Сведения о почитании К. ранее IX в. отсутствуют (о существовавшей в Карфагене т. н. базилике Целерины (Келерины) и о возможном поминовении Лаврентина и Келерины в Иеронимовом Мартирологе см.: Cyprian of Carthage. 1984. Vol. 2. P. 190-191; Duval. 2001. P. 49-52). Опираясь на послания св. Киприана Карфагенского, Флор Лионский внес в составленный им мартиролог память К. (названного здесь диаконом), Келерины, Лаврентина и Эгнация под 3 февр. (под этой датой в Иеронимовом Мартирологе предположительно значилось поминовение Келерины и Лаврентина; см.: Quentin. 1908. P. 288-289, 378). Поминовение К. как диакона и исповедника, а также его родственников включено и в более поздние «исторические» мартирологи IX в. На основании записи в Мартирологе Узуарда поминовение диак. К. и мучеников Лаврентина, Игнатия (т. е. Эгнация) и Келерины было внесено в Римский Мартиролог. Ист.: BHL, N 1719; ActaSS. Febr. T. 1. P. 321-328; Cypr. Carth. Ep. 21-23, 27, 37, 39// Sancti Cypriani episcopi Opera. Turnhout, 1994. Pars 3: Epistularium/Ed. G. F. Dierks. Vol. 1. P. 111-120, 127-132, 177-182, 186-192. (CCSL; 3B); Cyprian of Carthage. The Letters/Transl. G. W. Clarke. N. Y., 1984. Vol. 1. P. 103-108, 112-114, 312-344, 354-363; Vol. 2. P. 48-52, 54-57, 170-177, 185-194; Euseb. Hist. eccl. VI 43. 6; MartHieron. Comment. P. 76; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 206; MartUsuard//Ibid. Col. 725-726; MartRom. Comment. P. 47-48. Лит.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 288-289, 378, 417, 481; Daniele I. Celerino//BiblSS. T. 3. Col. 1093-1094; Amore A. Lorenzino, Ignazio e Celerina//Ibid. T. 8. Col. 108; Clarke G. W. Some Observations on the Persecution of Decius//Antichthon. Sydney, 1969. Vol. 3. P. 63-76; idem. Double-Trials in the Persecution of Decius//Historia: Zschr. f. Alte Geschichte. Wiesbaden, 1973. Bd. 22. S. 650-663; Barnes T. D. Three Neglected Martyrs//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 159-161; idem. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxf., 19852; Duval Y. Le début de la persécution de Dèce à Rome (Cyprien, Ep. 37)//REAug. 2000. Vol. 46. P. 157-172; eadem. Celerinus et les siens d " après la correspondance de Cyprien (Ep. 21-23, 37, 39)//Ibid. 2001. Vol. 47. P. 33-62; Dunn G. D. Cyprian and Women in a Time of Persecution//JEcclH. 2006. Vol. 57. P. 205-225; Brent A. Cyprian and Roman Carthage. Camb., 2010. P. 10, 47, 139-141, 264-246, 280-286; Rebillard É . Christians and Their Many Identities in Late Antiquity: North Africa, 200-450 CE. Ithaca (N. Y.), 2012. P. 47-55.

