Быт. 8 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. Во все дни земли. Это указывает, что это обещание не вечно, а имеет свой предел. Дни земли, наконец, должны уступить место дням небес… ( Пс. 88 ; см. также 2Пет. 3и Откр. 21:25 ). Глава IX. Повеление множиться; Завет Господень; радуга; грех Хама; проклятие Ханаана; благословение Сима и Иафета Быт. 9:1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; Сравни Быт. 1:28 . Благословение Божие обращено не к одному Ною, но и к сынам его, т. е. ко всему роду человеческому, ему дано снова право размножаться и обладать землёю, но характер этого обладания изменяется, как видно из следующего стиха. Быт. 9:2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; «Да страшатся и да трепещут вас все звери» и проч. В первобытном состоянии человек, несмотря на грех свой, был в ближайшем отношении к природе и животным, чем после потопа. Прежде он был владыкою – патриархом земли, и, как можно заключить из этого стиха, между ним и животными, даже дикими, была связь почти такая же, как ныне между человеком и домашними животными. После потопа он может властвовать лишь страхом и трепетом, он отдалился от мира животных уже потому, что, пройдя ряд наказаний, развил свою нравственную сторону. Мысль его уже не останавливается на одних только физических требованиях природы, душа его подымается выше земли и меньше сочувствует органической природе, но и меньше понимает её. Пред человеком уже вдали неясно показывается цель его – совершенно отделиться от земли и развить свои духовные силы. Быт. 9:3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; Быт. 9:4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; «Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и съедать» (Запис. на Кн. Бытия II, стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Под именем дома надобно разуметь женщин. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Быт. 50:9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. Быт. 50:10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане Определить это место очень трудно, тем более, что наш перевод не сходится с другими переводами. М. Филарет переводит «дошли до гумна Атадова за Иорданом», так переводит и Англ. Библия, О. Герлах и Остервальд. Приняв этот перевод, можно принять и мнение Англ. Библии, которая говорит, что Моисей писал это, находясь в пустыне, т. е. на юго-востоке от Иордана, и для него в то время за Иорданом значило – на запад от Иордана. Это соответствует и указанию блаж. Иеронима, который полагал, что гумно Атада и Абель Мицраим (плач, или поле Египетское) находились между Иерихоном и р. Иорданом в месте, называемом Бет-хогла. О. Герлах думает, что печальная процессия не могла прийти прямо из Египта к Хеврону, а, вследствие враждебного настроения жителей, должна была обогнуть с юга горы Сеир, подняться к северу мимо Мёртвого моря до переправы на Иордане, и отсюда ( Быт. 50:13 ) в землю Ханаанскую пошли лишь сыновья Иакова с телом отца своего. Если бы можно было идти прямою дорогою из Египта в Хеврон через Герар или Вирсавию, тогда не нужно бы было печальной процессии доходить до Иордана (см. карту Палестины Ленормана и др.). и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. Быт. 50:11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. Плач Египтян, или Авель Мицраим, как принято писать в некоторых переводах, означает, смотря по произношению, равнину – Авель и плач – Абель (О. Герлах и Англ. Библия). Мицраим, как известно, имя Египта от родоначальника египтян, сына Хамова ( Быт. 10:6 ). И в этом месте м. Филарет, Остервальд, Англ. Библия и О. Герлах переводят «за Иорданом». Быт. 50:12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

По более принятому толкованию: хартуммим – специалисты (из жрецов) в чтении иероглифов (LXX: ξηγητς, Vulg:. conjutores), так наз. ερογραμματες (по свидетельствам древности, жрецы египетские делились на три класса: προφται, ερογραμματες, νεωκροι). Конечно, чтением иероглифов они не ограничивались, но, как известно из кн. Исход, они были вместе и собственно волхвами, пытавшимися творить чудеса. К ним именно обращался фараон потому, что сам сон его заключал в себе своего рода иероглифы. 7 Обратился он и вообще к мудрецам Египта, к числу которых относится и известный уже виночерпий. Быт.41:9 . И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; Сны фараона и потребность их истолкования приводят виночерпию на память Иосифа, и он, наконец, вспоминает о нем, сознавая «грех» свой, т.