Далее, прот. Светлов говорит, что в этом обращении своем к обществу о. Петров одушевляется истинными христианскими верованиями и идеями, без которых нельзя быть не только хорошим богословом… но и хорошим христианином . Но если бы эти истинной верования у Гр. Петрова были, то он не обратился бы к обществу с призывом стремиться только к общечеловеческому земному счастью. Эти верования побудили бы его призывать общество, прежде всего, стремиться к небесному и вечному блаженству Царства Божия и к святости, — помышлять о горнем, а не о земном. Увы! Этих истинных верований у Гр. Петрова не было, по свидетельству его самого. Как известно, в январе месяце 1908 г. Св. Синод снял сан с Гр. Петрова. Это событие взволновало некоторую часть столичного духовенства. Было волнение по сему поводу и среди студентов Петербургской Духовной Академии. Тогда же протопресвитером о. Янышевым было созвано все столичное духовенство в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. На этом собрании пришлось быть и мне. О. Янышев прочитал письмо, которое было прислано ему от бывшего священника Григория Петрова. Последний писал: Я не протестую против Синода за снятие с меня священнического сана, ибо я не верую во Христа, как Бога . Отсюда ясно, что Гр. Петров не только не был хорошим богословом, но он не был даже христианином. Этого мало. Горячо защищая Гр. Петрова от печатной критики, которая считала последнего недостойным священного сана, вследствие его неправославности (С. 350—353), о. Светлов говорит: Совершенно неверно, что в произведениях о. Петрова совершенно нет упоминания о догматах православной веры: встречаются здесь упоминания и о грехе первородном, и о благодати, и о воскресении и проч. («Зерна добра», 92; «Божий путь», 97, 8; «Евангелие, как основа жизни», 137) (С. 354). Мы не будем возражать прот. Светлову, что у Гр. Петрова есть упоминание о догматах Православной Церкви (см. «Зерна добра». С. 76, 124, 136, 142). Но эти упоминания еще не являются доказательством, что ему была присуща православная вера. Гр. Петров не верил в догматическую истину о Божестве Иисуса Христа, на которой основаны все другие христианские догматы. Следовательно, отрицая основу всех догматов, он не верил и в эти последние. В таком случае, как же могла допустить его совесть проповедывать об этих догматах без веры в них? Как нужно назвать такую проповедь? Эта проповедь есть ни что иное, как сознательный бессовестный обман или кощунственное актерство под прикрытием священной рясы. Григория Петрова следует отнести к самым опасным врагам Церкви, которые развращали своим безблагодатным учением о Царстве Божием верующих, соблазняли их своим сладкоглаголанием и, таким образом, уподоблялись волкам в овечьей шкуре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22: 31-32). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу»—значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 5 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви — это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12: 24). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви — тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет — и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, - Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894-1978), « Церковь - это Сам Господь наш Иисус Христос». Господь — Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь — это богочеловеческий организм, глава которого — Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22: 31–32 ). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу " -значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 4 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви – это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12: 24 ). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви – тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, – Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894–1978), « Церковь – это Сам Господь наш Иисус Христос ». Господь – Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь – это богочеловеческий организм, глава которого – Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

