Иак.3:11 .  Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Иак.3:12 .  Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную ( Иак.3:10 ) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11–12, на примерах – источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев – смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским. Иак.3:13 .  Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. После столь подробного раскрытия мысли о необходимости и трудности обуздания языка, Апостол возвращается к главному предмету своего увещания ( Иак.3:1 ) – не стремиться многим к учительству. Истинным учителем может быть лишь человек мудрый, σοφς, (=евр. хакам) и разумный, επιστμων (=евр. набок): в библейско-еврейском употреблении (см., напр., Втор. 1:13, 4:6 ) эти два понятия, весьма близко родственные друг другу, выражают полный объем теоретической и практической мудрости. Св. Апостол, направляя речь против злоупотреблявших словом, оттеняет практический момент (мудрый или разумный) докажи на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью». В приложении к христианскому учителю это наставление Апостола напоминает наставление Спасителя апостолам о голубиной кротости при змеиной мудрости ( Мф. 10:16 ). Иак.3:14 .  Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Иак.3:15 .  Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир (1 Ин.5,1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого — ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие. Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор.14,20). Верую в Сына Божия, верую что обретете жизнь вечную и еще здесь — неоскудеваемую пищу, если сохраните то, что я, смиренный, заповедал и проповедал. Ибо это Истинный Бог и жизнь всем, и если чего попросите у Него, послушает вас (ср.1 Ин.5,20;Ин.17,3;Ин.14,13–14;16,23). Детки мои, внимайте и хранитесь от зла, чтобы никто не остался вне дворца! Если же, братия, кто ленив, как и я, то, обличая свою достойную порицания немощь, и жалкую леность, и тяжесть сна, однако пусть воспрянет, возлюбленные, и представит себе дары, которые Господь обещал даровать любящим Его и трудящимся ради Него. Ибо божественный Апостол говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2,9). Ибо к этой тайне и Ангелы желают приникнуть (ср.1 Пет.1,12). И еще: «Не похожа слава этого мира на славу будущего века» (ср.2 Кор.3,10). Так же и муки мира сего — ничто по сравнению с будущими, ибо, по словам Апостола, и сам сатана дрожит от них (ср.Иак.2,19). Знай, возлюбленный: пострадавшим принадлежит честь и слава, а ленивым и непотребным, после телесного упокоения — вечная мука. Рассмотрев все это и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, отбросив всякую гордость и остаток злобы, в кротости примите слово, могущее спасти ваши души (ср.Иак.1,21). Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. А проникнувший в совершенный закон свободы и оставшийся в нем будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет (см.Иак.1,22–25). Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

А ведь еще тяжелее прекратить все контакты с родными и близкими, еще тяжелее — покинуть свою землю, свою родину! Если Аврам выдержит эти три испытания, можно будет сказать, что он стал совершенным человеком, и он будет достоин той награды, которую ему обещает Бог. Но это ошибочная точка зрения: Бог никого и никогда не испытывает, не искушает (см. Иак. 1, 13)! Бог — Сердцеведец! В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. И если в Библии иногда встречаются выражения, что Бог испытывал человека — считается, что было десять основных испытаний, которые пережил Авраам, — то это только метафора. Потому что Бог не имеет прошлого и будущего, у Него — всегда настоящее. Как первый наш вздох, так и последний выдох — все это известно Богу, для Него любой результат — налицо, Ему не надо перепроверять нас, устраивать какой-то экзамен! Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас Так чего же хочет достигнуть Бог, призывая Аврама покинуть свою родину, своих родных и близких, свой дом? Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас . Сказано: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 12—13). Есть и другая цель: показать нам нас самих. В еврейском языке этот раздел Библии называется «Лех Леха». Что такое «Лех Леха»? — это разговорное «иди себе», или «иди к себе»… Господь говорит Авраму: «Иди себе» … Представьте, что вам кто-то скажет: «Иди себе!» Или так: «Иди к себе!» — «Куда идти? Зачем? У меня есть дом, у меня есть родня, у меня есть земля, на которой я живу, где живут люди, язык которых я понимаю…». Получается (как в русской присказке): «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». В действительности означает: «Иди с полным доверием к Призвавшему, познай себя и свое истинное предназначение» . Некоторые ошибочно представляют, что города Ур и Харран, которые покинул Аврам, — это было что-то наподобие диких деревень в современной Африке. Но это далеко не так!

