Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск) Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск) Рус. иконописные подлинники XVII-XIX вв. указывают память святого под 21 авг., в день преставления прп. Авраамия Смоленского. Они сходятся в описаниях изображения Е.: его облик может быть уподоблен облику прп. Антония Римлянина («Сед, аки Антоний Римлянин, иже в Новегороде, и всем подобием» - ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 152 об.) или при подобии прп. Антонию Римлянину святой мог изображаться как прп. Савва Освященный («Преподобный Ефрем Смоленский чудотворец, в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородского, ризы преподобническия, а инде пишет аки Савва Освященный» - Большаков. С. 130, ошибочно указана память под 12 авг. (С. 44); то же - БАН. Строг. 66. Л. 138; Филимонов. С. 67). Одно из ранних изображений Е. имелось на миниатюре в рукописи XVII в. из Смоленской ДС 78; местонахождение неизв., воспроизведение см.: Розанов. 1912. Вклейка). Е. и его наставник прп. Авраамий представлены напротив друг друга в предстоянии Спасителю, изображенному в облачном окружении вверху листа. Святые облачены в монашеские одежды (мантию, рясу, схиму), характерно, что на голове Е.- клобук, голова прп. Авраамия не покрыта (куколь лежит на плечах), оба с нимбами. Молитвенное сложение рук разное: правая рука Е. прижата к груди в области сердца, левая слегка опущена вниз. Образ Е. включен в состав Собора Смоленских святых. На иконе 80-х гг. XX в. (до 2008 в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) Е. помещен первым во 2-м ряду, держащим перед собой раскрытую книгу. В 2001 г. был разработан извод с изображением 3 Смоленских святых, чьи имена связаны со Спасо-Преображенским Авраамиевым мон-рем, прп. Авраамия, свт. Игнатия и Е. (иконописец С. Кульманов, Преображенский собор Авраамиева мон-ря). Святые изображены в рост, в руках Е.- свиток.

http://pravenc.ru/text/182093.html

Ср.: «Тела наши сотворены для наслаждения духовного ... они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения ... они могут возвратиться к сочувствию наслаждениям духовным посредством истинного покаяния» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О чистоте//Творения. Т. 1. С. 348); «От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, – сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в пяток 1-й недели Великаго поста. О теле человеческом//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1886. С. 73). Ср.: Пс. 83:3 в церковнославянском переводе. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 31. Помимо чисто аскетического и апофатически-гносеологического. Как уже упоминалось, свт. Игнатий рассматривает этот опыт как иллюстрацию слов Лествицы: « воззвах всем сердцем моим ( Пс. 118:145 ), т. е. телом и душою, и духом» ( Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28: 61. СПб.: Светословъ, 1996. С. 242) – т.е. как проявление холистической молитвы. Игнатий (Брянчанинов), свт. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы//Творения. Т. 1. С. 305. Ср.: На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 11. Потому что он имеет ощущение собственного существования. Мы не смогли найти этой фразы по ссылке святителя на III гл. («Об Ангелах») второй книги «Точного изложения Православной веры» (См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл. III: Об Ангелах. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 83-89). Игнатий (Брянчанинов), свт. Судьбы Божии//Творения. Т. 2. С. 88-89. Ибо и человеческий дух, будучи един, тройствен по своим силам, проявляющим его существование (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О образе и подобии Божиих в человеке//Творения. Т. 2. С. 129).

