Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Таблички с клинописными текстами. Асор. II тыс. до Р. Х. Асор [евр.  ,  , греч. Ασωρ, совр. Хацор], укрепленный ханаанский город севернее Галилейского оз. Упоминается во мн. древних источниках: егип. «текстах проклятий» (ок. 1900 до Р. Х.), письмах из Мари (1700 до Р. Х.), списках городов, покоренных фараонами Тутмосом III, Аменхотепом II и Сети I, в амарнских письмах и егип. папирусе Анастасия I (XIII в. до Р. Х.). Находясь на перекрестке торговых путей из Сидона к Бет-Шеану (см. Беф-Сан ) и от Дамаска к Мегиддо , А. занимал выгодную стратегическую позицию. Это нашло отражение и в библейском рассказе о заселении Ханаана избранным народом, где асорский царь Иавин показан главой союза ханаанских городов, выступивших против войск Иисуса Навина (Нав 11. 10). После поражения хананеев А. был уничтожен (Нав 11. 1-13). В списке завоеванных «сынами Израилевыми» городов А. относится к колену Неффалима (Нав 12. 19; 19. 36), хотя ханаанский город и его царь с тем же именем (возможно, другой) вновь упоминаются в Книге Судей среди врагов избранного народа (Суд 4. 2, 17; 1 Цар 12. 9; см. статьи « Девора », « Варак »). В 3-й Книге Царств (9. 15) среди городов, укрепленных царем Соломоном , упоминается «Гацор» (евр.  ), к-рый в LXX (Ватиканский кодекс) передается как εσερ - по всей вероятности, имеется в виду А. Ок. 733 г. до Р. Х. город был разрушен ассир. царем Тиглатпаласаром III и прежнего значения больше не имел (4 Цар 15. 29). Наконец, вождь Маккавеев Ионафан разбил селевкидского полководца Димитрия II на «равнине Асора» (1 Макк 11. 67 греч. τ πεδον Ασωρ передан в синодальном переводе как «равнина Насор»). Кроме того, евр. название   отнесено в ВЗ к ряду др. мест. Неск. пунктов с таким названием в районе Негева упоминаются в Книге Иисуса Навина (15. 23-25 «Асор» (греч. B: Ασοριωναιαν; слав.  ); «Гацор-Хадафа» (евр.    ; греч. Ватиканский кодекс: α πλεις Ασερων (ατη Ασωρ); Александрийский кодекс: πλις Ασερων (ατη Ασωρ); слав.           (      )); «Хецрон, он же Гацор» (      ) отсутствует в греч. переводе). В др. А., принадлежащем колену Вениамина , жили вернувшиеся из вавилонского плена иудеи (Неем 11. 33 - Гацор). Наконец, еще один А. (Асор), находящийся в пустыне (к востоку от Палестины?), упомянут в предсказании прор. Иеремии (Иер 49. 28-33).

