9:26. Дровосеки и водоносы. Пополнение запасов дров для жертвоприношений и воды для очищения требовало больших усилий. Эту обязанность возложили на гаваонитян. Характер работы навсегда определил их низкий социальный статус. 10:1–43 Поражение южной коалиции 10:1. Адониседек. Это имя имеет много общего с именем царя Иерусалима в Быт. 14 , Мелхиседека (Melchi ­ «мой царь»; adoni ­ «мой господин»). В небиблейских текстах информация об этом царе отсутствует. 10:1. Иерусалим в амарнских текстах. В амарнском архиве (см. коммент. к 9:1) сохранилось шесть писем Авди-Хевы, царя Иерусалима, в которых он просит фараона о военной помощи. Царь намекает на то, что египетскому господству в этом регионе угрожает опасность как со стороны хабиру, так и со стороны вероломных царей других городов-государств, которые пользуются безразличием Египта к этой проблеме. Иерусалим был одним из важнейших городов Ханаана, соперничавшим с Сихемом за господство над горной местностью. 10:1. Остатки позднего бронзового века в Иерусалиме. В этот период Иерусалим занимал лишь узкую возвышенность площадью около 10 акров, протянувшуюся к югу от современных стен Старого города. Его население не превышало тысячи человек. Площадка на вершине возвышенности имеет всего 400 футов в ширину и около 1500 футов в длину. Остатки сооружений эпохи поздней бронзы весьма скудны и сосредоточены на небольшом пространстве у северо-восточного края возвышенности. Среди находок – фундамент некоего строения и массивная каменная терраса. 10:2. Стратегическое положение Гаваона. Один из основных проходов из горной местности в долины, из Беф-Орона в долину Аиалона, находился на территории, контролируемой Гаваоном. Учитывая победы над Иерихоном, Гаем и Вефилем, подчинение Гаваона обеспечивало Израилю господство над важнейшим поперечным проходом через Палестину (от Иорданского нагорья к побережью Средиземного моря). 10:2. Царские города. Царские города были административными центрами крупных регионов. В амарнский период некоторые города Палестины, например Газа и Беф-Сан, служили резиденциями египетским наместникам. Такие города, как Сихем и Асор, также могли считаться царскими, поскольку они контролировали большие территории. Уподоблением царским городам Гаваон обязан своему выгодному стратегическому положению и крепостным сооружениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

25:39–44. Царские браки как политические союзы. В дипломатических текстах из многих регионов древнего Ближнего Востока сохранились брачные контракты, которые играли роль политических союзов между государствами. Зимри-Лим, царь Мари (XVIII в. до н. э.), отдал своих дочерей в гаремы правителей соседних царств, а сам взял в жены несколько иноземных принцесс, чтобы увеличить могущество и обеспечить благополучие своего царства. Что касается Давида, то еще до воцарения в Израиле он заключил ряд браков, которые упрочили его политическое и экономическое положение. Так, женитьба на дочери Саула, Мелхоле, позволила Давиду войти в царскую семью. Брак с Авигеей обеспечил связи с регионом вокруг Хеврона, а брак с Ахиноамой из Изрееля позволил распространить влияние Давида на Мегиддон и Беф-Сан. Обширные родственные связи гарантировали Давиду поддержку советов старейшин по всей стране. 26:1–25 Давид получает еще одну возможность убить Саула 26:1. Место действия. См. коммент. к 23:14 и 23:19. 26:8–11. Помазанник Господень. См. коммент. к 24:6. 26:11. Копье и сосуд с водою. Обычно копья использовали пехотинцы в передних рядах, поэтому маловероятно, что у царя было копье такого рода. То обстоятельство, что Саул почти всегда имел под рукой копье (см., напр.: 18:10; 19:9; 2Цар. 1:6 ), возможно, означает, что это был царский жезл или некое парадное копье. Вероятно, это было то же самое оружие, которым он уже пытался убить Давида ранее. Сосуд, очевидно, принадлежал к характерному для этого периода типу небольших круглых плоских кувшинов с двумя ручками у горлышка, которые носили на ремешке. Взяв оружие и воду, Давид показал, что жизнь Саула была в его руках. 