Выделенные курсивом слова – практически единственное существенное отличие между этими версиями. СП всюду использует традиционную церковную терминологию, но РВ сознательно отказывается от нее. С точки зрения автора этого перевода, В. Н. Кузнецовой , в современном русском языке слова проповедать, каяться, креститься, исповедовать обозначают не более и не менее чем церковные обряды, поэтому следует найти иные слова, чтобы передать внутренний смысл этих действий. Разумеется, для многих православных читателей такой подход оказался шокирующим. Но преемственность (или ее разрыв) бывает важна не только в области терминологии, но и в том, что касается смысла текстов. Особую роль, конечно, здесь играют ВЗ пророчества , используемые в НЗ, о которых мы уже не раз говорили. Прежде всего, это Ис 7:14 : «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (СП). Как раз с Девой тут все непросто: хотя LXX называет ее именно так ( parfeno_s), МТ употребляет здесь слово которое, строго говоря, не означает девственности. Естественно, что христиане понимают это место как пророчество о девственном рождении Христа, тогда как иудеи видят здесь всего лишь естественное рождение ребенка у некоей молодой женщины. СП следует христианской традиции, но что предлагают современные переводы? Они, как правило, не обходятся без примечаний, где даются альтернативные толкования или, напротив, подтверждается правильность выбора переводчика. Рассмотрим три версии: «Мой Создатель пошлет тебе знамение: Взгляни на эту молодую женщину, ребенка ждущую. Скоро она родит сына и назовет его Эммануилом». Примечание: Или: «Взгляни на девственницу. Она забеременеет и родит сына». Такое значение, по-видимому, имеет древнегреческий текст, переведенный около 150 г. до Р.Х. См. Бытие 16:11–12 и Лука 1:30–35, где упоминается это событие. («Современный перевод») «Итак, Владыка Сам даст Вам знамение: дева зачнет и родит сына, и назовет его Иммануил». Примечание: Эти слова имеют пророческий смысл и говорят о рождении Исы Масиха (см. Инжил, Мат 1:22–25). («Священное Писание», перевод для мусульман Средней Азии).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Инжил магарул мац (Новый Завет на аварском языке ) Институт перевода Библии (ИПБ) – это российская научная организация, занимающаяся переводом, изданием и распространением Библии на языках неславянских народов, проживающих в России и в сопредельных странах. Эти народы (около 85 млн чел.) имеют различные культурные и религиозные корни и говорят на более чем 130 языках. Численность носителей некоторых из них составляет миллионы, другими владеют только несколько тысяч и даже сотен человек. Одни языки имеют давнюю литературную традицию, а для других письменность была создана совсем недавно. Цель Института перевода Библии – создать точный и богословски верный перевод, чтобы донести содержание Библии до современного читателя на родном языке. Деятельность ИПБ проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Офис Института располагается в Москве, в Андреевском ставропигиальном монастыре . 28 октября 2015 года весь коллектив Института перевода Библии был удостоин  медали священномученика Евгения (Зернова) в благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество в деле распространения Слова Божия и христианского просвещения народов Якутии. Медаль вручил Председателю Правления ИПБ протоиерею Александру Троицкому епископ Якутский и Ленский Роман. Книга взята с сайта http://ibt.org.ru/ru/ Инжил     Библия таржама гьабиялъул институт Москва 2008     Дуца кодобе босараб буго «Инжил». «Инжил» ккола Библиялъул – ва христианазул Хирияб – цо Гьеб ккола азарго буссинабурабги дуниялалда бищунго Гьелъ асар гьабуна халкъазул ва культурияб Гьанже дуе рес щун буго гьеб Библия ккола азаргоялдаса соназ хъварал цолъизарун лъугьараб Гьеб буго – – бицунеб буго Аллагьас дуниялги инсанги рижараб куцалъул, аварагзаби жиндирго халкъалъе Гьес загьир гьабураб куцалъул, Аллагь цо божараб халкълъун лъугьараб халкъалъухъе Муса аварагасдалъун Аллагьас Къанун Гьеб киналъулго бугеб щуго Тавратилан абула.