http://pravenc.ru/text/76664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План синагоги типа базилики. Кон. V-VI в. [евр.    ], г. в вост. части долины Йизреэль (см. Изреель ), у подножия горы Гилбоа (см. Гелвуй ), в наст. время территория кибуцев Бет-Альфа и Хефци-Ба. Возник при Птолемеях как пригород Скифополя (см. Беф-Сан ), назван по ближайшим руинам (Хирбет-Бет-Альфа). При раскопках 1929 г. Э. Л. Сукеник и Н. Авигад (Еврейский ун-т Иерусалима; дополнительные исследования в 1962) открыли мозаичный пол древней синагоги, важного памятника для изучения взаимодействия иконографии иудаизма и христианства. Синагога (тип базилики; 27,7 ´ 14,2 м) была встроена между домами на узкой улице. Стены (толщина 0,7-0,85 м на высоте до 1,65 м) из нетесаного камня оштукатурены с обеих сторон. Постройка ориентирована по оси север-юг - апсида в юж. части (Иерусалим). Двор-атрий (9,65 ´ 11,9 м) огражден с 3 сторон стенами, а с юга отделен колоннами от вестибюля (ширина 2,57 м); тот и др., как и боковые нефы зала, вымощены мозаикой с геометрическим рисунком. 3 двери вели с севера в главный зал, разделенный 2 рядами квадратных каменных столбов (по 3 в каждом) на проходы (центральный - 5,4 м, боковые - 2,75 и 3,1 м). В апсиду вели 3 ступени, вдоль боковых стен располагались каменные скамьи, 2 отверстия на 2-й ступени свидетельствуют о наличии в прошлом столбов с завесой. В целом архитектурная композиция синагоги позволяет соотнести ее с типом поздних христ. сооружений периода Византийской империи. О позднем этапе говорят и отсутствие монументальности, присущей первым синагогам Галилеи, использование в качестве строительного материала нетесаного камня, общее огрубление приемов. Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в. Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в. Мозаичное покрытие центральной части образуют 3 панели, окруженные широким бордюром. Представленные на них изображения охватывают 3 основные религ. темы, известные искусству иудеев Палестины в эллинистическую, рим. и визант. эпохи: ритуальные объекты, астрологические символы и библейские сцены. На сев. панели представлена композиция «Жертвоприношение Исаака» (слева направо): двое слуг Авраама держат осла; сверху изображена десница Божия с надписью на иврите: «Не поднимай руки твоей» (Быт 22. 12); рядом с привязанным к дереву ягненком текст: «И вот… овен» (Быт 22. 13); Авраам с бородой, с нимбом, в правой руке держит нож, левой охватывает Исаака. На средней панели изображен зодиакальный круг, в центре - Гелиос на колеснице-квадриге, по сторонам - персонификации времен года, помещенные без соотнесения их с месяцами. Надписи сделаны на иврите. На юж. панели, имитирующей нишу Торы, в центре, позади завесы, охраняемой 2 львами, изображен треугольный фронтон с негасимым огнем, по его сторонам - 2 птицы, горящие меноры, традиц. ритуальные предметы. Мозаики имеют отличную сохранность, выполнены в наивном стиле.

http://pravenc.ru/text/149075.html

12), при Средиземном море, близ Кармила, в 9 римск. милях от Кесарии на пути в Тир (Onomastic. 397), во время борьбы иудеев с птолемеями сильная крепость ( 1Мак.15:11–14 ), в последствии римлянами еще более укрепленная (И. Флав. Иудейские Древн. XV, 5, 3). 3Цар.4:12 .  Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам; Пятый округ образует долина Изреель с ее продолжением – долиной Веф-Сана. Фаанах – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав.12:21 ), теперь Táanak, лежащий к югу (на 1 1/4 часа пути) от деревни, Leggun (вероятно, древн. Мегиддо, с которым Фаанах почти исключительно упоминается в Библии), ( Суд.1:27,5:19 ; Нав.17:11 ; 1Пар.7:29 ). Мегиддо (LXX: Μαγεδδ( ν)), в колене Иссахара, уже в древности был укреплен, и вместе с Фаанахом господствовал над долиной, главной дорогой к Иордану (Onomastic. 