11) Прп. Сергий Радонежский († 25.09.1392). Празднование общецерковное установлено до 1448 г., когда Московский и всея Руси митр. свт. Иона упоминает прп. Сергия в числе «великих чудотворцев Русской Земли» (АИ. Т. 1. 87). Празднование местное установлено, вероятно, в 1422 г. (пам. 5 июля), когда были обретены мощи прп. Сергия (житие святого написано монахом Троицкой обители прп. Епифанием Премудрым в 1418 г.). 12) Прп. Кирилл Белозерский († 9.06.1427). Празднование общецерковное установлено до 1448 г., когда Московский митр. Иона называет прп. Кирилла в числе «великих чудотворцев Русской Земли» (Там же). Житие написано иером. Пахомием Сербом (см. Пахомий Логофет) весной 1462 г. 13) Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 12.02.1378). Празднование общецерковное установлено митр. Московским Ионой в кон. дек. 1448 г. Мощи обретены в 1431 г., вероятно, тогда было установлено местное празднование. Житие написано Пахомием Сербом весной 1459 г. 14) Прп. Варлаам Хутынский († 6.11.1192). Празднование общецерковное установлено, вероятно, в 1461 г., а местное празднование началось в кон. XIII в.— 1й пол. XIV в. (ранняя редакция жития датируется сер. XIII – нач. XIV в.). 15–17) Благоверные князья Феодор Черный († 1299) и чада его Давид († 1321) и Константин Ярославские, пам. 19 сент. Празднование общецерковное установлено в 1467 г. по благословению митр. Московского и всея Руси Филиппа I. Первое проложное житие было создано не позднее кон. XIV в., а самые ранние дошедшие до нас списки датируются XV в. 18) Свт. Исаия, еп. Ростовский († после 1089, пам. 15 мая). Празднование общецерковное установлено архиеп. Ростовским Вассианом (Рыло) в 1474 г. на день обретения мощей (15.05.1164), когда, вероятно, и установилось местное почитание святого. 19) Свт. Игнатий, еп. Ростовский († 28.05.1288). Празднование общецерковное установлено архиеп. Ростовским Вассианом ок. 1474 г., местное празднование, вероятно, с XIV в. (память указана в Уставе XIV в.— ГИМ. Син. 328, в агиографическом сборнике XIV в. — РГБ. Троиц. 745 и более поздних).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Иными словами, эсхатология уже наступила для них, они уже и вышли из мира сего, и прошли суд, и живут с Богом (См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 57: 1, 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 746, 750–751). Лосский пишет по этому поводу: «...для души, омытой слезами, как крещальными водами, и объятой огнём Духа Святого, Воскресение — это не только чаяние, но уже и присутствующая реальность: парусия начинается в душах святых, и поэтому святой Симеон Новый Богослов смог написать: “Для тех, кто стал чадами света и сынами грядущего дня, для тех, кто всегда ходит в свете, никогда не придёт день Господень, потому что они уже с Богом и в Боге”. Бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя» ( Лосский В. Н. Догматическое богословие//Богословские труды. 1972. 8. С. 183). См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45: 10//Указ. соч. Ч. 1. С. 588. Ср.: «“Теозис”, стало быть, есть состояние и будущего века и возможность его предвкушения в настоящей жизни. Но и в том и другом случае, это есть совершенно реальное обожение, сонаследие со Христом, усыновление Богу; вовсе не как нечто иносказательное и метафорическое, а также не одно только нравственное уподобление Первообразу, а самое реальное, онтологическое прославление человеческого естества, души и тела. В таинственных созерцаниях это есть проникновение в премирное, в до-бытийственное, и причастие несозданного Света», — так резюмирует идеи прп. Симеона архим. Киприан ( Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 238). Ср. у свт. Игнатия: «Это должно совершиться над христианином во время земной его жизни. Такое состояние уже здесь, на земле, вечное блаженство... Такая жизнь — уже отселе вечная жизнь» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 60//Сочинения. СПб., 1886. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 541. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 91//Указ. соч. Ч. 2. С. 599. Ср. как пишет об этом свт. Игнатий: «...должно развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа — мертва, а христианство — слово и наименование без осуществления его» ( Игнатий (Брянчанинов), свт.

