Откровение говорит: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1 ). Обычно в Священном Писании солнце символизирует Бога, луна – Божию Матерь, звезды – святых 21 . Следовательно, это описание жены можно понять так: жена – Церковь Христова, облечена (одета) в Самого Бога, основанием своим имеет Божию Матерь, породившую Христа, а украшением ее являются двенадцать апостолов, первоположников Церкви Христовой. Итак, само Откровение, рисуя образ жены, облеченной в солнце, радует нас мыслью о целостности Единой Вселенской мистической Церкви. Можно думать поэтому, что, в согласии с мнением митрополита Платона [Киевского] (см. выше, гл. 10), святые из всех семи церквей в Небесном Царстве более не разделяются «перегородками» по различным конфессиям. Скорбен путь Ветхозаветной Церкви, чаявшей себе спасения в рождении грядущего Мессии. Причиной всех этих скорбей был сатана, про которого далее и повествует Откровение: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» ( Откр.12:3–4 ). Если сравнить эту характеристику дракона с приведенной ниже характеристикой зверя-антихриста (см. Откр.13:1 ), то здесь можно найти полную аналогию. Как показано будет ниже, головы – это наиболее могущественные государства, которые в течение истории земли были во власти сатаны (см. Лк.4:5 ), а рога – наиболее видные и преданные ему правители этих государств. Увлечение драконом с неба третьей части звезд характеризует соблазн им третьей части ангелов, которые некогда вместе с сатаной отторглись от Бога и стали бесами. Зная о предсказании, что семя жены сотрет его главу (см. Быт.3:15 ), сатана как бы подстерегал рождение Мессии, которое так описывается Откровением: «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Священник : У торжественной клятвы имеется много оснований в Писании, о чем говорят, к примеру, следующие места: Быт.14:22–23 ; Исх.6:8 ; 3Цар.8:31–32 ; Откр.10:5–6 . Мы приносим ее в храме, потому что так делалось и в Ветхом Законе (см.: Числ.5:11–22 ), а при необходимости и вне храма, но перед святым Евангелием, святым Крестом, с возжженными свечами и в присутствии священника, потому что без Церкви, без Евангелия и особенно без святого Креста – это то же, что без Бога. Православный : А что есть обет? Священник : Обет приближается к клятве и состоит в том, что христианин обязуется пред Богом совершить некое дело в благодарность за полученные от Него благодеяния. Обет не должен относиться ни к тем делам, которые мы и так обязаны совершать по заповеди, ни к тем, что не имеют ценности в очах Божиих. Обет может быть принесен любым христианином, он укрепляет волю к добродетели и выказывает принесших его подлинно благочестивыми. Православный : Есть ли примеры обета в Священном Писании? Священник : Писание неоднократно повествует о принесении обетов благоговейными мужами. Так, Иаков, восстав от вещего сна, обещал сделать жертвенником Богу камень, на котором спал (см.: Быт.28:20–22 ). А о святом апостоле Павле читаем, что он остриг голову свою во исполнение некоего обета (см.: Деян.18:18; 21:23–27 ). Обет, однажды принесенный, следует исполнять, ибо неисполнение его указывает на отсутствие веры и послушания Богу. Это знали и в Ветхом Завете: Если даешь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех ( Втор.23:21 ). И еще: Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл.5:4 ). Глава 15. О нашем спасении Священник : Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Обращаясь к филиппийцам, чтобы научить их смирению, ап. Павел приводит в пример Самого Христа, который, будучи Богом, явил беспредельное смирение, уничижив Себя до полного «истощания», до смерти, причем смерти Крестной: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Гимническая форма этого текста угадывается, конечно, при квалифицированном чтении греческого подлинника. В нем есть и своя поэтическая ритмика, отличная от «прозы» авторского текста послания, и параллелизм как распространенный прием библейской поэзии (ср. § 15. 3) 235 . Гимн вплетен в рассуждение апостола, в его увещания по поводу того, какими должны быть чувствования, то есть нравственность и характер братских взаимоотношений между филиппийцами (и другими читателями послания). Тем не менее, в высшей степени богословская тематика, глубина и отточенность выражений гимна отличаются от свободного, очень личностного или, как все отмечают, дружеского, «неформального» тона всего послания (отличительная черта Послания к Филиппийцам в целом, см. § 36). Весь текст христологического гимна – сплошь аллюзии на главные вехи ветхозаветной истории. Гимн распадается на две части: снисхождение Иисуса к смерти (стт. 6–8) и его восхождение в славу (стт. 9–11). Уже выражение «образ (morfh/) Божий» (ст. 6) отсылает нас к истории сотворения человека (см. Быт. 1, 27; 5, 1 ). Тем самым намечается сопоставление Иисуса с Адамом , а значит, жизнь Иисуса осмысливается как воссоздание человека, как новое творение. Это вообще одна из любимых тем ап. Павла (см. Рим. 5, 14 ; 1Кор. 15, 45–47 ). Далее тема первотворения продолжается. Иисус не пошел по пути Адама, который захотел стать равным Богу путем «хищения», т.