657); Соломон еще более укрепил Мегиддо ( 3Цар.9:15 ). По Телль-Амарнским письмам, фараон Тутмозис при Мегиддо (егип. Makida) поразил хананеян. Бет-шеан (Беф-Сан) – в Манассиином колене ( Нав.17:11,16 ; Суд.1:27 ; 1Цар.31:10 ), греч. Σκυθπολις; (Скифополь) или Νσσα – при соединении Изрееля с долиной Иорданской вблизи от большой дороги из Дамаска в Египет (см. ( Иудиф.3:10 ; 2Мак.12:29 ); Иудейская Война II, 18, 1,3,4). В Иорданской же долине лежали Цартан и Абел-Мехола ( Суд.7:22 ), родина пророка Елисея ( 3Цар.19:16 ), а также Иокмеам ( 1Пар.6:68 ) – по LXX: Μαεβρ– Λουκμ, слав. «Маевер Лукам». 3Цар.4:13 .  Бен-Гевер – в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; Шестой округ – в Заиорданье; средоточие его – город Рамоф Галаадский или Мицпа ( Нав.13:26 ; Суд.10:17,11:29 ) – левитский город за Иорданом в колене Гадовом, теперь es-Salt. Васан – одна из плодоноснейших местностей Палестины, наряду с Кармилом, Ливаном, долиной Саронской ( Ис.2:13,33:9 ; Иер.50:19 ; Наум.1:4 ), позже Батанеф (Onomostic.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.17:9 .  Отсюда предел нисходит к потоку Кане, с южной стороны потока. Города сии принадлежат Ефрему, хотя находятся среди городов Манассии. Предел Манассии – на северной стороне потока и оканчивается морем. Нав.17:10 .  Что к югу, то Ефремово, а что к северу, то Манассиино; море же было пределом их; к Асиру примыкали они с северной стороны и к Иссахару с восточной. От Таппуаха граница спускалась вниз к вышеназванному потоку Кане ( Нав.16:8 ) и шла по южной его стороне, находящиеся на которой города, лежавшие в пределах Манассиина полуколена, в действительности принадлежали Ефремову; затем граница шла по северной стороне потока и оканчивалась у моря. Это краткое описание границы писатель дополняет следующим пояснением, что находившееся к югу от названного потока принадлежало Ефремову колену, а то, что лежало на север от него, тем владело полуколено Манассиино. Северная и восточная границы последнего указаны еще более кратко: «к Асиру примыкали они с северной стороны и к Иссахару с восточной». Нав.17:11 .  У Иссахара и Асира принадлежат Манассии Беф-Сан и зависящие от него места, Ивлеам и зависящие от него места, жители Дора и зависящие от него места, жители Ен-Дора и зависящие от него места, жители Фаанаха и зависящие от него места, жители Мегиддона и зависящие от него места, и третья часть Нафефа [с селами его]. Краткое описание границ Манассиина полуколена библейский писатель восполняет перечислением городов, находившихся в уделах Иссахарова и Асирова колен, но принадлежавших полуколену Манассиину. Какие именно были города и сколько их, относительно этого еврейский текст и древнейшие списки греческого перевода LXX дают неодинаковые указания. Одинаково в том и других указаны следующие города: 1) Вефсан, который расположен был в Иорданской долине, в 1 1/2 часах пути от Иордана, на дороге из Дамаска в Египет; в позднейшее время ( Иудиф.3:10 ) он носил название Скифополя; место его, покрытое обширными развалинами, носит в настоящее время название Бейсан (описание его развалин см. Святая Земля, II, с. 387);

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

319 См.: Норов. Путешествие по Святой Земле. С. 53; Муравьев. Письма с Востока. С. 96, 98; Павел (Леднев), архим. Краткое описание путешествия во Святой град Иерусалим. 321 Св. Антипатр, епископ Бостры в Аравии, был современником Евфимия Великого. Память его совершается в субботу Сырной недели. 325 См.: Арсений, архим. Летопись церковных событий. С. 226–228; Муравьев. История святого града Иерусалима. 326 Разорение Великой лавры персами в 614 г. описано иноком ее, очевидцем события преподобным Антиохом, в письме к Евстафию, настоятелю Атталийской обители близ Анкиры Галатийской (современная Анкара в Турции). См.: Вершинский. 327 См.: Вершинский. Месяцеслов, 20 марта; Четьи-Минеи, 20 марта. Месяцеслов. С. 214; Пролог, 18 декабря. 335 Гадаринская река называется ныне Шерг’ат-эль-Менадыре, за Иорданом. Возможно, имеется в виду Шериат-эль-Ман- дхур. – Примеч. ред. 336 Впоследствии Евмафий Исаврянин основал при пещере Саввы киновию, которая стала называться Гадаринскою или Евмафиевою. 