97 сказание о здвижении Пресвятыа; 20) тропари и кондаки в недели Фомину и следующие до недели Всех Святых включительно (98–99 об.); 21) тропари, богородичны и ипакои воскресные восьми гласов (99 об.–102); 22) тропари, кондаки и богородичны вседневные (102–103); 23) богородичны и крестобогородичны иже глаголються на славу и ныне по тропарях на вечерни и на утрени (103 об.–105); 24) светильны чрез всю седмицу (105–106); 25) троичны восьми гласов (106–108); 26) служба воскресная 1-го гласа (109–120); 27) канон Святей Троице – творение кир-Митрофана (120–124 об.); 28) молитвы вечерние святого Кирилла идущи спати: а) «Господи Царю Небесный, Утешителю Душе Истинный, умилосердися Господи и помилуй мя»; б) «Господи Боже наш в него же веровахом и его же имя паче вся имени призываем»; в) «Что ти принееу, или что воздам великодарованный и бессмертный Царю, щедролюбиве и человеколюбче Господи» (124 об.–126 об.); 29) аще кто произволит от подвижных инок наедине в келии своей совершает и сиа молитвы егда должно есть спати иноку (126 об.–127); 30) вели светильника Иоанна Златоустаг о молитвы молебны 24 часом дневным и нощным: а) се же нощь: «Господи в покаянии приими мя, Господи не остави мене»; б) а се дневныя: «Господи не лиши мене небесных твоих благ; Господи, избави мя вечных мук»; в) «Господи Иисусе Христе Господине Божии ради честнейшиа матере твоеа и безплотных твоих ангел» и другия (128–129); 31) Иоанна Дамаскина хотящим спати (129–131 об.); 32) начал умныа молитвы и вниманию (131 об.–132 об.); 33) правило умилено ко Господу нашему Иисусу Христу и заутра и вечере, аще ти есть время взлещи на одре» (132 об.–136 об.); 34) последование о избавлении блуда и о угашении плоти и о сохранении от зрака блудного и от помышлеяиа сложного и егда от врага найдет помышленне скверно (136 об.–138); 35) святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и трудолюбствующим к еже спастись, тож к живущим в миру мужем и женам о чувствех телесных и о душевных свойствох иже в сне истицянием по вещи и чрез вещь (138–139 об.); 36) молитвы об очищенин от бывшаго во сне искушения (139 об.–142); 37) указ вкратце от скитского устава, егда прилучится кому соблазн от диавола (142); 38) о отрыгании от правил: «Отрыгания не едина суть, ино убо еже от объядениа и питья многа» (142); 39) сиа молитвы на всяк день по заутрении глаголем в келии (142–143 об.); 40) блаженны 1–5 гласов с апостольскими и евангельскими чтениями на все дни седмицы, кроме субботы (144–150); 41) служба 6 гласа в субботу мученикам и заупокой (151–158); 42) канон и стихиры Всем Святым гласа 4; начало индикту месяц септеврииос творение господина Христофора по вся дни (159–165); в стихирах и тропарях канона поименовываются святые помесячно; 43) за творящих нам милостыню, гласа 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пушкина . Тот «смертно-животворный процесс», который происходит с поэтом, превращая его в пророка, и есть процесс преображения. В трагически заострённом варианте это преображение описывается в стихотворении «Я по каменной книге учу вневременный язык»: Я по каменной книге учу вневременный язык, Меж двумя жерновами плыву, как зерно в камневерти, И уже я по горло в двухмерную плоскость проник, Мне хребет размололо на мельнице жизни и смерти. Что мне делать, о посох Исайи, с твоей прямизной? Тоньше волоса плёнка без времени, верха и низа. А в пустыне народ на камнях собирался, и в зной Кожу мне холодила рогожная царская риза . c. 287] В этом стихотворении мы находим своеобразную реализацию метафоры «идти путём зерна». Сам образ восходит к евангельской притче о погибающем и воскресающем зерне. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). В поэтической философии старшего современника А. Тарковского В. Ходасевича, поэта, которого ценил и на творчество которого опирался А. Тарковский, «путём зерна» идёт всё сущее, в том числе и сам поэт. Третья книга стихов В. Ходасевича так и называется «Путём зерна». У Тарковского поэт тоже идёт «путём зерна», но у него смерть зерна иная. Здесь воплощается трагический опыт поэта второй половины ХХ века. Зерно, через образ которого решается образ человека, не бросается в землю, а размалывается. Это размалывание как будто бы говорит нам о смерти без воскресения. Но мука - это будущий хлеб, и, поскольку мы находимся в библейском контексте, логика развития этого образа ведёт к жизни - к Хлебу Жизни. Путь превращения в Хлеб Жизни - это путь страдания, путь жертвы, и только он даёт пророческую силу, пророческое слово и пророческий дар. Путь страдания приводит поэта к тому, что в руках его оказывается «посох Исайи», одного из величайших пророков Ветхого Завета. В стихотворении «посох Исайи» является символом пророческого слова поэта, указывающего путь народу, слова, которое, как манна, как хлеб небесный, необходимо людям, находящимся в духовной пустыне.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

