Песнь 4-я Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся: яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убояхся, слава силе Твоей, Господи. Дел Твоих не презри, создания Твоего не оставь, Судие праведный, аще я согрешил, яко человек, более всякого человека, но Ты, Человеколюбче, яко Господь всех, имеешь власть отпускать грехи. (Мк. 2:10) Приближается конец, душе, приближается, и не заботишься, не готовишься, время сокращается, восстань, близ при дверех Судия; яко сновидение, яко цветок отцветает, время жизни течет; почто суетимся напрасно? (Мф.24:33; Пс.38:7) Пробудись, душе моя, помышляй о деяниях твоих, представь их пред лицем твоим и пролей капли слез твоих, исповедай со дерзновением дела и помышления Христу, и оправдайся. Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни злобы, ими же не согрешил я, Спасе. Умом и словом, и желанием, и намерением, и мыслью, и деянием согрешил, якоже никто иной никогда. Потому и осужден я, потому и побежден я окаянный своею совестию, ее же ничто в мире нет строже. Судия и Избавитель мой, Знающий мя, пощади, избави и спаси мя раба Твоего. Лествица, виденная в древности великим из патриархов, указание есть восхождения делами, возвышения разумом. Душе моя, хочешь ли делами, разумом, созерцанием пожить, обновися. (Быт. 28:12) Зной дневной претерпел по нужде патриарх, перенес и холод ночной, ежедневно собирая прибыток, пася стадо, трудясь и работая, да две жены приобретет. (Быт. 31:7-40) Под женами двумя понимай: деяния же и разумение в созерцании. Лию – деяние, яко многодетную, Рахиль же – разумение, яко многотрудно обретенную. Ибо без трудов, душе, ни деяние, ни созерцание, не совершатся. Бодрствуй, душе моя, трудись, якоже некогда великий из патриархов, да приобретешь себе деяние с разумением, да будешь умом, зрящим Бога, и достигнешь неприступный мрак в созерцании, и будешь великий купец. (Быт. 32:28) Двенадцать патриархов великий из патриархов родив, таинственно представил тебе, душе моя, лестницу деятельного восхождения: детей яко основания, яко ступени восхождения расположив.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

I. § 12). – Уход за скотом лежал на обязанности частью владельцев и их детей, частью также слуг и служанок. Летом скот оставался на пастбище под открытым небом в продолжение дня, а ночью загонялся в загороды (gderah, michlah, αλ Лк.2:8 подвижная ограда), караулился пастухами, которые вооружались для сего изогнутою внизу палкою, которою умели ловить животных за ногу, и снабжались пастушескою сумкою для провианта, иногда также пращею ( 1Цар.17:14 ), и для отогнания диких зверей имели при себе собак. 961 – Так как даже сыновья богатых и знатных владельцев стад занимались пасением скота ( 1Цар.16:11; 17:34 ), то пастушеское звание было вообще очень уважаемо, и многие пастухи, напр. Давид, Амос, были очень образованны. Богатые скотоводы сдавали свои стада главному пастуху, (sar mikneh Быт.47:6 , abir harroim 1Цар.21:8 , ρχιποιμν 1Пет.5:4 ), который должен был отвечать за каждый несчастный случай со стадом и уплачивать за каждое животное, в пропаже которого он был виноват Быт.31:38 , поэтому животные ежедневно считались, особенно на обширных пастбищах (пустынях, Иер.33:13 ; Иез.20:37 ). Так. обр. пастушеская должность требовала большой бдительности и заботливости в уходе за вверенными стадами ( Ис.40:11 ср. Быт.33:13 ), хотя плата за это, состоявшая не в деньгах, но в некоторой доле продуктов, именно молока скота ( 1Пар.9:7 ), была ничтожна, так что пастухи или скотники (schomer 1Цар.17:20 ) принуждены были довольствоваться скудным пропитанием и скудною одеждою, кутаясь в грубый илащ 962 и живя сикоморами ( Ам.7:14 ). – Осенью, с наступлением дождливого времени загоняли стада в хлева, где они оставались до весны, т. е. до пасхи и кормились сеном, соломою и посоленным месивом ( Притч.27:25 ; Ам.7:1 ; Ис.11:7 ). 963 Богатство израильтян стадами состояло преимущественно в мелком скоте (овцах и козах), – которому множество холмов и пустынь страны со своими солонцеватыми растениями доставляло богатые и сочные пастбища, – и в рогатом скоте, который особенно хорошо плодился на тучных лугах Вассана и на равнине Сарона ( 1Пар.27:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

