Помилуй мя, Боже, помилуй мя. И зной во дни, и хлад ночной в лишениях терпел Иаков-праотец, стада храня и умножая их все дни, дабы и свой удел умножить, и жен двоицу заслужить. Быт.30:31, 30:40 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Словно двоица мудрых жен, тебе предстали, о душе, и творчество, и богопознающий разум! Они подобны в том и Лие многочадной, и Рахили, трудом полученной. Уразумей, душе: ни созиданье, ни богопознающий разум, ни сердце чистое тебе не заслужить вне всякого терпенья и труда. Слава: О Троице Святая! Твой Престол — един и Царствие — одно! Ты по природе — нераздельна! Ты — неслиянное, единое в трех Лицах Божество! Тебя аз славлю, Тебе аз приношу песнь величальную, что в мире Горнем ангелы Тебе трикратно воспевают! Ис.6:1-3 . И ныне: О Богородице! Ты непорочно родила и Девой непрестанно пребыла! Рожденный из Тебя Христос творенья обновляет естество и потому нам чрево Девы порождает! Ибо, где только пожелает Бог, там обновляются законы естества и силен Он творить, что соизволит! Песнь 5 Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. Пс.62:2, 118:45 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Средь мглы ночной прошла вся жизнь моя: ибо окутал меня мрак греха, как тьмой непроходимой. О Спасе мой! Ты сыном Дня, что вечно светит, меня соделай! Еф.5:8 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Рувиму следуя, аз, окаянный, творил пред Вышним Богом преступленье, ибо осквернил мое аз ложе, как он — весь одр отца. Быт.35:22, 49:3-4 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Перед Тобой откроюсь, о Христе Царю: грешил подобно тем, кто ввергнул в рабство брата своего. Ибо продал греху мой чистый плод святого целомудрия. Быт.37:28 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В прообраз Господа возлюбленный Иосиф был связан, был в неволю продан от сродников своих. Увы, душе, ты стала добровольно рабынею греха! Быт.37:28 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О окаянная душе! Когда ты станешь подражать премудрости и святости, и целомудрию Иосифа? Когда престанешь осквернять себя безумными желаньми плоти, творящи беззаконья без конца. Быт.39:8-12 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Быт. 27:34–35 ). Посему апостол уверовавшим из иудеев предписывал не соревновать беззаконию первородного, но приобщиться благословению народа младшего» 267 . Это, конечно, не противоречит другому месту того же послания; именно 11:20 сн. Быт. 27 , где апостол говорит, что Исаак верой в грядущее (т. е. в Мессианское) 268 благословил и Иакова, и Исава. Прежде всего вместе с Златоустом не упустим из виду, что, хотя Исав был старший, но апостол поставляет наперед Иакова «за добродетели его». А затем, вспомним, что и Измаил, подобно Исаву удостоился только меньшего благословения, потому что и он был семя Авраама» ( Быт. 21:13 ) и потому что Бог не хочет зла никому, относительно же Исава срав. подобное же Рим. 9:12  с Быт. 25:23 , сн. 27:40. Следовательно, это меньшее благословение есть благословение только по плоти, потому чтобы все-таки «семя» Быт. 21 , хотя не истинное «семя» (сн. Рим. 9:7–8 ). Итак, насколько в своем послании св. апостол (в посл. к Римл.) раскрывает характер отвержения Богом Исава (и любви Его к Иакову) на основании идеи предоопределения воли Божией (см. последнее полустишие 11-го и первое (2 стиха 9 г. послания), на столько теперь тот же апостол, подобно Гал. 4:29  относительно Измаила, обнаруживает и греховную по собственной воле сторону характера Исава, предведенную определявшей его отвержение волей Божией. Так в постепенно-типическом развитии истории этого отверженного семени и масса народа иудейского в самом еще Ветхом Завете также относилась самовольно греховно к слову откровения пророческого ( Рим. 10:16,18,21 ), противилась ему, как достигла до совершенного ожесточения с этой стороны в Новом Завете (11:7–10; 9:31–33) по отношению к проповеди Христа и апостолов. Но что опять отвержение и с этой стороны не только касалось иудеев, а и язычников, что ясно выразил апостол, когда в свидетельство апостольской проповеди удалявший и от язычников всякий предлог к оправданию себя в неслышании этой проповеди, говорит: разве не слыхали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их ( Рим. 10:18 ): «вся вселенная слышала; как же не слыхали те, у которых апостолы провели столько времени и от которых произошли? Возможное ли это дело?» 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