е. или вину свою пред фараоном, за которую он был заключен в темницу ( Быт. 40:1 ), или, ближе, грех неблагодарности к Иосифу ( Быт. 40:14, 23 ). Быт.41:10–12 . фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; Краткая передача рассказа 40 главы, могущая служить образчиком языка египетских придворных: характерно дипломатичное упоминание о повешенном хлебодаре (в конце стиха 10, см. еврейский текст, – чтобы не возбудить гнева фараона), а также снисходительно-высокомерное упоминание об Иосифе («молодой Еврей раб», ст. 12, – по Мидрашу, в недоброжелательном смысле, из нежелания возвышения Иосифа). Быт.41:14 . И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. Слово виночерпия возымело действие: фараон немедленно требует Иосифа к себе, его освобождают из темницы, и он приготовляется к аудиенции у фараона: стрижет голову и бороду и переменяет одежды, – стрижка волос – черта специфически египетская, – египтяне отпускали волосы лишь в печали (Герод. 2, 36), обыкновенно же носили короткие волосы и бороду; предстать пред фараоном в трауре и в повседневной одежде не допускал египетский этикет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отсюда происходят и скорпионы, и все жалящие насекомые, и так как они произошли от воды, то они и делают водобоящихся и лимфатических. Море изменяется таинством креста, и семьдесят пальм апостолов орошаются пучинами усладительного закона. Авраам и Исаак искапывают колодцы; чужеземцы противятся. Вирсавия — кладязь клятвенный (Быт. 21, 19); и царство Соломона получает имя от источников. Ревекка обретается при колодце (см.: Быт. гл. 24); Рахиль по поводу воды приветствуется целованием богоборца (см.: Быт. гл. 29); Моисей, отворив колодезь, освобождает от обиды дочерей священника Мадиамского. Предтеча Господа в водах около Салима, что значит «мир» или «совершенство», приготовляет народ Христу. Сам Спаситель начинает проповедовать Царствие Небесное после крещения, освятив воды Иордана Своим омовением. Первое чудо творит из воды (см.: Ин. 2, 9). Самарянку призывает при колодезе, жаждущему предлагает пить. Никодиму говорит тайно: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Как начал с воды, так и окончил водой. Ребра Христа прободаются копьем, и изливаются вместе и святыня крещения, и святыня мученичества. По воскресении посылает апостолов к язычникам и повелевает крестить их в таинство Троицы. Народ иудейский раскаивается в преступлении и немедленно посылается Петром креститься. Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих (Ис. 66, 8). Павел, гонитель Церкви и волк хищный Вениаминов, преклоняет главу перед овцой Ананией и не прежде снова получает зрение, как излечив слепоту крещением (см.: Деян. 9, 18). Евнух Кандакии, царицы Ефиопской, чтением пророка приготовляется к крещению Христову. Вопреки природе изменяет эфиоп кожу свою и барс — пятна свои (см.: Иер. 13, 23). Принявшие крещение Иоанново, поскольку не знали о Духе Святом, снова крестятся, чтобы кто из язычников не подумал, что для иудеев достаточно одной воды для спасения, без Духа Святого. Глас Господень над водами, Господь над водами многими. Господь потоп населяет (Пс. 28, 10). Зубы твои — как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними (Песн. 4, 2). Если нет нераждающей и бесплодной, то все имеют сосцы, источающие обильное млеко, так что с апостолом могут сказать: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19); и: питал вас молоком, а не[твердою] пищею (1 Кор. 3, 2). Михей о благодати крещения пророчествует: Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Речь идёт, как мы видим, об очень важном библейском термине. Моногамия здесь уподобляется одной плоти, возвращая нас к повествованию о сотворении человека Богом (см.: Быт.1:27; 2:21–22 ). Ведь выражение «взял одно из ребр его» ( Быт.2:21 ), которое описывает процесс сотворения женщины, должно быть переведено более корректно: от природы Адама берётся часть, половина, бок или грань, и создаётся жена. В еврейском варианте в тексте стоит выражение («миццалота») производное от (цела) – «ребро, сторона , бок», что подтверждает и Септуагинта μαν τν πλευρν ατο (πλευρ – «бок»). Поэтому брак в таком смысле есть восполнение и единение человеческой природы, естественно, что никакого единства и никакой одной плоти не может быть между одним мужем и несколькими жёнами или