260 См.: «Червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает, как червь, и жжет, как огонь» (Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Т. 1. С. 286). 261 Примечательно в этом плане толкование 1Кор. 12–15 у Златоустого отца, который также подчеркивает нескончаемость мучений грешников: «Адам, совершив один грех, навлек на себя смерть; а мы каждый совершаем тысячи грехов. Если же он, совершив один грех, навлек на себя столько зла и ввел смерть в мир, то чему не подвергнемся мы, постоянно живущие во грехах, хотя и ожидающие небо вместо рая?» Далее он продолжает: «Не смотри на то, что грех совершается в краткое время, и не думай, что потому и наказание будет кратковременным. Не видишь ли, как люди, совершившие воровство или прелюбодеяние один раз и в одну минуту, часто проводят целую жизнь в темницах и рудокопнях, подвергаясь непрестанному голоду и бесчисленным родам смерти? И однако, никто не оправдывал их и не говорил, что так как грех совершен им в краткое время, то и наказание должно продолжаться соответственное греху время». На возражение, что Бог человеколюбив и милостив, свт. Иоанн указывает, что Бог не только человеколюбив, но и справедлив, а поэтому «как велико человеколюбие Божие, так и наказание Его». Следовательно, «из всего сказанного очевидно, что мучение будет вечно». Что же касается конкретной фразы святого апостола Павла, то Златоуст понимает ее в том смысле, что сам грешник «не погибнет так, как дела его, не обратится в ничто, но останется в огне». Слово «спасется» свт. Иоанн понимает в смысле «сохранится», а потому апостол, «сказав «спасется», [поражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Первое Послание к Коринфянам. Беседа 9, 1–3//Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста . T. X, кн. 1. М., 2004. С. 85–88). 262 В греческом тексте: πρς ροπν. Ср. рассуждение преп. Иоанна Дамаскина : «Вечная же жизнь и вечное наказание показывают бесконечность будущего века. Ибо и время после воскресения не будет исчисляться днями и ночами. Напротив того, будет один невечерний день, так как Солнце правды будет светло сиять праведным, а для грешников будет глубокая и бесконечная ночь. Так каким же образом будет исчисляться тысячелетнее время оригеновского восстановления?» (Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . П, 1//Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания. С. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Иваново-Вознесенская, Владимирская, Костромская и Ярославская губернии. 11 марта 1936 г. Ивановская промышленная обл. прекратила существование, на части ее территории была образована И. о. (включала 3 уезда бывш. Владимирской губ. и 7 уездов бывш. Костромской губ., делилась на 19 районов). 3 февр. 1994 г. Сокольский р-н И. о. перешел в Нижегородскую обл. Свящ. Синод РПЦ 26 дек. 1995 г. передал приходы в Сокольском р-не Нижегородской и Арзамасской епархии. Религия Церковь Воскресения Христова в Плёсе. 1-я пол. XIX в. Фотография. 2000 г. Церковь Воскресения Христова в Плёсе. 1-я пол. XIX в. Фотография. 2000 г. Границы И. о. совпадают с границами Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии РПЦ. К кон. 2007 г. в Иванове действовал приход Русской правосл. старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ). Католич. Церковь представлена в области общиной в Иванове. К кон. 2007 г. в И. о. действовали общины протестант. направления: центральное и 5 местных объединений евангельских христиан- баптистов , 14 общин пятидесятников , 8 общин адвентистов седьмого дня. Община евангельских христиан-баптистов была впервые зарегистрирована в И. о. в кон. 1966 г., в 1975 г. она насчитывала 6 чел., в 1985 г. в И. о. действовали 2 зарегистрированные общины евангельских христиан-баптистов и 9 незарегистрированных. В 1985 г. в области была зарегистрирована община адвентистов седьмого дня. С этого же года фиксируется неофиц. деятельность группы христиан веры евангельской - пятидесятников. Иудаизм в области представлен 2 объединениями хасидского направления: в Иванове и Кинешме. В марте 2004 г. в Иванове начал работу центр евр. культуры. В окт. 2003 г. в Иванове и Шуе открылись мечети, к кон. 2007 г. в И. о. было зарегистрировано мусульм. региональное объединение. Новые религ. движения в И. о. к кон. 2007 г. были представлены 5 общинами свидетелей Иеговы, «Церквами объединения» (Муна) (1 община), Церковью последнего завета (1 община), Церковью полного Евангелия (1 община), Новоапостольской церковью (1 община).

