Во-первых, он открывает нам блестящие перспективы умственного и нравственного развития. У нас есть постоянный источник наших нравственных сил, а с другой стороны, у нас бесконечный идеал. Следовательно, совершенствоваться и можно и обязательно. Во-вторых, мы можем остаться цельными при всеобщем разъединении и противоречии. («Христианское освещение жгучих вопросов современности» статья в «М ».). В-третьих, дает возможность при всех аномалиях современности верить наступлению «неба с алмазами». А. П. Чехов 22 . См. статью в «В Зн » за 1910 г. «Принципы грядущего оптимизма» и «Значение эволюции». Религия и наука. Иерузалем 23 . Рождественский. Святский (В. Зн. 1909. 1–2). Додель 24 . Орлов ( Церковь и государство) 25 . Противопоставление 1-ой главы кн. Бытия и какого-нибудь научного сочинения. Еще два противопоставления. (Об Апокалипсисе, из Гункеля) 26 . Противоречие по содержанию. (Несколько примеров по содержанию). Согласие по принципу. Введенский 27 . О видах веры и ее отношении к знанию. Чичерин 28 . Наука и религия. Тэрнер 29 . Религия и наука. Соловьев 30 . Критика отвлеченных начал. Ehrenhauss. Die neuere philosophie und der christliche Glaube in ihrem Verhaltnisse. 1881. Два крайних взгляда на взаимоотношения религии и науки (материализм и мистицизм). В «Философии религии» Гегеля 31 религии дано среднее место между философией и искусством. Штраус 32 и Фейербах 33 – замена в будущем религии философией. Стр. 154–156: 1 . Знание не обходится без веры. 2 . Вера не обходится без знания. Ин. 17:3 . Проф. Н. П. Рождественский. Христианская апологетика. СПб., 1893. Притч. 9:10 . Премудр. 13:1. Рим. 1:18 . Евр. 11:3 Мф. 28:19–20 . Ин. 13:13 . Тертуллиан : credo quia absurdum 34 . Анзельм: credo ut intellegam 35 . 24 авг. 1911 Из статьи: «Теория эволюции и миросозерцание» Проф. Р. Трода («Вестник Знания», 1910, 10) 1 . «Теория эта позволяет нам органически понимать мировые процессы и следить за ними с проникновенным интересом». Если даже это удовольствие есть эстетическое наслаждение, то «оно как таковое сближает нас со вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Благоговею пред Создателем, Пастырем и Промыслителем моим, и перед вами, святители Божии, ибо взираю на предлежащий подвиг (см. Евр. 12, 1) и труды по продолжению соделанного в этом крае ревностно потрудившимся Преосвященным епископом Даниилом. Не могу умолчать ныне и о том, что укрепляет меня, вселяет надежду и упование. Родитель мой перед тем, как оставить земной мир, пострижен был в схиму, восприяв имя преподобного Савватия Соловецкого. Никто и не помышлял из нас, что епископ Даниил отправится для продолжения архипастырских трудов в Архангельск, епархию славную сонмом подвижников и знаменитой твердыней веры — обителью Соловецкой. Так и в наших судьбах незримыми нитями связуема островная епархия Российской Церкви с землей русских поморов: на их кочах отважные первопроходцы дошли до Сахалина и Курил. Путь же из Первопрестольного града Москвы к берегам Белого моря — Архангельский тракт — проходит через город, возникший у стен древней обители Сергиевой. Не могу умножать словеса. Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим и, припадая к стопам Святейшего Владыки, уповаю на молитвы тех, в деяниях коих зримо всеблагое действование Спасителя нашего и Бога. Ваше Святейшество и милостивый Отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю , вступая на жертвенное, крестное и славное поприще, призываемый к тому чрез Вашу мерность Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/1391187.ht...