е. путем незаконного, неподобающего присвоения того, что запрещено Богом, путем воровства – Иисус «не почитал хищением быть равным Богу» (ст. 6; ср. Быт. 3, 5 ). Напротив, Он, «приняв образ раба» – здесь на первый план выходит Раб, Отрок, Служитель Господа, Слуга YHWH из песен Девтероисайи (напр., Ис. 53 ) – «уничижил Себя Самого даже до смерти» (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Далече (далеко) от спасения моего словеса грехопадений моих. Эту мысль можно понять, если снова обратиться к Богочеловеческой личности Христа: спасает людей Его Божество, Божественная природа, Которая Своим могуществом, славой привела нас из небытия в бытие. Архангел Гавриил говорил Деве Марии и праведному Иосифу, что имя Младенца Христа будет Иисус – Бог Спасающий, ибо Он спасёт людей от грехов их (см. Лк.1:31 ; Мф.1:21 ). У Бога нет просто слов. Каждое Его слово – это непостижимая энергия благодати. Нам она только приоткрывается, но Христос ею обладает. Он облачён Божественной славой и силой прежде рождения на земле. Как Искупитель мира Спаситель должен был снять с людей словесное проклятие. Бог изрёк его, когда Адам и Ева вкусили запретных плодов: «Проклята земля за тебя... терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (см. Быт.3:17–19 ). С особенной силой прозвучали слова проклятия Божьего Каину, когда тот убил Авеля: «голос брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:10–12 ). Спаситель готов добровольно понести словеса грехопадений. Но почему словеса – слова? По-человечески понятно, что от спасения нас отделяют именно слова грехопадений. Вот почему мы прибегаем к исповеди грехов: через слово – открываем душу, исповедуемся перед Богом. И клятвенное слово грехопадений, которым мы связаны, через покаяние преодолевается. В Гефсимании, перед крестными страданиями, Христос как Бог и Человек молился о чаше: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ). В Боге нет и тени греха, а чаша эта полна мерзости, преступлений, – и всё это Господь должен испить! Христос сказал, что Он пришёл не судить мир, а спасать (см. Ин.3:17 ). Само спасение – свойство Бога, но Он в подвиге, борении должен принять на Себя то, что несовместимо с Ним. Победить это Божественной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Патриаршее приветствие участникам XX Международного симпозиума по православной духовности в монастыре Бозе 5 сентября 2012 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам и участникам XX Международного симпозиума по православной духовности «Человек — домоправитель творения Божия» в монастыре Бозе (Италия). Организаторам и участникам XX Международного симпозиума по православной духовности «Человек — домоправитель творения Божия» (Бозе, 5-8 сентября 2012 года) Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! Сердечно приветствую всех участников XX Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе. Тема нынешнего обсуждения «Человек — домоправитель творения Божия» является весьма актуальной и дает возможность осмыслить с христианской точки зрения проблему взаимоотношений человека с окружающим миром. Священное Писание учит, что земля — это дом, который Господь создал для Адама и его потомков (см. Быт. 1:28). Будучи образом и подобием Творца, человек призван к творческому соучастию в жизни творения, к его защите и сохранению: «Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Наша обязанность благоговейно относиться к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и всё живое в нём прекрасным (см. Быт. 1:8-25). Грехопадение повлекло за собой не только отчуждение человека от своего Отца Небесного, но и нарушение богоустановленных отношений между человечеством и природой. Люди стали руководствоваться эгоистическими и потребительскими побуждениями, эксплуатируя и уничтожая окружающую среду. Искупление, принесенное в мир Господом нашим Иисусом Христом, не только открывает путь человечеству ко спасению, но и освобождает от пагубных последствий грехопадения все творение, ибо во Христе преображается и одухотворяется сама материя. Святой апостол Павел говорит о том, что человек призван к соработничеству с Богом в процессе преображения мира: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19-20).