http://pravenc.ru/text/1684135.html

Помимо 3 основных праздников, упомянутых в Иеронимовом Мартирологе, в различных источниках сохранились сведения о др. памятных днях, связанных с И. П. Напр., в италийской редакции Мартиролога упоминается местное празднество в Аквилее (Италия) в память принесения реликвий И. П., апостолов Андрея и Луки и вмц. Евфимии (MartHieron. Comment. P. 486). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция), к-рые относятся к эпохе еп. Перпетуя (458/9-488/9), указаны 2 праздника в честь И. П., 1-й (natale sancti Iohannis) между Богоявлением и Кафедрой Петра, т. е. в янв. или февр., не имел аналогов в зап. традиции. Праздник 24 июня, которому предшествовал период поста, назван памятью мученичества И. П. (passio sancti Iohannis). Богослужение в этот день совершалось в баптистерии ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). В испано-мосарабской традиции помимо Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, известен праздник Обретения главы святого 24 февр. ( F é rotin. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum. 1995r. P. XLVI). В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.), положившем начало традиции составления «исторических» мартирологов, перечислено 4 праздника - Обретение главы (24 февр.), Рождество (24 июня), Зачатие (24 сент.) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.) (см.: Quentin. 1908. P. 48-49, 52, 54). Эти же праздники указаны в получившем широкое распространение Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.- MartUsuard//PL. 123. Col. 791; 124. Col. 187, 411, 501). Праздник 24 февр. был введен в римско-франк. литургическую традицию Бедой, к-рый изложил историю обретения главы И. П. в «Толковании на Евангелие от Марка» ( Beda. In Marc. II 6//PL. 92. Col. 192-193). В то же время в галликанской традиции праздновалось только 2 дня памяти И. П.- Рождество (24 июня) и Усекновение главы (24 сент.) (Missale Gothicum//The Ancient Liturgies of the Gallican Church/Ed. J. M. Neale. Burntisland, 1855. P. 121-122, 124-125; Das irische Palimpsestsakramentar im Clm 14429 der Staatsbibliothek München/Hrsg. A. Dold, L. Eizenhöfer. Beuron, 1964. S. 71-72). В Англосаксонском Мартирологе (2-я пол. IX в.), так же как и в Иеронимовом Мартирологе, указано 3 дня памяти И. П.- Рождество, Зачатие и Усекновение главы (An Old English Martyrology/Ed. G. Herzfeld. L., 1900. P. 102, 104, 156, 176). В XVI в. кард. Цезарь Бароний , основываясь на Мартирологе Узуарда, включил в Римский Мартиролог 3 дня памяти святого - 24 февр. (1-е Обретение главы), 24 июня (Рождество) и 29 авг. (Усекновение и 2-е Обретение главы).

http://pravenc.ru/text/471450.html

3-я эпитома включена в пассионарии из аббатства Вайнгартен (Stuttg. HB XIV 17. Fol. 79v - 80v (кон. XII в.); HB XIV 18. Fol. 96r - 97r (XIV в.)). Вероятно, существуют и др. обработки Мученичества К., сделанные для богослужебных и гомилетических целей. Мученическая кончина сщмч. Климента, еп. Римского. 1498-1501 гг. Худож. Б. Фунгаи (Городская художественная галерея, г. Йорк, Великобритания) Мученическая кончина сщмч. Климента, еп. Римского. 1498-1501 гг. Худож. Б. Фунгаи (Городская художественная галерея, г. Йорк, Великобритания) На Мученичестве К. основаны краткие сказания о святом, к-рые включены в «исторические» мартирологи эпохи Каролингов под 23 нояб. Во 2-й редакции Мартиролога Беды сообщается о ссылке К. за Понтийское море, совершенных им чудесах, казни святого и обретении его тела в подводной гробнице (Monac. Clm 15818. Fol. 141; Quentin. 1908. P. 68-69; Lapidge. 1991. P. 251). Это сказание включено также в Мартирологи Лионского анонима (нач. IX в.- Paris. lat. 3879. Fol. 94r) и Рабана Мавра (843 - St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 168-169). В Мартирологе Флора Лионского в сказание о К. добавлены сведения, заимствованные из сочинения блж. Иеронима «О знаменитых мужах», а также краткое сообщение о Флавии Домицилле, которая благодаря проповеди К. стала Христовой девой ( Quentin. 1908. P. 305-307, 322, 373). В стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского (848), при составлении к-рого был использован Мартиролог Флора, упоминается о гибели К. в море и о чудесной гробнице (MGH. Poet. T. 2. P. 599). Сообщение Флора Лионского послужило основой для сказания в Мартирологе свт. Адона Вьеннского , составленном, вероятно, в 50-х гг. IX в. Сведения о Флавии Домицилле выделены в особую память, вместо них добавлено краткое повествование о мученической смерти К. (PL. 123. Col. 190-191, 398; Quentin. 1908. P. 503). Сказание, составленное свт. Адоном, включено в Мартиролог Вольфхарда из Херридена (кон. IX в.- Monac. Clm 18100. Fol. 112r - 113). Краткое сообщение о поминовении К.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