http://bogoslov.ru/article/6172876

188 Там же, стр. 479. В письме к монахине Вирсавии еп. Игнатий писал: “Замечено, что ныне стало поступать в монастырь из мира очень мало благонамеренных, неиспорченных людей”. 197 Исключения из этого правила весьма редки. Например, прп. Павел Препростый, но и его первоначально прп. Антоний Великий по старости не хотел принимать в обитель, считая, что “старость не способна к иноческим подвигам”. Павлу Препростому было 60 лет. 199 Все поручения и должности в монастырях называют послушаниями, т.к. исполняются не по своей воле, а за послушание. 214 Еп. Игнатий писал: “Мы уклоняемся от употребления мяс не потому, что считаем их нечистыми, но потому, что они производят особенную дебелость во всём нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию (Соч., т. 1, стр. 138). Владыка признавал, что для мирских людей, занятых усиленным физическим трудом, употребление мяса необходимо, но и им постоянное употреблениие мяса вредно. 220 О связи поста с милостию и молитвою см. “Поучение епископа Игнатия в 40;-ю неделю Великого Поста”, т. 4, стр. 102. 230 В одном из писем к игумену Антонию епископ Игнатий писал, что в 1829 году он приехал в Новоезерский монастырь и беседовал с известным старцем архимандритом Феофаном. После нескольких бесед послушник Димитрий убедился, что старец прямо отвергал духовное делание и был весьма мало начитан. Далее Владыка пишет, что сам архимандрит Феофан проводил жизнь весьма строгую и благочестивую. Из этого краткого сообщения видно, что 22-х летний послушник в знании духовного подвига намного превосходил маститого старца – искреннего делателя лишь одного телесного подвига. 233 Там же, стр. 29. Святые отцы это занятие называют различно: душевное делание, умный подвиг, блюдение ума, хранение сердца. 255 Там же, стр. 171. Это не относится, конечно, к духовнику или старцу, которым новоначальный должен всё открывать. 293 Там же, стр. 146. Епископ Игнатий считал, что каждый монах должен иметь правильное понятие о духах добрых и злых и о их влиянии на людей. Тот вопрос Владыка с исчерпывающей полнотой изложил в “Слове о чувственном и о духовном видении духов”, т. 3, стр. 3–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Святитель Игнатий обращает внимание на то, что в самом начале, при постоянном сосредоточении ума на словах молитвы, сердце временно молчит, «ум, усиливаясь соединиться с сердцем, сначала встречает непроницаемый мрак, жесткость и мертвенность сердца, которое не вдруг возбуждается к сочувствию уму» 250 . Но постепенно, когда ум навыкнет к словам молитвы и станет немечтательным, бесстрастным, тогда привлекается к сочувствию молитве и сердце со всеми душевными силами. «Слова молитвы, одушевляемые вниманием, проникают глубоко в душу, пронзают, так сказать, сердце, и производят в нем умиление» 251 . Здесь святитель Игнатий прямо следует словам прп. Марка Подвижника : «Нерассеянно молящийся ум сокрушает сердце» 252 . Святой архипастырь полагает, что ум, который совершает молитву внимательно, непременно способен привлечь сердце в сочувствие себе, в покаянное чувство 253 . Именно такой должна быть молитва, дозволенная всем. И эта молитва, согласно святителю, совершается уже и умом, и сердцем, потому как ум внимательно относится к словам, а сердце ему сочувствует духом сокрушенным и смиренным (см.: Пс.50:19 ). Святитель Игнатий предполагает в этом рассуждении путь молитвенного восхождения через ум к сердцу. Святитель Игнатий различает сочувствие сердца уму и соединение ума и сердца 254 . Об этом же рассуждает и прп. Иоанн Лествичник : «Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы» 255 . Воссоединение разобщенных ума и сердца возможно только тогда, когда Господь дарует целостность всей человеческой природе 256 . Собственных усилий и попыток соединить ум и сердце будет недостаточно 257 . Данная тема является весьма сложной для понимания, особенно, если не хватает собственного духовного опыта. Однако при тщательном рассмотрении аскетической традиции, следует признать, что многие святые отцы – аскеты заповедуют держать ум в сердце, а значит и саму молитву совершать именно в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