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пермь, 1997. Ч. 1: 1918-1928 гг.; он же. Духовенство Пермской епархии в 1928-1965 гг.: Век гос. атеизма. Пермь, 1997. Ч. 2; он же. РПЦ в 1943-1965 гг. по мат-лам Пермской епархии//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 2001; он же. Пермская епархия в 20-х гг. ХХ в.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 64-83; он же. Духовенство Пермской епархии в годы гражданской войны//Гражданская война на Востоке России: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Пермь, 25-26 нояб.). Пермь, 2008. С. 9-13; Мухин В. В. Из истории крестных ходов Пермской губ.//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 2. С. 147-152; Нечаев М. Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале//Там же. Т. 1. С. 83-91; он же. Благотворительная деятельность Православной Церкви в Пермской епархии в нач. ХХ в.//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 117-119; он же. Милосердие и благотворительность Церкви на Урале//Милосердие и благотворительность в рос. провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2002 г. Екат., 2002. С. 114-116; он же. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004; Носов А. В. Мемориал скорби: К захоронению жертв полит. репрессий в р-не 12-го км Моск. тракта вблизи г. Екатеринбурга. Екат., 1997; Серафим (Кузнецов), игум. Памяти прот. Стефана Луканина//Святоотечество. Пермь, 1997. Вып. 1. С. 69-88; Черных А. В. Миссионерство среди народов Прикамья//Христ. миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 1. С. 83-91; Благотворительность: история и возрождение: Мат-лы науч.-практ. конф. Пермь, 1998; Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екат., 1998; Вяткин В. В. Пермской епархии - 200 лет. Пермь, 1999; он же. Ставший символом Перми: Спасо-Преображенский кафедр.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

б) Он учил своих, что надобно отказываться от всякого желания покоя земного, если хотят быть в покое Христовом ( Мар. 9, 47 . Лук. 18, 29 ), и предсказывал Себе и им жестокие бедствия (Мат. 16, 22. 10, 16–18. Лук. 9, 18 ). в) Строго обличил земные честолюбивые замыслы в сынах Зеведеевых ( Мар. 10, 35 ) и в Петре (Мат. 16, 23), и на вопрос: кто больше в царствии, указал на дитя (Мат. 18, 1). г) Ясно говорил, что не пришел Он, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим (Мат. 20, 28), старался скрывать славные дела свои – свои чудеса от внимания людей (Мат. 9, 30. 8, 4. Иоан. 5, 14. 9, 12 .) и когда народ хотел провозгласить Его земным царём, Он скрылся. Хотя апостолы до воскресения Христова и даже до самого торжественного сошествия на них Духа Святого ожидали, вместе с иудеями, видимого царства Мессии – царства политического: до сие ожидание и само по себе должно было ослабеть по вознесении Христовом, а тогда, как просвещены они были Духом святым, увидели и говорили, что царство Христово есть собственно царство духовное. Они учили, что царство Христово есть правда, мир и радость, производимые Духом святым ( Рим. 14, 17 ), царство противоположное тёмному царству духа злобы – диавола ( Кол. 1, 13 ), царство, которое обнимает собою и небо и землю (Еф . 1, 10), и есть непоколебимо ( Евр. 12, 28 ). Апостолы самыми делами и жизнию свидетельствовали о духе царства Христова. Св. Павел от лица апостолов писал: мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники: зане позор быхом миру и ангелом и человеком. Мы буи Христа ради, немощны, безчестны и пр. ( 1Кор. 4, 9 – 13 ). § 214. Земное временное Царствование Христово Христос Иисус при самом вступлении в должность Мессии и Его предтеча проповедовал: исполнися время, приближися царствие Божие ( Мар. 1, 15 . Мат. 3, 1. 