26:19. Служение чужим богам. Находясь на чужой земле, изгнанники лишались возможности поклоняться своему богу в родовых святилищах. Им приходилось приспосабливаться к обычаям народов, среди которых они были вынуждены жить, и почитать чужих богов. Чувства оторванного от родной земли изгнанника хорошо выражены в египетской «Истории Синухета» (XX в. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:19. Десятый день первого месяца. Последний раз указание на время было сделано во Втор. 1 – первый день одиннадцатого месяца сорокового года. После этого сообщения Моисей взошел на гору и умер ( Втор. 32:48 ), а народ оплакивал его в течение тридцати дней ( Втор. 34:8 ). Надо полагать, наступил первый месяц сорок первого года, т. е. прошло ровно два месяца после смерти Моисея. Первый месяц – нисан (март-апрель), пора празднования Пасхи. Это благоприятное время для военных действий, так как наступающие войска могут использовать поспевающие на полях злаки. Если принять более раннюю дату исходу (см. статью о датировке исхода в Исх. 12 ), то описываемые события происходили примерно в 1400 г. до н. э. Если верна более поздняя дата, – то примерно в 1240 г. до н. э. 4:19. Галгал. Местоположение Галгала пока не установлено. Некоторые исследователи локализуют его севернее Иерихона, близ Хирбет-Мефджир (Mefjir), где имеется достаточное количество воды и каменистых отложений (см.: 5:2), а также встречаются археологические древности (но лишь после 1200 г. до н. э.). Другой библейский Галгал отождествляют с Хирбет-эд-Даввара (ed-Dawwara) – селением, расположенным в центре круга, образованного Иерихоном, Гаем и Иерусалимом, не более чем в 6 милях от каждого из них. Но считается, что в этом фрагменте речь идет не о нем. 5:1–12 Обрезание и Пасха 5:1. Аморрейские и ханаанские цари. В этот период Ханаан состоял из множества городов-государств, в каждом из которых правил свой царь. Аморреи занимали горную местность, а хананеи – прибрежные долины. Хананейские города занимали более выгодное стратегическое положение, так как главный торговый путь из Египта проходил вдоль побережья (см. статью «Основные торговые маршруты на древнем Ближнем Востоке» в коммент. к Быт. 38 ). В горах израильтяне добились более значительных военных успехов, чем на прибрежных долинах. В амарнских письмах содержится большое количество информации о хананейских городах-государствах в XIV в. до н. э. Во многих письмах местные цари просят египетского фараона прислать дополнительные войска для борьбы с «хабиру», которые доставляют им массу беспокойства. «Хабиру» (Habini) – понятие, применявшееся по отношению к людям, не имеющим собственности, более чем в 250 ближневосточных текстах на протяжении 2-го тыс. до н. э. Израильтян (евреев), несомненно, причисляли к хабиру. Наиболее известными царями, чьи письма сохранились в амарнском архиве, были: Милкилу (Газер), Авди-Хева (Иерусалим), Лабайу (Сихем) и Авди-Тирши (Асор). Египтяне имели на территории Ханаана ряд административных центров, в том числе Газу и Иоппию на побережье и Беф-Сан, расположенный там, где Изреельская долина (и торговый путь) подступает к Иордану.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План синагоги типа базилики. Кон. V-VI в. [евр.    ], г. в вост. части долины Йизреэль (см. Изреель ), у подножия горы Гилбоа (см. Гелвуй ), в наст. время территория кибуцев Бет-Альфа и Хефци-Ба. Возник при Птолемеях как пригород Скифополя (см. Беф-Сан ), назван по ближайшим руинам (Хирбет-Бет-Альфа). При раскопках 1929 г. Э. Л. Сукеник и Н. Авигад (Еврейский ун-т Иерусалима; дополнительные исследования в 1962) открыли мозаичный пол древней синагоги, важного памятника для изучения взаимодействия иконографии иудаизма и христианства. Синагога (тип базилики; 27,7 ´ 14,2 м) была встроена между домами на узкой улице. Стены (толщина 0,7-0,85 м на высоте до 1,65 м) из нетесаного камня оштукатурены с обеих сторон. Постройка ориентирована по оси север-юг - апсида в юж. части (Иерусалим). Двор-атрий (9,65 ´ 11,9 м) огражден с 3 сторон стенами, а с юга отделен колоннами от вестибюля (ширина 2,57 м); тот и др., как и боковые нефы зала, вымощены мозаикой с геометрическим рисунком. 