St. Gallen. Stiftsbibl. 451. P. 46 - Quentin. 1908. P. 52). Высказывалось предположение, что почитание К. и И. в англосакс. Британии возникло под влиянием Кентерберийского архиеп. Теодора , уроженца г. Тарс ( Hohler C. Theodore and the Liturgy//Archbishop Theodore: Commemorative Studies on His Life and Influence/Ed. M. Lapidge. Camb., 1995. P. 223-224). Из Мартиролога Беды поминовение К. и И. было заимствовано в более поздние «исторические» мартирологи, но день памяти мучеников и сведения о них могли меняться. На «апокрифическом» Мученичестве основано сказание под 15 июля в Англосаксонском Мартирологе (IX в.), значительную часть к-рого составляет пространная молитва К. (Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. Bd. 2. S. 148-151), а также краткое сказание под 16 июля в Мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.; ркп. Paris. lat. 3879. Fol. 81r - Quentin. 1908. P. 154). В этих источниках сообщается, что К. и И. пострадали в Тарсе, однако в Мартирологе Флора Лионского (30-е гг. IX в.) утверждается, что мученики пострадали в Антиохии (запись под 15 июля; см.: Ibid. P. 335). По-видимому, упоминание об Антиохии было заимствовано Флором из Иеронимова Мартиролога. Опираясь на данные Иеронимова Мартиролога, Адон Вьеннский перенес день памяти К. и И. на 16 июня (сказание о мучениках заимствовано из Мартиролога Флора - Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 287-288). Под этой датой краткая заметка о К. и об И. помещена в Мартирологе Узуарда: «В Антиохии память святых мучеников Кирика и матери его Иулитты, которые после жестоких побоев и тяжких страданий отсечением головы завершили свой мученический подвиг» (MartUsuard//PL. 124. Col. 159-160). Кард. Цезарь Бароний внес поминовение К. и И. в Римский Мартиролог под 16 июня; составленная им заметка основана на Мученичестве (сообщается, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане в г. Тарс и были казнены по указанию презида Александра) (Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 103; MartRom. Comment. P. 239-240).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Самые ранние упоминания о почитании И. на Западе содержатся в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.). Формулы записей различны: в ряде случаев вместе с памятью И. содержится память других мучеников. Так, в Эхтернахской рукописи (VIII в.) под 21 авг. указана память «в Римском Порте Ипполита, Траяна, Квадрата, Прима»; под 22 авг.- «...и в Римском Порте Перегрина, Априлия, Марциала, Авреи, Эпиктета, Марцелла, Аврелия [ошибочно вместо Авреи], Феликса, Ипполита, Сатурнина»; под 23 авг.- «...и в Римском Порте Нонна, и в Остии Кириака, Архелая». В других рукописях под 22 или под 23 авг. обозначена память «в Порте города Рима... св. Ипполита, прозванного Нонном» (Виссембургская рукопись, 3-я четв. VIII в.) (MartHieron. P. 454-461). Ж. М. Ханссенс полагал, что первоначально память И. отмечалась только 21 авг., затем было установлено 2-е празднество - 23 авг. ( Hanssens. 1959. P. 326-327). Кроме августовской группы записей в Мартирологе содержатся упоминания и о др. днях празднования: под 11 сент.- И. и Ингенуя (в Римском Порте), под 12 сент.- Прота, Санктина и И. (в Риме) (MartHieron. P. 501-503). По мнению П. Тестини, празднование в честь И. под этими числами было установлено в память об освящении базилики над гробницей святого ( Testini. 1977. P. 61). В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.) память И. и других остийских мучеников отсутствовала (см.: Quentin. 1908. P. 47-48). Под 22 авг. память И., Кириака и Архелая значится в лионских календарях 1-й пол. IX в. и в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), под 23 авг.- в т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.) (PL. 94. Col. 1014; 123. Col. 167; см.: Quentin. 1908. P. 437). Последний день памяти 3 мучеников (без сказания) упоминается также в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) (PL. 123. Col. 335; 124. Col. 389). Кард. Цезарь Бароний поместил память И. в Римском Мартирологе (XVI в.) под 22 авг. и отнес кончину мученика к правлению имп. Александра Севера (222-235) (MartRom. P. 352). Под этой датой поминовение (commemoratio) И. включено в тридентские богослужебные книги (Missale Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1872. P. 30).