4, 17. Лук. 10, 9. 11 ). Эти слова, как очевидно, заключают тот смысл, что одно время кончилось явлением Иисуса Христа в мир, а другое началось ( 2Тим. 4, 6 ), и это последнее время названо временем царствия Божия. Такое же свидетельство о времени начального появления царствия Божия, или царствия Христова, произнес Спаситель, когда говорил, что со дней Иоанна Крестителя царствие небесное берется силою и умные искатели достигают его – αρπζουσιν ατν (Мат. 11, 12. Лук. 16, 16 ). Если уже берут царствие Божие: то это показывает, что царствие Божие настало. Фарисеям, обвинявшим Иисуса Христа в сношениях с духом злобы, Иисус говорил: аще о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мат. 12, 28). Фарисеи сами соединяли со временем явления на земле царства Мессии время ослабления силы дьявольской, и Спаситель собственным их образом мыслей обличает несправедливость их мнения о Нем; показывает, что если Он изгоняет бесов силою Божей: то это и по их суждению есть знак того, что царство Божие уже настало, явилось между людьми: таково значение последних слов по их употреблению (см. Сол. 2, 16. Рим. 9, 31 . Фил. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Дай Бог нам всем мудрости для добра и любви к каждому человеку, даже врагу, потерявшему человечность! р. Б. Анна 29 апреля 2014, 01:11 Была у нас в школе учительница одна. И она так хорошо сказа про мат, я до сих пор помню: " Вот мат-это что? Вы сами-то подумайте! Он весь построен на одних детородных органах! На той части организма откуда мы с вами все и появились! " Через пару лет в дополнение к этим словам я услышала проповедь священника: " Мат-это проклятие своих родителей! Своей матери и своей земли! " . Павел Ребровский 28 апреля 2014, 23:14 мат-это проблема человека, которую он решает по мере своих ощущений. Светлана 28 апреля 2014, 18:52 Я считаю, что мат-это спам, духовная грязь, разрушающая душу человека. Мат-это грех, в котором нужно каяться и изживать. Матерится,сквернословит человек от скудности своего языка. На мат отзываются бесы. Иван Иваныч 28 апреля 2014, 17:16 Татиана, не надо лгать, Вы не на Майдане. Я прожил на Западной Украине 20 с лишним лет, и много раз был свидетелем, как местное население ругалось матом не только по-украински, но и по-польски и даже по-мадьярски. Светлана К. 28 апреля 2014, 15:55 Согласна с Дмитрием! Мат - явление инфернальное, бесовское. И он не русский (почитайте Василия Ирзабекова " Тайна русского слова " ). Очень жаль что мы, православные, переняли его от язычников во время монголо-татарского ига и вместо молитв к Богородице, грязно хулим Ее честное имя. Эта мерзкая брань настолько вьелась в души наших людей, что они даже не понимают, что ругаться матом неприлично и искренне удивляются, когда делаешь замечания. Больно и грустно смотреть на почти поголовную деградацию нашего народа. Да поможет нам Господь и Его Пречистая Матушка победить это непотребство в душах наших соотечественников! Лариса Воронина 28 апреля 2014, 14:11 Матерятся не от плохой жизни, а от привычки. Стоит себя пол годика сдерживать, так привычка уйдет. Потом матерные слова начнут резать слух и вызывать отвращение. Способ протестирован:). Дмитрий 28 апреля 2014, 13:38

http://pravoslavie.ru/70250.html

Во огни пламене составляет ли только символ строгого суда, или особенную действительность, какова- огненные молнии,– не видно. Во всяком случае показывается тем грозное величие правды Божией. День суда называется днем гнева и откровения правды Божией ( Рим. 2, 5 ), которая не знает лиц (2, 11). Суд будет решительный, которого приговоры никогда не переменятся (Мат. 25, 46). § 336 Производство суда Образ суда Божия, как и каждого действия божественного, мало доступен разумению нашему. Посему и св. писание открывает нам немногое и частью под покровом образов. а) В производстве суда примут участие ангелы. В притче Спасителя о плевелах (13, 41. 