Изначально уготованный для вечного бытия (см. Прем.2:23–24 ), человек становится смертным. «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех» ( Сир.40:1 ). В христианской традиции особое внимание обращается на факт грехопадения прародителей. Адам создан по образу и подобию Божию, но олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, т.е. смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Новый Адам — Христос. «…Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» ( 1Кор.15:21–22 ). «…Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (15:45, 47–49). Адамова глава АДАМОВА ГОЛОВА: АДАМ; БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ Иносказательно — череп; эмблема, изображающая череп с двумя скрещенными под ним костями, предупреждает о смертельной опасности. Знак смертности, тленности человека. В иконографии череп и кости Адама нередко изображаются у основания Креста, на котором, «смертию смерть поправ», был распят Христос. По преданию Адам погребен именно на Голгофе. Адамово яблоко АДАМОВО ЯБЛОКО: АДАМ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД Образность выражения давно стерта, оно употребляется преимущественно в прямом значении, как синоним существительного «кадык». Восходит к сюжету о запретном плоде, который по наущению Евы съел Адам (см. Быт.2:16–17, 3:1–3, 11–12 ). Свидетельство поступка Адама — округло выступающее возвышение на мужском горле, вечно напоминающее о «вставшем поперек горла» запретном плоде (яблоке). Адамовы времена (веки) АДАМОВЫ ВРЕМЕНА (ВЕКИ): АДАМ; ОТ АДАМА; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; РАЙ Начальный период истории человечества; глубокая древность, незапамятные времена. История сотворения и жизни Адама (первого человека на земле) изложена в: Быт.2:7,15–25, 3, 4:1, 5:1–5 . Алчущие и жаждущие

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В трактате кратко излагаются отдельные положения учений Зенона (5 глава), Клеанфа (5 и 25 главы), Хрисиппа (5 глава), Эмпедокла (8 и 20 главы), Посидония (14 глава), Ария (54 и 55 главы), ссылки на Критолая, Гераклида Понтийского, Стратона, Фалеса, Энесидема. Я от всей души благодарю проф. Валерия Семеновича Дурова, заведующего кафедрой классической филологии Санкт-Петербургского государственного университета, за его помощь, оказанную мне при подготовке издания. Валерий Семенович проверил мой перевод, указал на ошибки и неточности и предложил свое понимание многих сложных частей латинского текста. Перевод выполнен по изданию: Corpus Christianorum. Series Latina II. Q. S. F. Tertulliani opera. Pars II. Opera Montanistica. Turnholti: Typographi Brepols, 1954 (Cura et studio J. H. Waszink). 100 По словам T. Д. Барнеса, «трактат “О душе” призван разрушить психологические теории, лежащие в основе нескольких гностических систем» (Barnes T. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 nd edition. Oxford, 1985. P. 206). 106 Odeum, здание, предназначенное для мусических состязаний. О карфагенском Одеоне см.: Noeldechen E. Das Odeum Karthagos und Tertullian’s Skorpiace. 212//Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. Heft. 2. S. 87–98. 108 Ср.: Иустин. Апология, I 19: « человеческие тела, разложившиеся и, подобно семенам, рассыпавшиеся в землю, могут в нужное время по воле Бога восстать и в нетление облечься». 110 Ср.: Иез.37:7–8 , Иез.37:10 : « и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них . И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище»; 1Кор.15:42–44 : « сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

7:16. Итак, поведение коринфян обрадовало святого Павла, и вселило в сердце его уверенность, что он может во всем положиться на них, как на верных ему и его учению. Часть вторая – практическая (8:1–9:15) Святой Павел, установив добрые отношения с коринфянами, увещевал их самым делом оказать ему послушание и любовь, приглашая их собрать милостыню для бедных иерусалимских братьев. О милостыне святой Павел писал уже им в первом послании (см. 1Кор. 16:1–3 ). Устройству этого дела в Коринфе много способствовал и Тит, в бытность свою там. Коринфяне же, хотя были состоятельнее многих других, но по-видимому, не особенно расположены были оказывать милостыню другим. Поэтому святой Павел снова заводит речь о сборе милостыни между ними, поощряя их к тому, сначала примером македонцев, которые были милостивы даже сверх меры, затем указанием других побуждений к щедрому собиранию милостыни, а именно что милостыня пополняет их добродетели, что они уже начали собирать ее, и наконец, что не чрезмерное что требуется, а кто что может (8:1–15). Потом напоминает о своем распоряжении послать к ним Тита, и других двух братьев для того, чтобы когда он придет к ним с македонцами, то у них было бы все готово (8:16–9:5). Наконец, снова воодушевляет их к щедрым и добровольным подаяниям обещанием благословения Божия, и отсюда славою нашего исповедания (9:6–15). Раздел первый. Побуждения к благотворительности на разных примерах (8:1–15) I . Побуждение примером македонян ( 8 :1–6) Глава 8 1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией; 6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Благодаря такому Судии и такому Суду все человеческие существа вкупе и каждое в отдельности воспримут свою