С. 76–77; Основы. Т. 2. С. 238; ср.: Слова подвижнические. Слово 88. С. 502–504. 536 См.: Основы. Т. 2. С. 243; ср.: Древний патерик. М., 1899. Гл. 7, 36. С. 120; Житие прп. Серафима. Гл. 6. С. 90. 537 Основы. Т. 2. С. 231–232; напр., см.: Л. Н. Толстой. Письма. 1848–1910. М.: «Книга», 1910. С. 91. 538 Основы. Т. 2. С. 232–233; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 10. Гл. 2. С. 119; Лествица. Слово 13, 4, 12, 15. С. 103–105. 539 Слова подвижнические. Слово 79. С. 391; см.: Основы. Т. 2. С. 241; ср.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 540 Основы. Т. 2. С. 242; ср.: Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 13. С. 431–433; Лествица. Слово 13, 14–15. С. 44; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 543 См.: Основы. Т. 2. С. 251–254, 293; ср.: Душеполезные поучения. Поучение 2. С. 42–43; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 24–25. С. 143–144, 157–158; Лестева. Слово 4, 83. С. 58. 551 См.: Основы. Т. 2. С. 294–295; ср.: Слова подвижнические. Слова 55, 60, 79. С. 257, 328, 390; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 27, 29–30. С. 159–162. 556 Напр., свт. Игнатий об этом пишет так: «Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и Святых Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. Плач мой//Полное собрание творений. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 523). 560 Кстати, отметим, что в «Основах искусства святости» есть две отдельные главы, одна из которых посвящена тщеславию, а другая – гордости. 563 См: Основы. Т. 2. С. 258; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 12. С. 249. 574 Дневниковые записи 1920–1921 гг. Записи 1 и 3 февраля 1921 г.; см.: П.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 5.02.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ.- 30.04.1867, Николо-Бабаевский мон-рь Костромской епархии), свт. (пам. 30 апр.), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель. Жизнь Род. в дворянской семье, был старшим из 9 детей Александра Семеновича (1784-1875) и Софьи Афанасьевны (1786-1832) Брянчаниновых; род Брянчаниновых восходит к сподвижнику вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского Михаилу Бренко. Некогда близкий ко двору отец И. ко времени рождения сына был небогатым помещиком, однако, несмотря на ограниченность средств, в его родовом имении с. Покровском содержалось приходское училище, в к-ром обучалось ок. 50 крестьянских детей. Среди братьев и сестер И. выделялся способностями (помимо общеобразовательных предметов он выучил лат. и древнегреч. языки, хорошо рисовал, пел, играл на скрипке) и серьезностью, а также глубоким и искренним благочестием. Он часто посещал церковь и подолгу молился дома. Его любимым чтением в то время было «Училище благочестия» (в 5 т.), содержащее описание деяний святых и их изречения. Основы богословия ему преподавал студент Вологодской ДС. Уже в юные годы И. осознал различие своих устремлений и среды, в к-рой жил: «Детство мое было преисполнено скорбей... Я не имел, кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых...» (Плач мой//Полн. собр. твор. Т. 1. С. 514-515). Отец готовил его к военной и придворной карьере, а сам он желал стать монахом. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Фотография. 1865 г. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Фотография. 1865 г. В 1822 г. И. поступил в Главное инженерное уч-ще. Благодаря успехам в учебе скоро стал известен генерал-инспектору Инженерных войск вел. кн. Николаю Павловичу (см.: Николай I Павлович , имп.), в ведении к-рого находилось уч-ще, и был определен пансионером вел. кнг. Александры Феодоровны. Все время обучения И. оставался первым учеником, пользовался благосклонностью императора Александра I Павловича . 13 дек. 1824 г. был произведен в чин инженер-прапорщика. В то же время И. сблизился с монахами Валаамского подворья в С.-Петербурге и с находившимся там прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) , а также с иноками Александро-Невской лавры и лаврским духовником иером. Афанасием. Встречая непонимание среди сверстников, И. был вынужден скрывать свой образ мыслей. Одним из немногих доверенных лиц был Михаил Васильевич Чихачёв (1806-1873), к-рый оставался его другом и духовным соратником до последних дней жизни (пострижен в монашество в 1860, принял схиму в 1866).