338 В Житии Саввы Освященного (гл. 34) положительно говорится: «Савва пришел… из монастыря, находящегося при Никополе». В настоящее время близ деревни Амвас находятся развалины киновии, именно: осталась полуразрушенная церковь ; в ней уцелел свод с круглой аркой, сохранились остатки раковинообразной абсиды. 346 Со времен императора Диоклетиана главный военный начальник в провинции империи. – Примеч. ред. 347 Самаряне подняли мятеж в 529 г. после указа императора Юстиниана об обращении еретиков к Православной Церкви. Самаряне причислены были к еретикам. 362 Скифополь лежал на границе Нижней Галилеи и Самарии; назывался и Беф-Сан. Под владычеством римлян он был митрополией Второй Палестины и главным городом Декаполя, или Десятиградия. Ныне на месте древнего Скифополя расположен город Бейт-Шеан (Израиль); ведутся археологические раскопки. – Примеч. ред. 366 Сочинения преподобного Леонтия, известные и изданные, следующие: книга «О сектах» (в 10 делениях или отделах); три книги «Против несториан и евтихиан»; семь книг «Против несториан»; книга «Против монофизитов»; «30 глав против Севира»; «Против обманов аполлинаристов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

текстов того периода и по данным совр. археологии. Дискуссия по вопросу не имеет завершения; аргументация сторонников ранней датировки события Исхода может быть представлена следующим образом (о научных спорах по вопросу о датировке Исхода см. в ст. Исход ). 2-я пол. XV и 1-я пол. XIV в. до Р. Х.- время наивысшего расцвета Египетского Нового Царства (18-я династия; фараоны Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III). Егип. войска движутся на север через Палестину, они подчиняют себе не только ее, но и Финикию и Сирию, достигая Евфрата. После походов Тутмоса III все палестинские царьки платят египтянам дань, ни один из них не решается открыто им противиться. Власть Египта над Азией слабеет при Аменхотепе IV (Эхнатоне) и его преемниках во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. Затем наступает новый период могущества Египта в Азии, он совпадает почти с 70-летним (1279-1212 или 1300/1290-1224 гг. до Р. Х.) правлением Рамсеса II (19-я династия); по Юж. Сирии проходит граница Египетского и Хеттского царства, но Палестина остается под властью египтян. В кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. Египет переживает упадок, и только при Рамсесе III (ок. 1190-1159 гг. до Р. Х.; 20-я династия) егип. присутствие временно сохраняется на юге Палестины и в Беф-Сане (Бейт-Шеане), где стоит егип. гарнизон. Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) От периода егип. господства в Азии (XV-XIII вв. до Р. Х.) сохранились многочисленные егип. документы, связанные с Палестиной. Они не содержат упоминаний о народе, к-рый, согласно Книге Иисуса Навина, покорил всю Палестину, включая такие важнейшие ее города, как Асор (Хацор) и Лахиш. Этноним Израиль встречается в егип. текстах один раз - на стеле фараона Мернептаха (ок. 1212-1202 или 1224-1214 гг. до Р. Х.). Кроме того, в Книгах Иисуса Навина и Судей при перечислении многочисленных врагов, с к-рыми Израиль сталкивается в Палестине, не упоминаются египтяне, что также было бы невозможно, если бы эти книги описывали историю Палестины в XV-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

31:10–12. Беф-Сан. В этот период Беф-Сан (Tell el-Husn) либо подчинялся филистимлянам, либо находился с ними в союзе. Город, занимавший господствующее положение на высоком холме в Изреельской долине, был не случайно выбран филистимлянами для выставления обезглавленного тела Саула. Курган площадью 10 акров на месте древнего Беф-Сана находится в восточной части Изреельской долины и контролирует важный торговый путь, ведущий в долину Иордана. В начале периода царств Беф-Сан сохранял статус независимого филистимского анклава, но при Соломоне вошел в состав одного из административных округов Израиля ( 3Цар. 4:12 ). Позднее на этом месте вырос римско-византийский город (Скифополь). Археологические исследования показывают, что участок был непрерывно заселен со времен халколита (4500–3300 гг. до н. э.). Выгодное стратегическое положение, пахотные земли и доступ к воде (вади Jalud) позволяют предположить, что жители этого края благоденствовали и в период египетского владычества (начиная с Тутмоса III в XV в. до н. э.), и после вторжения «народов моря», и при израильтянах. Археологи обнаружили относящиеся к этому периоду остатки двух храмов, один из которых отождествляют с упоминаемым здесь капищем Астарты, а другой – с храмом Дагона (см.: 1Пар. 10:10 ). 