http://pravenc.ru/text/200505.html

2004. P. 460). Христос не только даровал людям прощение грехов ( Novat. De Trinit. 1. 12) и избавление от преступления (Ibid. 10. 4), но в Самом Себе, в «Своей плоти Он показал законы нашего воскресения» (resurrectionis nostrae leges), когда в Своем воскресении Он «восставил тело, которое воспринял от нас». Так был положен «закон воскресения» (lex resurrectionis), когда Христос «воскрес в телесной сущности, как пример для остальных» (Ibid. 10. 8). В конце времен Бог Отец подчинит Христу все творение, а Сам Он подчинится Богу Отцу вместе со всем тем, что Ему подчинено (Ibid. 31. 18). Н. также указывает на важную роль Св. Духа в спасении каждого человека: «Дух Святой совершает второе рождение в воде, будучи как бы Семенем Божественного рода и Освятителем небесного рождения... Он делает нас храмом Божиим и творит нас Своим домом... Делая это в нас для вечности, Он ведет наши тела к воскресению и бессмертию, приучая их сочетаться в Нем с небесной силой и соединяться с Божественной вечностью Святого Духа» (Ibid. 29. 16-17). В таинстве Крещения происходит упразднение закона смерти, и человек наследует спасение, возвращаясь в состояние невинности (ad statum innocentiae) после отложения смертной вины (Ibid. 10. 9). Экклезиология Учение Н. о Церкви развивалось от традиц. представлений в сторону более ригористических требований к членам церковной общины и подчеркивания эксклюзивистского характера христ. Церкви (подробнее об экклезиологии Н. см.: Vogt. 1968. S. 83-138). Уже в раннем трактате «О Троице» Н. рассматривал Церковь как чистую Невесту Христову ( Novat. De Trinit. 29. 9; ср.: Idem. De bono pud. 2. 2), которая благодатью Св. Духа сохраняется в непорочности, святости и совершенстве ( Idem. De Trinit. 29. 10; 29. 26). Подобно Тертуллиану и монтанистам, из церковных служений особо Н. выделял служение пророков и учителей; он отмечал, что Св. Дух непосредственно управляет Церковью, дает советы и распределяет духовные дары (Ibid. 29. 10). Если до неудачной попытки занять епископскую кафедру Рима Н.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

1. Содержание. Всего в произведении 10 глав (не считая 2 отдельных фрагментов, местоположение к-рых в трактате неизвестно, см.: Heimgartner. 2001. S. 130-131), перед 9-й главой и после нее имеются пропуски текста. Несмотря на слова составителя антологии: «и спустя немного» (κα μετ λγα... κα μετ βραχα),- опущенные фрагменты могли быть весьма значительными (позиция Цана: Zahn. 1886. S. 1-37; ср. аргументы: Сагарда. 2004. С. 266-267; такого же мнения придерживается и А. Вартель). Целью сочинения автор ставит борьбу с ложными мнениями относительно учения о воскресении плоти «ради немощных» - как среди верующих, так и среди тех, кто может уверовать. Сначала рассматриваются и разрешаются недоумения сторонников ложного учения о воскресении, а затем доказывается, что по воскресении плоть сохранится и будет полной и всецелой. Автор указывает на согласие языческих философов (платоников, стоиков и эпикурейцев), допускающих, что Бог может восстановить разрушенную материю. В ответ тем, кто считают плоть греховной и недостойной воскресения, звучат доказательства того, что она призвана Богом к спасению, поскольку человек - это соединение плоти и души. Затем указывается, что Христос, исцелявший и воскрешавший других, Сам воскрес именно в плоти, к-рая пострадала. В заключении подчеркивается, что Христос пришел даровать нетление тленному. То, что Он предписывает целомудрие и воздержание нашей плоти, означает надежду на ее спасение и воскресение (подробное изложение содержания см.: Сагарда. 2004. С. 265-267; Lona. 1989. P. 693-703; план сочинения: Sanchez. 2001. P. 82-83; Pouderon. Les apologistes grecs. 2005. P. 146). 2. Жанр. Произведение относится к «показательным (доказательным) речам» (λγος ποδεικτικς/πιδεικτικς), предполагавшим обращение к публике, хотя выяснить, действительно ли речь была произнесена перед аудиторией, невозможно ( Pouderon. 1997. P. 149-152). 3. Полемика. Вопрос о том, против кого направлено сочинение, вызвал долгую дискуссию (обзор позиций: D " Anna. 2009.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