4) Бог славы явился Аврааму в Месопотамии, прежде переселения в Харран. Под Месопотамией разумелась не только страна, лежавшая между Тигром и Евфратом, но и по ту сторону этих рек. Халдея, в которой жил Авраам до переселения, составляла часть Месопотамии. Но здесь важно то, что Богоявление, во время которого Авраам получил повеление переселиться в Ханаан, было дано не в Уре (Халдейском), как говорится в речи Стефана, а в Харране ( Быт.31:31; 12 и далее), после того как он переселился из Ура. Чтобы понять эту разность в показаниях Библии , нужно обратить внимание на то, что у евреев господствовало мнение о двукратном явлении Бога Аврааму, к чему отчасти приводит и текст Быт.15:7 , и Неем.9:7 , где говорится прямо об изведении Авраама Богом из земли Халдейской. 5) Переселение Авраама из Харрана в землю Ханаанскую, по словам Стефана, произошло после смерти Фарры. Но Фарра умер 205 лет, то есть тогда, когда Аврааму должно было быть уже 135 лет; а так как Авраам ( Быт.12:4 ), родившийся на 70-м году жизни Фарры ( Быт.11:26 ), при переселении в Ханаан имел только 75 лет, то по тексту книги Бытия выходит, что Авраам вышел из Харрана, оставив там в живых Фарру, который по выходе Авраама жил ещё 60 лет. Чтобы объяснить эту разность в показаниях времени выхода Авраама из Харрана в Ханаан, предполагают, что Стефан руководился текстом, сходным с Самаритянским, по которому смерть Фарры полагается не в 205-ть, а 145-ть лет; или же, что Авраам родился не на 70 году жизни Фарры, а на 130-м, и что показание Бытия (11:26), что Фарра имел 70 лет, когда родил Авраама, Нахора и Аррана, означает год деторождения у Фарры, а не год рождения Авраама (Записки на книгу Бытия, на 11:26). 6) Время порабощения евреев в Египте Стефан определяет 400-ми годами. Это именно время определяет и Сам Бог ( Быт.15:13 ). Апостол Павел определяет этот период в 430-ть лет ( Гал.3:17 ). И потому, как в словах Господа Аврааму, так и в речи Стефана число 400 принималось за круглое число. Но здесь нужно заметить, что как число 400, так и число 430-ть толкователями принимается не за означение времени пребывания евреев в Египте, а за период времени от призвания Авраама до исхода из Египта ( Исх.12:40,41 ), так что на период пребывания евреев в Египте отделяют только 215 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Быт.28:15 . Здесь Господь обращает Свое слово лично к Иакову, говорит о его настоящем исключительном положении, обнадеживает Своим покровительством в ближайшем будущем и уверяет его, что он благополучно возвратится из Месопотамии в землю Ханаанскую. Быт.28:16–19 . Проснувшись, Иаков с благоговейным страхом говорит, что здесь дом Божий и врата небесные, то есть здесь Бог особым образом являет Свое присутствие подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в древности производился суд) указывали на обычное место присутствия царя. В качестве памятника этого Богоявления Иаков ставит камень, служивший ему изголовьем, возливает на него елей, символизировавший милость и благодать Божию, и дает этому месту имя Вефиль, что значит дом Божий. Впоследствии в этом городе Израильский царь Иеровоам I основал центральное святилище. Быт.28:22 . Иаков обещает посвятить Богу десятую часть своего имущества; в этом можно видеть основание будущей практики принесения десятин, которые считались жертвой и собственностью Бога ( Лев.27 ). 