http://pravenc.ru/text/673783.html

б) Список пожертвований, поступивших в фундаментальную академическую библиотеку в 1908–1909 учебном году. 1) От Арсения, Архиепископа Харьковского, книги: а) К 40-летию служения в священном сане Арсения, Архиеп. Харьковского. Харьков, 1908; б) Собрание слов и речей, т. I–IV. Харьков, 1908–1909. 2) От Николая, Архиепископа Варшавского – его Беседы и речи. Спб., 1909, в двух экземплярах. 3) От Гавриила, Еп. Омского – брошюры: а) Обращение к духовенству Омской епархии. Омск, 1907; б) Обращение к патриотам земли Русской в нынешнее лихолетье, части 2–4. Омск, 1908; в) Открытие отдела Союза Русского Народа в г. Омске. Омск, 1908; г) Краткий очерк жизни и деятельности Гавриила, Еп. Омского. Омск, 1908. 4) От Иосифа, Еп. Углицкого – брошюра: Новгородский Юрьев монастырь по описанию А.Н. Муравьева. Новгород, 1908. 5) От Митрофана, Еп. Елецкого – его Слова и речи. Орел, 1908. 6) От Анатолия, Еп. Елисаветградского – его брошюры: а) Американские очерки. Одесса, 1906; б) В стране шаманов. Одесса, 1906; в) Св. Алексий митрополит. Одесса, 1905. —400— 7) От Саввы, Еп. Жичке – его Пастирска посланица. Чолак, 1909. 8) Из Архива Государственного Совета – Опись дел Архива, тома 2 и 3. Спб., 1908. 9) Из Государственной Думы – Стенографический отчет Государственной Думы. 3-й созыв. Сессия II. Заседания 1–126. Спб., 1908–1909. 10) Из Архива Правительствующего Сената – Сенатский Архив, XII. Спб., 1907. 11) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Полное Собрание Законов Российской Империи, тома XXV, в 2-х отделениях, и XXVI, в 2-х отделениях. Спб., 1908–1909; б) Свод Законов, т. 1, ч. 2. Изд. 1908; т. 8, ч. 1. Изд. 1908; т. 12, ч. 1. Изд. 1908; т. 16, ч. 1. Изд. 1908 – все в двух экземплярах; в) Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома 126–127. Юрьев, 1907–1908; г) Продолжение Свода Законов 1908 г., в двух экземплярах. 12) Из Училищного Совета при Св. Синоде – Исторический очерк развития церковных школ за истекшее 25-летие (1884–1909 г.). Спб., 1909. 13) Из Императорской Академии Наук – а) Записки по историко-филологическому отделению, 8-я серия, тома VII, 8, и VIII, 1, 2 и 4. Спб., 1906–1907; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6 серия, 1908 г., т. II, 12–18; 1909 г., т. III, 1–11; в) Известия Отделения русского языка и словесности, т. XIII, кн. 1–3. Спб., 1908; г) Сборник Академии Наук, тома 61:2 и 84. Спб., 1908–1909; д) Энциклопедия славянской филологии, в. 12. Спб., 1908; е) Исследования по русскому языку, тома 2:5 и 2:6. Спб., 1909; ж) Симеона Метафраста Списание мира от бытия. Спб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот обычай был широко распространен до Реформации (см., напр.: Davidson C. Festivals and Plays in Late Medieval Britain. Aldershot; Burlington, 2007. P. 5-8). В европ. фольклоре образ Н. нередко сливался с образом «рождественского деда», к-рый покровительствовал детям и приносил им подарки. В разных странах этот персонаж носил разные имена (англ. Father Christmas, итал. Babbo Natale, нем. Weihnachtsmann, франц. Père Noël). Его необязательно могли отождествлять с Н., рассматривая скорее как персонификацию праздника Рождества. Популярный в массовой культуре образ Санта-Клауса, сложившийся в XIX в., предположительно восходит к образу защитника детей Синтерклааса, привнесенному в Сев. Америку переселенцами из Голландии. Литургическое почитание Поминовение Н. 6 дек. значится в каролингских «исторических мартирологах» (см. ст. Мартиролог ). Вероятно, впервые оно было внесено в раннюю версию Мартиролога Флора Лионского, составленную в 1-й трети IX в. (Флор-М; ркп.: Paris. lat. 5254. Fol. 67v; см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 347). Память святого указана также в стихотворном мартирологе Вандальберта Прюмского (40-е гг. IX в.- MGH. Poet. T. 2. P. 600). В Мартирологе Рабана Мавра (между 843 и 854) содержится память «Николая, епископа-митрополита Миррской Церкви», к-рый при имп. Константине Великом противостоял язычникам и арианам ( Rabani Mauri Martyrologium. Turnhout, 1979. P. 124-126). Впосл. архиеп. Адон Вьеннский включил поминовение святого в Малый Римский Мартиролог и в Мартиролог Адона ( Quentin H. Les martyrologes historiques... P., 1908. P. 449, 483). В Мартирологе Узуарда под 6 дек. также указана память «блаженного Николая, епископа Мир Ликийских», прославившегося многочисленными чудесами (MartUsuard. 1965. P. 354). Поминовение Н. включено также в Мраморный календарь из Неаполя, составленный под влиянием визант. традиции (IX в.- Delehaye H. Hagiographie napolitaine//AnBoll. 1939. Т. 57. P. 42). По данным герм. календарей, литургическое поминовение святого получило более широкое распространение начиная с X в. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1565-1566. (MGH. Mem.; 2)). В 60-х гг. X в. Регинольд, впосл. ставший епископом Айхштеттским, составил нотированный оффиций в день памяти Н. (Storia de sancto Nicolao; старейшая ркп.: Monac. Clm. 19162. Fol. 179v-186r, кон. X в.; см.: Jones. 1963; Cioffari. 1987. P. 97-100). Позднее были составлены и другие гимнографические произведения в честь святого (перечень см.: Chevalier U. Repertorium hymnologicum. Brux., 1920. T. 6. P. 69-70). Начиная с сер. XII в. поминовение Н. обычно совершали также 9 мая, в день перенесения мощей святого.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Мч. Гервасий. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–548 гг. Мч. Гервасий. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–548 гг. В зап. церковных календарях мученики поминаются под разными датами. Так, в Иеронимовом мартирологе «основной» день памяти Н. и К.- 28 июля (MartHieron. P. 399), Г. и П.- 19 июня (MartHieron. P. 325). Однако в бернской рукописи Мартиролога (кон. VIII в.) и рукописи (между 756 и 772 гг.), хранившейся в аббатстве Вайсенбург, под этими датами содержатся имена всех 4 мучеников (MartHieron. Comment. P. 326, 400); под 30 окт. также обозначены имена Н., П., Г. и К. (MartHieron. P. 577; MartHieron. Comment. P. 578). В некоторых списках Иеронимова мартиролога память Г. и П. дополнительно отмечена под 20 мая (MartHieron. P. 264). Под 8 июня в Иеронимовом мартирологе содержится запись: «В Риме на Аврелиевой дороге Набора и Назария» (Romae via Aurelia Naboris et Nazarii). По мнению Делеэ, эта память была ошибочно перенесена сюда с 12 июня (MartHieron. P. 309; MartHieron. Comment. P. 310, 316). В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) отмечена память только Г. и П. под 19 июня, Н. и К. не упоминаются (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 1. P. LXXI). В 1-м зап. «историческом» Мартирологе Беды Достопочтенного ( 735) память Г. и П. содержится под 19 июня, в краткой заметке упоминаются обретение их мощей свт. Амвросием после божественного откровения и исцеление слепого во время перенесения св. останков в Медиолан (см.: Quentin. 1908. P. 101; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 110). В Мартирологе Флора Лионского под 12 июня обозначена память Н. и К. с кратким рассказом о нахождении и перенесении их мощей в базилику св. Апостолов; под 28 июля обозначено «торжество» (festivitas) в честь Н. и К. в Медиолане (см.: Quentin. 1908. P. 252, 337; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 105, 137). Дата 12 июня была ошибочно заимствована Флором из бернской рукописи (кон.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