Апостол Павел в целом находится в рамках евангельского дуализма. Человек живет после смерти духом, ожидая воскресения мертвых и «водворяясь у Господа» (2 Кор. 5: 8). Веру в телесное воскресение отстаивали также фарисеи (Деян. 23: 6). Однако самым существенным образом отличается от фарисейского отношение Павла к человеческому телу в этой жизни. Как две противоположные субстанции, скудельное вещество Адама и небесный Божественный свет оказываются не только совместимыми, но даже восприимчивыми друг к другу. Религиозная и нравственная цель христианской жизни заключается в том, чтобы вся полнота человеческой личности была охвачена «огнем», производящим сверхъестественное, для многих незримое сияние. Исходя из этой центральной идеи должна рассматриваться многомерная проблематика посланий апостола Павла. Антропологическое значение мистики света у апостола Павла//Религиоведение. - 4. - 2005 В переводе Септуагинты эта фраза звучит профетически - «во свете Твоем узрим (οψομεθα) свет» - соответственно, и для апостола Павла. Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма, или Божественное Ветхозаветное имя . Киев, 2004. С. 168. Перевод автора - И.С. Вевюрко. Такие исследования, конечно, уже проводились. См. напр.: Malmede H.H. Die Lichtsymbolik im Neuen Testament. Diss. Bonn, 1960. Глубоковский Н.Н. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие. СПб., 1998. С. 78-79. В интерпретации Вавилонского Талмуда (Шаббат 88 Б), Бог уделил Моисею «от сияния Шехины  и облака Его», т.к. Моисей боялся, что ангелы сожгут его на Синае (Вавилонский Талмуд. Т. 1. Иерусалим-Москва, 2001. С. 120). Иустин (Попович), архим. Толкование на 1-е Послание к Фессалоникийцам св. апостола Павла. М., 2000. С. 36, 38. Сравн. сложный образ в Мк. 9: 49-50. Здесь огонь сопоставляется с солью, а человек - с жертвой. Христос призывает учеников «иметь в себе соль» ввиду того, что «всякий огнем осолится». Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/article/293586

Совр. библеисты утверждают, что в книге нет ясного учения о посмертном существовании ( Аверинцев. 2004. С. 453; Рижский. 1991. С. 109-110). В книге есть множество высказываний о том, что после смерти все будут пребывать в шеоле, не испытывая ни радости, ни страданий, ничего не зная о земных событиях (Иов 14. 21, 22; 21. 23-26; 24. 21-25). Однако в православном богословии слова Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (19. 25-26) - рассматриваются как пророчество о грядущем всеобщем воскресении и о явлении Спасителя ( Юнгеров. 2006. С. 72-75). Учение о Боге Творце и Промыслителе со всей ясностью выражено в жалобе Иова: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом,- и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов 10. 8-9 слл.). Участники диалога многократно говорят о Боге как о Промыслителе (7. 17-18; 8. 20-22; 12. 10-25; 35. 9-13 и др.), делая особый акцент на убеждении в спасении праведников и в наказании грешников. Учение о человеке Величие и ограниченность человека, его место в тварном мире - главные темы диалогов в И. к. О достоинстве человека в прологе говорит Создатель с сатаной, о ничтожности человека свидетельствуют друзья и Иов. «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего» (14. 1-6; ср.: 7. 17-21). Величие человека (Иова), способного верно говорить о Своем Творце и быть ходатаем за др. людей, утверждает Сам Бог (42. 7-8). Учение о Премудрости В гл. 28 И. к. представлено традиционное для учительных книг учение о Премудрости (ср.: Притч 8-9), особенностями которого является утверждение ее Божественного происхождения. На вопрос: «Откуда же исходит Премудрость? и где место разума?» - дается ответ: «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (Иов 28. 20, 23). О ней говорится как о бесценном сокровище: «Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она» (28. 15-19). Она - основание нравственности: «Вот, страх Господень есть истинная Премудрость, и удаление от зла - разум» (28. 28). Премудрость есть свойство Божие. Отличительной особенностью учения о Премудрости в И. к. является отсутствие представления о персонифицированной Премудрости (ср.: Притч 8-9) ( Князев. 2006. С. 368).