11.2. Жизнь Иакова у Лавана (Быт. 29–31) Иаков встречает у колодца Рахиль, дочь Лавана и свою будущую жену. В Быт.29:17 говорится, что у Лавана была старшая дочь Лия, но она была слаба глазами. Это большой недостаток, так как в древности глаза считались главным элементом женской красоты. В то же время подчеркивается, что Рахиль была красива во всех отношениях. Иаков полюбил Рахиль и попросил ее руки у Лавана, но за невесту необходимо было заплатить выкуп. Согласно архивам Нузи, он составлял от 30 до 40 сиклей серебра. Иаков не имел денег и потому вынужден был работать на Лавана, чтобы трудом выкупить невесту. Годовой заработок пастуха, по архивам Нузи, составлял 10 сиклей, так что семь лет работы – это почти вдвое большая сумма, чем полагалось для выкупа. Но у Иакова не было выбора. На брачном пире Лаван обманывает Иакова и вместо Рахили выдает за него Лию. Причина ошибки Иакова (29:25) кроется в том, что невесту во время свадьбы выводили к жениху с покрывалом на лице. Можно с уверенностью говорить, что Господь попустил Иакову быть обманутым Лаваном в возмездие за обман Иаковом своего отца. Когда обман открылся, Лаван в качестве оправдания ссылается на обычай не выдавать младшей дочери прежде старшей. Такая последовательность исключала возможные насмешки младших дочерей над старшей, а также помогала избежать превращения старшей дочери в старую деву. Последний факт, кроме того что он был недопустим сам по себе, также означал, что семье придется самой содержать ее. Несмотря на реальность такой традиции, обман Лавана не может быть оправдан, так как он договаривался с Иаковом о Рахили. Чтобы разрешить конфликт, Лаван предлагает Иакову еще семь лет работы в качестве выкупа за Рахиль. Несчастный Иаков, не имея выбора, принимает это предложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Спаситель, нет в жизни ни греха, ни дела, ни зла, в котором я не был бы виновен умом, словом и желанием, согрешив и намерением и мыслию и делом так, как никогда никто другой. Потому я, несчастный, и осужден, потому и приговорен собственною совестью, которой нет ничего строже в мире; Судия, Искупитель и Испытатель мой, пощади, избавь и спаси меня раба Твоего. Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием на восхождение делами и мыслями; посему, душа моя, если хочешь жить в деятельности, и в разумении и созерцании, обновляйся ( Быт.28:12 ). По нужде патриарх терпел дневной зной, переносил и холод ночной, ежедневно получая прибыток, пася стадо, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены ( Быт.31:7-40 ). Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученное чрез многие труды, — разумение; ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не достигнут совершенства. II. Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, дабы начать тебе деятельность с разумением, дабы сделаться умом, видящим Бога, проникнуть неприступный мрак в созерцании и получить великие сокровища ( Быт.32:28 ). Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей, как ступени, а свои шаги (по этим ступеням), как восхождение вверх. Ты, душа, подражая ненавистному Исаву, отдала притеснителю своему первородство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения, и, несчастная, пала дважды — действием и помышлением; посему ныне покайся ( Мал.1:3, Быт.25:32, 27:37 ). Исав назван Эдомом за крайнее женолюбие; он, непрестанно распаляясь невоздержанностью и оскверняясь сластолюбием, назван Эдомом, что значит: распаление грехолюбивой души ( Быт.25:30 ). Ты, душа моя, услышав об Иове, сидевшем на гноище и оправданном, не подражала ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою (Иов 1:22).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Как работать на поле должны были и сыновья землевладельца, так нередко они отправляли и службу пастухов, как это, напр., рассказывается о Давиде 1Цар.17:20 , ср. Быт.37:12 . В других случаях эту тяжелую и часто опасную службу должны были нести рабы ( Быт.31:38 и д. 1Цар.17:34 ; Ис.31:4 ; Ин.10:12 ). Бывало также, конечно, что пастухи нанимались в других местностях страны у богатых владельцев стад; по крайней мере этим всего проще объясняется, что пастух и собиратель сикоморов Амос из Фекои Иудейской живет в царстве Израильском. 