4:3). Знай, что « правда » и состоит в веровании словам Божьим. Когда Он изрекает Свои обетования, то не испытывай их, прошу, по человеческим соображениям; но, становясь выше обыкновенных помыслов, твердо уповай на всемогущество Давшего обетование. Так благоугождал каждый из мужей праведных. Так и дивный этот Иосиф, когда после его сновидений возникли столь великие для него искушения, не смущался, не предавался страху; но с твердостью духа все переносил мужественно, зная, что невозможно божественному намерению остаться без исполнения. Зато после рабства, после темницы и после такой жестокой клеветы, он получил власть над всем Египтом. Размышляя обо всем этом, будем благодушно встречать напасти, за все благодаря человеколюбца Бога и от Него ожидая помощи, которой и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 64 « И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского » (Быт. 41:46–47, 49).   Действия Иосифа, как правителя Египта, и рождение у него двоих сыновей. — Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания в грехе. — Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви братьев к Вениамину. — Открытие себя Иосифом пред братьями и возвращение их к отцу. — Увещание любить врагов.   1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? « Вышел », сказано, от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского ». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготавливая, таким образом, достаточное обеспечение на время наступавшего голода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

53Закончились семь лет изобилия в земле египетской. 54 Им на смену пришли семь лет голода, как и предсказывал Иосиф. Во всех странах народ голодал, лишь в Египте повсюду был хлеб. 55Как только и у жителей Египта закончились все съестные запасы, они пришли к фараону просить хлеба. «Идите к Иосифу, – говорил им фараон, – и делайте то, что он скажет». 56Когда голод охватил всю страну, Иосиф распорядился открыть хранилища и продавать зерно египтянам, ибо великий голод стоял в земле той. 57И со всех соседних стран люди шли в Египет покупать зерно у Иосифа, потому что везде был страшный голод. Первое посещение Египта братьями Иосифа 42 К огда Иаков узнал, что в Египте есть зерно, он сказал своим сыновьям: «Что сидите вы здесь и смотрите друг на друга? 2Я слышал, что в Египте есть зерно. Ступайте туда и купите – не умирать же нам голодной смертью! » 3–4 И пошли они в Египет за зерном. Пошли десять братьев Иосифа – Вениамина, младшего брата, Иаков с ними не отпустил. «Как бы не случилось с ним какой беды», – подумал он. 5Так сыновья Израиля оказались среди прочих, кто, страдая от голода в земле ханаанской, пришел за зерном в Египет. 6Иосиф был правителем Египта, он и продавал зерно всем жителям той страны. Братья пришли к нему и поклонились ему до земли. 7Увидев братьев, Иосиф тут же узнал их, но не подал виду и был суров в обращении с ними. «Откуда вы пришли?» – строго спросил он. «Из земли ханаанской, – отвечали братья. – Пришли мы купить зерна, пищу себе купить». 8Иосиф узнал своих братьев, а они не узнали его. 9Вспомнил он тогда те сны, которые видел про них, и сказал им: «Вы – лазутчики. Вы пришли высмотреть уязвимые места страны нашей!» 10«Нет, господин мой! – спешил каждый из них заверить его. – Мы, рабы твои, пришли купить зерна. 11 Мы все дети одного отца, люди честные. Никакие не лазутчики рабы твои!» 12«Нет! – настаивал он. – Вы пришли высмотреть уязвимые места страны нашей!» 13«Нас, – продолжали они оправдываться, – рабов твоих, было двенадцать братьев – все сыновья одного человека, который живет в Ханаане; младший брат наш остался с отцом, а одного из нас уже нет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

8–9. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей. (Горе совокупляющым дом к дому и село к селу приближающым, да ближнему отимут что: еда вселитеся едини на земли? Услышашася бо во ушесех Господа Саваофа сия: аще бо будут домове мнози, в запустение будут велицыи и добрии, и не будут живущии в них). Желание жить богато, со всеми удобствами, в полном довольстве, было причиной несправедливостей. С насилием чужих прав один стремился отнять участок земли у другого, а если можно, то и дом соседа. На этих землях и в этих домах богатые владельцы благоденствовали, размножали свое потомство. Приобретенные дома обстраивались, подстраивались, украшались и населялись многочисленной семьей хозяина и его рабов. Такое увеличение земли и жилищ одним доставляло простор и удобства, а других стесняло; одних радовало, а других огорчало. И вот Господь непосредственно и ясно открывает пророку, что безжалостные притеснители, за нарушение чужих прав собственности, лишатся всего своего имущества; а за притеснение других будут лишены своей собственной свободы, – отведены в плен в рабство. Так вырываются чужеядные растения и обрезаются побеги диких виноградных лоз, когда они заглушают добрый, но слабый виноградник. 10. Десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. (Идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй Артавас шесть сотворит меры три). Люди старались правдой и неправдой прибавлять одно поле к другому, расширять виноградники, увеличивать посевы, в надежде получить богатейшую жатву и выручить побольше денег, веселее зажить со своим семейством – Напрасно! Не от количества семян и пространства земли зависит урожай, а от воли Божией; а Бог судил иначе. Десять участков земле, вспаханные десятью парами волов, едва принесут один корчаг, а посеявший шесть артавасов зерна едва получит три меры 10 . Так действительный урожай будет во много раз меньше ожидаемого. И эта самая скудость урожая еще есть обнаружение милости Божией, а иначе должен был бы наступить совершенный неурожай, угрожающий голодною смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