http://pravoslavie.ru/98709.html

2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Мф.8:20 . «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.» «Господь Иисус Христос не имел где главу приклонить во время земной жизни Своей [См.: Мф. 8:20 ], но имел в Себе живот Свой и живот всех [См.: Ин. 3:36 ; Ин. 5:26 ; Ин. 11:25 ; Ин. 14:6 ], люди же богатые строят себе дворцы великолепные, живут в них, но, увы, при такой блестящей обстановке не имеют в сердце своем истинной жизни, не могут наслаждаться и суетою своею: им скучно и душно в великолепных дворцах своих, так что многие богачи и важные сановники променяли бы дворцы свои на хижину бедняка, только бы достать сердечное его спокойствие» т. 1, 149]. «Сколько разновидных грехов и страстей гнездится в глубине души твоей, когда Господь открывает сердечные очи твои зреть их. Господи, от тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи раба Твоего ( Пс. 18:13, 14 ). Лисицы (бесы) имеют норы и птицы небесные (бесы) гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). Зато какая награда уготована чистым сердцем! Как Господь прославляет их еще в жизни настоящей! А что в будущей приготовил им» 99]. «Есть класс людей, имеющих особую нужду в утешениях веры и надежды христианской. Это – класс людей бедных, которые при бедности своей не просят милостыни, но с безмолвием делающе в поте лица едят свой трудовой хлеб (См.: 2Фес. 3:12 ), иногда в большой скудости по причине неблагодарности труда и многочисленности членов семейства. – Этим-то людям, живущим в нужде и горе, вкушающим хлеб в поте лица (Ср.: Быт. 3:19 ), не воспринимающим здесь утешения (Ср.: Лк. 6:24 ), нужно сказать в утешение, что их-то преимущественно Господь избрал богатыми в вере и наследниками Царствия Небесного (Ср.: Иак. 2:5 ), что состояние их – самое благоприятное для спасения их души, потому что они больше богатых и знатных надеются на Бога: ибо на кого надеяться бедному, кроме Бога, при неимении всех других, видимых опор, на которые полагаются знатные и богатые? – К кому прибегать в нужде и горе, за неимением помощников в мире, как не к Богу? Так и мы знаем, что нищие в нищете своей научаются живой вере в Бога и надежде на Него, и потому мы больше всего слышим имя Божие на устах этого класса людей: Бог поможет, Бог не оставит – ясное доказательство живущей в сердцах их веры и надежды на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Cranfield C. E. B. 1 and 2 Peter and Jude, TBC (SCM, 1960). Green E. M. B. 2 Peter and Jude, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, 1968). Bauckham R. Jude and 2 Peter, WBC (Word, 1983). Содержание 1,2 Приветствие 3,4 Призыв подвизаться за веру 5–7 Напоминание о Божьем суде над нечестивцами в прошлом 8–13 Осуждение лжеучителей 14–16 Актуальность пророчества Еноха 17–23 Христианское противоядие 24,25 Заключительные пожелания и восхваления Комментарий 1,2 Приветствие В начале послания автор, соблюдая традицию, называет себя и благословляет своих адресатов, призывая их к духовному возрастанию. 1 Раб (греч. doulos), т. е. тот, кто безоговорочно исполняет волю господина. Поэтому, согласно Марку, Иуда – истинный «брат» Иисуса ( Мк. 3:35 ). Иаков ( Иак. 1:1 ) и Петр ( 2Пет. 1:1 ) называют себя так же. Призванным, которые освящены… и сохранены – характерное для этого послания соединение трех понятий ( в английском переводе, на который опирается данный комментарий, это место читается как «призванным, которые возлюблены Богом»). Эта характеристика подчеркивает, что спасение зависит только от Бога и обусловлено Его суверенным владычеством, любовью и могуществом, объемлющими время и вечность (см.: Рим. 8:30 ; 1Пет. 1:3–5 ). Сохранены Иисусом Христом означает «сохранены к спасению» (ср.: 1Пет. 1:5 ). 