1:28,29 . Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8 ). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной, Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам. 1–30 . фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9 ; Суд. 6:23 ; Иер. 1:8 ; Дан. 10:12 ; ср.: Быт. 15:1 ). Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога ( Быт. 6:8; 19:16,19 ; Исх. 33:13 ). 1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7 (об этом см. в коммент. К Мф. 1:23 ). 1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2Цар. 7:12–16 , отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», – несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21 ). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14 . 1:34,35. В иудаистской традиции «сень» – символ присутствия Бога среди Своего народа. 1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18 (о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница ( Быт. 18:12–15 ). 1:38. Покорность Марии воле Господа описана характерным для Ветхого Завета языком подчинения и молчаливого согласия(напр.: 1Цар. 1:18; 25:41 ; 2Цар. 9:6,11 ; 4Цар. 4:2 ; ср.: «Вил и Дракон», 9; см. особенно 2Цар. 7:25 ). 1Встреча двух матерей 1:39,40. Путь из Назарета в горную часть Иудеи мог занять от трех до пяти дней, в зависимости от того, как далеко находился Дом Елисаветы. Если учесть, сколь опасной была эта дорога, можно сказать, что юнойМарии нельзя отказать в смелости, хотя, возможно, она присоединилась по пути к какому-нибудь каравану; в противном случае, родители вряд ли отпустили бы ее. В приветствии обычно содержалось благословение или пожелание мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2 только душу его сбереги. Букв.: «только его жизнь». Бог позволяет сатане поразить Иова болезнями, но сатана при этом остается лишь орудием в руках Божиих. Данный эпизод поднимает вопрос о сущности зла. Сатана, будучи сотворенным существом, сам ограничен в свободе действий. Его власть может простираться так далеко, как это позволит ему Господь. Глагол «сберегать» можно еще перевести как «охранять, гарантировать»; то есть сатана отвечает перед Богом за жизнь Иова. 2:7–10 Несмотря на то, что сатана с позволения Бога (и будучи Им ограничен в действиях) поразил тело Иова, Иов сохраняет убежденность в праведности Господ и продолжает благословлять Его. 2 проказой лютою. Нельзя с уверенностью утверждать, что это была лепра. 2 сел в пепел. Возможно, древние люди знали о целебных свойствах пепла, способного задерживать распространение заболевания. Но, скорее всего, здесь слово «пепел» синонимично «пепелищу» и выражает предельную степень скорби и смирения. 2 похули Бога, и умри. Ср. с 1,5 и 1,18.19. Жена Иова знает, что хула на Бог влечет за собой смерть, но не знает, что Иов, в силу воли Божией (ст. 6), защищен от смерти. 2 как одна из безумных. Слово «безумный» в древнееврейском языке употреблялось в отношении вероотступников и религиозных диссидентов, как, напр., в Пс. 13,1 (ср. 52,1). Скорее всего, оно подразумевает этический аспект, а не психологический. а злого не будем принимать? Бог не имеет отношения ко злу. Человек сам (см. Быт. 3,6 ) захотел испытать, что есть зло. Иов затрагивает тему добра и зла, но для него зло имеет тот же источник, что и добро, т.е. Бога. Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Т.е. остался верен Богу, выдержал испытание. 2 Елифаз Феманитянин. Феманитянин житель Фемайской земли, которая названа так, вероятно, по имени Фема, сына Измаила ( Ис. 21,14 ; Иер. 25,23 ). В Быт. 36,11.15 упоминается о Фемане, сыне Елифаза, внуке Исава. Феман также город в Идумее, жители которого славились своей мудростью ( Иер. 49,7 ; Авд. 8 ). Вилдад Савхеянин. Представитель Савейского племени (Шевы), обитавшего на юго-западе Аравии (6,19, Ис. 60,6 ). Возможно, древнее название Эфиопии. Цариц Савская искала мудрости у Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Описание дара Жертвой в подавляющем большинстве являлись одомашненные животные – бык, козел или овца. Иногда приносились хлебные жертвы. Предпочтение хлебного приношения животным, по всей видимости, зависело от уровня финансовых ресурсов. Однако Богу отдавалось то, что было самым дорогим, самым ценным. И это не все! Жертвенное животное должно было быть без изъяна. Тем же самым словом, которым описывались жертвенные животные (тамим), можно описать Ноя ( Быт.6:9 ), Авраама ( Быт.17:1 ), Иова ( Иов.12:4 ) или любого поклонника, надеющегося войти в Божье присутствие ( Пс.14:2 ). Это слово, таким образом, подразумевает как физическую, так и моральную чистоту. Даже в самом Ветхом Завете акцент, с точки зрения жертвы, постоянно перемещается от жертвенного животного без физических недостатков (Левит) к жертвенному слуге – человеку, освобожденному от моральных недостатков. Несомненно, это и есть основная идея 53-й главы Книги Пророка Исайи, где речь идет о рабе, не взявшем на себя наши немощи, который был изъязвлен за наши грехи и беззакония, однако не открывал своих уст. Сцена для Нового Завета идеологически не могла быть приготовлена более красиво (см. 1Пет.1:19 ). Хорошо известно, что пророки яростно выступали против злоупотребления жертвами. Их гнев вспыхивал каждый раз, когда они видели народ Божий в одно и то же время верно исполняющим ритуал, но неверным в образе жизни. Жертву нельзя было использовать как дымовую завесу для этической развращенности. Внешнее послушание должно сочетаться с внутренней святостью. Подтверждение этому можно найти в таких отрывках, как Книга Пророка Исайи (1:11–17), Книга Пророка Осин (6:6), Книга Пророка Амоса (5:21–24) и Книга Пророка Михея (6:6–8), – это пророческие голоса из восьмого и начала седьмого столетий до и. э. Позже, в седьмом и шестом столетиях до и. э., эта тема вновь встречается у пророка Иеремии ( Иер.6:20 ) и в его знаменитой храмовой проповеди ( Иер.7:1–15 ). Подобное настроение отражено даже в Псалтире (ср. Пс.50:18:19 ). Вероятно, самую ясную аналогию теме непорочной жертвы можно найти в проповеди пророка Малахии, прозвучавшей после возвращения из вавилонского пленения. Не только жертвы народа неполные («вы обкрадываете Меня» – 3:8), но и их жизнь нечиста («вы прогневляете Господа» – 2:17), а их жертвы Богу несовершенны («священники, бесславящие имя Мое» – 1:6). Приносимые в жертву животные были хромыми, слепыми или больными – в таком плохом состоянии, что люди не посмели бы преподнести их своему земному правителю (1:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

2 . Остаток. 1086 Сила Божья, которая искоренит зло и нечестивых людей в Иудее и среди других народов, подготовит путь выхода для остатка, который будет наслаждаться общением с Богом и жить под Его защитой (3:20). Таким образом, идея остатка сильно связана с темой прихода дня Господа. У концепции остатка есть три элемента (см. 1:46; 3:13,47,811, 3:913,1420). Во-первых, она предполагает, что Божий суд над народом приведет к почти полному уничтожению нации, за исключением немногочисленного остатка (3:1112). Речь идет не о случайном суде, поскольку грехам Иудеи соответствуют определенные проклятия, прописанные в книге Второзаконие. Тем не менее, по Божьей милости и благодати, некоторые останутся живы (см. Ис.10:2023 – Божий суд – это «истребление, изобилующее праведностью» – пер. с англ.). Во-вторых, остаток состоит из людей, полностью посвященных Господу, из тех, кто праведен и смирен перед Ним (2:3, 3:13). Они последуют призыву и будут искать Госиода, будут послушными Ему и станут зачатком появления нового народа Божьего. Это – люди по сердцу Божьему, честные и праведные (3:13). В-третьих, благодаря Божьей благодати, праведный остаток имеет надежду на будущее. Они займут земли своих врагов (2:7:8) и будут жить защищено, под сенью Господа и в Его присутствии (3:1213:15), возрожденной жизнью и со счастливой судьбой (2:7, 3:20). Отверженные и униженные будут спасены, а их позор будет снят (3:19). 3 . Грех Иудеи. Софония осуждает дух синкретизма, завладевший иудеями во время правления Манассии. Ассирийские религиозные культы следовало отвергнуть (1:56,89, см. 4Цар.23 ), ибо они шли против требований закона ( Лев.18:15 ; Втор.7 ). Но этого не произошло, и, в результате, страна погрузилась в несправедливость, коррупцию и жестокость (1:9Ь, 3:37Ь). Другим последствием стал деистический эгоцентризм (1:12Ь). 