25). Какое значение в позднейшие времена имело рыболовство для жителей побережья Генисаретского озера, видно из Евангелия. Что в Ветхом Завете о нем нет столь ясных упоминаний, основано, вероятно, на случайности, так как и в древние времена, без сомнения, умели эксплуатировать рыбное богатство этого озера ( Ос.4:3 ). О рыболовах говорится в Иер.16:16 ср. Иез.47:10 , о рыболовных снарядах в Ам.4:2 ; Иез.32:3 и т. д. Доступ к Средиземному морю имело только колено Завулоново, и то лишь в древнейшие времена ( Быт.49:13 ); есть ли и во Втор.33:18 указание на рыбную ловлю в этом море, очень спорно. Позднее Израильтяне были совершенно оттеснены от берегов Средиземного моря, почему только финикийские купцы привозят рыбу в Иерусалим и там продают, Неем.13:16 . Только в последние столетия пред Р. Хр. некоторые гавани стали собственностью иудеев, и потому можно предположить, что тогда они стали утилизировать и этот источник промысла (Ср. Иез.47:10 ) 62 . Напротив, к охоте Израильтяне имели мало склонности, как видно уже из противоположности между двумя типичными образами Иакова и Исава. Между тем как ассирийские цари были сильными, страстными охотниками, Быт.10:9 ; у израильских царей эта черта совершенно отсутствует. Только Ирод Великий 63 был столь страстным охотником, что часто в день убивал до 40 штук дичи: потомок Едома и здесь различался от своих израильских предшественников. Правда, к ежедневному пропитанию Соломона принадлежали, по 3Цар.4:22 (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

И к составлению басней израильтяне имели способность, как показывают басни Иоафама ( Суд.9:7 ). Но эпос и драма оставались им неизвестными, хотя их лирика нередко возвышается до драматической живости. По форме поэзия древних израильтян не развилась до метрического рифма или соразмерности слогов и созвучий. Характер первоначальности и духовной глубины она сохраняет в том, что довольствуется рифмом мыслей и – частью чрез употребление высокого образа выражения, улучшенного редкими и необычными словами, благозвучнейшими формами и смелыми сочетаниями слов, частью чрез образование изящной соразмерности членов речи и рядов мыслей для рифма стихов и песней в параллелизме членов стиха, целых стихов и строф – стремится придать содержанию соответствующее формальное округление, причем по местам попадается и совершенно метрический рифм с одинаковыми окончаниями или созвучиями, но так, что не видно, чтобы где-либо он нарочито или постоянно проводился. 1055 О красноречии или риторике заботились преимущественно пророки, не только прилежно практиковавшиеся на пути, проложенном и обозначенном Моисеем в его последних речах, для утверждения народа в верности своему Богу, но и развившие красноречие Моисея до высокого технического совершенства. Речи Исаии, Михея, Амоса и других пророков по силе, глубине и полноте мыслей, по стремительности языка и многоразличию форм :, речи несравненны. В своем расположении и форме они, хотя не имеют тонкой, хитросплетенной диалектики греческого красноречия; но зато простотою логического развития мыслей·и формою речи, всегда соответствующею перемене угроз и обетбваний, убеждений и утешений, производят сильнодействующее, неподражаемое впечатление, усиливаемое ещё риторическим параллелизмом членов. В этом, как и вообще в слоге и : языке, речь ораторов многократно приближается к поэзии, хотя, кроме действительно лирических отрывков из их пророчеств, различие между речью ораторской и стихотворением нигде не уничтожается. § 136. Музыка, пение и танцы Инструментальная музыка, изобрктение которой ведет свое начало от Иувала ( Быт.4:21 ), всегда соединяется с пением ( Быт.4:20 ) и также, довольно часто, сопровождается танцами ( Быт.31:27 ; Ис.15:20 В таком соединении она употребляется, в особенности израильскими женщинами, для возвышения семенной радости ( Быт.31:27 ), для большого чествования всенародных праздников ( Исх.15:20; 32:6,18 ; 3Цар.1:40 ) и радостных национальных событий ( 1Цар.18:6 ); ею во все времена занимались также и юноши и мужи, и нередко при праздничных пиршествах злоупотребляли ею для усиления чувственного сладострастия ( Ис.5:12; 24:8 ; Ам.6:5 ). Пение п музыкальная игра принадлежали и к удовольствиям царского двора ( 2Цар.19:36 ; Еккл.2:8 ), и даже при печальных торжествах пение игра·на флейтах находили своё употребление ( Иер.9:20 ; 2Πар.35:25; Мф.9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 40 Утешение Израиля будущим явлением «славы Господней». 