). Оно есть дело личного призвания человека (1 Кор. 6.7). Церковь на своих соборах признала брак и девство «равночестными». 3) На основании Евангелия Церковь защищает неповторимость брака. До Х в. разводы и вторые браки заключались государством. Но с Х века на церковные власти была возложена юридическая функция в брачных делах. В результате православная церковь допустила (с большими ограничениями) развод и второбрачие, а римская — продолжает отстаивать неповторимость брака. 4) Церковь допускает брак между верующим и неверующим (1 Кор. 7.12–16). Однако идеал брака предполагает полное единение супругов во всем. 35. Запрет клятвы (Мф. 5.34–37) тесно связан с заповедью о правдивости (Мф. 5.6–10; ср. Кол. 3.9). «Отцом лжи» именуется сатана (Ин. 8.44). Примечание: Внутренняя правда отличается от правды формальной. (Иуда, например, указав врагам Иисуса место, где Он находился, формально говорил правду). 36. Христос недвусмысленно говорит об осуждении как о грехе (Мф. 7.15), что, впрочем, не означает, что моральный компромисс есть благо. Различие здесь в направленности воли. Следует «ненавидеть грех, но любить грешника».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010