31:11,12. Иавис Галаадский. О связи Саула с этим городом в Трансиордании см. коммент. к гл. 11. Поступок жителей Иависа, забравших тело Саула из Беф-Сана и предавших его погребению, отражает их признательность Саулу за спасение их города от аммонитян. 31:12. Путь из Иависа Галаадского в Беф-Сан. Хотя местоположение Иависа точно неизвестно, возможно, он находился близ вади Иавис в северной части Галаадских гор. По всей вероятности, это Tell Maqlub, в 13 милях от Беф-Сана. 31:12. Кремация. Предписание о кремации как погребальном обряде в Библии нигде не встречается (см.: Лев. 20и Нав. 7о сожжении как форме смертной казни). Возможно, эта чрезвычайная мера была обусловлена тем, что процесс разложения зашел слишком далеко и бальзамирование уже не имело смысла. Оказание последних почестей Саулу можно сравнить с сожжением тел героев в «Илиаде». На древнем Ближнем Востоке кремацию практиковали только хурриты Митанни и хетты (середина 2-го тыс. до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

261  Например, Кейлем, который в своём Bibl. Commentar (T. II. В. I) при объяснении Нав. 5 (§ 35) говорит: „beeber haiarden о западно-иорданской стране – объясняется тем, что повествователь рассказывает ещё с точки зрения перехода через Иордан”. Точно также, по-видимому, объясняет употребление этого выражения в книге И. Навина относительно западно-иорданской страны и Гезений в своём Hebr. Handwörterbuch. Eber. 263  Берём самый ранний срок из предполагаемых для происхождения этой книги, именно 20–25 лет по смерти И. Навина (Keil. Bibl. Comm. T. II. В. I. S. 7), что с 18 годами правления И. Навина по разделению земли составит 38–43. 264  Что И. Навин есть писатель книги, известной под его именем, это прямо высказывается в Талмуде (Bleek. Finl. § 68 Anm.), и в недавнее время это мнение отстаивал König (Alttestamentl. Studien. 1836); но основания для этого в самом содержании исторического памятника очень слабы. В пользу этого мнения указывают, например, на слова в Нав. 5по евр. тексту: ad obrenu – пока мы переходили; но такое чтение этих слов находится далеко не во всех списках; уже LXX читали это место иначе и перевели его: ν τ ιa βα νειν υτος; и мазореты предлагают читать (q’ri); ad obram; точно также передаются эти слова и в русских переводах: доколе переходили они. Признаки, между тем, происхождения этой книги по смерти И. Навина достаточно ясны. 265  Выдержку из весьма редкого теперь сочинения Welte – Nachmosischrs см. в Beiträge zur Erklärung d. А. Test. h. Reinke’s III, 342 и далее. 268  Беф-сан считается даже находящимся на юго-восточном конце равнины Есдрелон или Иезреельской (Winer В. Realwörterbuch. Belhsenn); но большинство географов долину Беф-сан или при-иорданскую, в которой находится этот город, считает особой долиной. 269  Munk Pulestine. 72. В Библейском словаре (В. 2. Беф-сан) назначается 30 вёрст от Беф-сана до Иависа; но это сомнительно: г. Иавис должен был находиться недалеко от устья Ябеса, впадающего в Иордан недалеко от Беф-сана, если в этот последний город оттуда – из Иависа – можно было сходить в продолжение одной ночи. Но вообще – положение Иависа точно не определено.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1:26. Луз в земле хеттеев. «Землю хеттеев» обычно отождествляют с Сирией или Ливаном – регионами, входившими в состав Хеттского царства до вторжения «народов моря» в 1200 г. до н. э. Возможно также, что новый город Луз был построен в пределах Палестины чуть дальше к северо-западу от Вефиля (см.: Чис. 13:30 ; Нав. 16:2 ). 