„И вот тебе Езекия знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их“. „И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие“. В первом стихе этого пророчества дается так называемое знамение, или утешительное пророчество, которое по мере выполнения должно было более и более укреплять веру народа, и служить ему знамением, что грядущее истребление армии Сеннахерима не было делом случая, а есть поистине дело Господа, не только истребившего неприятеля, но и пекущагося в милосердии своем об удовлетворении нужд народа своего. Знамение это заключается в том, что спасенный от врага Израиль, не смотря на полное разорение страны будет иметь хлеб. В нашей Св. Летописи 128 мы говорили о том, что в субботние и юбилейный года закон обещал урожаи так называемые падалицы, т. е. урожай на полях, не засеянных в прошедший год, но который может (как в наших южных губерниях) достигать значительных размеров от упавших на землю зерен. Подобный же урожай обещает „знамение“, даваемое Езекии. Иудея, да и вся Палестина была разорена прошедшими по ней войсками; все жатвы были или потоптаны, или же сняты Ассирийскими войсками, всегда питавшимися на счет занятой ими страны. Но, говорит пророчество, – да не страшатся жители Палестины; армия удаляется, а Господь по милосердию Своему дарует плодородие почвы, и упавшие на нее зерна дадут плод не только в год удаления Ассирийцев, но и в следующий за тем год. Этот следующий за первым год потому здесь упомянут, что жители всей страны отчасти уведены в плен 129 , но большею частию разбежались и поля не могли быть обработаны в первый год и дать жатву во второй год. Только в третий год при полном покое и возврате благоденствия должны были начаться обычные земледельческие и садовые занятия, с полной надеждой благословения Божия и с уверенностью вкусить от плодов трудов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   2. Неужели, братие мои, Св. Евангелие должно быть проповедано как вещам бесчувственным, так и бессловесным животным, так как будто об этом говорится ученикам: «проповедуйте Евангелие всей твари» Но именем «всей твари» означается человек. Ибо есть камни, но не живут, не чувствуют. Есть травы и дерева; они хотя и живут, но не чувствуют. Живут, говорю, не душой, но зеленостью; потому что и Павел говорит: «безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор 15.36). Следовательно, то живет, что умирает для того, чтобы ожить. Итак, есть камни, но не живут. Есть дерева, которые, хотя и живут, но не чувствуют. Но есть бессловесные животные; они живут, чувствуют, но не мыслят. Но есть и Ангелы, (которые) живут, чувствуют и мыслят. Но от всякого творения нечто имеет человек. Ибо с камнями он имеет общее бытие, с деревами — жизнь, с животными — чувствование, с Ангелами — разумение. Итак, если человек имеет нечто общее со всей тварью, то поэтому-то под всею «тварию» и разумеется человек. Следовательно, Евангелие проповедуется «всей твари», когда проповедуется одному только человеку; потому что принимает учение именно тот, для которого на земле все сотворено и которого не чуждо все, по некоторому сходству. — Под именем «всей твари» может быть еще обозначена всякая нация язычников. Ибо прежде было сказано: «на путь к язычникам не ходите» (Мф 10.5). А ныне говорится: проповедите Евангелие всей твари, дабы проповедь Апостолов, прежде отвергнутая Иудеей, послужила нам во спасение именно тогда, когда та, по гордости, отвергла ее во свидетельство своего осуждения. Но когда Истина посылает учеников на проповедь, тогда что другое делает она в мире, если не рассевает зерна семени? И мало «зерен посылает в семени» для того, чтобы получить плоды многих жатв от нашей веры. Ибо во всей Вселенной не было бы столь великой жатвы верующих, если бы от руки Господней не присланы были на разумную землю оные избранные зерна проповедующих.    3. Далее следует: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Если о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых, — говорит ап. Павел в послании к коринфянам, — то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При этом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что он воскресил Христа, которого он не воскрешал, если мертвые не воскресают. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут… Как мы носили образ перстного (Адама), так будем носить и образ небесного» (Христа) (1 Кор. 15:12-22, 49).    