Санса, а тот уступил ее аббату мон-ря Сен-Виктор под Парижем Иоанну Тевтонику (1203-1229). Кроме главы в мон-ре Сен-Виктор под Парижем хранятся др. частицы мощей мученика. Еще в 1116 г. Гуго сен-Викторский принес с собой из Марселя частицы мощей святого, к-рые достигли Парижа 17 июня. В честь этого перенесения Адам сен-Викторский написал секвенцию «Часть его дана нам...». В 1280 г. Карл, герц. Салернский, передал каноникам св. Виктора имевшиеся у него частицы мощей святого, к-рые он привез с собой из Марселя в Париж. В 1367 г. Гийом Гримоар подарил часть руки В. Жану дю Пе, приору ц. сен-Мартен-де-Шан в Париже, а тот поместил ее в особый реликварий и передал мон-рю каноников св. Виктора. В 1403 г. герцог Беррийский также подарил им ногу мученика. В 1436 г. мощи были выставлены для общего поклонения. Мощи В., хранившиеся в мон-ре Сен-Виктор под Парижем, были сожжены во время Французской революции. Часть мощей В. находилась в 1932 г. в Сен-Никола-дю-Шардонне, куда они перешли из приората Сен-Виктор в Вовнарг. В средневек. иконографии В. обычно изображается как рим. воин с копьем и щитом. Встречаются изображения В. и в одеянии средневек. рыцаря. Древнейшим сохранившимся изображением является статуя XIII в. из ц. св. Лаврентия в Женеве. Ист.: BHL, N 8569-8579; ActaSS. Iul. T. 5. P. 135-142; MartHieron. P. 389. Лит.: Le Blant E. Catalogue des monuments chrétiens du musée de Marseille. P., 1894; Quentin H. Les Martyrologes hist. du Moyen-Âge. P., 1908. P. 193-200; De Manteyer G. La Provence de Ie au XIIe siècle. P., 1908; Jullian C. Histoire de la Gaule. P., 1908. T. 6. P. 319; T. 7. P. 70-71; Allard E. La persécution de Dioclétien. T. 1. P., 1919; Berenger J. St.-Victor. Marseille, 1927; Delehaye. Origines. P. 349 sq.; Duprat E. Histoire des légendes saintes de Provence: s. Victor de Marseille//Mémoires de l " Inst. hist. de Provence. 1944. T. 20. P. 66-94; 1945. T. 21. P. 3-40; Benoit F. Sarcophages paléochrétiens d " Arles et de Marseille. Marseille, 1954; F é vrier P. -A. Le dévelloppement urbain en Provence. P., 1964; Hubert J. L " Europe des invasions. P., 1967. P. 12-31; Palanque J. -R. Histoire du diocèse de Marseille. Marseille, 1968; Garrigues M. -O. Vittore di Marsiglia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1261-1273. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/158520.html

1992. T. 104. N 1. P. 163-180; Vies médiévales de Marie-Madeleine/Éd. O. Collet, S. Messerli. Turnhout, 2008. Лит.: Haitze P.-J., de. Apologétique de la religion des Provençeaux au sujet de sainte Madeleine. Aix, 1711; Alban è s J.-H., é d. Le couvent royal de Saint-Maximin en Provence: De l " ordre des frères prêcheurs, ses prieurs, ses annales, ses écrivains: avec un cartulaire de 85 documents inédits. Marseille, 1880; Duchesne L. La légende de sainte Marie-Madeleine//Annales du Midi. Toulouse, 1893. T. 5. P. 1-33; idem. Fastes. T. 1. P. 321-359; Manteyer G., de. Les légendes saintes de Provence et le martyrologe d " Arles-Toulon//MArHist. 1897. T. 17. P. 467-489; Morin G. Un martyrologe d " Arles antérieur à la «tradition de Provence»//RHLR. 1898. T. 3. P. 10-24; Rossignot J. La Madeleine de Besançon. Besançon, 1902; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 53, 434, 586, 594; Li é geois C. La légende de saint Badilon//Mélanges Godefroid Kurth. Liége, 1908. T. 1. P. 40-52; Lagrange M.-J. Jésus a-t-il été oint plusieurs fois et par plusieurs femmes?: Opinions des anciens écrivains ecclésiastiques//RB. N. S. 1912. Vol. 9. P. 504-532; Simon A. L " ordre des Pénitentes de Sainte-Madeleine en Allemagne au XIIIe siècle. Fribourg, 1918; Pissier A. Le culte de sainte Marie-Madeleine à Vézelay. P., 1923; Vacandard E. De la venue de Lazare et de Marie-Madeleine en Provence//RQH. Sér. 3. 