http://patriarchia.ru/db/text/2447667.ht...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи. «Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила... И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму. насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» ( Быт.16:16, 21:9–10 ). Имя «Измаил» – Йишмаэль – означает «услышит Бог» 646 . Он родился от рабыни Агари-египтянки раньше, чем жена Аврама, Сара, родила ему сына Исаака (См.: Быт. 16, 15 ), и даже раньше, чем Господь обетовал Авраму этого сына. «Первоначально Сарра любила Измаила, сына рабыни своей Агари, и относилась к нему с таким же точно расположением, как если бы то был ее собственный ребенок; он воспитывался так, как будто ему предстояло наследовать первенствующее значение в доме» 647 . Чем разгневал Измаил свою госпожу? Он насмеялся над маленьким Исааком, сыном Сарры, – ребенком, который вызывал к себе всеобщее расположение, «был склонен к всякой добродетели, старался всячески служить своим родителям и выказывать особенную ревность в богопочитании» 648 . «Апостол Павел смех Измаила называет гонением на Исаака (см.: Гал. 4, 29 ). Оно могло состоять в том, что дерзкий отрок, которому мать успела внушить гордую мысль о первородстве, позавидовал» младшему брату «и тотчас ответил за свое мнимое оскорбление знаками поругания и презрения к невинному младенцу. Так оба сына Авраама суть сыны смеха, но один есть смех радования благодатного, другой – смех хулы на благодать и поэтому вместе быть не могут» 649 . Чем ответила на неподобающее поведение Измаила госпожа его? Она потребовала разлучить благодатное от безблагодатного, подобающее от неподобного, Божественное от безбожного (Измаил ведь, напомним, был сыном египтянки, и она не могла не научить его традициям и вере своего народа, более того, она и в жены ему выбрала египтянку ( Быт. 21, 21 ); а Египет оставался многобожным, идолопоклонническим всегда – и до открытия избранному народу Божиего обетования, и после него), причем «Сарра поступила в этом случае не несправедливо, а очень справедливо, и так справедливо, что и Сам Бог одобрил ее слова» 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи.     «Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила... И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму. насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт.16:16, 21:9—10).    Имя «Измаил» — Йишмаэль — означает «услышит Бог». Он родился от рабыни Агари-египтянки раньше, чем жена Аврама, Сара, родила ему сына Исаака (См.: Быт. 16:15), и даже раньше, чем Господь обетовал Авраму этого сына. «Первоначально Сарра любила Измаила, сына рабыни своей Агари, и относилась к нему с таким же точно расположением, как если бы то был ее собственный ребенок; он воспитывался так, как будто ему предстояло наследовать первенствующее значение в доме».    Чем разгневал Измаил свою госпожу? Он насмеялся над маленьким Исааком, сыном Сарры, — ребенком, который вызывал к себе всеобщее расположение, «был склонен к всякой добродетели, старался всячески служить своим родителям и выказывать особенную ревность в богопочитании». «Апостол Павел смех Измаила называет гонением на Исаака (см.: Гал. 4:29). Оно могло состоять в том, что дерзкий отрок, которому мать успела внушить гордую мысль о первородстве, позавидовал» младшему брату «и тотчас ответил за свое мнимое оскорбление знаками поругания и презрения к невинному младенцу. Так оба сына Авраама суть сыны смеха, но один есть смех радования благодатного, другой — смех хулы на благодать и поэтому вместе быть не могут».    Чем ответила на неподобающее поведение Измаила госпожа его? Она потребовала разлучить благодатное от безблагодатного, подобающее от неподобного,    Божественное от безбожного (Измаил ведь, напомним, был сыном египтянки, и она не могла не научить его традициям и вере своего народа, более того, она и в жены ему выбрала египтянку (Быт. 21:21); а Египет оставался многобожным, идолопоклонническим всегда — и до открытия избранному народу Божиего обетования, и после него), причем «Сарра поступила в этом случае не несправедливо, а очень справедливо, и так справедливо, что и Сам Бог одобрил ее слова».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Патриарх Иосиф Братья продают Иосифа      Когда дети Иакова подросли, они стали пасти скот. Иосиф был любимым сыном у Иакова. Поэтому братья относились к нему недружелюбно. Эта неприязнь перешла в ненависть после двух снов, которые увидел Иосиф. В первом сне он увидел, как братья вязали снопы. Сноп Иосифа стал прямо. Снопы братьев стали кругом и поклонились снопу Иосифа. Братья сказали: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? (Быт 37, 8). Во втором сне Иосиф увидел, как ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звезд. Отец спросил: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37, 10). Вскоре братьям представилась возможность проявить свою ненависть к Иосифу. Они пасли скот. Отец послал Иосифа к ним. Когда они увидели брата, то замыслили убить его. Но Рувим проявил сострадание и сказал: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него (Быт 37, 22). Тогда они сняли с него одежду и, бросив в ров, сели есть хлеб. Увидев проходивший мимо караван измаилитян, направлявшийся с товарами в Египет, братья продали его за двадцать сребреников купцам. Измазав его одежды кровью козла, показали отцу и сказали, что сына его растерзал хищный зверь. Иаков разодрал свои одежды, оделся во вретище (власяницу) и многие дни оплакивал сына (см.: Быт 37, 34). Иосиф в Египте В Египте купцы перепродали Иосифа царедворцу фараона и начальнику телохранителей Потифару. Вначале жизнь Иосифа на чужбине сложилась благополучно. Господь был с Иосифом. Все, что он делал, имело успех. Потифар, видя это, поставил его над своим домом. Господь благословил дом египтянина ради Иосифа. Но вскоре Иосифа постигло испытание. Он был красив. Жена Потифара, безуспешно домогавшаяся греховной связи, оклеветала целомудренного юношу. Он был заключен в темницу. Но и там Господь помогал ему. Иосиф снискал благоволение в глазах начальника темницы. Спустя некоторое время в темницу были брошены два царедворца (главный виночерпий и главный хлебодар).