(Л. 3) Над царскими дверьми около кругов херувимы медные чеканные золочены. По правую сторону царских дверей образ Всемилостиваго Спаса, написан в архиерейской одежде; венец серебреной золочен, митра и венец обнизаны жемчюгом крупным, в венце на митре крест золотой на серебреном спни, наверху зерно бурмицкое, в нем семь искр изумрудных, по сторонам четыре искры изумрудные; три подвески золотые, а в них три искры изумрудные. На той же иконе по правую сторону Спасителева образа Положение Господне во Гроб, по левую сторону — Снятие Господне со Креста, серебреные литые вызолочены, да четыре места подписи чеканные серебреные золочены, оплечки прорезные серебреные, на цке серебреной золоченой. Около Престола Спасова два столпца серебреные чеканные в подножии преподобных Сергия да Евфимия, венцы гладкие серебреные золочены, поля обложены серебреные золочены чеканные. Подле образа Спасителева образ Рожества Пресвятыя Богородицы, наверху и в ысподи восмь праздников Богородичных, венцы на всех серебреные (Л. 3 об.) золочены гладкие, поля и подписи серебреные золочены резные. Образ Архангела Михаила, венец, и поля, и оплечки серебреные золочены гладкие, две подписи серебреные золочены чеканные. По левую сторону царских дверей образ Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем. Венец у Пресвятыя Богородицы с каруною серебреной золочен гладкой; в каруне каменья в гнездах золотых: десеть изумрудов, два яхонта червчатых, шесть лалов, семь яхонтов лазоревых, ис того числа один яхонт граненой, два изумруда сквозных, на них по два зерна бурмицких, два лала в скобах золотых, по углам у одного искры алмазные, у другова шесть зерен бурмицких, два лала сквозных, на них по два зерна бурмицких, два лала сережных, на них четыре зерна бурмицких, семь зерен бурмицких больших на проволоке. У Превечного Младенца в венце каменья в гнездах золотых: пять яхонтов лазоревых, четыре изумруда, четыре лала, две запонки яхонтов лазоревые, два яхонта лазоревые (Л. 4) сквозных, на них по зерну бурмицкому, два лала сережных, на них четыре зерна бурмицких, меж ими запана, а в ней яхонт червчатой граненой, около ево двенатцать искр алмазных мелких, три зерна бурмицкие на проволоке. Венцы у Пресвятыя Богородицы и у Превечного Младенца обнизаны кругом жемчюгом, оплечье прорезное, на цке серебреной золоченой, да три места подписей серебреные чеканные золочены. В ысподи около Престола обложено серебром гладким позолоченым, поля серебреные чеканные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

(Л. 11) Евангелие, жалованья блаженныя памети великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, печатное в десть, выходу 186-го году. А на нем верхняя цка глаткая , и Распятие Господне, и четыре евангелиста чеканные золотые, а около ево обнизано крупным жемчюгом, а по щету того жемчюгу в обнизи двести шесть зерен; а промежь обнизи каменье в гнездах золотых: восмь изумрудов, да деветь яхонтов червчатых, гнездо порожнее, два яхонта лазоревых небольших; да на цке сверх: камень лал граненой, около ево четыре зерна жемчюгу, да четыре изумруда, да яхонт лазоревой, под ним два камени яхонта лазоревых, ниже их камень изумруд, около ево восмь зерен жемчюгу да четыре яхонта червчатых, под ним два яхонта лазоревых граненые, около их по четыре зерна бурмицких, два изумруда, а у них по два зерна жемчюгу; по сторонам Распятия Господня яхонт лазоревой граненой, около ево восмь зерен жемчюгу, два изумруда да яхонт червчат невелик; на другой стороне яхонът лазоревой глаткой, около ево восмь зерен жемчюгу, два изумруда, яхонт червчат невелик, под ними два изумруда, а у них по два зерна жемчюгу; под Распятием Господним два яхонта лазоревые, а около их по четыре зерна (Л. 11 об.) жемчугу бурмицких; в подножии изумруд, около ево восмь зерен жемчюгу да четыре яхонта червчатых, под ним два яхонта лазоревых; в ысподи камень лал граненой, около ево четыре жемчюга, да четыре изумруда, да яхонт лазоревой; около Распятия Господня, евангелистов, по цке и по верху обнизано жемчюгом средним. Застешки, а у них пристуги и скобочки золотые. На исподи цка серебреная с летописью, а на ней средина и наугольники золотые ж, с шипами. Корень покрыт алтабасом, по обрезу золочено. Цка изнутри подклеена камкою червчатою. В том же Евангелии двенатцать закладок, галуны шелковые польские розных цветов, з золотом по концам, кисти с узлами золотные, на них дватцать четыре варворки, обнизаны мелким жемчюгом, а у закладок заглавие низано жемчюгом средним и мелким, с канителью, на нем двенатцать каменьев простых розных цветов в гнездах, около заглавия бахрама золотная.