Писания: а) «Где двое или трое собраны во имя Мое,– сказал Иисус Христос,– там Я посреди них» (Мф. 18:20), а где Христос, там и церковь .– Но, как видно из контекста речи, слова эти относятся не к отделившимся от Церкви Христовой, а к пребывающим в ней, так как раньше говорится о лицах, находящихся в Церкви (ст. 17–18), и не о том, что двое или трое, собравшись во имя Христа, могут составить Церковь , а о том, что Господь скорее исполнит желание нескольких лиц, единодушно молящихся (см. ст. 19),чем множества разномыслящих. А что двое или трое не составляют из себя Церкви, это видно из слов Спасителя: «если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф. 18:15–17 ). Если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, составляли церковь , то Спасатель не сказал бы последних слов: «скажи церкви». Далее. Во имя Христа собираются все сектанты, но неужели каждое сборище их есть Церковь , где присутствует Христос, как глава? «Разве раздедился Христос»? спрашивает ап. Павел ( 1Кор. 1:13 ). 533 б) «Сами, как живые камни, – говорит ап. Петр, – устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовным жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет. 2:5 ). Значит, можно самим устроять церкви и спасаться помимо православной Церкви, заключают сектанты. – Но в приведенных словах, как и во всей 2-й главе 1 послания ап. Петра, говорится не о создании новых церквей и спасении в них, а о доброй христианской жизни, которую, как «дом духовный, как «духоваые жертвы, благоприятные Богу», христиане должны сами устроять. Такая добрая жизнь и духовные святые жертвы возможны только в истинной Церкви Христовой, в основании которой лежит камень краеугольный – Иисус Христос, «ибо сказано в Писании: вот, я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Пет. 2:6 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава 5 1–15. Нравственные мучения нечестивых по смерти. 16–24. Окончательное торжество праведных. Прем.5:1 . Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; Прем.5:2 . они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его 1–2 . Состояние праведника по смерти будет противоположно состоянию нечестивых, его охватит чувство высокой радости, и о его счастье будут знать его земные противники и оттого придут в изумление. «Великое дерзновение» праведника, очевидно, противопоставляется здесь страху и смущению нечестивых ( Прем. 4:20, 5:2 ). Для нечестивых торжество праведника будет «неожиданностью». Во время его земной жизни они «оскорбляли его и презирали подвиги его», считая их бесцельными и пустыми (подробно об этом писатель говорил в Прем. 2:10, 17–20 ); теперь они видят свою неправду. В Новом Завете в таких выражениях изображается состояние людей при наступлении всеобщего суда ( 1Ин. 2:28, 4:17 ). Прем.5:3 . и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. 3–13 . В этом отделе писатель художественно передает собственную речь нечестивцев (хотя 9–12 стихи являются несколько растянутыми и нагроможденными), в которой изображается их пробудившаяся в том мире совесть, их внутреннее смущение и раскаяние, равно как их удивление неожиданному счастью праведных. Эта речь является прямой противоположностью той высокомерной речи, какую в уста тех же людей писатель вложил во II гл. 3 . «Воздыхая от стеснения духа», дух захватило, они не могут поэтому свободно говорить, а только могут стонать и вздыхать. Этим изображением писатель пользуется, чтобы выразить противоположность прежнему надменному смеху нечестивых ( Иак. 4:9 ). «Был у нас… притчею поругания», предметом насмешки, издевательства, злорадства. (См. Пс. 43:15 ; Иер. 24:9 ; 2Пар. 7:20 ). Прем.5:4 . Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 304. Святой Авраам, который выше приведен в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» ( Рим 4:11 ), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поставил тебя отцом многих народов» ( Быт. 17:4–5 ; Рим.4:16–17 ). И верные – это сыны Аврамовы, по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. Поэтому, христианин, если мы хотим быть чадами Авраама и благословение Авраамово получить, благословиться «с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ), должно нам вере Авраама, как отца верных, подражать и веру нашу к Богу от послушания нашего показывать, как отец верных Авраам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Это слово сказано тем иудеям, которые этим великим патриархом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» ( Мф.3:9 ), «отец наш – Авраам» ( Ин 8:39 ), – но в вере и делах отцу этому не следовали. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потребует (см. Мф.19:29 ), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:15–16 ). Повелевает нам Бог, как пришельцам и странникам, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Петр 2:11 ), и " о горнем помышлять, а не о земном» ( Кол.3:2 ). Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол 3:5 ). Говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим 12:1–2 ). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» ( 2Кор.5:15 ). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть чадами верного Авраама, быть Христовыми, – а «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ), – то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою» от «дел твоих» ( Иак.2:18 ). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«У Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет» (Пс. XXXV, 10). Священная история Израиля открывает нам те же свойства Бога. Главным образом Его всемогущество, верность, справедливость, милосердие. Божественный замысел истории осуществляется, несмотря на сопротивление людей. Бог наказывает и прощает; через бедствия и наставления в истине Он ведет свой народ к чистой вере и жизни (См., напр., Неемия IX). Почти во всех книгах Ветхого Завета мы находим мысль, что Бог открывается в Его действиях в мире… «Кому вы уподобите Меня и с кем сравните? — говорит Святой. Поднимите глаза Ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинства их (т. е. звезды) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает… Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает; разум Его не–исследим. Он дает утомленному силы и изнемогшему дарует крепость» (Ис., ХЬ, 25–29). Исаия резко противопоставляет истинного Бога ложным богам именно потому, что последние бездеятельны, не могут ни предсказывать, ни спасать, ни творить, ни, вообще, делать что–либо доброе или худое (Х1Л, 23, 1ХУ, 4, XXXVII, 18–20)… Бедствия представляются пророку явлением гнева Божия, который выражает и справедливость и любовь Божию к людям (XXXIII, 13–22, ХЬУШ, 9–14, Ы, 13–17, ЫХ, 15–19, ЬХШ, 1–6, ЬХ1У,1–4). «Господь — Судия наш, Господь — Законодатель наш, Господь — Царь наш: Он спасет нас»! (XXXIII, 22). Ассирия есть только «жезл гнева Божия» (X, 5). Бог возвратит еврейский народ в Палестину, но это будет делом одной только Его милости и всемогущества (ХЬ, 6–11, ХЫХ, 5–26, ХЫИ, 19–28, Ы, Ы1, 5–15)… Однако, прор. Исаия обличает, как искушение, требование, чтобы Бог показал действие Своего Промысла: «горе тем…, которые говорят:… пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» (V, 18–19; ср., LXVI, 5). Подобное учение мы находим и у прор. Иеремии. Замечательна в этом отношении тридцать вторая глава его книги (16–44 ст.)… «Вот, Я покажу им … руку Мою и могущество Мое и узнают, что имя Мое — Господь!» (XVI, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Глава 14 1–14. Христос на обеде у фарисея. – 15–24. Притча о великой вечере. – 25–35. О последовании Христу. Лк.14:1 .  Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. Рассказ о пребывании Господа у одного фарисея находится только у евангелиста Луки. «Из начальников фарисейских», т.е. из представителей фарисейства, какими были, например, Гиллел, Гамалиил. «Вкусить хлеба» (см. Мф.15:2 ). «И они» ( κα ατο...), т.е. они, фарисеи, со своей стороны. «Наблюдали за Ним», т.е. ожидали случая обличить Его в нарушении субботы (ср. Мк.3:2 ). Лк.14:2 .  И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. В доме фарисея неожиданно встретил Христа человек, страдавший водянкой. Он был гостем фарисея (ср. стих 4) и дожидался Христа, вероятно, при входе в дом. Не смея прямо обратиться к Нему за исцелением в субботу, он только взорами своими молил Христа обратить на него Свое милостивое внимание (Евфимий Зигавин). Лк.14:3 .  По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? «По сему случаю» – правильнее: отвечая ( ποκριθες), т.е. отвечая на невысказанную, но ясно слышимую для Него просьбу больного. Лк.14:4 .  Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. На ясно поставленный Христом вопрос фарисеи молчали, потому что они были настолько разумны, что не могли ответить отрицательно, а согласиться с Христом им не хотелось. Тогда Господь, взяв больного к Себе или обняв его ( πιλαβμενος – имеет именно такой смысл; в русском тексте неточно – «прикоснувшись»), исцелил и отпустил его домой. Лк.14:5 .  При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Лк.14:6 .  И не могли отвечать Ему на это. Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу ( Лк.13:15 ), разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла (согласно Тишендорфу – «сына», υς) или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода». И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца. Иов.1:1 .  Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении. Иов.1:2 .  И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов.1:3 .  Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, ...дело рук его ...благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεα» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « πηρεσα πολλ σφδρα», – «слуг много зело», и " ργο μεγλα ω αυτ π τς γς», – «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργα») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но здесь мы видим другую проблему, связанную вот с чем:  И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста   лет  (Быт. 15, 13) – вот никак не получается 400 лет! Пребывания евреев в египетском рабстве – 210 лет. И ниже сказано:  в четвертом роде возвратятся они сюда…  (Быт. 15, 16). А что такое четвертый род? Первый род по Аврааму – это Исаак. Потом идет Иаков, потом – Иосиф. И после смерти Иосифа, когда возник фараон, «который не знал Иосифа» (см. Исх. 1, 8), а по истолкованию – не хотел знать Иосифа, начинаются гонения. Гонения как раз в четвертом роде – это род Моисея, когда и происходит исход из Египта. Каким образом появилось число четыреста и почему оно уменьшилось почти вполовину? Это связано со следующим событием: Авраам пошел в Египет, не спросив Божьего благословения, не было на то прямого указания! И все те опасности, которые он там пережил, потом переживал его народ. И – как наказание – 400 лет их будут порабощать и угнетать. Но срок сократился. Чтобы понять, почему, – откроем Книгу Бытия, 26я глава, 1й и 2й стихи, где сказано уже про Исаака, сына Авраама:  Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама  ( то есть был голод, который был намного хуже, чем тот, который был во дни Авраама , – О.С. );  и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе  (Быт. 26, 1-2). Господь останавливает патриарха Исаака, и тот принимает решение не идти в Египет  путем своего отца Авраама . Таким образом, Господь сокращает кару еврейскому народу почти на 200 лет. Это классический пример того, как в потомках может быть изжит грех прародителей, и цепочка зла оборвется. Именно для этого детям и приходится наследовать проблемы отцов –  за вину отцов до третьего и четвертого рода  (Исх. 20, 5).  См.:  Патерий , Изъяснение Ветхого и Нового Заветов 60 (аллюзия на цитату Григория Великого, Нравственные поучения на Книгу Иова 15.51).

http://pravoslavie.ru/99662.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010