3 двери вели с севера в главный зал, разделенный 2 рядами квадратных каменных столбов (по 3 в каждом) на проходы (центральный - 5,4 м, боковые - 2,75 и 3,1 м). В апсиду вели 3 ступени, вдоль боковых стен располагались каменные скамьи, 2 отверстия на 2-й ступени свидетельствуют о наличии в прошлом столбов с завесой. В целом архитектурная композиция синагоги позволяет соотнести ее с типом поздних христ. сооружений периода Византийской империи. О позднем этапе говорят и отсутствие монументальности, присущей первым синагогам Галилеи, использование в качестве строительного материала нетесаного камня, общее огрубление приемов. Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в. Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в. Мозаичное покрытие центральной части образуют 3 панели, окруженные широким бордюром. Представленные на них изображения охватывают 3 основные религ. темы, известные искусству иудеев Палестины в эллинистическую, рим. и визант. эпохи: ритуальные объекты, астрологические символы и библейские сцены. На сев. панели представлена композиция «Жертвоприношение Исаака» (слева направо): двое слуг Авраама держат осла; сверху изображена десница Божия с надписью на иврите: «Не поднимай руки твоей» (Быт 22. 12); рядом с привязанным к дереву ягненком текст: «И вот… овен» (Быт 22. 13); Авраам с бородой, с нимбом, в правой руке держит нож, левой охватывает Исаака. На средней панели изображен зодиакальный круг, в центре - Гелиос на колеснице-квадриге, по сторонам - персонификации времен года, помещенные без соотнесения их с месяцами. Надписи сделаны на иврите. На юж. панели, имитирующей нишу Торы, в центре, позади завесы, охраняемой 2 львами, изображен треугольный фронтон с негасимым огнем, по его сторонам - 2 птицы, горящие меноры, традиц. ритуальные предметы. Мозаики имеют отличную сохранность, выполнены в наивном стиле.

http://pravenc.ru/text/149075.html

В начале XVII в. библейские страны объездил П. делла Валле, описавший ряд археологических памятников и впервые обративший внимание на неизвестные ранее клинообразные надписи. К середине XVII в. относятся труды А. Роланда и К. Нибура, занимавшихся целенаправленным сбором и критическим анализом сведений об археологических памятниках Палестины и Месопотамии. В конце XVIII в. местность, где находился Вавилон, посетил французский астроном аббат Ж. де Бошам. Дав верное описание развалин, холмов, или, как их теперь называют археологи, теллей, он познакомил Европу с цилиндрами и кирпичами, на которых имелась клинопись. Вслед за Бошамом на необходимость произвести раскопки теллей в окрестностях Вавилона указал католический монах из Багдада – Э. де Сент-Альберт. Присланными кирпичами с надписями и опубликованными статьями заинтересовалась британская Ост-Индская компания, которая поручила своему резиденту в Басре собрать подобные находки и прислать в Лондон. Поручение было выполнено – и в 1801 г. в Лондон прибыло первое собрание клинообразных надписей. В 1816 г. были начаты и первые раскопки, проводившиеся резидентом Ост-Индской компании в Багдаде К. Ричем. Он пробовал раскапывать телли, на которые ему указали арабы как на развалины Ниневии (совр. Куюнджик), однако ассирийской столицы он не нашел. Все же Ричу удалось собрать коллекцию клинописных табличек, снять точные планы теллей и составить их подробное описание. В это же время на другом краю библейского мира, в Египте, велась большая и плодотворная работа французских ученых и художников, участвовавших в наполеоновском походе 1798–1801 годов. Сделанная во время этой кампании находка так называемого Розеттского Камня послужила прологом для дальнейшего углубления знаний о Древнем Востоке. На этом четырехугольном камне из черного базальта были сделаны три надписи: вверху – иероглифическая, в середине – демотическая (вид письменности, вошедшей в употребление в поздний период египетской истории), а внизу – греческая. Греческий текст говорил о том, что надпись эта была сделана в честь Птолемея V Эпифана ок. 204 г. до Р.