http://pravenc.ru/text/578206.html

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В Коломне открылись Московские областные Рождественские образовательные чтения Коломна, 10 ноября 2004 г. 9 ноября в Коломенском Государственном педагогическом институте состоялось открытие Вторых Московских областных образовательных Рождественских чтений, сообщает пресс-служба Московской епархии. В конференц-зале института собрались благочинные, настоятели и настоятельницы монастырей, представители православных гимназий, воскресных школ и молодежных центров Московской епархии, руководители органов управления образованием муниципальных образований Московской области, преподаватели высших и специальных учебных заведений Подмосковья. Заседание открыл Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который поздравил присутствующих с началом Рождественских чтений, посвященных теме «Любовь к родному краю». Они будут проходить во всех муниципальных образованиях Московской области с 9 по 29 ноября 2004 г. 30 ноября в Воскресенске состоится торжественное закрытие чтений. Сопредседатель Рождественских чтений министр образования правительства Московской области Л.Н.Антоновой в своем докладе рассказала о тех программах гуманитарно-патриотического воспитания, которые в настоящее время осуществляются областным Министерством образования. Затем к присутствующим обратился митрополит Ювеналий, выступивший с докладом на тему «Любовь к родному краю» . На открытии чтений также были представлены следующие доклады: Священник Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых. «Новомученики Российские – небесные заступники Отечества»; Т.Н.Стрателева, начальник управления образованием города Коломны. «Система нравственного воспитания и образования в муниципальной образовательной системе»; Протоиерей Сергий Махонин, настоятель Свято-Духовской церкви поселка Первомайский Наро-Фоминского района. «Духовно-нравственный компонент образования. История и современные проблемы»; Ректор Коломенского Государственного педагогического института, профессор, докт.ист.наук А.Б. Мазуров. «Патриотические идеи древнерусской литературы и современность». В заключение заседания митрополит Ювеналий и министр Л.Н. Антонова пожелали всем присутствующим успехов в проведении Рождественских чтений на местах в форме конференций, семинаров, круглых столов, лекций и выставок. По завершении заседания состоялся праздничный концерт, подготовленный студентами и преподавателями Коломенского пединститута, а также художественными коллективами Коломны. В библиотеке института была размещена выставка редкой книги. 10 ноября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11792.html