наоборот. Смысл слов Откровения Божьего однозначен: одна плоть в браке – это один муж и одна жена, никакой второй, третьей и четвёртой плоти для человека не предусмотрено Творцом. Как одно тело у человека, так и один брак. Об этом, в частности, мы найдём у апостола Павла: Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь ( Еф.5:28–29 ). Само учение Господа Иисуса Христа и его разъяснение святыми Апостолами ставит отношения супругов в браке на высшую нравственную высоту. Господь запрещает развод супругов и уравнивает мужчину и женщину в плане ответственности за распад семьи (см.: Мф.19:3–12 ; Мк.10:2–12 ), чего, кстати, не было в Ветхом Завете (см.: Втор.24:1 ). В апостольских посланиях также единственно возможной для христиан формой брака провозглашается моногамия, что однозначно следует из текстов посланий апостола Павла (см., например: 1Кор.6:9; 7:1–11 ; Еф.5:22–23 ; Евр.13:4 ). Вдовы, которые получают помощь от Церкви, должны быть женою одного мужа ( 1Тим.5:9 ). В отношении епископов, пресвитеров и диаконов утверждается установление муж одной жены ( 1Тим.3:2, 12 ; Тит.1:6 ). Поэтому никаких иных вариантов, кроме как допущение только одного брака в отношении христиан в Новом Завете не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В любом случае мы можем найти и в Ветхом Завете подобные тексты, когда один из малых пророков говорит, что «праведный своею верою жив будет» (см.: Авв. 2:4 ). Имеется в виду вера в том виде, в каком понимает ее Иаков, брат Господень, апостол Иисуса Христа, который говорит, что «вера без дел мертва» (см.: Иак. 2:26 ). И, собственно говоря, то определение, которое дает апостол Павел, не противоречит позиции Иакова. В Послании к Евреям апостол Павел пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). То есть сначала вера – действие, дело, «осуществление ожидаемого», и лишь потом – умозрительная «уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Апостол Павел учит, что Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою» сверх силы – ведь он был как бы с омертвелыми чреслами, пожилой человек (см.: Рим. 4:18–19 ). Поэтому его вера есть вызов для многих сомневающихся! Потому что все обстоятельства говорили о том, что у Аврама и Сары не может быть детей, но у Авр аама и Са рры ребенок родится! И перемена имени, которая происходит (если раньше он назывался Аврам, то потом Господь говорит: «ты – Авраам», то есть не просто «отец», а «отец множества», и изменение имени его супруги, а она раньше называлась в еврейском тексте Сарай, «Сара», а потом она называется «Сарра») – это перемена судьбы. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Теперь история этого семейства изменится! « Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? » ( Быт. 15:8 ). Ею – то есть землею обетованной! Как узнать, что у Авраама будет потомок? И Господь предлагает ему: « Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя » ( Быт. 15:9 ). И далее: « Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек » ( Быт. 15:10 ). Почему птиц не рассек? Потому что языческие народы и их правители уподоблены зверям и животным. Читаем: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» ( Пс. 21,13–14 ). И еще: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции…» ( Дан. 8, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И, очевидно, Авель был согласен на всё, но этот даже жертву Богу . Посмотрите дальше – нужны ли Богу жертвы? Есть ответ в самом тексте. 4-й стих: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» ( Быт. 4:4–5 ). – Вот Иоанн Златоуст говорит: вот где и ответ есть: Богу жертвы не нужны. Он принимает не жертву, а сердечное расположение, с каким человек приносит жертву. С верой, с любовью, с благоговением, – и призрел Господь на Авеля, – на его сердце, а потом уже и на дар его. А на Каина – который это делал небрежно, без веры – не призрел. Как это выразилось? Ну, художники обычно изображают на картинах что? Дым от жертвы Авеля идёт столбом к небу, дым от жертвы Каина стелется по земле. Он увидел это по состоянию Авеля, что он приносит жертву с особым чувством, а он этого чувства не переживает и не испытывает. Мы же всё сейчас сдвинули: я сначала смотрю на дар, а потом на человека – в зависимости от того, какой в руке у человека дар, так я и буду с ним разговаривать. Сердечное настроение никого не интересует. Вот. И призрел Господь на Авеля и на дар его, . И поникло лице его, – Каина. И