28:14. Одежда пророка. Поскольку в Древнем мире одежда была знаком социального статуса (см.: Быт. 37, 39–41 ), можно предположить, что одежда пророков имела какие-то отличительные свойства. Саул узнал Самуила по описанию одежды (см. милоть Илии в З Цар. 19и 4Цар. 2:8,13,14 ). 28:8–20. Представления о загробном существовании. Считалось, что духи мертвых пребывают в подземном мире, известном под названием Sheol. Несколько неопределенное представление о вечном посмертном существовании не связывалось, однако, с идеей вознаграждения за праведность и наказания за грехи. 28:24. Трапеза, приготовленная для Саула. В угощении, предложенном Саулу женщиной из Аэндора, проявляются элементы обычая гостеприимства. Подобно Аврааму, она закалывает для гостей теленка и печет хлеб (см.: Быт. 18:6,7 ). Ее усердие свидетельствует об искреннем почтении к Саулу, так как у нее едва ли были другие животные, кроме этого теленка. Возможно, отказ Саула объясняется подозрительным отношением к ее занятиям или к ее связи с чужими богами. Кроме того, он был подавлен зловещим предзнаменованием Самуила. Принятое в конечном счете предложение говорит о нерешительном характере и противоречивом поведении, столь часто проявлявшихся на протяжении царствования Саула. 29:1–11 Отказ филистимлян от помощи Давида 29:1. Афек/источник в Изрееле. Пункты под названием «Афек» имеются в различных частях Ханаана. Местонахождение этого пункта определяется близостью к источнику в Изрееле. По всей вероятности, этот Афек находился в южной части равнины Сарон, а именно в Ras el- " Ain, у истока реки Яркон. Отсюда следует, что сначала филистимляне собрали свои войска в Афеке (как они делали перед сражением при Авен-Езере; см.: 4:1), а затем продвинулись на 35–40 миль в глубь Изреельской долины навстречу Саулу. Иосиф Флавий связывает этот Афек с Антипатридой (см.: Деян. 23:31 ), в 26 милях к югу от Кесарии Приморской. 29:3. Евреи. Филистимляне неоднократно называют израильтян евреями (см. коммент. к Быт. 14:13 ). Вероятно, это общее определение, подобное понятию «хабиру» в аккадских и египетских текстах. Служба Давида наемником вполне соответствует смыслу понятия «хабиру» в амарнских текстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

83. Жизнь (житие) Пресвятой Девы по чистоте ни в чем не уступает ангельской. 84. Оба хайретизма обращаются к образу древа, правда, при этом в греч. тексте используется два разных слова: соответственно «дендрон» и «ксюлон». В первом случае возникает аллюзия, например, на древо, приносящее добрые плоды (ср.Мф.7:17 и др.). Второй термин в Библии встречается для обозначения как райского древа жизни (Быт.2:9; Откр.2:7, 22:2), так и Крестного древа, на котором был «повешен» Христос (Деян.5:30, 10:39, 13:29; 1 Пет.2:24; Гал.3:13) и которое стало новым древом жизни — вечной жизни по воскресении, хотя, впрочем, ни о том, ни о другом древе в Библии не говорится в связи с их благоприятной лиственной сенью (в Откр.22:2 «листья дерева — для исцеления народов»). «Многие» (мнози) — на библейском языке синоним понятия «все». После грехопадения связь человека с древом жизни прервана (Быт.3:22), но с пришествием Христовым через Пресвятую Деву явлена милость Божия к человеку, чтобы он вновь мог устремиться к жизни вечной — к древу жизни (ср.Откр.22:2). 85. Под пленением подразумеваются духовный плен человека греху и злу, от которого избавляет Христос. Его выносила во чреве Пресвятая Дева Мария. 86. Спасение человека заключается и в преодолении заблуждений — как в мировоззренческом, так и в нравственном смысле (ср. притча о блудном, т. е. заблудшем сыне – Лк.15:12–32). Христос — Наставник в поисках выхода. 87. Праведный Судия — Господь Иисус Христос, к которому Его Матерь обращается с мольбой (умолением) о людях (ср. Ин.2:3–4), в том числе о прощении кающихся грешников. 88. Завершение мысли, начатой в предыдущем хайретизме. 89. Перевод: «Радуйся, одежда дерзновения для тех, кто наг». «Нагота» понимается и в буквальном (ср. Иов.1:23; Мк.14:52 и др.), и, часто, в символическом или духовном смысле: как обозначение беззащитности, обедненности человека (см. Иов.31:19, Мф.25:36, 38, 43). А главное, здесь нужно вспомнить прежде всего наготу Адама и Евы, которой они до грехопадения не стыдились, т. е. не воспринимали ее как свою беззащитность и ущербность, требующую «восполнения» одеждой. Затем, когда они согрешили, то узнали, «что наги» (Быт.3:7; ср. прим. 51). Иначе говоря, нагота, которой стыдится человек, в Библии и в данном контексте Акафиста выступает как символ состояния греховности, от которого человек может быть избавлен только по милостивому прощению от Бога, но в ответ на настойчивое желание, «дерзновение» человека (ср. прим. 40). Тем самым, когда Бог нисходит к человеку, воплощается в его «наготу» через Пресвятую Деву, «нагому» человеку дается «одежда дерзновения».

http://predanie.ru/book/216891-akafist-p...