1–2. Надписание. 3–5. Приготовление пути. 6–8. Человеческое ничтожество. 9–11. Явление сильного Бога и вместе доброго Пастыря. 12–17. Божественное всемогущество, по сравнению с людским ничтожеством. 18–20. Суетность идолов. 21–26. Величие Бога – Творца неба и земли. 27–31. Утешение, следующее в качестве нравственно-практического вывода из всего этого. Ис.40:1 . Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; «Утешайте, утешайте». Начальные слова данной главы (40) прямо вводят читателя в тему последней, третьей части книги пророка Исаии и дают надлежащее представление об основном ее характере и тоне – пророчески увещательном, или еще точнее, утешительно-ободряющем. Самое повторение этих слов, по известному свойству еврейского языка, указывает на усиленное подчеркивание заключающейся в них мысли. Блаженный Иероним и Вульгата термин еврейского подлинника – nahamu – перевели не действительной, а возвратной формой – не «утешайте», а «утешайтесь», (consolamini) благодаря чему субъектом, получающим и преподающим утешение, является сам же народ, а не священники или пророки, которых здесь лишь подразумевает, а в следующем стихе греческий перевод LXX даже и прямо вставляет в текст слово «священники». «Народ Мой... Бог ваш». Ударение на местоимениях обычно употребляется в Библии для усиления мысли, в данном случае, очевидно, для усиления мысли о Божественном утешении (см. Ос.1 и др.). Ис.40:2 . говорите к сердцу Иерусалима и воз­вещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворе­ние, ибо он от руки Го­с­по­дней при­нял вдвое за все грехи свои. «Говорите к сердцу Иерусалима». Греческий (LXX) и наш славянский перевод вставляют здесь, в качестве подлежащего, слово ιερει– ς, «священницы», хотя евр. Библия соответствующего ему термина obel и не имеет. Иоил., комментирующий по LXX, прекрасно говорит: «свойство священников – заступаться и исправлять; они – гавань народов, заступники для умилостивления Бога, посредники между Богом и людьми». «Говорит к сердцу или даже в сердце... значит, по свойству еврейского языка, говорить что-либо наиболее проникающее в сердце, преимущественно, что-нибудь утешительное, ободряющее, вообще, приятное ( Быт.34:3 ; Быт.50:21 ; 2Пар.32:6 ; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Очень много тщательно проверенных и систематически-подобранных масоретских примечаний и счислений находится у Френсдорфа: Die massora magna (Leipz. 1876 г.), и у Бэра и Делима в критически-обработанном издании еврейского текста ветхозаветных книг, в приложениях (Leipzig. 1869–1895...). Содержанием масоретских трудов служили следующие исчисления. Вышеупомянутые, записанные в талмуде, соферимские счисления слов, среднего слова, буквы и стиха разных Священных книг, критические замечания соферимов: ittur – и tikkun – soferim, keri velo ketib, ketib velo keri, keri u ketib; замечания талмудистов о буквах больших (majusculae), малых, обороченном нун, о знаках разных закрытых и открытых парашей и т.п. – все это внесено в масору, лишь с некоторыми пополнениями и точными указаниями на количество разных счислений и замечаний. Кроме того, сами масореты и предшествовавшие им еврейские ученые занялись самостоятельным, еще более скрупулезным исчислением слов и букв священного текста и плоды своих гигантских трудов записали в масору. Так, в талмуде было записано количество стихов (pesukim) лишь некоторых книг: Пятикнижия, Псалтири, Паралипоменон, – в масоре исчислены стихи всех до одной книг: в Быт. 1534 , в Исх. 1209 , Лев. 859 ... Нав. 656, 3–4 Цар. – 1534, Иер. 1365 ... 