вот посмотрите ещё, насколько близок Бог к человеку, даже после грехопадения. Он сразу чувствует внутри себя Божий зов, Божий голос: Почему поникло лицо твое? Когда делаешь добро, не поднимаешь ли лица своего? А если делаешь зло, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. – Вот это и написано в 6-м стихе: отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Вот передана вся внутренняя ситуация. Читаю : « приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову Авелево жертвоприношение угодно Богу (см. Быт. 4:4 ) в силу внутреннего расположения приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет правдника, к которому Бог благоволит, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает правдника, чтобы его умертвить» (см. Пс. 9:27–32 ), – и ссылки безконечные на тексты Священного Писания. – Таков всеобщий закон. И кровь правдных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (см. Быт. 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Быт.21:10 . и сказала Аврааму: выгони вон эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. Презрительно-горделивое поведение Агари с Измаилом в отношении к Сарре с Исааком, быть может, особенно сильно выразилось в какой-либо выходке на вышеуказанном семейном пире ( Быт. 21:8 ) и побудило Сарру принять против этого более решительные меры. Руководимая в своем решении особым божественным внушением (см. далее ст. 12-й), она властно требует от Авраама, чтобы тот удалил эту рабыню и ее сына, мотивируя свое требование тем доводом, что напрасно Агарь и Измаил лелеют мечты о первородстве и наследстве – ничего подобного они не имеют и не получат, так как все это принадлежит их единственно законному наследнику, сыну обетования – Исааку. Быт.21:11–12 . И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, Вероятно, Авраам, услыхав от Сарры такую решительную просьбу, не только огорчился, как говорит библейский текст, но и задумался, исполнять ли ее, ввиду ранее преподанного божественного благословения Измаилу ( Быт. 17:20 ). Посему Бог и удостоверяет теперь законную справедливость Сарриной просьбы. ибо в Исааке наречется тебе семя; «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» ( Рим. 9:8 ), как поясняет эту мысль Апостол Павел. Отсюда ясно, что как первенствующим потомством по плоти, так и единственным по духу, будет то, которое произойдет от богодарованного сына – Исаака. Во всей этой истории Апостол Павел усматривает прообраз двух Заветов – Ветхого, который он уподобляет Агари, и Нового, который он уподобляет Исааку ( Гал. 4:25–31 ). Как некогда Агарь с Измаилом, хотя и предварили Исаака по плотскому рождению, но должны были уступить ему свои права, так и Ветхий Завет с приходом Нового, как тень пред солнцем, должен был уступить ему свое место. Быт.21:13 . и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.29:33 . И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. Если Реубен (может – Рубен? Или – raah beani – см. выше) выражает что Бог: видел Лию, то Шим-он – Симеон, – что Он слышал ее. По идее своей и значению имя Симеона тождественно с именем Измаил ( Быт. 16:11 ), только рождение первых четырех сыновей Лии возводится собственно к Иегове, тогда как рождение Измаила, а равно и последующих сыновей Лии, Богу под общим именем Элогим. Быт.29:34 . И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. «Левий» с евр. – «прилепление» (Vulg:. «copulabitur»). Если при рождении первого сына Лия надеется заслужить через него большую любовь мужа, через второго – на достижение равноправности с сестрою, то рождение третьего возбуждает в ней ожидание, по крайней мере, постоянства привязанности со стороны мужа. Мидраш толкует «прилепление» в том смысле, что сыны Левия преданы будут своему небесному Отцу. Мужского рода глагол «называть» в отношении к Левию раввины относили или к Ангелу, давшему будто бы имя Левия, или к Иакову. Мидраш говорит, что Лия, зная, что от всех 4-х жен Иакова имеет произойти 12 сыновей, по рождении ею третьего сына, решила, что более рождать не будет: отсюда выражение надежды на Левия, и затем – восторг неожиданности при рождении Иуды. Быт.29:35 . И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать. Иуда – «Иегуда»: да будет благословен или прославлен (Иегова). Лия прославляет первее всего Иегову, а затем и самого Иуду с потомством его (ср. Быт. 49:8–10 ; 1Пар. 28:4 ; 1Пар. 5:2 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010