О М. Флора Лионского известно благодаря упоминаниям в М. Вандальберта Прюмского, Адона Вьеннского и Узуарда, хотя ни в одном из М., представленных в рукописях, нет указаний на авторство диак. Флора. По мнению Кантена, Флор расширил и дополнил М. Лионского анонима. Его произведение сохранилось в нескольких версиях, которые, возможно, отражают различные этапы работы Флора над текстом. Кантен попытался восстановить М. Флора на основе 9 рукописей и выделил 2 основные редакции (см.: Quentin. 1908. P. 223-246). Ранняя редакция (Флор-М), созданная в 1-й трети IX в., представлена в М.-некрологе коллегиальной ц. св. Петра в Маконе (Paris. lat. 5254. Fol. 2r - 69v, XII в.; начало отсутствует из-за утраты листов, текст обрывается на 21 дек.). К заключительной стадии работы Флора относится 2-я редакция М. (Флор-ЕТ), к-рую Кантен датировал 2-й третью IX в. Текст этой редакции сохранился в составе М.-некролога аббатства Эхтернах (Paris. lat. 10158, XII в.; начало заимствовано из М. Адона Вьеннского) и в сборнике капитула кафедрального собора в Туле (Paris. lat. 10018, ок. 1300). Ж. Дюбуа предложил датировать редакцию Флор-М ок. 825 г., редакцию Флор-ЕТ - ок. 840 г. ( Dubois. 1978. Р. 40-42). В ранней редакции к М. Лионского анонима добавлена 321 запись и 123 записи в нем переработаны; в редакции Флор-ЕТ содержатся 336 новых записей и 151 переработанная. Как и его предшественники, Флор Лионский заимствовал сведения о святых в основном из агиографических произведений и прежде всего из сказаний о мучениках. Он использовал также «Церковную историю» Евсевия Кесарийского и «Трехчастную историю» Епифания и Кассиодора, сочинения «О знаменитых мужах» блж. Иеронима и Геннадия Массилийского (Марсельского), Liber Pontificalis, послания Киприана Карфагенского, сочинение Григория Турского «Слава мучеников», хроники Проспера Аквитанского и Беды Достопочтенного и др. источники. Мн. записи заимствованы из Иеронимова М. В редакции Флор-ЕТ использованы «История гонений в Африканской провинции» Виктора из Виты и «Деяния святых Нерея и Ахиллея» (BHL, N 6058-6066) (см.: Quentin. 1908. P. 222-408; Dubois. 1978. P. 40-42; Aigrain. 2000. P. 57-59). М. Адона Вьеннского