1087 Их мысли были развращены до того, что они стали считать Яхве одним из языческих идолов. Он существовал, но ничего не делал, а потому Его не стоило воспринимать серьезно. Идолы действительно молчат ( Ис.41:2324 ; Иер. 10:5 ), но относиться к Яхве так же, как и к ним значит считать Его бессильным и ненастоящим. Это хуже активного бунта, ибо бунт против Бога хотя бы означает серьезное отношение к Богу. Такое мышление было проявлением крайней степени эгоцентричной гордыни ( Быт.3:5 ). Такое отношение к Богу и к жизни характерно для современной европейской цивилизации, и, возможно, присутствует во многих современных церквях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Скифское нашествие, таким образом, могло лишь давать повод к изображаемой пророком страшной перспективе, ожидающей Иудеев. Косвенный намек на это опустошительное для многих азиатских народов нашествие скифов не без основания усматривают в словах прор. Софонии Соф.3:6–8 , а также в первой половине стиха Соф.1:18 . В последнем месте можно предположительно видеть напряженное указание на особенно отличавшее завоевательные походы скифов корыстолюбие этих хищников. Остается, таким образом, отнести речи пророка Софонии к третьему и последнему периоду жизни и царствования Иосии, т. е. после 18-го года его правления, что и делают некоторые исследователи (Делич, Клейнерт, Филиппсон и др.). Вся ситуация книги – изображение грехов народа против веры и нравственности, а также ожидающих его кар – является аналогичною пророческим речам Иеремии, произнесенным несомненно времени после уже реформы Иосии. Говорить о предстоящем истреблении «остатков Ваала» ( Соф 1.4 ) можно было лишь после того, как Иосия по достижению совершеннолетия положил почин религиозной реформе, особенно же после обретения книги закона (в 18-й год) с новою ревностью принялся за истребление остатков идолослужения в своей стране. Равным образом, об официальном употреблении в стране закона, хотя и нарушаемого священниками ( Соф 3.4 ), не могло быть и речи до открытия «книги закона». И пророк Иеремия говорит как об идолослужении ( Иер 7.17, 18 ) рядом с официальным господством истинного богопочитания и законничества ( Иер 6.19–30 ), о ложной клятве именем Иеговы рядом с клятвою идолами ( Иер.5:2, 7:9, 12:6 ; ср. Соф 1.5 ), о злонамеренном преступлении закона ( Иер 8.8–9 ), о развращении всех классов народа – царской семьи, князей, пророков и священников ( Иер 2.8, 26 сн. Соф 1.4, 8–9, 3.4 ). Посему оба пророка признают единственно возможным исходом для современного им народа – всеобщую гибель, грозную кару Божию, воспламенение всепоедающего пламени гнева Божия ( Соф 1.18 см. Иер 7.20 ), имеющего истребить с лица Палестины людей и все живущее ( Соф 1.2–3 см. Иер 4.25, 9.9, 12.4 ), и, таким образом, как бы повторяют и развивают суть грозного пророчества Олданы по поводу обретения книги закона и ее клятв ( 4Цар 22.16 сл. 2Пар 24.24 ). Наконец, и то обстоятельство, что пророк Софония, примыкая к известному пророчеству Наума (см. особенно Наум 1.14, 2.2, 3.15 ), предвозвещает скорую гибель Ниневии и всей Ассирии ( Соф 2.13–15 ), что, по принятому теперь в науке счислению, произошло в 606 году до Р. Х. более благоприятствует сравнительно более позднему, чем более раннему, написанию книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

       бездны Шеола – это «их пустоты», духов преисподних, которые названы «львы», потому что образ диавола – лев. Душа Распятого уже погружается в бездны «пустот», и Он просит «возвратить» душу – «единственную», поскольку, кроме души, Он лишен абсолютно всего ( Пс.22 /21:21). Пс.34:19             Да не веселятся обо мне враги лживые,                         ненавидящие меня напрасно, да не помигивают глазом. «Враги лживые» – начало богоотступничества есть ложь (см. Пс.4:3; 5:7; 7:15 ):        ложь на святое приводит к вражде на Бога, так возникает сообщество «враги лживые». Ложь о святом есть «ненависть». «Ненавидящие меня напрасно» – без вины, даром (ст.7; Пс.69 /68:5); так возненавидели Мессию ( Ин.15:25 ). «Подмигивают глазом» – среди лжецов было чрезвычайно развито искусство осудительного жеста, когда единомысленные во зле не тратили слов: они подмигивали глазами, подчмокивали («подмигивали») губами ( Притч.16:30 ), «говорили ногами», давали знаки – пальцами ( Притч.6:13 ), а самым выразительным был жест лицемерной скорби и осуждения – «кивать на кого-то головой» ( Иов.16:4 ), как кивали головой на Распятого ( Мф.27:39 ). Пс.34:20             Ибо не мир они говорят,                         но против тех, кто на земле покойны,                         они дела коварные умышляют. «Не мир они говорят» – «говорить мир» (шалом) – это его созидать; «в какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк.10:5,6 ). «Они говорят не мир» – мир разрушают. Духовный «мир» есть устроение души, ждущей Мессию и принимающей