Х. Догадка, что первые две надписи заключали в себе то же содержание, стала ключом для французского исследователя Ж.-Ф. Шампольона, расшифровавшего египетскую иероглифику в 1822 году. Открытие это, заставившее «заговорить» множество уже собранных иероглифических надписей, значительно расширило представления о Древнем Египте и стало началом научного обоснования повествований Священного Писания о событиях в Египте. Так, обнаруженная во время вышеупомянутого похода в Карнакском храме (Амона) надпись фараона Шешонка I (библ. Сусакима) сообщала об известном ранее только из Библии эпизоде (см.: 3Цар. 14 ) и называла имена покоренных Шешонком городов Святой Земли: Фаанах (Таанах), Беф-Сан (Бет-Шеан), Гаваон (Гивеон), Аиалон, Мегиддо, Маханаим (см. также: Шпигельберг В. Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников. СПб., 1908; Petrie W. Egypt and Israel. L.; N.Y., 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:10. Траурный ритуал. См. коммент. к Быт. 37:34,35 ; Лев. 19и Втор. 14:1,2 . 8:12. От моря до моря. Во время отчаянных поисков воды в период засухи люди будут ходить из одного конца страны в другой. Выражение «от моря до моря» часто используется библейскими авторами для обозначения востока и запада (напр., от Средиземного моря на западе до Мертвого моря или реки Иордан на востоке; см.: напр.: Пс. 71:8 ; Зах 9:10 ). Сходное словосочетание встречается в надписи арамейского царя Азитавадды из Каратепе: «от восхода до захода солнца» (см.: Ис. 45:6 ). 8:12. От севера к востоку. Южная граница определена в предыдущей строке, а западная граница самоочевидна. Из Вефиля можно попасть в расположенную к северу Галилею через Самарию или Дан, а к востоку – либо в Беф-Сан, либо на территорию Галаада за Иорданом. 8:14. Грех Самарийский. Хотя неясность этого слова привела к тому, что его переводят как «грех» или «стыд», более вероятно, что здесь подразумевается сирийское божество Ашима. Имя этого божества происходит от арамейского слова, обозначающего «имя», поэтому оно может символизировать любых северо-западных семитских богов и богинь (Ваала, Анат, Астарту). Хотя официальное введение культа Ашимы произошло после 722 г. до н. э., не исключено, что в Самарии этому божеству поклонялись и ранее. Более поздние сведения о почитании Ашимы содержатся в письмах из Элефантины. 8:14. Бог Дана. Поскольку Иеровоам II учредил поклонение Яхве в Дане, установив там святилище ( 3Цар. 12:28–30 ), Амос вправе говорить здесь о боге Дана. Возможно, он подразумевает, что установленный там золотой телец служил символом Яхве и заменой ковчега Завета. Дан сохранял значение культового центра в течение многих столетий. Свидетельством этого служит двуязычная надпись (на греческом и арамейском языках) конца 3-го тыс. до н. э., гласящая: «Богу, который в Дане». 8:14. Бог Вирсавии. Амос завершает свое обличение идолопоклонства среди израильтян упоминанием «пути» в Вирсавию. Выражение «от Дана до Вирсавии» определяет всю территорию страны ( Суд. 20:1 ; 1Цар. 3:20 ), и Амос использует его здесь, чтобы показать всю полноту отступничества Израиля (см.: Ам.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:20–28. См. коммент. ко 2Пар. 8 . 10:14–29 Богатство и величие Соломона Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 9:13–28 . 