Соломония с сыновьями и их мученичество. Елеазар, его мученичество. Миниатюра из Минология. 1322 — ок. 1340 г. (Bodl. Gr. th. F. 1. Fol. 49v) Враждебность окружающего эллинского мира обрела особую форму: это внутренний оппонент. Эта смертельная близость представляется данностью, а победа над ней лишь одна - смерть под пытками. В распоряжении иудейской общины, живущей уже столетиями в языческой эллинистической среде, у людей, получающих эллинское образование и говорящих, думающих и пишущих по-эллински, остается последний аргумент в споре с имперской силой Рима и превосходством эллинской цивилизации - верность Богу до смерти. Присутствует и идея мистической награды. Автор 4 Макк разделяет с Филоном Александрийским веру в бессмертие души, а веру в загробное воздаяние и отмщение - с автором Книги премудрости Соломона (Прем 1. 16 - 5. 23; ср.: 4 Макк 9. 22; 14. 5-6; 16. 13, 25; 17. 12; 18. 23). Иосиф Флавий тоже писал о бессмертии праведников ( Ios. Flav. Contr. Ap. II 31. 217-218): «…тем, кто сохранил верность законам, пусть даже им пришлось с бесстрашием за них умереть, Бог даровал право родиться вновь и получить лучшее, в сравнении с прежним, существование» (ср.: Ios. Flav. De bell. III 8. 5 (374); Idem. Antiq. XVIII 1. 3 (14) и др.). Но телесное воскресение, о к-ром говорится в 2 Макк 7. 9, 11, 13-14, 22-23, автор 4 Макк обходит, хотя мать «словно заново» рождает сыновей для бессмертия (4 Макк 16. 13). Жизнь, к-рую ожидают умирающие за Бога,- это жизнь «у Бога» вместе с патриархами (4 Макк 16. 25), у трона Бога они живут «блаженный эон (век)» (4 Макк 17. 18). Это не земная жизнь и не телесное воскресение, но в то же время мученики собираются вместе с «отцами» в общий хор, получив от Бога назад свои чистые и бессмертные души (4 Макк 18. 23). Это уже образ воскресения, а не бессмертия души. К этому можно добавить, что такого рода двойственность, а именно невыбор между телесным воскресением и бессмертием души, характерна в ту эпоху для иудео-эллинистических сочинений и для сочинений раннехристианских. Т. Фишер и Х. Й. Клаук считают, что в 4 Макк речь идет о телесном воскресении ( Fischer. 1978. P. 101-105; Klauck. 1989. P. 672-674), К. Сецер не стремится к однозначности ( Setzer. 2004). Надежда на перемену мира с воскресением умерших и на встречу разлученных сочеталась с надеждой на то, что праведная душа обитает вместе с Богом и душами др. праведников.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Колокольный звон. Ведущий 1 А теперь всех приглашаем на спектакль. Второй ведущий несет ключик и торжественно открывает зрительный зал. Пасхальный утренник — 2004 1. Ведущая . 2. Сказочница . 3. Женя . 4. Иван . 5. Медведь . 6. Красная шапочка. 7. Волк . 8. Маша . 9. Царевна – лягушка. Коробейники . До начала праздника (15-20 мин.): Звучит фоновая музыка. У входа 2 встречающих раздают всем цветные яички – жетончики. Коробейники загадывают загадки в фойе. Колокольный звон. Ведущая выходит в центр. Ведущая Христос воскрес! Скворцы поют. И, пробудясь, ликуют степи. В снегах, журча, ручьи бегут И с звонким смехом быстро рвут Зимою скованные цепи. Еще задумчив темный лес, Но веря счастью пробужденья, Проснись! Пой песню воскресенья – Христос воскрес! Дорогие ребята, дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Перед началом нашего праздника давайте по традиции помолимся, повернемся к иконе и споем тропарь Воскресению Христову. Все поворачиваются к иконе и поют тропарь Воскресению Христову. Музыка «В гостях у сказки». Выходит сказочница. Сказочница Вас, ребятушки, искала, Неужели опоздала? Ведущая Кто вы? Сказочница Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Ведущая Так вы сказочница, наверно? Сказочница А то как же. Не далек мой путь, не близкий. Шла, я шла, поклон вам низкий. Торопилась я на праздник, Только вот какой – не знаю. Ведущая Ребята, расскажем сказочнице – на какой праздник она попала? (Пасха, Воскресение Христово) Сказочница Воскресение Христа? Сказки просятся сюда. Погостить хотят немножко Пригласить их можно? (Да) Мало только пригласить. Надо громко повторить: Сказка, сказка, расскажись И пред нами появись. Дети Сказка, сказка, расскажись, перед нами появись Сказочница (открывает короб, звучит мелодия) С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жене его отдала, А в лепестках есть волшебная сила, Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая? Как называется сказка такая? Дети Цветик-семицветик Женя (выходит с семицветиком) :

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010