http://pravoslavie.ru/103644.html

Быт. 49:8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Когда родился Иуда ( Быт. 29:35 ), то мать его Лия сказала: «Теперь-то я восхвалю Господа». Само имя Иуда значит «восхвальный», «прославленный». Уже в пустыне колено Иудино было во главе других колен ( Чис. 2:3; 10:14 ); впоследствии, при завоевании Ханаана ( Суд. 1:1–2 ), при войне с Вениамитами ( Суд. 20:18 ) колено Иуды Богом избирается вести другие колена на войну. Наконец, из колена Иудина, из Вифлеема помазуется на царство Давид, родоначальник царей иудейских, величие которых при нём и Соломоне известно. Таким образом, на нём, к которому перешло право первенства за устранением Рувима, Симеона и Левия, исполняется буквально пророчество отца его. Но в последующих стихах выступает ещё поразительнее значение колена Иудина, из которого должен произойти «Шилог» (см. объяснение ниже). Быт. 49:9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? В некоторых переводах вместо «львица» стоит «старый лев», но в переводах м. Филарета и О. Герлаха текст буквально тождествен с нашим текстом. Будущее племени Иуды рисуется образно: он подымается величественно, как молодой лев, насыщенный добычею, что относят ко времени покорения Ханаана; лёг он, как лев, настороже во времена Давида и страшен, как львица, берегущая детей своих, при Соломоне. Таков смысл, который давали этому пророчеству еврейские комментаторы. Колено Иудино имело на стяге изображение льва. Валаам ( Чис. 24:9 ) при описании могущества народа израильского рисует ту же картину. Быт. 49:10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Переводы м. Филарета, Англ. Библии, О. Герлаха и Остервальда одинаково переводят: «не отнимется скипетр от Иуды и законодатель от чресл (ног по-англ. и франц.) его, пока не придёт Шилог (у О. Герлаха – вождь, герой: Held) и ему покорность народов (у Остервальда: «и ему принадлежит собрать все народы»)».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 10 1–16. Послание семидесяти апостолов на проповедь. – 17–24. Возвращение их из путешествия. – 25–37. Законник и милосердый самарянин. – 38–42. Мария и Марфа. Лк.10:1 .  После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, О послании 70 апостолов на проповедь сообщает только один евангелист Лука. Но наставления, с которыми у него Христос обращается к этим апостолам, представляют собой повторение того, что Господь в Евангелии Матфея говорит 12 апостолам или же заимствование изречений, помещенных в Евангелии Матфея в других местах. «После сего». По-видимому, избрание 70 (согласно некоторым древним кодексам – 72) апостолов случилось вскоре после послания 12-ти (см. Лк.9:1 и сл.). В самом деле, тут сказано, что Господь послал «и» других – а кого же Он послал раньше? Очевидно, не двоих вестников (которые и не названы апостолами, см. Лк.9:52 ), а именно 12 апостолов: там стоит только слово «двенадцать», а здесь ему соответствующее – «семьдесят». «Избрал» – точнее: «объявил их назначенными» ( νδειξεν). «Семьдесят». Господь мог иметь при этом в виду избрание 70 старшин Моисеем себе в помощники ( Числ.11:16 и сл.). Об отношении этой цифры к 70 языческим народам ( Быт.10 ) не может быть и речи, потому что Господь послал их пред Собою, «куда Сам хотел идти», а Он был послан только «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ). «По два» (см. Мк.6:7 ). «Куда Сам хотел идти». Семьдесят, очевидно, должны были только подготовить людей к принятию Христа, и, скоро исполнив это поручение, они стали опять на уровень простых учеников Христовых. Впрочем, Церковь сохранила и этот почетный чин в своем воспоминании, установив особое празднование лику 70 апостолов, среди которых, однако, есть лица, в то время еще вовсе не бывшие учениками Христа (например, Иаков и Иуда, братья Господни по плоти). Лк.10:2 .  и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010