11:1–13 Сошествие Соломона с истинного пути под влиянием жен 11:1–3. Брачные союзы. Брак был инструментом дипломатии на всем древнем Ближнем Востоке. Например, Зимри-Лим, царь Мари (XVIII в. до н. э.), использовал своих дочерей, чтобы установить связи и заключить союзы с соседними царствами. Фараон Тутмос IV (1425–1412 гг. до н. э.) взял в жены дочь царя Митанни, чтобы продемонстрировать дружественные намерения и покончить с войнами, которые вел Египет с этим царством на Среднем Евфрате. Таким образом, жены древних правителей обычно представляли политические союзы. Города, племена или народы, желавшие вступить в союз с каким-нибудь могущественным правителем или попасть под его покровительство, скрепляли договор, отдавая сюзерену или его сыну в жены девицу из наиболее влиятельного семейства. Это было проявлением преданности со стороны вассалов, у которых отныне появлялась личная заинтересованность в сохранении правящей династии. Что касается Давида, то еще до воцарения в Израиле он заключил ряд браков, которые упрочили его политическое и экономическое положение. Так, женитьба на дочери Саула, Мелхоле, позволила Давиду войти в царскую семью. Брак с Авигеей обеспечил связи с регионом вокруг Хеврона, а брак с Ахиноамой из Изрееля позволил распространить влияние Давида на Мегиддон и Беф-Сан. Обширные родственные связи гарантировали Давиду поддержку советов старейшин по всей стране. Огромное количество жен и наложниц отражало богатство и могущество Соломона по отношению к местной знати и к соседним народам. Автор не осуждает Соломона за многоженство: это было неотъемлемым элементом политической деятельности царя. Осуждению подлежит то, что Соломон позволил женам сбить его с истинного пути и уклониться от Господа. 11:2. Запрет на смешанные браки. Главным предметом беспокойства библейских авторов был синкретизм. Для того чтобы Израиль хранил верность Яхве, его следовало оградить от чужеземных влияний. Согласно этому воззрению, смешанные браки и воспитание детей матерями, которые не были израильтянками, могли только ослабить преданность завету (см. коммент. к Втор. 7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Таблички с клинописными текстами. Асор. II тыс. до Р. Х. Асор [евр.  ,  , греч. Ασωρ, совр. Хацор], укрепленный ханаанский город севернее Галилейского оз. Упоминается во мн. древних источниках: егип. «текстах проклятий» (ок. 1900 до Р. Х.), письмах из Мари (1700 до Р. Х.), списках городов, покоренных фараонами Тутмосом III, Аменхотепом II и Сети I, в амарнских письмах и егип. папирусе Анастасия I (XIII в. до Р. Х.). Находясь на перекрестке торговых путей из Сидона к Бет-Шеану (см. Беф-Сан ) и от Дамаска к Мегиддо , А. занимал выгодную стратегическую позицию. Это нашло отражение и в библейском рассказе о заселении Ханаана избранным народом, где асорский царь Иавин показан главой союза ханаанских городов, выступивших против войск Иисуса Навина (Нав 11. 10). После поражения хананеев А. был уничтожен (Нав 11. 1-13). В списке завоеванных «сынами Израилевыми» городов А. относится к колену Неффалима (Нав 12. 19; 19. 36), хотя ханаанский город и его царь с тем же именем (возможно, другой) вновь упоминаются в Книге Судей среди врагов избранного народа (Суд 4. 2, 17; 1 Цар 12. 9; см. статьи « Девора », « Варак »). В 3-й Книге Царств (9. 15) среди городов, укрепленных царем Соломоном , упоминается «Гацор» (евр.  ), к-рый в LXX (Ватиканский кодекс) передается как εσερ - по всей вероятности, имеется в виду А. Ок. 733 г. до Р. Х. город был разрушен ассир. царем Тиглатпаласаром III и прежнего значения больше не имел (4 Цар 15. 29). Наконец, вождь Маккавеев Ионафан разбил селевкидского полководца Димитрия II на «равнине Асора» (1 Макк 11. 67 греч. τ πεδον Ασωρ передан в синодальном переводе как «равнина Насор»). Кроме того, евр. название   отнесено в ВЗ к ряду др. мест. Неск. пунктов с таким названием в районе Негева упоминаются в Книге Иисуса Навина (15. 23-25 «Асор» (греч. B: Ασοριωναιαν; слав.  ); «Гацор-Хадафа» (евр.    ; греч. Ватиканский кодекс: α πλεις Ασερων (ατη Ασωρ); Александрийский кодекс: πλις Ασερων (ατη Ασωρ); слав.           (      )); «Хецрон, он же Гацор» (      ) отсутствует в греч. переводе). В др. А., принадлежащем колену Вениамина , жили вернувшиеся из вавилонского плена иудеи (Неем 11. 33 - Гацор). Наконец, еще один А. (Асор), находящийся в пустыне (к востоку от Палестины?), упомянут в предсказании прор. Иеремии (Иер 49. 28-33).