49) Ангелы-жатели также необходимы, как мир – поле, как сыны царствия – семя доброе. По слову Спасителя, к Судии – Сыну Божию явятся все народы (Мат. 25, 31), и собрание, как избранных Божиих (Мат. 24, 31), так и грешников, совершится именно при участии ангелов (Мат. 13, 41. 49). б) По собрании всех добрые отделены будут от худых,– первые поставлены будут но правую сторону Судии, вторые- по левую (Мат. 25. 32. 33). Понятно, что это отделение одних от других столько же приятно для лучших, сколько тягостно для других. Так при первом появлении всех, пред лицом вечной правды, праведные испытают благоволение к себе, а грешные – стыд и унижение. Отделение злых от праведных, по слову Спасителя, должно произойти также при участии ангелов (Мат. 25, 49). в) Апостол говорит о Сыне Божием: иже во свете приведет тайная тьмы ( 2Кор. 4 ·, 5). Это значит, что свет правды Божией, свет праведного Судии- Сына Божия, покажет в ясном свете, в совести каждого, все дела людские, и озаренная сим светом она увидит и сознает весь ряд своего прошедшего, где так многое было забыто или и намеренно скрыто. Спаситель изображает тоже самое в одобрительном голосе Судии к праведным и обличительном – к грешным (Мат. 25, 34–43), и ясно даст видеть, что как глубокое смирение первых, так гордая беспечность последних вызовут поучающее действие правды Божией. г) За тем последует приговор Судии: тогда речет сущим одесную его: приидите благословенны Отца .моего, наследуйте уготованное вам царствие...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пояснения: I. Господь Иисус Христос Сам Себя называл то Сыном Божьим, то Сыном Человеческим. Первое название относится к Его Божеству, второе к Его человеческому существу. Чтобы дать нам пример скромности, Он обыкновенно называл Себя Сыном Человеческим. II. И люди называются сынами и дочерьми или детьми Божьими, но не в настоящем, действительном смысле, как будто бы они были от Бога рождены, а в другом смысле, в образном, т. е. что они созданы Богом, а также в том смысле, что людям, когда они каются, Бог отпускает грехи и дарует Свою милость, как отец, принявший своего раскаявшегося блудного и расточительного сына, и что через приобщение святых Таин они по милости Божией духовно возрождаются. Если бы кто-нибудь из людей назвал себя сыном Божиим в таком смысле, как назвал Себя Господь Иисус Христос, то это было бы богохульством. III. Апостол Павел говорит, что в Господе Иисусе Христе «обитает вся полнота Божества» ( Кол.2, 9 ). IV. Апостол Иоанн написал: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (I Иоанн 5, 20). V. Господь Иисус Христос не хотел блеском Своего Божества удивить людей; наоборот, Он говорил и действовал так, чтобы возбудить в их душах доверие, уважение, веру и любовь к Себе. Он хотел, чтобы люди сами почувствовали потребность вникнуть в тайну Его личности и чтобы, наблюдая за Его жизнью и деятельностью, особенно же видя Его чудеса и переживая Его слова, они с Его благодатной помощью сами начали познавать Его Божество. Это был самый верный, самый истинный прием воздействия на человеческие души, достойный Богочеловека и Искупителя. VI. Главные чудеса, совершенные Спасителем, следующие: превращение воды в вино (Иоанн 2, 1–11); воскрешение мертвых – именно дочери Иаира (Мат.9, 25), сына наинской вдовы (Лука 7, 11–17) и Лазаря (Иоанн 11, 1–44); исцеление тяжело больных без лекарств: слепых (Мат.9, 27–32; Марк 8, 22–26 ), слепого от рождения (Иоанн 9, 1–8), глухонемого ( Марк 7, 32–37 ), женщины, страдавшей кровотечением (Мат. 9, 20–22), прокаженных (Лука 17, 12–17) и многих других больных; усмирение морской бури (Мат.8, 24–28); хождение по морю (Мат.14, 25), насыщение свыше пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мат.14, 15–21); знание человеческих мыслей и действий (Мат.9, 4; 12, 14–15; 14, 13–16; Иоанн 1, 48–49) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она – а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная ( Лук. 10, 27 ); б) должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей ( Иоан. 14, 15. 