1924. T. 4. P. 257-305; Chaillan M. L " église de sainte-Madeleine avec son inscription bilingue, son bac, son pônt, à Mirabeau (Provence)//Bull. archéol. du comité des traveaux hist. et scientifiques. P., 1928. Année 1927. P. 397-405; Hansel H. Die Maria-Magdalena-Legende: Eine Quellen-Untersuchung. Greifswald, 1937. Bd. 1; Louis R. De l " histoire à la légende. Auxerre, 1946-1947. 3 t.; Adh é mar J. La Madeleine de Vézelay: Étude iconographique. Melun, 1948; Vregille B., de. Saint Lazare d " Autun ou la Madeleine de Vézelay?: Un problème d " antériorité//Annales de Bourgogne.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

P.; Caen, 1887. P. 338-346; Narbonne L. La cathédrale Saint-Just//Bull. de la Commission archéologique de Narbonne. 1896/1897. T. 4. P. 447-460; 1898/1899. T. 5. P. 61, 66-70; 1900/1901. T. 6. P. 332-335, 630, 643; Saro ï handy J. Un saint bordelais en Aragon//Bull. Hispanique. Bordeaux, 1906. T. 8. N 2. P. 122-128; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 178, 217, 435, 482; Vives Castell J. La «vitas sanctorum» del Cerratense//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1948. T. 21. P. 157-168; Sotomayor M. Giusto e Pastore//BiblSS. Vol. 7. Col. 53-54; Dur á n Gudiol A. El eremita San Urbez: ¿Mozárabe de Huesca?//Aragón en la Edad Media. Zaragoza, 1989. N 8. P. 199-208; Terpak F. Local Politics: The Charlemagne Legend in Medieval Narbonne//RES: Anthropology and Aesthetics. Camb. (Mass.), 1994. N 25. P. 96-110; Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal Hispano-Mozárabe. Toledo, 1995. P. 30, 92; Linage Conde A. Juste et Pastor//DHGE. T. 28. Col. 631-632; Rasc ó n Marqu é s S., S á nchez Montes A. L. Realidades cambiantes: «Complutum» tardoantiguo//IV Reunió d " arqueologia cristiana hispanica: Les ciutats tardoantigues d " Hispania: Cristianització i topografia/Ed. J. M. Gurt Esparraguera, A. V. Ribera i Lacomba. Barcelona, 2005. P. 499-517; Canalda C á mara J. C. Los santos niños: Diecisiete siglos de historia. Tielmes, 2006; Chastang P. Passé choisi et passé inventé: La fonction étiologique et les usages légitimants de l " histoire de l " église narbonnaise durant la seconde moitié du XIe siècle//Le passé à l " épreuve du présent: Appropriations et usages du passé du Moyen Âge à la Renaissance/Éd. P. Chastang. P., 2008. P. 191-206; Gonz á lez L. Los santos mártires Justo y Pastor: Transmisión y praxis cultual en España en la segunda mitad del siglo XVI//Criticón. Toulouse, 2008. N 102. P. 55-67; La Hispania visigótica y mozárabe: Dos épocas en su literatura/Ed. C. Codoñer Merino. Salamanca, 2010. P. 351. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237915.html

Комплудо, пров. Леон). В уставе мон-ря упоминается о праздновании памяти мучеников (La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 121-122). Известно о существовании «базилики святых отроков Иуста и Пастора» (basilicae sanctorum paruulorum Iusti et Pastoris) в Галлии, в г. Кадурк (ныне Каор) (Vita Desiderii Cadurcae urbis episcopi. 30//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 587). Упоминание об И. и о П. содержится в сочинении св. Евлогия Кордовского († 859) ( Eulogii Memoriale Sanctorum. I 24//CSMA. T. 2. P. 389). Евлогий также сообщал о мон-ре во имя И. и П., к-рый находился в мест. Фрага, в горах близ Кордовы (Ibid. II 11. 