Парафраз стихиры на стиховне на вечерне 7–го августа, «Слава и ныне». 1230 Месяца августа в шестый день на литии стихира третия. 1231 Григорий Богослов, Слово 40, 6 — PG 36, 365А. 1232 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181В. 1233 Цитата не идентифицируется. 1234 Григорий Нисский, О душе и воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1235 1 Кор. 15:28. 1236 Григорий Богослов, Слово 30, 6 — Barbel, 184/PG 36, 112В. 1237 На соборе в июне 1341 г. См.: Соборный томос 8 — PG 151, 682. 1238 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С. 1239 Цитата или аллюзия не идентифицируются. 1240 Быт. 1:1. 1241  Быт. 1:1. 1242 Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40. 1243 Евр. 1:14. 1244 Притч. 13: 9. 1245 Кол. 1:12. 1246 Василий Великий, Шестоднев, 2, 6 — PG 29, 40С–41А. 1247 Буквально: «состоящим из плотных частей». 1248 Буквально: «находящихся в заговоре против самих себя». 1249 Т. е. из расположенных выше небесной тверди. 1250 Такое выражение у других авторов не встречается, но Liddell–Scott дает сходные: «ν θαματι ποιεσθαι» (Plu. Pomp. 14) и «δια θαματος σχεν» (Hdn. 2. 2. 7). 1251 Буквально: «маски» (προσωπεου). 1252 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 45 (5, 41) — PG 91,1168А. 1253 1–й Соборный томос, 46 — PG 151, 688С. 1254 Иер 23:18. См.: выше прим. к 2, 4, 10. 1255 Григорий Богослов, Слово 28, 19, PG 36, 52В. 1256 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1257 Василий Великий, Беседы на шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С. 1258 Притч. 13:9. 1259 Кол. 1:12. 1260 Василий Великий, Беседы на шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С–41А. 1261 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 1262 1 Кор. 2:9. 1263 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 1264 Там же, 16 — 569В. 1265 Там же, 17 — 572В. 1266 Там же, 8 — 560В. 1267 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 1268 Там же, 945С. 1269 Там же, 933 С. 1270 Григорий Богослов, Слово 29, 19. 1271 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181АВ. 1272 Фил. 2:5. 1273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

45. В алекс. добав. σου твой; в друг. нет. 46. Πολυανδριον — кладбище. Здесь разумеют толковники долину Гинномскую близ Иерусалима, в коей сожигали (и хоронили) детей, приносившихся в жертву Молоху. Иер. 7:32; 19, 2. 6. 47. По греч. ατς; в 22 – 24 ст. речь о евр. народе по греч. изложена в жен. роде, а по славянски в муж. р., а потому слово его относим к евр. народу. 48. λλυξεν — слав. рыдаше. „завывал, как непотребная женщина, описываемая в Притчах, зазывала своих любовниковъ“ (Притч. 7:5 – 23). Иерон. 49. Ложные. 50. По греч. вопр. ε — встанут-ли?.. Следуем слав. да­вульг. surgant. 51. Т. е. во всяком городе и во всякой улице стояли идолы и жертвенники языческие. 52. Оправдания и извинения. Иероним. В рус. син.: состязаетесь. 53. Ложных. 54. Στηθοδεμδα — повязка на груди, может быть, в виде украшенного ремня или пряжки. 55. Слав. дни безчисленны. 56. Языческих богов. 57. Оскобл. слав. убогих соотв. в греч. т. πεντων в 88. Вероятно, разумеются увлеченные по невежеству в язычество. 58. Где совершались языческия жертвоприношения. 59. К Господним вразумлениям. 60. В знак глубокой печали. 2 Цар. 13:19. 61. Εοδωθση ν ατ – в Египте, союзом с коим Иудейские цари думали защититься от Ассирии и Вавилона. Ис. 30 гл. Иер. 37:7; 4 Цар. 18:21. 62. Разумеются языческие культы и их изобретатели демоны. Θеодор. 63. Ες εθεαν — букв. слав. на правоту. 64. ξεφρθης — букв. грязнилась (слав. смесилася), т. е. с языч. богами и идолами. 65. Где сидели блудницы. Быт. 38:14 – 15. 66. В греч. добавлено: ατος — для них — языч. идолов. 67. См. выше 5е примечание. 68. Т. е. домом прибежища. Пс. 30:3. Θеодор. 69. Ες νκος слав. в победу; но слово νκος значит: непрерывность, вечность, неизменность (Schleusner. Nov. Tes. 4, 17 р.). Вечность и непрерывность гнева Божия разумеется. 70. В греч. δο — слав. сия. 71. В греч. добавлено τατα, в слав. и вульг. нет. 72. Слав. оскобл. изобличен есть нет соотв. в греч. и лат. списках. 73. Оскобл. слав. сестра его соотв. (у Фильда, в XII, лукиан. минуск. списках 22, 36, 48, 51, 106) δελφ ατς. В ват., алекс., син. и text. recept. нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Словосочетание «всевидящее око» в тексте Б . не встречается, тем не менее, графический символ и его словесное наименование целиком построены на идее Божиего всеведения и всевидения, повсеместно утверждаемой в Б . и выраженной в антропоморфических описаниях Господа. «…Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» ( Иов.34:21 , ср. 31:4); «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» ( Пс.32:13–14 ); «…пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» ( Притч.5:21 ); «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ); «Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом, и видит все. Очи Его — на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека» ( Сир.15:18–19 ). Обличая прелюбодея, Иисус, сын Сирахов, дает точный психологический портрет грешника, надеющегося скрыть от Господа свои дела: «Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих». Страх его — только глаза человеческие; и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» ( Сир.23:24–29 , см. также Иер.16:17 ; Зах.4:10 ). В Н. З . эта идея утверждается апостолом Павлом: «…Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» ( Евр.4:12–13 ). Всемирный потоп ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: ГОЛУБЬ МИРА; ДОПОТОПНЫЙ; КАЖДОЙ ТВАРИ ПО ПАРЕ; НОЙ; РАЗВЕРЗЛИСЬ ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ Шутливое замечание о сильном дожде, половодье, вообще о непогоде; в бытовых ситуациях — о льющейся по недосмотру воде; иногда обращено к плачущему человеку — «устроил всемирный потоп». Иронический эффект рождается в этих случаях из-за несопоставимости масштабов однородных явлений.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Притч.1:11 .  если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, Притч.1:12 .  живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; Притч.1:13 .  наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; Притч.1:14 .  жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», –: Притч.1:15 .  сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, Притч.1:16 .  потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Притч.1:17 .  В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, Притч.1:18 .  а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Притч.1:19 .  Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. После общего обращения и увещания к ученику (ст. 8–9), Соломон предлагает ему частное увещание, конкретное предостережение от увлечений на зло со стороны «грешников» (ст. 10), евр. хаттаим, Vulg.: peccalores, LXX: νδρες σεβες, слав. – мужие нечестивии – злодеи, для которых преступление сделалось обычаем (ср. Пс 1.1 ; Притч 16.29 ). Предостерегая ученика своего от гибельного влияния со стороны подобных злодеев, Соломон раскрывает подлинную суть и истинные мотивы их злодейских замыслов (11–14): посягая на собственность и жизнь ближнего, без всякой вины с его стороны, с величайшею наглостью и жестокостью злодеи пытались прельстить приглашаемого в сообщничество юношу мыслью о безнаказанности преступления (ст. 12) и о большой доле в предполагаемой добыче (13–14). Изобразив обольстительные и преступные намерения злодеев, Премудрый со ст. 15 (понижение периода) в положительной категорической форме предостерегает своего слушателя от следования по их «пути»; предостережение это и по содержанию и по форме речи напоминает начальные слова Псалтири: « блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста» ( Пс 1.1 ). Ст. 16, повторяемый пророком Исаиею ( Ис 59.7 ) и Ап. Павлом ( Рим 3.15 ), не имеется у LXX-mu: однако, считать этот стих в евр. Вульг. слав. русск., заимствованным у пророка Исаии, нет основания; скорее у пророка Исаии цитаты из более древних библейских книг не представляют чего-либо необычного; притом во многих кодд. LXX (23, 68, 157, 252, 254, 295, 296, 161, 248 и др. у Гольмеса, Комплют. Альд.) имеют в себе ст. 16. В ст. 17–19 слушатель ограждается от влияния обольстительных речей злодеев – указанием на ожидающее их наказание – конечную гибель, вопреки той безнаказанности на какую они рассчитывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.18:18 .  Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. Притч.18:19 .  Жребий прекращает споры и решает между сильными. Притч.18:20 .  Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка. Притч.18:21 .  От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Притч.18:22Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье – не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8–9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16.33 ). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. – 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) – " брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града», чем у LXX ( αδελφς πο αδελφο βοηθομενος, ς πολις οχυρ κα ψηλ), в Vulg. – (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: « брат от брата помогаем, яко град тверд и высок». Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места – ст. 18–19, ср. вторую половину ст. 20 – говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12.14, 13.2 . Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир 38.20–22 ), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков ( Иак 3.5–9 ). Притч.18:23 .  Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.– [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.] Притч.18:24 .  С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Притч.18:25 .  Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., Сир 26.1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21, 17.5 ); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.1:20 .  Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, Притч.1:21 .  в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: Притч.1:22 .  «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Притч.1:23 .  Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. В противовес соблазнительным речам преступных людей ( Притч.1 11–19), ищущих себе единомышленников, здесь выводится Премудрость также призывающая к себе учеников и побуждающая их к покаянию; но тогда как преступные речи злодеев ведутся под покровом глубокой тайны, вещания и облачения Премудрости раздаются во всеуслышание – «на улицах, на площадях, ... в главных местах собраний» (20–21). Эта премудрость, судя по свойству Ее наставлений и вразумлений, как и по всему образу Ее выступления, не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила Божия, которая одна может говорить с таким авторитетом, сила, в повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в противлении – гибель. Совершенно произвольно и ошибочно мнение некоторых западных, усматривающих в изображении Премудрости в Притч 1.20 сл., Притч 8.22 сл. влияние парсизма на библейскую письменность. В действительности понятие «Премудрости» выросло на чисто библейской, самобытной почве. В книге Иова ( Иов 15.7–8, 28.12 сл.) Премудрость изображается весьма сходно с книгой Притчей. Самый образ выступления Премудрости (20–21 сл.) вполне напоминает проповедническую или учительную деятельность народных законоучителей (ср. 2Пар 17.7–9 ), а также пророков и – позже – апостолов ( Мф 10.27 ; Лк 14.21 ), всех посланников той же Премудрости ( Лк 11.49 ). Далее, со ст. 22, излагается самое содержание проповеди Премудрости. Первую половину ст. 22 LXX и слав. (« елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся») передают не в обличительном смысле, как в евр. Вульг. русск., а в положительном – в смысле похвалы « незлобивым». Но с контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно как в Пс 4.3 ): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки, евр. петаим), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого (евр. лецим) и 3) глупцы – люди чуждые ведения тупые и всегда готовые духовно пасть (евр. кесилим), словом, все, с намерением или по неведению противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного богатства желает пролить духа мудрости (ср. Притч 18.4 ) всем без различия, нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для воздействия свыше (ср. Ин 7.37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15:5);Даждь в наказание сердце твое, ушеса же твоя уготовай словесем чувственным (Притч. 23:12). И еще: Не преставай младенца наказовати, аще со жезлом биеши его, не умрет. Ты же душу же его избавиши (Притч. 23:13-14). И опять: Наказуй сына твоего, и упокоит тя и даст лепоту души твоей (Притч. 29:17). И опять: Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных (Еккл. 7:6). [Col. 1684] И продолжает: Послушайте, дети, наказания отча и внемлите разумети помышление, дар бо благий дарю вам: моего закона не оставляйте (Притч. 4:1-2); Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото (Притч. 8:5, 10). И через пророка Софонию говорит Бог: обаче убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися, работайте Господеви под игом единем (Соф. 3:7, 9). И Михей говорит: Паси люди твоя жезлом (Мих. 7:14). Апостол же, когда пишет к евреям, говорит: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:5-8). И коринфянам: Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2 Кор. 2:2). И прибавляет: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11). И Давид говорит: Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93:12) и: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117:18). И опять-таки:Накажет мя праведник милостию и обличит мя (Пс. 140:5). И: наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит(Пс. 17:36). И Иов: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневнаго жизнь его? (Иов. 7:1), — то как же, будучи в этом месте искушения, ему не искушаться? Ибо Спасителем сказано: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Притч.8:27 .  Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, Притч.8:28 .  когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, Притч.8:29 .  когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: Притч.8:30 .  тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Притч.8:31 .  веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог , через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» ( Uh. I,1–3 , ср. Ebp. I,2 ; Anok. III,14 ). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: « Господь созда (LXX, κτισε) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. « кана» в смысле: приобрел ( εκτσατο, как у Филона и Оригена , или κτησ με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..».); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010