http://bogoslov.ru/article/6176871

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Почитание И., как свидетельствуют рассказы о чудесах по молитвам к святому в его Житии, началось сразу после его кончины. В «Слове воспоминателном о святых чудотворцех, в Росии восиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их» старообрядческий писатель Семен Денисов (см. в ст. Денисовы ) характеризует основания почитания князя-схимника: «Игнатий Углецкий, незлобивый Христова Евангелия ученик, изгнание, темницы и узы от близокровных претерпевый, за многолетныя нужды многорадостное на небесех мздовоздаяние обрете» (ГИМ. Муз. 1510. «Поморский сборник». Л. 19 об., 1-я пол. XVIII в.). Точных данных о канонизации И. нет. В одной из редакций Угличского летописца содержится известие, по-видимому отражающее местное предание, что И. был прославлен на Соборе 1551 г. (см. в ст. «Стоглав» ) по представлению Ростовского архиеп. Никандра ( Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 22. Примеч. 13). Считать эту информацию достоверной нельзя. Служба И. датируется XVI в., наиболее ранний список - в сборнике служб кон. XVI в.: ГИМ. Увар. 681-4°. Л. 494-506 (нач.: «Ныне приспе днесь святаго ти успения»). Первые буквы тропарей канона образуют акростих: «Господи Боже, помилу(й) Илию». Можно предположить, что автором канона был книжник круга митр. св. Макария Илия. Тропарь (нач.: «В житии своем многи скорби претерпел еси») и кондак (нач.: «Изрядная отрасль благочестиваго корене, дивный благородия цвет») святому впервые опубликованы в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 244-244 об.). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Едва ли не самым ранним свидетельством общерус. почитания И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 344. Свт. Игнатий ссылается 37-е Слово прп. Исаака ( Исаак Сирин, прп. Слово 37//Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 158-159). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово утешения к скорбящим инокам//Творения. Т. 1. С. 354). «Желать покаяния и чистоты мы можем; мы можем и должны употреблять все зависящие от нас средства к снисканию их; но приобретение их зависит не от нас. Оно – дар Божий. Мы должны прежде всего молить небесного Отца, чтоб Он из духовных сокровищниц Своих ниспослал нам дар покаяния, покаянием очистил нас от греховного осквернения, украсил нас блаженною чистотою, которая зрит Бога ( Мф. 5:8 ), которая одна способна к принятию истинного Богопознания» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 242-243). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 356. Игнатий (Брянчанинов), свт. Видение Христа//Творения. Т. 1. С. 106. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. М.: Московская Патриархия, 1996. С. 294. Ср.: Там же. С. 191. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 1//Творения. Т. 2. С. 330. См. также, напр.: Письма к мирянам. Письмо 28//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 480-481). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 1//Творения. Т. 2. С. 331. Даже и в православной среде. Там же. С. 335. Обычно это – некая «жалость» (конечно, земная, человеческая, свойственная падшему естеству, не духовная) к иноверцам и инославным, жалость, претендующая на то, чтобы быть милосерднее Самого Бога; с другой стороны, это и нежелание самому отказаться от греха, от мнимой свободы действий и мыслей.

http://bogoslov.ru/article/6177850

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († ранее 1219), свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский. 4-й епископ на Смоленской кафедре, занимал ее после Симеона (после 1180 - не ранее 1197), ранее Лазаря (после 1205 - ок. 1219). (В справочной лит-ре XIX в. время жизни святителя ошибочно относили к 1-й пол. XII в.; см., напр.: ИРИ. Ч. 3. С. 65.) Вероятно, И. до своего поставления на кафедру являлся настоятелем Смядынского во имя святых князей Бориса и Глеба монастыря (создан на месте убиения св. Глеба) и участвовал в освящении монастырского храма в честь св. князей Бориса и Глеба. Освящение состоялось в 1191 г. при кн. Давиде Ростиславиче, когда в мон-рь из Вышгорода были перенесены старые раки князей-страстотерпцев. Смядынский игум. Игнатий назван в проложном сказании о перенесении рак ( Воронин Н. Н., Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в.//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 69-79; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 450). Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Хиротонию И. во епископа Смоленского возглавил Киевский митр. Никифор II или его преемник Матфей (вопрос о том, кто занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210, остается невыясненным). Об И. сообщается в летописании Сев.-Вост. Руси в связи с похоронами во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 19 марта 1205 (6713) г. 1-й жены Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича кнг. Марии Шварновны (в иночестве прп. Марфы): «Божиим же промышлением приключися тогда быти Смоленьскому епископу Игнатью, игумену Михаилу Отрочья монастыря, занеже пришла быста к великому князю Всеволоду молиться о мире от Мстислава Володимерича (ошибочно вместо «Мстислава Романовича».- М.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Островские, Новгородские, ученики прп. Александра Свирского († 1533). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) содержатся сведения о том, что мощи учеников прп. Александра Свирского (прп. Афанасия Островского и др.) покоились в Оятском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре (ныне в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл.; возобновлен в 1993): «Преподобные отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго, в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, от Свиры реки 5 поприщь по Ояте реце вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены» (С. 264). Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в нек-рых списках синодиков (напр., БАН. Собр. Александро-Свирского мон-ря. 55-57) назван Дионисий Александровский, игум. Александрова Свирского мон-ря до 1608). Преподобные Феодор и Ферапонт Островские. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Феодор и Ферапонт Островские. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском мон-ре принял монашеский постриг отец преподобного. Т. о., мон-рь был основан во 2-й пол. XV в. Однако в описании Обонежской пятины 1582 г. Введенский Островский мон-рь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста ( Зверинский. Т. 2. С. 91. 706). В лит-ре встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мужской монастырь ), позднее перешли во Введенскую пуст., где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII вв. существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII в.