31:10)? И заповеда им Моисей в той день, глаголя: по седми летех во время лета оставления, в праздник кущей ( Втор. 31:10 ).   Не имели они свободного времени, ведя войны, осаждая города и после победы разделяя землю по коленам, племенам, семействам и каждому лично, потом строя дома, и возделывая землю, и занимаясь иными делами, какими необходимо было заняться получившим во владение чужую землю. Посему Моисей повелел быть чтению в седьмой год по освобождении от всего этого. Вопрос 40. Почему повелено засвидетельствовать небу и земле (Втор. 32:1)? Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих ( Втор. 32:1 ).   Не потому, что они одушевлены и словесны, но потому, что объемлют собою все твари. То же сделал и пророк Исаия, ибо говорит: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола» ( Ис. 1:2 ). Так же поступил и божественный Иеремия, ибо говорит: «ужасеся небо о сем и вострепета попремногу земля, глаголет Господь» ( Иер. 2:12 ). Поскольку законодатель призвал их во свидетельство угрозы, то справедливо говорится, что по преступлении законов они трепещут и ужасаются. Так, Иаков и Лаван холм наименовали холмом свидетельства ( Быт. 31:47 ), а патриарх Авраам и Авимелех, царь Герарский, кладезь назвали кладезем клятвенным, потому что при нем с клятвою заключили договор ( Быт. 21:31 ). Вопрос 41. Как должно разуметь сказанное: «Аз раздражу вас не о языце, о языце неразумливе прогневаю вас» (Втор. 32:21)? Тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их ( Втор. 32:21 ).   Уверовавшие во Христа Спасителя не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда неразумливы и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «бехом бо иногда и мы несмысленны, и непокорывы, и прельщены, работающе похотем и сластем различным» и проч. ( Тит. 3:3 ). Посему Бог говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так Я, отвергнув один народ, дарую спасение всем народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Текст, написанный по древней традиции – без разбивки на слова, помогает сосредоточиться в молитве Бывает так, что, когда человек молится, читает те или иные молитвы, например утреннее правило или вечернее, от невнимания к себе он вдруг теряет ощущение смысла этих молитвенных чтений и иногда спрашивает себя: «А кому же я молюсь? Это молитва Иисусу Христу или Божией Матери?» И человек начинает смотреть это в книге. На молитве сердечное внимание, то есть соединение ума и чувства, должно доминировать. Наши предки, когда молились по рукописным Псалтырям, Канонникам, имели перед собой текст, где не было деления на слова. И не надо думать, что это была экономия бумаги или пергамента. Нет! Дело совсем в другом. Когда в Молитвеннике текст нарезан на слова, человек может читать их, а думать о чем угодно. А если перед нами текст, написанный в соответствии с древней традицией – а так было принято и у древних греков, и у евреев, – то человек не может читать текст и думать о чем угодно: если текст сплошной, нет деления на слова – только мысль ушла в сторону, внимание ослабло, как процесс чтения сразу останавливается. И сам я пользуюсь современным изданием Киевской Псалтыри (1397 г.) – мне очень удобно, используя мудрость древних, контролировать внимательное отношение к тексту. И когда я дома читаю Евангелие, я тоже пользуюсь подобным текстом. Сейчас эти факсимиле доступны, любой человек может заказать для себя такую книгу . Киевская Псалтирь 1397 г. Вот такая практика подачи материала, его сохранения свидетельствует о более чем внимательном отношении наших предков к молитвенной жизни. Чтобы сознание и не расслаблялось, и не рассеивалось. «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (Прит. 15: 31). Внимательно мы должны относиться и к нашим действиям дома и вне дома. К сожалению, очень часто бывает, что мы вспоминаем о том, что мы христиане, только когда мы в храме, за богослужением, когда мы все вместе поем, например, Символ веры или молитву «Отче наш». Но верующий человек призван к тому, чтобы оставаться верующим и в храме, и вне храма – дома, на работе, – чтобы везде мы жили с ощущением того, что мы живем в присутствии Бога. О древних праведниках, таких как Енох (см.: Быт. 5: 22), Ной (см.: Быт. 6: 9), Авраам (см.: Быт. 24: 40), сказано, что они ходили с Богом или пред Богом. Что значит – «ходить с Богом» или «пред Богом»? – Это жить с полным осознанием того, что ты живешь в присутствии Создателя.