Воскресение Иисуса Христа есть не только предмет нашей живейшей веры: оно есть вместе с тем достоверней шее, удовлетворительнейшим образом засвидетельствованное историческое событие.    «Как Христос воистину воскресе, — говорит тот же знаменитый первосвятитель московский Филарет, — так воистину воскреснем и мы».    Христианство есть религия Воскресшего. Умертвившего смерть. Настоящая смерть есть только неизбежный переход в бессмертие «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. XV:36). В этих словах великого апостола заключается прекрасная, полная глубокого смысла аналогия бессмертия человека, взятая из естественной жизни. Посеянные зерна, сгнивая в земле, сохраняют нетленным свой росток — зародыш будущего растения, совершенно сходного с тем, которое произвело его. Здесь не простая передача жизни от одного растения другому, но полное сохранение зародышем своей жизни и проявление её в новой форме. Зерно — это человек и в нынешнем его состоянии, существо единичное, особое, отличающееся известными качествами, имеющее свою личную жизнь. Но вот это существо умирает, идет в землю, сеется, как зерно. Погибает ли оно бесследно, сгнивши, разложившись на составные части? Нет! Как зерно явится прекрасным растением, которое не отлично от брошенного в землю зерна, но есть то самое зерно, которое сгнило в земле, так и человек, истлевший в земле, превратится в прекрасное существо, с новым духовным телом, но не отличное от того человека, который умер, — оно будет тот же самый человек, только ставший нетленным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Мы видели, что большая часть современных Предтече иудеев верила и надеялась, что имеющий прийти Мессия обратится к ним с одним толь­ко Своим благоволением и любовью как к потомкам великих праведни­ков, без всякой с их стороны личной заслуги. Разрушая такую ложную и жалкую надежду иудеев, Предтеча Господень показывает, что грядущий Мессия не может взирать на пороки людей безразлично, но что Ему при­надлежит суд над грешниками и отмщение: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем не­угасимым.    Для выражения своих мыслей Предтеча берет образы из близкого к народу быта. Лопата — земледельческое орудие, которым посредством ве­яния отделяются хорошие хлебные зерна от соломы и плевел; гумно — не­большое (на Востоке обыкновенно на возвышенностях) среди поля, от­крытое со всех сторон, плотно убитое место для молотьбы сжатых или скошенных хлебных растений. Гумно означает здесь весь мир и прежде всего народ иудейский; пшеница — людей праведных, достойных участия в Царстве Христовом; плевелы и солома — людей нечестивых.    Говоря, что лопата Мессии в руке Его, святой Иоанн дает понять, что власть судебная принадлежит исключительно Христу, что Он собствен­ною властью как Бог произнесет Свой приговор судимым. Эту истину под­тверждает Сам Спаситель словами: Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин.5:22).     Мессия очистит гумно Свое; следовательно, Он будет прозирать в самую глубину сердец человеческих, иначе возможно ли правосудное различе­ние? Он допустит на время в Своей Церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы; но, когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, — будет судить нелицеприятно, с пол­ною и самою строгою справедливостью отделит избранных от отвержен­ных. И соберет пшеницу в житницу Свою, — соединит на небе, месте совер­шеннейшего покоя и блаженства, всех тех, которые по своему благочес­тию, постоянству и твердости оставались неподвижными от приражения греховных искушений. Они-то и составляют пшеницу Христову. Святой Игнатий Богоносец, осужденный Траяном на съедение львам в римском цирке, писал к римским христианам: «О, если б я сподобился зверей, при­готовленных для меня! Я пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Беседа 64.   " И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского " (Быт. 41:46-47,49).   Действия Иосифа, как правителя Египта, и рождение у него двоих сыновей. Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания в грехе. Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви братьев к Вениамину. Открытие себя Иосифом пред братьями и возвращение их к отцу. Увещание любить врагов.   1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? " Вышел " , сказано, от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской . Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского " . Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготавливая, таким образом, достаточное обеспечение на время наступавшего голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другие добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и " нарек имя " первому " Манассия, потому что, говорил он, Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего " (Быт.41:51). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание обо всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянной, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, через которое праведник достиг столь великой славы. " Потому что Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего " . Что значит: " все несчастья мои " ? Здесь, мне думается, разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, " и весь дом отца моего " , т.е. испытанное им разлучение с отцом, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Бог Сын, как кокош, собирающий под Свои крылья расточенных чад, изводит из воды крещения Своих птенцов — святых мучеников, Сам первее всех отдавая на раны Свою плоть, крещенную в воде, Сам прежде всего полагая за нас на кресте Свою жизнь, дабы и мы были готовы умереть за Него. Припомним здесь слова апостола: «мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3). Это значит почти то же, как если бы апостол сказал: всякий, крестившийся во Христа, должен за Него умереть, должен «быть соединен с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5). А кто так крестился в смерть Его, как не святые мученики, говорящие: «за Тебя умерщвляют нас всякий день» (Пс. 43:23)? Кто другой был так «соединен с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5), на которую Он «как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53:7), как не святые мученики, говорящие: «считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43:23). Оттого-то им поется: «проповедавши агнца Божиего, будьте обречены на заклание, как агнцы». [ 3 ] В смерти его крестились святые сорок девять мучеников, которые, будучи ввергнуты со святым Каллистратом в озеро, «соединены с Ним подобием смерти Его»  [ 4 ], а также десять тысяч мучеников которые со святым Ромилом в один день были распяты в Армянской пустыне [ 5 ]. Да и все святые страстотерпцы, пролившие за Христа кровь свою, приближались «к подобием смерти Его» , как крестившиеся в смерть Его. Еще в воде крещения своего они были уже предопределены к венцу мученическому. Обыкновенный кокош имеет обычай выбирать в пищу лучшие зерна и, находя таковые, созывает к себе своих птенцов. Приняв за верное, что все добродетели суть пища духовная, всякий должен сознаться, что нет лучшего зерна, или нет высшей добродетели, чем любовь: «но любовь больше всех» (1 Кор. 13:13), — и именно такая любовь, которая полагает за любимого душу свою: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). Это зерно любви нашел и указал птенцам Своим духовная кокош — Христос Господь, положив душу Свою за друзей: «вы , — сказал Он апостолам, — друзья Мои» (Иоан. 15:14). К этому зерну стекались призванные птенцы — святые мученики и начали, побуждаемые любовью, полагать души свои за Господа, как вещает к Господу одна мученица: «Тебя, жених мой, люблю и за Тебя приму страдания». [ 6 ] Откуда же были призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого Анастасия Синаита [ 7 ], который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых, стала водою крещения, говорит: «к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем — Христом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Братья сказали друг другу: – Точно мы наказываемся за грех свой против брата. Мы видели страдание его, но не послушали его. Иосиф слышал это и, выйдя, заплакал. Вернувшись, он приказал связать Симеона, а им дал зерна. При этом тайно положил им серебро в мешки с хлебом. Братья были очень удивлены, когда узнали, что серебро их оказалось у них. Они рассказали отцу о происшедшем, но тот не хотел отпускать Вениамина, потому что он был сыном Рахили. Через год голод усилился, и Иаков был вынужден отпустить всех братьев. Иуда поручился за Вениамина, беря на себя ответственность за его жизнь. Когда братья пришли в Египет, то их ввели в дом Иосифа, и тот сделал для них пир. Увидев Вениамина, Иосиф вышел во внутреннюю комнату, ибо не мог сдержать слез. Успокоившись, он вошел к ним и послал каждому пищу, Вениамину же досталось в пять раз больше. На следующий день братьям насыпали зерна и, по приказу Иосифа, тайно положили серебро, а Вениамину – серебряную гадательную чашу. Так Иосиф хотел испытать братьев, не притесняют ли они своего брата. Когда они отъехали, то Иосиф отправил за ними начальника своего дома. Когда тот нагнал их, то сказал: – Зачем вы заплатили злом за добро? Зачем украли чашу господина моего? Братья возмутились и стали требовать, чтобы их обыскали. Конечно, чашу нашли у Вениамина. Тогда все они возвратились к Иосифу. Иуда вступился за брата и просил наказать его вместо Вениамина, чтобы пожалеть отца. Тогда Иосиф увидел, что братья изменились и раскаялись в своем злодеянии, и открылся им: – Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали! – вокликнул он. – Но не печальтесь, потому что Бог послал меня сюда, чтобы сохранить вашу жизнь. Они смутились, но Иосиф утешил их. Он оправил их к отцу, сказав, чтобы тот переселился в Египет, где он пропитает весь израильский народ. И фараон обрадовался и просил, чтобы родные Иосифа переселились в Египет. Братья обрадовались и отправились к Иакову, одаренные своим братом. Иосиф послал с ними колесницы, чтобы перевезти их в Египет. Иаков, узнав об этом, ожил духом, и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010