http://pravenc.ru/text/2562474.html

В Иеронимовом Мартирологе под 7 марта указана память П. и Фелицитаты «в Мавритании, в Турбитанском городе». Под этим же числом обозначена память пострадавших в Африке Сатура, Ревоката, Иокунда, Сатурнина (MartHieron. P. 132). И. Делеэ предложил реконструировать запись в Иеронимовом Мартирологе следующим образом: «В Африке, в Тубурбитанском городе страдание святых Перпетуи и Фелицитаты, Сатура, Ревоката, Иокунда, Сатурнина, Артакса, Секундола, Квинта» (MartHieron. Comment. P. 132). В Мартиролог Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) память П. и Фелицитаты была внесена под 7 марта ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 87-88). Краткая заметка о мучениках составлена на основе «Страстей...» и Хроники Проспера Аквилейского ( ок. 455), который указал, что они пострадали в 204 г. в Карфагене ( Prosperi Tironis. Epitoma chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 434). Флор Лионский, совместив указания из Иеронимова Мартиролога и Мартиролога Беды, поместил под 7 марта память П., Фелицитаты, Ревоката, Сатурнина и Секундула. В заметке неверно указано, что святые пострадали в Тубурбоне ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 274). Адон, архиеп. Вьеннский, и Узуард заимствовали для своих Мартирологов заметку о святых из Мартиролога Флора (MartAdon. 1984. P. 99; MartUsuard. 1965. P. 190). В рукописных мосарабских литургических книгах и календарях X-XI вв. память П. и Фелицитаты также отмечена под 7 марта ( Conant. 2010. P. 14, 19. Not. 75). В средние века легенда о П. была весьма популярна. В переработанном виде она вошла в состав «Золотой легенды» Иакова из Варацце (кон. XIII в.), в главу, посвященную неск. святым Сатурнинам. Здесь кончина мучеников ошибочно датирована 256 г. ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Tavarruzze, 1998. T. 2. P. 1216-1218). В «Перечне святых и их деяний» Петра Наталиса (XIV в.) также содержится заметка о П. и пострадавших с ней, в к-рой местом кончины святых назван Тубурбон, а временем смерти - правление императоров Валериана и Галлиена ( Petr. Natal. CatSS. III 182).

http://pravenc.ru/text/2580044.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010