В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

5), и в отношении самих аллегорий среди комментаторов нет единства. Делались попытки букв. понимания этого текста как описания физиологических проявлений старости ( Gilbert. 1981. P. 103-104), приходящего в упадок дома как метафоры смерти ( Witzenrath. 1979. S. 44-50) или краха всех устремлений человека ( Sawyer. 1975), оплакивания усопшего общиной ( Fox. 1989. P. 286-289) и т. п. Более убедительным является толкование, согласно к-рому речь в этом отрывке идет не о старости или смерти конкретного человека, но о «несчастьях, которые ожидают людей в будущем» ( Seow. 1997. P. 374). В пользу такого понимания говорит, напр., наличие здесь «эсхатологической терминологии» (Ibid. P. 376): «Доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды...» и т. п. (Еккл 12. 2; ср.: Мф 24. 29; Мк 13. 24); на этом основании, напр., свт. Григорий Чудотворец полагает, что Екклесиаст имеет в виду «великий и страшный день Божий» (το Θεο μεϒλη μρα κα φοβερ - Greg. Thaum. Methaphr. in Eccl.//PG. 10. Col. 1016). Эсхатологические образы остаются переплетенными с деталями, относящимися к смерти отдельного человека: «...отходит человек в вечный дом...» (Еккл 12. 5); «...возвратится прах в землю... а дух возвратится к Богу...» (Еккл 12. 7). Отрывок заканчивается многократно повторяющимися в книге словами: «Суета сует... всё - суета!» (Еккл 12. 8), смысл к-рых в этом контексте в том, что «ничто не вечно, люди ничем не могут обладать по-настоящему» ( Seow. 1997. P. 382). Книга завершается эпилогом, в котором содержатся дополнительные сведения об авторе и даются заключительные наставления. В отличие от всего предыдущего текста Е. к., где речь идет от 1-го лица, здесь о Екклесиасте говорится в 3-м лице. Сообщается, что помимо научения народа Екклесиаст исследовал и отредактировал (  , букв.- выпрямил; в синодальном переводе - составил) много притчей, обращая внимание в т. ч. на язык, к-рым они изложены: «Старался... приискивать изящные изречения...» (Еккл 12. 9-10). Мн. исследователи полагают, что этот эпилог написан др.

http://pravenc.ru/text/189649.html

Как извращают адвентисты Еккл. 9 гл?   Так же, как 3 главу. Они вычитывают слова, которые Еккл. приводит от лица человека неверующего: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл 9:5, 6).    Основываясь на этих словах, адвентисты утверждают, что души умирают вместе с телами. Действительно ли Екклизиаст думает, что души уничтожаются?   Нет. Екклизиаст только приводит мысль неверующего человека, который рассуждает обо всем по видимости; а такому человеку и представляется, что жизнь только и есть под солнцем, а как умер человек, то все и прекратилось. Но сам Екклизиаст не так рассуждает. Он понимает, что тело человека после его смерти разрушается, а душа отходит к Богу: «Отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12:5); и еще: «И возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).    Так и Спаситель, согласно с Екклизиастом сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). И душа Христова, как уже выяснено ранее, не умирала, но в аду проповедовала духам (1 Пет. 3:19)    Так и наши души, когда мы телесно умрем, будут жить, как жила душа Спасителя, когда тело Его лежало в гробе Иосифа Аримафейского.    и иеговистов — Sm. О Субботе и Воскресенье Какое имеют нововведенное отличие сектанты-адвентисты седьмого дня по сравнению с Христовой Церковью Православной?   Адвентисты отменили празднование Воскресенья и празднуют, по Ветхозаветному, субботу. Праздновали ли до нас Воскресенье?   Праздновали отцы наши, деды, прадеды, прапрадеды и т.д. С какого времени на Руси празднуется Воскресенье?   С того времени, как русские приняли христианскую веру от греков. С давних ли пор праздновали Воскресенье на Востоке, в Греческом царстве?   Праздновали с тех пор, как христианство стало греко-римской государственной религией. Есть ли доказательство того, что Воскресенье праздновали христиане еще и до равноапостольного Царя Константина?   Есть и очень много.