2//Ibid. P. 431). В этой обители жил мон. Леовигильд, к-рый мученически скончался в 852 г. О мон-ре святых И. и П. упоминается также в мосарабском Кордовском календаре X в. (Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. P. A. Dozy. Leiden, 1961. P. 124-125). В Иеронимовом Мартирологе память И. и П. указана под 25 авг. По мнению В. Саксера, имена большинства испан. мучеников были включены в италийскую редакцию Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), а упоминание об И. и о П. скорее всего заимствовано из сочинения Пруденция ( Saxer V. Les notices hispaniques du Martyrologe Hiéronymien//Spania: Estudis d " Antiguitat Tardana oferts en homenatge al prof. P. de Palol i Salellas. Barcelona, 1996. P. 235-241). В более поздних календарях и в богослужебных текстах память И. и П. указывалась под 6 авг. Под этой датой поминовение мучеников внесено в Мартиролог нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879), составитель к-рого был знаком с Мученичеством И. и П. А. Кантен отметил, что наличие разных дней поминовения в Иеронимовом Мартирологе и в Мартирологе из Лиона (8 иды авг. и 8 календы сент.) может быть связано с ошибкой составителей одного из текстов ( Quentin. 1908. P. 178, 217). Память И. и П. внесена в более поздние т. н. исторические Мартирологи, в т. ч. в Мартиролог Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 335-338), откуда в XVI в. она была заимствована кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

в Галлии ( Guyon. 1975. P. 511-512). Об увенчанных мучениках сообщается в Мученичестве св. Себастиана (BHL, N 7543), которое было составлено в Риме между 30-ми гг. V и нач. VI в. (см.: Saliou C. Du légendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani»//REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-286; Diefenbach. 2007. S. 259). Согласно этому произведению, благодаря проповеди св. Себастиана в христианство обратились многие римляне, среди них - примискриний Никострат и его брат Касторий, а также управляющий тюрьмой (commentariensis) Клавдий, его брат Викторин и сын Симфориан. Они пытались достать из р. Тибр тела мучеников и были схвачены властями, по указанию судьи Фабиана их подвергли пыткам и утопили в море (ActaSS. Ian. T. 2. P. 265-278). За исключением имен мучеников (вместо Симплиция назван Викторин) и способа казни, это повествование не имеет ничего общего со сведениями, содержащимися в Мученичестве паннонских святых. По мнению большинства исследователей, автору Мученичества Себастиана были известны только имена 4 мучеников, которые, как он считал, пострадали в Риме. Воспользовавшись отсутствием к.-л. сведений об этих святых, агиограф сделал их персонажами «агиографического романа» с вымышленным сюжетом. Мученичество Себастиана было источником краткого сказания об увенчанных мучениках в Мартирологе Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 275-276). Местом особого почитания мучеников была усыпальница в катакомбах «у двух лавров», о к-рой сообщается в римских итинерариях 1-й пол. VII в. (в итинерарии «О гробницах святых мучеников, что находятся за стенами города Рима» указаны имена «четверых увенчанных» - Клавдий, Никострат, Симпрониан, Касторий и Симплиций) (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 307, 318, 326. (CCSL; 175)). Предполагается, что усыпальница мучеников располагалась в 2 кубикулах (криптах) в зап. части катакомб, к которым от лестницы вела длинная прямая галерея. Кубикулы были сооружены скорее всего на рубеже III и IV вв., подведенная к ним галерея была укреплена, вероятно, в IV или V в.