21 ); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мат. 5, 16) и г) простираться до того, чтобы мы готовы были, ради имени Божия, погубить самую свою душу ( Марк. 8, 35 ). Равным образом, изображая свойства любви к ближним, учил, чтобы мы – а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мат. 5, 44–48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мат. 5, 22; 7, 1. 2. 12); в) сами великодушно переносили все оскорбления и прощали за все обиды не только до седьми крат, но до седьмидесяти крат седмерицею (Мат. 5, 38. 39; 6, 14; 18, 22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мат. 5, 36. 42; Лук. 6, 35 ), и д) были готовы, в потребных случаях, положить самую душу свою за други своя ( Иоан. 15, 13 ). А чтобы возбудить людей к принятию и исполнению того и другого закона, закона веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствия и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению (Мат. 25, 41; Лук. 13, 28 ); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. 19, 28. 29; 25, 34) 320 ; в) наконец – на ту беспредельную и, в высшей степени, трогательную любовь Божию к нам грешным, которая явилась в деле искупления нашего от вечных бедствий и дарования нам вечного блаженства ( Иоан. 3, 16. 17; 15, 9. 13–15 ). § 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева Этот закон веры и деятельности, преподанный Христом Спасителем и всецело направленный к спасению человека, есть закон новый, совершеннейший закона Моисеева или ветхозаветного, и заменил его собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С. 150-214; Кончин Е. В. «Хранить постоянно…»: Очерки. Тула, 1982. С. 109-120; Белоброва О. А. О древнерус. подписях к нек-рым нидерландским цельногравированным изданиям XVII в.//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 76. Примеч. 34; Пуцко В. Г. Иконы с изображениями калужских святых//Tausend Jahre Taufe Russland: Russland in Europa/Hrsg. H. Goltz. Lpz., 1993. S. 518-528; он же. Иконы 2-й пол. XVII и 1-й пол. XVIII вв. из храмов Калуги//Калуга в шести веках: Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. Калуга, 2000. С. 331-342; он же. Рус. иконопись XVIII - нач. XX в.: На перекрестках культурных традиций//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX в. М., 2001. С. 33-37; он же. Икона из старой Калужской ц. Георгия «на песку»//Калуга в шести веках: Мат-лы 4-й гор. краевед. конф. Калуга, 2003. С. 103-115; он же. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; он же. О калужской миниатюрной иконописи XVIII-XIX в.//Там же: Мат-лы 5-й гор. краевед. конф. Калуга, 2005. С. 325-326; он же. Икона Богоматери Казанской, что в Калуге//Вопросы истории, культуры и природы Верх. Поочья: Мат-лы XIII Всероссийской науч. конф., посвящ. 200-летию Н. В. Гоголя. Калуга, 2009. С. 172-177; Днепровский А. С. Судьба правосл. храмов г. Калуги и их реставрации с 1968 г.//Там же. Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. 2000. С. 308-317; Осипов В. И. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губ. в XIX - 1-м десятилетии XX в.//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 33-38; Французова Е. Б., ред. Строельная книга Калужского посада. 1590-е [гг.]// Она же. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Zacharuk R. Lebendige Zeugen: Datierte und Sigmerte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 18-19. Ил. 138, 139; Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края//Калуга в шести веках: Мат-лы 7-й гор. краевед. конф. 2009. С. 226-233; Паутова Л. П. Из истории калужского храма Покрова Богородицы на рву//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010