http://pravoslavie.ru/92670.html

Иеговист, говорят, окружил первобытные времена ореолом блеска и славы. Но он повествует о грехопадении, убийстве Авеля, опьянении Ноя, – разве это блеск? Первобытные люди, по нему, совершеннее последующих поколений..., но они извратили свой путь и вызвали потоп. Вот к чему сводятся указанные аргументы с громкими и эффектными заголовками. По приведенным соображениям, кажется, легко понять, почему позднейшие ученые уже отказываются от многих, особенно филологических, «признаков» иеговистических и елогистических памятников (Gunkel. I. с. LVI-LX s.). Далее критики ссылаются на «повторения и противоречия в повествованиях и законах Пятикнижия» и на этом основании считают себя в праве различать разных писателей. Это возражение и порождаемое им сомнение высказывалось издавна. Насколько же оно основательно? Что касается повторений исторического характера, то указания на них выражают очень неисполнимые требования критиков. Так, по их мнению, Бог не мог несколько раз являться Аврааму и давать Свои обетования ( ). Сарру не могли дважды похищать сначала фараон, а потом Авимелех; или если Сарру похищали, то не могли того же делать с Ревеккой ( Быт.12:10–20; 20:1–18; 26:1–10 ). Так, например, Де-Ветте и Шрадер утверждают, что первое и третье повествования о похищениях принадлежат иеговисту, второе елогисту и «ошибку» во всем возлагают на иеговиста, а себе приписывают честь открытия этой фантастической ошибки. Также, по их мнению, Ангел не мог дважды являться Агари ( Быт.16 и 21:9). Если Авраам заключал завет с Авимелехом, то не мог этого делать через 70–80 лет Исаак ( Быт.21: 22–33 и 26:27–31). Господь не мог дважды утолять жажду евреев, в период 40 лет, водой из камня ( Исх.17:1–7 ; Числ.20:1–13 ). Но при повторениях, говорят, есть и разности. Так, Ною дана была сначала заповедь ввести в ковчег по паре животных, а потом пояснено, что по паре нечистых и по семи пар чистых животных (6:19; 7:2). Иаков сначала купил у Исава первородство, а потом приобрел его у Исаака (25:29–34; 27:1–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иаков приписывал свои богатства Божию благоволению, а между тем и сам много трудился (31:6; 30:35). Имя его изменено и подтверждено новое имя (32:22; 33:10). Неужели так могло все происходить на самом деле? Конечно могло! Имена некоторых лиц изменяются, например, жен Исава и тестя Моисея ( Быт.26:34; 28:9; 30:2 ; Исх.2:18, 21; 3:1; 4:18; 18:1 ). – Но ношение нескольких имен у древних было в обычае (да и ныне у немцев это есть). Кроме того, родство Моисея с Иофором и Рагуилом, при неясности еврейского термина, могло быть неодинаково. Например, Рагуил мог быть дедом, а Иофор отцом Сепфоры. Двоякое наименование народности лиц, купивших Иосифа: измаильтяне ( Быт.37:25, 27 и 39:1) и мадианитяне ( Быт.37:28, 36 ) – объясняется тем, что первое наименование общее, синоним «сынов степей и пустынь», кочевников странствующих от Египта до Ассирии, а второе, более частное, мадиамского народа, жившего близ Синайского полуострова и на юге Палестины (Gesenius. Hebr. Wцrmerb. 364 и 441 ss.). Поэтому в книге Судей оба народа также отождествляются: «дайте мне по серьге из добычи своей, ибо у неприятелей (мадианитян – 7 и 8:22) много было золотых серег, потому что они были измаильтяне» ( Суд.8:24 ). Поэтому же и в книге Бытия они попеременно называются то мадианитянами, то измаильтянами. Повторения и видоизменения законов, в период 40 лет и при различии образа жизни евреев и назначения законов, очень возможны и не доказывают различия писателей Пятикнижия, как мы уже говорили выше. Например, пять раз встречается запрещение есть кровь: Лев.3 – никакого тука и никакой крови не ешьте; 7:26–27 – никакой крови не ешьте, а кто будет есть кровь, истребится из народа; 17– если кто из пришельцев будет есть кровь, истреблю его из народа; 19– не ешьте с кровью; Втор.12 – наблюдай, чтобы не есть крови. Коснувшись некоторых критических соображений по вопросу о происхождении Пятикнижия, дав на них посильные ответы, охарактеризовав и вообще критические теории и их научные основы, скажем еще несколько о критических теориях по вопросу о происхождении Второзакония Так как Второзаконие, по времени и способу происхождения и по цели и назначению своему, а отсюда и по содержанию и изложению, имеет не мало отличия от предыдущих книг Пятикнижия, то издавна возникало предположение об отличии его писателя от писателя последних В виду этого вопросу о подлинности Второзакония уделялось всегда и в апологетических, и в рационалистических Исагогиках особое место и особые главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010