Его: «взыщи мир и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Миротворение есть главное дело Бога Сына. Враги Мессии дышат ненавистью и бьют, прежде всего, в эту точку – говорят против мира духовного и против тех на земле, кто удерживает «покой». «Покойны» – hap.leg. Пророк Исаия употребляет слово того же корня – «упокоение» (hap.leg.), когда упрекает тех, кто отвергает это состояние мира: Господь «говорил им: «вот покой, дайте покой утомленному, и вот – упокоение«, но вы не хотели слушать» ( Ис.28:12 203 ). Пророк Иеремия употребляет того же корня слово «покой» (hap.leg.): «так говорит Яхве: «остановитесь на путях и рассмотрите, и вопросите о стезях вечных, где он – путь благой (ха-тов), и идите по нему и найдете покой душам вашим». И они сказали: «не пойдем»» ( Иер.6:16 ). То же и снова Христос сказал: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас… и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28,29 ). С Христом пришел «мир» и произошло великое разделение в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Но в последние годы Иоафама царству иудейскому стали грозить израильское и сирийское царства. Сирийское царство, состоявшее из нескольких союзных государств с Дамаском во главе, было тогда настолько сильно, что не без успеха сопротивлялось покушениям ассирийского царя Феглаффелассара на его независимость, – сколько раз царь ассирийский вынуждал сириян уплачивать дань, столько же почти раз Сирия снова восставала против Ассирии и начинала независимую политику (см. Smith, Assyria стр. 77 и след.). Война Сириян в союзе с израильтянами против иудеев была одним из проявлений этой независимой политики. Приготовления к ней, по 4Цар.15:37 , начались ещё во время царствования Иоафама, главные же военные действия имели место уже в первые годы царствования Ахаза. Ахаз не только пригласил к себе на помощь ассир. царя Фефлаффелассара, но и заимствовал у язычников их религиозные обряды и верования. Он сам не только стал совершать жертвы и курения на высотах, но и «провёл сына своего чрез огонь» ( 4Цар.16:3 ; 2Пар.28:3 ) т. е., вероятно, сжёг его в жертву Ваалу или Молоху (ср. Иер.7:31; 19:5; 32:35). Сирийское царство было разгромлено ассирийским царём; но Ахаз одну беду променял на другую, при том гораздо более тяжкую. Купив поражение сириян и израильтян ценой больших подарков ( 4Цар.16:7 и след.), он должен был в то же время принять обязательство уплачивать и вперёд ежегодную дань, – обязательство, от которого он не мог освободиться до самой смерти своей (ср. 4Цар.18:14 ). Решение освободиться от этого обязательства принято было только преемником Ахаза, Езекией, который был предан Господу до того, что не только сам не хотел, но запретил и народу совершать жертвы и курения на высотах. «На Господа, Бога Израилева, уповал он» ( 4Цар.18:5 ), и главным образом в этом уповании почерпнул решимость свергнуть ассирийское иго, хотя без влияния на эту решимость не осталась, вероятно, и та значительная партия, образовавшаяся между его подданными и особенно приближёнными, которая ожидала помощи от Египта и стояла за союз с последним против Ассирии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

9 Или вконец лишит нас милости Своей? Или замолкло слово Его, звучавшее из рода в род? 10 Ужели не захочет помиловать нас Бог ? Или прекратит Он в гневе Своем щедроты Свои? 11 369 И сказал я: «Ныне начал я разуметь: свершает изменения десница Всевышнего». 12 370 Я вспомнил о делах Господних; вспомню чудеса Твои от дней древних 13 371 И поучаться буду всеми деяниями Твоими, и о соделанном Тобой размышлять. 14 372 Боже, исполнен святости путь Твой. Где есть Бог столь великий, как Бог наш? 15 373 Ты – Бог, творящий чудеса! Ты явил народу силу Твою, 16 374 Избавил десницей Твоею народ Твой, сынов Иакова, сынов Иосифа. 17 Узрели Тебя воды, Боже, узрели Тебя воды и устрашились; содрогнулись бездны; 18 375 Восшумели воды великие; возгремели облака, и стрелы Твои разящие летят. 19 376 Раскаты грома Твоего огласили небосвод, осветили молнии Твои вселенную; поколебалась и вострепетала земля. 20 В море пути Твои, и стези Твои на водах многих, и следов Твоих никто не узрит. 