http://pravenc.ru/text/293401.html

Тщеславие растлевает душу точно так же, как блудная страсть растлевает душу и тело. Тщеславие делает душу неспособной для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением. Потому-то святыми отцами предлагается в общее делание... святое покаяние, которое действует прямо против тщеславия, доставляя душе нищету духовную. Уже при значительном упражнении в покаянии усматривается действие тщеславия на душу, весьма сходное с действием блудной страсти. Блудная страсть научает стремиться к непозволительному совокуплению с посторонней плотью и в повинующихся ей, даже одним услаждением нечистыми помыслами и мечтаниями, изменяет всем сердечные чувствования, изменяет устроение души и тела; тщеславие влечет к противозаконному приобщению славе человеческой и, прикасаясь к сердцу, приводит в нестройное сладостное движение кровь, – этим движением изменяет все растворение (расположение) человека, вводя в него соединение с дебелым и мрачным духом мира и таким образом отчуждая его от Духа Божия. Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд. «Оно, – говорит святой Исаак Сирский, – на естества вещей блудным видением взирает». Сколько оно омрачает человека, как делает для него приближение и усвоению Богу затруднительным, – это засвидетельствовал Спасатель: «Како вы можете веровати, – сказал Он тщеславным фарисеям, искавшим похвалы и одобрения друг от друга и от слепотствующего человеческого общества, – славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищите?» ( Ин. 5, 41 ). 2. 215–216 «Если ты не имеешь сердечного плача, – сказал некоторый великий отец (прп. Варсонофий Великий), – ты имеешь тщеславие». 4. 70–71 (См. Слава , Страсти , Фарисейство , Помыслы , Прелесть ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

XVII в., ВГИАХМЗ) - святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) - крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ). В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример - на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами - панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере - на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

117 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставившихся…//Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 530–531. 118 Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении//Творения в 8и частях. М., 1862. Ч. IV. С. 278–279. 119 Епифаний Кипрский , прп . Творения. М., 1863. Ч. 1. С. 140. 120 Иоанн Златоуст, свт . Творения. СПб., 1899. Т. 2. Кн.1. С. 440. 121 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам. М.: Правило веры, 2006. С. 205. 122 Ефрем Сирин, прп . Творения. Сергиев Посад, 1914. Ч. 8. С. 312. 123 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. 124 Там же. Слово 26. §82. 125 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 90. М., 1858. С. 615. 126 Цит. по: Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника. 127 Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан Афонский . М., 1996. С. 110. 128 Там же. С. 23. 129 См. основательное исследование этого вопроса в работе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Христос – победитель ада». СПб., 2001. 130 Апокатастасис (ποκατστασις πντον, греч.) – буквально «восстановление всего» (см. 1Кор 15:24–28 и толкования святителя Григория Богослова на с.55) 131 Иларион (Алфеев), иером . Мир Исаака Сирина. М., 1998. С. 308, прим. 72. 132 Симеон Новый Богослов, прп . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. 133 Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. § 150//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 1. С. 90. 134 Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. Соб. 11е//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. § 216. С. 147. 135 Там же. Соб. 5е. § 85. С. 55. 136 Иоанн Златоуст, свт . Беседа на Псалтирь VI.2//Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49. 137 Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С. 241. 138 Григорий Нисский, свт . Опровержение Евномия//Творения в 8и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 429. 139 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Гл. 35. Слово 242. 140 Григорий Нисский, свт . Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 521.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

131 Цит. по: Иларион (Алфеев) , игум . Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 2003. С. 135. 132 Цит. по: Иларион (Алфеев), игум. Христос – победитель ада. СПб., 2001. С. 84. 133 Афанасий Великий , свт. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 464. 134 Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова) . М., 2001. С. 272. 135 Василий Великий, свт . К епископу Оптиму. Творения. СПб., Изд. Сойкина, 1911. Т. 3. С. 324. 136 Григорий Богослов, свт. Слово 30. О богословии четвёртое, о Боге Сыне второе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 433. 137 Григорий Богослов, свт . Собр. творений в 2х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 543. 138 Григорий Нисский, свт. Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 530.. 139 Епифаний Кипрский , прп . Творения. М., 1863. Ч. 1. С. 140. 140 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам. М.: Правило веры, 2006. С. 205. 141 Ефрем Сирин, прп . Творения. Сергиев Посад, 1914. Ч. 8. С. 312. 142 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. 143 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 90. М., 1858. С. 615. 144 Исаак Сирин, прп . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39. М., 1998. §2, 6. 145 Цит. по: Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника. 146 Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан Афонский . М., 1996. С. 110. 147 Там же. С. 23. 148 См. основательное исследование этого вопроса в работе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Христос – победитель ада». СПб., 2001. 149 Григорий Нисский, свт . Опровержение Евномия//Творения в 8и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 429. 150 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Гл. 35. Слово 242. 151 Симеон Новый Богослов, прп . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. 152 Понятие вечности не означает ни бесконечности во времени, ни тем более остановки жизни. Как отмечал Владимир Лосский , «если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некой статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого. Если Бог живёт в вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставление движущегося времени и неподвижной вечности» ( Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 233). См. также: Павел Флоренский , свящ. Столп и утверждение истины, письмо «Геенна»; митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология свт. Григория Нисского. М., 1999.

http://azbyka.ru/bog-2

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010