http://pravenc.ru/text/76664.html

Гадара была одной из важнейших крепостей П., поскольку контролировала сравнительно узкую часть долины Иордана к югу от Галилейского м. Во II в. она нек-рое время носила названия Антиохия и Селевкия. Авила (ныне Телль-Абила, Иордания) также была хорошо укреплена; в это же время называлась Селевкия. Ряд городов возник в др. районах П. Эллинистические правители постепенно начинали осваивать долину Иордана. Еще при жизни Александра или в период регентства Пердикки, не позднее 321 г., была основана македон. колония на месте древней Самарии. Однако ее судьба сложилась неудачно. Она дважды была разрушена в период войн диадохов и в последующие века была едва заметна в П. В III в. усилиями Птолемеев древний Бет-Шеан (см. Беф-Сан ) был преобразован в Скифополь, игравший важную роль в постепенной эллинизации равнины к югу от Галилейского м. В 200 г. до Р. Х. впервые упоминается Паниас как греч. город ( Polyb. Hist. XVI 18; впосл. Кесария Филиппова). Также, видимо, на рубеже III и II вв. возникли города Антиохия в Хуле (основан как греч. полис на месте победы царя Антиоха III над егип. полководцем Скопасом) и Филотерия у юж. берега Галилейского м. (возможно, Хирбет-эль-Керак). На землях бывш. Идумеи известны греч. полисы Мареша и Адора. В эллинистическом мире каждый полис обладал своим юридическим статусом; его автономия (права самоуправления, порядок работы органов самоуправления, городского совета (буле), избираемых гражданами чиновников-архонтов) была закреплена законами и подтверждалась царскими документами. Города чеканили собственную монету и при эллинистических царях, и позднее, при римлянах. Крупнейший городской совет действовал в Газе; в нач. I в. до Р. Х. он насчитывал 500 чел. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Полисы контролировали значительные территории своей округи, где граждане владели земельными участками, формировались деревни из жителей полисов и из местного семитоязычного населения. Во мн. случаях в П. земельные владения полисов граничили друг с другом, создавая сплошные зоны эллинистического влияния (в основном вдоль морского побережья и в Заиорданье).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

11:4. Колесницы позднего бронзового века. Хананейские колесницы позднего бронзового века представляли собой легкие повозки, почти без брони, с колесами, снабженными четырьмя спицами. Обычно в колесницы впрягали двух лошадей. Они не идут в сравнение с железными колесницами следующего периода, покрытыми броней и снабженными массивными колесами с шестью спицами, способными выдержать дополнительную нагрузку. 11:5. Меромские воды. Если локализация Мерома в Карней-Хиттин верна (см. коммент. к 11:1), то воды Меромские – это река или ручей в окрестностях города. К северу от селения Карней-Хиттин проходит русло вад и. 11:6. Порча лошадей. У израильтян не было возможности пристрелить лошадей из милосердия или взять на себя заботу о них. Но и оставлять лошадей врагу они не хотели. Порча лошадей заключалась в подрезании подколенного сухожилия (аналогичного ахиллову сухожилию человека). 11:8. Путь преследования. Путь преследования проходил по области, известной под названием «Верхняя Галилея», на запад, по направлению к побережью Средиземного моря. Сначала израильтяне преследовали хананеев в долинах к северу от Назарета, затем вверх по побережью, до территории Сидона, южная граница которого проходит по реке Литани (Мисрефоф-Маим?). Следуя вдоль течения реки на восток, они вошли в долину Хуле (долина Мицфа) и снова повернули на юг, к Асору, чтобы заявить свое право на завоеванные города. 11:11. Разрушение Асора. Асор был уничтожен пожаром в XIII в. до н. э., причем Нижний город никогда больше не заселялся. Строительная деятельность Соломона в Асоре ограничилась только Верхним городом. 11:12. Города царей. Царские города были административными центрами крупных регионов. В амарнский период некоторые города Палестины, например Газа и Беф-Сан, служили резиденциями египетским наместникам. Такие города, как Сихем и Асор, также могли считаться царскими, поскольку они контролировали большие территории. Уподоблением царским городам Гаваон обязан своему выгодному стратегическому положению и крепостным сооружениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010