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Еккл. 12:5 …и отяжелеет кузнечик. Отяжелеет , согласно Дидиму, «ожиреет», а это бывает при обильном питании. Питание кузнечика , или, согласно Дидиму, саранчи – это бедствие для природы. Дидим: «Саранча [или кузнечики. – Г. Ф.] – это образ наказания… Тогда она отяжелеет, когда обильным будет её питание; её питание – это люди, отданные ей» [там же]. Христос дал нам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию ( Лк. 10:19 ), а мы по нерадению своему поддаёмся ей и питаем её. Еккл. 12:5 …и рассыплется каперс. Поскольку цветущие пуски каперса возбуждают плотскую страсть, то время, когда рассыплется каперс , – это время, когда благодатью Божией побеждаются плотские страсти и стяжается святая добродетель целомудрия. Еккл. 12:5 …Ибо отходит человек в вечный дом свой. Дидим Слепец: «Это можно и так понимать: …Когда упразднится всё, что прилипло е человеку достойное порицания, плохое, тогда он идёт в собственное жилище, в свой эон. Этот эон, соответственно, и есть дом для человека, сотворённого по образу и подобию Божию, божественное состояние, в которое он перешёл из нынешнего эона» [там же]. Согрешая, человек покидает свой дом, то есть образ и подобие Божие. По пути святости человек возвращается в свой вечный дом , то состояние, которое и есть жизнь вечная. Еккл. 12:5 …и готовы окружить его по улице плакальщицы. Плакальщицы – это те души, которые в состоянии плакать и скорбеть о грехе другого человека, тем самым подвигая его к покаянию. Дидим Слепец: «Ибо если при грехе одного другой скорбит и ударяет себя в грудь, то первый, конечно, скажет: «Если этот из-за меня скорбит, то и я должен это делать» [там же]. Еккл. 12:6 Доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. Символические образы смерти, приведённые Екклесиастом, описывают и состояние духовной смерти, в которую через грех попадает душа. Серебро означает Слово Божие. Так у псалмопевца: Слова Ягве – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс. 11:7 ). Серебряная цепочка – учение церкви. Ереси разрывают эту цельную цепочку божественных слов и догматов и тем духовно умерщвляют душу. Апостол Павел называет ересь делом плоти и предостерегает: Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют ( Гал. 5:19–21 ) ! Дидим Слепец, толкуя соломоновы слова, говорит: «До тех пор, пока серебряная цепочка действенна» [там же]. Когда серебряная цепочка Слова Божия и его православного понимания перестаёт быть действенной, тогда душа умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

– Привет тебе, Иероним, из XXI века! И через шестнадцать веков всё так же. Приветствуем и вас, кто будет писать в веках после нас! Ведь всё будет так же… Блж. Иероним отмечает, что некоторые толкователи слов Екклесиаста прилагали к спасительному подвигу Христа: «Некоторые место это, начиная от слов есть один и нет второго , объясняют по отношению к Спасителю, что Он для спасения мира сошёл один и без всякого сообщника» [там же]. У Христа не было помощников. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 ). Мессианское звучание слова Екклесиаста могут обретать, конечно, только методом асмахты (прислонения). Двоим лучше, нежели одному Худо человеку одинокому, без сына, без брата. В тяготах и волнениях этой жизни рассуждает Екклесиаст: Еккл. 4:9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их Еккл. 4:10 ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Еккл. 4:11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? Еккл. 4:12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся. Даже в райском состоянии находящемуся человеку сказал Ягве Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). Екклесиаст это увидел в жизни. Двоим лучше, нежели одному . Иисус никогда не посылал учеников по одному. После сего избрал Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицем Своим ( Лк. 10:1 ), а на гору Фавор поднялся с тремя, ведь нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся . И так оно в церкви Христовой на все времена. По первому апостольскому правилу епископа поставляют два или три епископа. Церковь соборная. Ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ). И в супружестве будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть ( Мф. 19:5–6 ). Брак – двое становятся одним, а потом нитка скручивается втрое – появляются дети. И что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Отец Павел Флоренский говорил, что, как в браке двое становятся одной плотью, так в дружбе двое – одна душа. Екклесиаст показывает всё это на трёх примерах. Если один упадёт, то другой поднимает товарища своего. Горе одинокому страннику, которого некому поднять. В холодную ночь двое согревают друг друга. Вспомним, как у Лескова в рассказе «На краю света» выживают занесённые пургой в снегу епископ-миссионер и язычник-проводник. Язычник не очень-то свежо дышит в лицо епископу – тот не выдерживает, а язычник приговаривает: «Ты, бачка, морду-то свою не отворачивай». Так и спас епископа от замерзания. И уж тем более при вражеском нападении. Если станет кто преодолевать одного, то двое устоят против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Григорий Чудотворец : «Мудрость же, если она оказывается в человеке, видна даже по лицу, так как она