21 377 Направлял Ты, словно овец, народ Твой рукою Моисеевой и Аароновой. Слава: 333 В этом псалме звучит молитвенный вопль к Богу о помощи в трудных обстоятельствах жизни, в нем раскрывается непоколебимая вера в Божие заступление, которое не оставляло Псалмопевца на протяжении всей его жизни. Надписание, отсутствующее в евр. тексте, говорит о том, что этот псалом, принадлежащий Давиду, пели первые пленники-евреи, переселенные в Вавилон (587 г. до Рождества Христова). Сыновья Ионадава, сына Рехавова, были известны тем, что свято блюли все заповеданное им их отцом (см. Иер. 35 ). 336 ...в мудрости книжной – пророк Давид отвергает многоухищренные житейские знания и надеется только на силу, помощь Господню, чтобы в храме возвещать правду Его. 337 Согласно надписанию псалом воспевает Соломона, сына Давидова, однако св. отцы обращают внимание на то, что некоторые стихи (ст. 5–8, 17) не могут относиться к Соломону, и толкуют этот псалом как пророчество о Христе – Царе мира. 339 Острова Средиземного моря, Фарсис, Аравия и царство Савское изобиловали золотом в то время. Фарсис – см. примеч. к пс. 47:8. Сава – страна на юго-западе Аравии. Этот стих заставляет вспомнить о тех богатствах, которые привозились к царю Соломону (см.: 3Цар. 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

отражено в Типиконе Великой ц. В В. ч. с утра и до полудня совершалось поклонение св. копию - тому самому, к-рым, по преданию, было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копие находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: «Σμερον βασιλες τς ζως» -      ). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копию совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: «Ο απισθες πρ γνους νθρπων κα μ ργισθες» (              ) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце к-рой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего (μσος) гласа «Το δεπνου σου» (    ) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77). Богослужение В. ч. в православной Церкви с X в. В различных редакциях Студийского устава , к-рый имел широкое распространение в X-XII вв., службы В. ч. принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и

http://pravenc.ru/text/150115.html

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Димитрий Полохов , кандидат богословия, доцент Обычным правилом для мусульман стали попытки апо­логии многоженства, особенно в свете разговоров о де­мографической ситуации в России. В своих высказывани­ях мусульманские деятели и публицисты не только пыта­ются апеллировать к своему священному писанию — Ко­рану, но и активно ищут доводы в поддержу полигамии в Библии 1 . Однако Священное Писание Церкви Христовой — Биб­лия — не содержит в себе аргументов в пользу многоженства. В Ветхом Завете, как отмечают исследователи, несмотря на многочисленные примеры полигамии, большая часть браков у израильтян была моногамной 2 . Идеальной формой семей­ной жизни признается только моногамный брак, об этом сви­детельствует повествование о сотворении человека Богом (см.: Быт. 1:27-28; 2:22-24 ) и закон о браке первосвященни­ка (см.: Лев. 21:14 ). Более того, само появление многожен­ства в истории человечества несет на себе отпечаток греха и противления Богу, так как первый случай полигамии связан с потомками Каина: И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла] ( Быт. 4:19 ). Примеры ветхозаветных праведников не дают однознач­ных и положительных примеров в пользу полигамии 3 . Мно­гоженство хотя и упоминается в ветхозаветном законодатель­стве (см.: Втор. 21:15-17 ), однако пророки осуждают подоб­ную практику. Они считали единобрачие единственно воз­можной «в нравственном отношении формой брачного союза» 4 . У пророка Малахии мы встречаем обличения тому, кто поступает вероломно против единственной законной жены своей, фактически пророк Божий выступает против практики разводов в обществе народа Божиего (см.: Мал.2:13-16 ). Также осуждение многоженства пророками следует из понимания брака как метафоры для обозначения отноше­ний между Богом и Его народом. Всякое уклонение от ис­тинного богопочитания характеризуется Словом Божиим как супружеская измена — прелюбодеяние (см.: Ис.54:5 и след.; 62:5; Иер.2:2 и след.; Ос.2:19-23 ). Завет Бога с избранным народом имеет здесь сравнение с брачным союзом. В силу того, что никаких других заветов ни с каким иным народом Господь Бог не заключал, становится попятным и очевидным предпочтение и нравственная оправданность моногамных браков (см., например: Исх.19:5-6; 34:10, 27 ; Иер.11:10 и другие).

http://azbyka.ru/monogamiya-ili-mnogozhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010