12 мал. прор. 1050... Притч. 915 и т.д. Средний стих соферима-ми и талмудистами определен лишь в Пятикнижии и Псалтири, – в масоре в каждой книге: Быт.27:40 ; Исх.22:28 ; Числ.17:20 ... Нав.13:26 ... 3–4Цар. в 3Цар.22:6 ; Иер.28:11 ; Иез.26:1 ; Мих.3:12 ... Затем, масореты вычисляли величину всех стихов и состав их и нашли, что самый большой стих в Иер.21: 7 – из 40 слов и 160 букв; 3 стиха состоят каждый из 80 букв; напр. Числ.36:8; 14 стихов состоят каждый из 3 слов; 7 стихов состоят каждый из 15 слов; в 26 стихах употребляются все буквы алфавита, напр. Иез.38:13 , Соф.3:8 ; два стиха в Законе начинаются буквой самех ( Исх.32:8 ; Числ.14:19 ); 11 стихов начинаются и оканчиваются буквой нун ( Лев.13:9 ...); в 3 стихах употребляется однажды: и четырежды ( Числ.11:19 ...); в трех стихах употребляется трижды и трижды ( Исх.29:5 ...); три стиха начинаются словом и оканчиваются и заключают мысль о том, что Господь памятует во веки ( Втор.31:3 ...); в трех стихах соединяются слова и – совершать грех ( Иез.18:3 ...); в 10 стихах употребляются и в 10 – и – Быт.33:5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Канон книг Ветхого Завета составлялся боговдохновенными писателями постепенно, по мере появления Св. книг. Так, Моисей повелел Левитам положить написанную им книгу с правой стороны Ковчега Завета ( Втор.31:25–26 ); тоже известно об И. Навине (24:26), о Самуиле ( 1Цар.10–25 ); боговдохновенные мужи определяли каноническое достоинство свящ. книг, а ряд таких мужей не прекращался до прор. Малахии, Ездры и Неемии, которых писаниями заключается ветхозаветный канон. Книги Свящ. Писания читались народу ( Втор.31:10–13 ), распространялись ( 2Пар.17:9 ), сохранялись с особенною тщательностью, – разделялись на закон, пророков и песнопения (тора, небиим, кетубим), – и исчислялись по числу еврейских букв в количестве 22. В продолжение еврейской истории никогда не возбуждались сомнения относительно их подлинности. Те же самые книги, во всем их составе, приняты новозаветною Церковью, как показывают места из ветхозаветных книг, приводимые в Новом Завете; слова И. Христа: «подобает скончатися всем, написанным в законе Моисеевом, пророцех и псалмех о Мне» ( Лк.24:47 ) обозначают весь состав ветхозаветного канона. —99— Чтобы иметь понятие о ходе развития отрицательной критики, остановимся на истории её исследований о пятикнижии Моисея (Бытия, Исхода, Левит, Числа и Второзакония), как законоположительных книг Ветхого Завета. а) Еще в 12-м веке еврейский ученый Абен-Езра сомневался в подлинности некоторых мест пятикнижия ( Быт.12:6 ; Втор.1:34 ). В XVII веке Спиноза на тех же основаниях выражал мнение о позднем происхождении его. Число находимых в пятикнижии вставок, сделанных после Моисея, увеличивалось и приводило отрицательных критиков к сомнению в его подлинности в настоящем виде. Таким образом, произошла гипотеза интерполяций, или вставок (Эйхгорн 1752–1827). Вставочными называются такие места, которые будто бы не могут быть приписаны Моисею, как анахронизмы; например Иосиф, будучи в Египте, сказал о себе: «я украден из земли евреев» ( Быт.40:15 ), тогда как братья его, прибывшие за покупкой хлеба в Египет, говорили, что они пришли из земли Ханаанской ( Быт.42:7 ); отсюда заключают о позднейшем происхождении книги Бытия. Но из этого места видно, что евреи называли эту землю и Ханаанскою, по главным обитателям её, и еврейскою относительно той части её, в которой сами жили, уже в четвертом колене (от Авраама). Конечно, нельзя отрицать интерполяции, или вставок, описок, естественных при тогдашнем способе расположения книг посредством переписки, как показывает существование вариантов между рукописными книгами; но такого рода интерполяция не подрывает принадлежности пятикнижия Моисею, как их писателю. 2681 С течением времени число находимых вставок увеличилось и привело отрицательных критиков к образованию новой гипотезы или теории фрагментов, отдельных письменных памятников, которые будто бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010