освещает стяжавшего её; как и напротив, бесстыдство изобличает того, в ком оно вселилось, как достойного ненависти, с первого же взгляда» Переложение Екклесиаста, 8]. Св. Афанасий Великий рассуждает о Софии нетварной, зиждительной, относя её к Логосу, и о Софии тварной, то есть об отпечатке Премудрости Божией в творении. По принципу общения свойств премудрость нетварная усвояет себе иногда нечто присущее тварной, и наоборот, премудрость тварная возводит к своему архетипу – Премудрости нетварной. Св. Афанасий приводит из Писания различные примеры наличия премудрости в тварях, в том числе вспоминает, как «и Екклесиаст говорит: мудрость человека просветит лице его ( Еккл. 8:1 )» На ариан слово второе, п. 79]. Блж. Иероним переводит: Кто как мудрый, и кто знает разгадку слова? И высказывает мысль, что Соломон «косвенно говорит и о себе, что никто не был так мудр, как он, и никто не знал решения загадок, и что мудрость… больше всех людей дарования умственные отображала на лице его» 8, 1]. О, если бы это помогло ему в поисках его! Далее блж. Иероним, как и другие отцы, относит слова Екклесиаста ко всем людям, причастным божественной мудрости. Мудрость человека отображена на лице его, «а всякий еретик и защищающий ложное учение бесстыден лицом» [там же], как семьдесят толковников переводят поеледние слова Екклесиаста: И бесстыдный по лицу своему ненавистен будет . Философ-царь знает, что есть слово царское , и чувствует он его не только с позиции царской, но и с позиции подданных царя. Еккл. 8:2 С лово царское храни ради клятвы пред Богом. Еккл. 8:3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. Еккл. 8:4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» Верноподданные дают клятву пред Богом в верности царю, а потому слово царское храни . Соломон утверждает божественное происхождение земной власти, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Григорий Двоеслов рассуждает о том, что злые духи приступают к умирающим и отыскивают в их душах нечто своё, чтобы поставить на вид и погубить. «Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают своё, в чём успели» Беседа 39 на Лк. 19:42–47 ]. Только к Одному они приступили и не нашли ничего. Христос сказал накануне Своих страданий: Ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин. 14:30 ). Не могли о себе сказать такое ни Пётр, ни Павел, ни Иоанн. Поэтому и Соломон говорит: несть человек праведен не земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Еккл. 7:21 ). Однако у нас есть упование! «Ибо нас освободил от должной смерти душевной Тот, Кто заплатил за нас недолжной смертью телесной» [там же]. Сказанное Екклесиастом о подлинной мудрости жизни было для него уже давно не новостью. Еккл. 7:23 Всё это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Еккл. 7:24 Далеко то, что было, и глубоко-глубоко: кто постигнет его? Еккл. 7:25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия. Правда жизни уже давно была испытана мудростью царя, мудростью философа. Ещё в юности он испросил себе у Бога мудрости. Ягве, явившемуся в Гаваоне во сне, юный царь сказал: Буду я мудрым! И, щедро одарённый Богом, он купался в потоках вод премудрости. Но и это прошло. Нищий странник, опираясь на посох, устало шепчет: Но мудрость далека от меня . Не обманут меня похвалы ищущих своей мудрости. Ведаю жизнь, разумею язык животных, птиц и демонов, но не обольщусь! Мудрость далека от меня , далеко от обладателя гарема и поклонника богов чужих. Далеко то, что было в юности, когда я пел свою Песнь Песней, далеко то, что было , когда я изрекал притчи житейской премудрости. Смотрю я в бездну премудрости Божией, смотрю я в глубину своего падения и глубоко-глубоко то, что я искал, кто постигнет его?.. Обратился я , Соломон, сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать, изыскать мудрость и разум, как нищий странник хожу я для этого по пыльным дорогам земли царства своего, хочу изыскать мудрость… и познать нечестие глупости, невежества и безумия . Хочу, но не могу. Теряю нить, перестаю видеть разницу мудрости и глупости. Всё суета, всё рассеивается, как пар. Я гоняюсь за ветром, я томлюсь духом. Всего насмотрелся я в суетные дни мои .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