самую справедливую участь. Этого Суда никто не сможет избежать или не явиться на него, так как все мы предстанем на суд Христов ( Рим.14:10 ). Все народы, и самые многочисленные, и самые малочисленные, воздадут тогда заключительный отчет о своей истории, ибо сказано: И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Потому ревностно стараемся, – восклицает святой Апостол от имени всех христиан, – водворяясь ли [в теле], выходя ли, быть Ему угодными ( 2Кор.5:9 ). Вся наша вечность зависит от Него, или, лучше сказать, от нас самих, от наших дел. Он лишь поставит им заключительную оценку и изречет о них Свое окончательное суждение. Как всеведущий, всемилостивый и всеправедный Бог Владыка Христос будет всех и каждого судить по Божественной правде и милости. Тогда раскроет Он не только наши дела, но все наши помыслы, чувства, пожелания и слова. И перед всевидящим и всеправедным Судией мы будем должны дать ответ за всё. Так что осудит Он нас не только за худые дела, но и за порочные мысли, и за нечистые чувства, и за дурные намерения, и за скверные слова. Ибо Он сказал: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). Последний всеобщий Суд явится судом абсолютной Божией правды и абсолютной Божией милости, ибо Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилосердии. Всеведущий и всемогущий Господь сделает явным всё, что каждый сотворил в теле со своей богообразной душой, со своими божественными талантами ( Мф.25:15–30 ). Все дела всех людей, как добрые, так и злые, и все мысли, желания, чувства и слова – будут всецело обнажены и непогрешимо взвешены на весах вечной Божией правды и вечной Божией милости (см. Мф.25:31–46 ; 2Кор.5:10 ; Рим.2:6, 7 ). Всемилостивый Господь Иисус Христос выведет на свет всё сокровенное во тьме, откроет все сердечные советы, распечатает совесть каждого человека и всё в ней находящееся, душу и всё, что в ней, сердце и всё, что в нем, – и изречет Свой всеправедный приговор обо всем этом (см. Евр.4:12, 13 ; 1Кор.4:5 ; Мф.12:36 ; Иуд.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Общение с Богом и Христом (6—10).    Глава 2. Христос — умилостивление за грехи всего мира (1—2); познание Его и общение с Ним, как со светом, в любви (3—11); возможность сего общения для всех (12—14); противоположная сему любовь мира (15—16). Последняя година, антихрист и антихристы (17—19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20—29).    Глава 3. Сыны Божии и дети диавола (1—10). Братская любовь к ближнему и ненависть (И-18). Успокоение сердца в Боге (19—22). Вера и любовь (23—24).    Глава 4. Дух Божий и духи обольстители (1—6). Любовь Божия и любовь к Богу (7—10). Любовь к ближним (11—12). Любовь к Богу и к ближним (13—21).    Глава 5. Победа верующего и любящего над миром (1—5). Три свидетеля на небе и на земле об одном (6—9). Внутреннее свидетельство верующего (10—13). Дерзновение верующего (14—15). Согрешающий брат (16—19). Бог истинен (20—21). Глава 1. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1—4). Бог — свет (5). Общение с Богом и Христом (6—10).     1О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,— 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.    1—4. Сложную речь в стихах 1—3 нужно перестановкою слов упростить и перефразировать так: о Слове жизни, которое было от начала, которое мы слышали, которое видели своими очами, которое рассматривали и которое осязали руки наши; мы возвещаем вам. — Словом, как в Евангелии от Иоанна, так и здесь, именуется второе лицо достопоклоняемой Троицы Сын Божий, в воплощении — Господь наш Иисус Христос (Ин. 1:4; см. прим. к ст. 1 и 14). Сын Божий называется Словом потому, что это слово выражает особенное отношение Сына Божия и к Богу Отцу, и к твари, как Творца ее, и особенно к разумной твари — человеку (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» ( Ис. 54, 1 ; Гал.4:27 ). Слова: «возвеселись, неплодная, не рождающая» относятся к нам 127 , ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова: «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же: «потому что много детей у оставленной, – более, нежели у той, которая имеет мужа»/сказаны/потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога 128 . И другое 129 Писание говорит: «не пришел Я призвать праведных, но грешных» ( Мф.9:13 ; Лук.5:32 ; Лук.19:15 ). Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибавших. Глава III. Будем исповедывать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его Если же Он сделал нам такую милость, и во-первых тем, что мы живые/уже/не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, то в чем/должно состоять наше/ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» ( Мф. 10, 32 ). Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию. У Исаии говорит Он: «народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29, 13 ). Глава IV. Кто истинно исповедует Христа? Итак, не будем/довольствоваться/только/тем, чтобы/называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит: »не всяк, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» (См. Мф. 7:21 ). Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовию, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: 130 подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы,.. делатели неправды» ( Мф. 7, 23 ; Лк.13:27 ). Глава V. Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:48 ). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин 8:11 ). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближающихся к Нему мытарей и грешников ( Лк.15:1 ). Как живо изображает Свое милосердие, тщательное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее ( Лк.15:4–5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61 ), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» ( Лк.22:32 ). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» ( Деян.9:4 ), – и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1Тим 1:13 ). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился... от пути зла и был жив» ( Иез 18:23 ). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы,... облечемся в оружия света» ( Рим 13:12 ), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Одним из важных аспектов земного служения Христа было исцеление болезней, и Евангелия наполнены рассказами о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем. Евангелия не сохранили свидетельства о том, чтобы при исцелении Христос использовал елей. Однако когда Он послал на проповедь Своих учеников, они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк. 6:12–13 ). Таким образом, еще при жизни Христа елей употреблялся в христианской общине для исцеления болезней. В служении апостолов после воскресения Христова исцеление больных занимало существенное место (см.: Деян. 3:2–8, 5:15–16, 8:7, 9:32–34, 28:8 ). Даром исцелений в апостольский век обладали не только апостолы, но и другие члены христианской общины (см.: 1Кор. 12:9 ). Очевидно, служение исцеления было одним из аспектов деятельности пресвитеров, что явствует из слов апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Именно эти слова апостола Иакова являются главным свидетельством о существовании Таинства елеосвящения в апостольскую эпоху (даже если оно не называлось Таинством и не было оформлено в отдельное чинопоследование). Основными элементами Таинства является участие нескольких пресвитеров и помазание больного елеем. При этом исцеляющая сила приписывается не елею, а «молитве веры». Таинство должно оказывать двойное действие: способствовать телесному исцелению и даровать прощение грехов. Свидетельства о существовании этого Таинства в творениях восточно-христианских писателей III–V веков немногочисленны. Все они к тому же являются косвенными. Так, например, Ориген цитирует слова апостола Иакова о помазании елеем больных, говоря о покаянии; при этом он заменяет слова «пусть помолятся над ним» на «пусть возложат на него руки» (что может подтверждать обычай возложения рук при помазании елеем). Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский цитируют слова апостола Иакова, однако никак не комментируют их. В другом месте Златоуст упоминает тех, «которые с верою и благовременно, помазавшись елеем, освободились от болезней», однако не дает никаких указаний, где и как происходило это помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Св. Писание свидетельствует нам о том, что Господь молитвы грешников не слышит (см. Иез.8:17,18 ), в то время как внимает молитвам праведников: «много может усиленная молитва праведного » ( Иак.5:16 ); «...очи Господа обращены к праведным , и уши Его к молитве их» ( 1Петр.3:12 ); «Очи Господни обращены на праведников , и уши Его – к воплю их». ( Пс.33:16 ). Кроме того, Библия даёт нам примеры, того, как ходатайство праведников влияло на Божьи решения (см. Быт.20:7,17 ; Исх.32:11–14 ; Иов.42:7–9 ). Ап. Иоанн пишет: «...мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни просим, получим от Него, потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним » ( 1Ин.3:21–22 ). Христос также говорил: «Если пребудете во Мне , и слова Мои в вас пребудут , то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» ( Ин.15:7 ), и ещё: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Из этих мест ясно, что Господь является другом и исполняет просьбы и моления тех, кто исполняет заповеди Его и пребывает в слове Его. Поэтому православные и просят, прежде всего, молитв «духов праведников, достигших совершенства» – пророков, Апостолов, мучеников, исповедников и прочих святых, зная, что на их молитвы Бог скорее ответит, так как они лучше нас исполняли заповеди Божьи, больше нас пребывали в слове и любви Божией, больше нас являются друзьями и угодниками Христа, больше нас Богоуподобились, обожились и исполнились Духом Святым. При этом, конечно, православные и сами постоянно обращаются в молитвах к Богу. Можно взять любую православную книгу молитв (напр. служебник, требник или молитвослов), чтобы убедиться в том, что большая часть молитв обращена непосредственно к Богу, и каждый христианин, конечно же, должен обращаться в молитве прямо к Богу, и имеет на это полное право, не пренебрегая, однако, и ходатайством святых. И когда протестанты говорят, что православные не имеют надежды и дерзновения к Богу, а обращаются за помощью только к святым, то это чистая клевета. Это всё равно, что сказать баптистам: «раз вы постоянно просите молитв и различной помощи друг у друга, то вы не имеете надежды и дерзновения к Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010