2 Милость, мир и любовь – единственное в своем роде благословение в Новом Завете, отличающееся от благословений в других посланиях своей полнотой. Возможно, оно связано с триадой в ст. 1 (призвание Бога приносит милость, призванные окружены Его любовью, а покровительство Бога приносит мир). С другой стороны, это благословение можно истолковать как выражение тринитарной доктрины (Бог–Отец дарует милость, Сын приносит мир, а Дух порождает любовь). Да умножатся – выражение, использованное в благословениях Петра в 1Пет. 1:2 и 2Пет. 1:2 . 3,4 Призыв подвизаться за веру Иуда говорит, что взялся за перо, дабы написать о нашем общем спасении и призвать нас твердо держаться за истинную веру. Этот призыв имеет особое значение для современных христиан, живущих в плюралистическом обществе и сталкивающихся с нарастающим влиянием так называемого учения «Нью эйдж». Наибольшую тревогу Иуды вызывают два аспекта деятельности лжеучителей: они обращают благодать Бога в повод к «распутству» и отрицают единственность Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Мы не хотим этим сказать, что вы или старейшины должны начать «охоту на ведьм» и подвергать рассмотрению личные убеждения своих братьев. Если старейшины сочтут этот план достаточно значительным, будет более разумным расследовать это дело тихо и доброжелательно с целью защиты стада. Нельзя переоценить необходимость быть осторожными, благоразумными и доброжелательными в таких ситуациях (см. Иак. 1:19-20 ). СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ СТАРЕЙШИНАМИ В некоторых крупных городах было замечено: иногда, когда раскрывалось какое-либо беззаконие, в нем могло быть замешано несколько собраний. Между старейшинами этих собраний необходимо полное сотрудничество. Они всегда должны быть наготове, если придется быстро передать любую информацию об издателях в их собрании, которая может потребовать расследования. Любому, неблагоразумно ввязавшемуся в недостойные дела, следует немедленно помочь. Каждому, потерявшему чувствительность ко греху, необходимо вынести суровое порицание, а если это не поможет, исключить такого из собрания. Будет хорошо, если вы обратите пристальное внимание старейшин в округах на материал, представленный вам на семинаре осенью 1979 года, в плане 13 под заголовком «Старейшинам все еще нужна помощь в решении внутренних проблем собрания». Любую необходимую и доступную информацию следует немедленно передавать старейшинам собрания. Вам нужно дать старейшинам остро почувствовать их ответственность перед Богом в том, чтобы предотвращать зло от проникновения в собрание и распространения в нем (см. 1Кор. 5:6-8 ). Судебная комиссия должна приложить все усилия и убедиться, что человек по-настоящему раскаялся, перед тем как простить его за ту недобрую известность, которую получило из-за него собрание. Обычно человек, раскаявшийся по-настоящему, может показать «достойный плод покаяния» ( Мф. 3:8 ). Нам хотелось бы помнить: какими бы хорошими ни были помощь и порицание, если сердце человека остается безответным, то при подобных обстоятельствах он вновь совершит этот грех. Чтобы защитить общину и старейшин, необходимо принимать самые решительные меры.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/10