http://pravenc.ru/text/293495.html

5. См.: Ириней Лионский , сщмч. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания//Против ересей: Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2008. Кн. 3. Гл. 4. С. 225–226. 6. См. об этом: Иоанн Дамаскин , прп. Об антихристе//Точное изложение православной веры. М., 2000. Кн. 4. Гл. 26. С. 265–267; Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. Об Енохе и Илии//Толкование на Апокалипсис. М., 2000. Гл. 30. С. 82–86; Ефрем Сирин , прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Избранное. М., 2002. Сл.. 111. С. 459–470. Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 43//О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 235. 7. 8. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Об истинном и ложном смиренномудрии//Творения: в 6 кн. М., 2001. Кн. 1: Аскетические опыты. С. 765–778. 9. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. О невозможности спасения иноверцев и еретиков//Избранные письма. С. 276–282; Игнатий (Брянчанинов) , свт. О неуклонном следовании учению святых Отцов, обилии лжеучителей, оскудении наставников благочестия//Избранные письма. С. 310–313. См. также: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письма.15:17//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 8. С. 178–185, 189–191. 10. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Беседа в понедельник 29й недели по Пятидесятнице: О чудесах и знамениях//Собр. творений: в 6 т. Т. 3. С. 476–535. 11. См.: Ириней Лионский , сщмч. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать… О царстве и о смерти антихриста//Против ересей. Кн. 5. Гл. 30. С. 518–520. Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 50//О Христе и антихристе. С. 241–243. 12. См. например: Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. О ста сорока четырех тысящах людей, которые не потерпели вреда от язвы четырех Ангелов//Толкование на Апокалипсис. Гл. 19. С. 55–59; Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 14//О Христе и антихристе. С. 217–218; Ириней Лионский , сщмч. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать… О царстве и о смерти антихриста//Против ересей. Кн. 5. Гл. 30. С. 518–520.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 356. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 95. См.: Гал. 5:24. Исполнение заповедей Евангелия требует от человека самоотвержения, противления своим желаниям и пониманиям, иными словами – реального распятия себя, всего своего (падшего) естества, что, естественно, переживается этим естеством как боль, страдания. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 355-356, 357. Ср. понимание своего мученичества у небесного покровителя свт. Игнатия – св. Игнатия Богоносца: «Мученичество для И[гнатия] Б[огоносца] – это истинное подражание Христу страждущему по безграничной Божественной любви смиренное соучастие в жертве любви Христовой, участие в “Чаше Его”, что делает истинным христоносцем и богоносцем. Однако мученичество есть не только участие в страдании и жертве, но одновременно и более того – приобщение к Христову воскресению и вечной жизни, божественной жизни бессмертия и нетления» ( Макаров Е. Е. Богословие. Экклезиология//Игнатий Богоносец//Православная энциклопедия. Т. 21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/293491.html#part_15 (дата обращения: 8.10.2021). В принципе, это то же, о чем пишет свт. Игнатий относительно любых скорбей, постигающих христианина. Ради полноты представления о значении креста упомянем, что святитель еще замечает, ссылаясь на прп. Марка Подвижника: «Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 357). Это уже аскетическое и аксиологическое значение, которых мы не будем разбирать подробно в рамках настоящего исследования. См.: Там же. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О терпении//Творения. Т. 2. С. 330-331; Слово в Великий пяток на вечерне//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 137-138; ср.: Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 357.