64 . Когда ум, прошедши через все здешнее и восшедши естественным образом горе, радостно молчит, тогда именно время наслаждаться премирным и невыразимым, время осияния и мысленного света, единения ума и созерцания простоты, безграничности, беспредельности, пресветлого познания и, вкратце сказать, время восприятия и усвоения духовной мудрости, посредством которой ум усовершается в отрешении от всего и в молчании, почувствовав среди исступления невыразимый восторг. 65 . Когда душа замечает, что она «упивается» чувством истины как бы «преисполненною чашею» ( Пс. 22:5 ) благодати, и становится вне себя, тогда, очевидно, бывает «время молчания» ( Еккл. 3:7 ). 66 . Когда расположение внутреннего человека хочет восклицать: «Господи, что ся умножища стужающий ми? Мнози восстают на мя» ( Пс. 3:2 ), тогда «время говорить» ( Еккл. 3:7 ), говорить же, как прилично, не пустое 237 , но против врагов целесообразное и подходящее, как должно. 67 . Когда «свет лица Господня» ( Пс. 4:7 ) явится над душою так, что она вследствие этого станет украшаться, просвещаться и излияние божественного веселия устремится на нее, тогда, разумеется, «время молчания» ( Еккл. 3:7 ). 68 . Когда она увидит «восстающих» на нее «неправедных свидетелей» ( Пс. 34:11 ), допрашивающих ее о том, чего она не знает, и смущающих ее, тогда, действительно, «время говорить» ( Еккл. 3:7 ) и даже возражать. 69 . Во всем сущем и умосозерцаемом самая верховная и, так сказать, самая высокая или даже наивысшая красота, а также и благо есть Бог . Во всем же видимом человек есть лучшее [создание], по самой природе отстоящее [от тварей] на громадный промежуток и, без всякого сомнения, он несравненно превосходнее [их], а по благодати он, действительно, превосходит даже ангелов. Именно, созерцательный ум среди очень многого, находящегося между Богом и людьми, приближаясь к тому, что превыше мысли, становится исступленным, когда он еще не испытал в изобилии просветительной благодати. Вкусив же ее деятельною духовною силою в сердце, – я мог бы, пожалуй, сказать, – он восходит к самой высокой красоте и благу, то есть к Богу, входит в Него по более божественному дару и единовидно смотрит и изумляется, водворяясь в молчании в глубине, превышающей разум.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

Предсмертная прощальная когелетная речь Соломона в них очень ясно отразилась! . 4) Заметно очень значительное сходство книги Екклезиаст с другими писаниями Соломона: Притчами и Песнью Песней. Например, описание мудрости и глупости, мудрого и глупого человека в их взаимном разностороннем противоположении, можно сказать, наполняют Притчи и Екклезиаст, в отличие от всех других ветхозаветных книг, причем в этих изображениях много дословного сходства между обеими книгами (напр., Бог дает мудрость и разум – Еккл.2 ­­ Притч.2:6 ). Основное положение книги Екклезиаст – учение о суете (1–2 глл.) раскрыто подобным образом и в Притчах (13:11; 21:6; 31:30). Поведение мудрого и глупого, характеристика мудрости и глупости в обеих книгах вполне сходны. Общее направление мудрствования обеих книг вполне сходно. Даже многие частные советы и суждения дословно сходны, например о царе и царской власти ( Притч.14 ­­ Еккл.4:15–16 ; Притч.16:10, 15; 19 ­­ Еккл.8:3–4; 5:8 ); о богатстве ( Притч.22 ­­ Еккл.6:2 ); об увлечении женщинами и распутстве ( Притч.5:18–22; 22 ­­ Еккл.7:26 ); о кроткой речи и ее значении в глазах гневного начальника ( Еккл.9 ­­ Притч.16:13–14 ); об умных и глупых речах человека ( Еккл.9 ­­ Притч.18:21–22 ); о чести глупых рабов ( Еккл.10:6–7 ­­ Притч.19:10 ); о поспешных и необдуманных обетах ( Еккл.5 ­­ Притч.29:25 ); о бессмертии и значении для него мудрости ( Притч.12 ­­ Еккл.7:12 ). Мудрость есть источник силы ( Еккл.7:19; 9 ­­ Притч.24:5 ); доброе имя лучше всяких вещественных благ ( Еккл.7 ­­ Притч.22:1 ). Мудрость дороже золота и серебра и всякого богатства ( Еккл.7:11–12 ­­ Притч.3:13–15 ). Она дает жизнь человеку ( Еккл.7 ­­ Притч.12:28; 21:21 ). Мудрец владеет глазами и имеет свет, а глупец во тьме ( Еккл.2 ­­ Притч.17:24 ). Распутная женщина – «силки» для неопытного мужчины ( Еккл.7 ­­ Притч.7:23 ); кто роет яму другому, тот сам упадет в нее ( Еккл.10 ­­ Притч.26:27 ). Есть сходство в словоупотреблении: слово – улица, площадь ( Еккл.10 ­­ Притч.7:8 ; Песн.3:2 -й более нигде в Библии не употребляется. Gesenius. Hebr. Handw. 842 s.); и – ленивый и леность ( Еккл.10 ­­ Притч.6:6; 19:15; 31 – также более нигде не употребляется. Gesenius. ibid. 651 s.); словосочетание – птица ( Притч.1 ­­ Еккл.10:20 ), – обнимать ( Еккл.3:5; 4 ­­ Притч.6:10; 24:33 ); – кротость, уступчивость ( Еккл.10 ­­ Притч.14:30; 15:4 ); – сладость жизни ( Еккл.2 ­­ Притч.19:10 ; Песн.7:7 ); и – ( Еккл.7 ­­ Песн.1 :З). Нельзя не привести, по этому поводу, резкого мнения ученого критического направления Нольдэкке: «стиль книги Екклезиаст полный страсти, независимость различных частей, выражение приточное и конкретное, напоминают поэзию Притчей. Некоторые места заключают в действительности ряд притчей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010