1:27. Бефсан. Идентифицируемый как Телль-эль-Хусн (el-Husn), Беф-Сан расположен в восточной оконечности Изреельской долины на севере Ханаана. Как и Мегиддон в западной части долины, он господствует над важной «приморской дорогой», Via Maris. Заселение этих мест началось в эпоху халколита и практически не прерывалось до настоящего времени. У подножия кургана лежит второй город, основанный в эллинистический период среди прочих городов Десятиградия и значительно выросший во времена Римской и Византийской империй (Скифополь). Раскопки показывают, что, в отличие от многих городов поздней бронзы, Беф-Сан не был разрушен «народами моря», и Рамсес III сохранял господство над этим важным торговым центром в первой половине XII в. до н. э. Саулу не удалось завоевать Беф-Сан ( 1Цар. 31:10–12 ), и он был присоединен к территории израильтян только во времена Соломона ( 3Цар. 4:12 ). 1:27. Фаанах. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:27. Дор. См. коммент. к Нав. 12:23 . 1:27. Ивлеам. Этот укрепленный город (Khirbet BeFameh) расположен в восточной части Изреельской долины. Перечисленный среди городов, которые не удалось завоевать колену Манассиину ( Нав. 17:11,12 ), он тем не менее играл определенную роль в качестве форпоста израильтян в период разделенных царств ( 4Цар. 9:27 ). Его стратегическое значение подтверждается упоминанием в перечне завоеваний Тутмоса III (XV в. до н. э.). 1:27. Мегиддон. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:29. Газер. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:30. Китрон. По всей вероятности, этот выделенный Завулону город находился в северо-западной части Изреельской долины. Гипотезы, приверженцы которых помещают его в долине Акко (Tell Qurdaneh и Tell el-Far) только потому, что эта местность благоприятствовала применению хананейской военной тактики, не соответствуют имеющейся на сегодняшний день информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Идентифицированные пункты этого региона включают Атароф (возможно, Tell Sheikh ed-Diab или Tell-Mazar) и Наараф (Tell е! – Jisr близ Иерихона или Khirbet Mifgir). Западная окраина этого удела включала Таппуах (возможно, Sheikh Abu Zarad; см.: 17:7,8). 17:3,4. Дочери Салпаада. См. коммент. к Чис. 36:1–13 . 17:7–11. Территория Манассии. Описание пределов этой территории не отличается определенностью. Очевидно, она располагалась к северу от Ефрема и простиралась от Асира до окрестностей Сихема. Границы проведены таким образом, что некоторые владения перекрывают друг друга, во всяком случае, Таппуах (см.: 12:17) принадлежал Ефрему, а окрестные земли – Манассии (см.: 16:9). Западным пределом было Средиземное море, а на востоке Манассия граничил с Иссахаром. И снова некоторые города в уделах Иссахара и Асира отдаются во владение Манассии: Беф-Сан (Tell el-Husn), Мегиддон (Tell el-Mutesellim), Ивлеам близ Наблуса, Дор на берегу Средиземного моря к югу от горы Кармил, Ен-Дор (в 7 милях от Назарета) и Фаанах (Tell Tíinnik, в 4 милях к северо-западу от Мегиддона). 17:16. Железные колесницы. Как и в Суд. 1:19 , неспособность израильтян полностью завоевать землю Ханаана объясняется наличием у врага железных колесниц. Хетты и «народы моря» научились обрабатывать железо в XII в. до н. э., но в Палестине эта технология не получила широкого распространения вплоть до X в. Очевидно, в рассказе о завоевании под «железными колесницами» подразумеваются деревянные колесницы с железными деталями, повышающими их прочность, или колеса, обшитые железом. Возможно, корпус колесницы был снабжен выступающими наружу острыми железными гвоздями, утяжеляющими это боевое транспортное средство и повышающими его эффективность при столкновении с пехотой. Впрочем, применение железа ограничивалось тем обстоятельством, что слишком тяжелая колесница снижала маневренность и быстроту лошадей. 17:16. Беф-Сан. Древний Беф-Сан стоял на восточной окраине Изреельской долины, контролируя важный в стратегическом и экономическом отношении проход в долину Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010