После того как нищие, плачущие, алчущие (Мф 5:3,4,6) получают доступ к Царству блаженства, им предлагается при встрече друг с другом не судить (см. Мф 7:1), ибо осуждение не просто вернёт человека в прежнее состояние, но навлечёт на него такой же суд. Нам предлагается подумать, каким судом мы судимы у Господа (Мф 7:2), и утвердить это в сердце краеугольным камнем. Иначе над нами исполнятся слова: Суд без милости не оказавшему милости (Иак 2:13). Те люди, которые услышали от Христа: Прощаются тебе грехи твои (Мф 9:2), становятся новыми людьми; их блаженство теперь в том, чтобы в свою очередь просить о помиловании для тех, кто приносит им боль неправды, обиды, вражду. Уже после слов о прощении людям их согрешений (см. Мф 6:14) расположена притча о сучке в чужом глазу и о бревне — в своём. Известные толкования говорят о сучке как о чужом грехе, а о бревне — как о своём. Но может быть, есть более обобщающий смысл этих слов, который, не отрицая известного понимания, включает его как частное? Бывают разные случаи сопоставления своих и чужих грехов, но даже в очевидных ситуациях сравнение не всегда однозначно. Например, случай с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин 8:3–11). Христос остановил “праведников”, совершающих суд, не напоминанием их более злых дел, которые бы выглядели как бревно перед сучком, а предложил простой вопрос, вообще исключающий какое-либо сравнение по “тяжести”: Кто из вас без греха? А порой бывает, что бревно в чужом глазу замечается как бы даже из лучших побуждений, когда мы готовы душу свою отдать за ближнего. В этом случае его грех будет переживаться сильнее своего, но именно потому что грех, убивая любимого, больше страдания приносит любящему. Заметим, что если какой-нибудь мельчайший сучок ещё как-то сопоставим с глазом, то бревно может быть гораздо больше и самого человека, то есть в этих двух предметах коренная разница превосходит сходство. Следуя строю Евангелия, можно предположить, что сучок — это грех человека 3 , а бревно — это неведение милости Божией. При таком толковании эта заповедь созвучна многим Христовым поучениям 4 .

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Посему-то мы должны непрестанно молить Отца Небесного, чтобы искушения не увлекли нас ко злу; чтобы Господь всегда обращал их к духовному нашему преспеянию, как обращал их для Авраама, Иосифа, Иова и других праведников, кои посредством искушений более возвысились в совершенстве духовной жизни. 3) В этом прошении Иисус Христос еще внушает нам, чтобы мы произвольно не подвергали себя искушению. Если же и непроизвольно впадем в него, то, по примеру апостола Павла, должны быть живо проникнуты чувствованием своих немощей и глубоким христианским смирением; и в таком расположении духа молить Бога о том, чтобы Он «удалил» искушение от нас ( 2Кор.12:8 ), если можно; или, по крайней мере, сократил его, или даровал «облегчение» ( 1Кор.10:13 ). Особенно же во время искушений отнюдь не должно быть в нас самонадеянности, но усердная молитва и твердое упование на Всевышнего должны быть тогда первым и главным нашим прибежищем. Св. Златоуст , при изъяснении этого прошения говорит: «Здесь (Иисус Христос) открыто напоминает нам о немощах природы нашей и смиряет нашу самонадеянность, делая нам такое наставление, чтобы мы ни отказывались от подвигов, ни вызывались к ним сами; дабы таким образом могли мы тем блистательнейшую одержать победу, и тем большее нанести дьяволу посрамление. Ибо когда мы бываем призваны к подвигу, в то время Господь повелевает нам мужественно подвизаться; напротив же, когда не бываем призываемы, тогда никак не должны сами вызываться, но ожидать времени призвания: а через это мы покажем себя и нетщеславными, и по делу мужественными». (См. изъяснение молитвы Господ. св. Иоан. Злат.). 2. Библейские изречения о шестом прошении (об искушении человека) Бог никого не искушает; в искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что «Бог не искушает злом, и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:13–16 ). – «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010