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Заборский Иван, ученик, 130. Зернов Александр, ученик, сторож. 32, 122. Иванов Диомид, священник. 135. Иванов Михаил, церковник. 120. Изографов Андрей, см. Арсений, игумен, Ириней, иеромонах, казначей. 53, 54. Иероним, епископ Владимирский. 19. Иоасаф (в миру Иван Карпинский), иеродиакон, учитель. 33, 52, 55, 50, 57, 59, 80–85, 95. Иосиф (Быков), архимандрит, ректор. 26, 41–45, 78,90. Иустин (Илляшевич), иеромонах, учитель. 5, 6, 7, 27, 101. Кандауров Алексей, ученик. 136. Карпинский Иван, см. иеродиакон Иоасаф. Ключарев Гавриил, ученик. 120–28. Кованцев Иван, ученик. 99. Козлов Яков, ученик. 136. Корепов Алексей, кузнец. 54. Коровницкий Андрей, учитель пения. 99. Крылов Иван, ученик. 130. Кузнецов Пётр, ученик. 136. Лавров Иван, ученик. 60. Лебедев Иван, учитель. 90–91. Лебедев Пётр (в монашестве Платон), префект. 064, 75, 76–77, 91, 98. Левашов Алексей, ученик. 138–39. Луховский Иван, ученик. 107. Лесновский Николай, ученик. 67, 68, 69, 112 прим. 2, 114. Магницкий Василий, информатор. 35, 78–79. Макаров Михаил, воевода. 39 Макатовский Пётр, ученик. 108 Марайский Дмитрий, ученик. 136. Медведев Иван, ученик. 67, 68, 69, 112 прим.2, 114 Метлов Дмитрий, учитель. 87, 88–89, 90, 99, 105. Миловидов Семен, ученик. 103. Миловский Матфей, информатор. 35, 79, 120, 123. Михалев Филипп, ученик. 71. Монтанов Фёдор, ученик. 107. Морозов Лев, ученик. 22, 60. Мякотин Яков, ученик. 71. Надеждин К. Ф, преподаватель, 3. Назарецкий Пётр, ученик. 32. Назимов Иван, ученик. 83 Нарбеков Пётр, ученик. 126–28. Низов Ефим, ученик, 136. Никандр, игумен Никитского монастыря. 65. Никитский Алексей, ученик. 105. Новиков. 111. Новосельский Василий, ученик. 106. Новосельский Михаил, учитель, 86, 99, 111. Новский Александр, ученик 136. Орфановский Иван, ученик. 33 Острецов Осип, ученик. 107. Павел, иеродиакон. 63. Пенкин Николай, ученик. 137. Петровский Василий, ученик, 137. Петр Великий, император. 3. Пигмеев Никифор, священник, учитель. 20, 87–88. Платон, иеромонах, см. Пётр Лебедев. Платон, митрополит Московский. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.76:11.   И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго. После мучительных размышлений и предположений Пророк пришел к выводу, что причиной и началом всех бедствий людских является сам человек, навлекающий своими грехами «изменение» благой «десницы Вышняго» в тяжкие наказания для себя. Ибо «десница Вышняго» есть «десница» Отца — Единородный Сын Иисус Христос, подающий всякое благо каждому человеку. Поэтому всякий, обращающийся от зла, или преуспевающий в добродетели, должен говорить: «ныне начах» добрым «изменением десницы Вышняго» . Ходя, сидя, лежа, собеседуя, во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует с жаром и постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: «се начах» (Феодорит, Кирилл, Никита, Иоанн Кронштадтский). Пс.76:12.   Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Пс.76:13.   И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Блаженно то «поучение» , когда кто поучается не в словах, не в выражениях, но «во всех делах» Божиих. Ибо, что, по заповеди Божией, совершается нами, то принадлежит Богу, от Которого зависит всякий успех человеческий. А «начинания» божественные состоят в том, что Он изыскивает способы нашего спасения (Исихий). Пс.76:14.   Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш; Углубившись в «начинания» , Пророк находит То, Что спасает человека; и тотчас же прибавляет: «Боже, во святем путь Твой» , ибо никто не может придти ко Отцу, как только чрез Христа, Который поистине Свят как Бог (Афанасий). Пс.76:15.   Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою. Пс.76:16.   Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. «Избавил» Христос Бог уверовавших в Него от демонского порабощения (Афанасий). Пс.76:17.   Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны. Не предсказывает ли Давид бегство вод Иордана? Не «убояшася» ли воды, увидев Господа, когда вошел Он в них для крещения? (Златоуст, Севир). Пс.76:18.   Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010