http://bogoslov.ru/article/6177850

Букв.: «текучая» (ρευστ). Ср. со словами прп. Максима Исповедника из 38 Амбигвы, приводимыми ранее (PG. Vol. 90. Col. 1157A). Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами, 11// Григорий Синаит, прп. Творения/пер. еп. Вениамина (Милова). М., 1999. С. 9–10. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 8//Творения. С. 8. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 9//Творения. С. 8. Например см.: Мумриков О., свящ . Концепции современного естествознания. Сергиев Посад, 2013. С. 118. См. об отношении первозданного рая к раю обетованному и Царствию Небесному: Дионисий (Шлёнов), иером. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//Богословский Вестник. 2003. Вып. 3. С. 70–128. См. об этом: Максим Исповедник, прп. Амбигвы, 37//PG. Vol. 91. Col. 1304D–1312B. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 10//Творения. С. 8–9. Триада движения мира от творения к покою (γνεσις – κνησις – στσις) раскрывается довольно подробно в трудах прп. Максима Исповедника. См. об этом: Шервуд П. Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма//Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. С. 389–495. См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 17// Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 147. Игнатий (Брянчанинов), свт . Слово о человеке. М., 1997. С. 19. LXX: σχυεν. в LXX нет слова «выше». LXX: πελανθνετο. LXX: εφθρτων. LXX: μβροσας. Александр Салтыков, прот . Библейские сведения о первозданном мире и о Рае после книги Бытия. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 10.01.2020). Gregorius Illiberitanus . Tractatus de libris Sanctarum Scripturarum// Bulhart V .           Opera quae supersunt. Dubia et spuria; Opera (Gregorius Iliberritanus, Gregorius Iliberritanus (Ps.), Faustinus Luciferianus).    Brepols, 1967.   P. 3–146. [CCSL, 69.] Цит. по: Григорий Эльвирский, свт . Трактат о книгах Священных Писаний [Электронный ресурс.] URL: http://bible.optina.ru/old:is:11:06 (дата обращения: 10.01.2020).

http://bogoslov.ru/article/6027304

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Симоновский, Московский, иконник. Впервые упоминается прп. Иосифом Волоцким в «Духовной грамоте» (Пространная редакция монастырского устава, нач. XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле») в связи с уставными неурядицами в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , возникшими после поставления игум. св. Феодора на Ростовскую кафедру (1388/89) и ухода из обители прп. Кирилла Белозерского (до 1397). Волнениям противостояли насельники прп. Варфоломей , Иоанн Златый, И., названные старцами, а также буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Иона ( Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 552). Во 2-й редакции Жития свт. Ионы, входящей в 14-ю степень «Книги степенной царского родословия» (1560-1563), в связи с приходом будущего митр. Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: «…и тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником» (ПСРЛ. 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505). В компилятивном сб. «Сказание о святых иконописцах» (кон. XVII - нач. XVIII в.) И. ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с др. старцем Симонова монастыря, упоминаемым прп. Иосифом Волоцким вместе с И., Иоанном Златым: «Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя»; там же он назван собеседником буд. митр. Ионы (цит. по: Барсуков. 1882. Стб. 206; см.: Ровинский. 1856. С. 146 (назван Игнатием Златым)). Е. Е. Голубинский отождествлял И. с архим. московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) мон-ря Игнатием, упоминаемым В. Н. Татищевым, полагая, что до 1404 г. он был монахом Симонова мон-ря. Утвердившееся в науке с сер. XIX в. именование И. Греком ( Снегирёв И. М. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. C. 26; то же см.: Ровинский. 1856. С. 150) и приписывание ему авторства росписи собора Симонова мон-ря в 1338 г. (монастырь основан ок. 1370) были опровергнуты Н. П. Собко ( Собко. 1895. Стб. 445-446); эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 г. новгородскую ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (НПЛ. С. 348).

http://pravenc.ru/text/293417.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010