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Себастиана и не согласовались с др. свидетельствами), архиеп. Адон сделал вывод, что «четверо увенчанных» - это 4 мученика, пострадавшие в Альбане, о которых, по мнению Адона, говорилось в заключительной главе Мученичества. Под 8 нояб. в Мартирологе Адона Вьеннского указано поминовение 5 мучеников из Паннонии (Клавдия и др.), а также «четверых увенчанных» - Севера, Севериана, Карпофора и Викторина. Согласно Адону, увенчанные мученики были похоронены на Лабиканской дороге рядом с мучениками, пострадавшими в Паннонии (так Адон интерпретировал указание Мученичества на то, что рим. корникуларии были погребены вместе с др. святыми). Как звали увенчанных мучеников, выяснить не удалось, поэтому папа Мильтиад присвоил им имена 4 из 5 паннонских мучеников. Впосл. некоему св. мужу были открыты их настоящие имена ( Quentin. 1908. P. 446, 504-506, 662-663; Duchesne. 1911. P. 239-240; Zeiller. 1918. P. 102-103). В 1-й пол. X в. схожее объяснение было приведено в «Книге о богослужениях» (Liber de divinis officiis//PL. 101. Col. 1230; ср.: The Leofric Missal/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 166). Поминовение паннонских и альбанских мучеников, пострадавших в Риме, включено также в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 669-670). Согласно добавлению, к-рое содержится в большинстве рукописей 2-й редакции Мученичества (версия В), увенчанные мученики - это пострадавшие в Риме 4 корникулария, к-рым здесь даны имена альбанских мучеников (ActaSS. Nov. T. 3. P. 750). Под 7 июля в Мартирологах Адона и Узуарда указана память рим. мучеников Никострата, Клавдия, Кастория, Викторина и Симфрониана, сведения о к-рых заимствованы из Мученичества св. Себастиана (PL. 123. Col. 299; 124. Col. 233-234). Из-за возникшей путаницы в Римском Мартирологе (1-е изд.- 1583 г.) поминовение 5 паннонских мучеников было указано под 7 июля и 8 нояб., но эпитет «увенчанные» отнесен к 4 альбанским мученикам, память к-рых также отмечена под 8 нояб. Ошибки были устранены в редакции Римского Мартиролога 2001 г.: под 8 нояб. здесь указано поминовение мучеников Симпрониана, Клавдия, Никострата, Кастория и Симплиция, по преданию пострадавших в Паннонии, но почитавшихся в Риме как увенчанные мученики.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

рецензию: Vielberg M.//J. of Medieval Latin. 2009. Vol. 19. P. 311-314). Хотя окончательная редакция Иеронимова М. могла быть выполнена в Луксовии при аббате Евстасии, нет достаточных оснований связывать ее с деятельностью Агрестия. «Исторические» М. «Исторические» М., получившие широкое распространение на Западе в эпоху Каролингов, включают не только сведения о поминовении святых, но и краткие сказания, как правило эпитомы Житий и др. источников. Считается, что автором 1-го «исторического» М. был Беда Достопочтенный († 735). Произведение Беды было положено в основу большинства «исторических» М., созданных в IX в. Так, дополненная версия М. Беды, известная как М. Лионского анонима, была важнейшим источником М. Флора Лионского, на к-рый опирались составители более поздних «исторических» М.- архиеп. Адон Вьеннский и мон. Узуард . В средние века произведения Адона и особенно Узуарда, которые неоднократно дополнялись сведениями о новых и местночтимых святых, использовались почти во всех монастырях, соборных и коллегиальных церквах Зап. Европы. В XVI в. М. Узуарда стал образцом для Римского М., получившего офиц. статус богослужебной книги, обязательной для всей Римско-католической Церкви. Основополагающее значение для исследования «исторических» М. сохраняет труд Кантена ( Quentin. 1908), в к-ром представлены реконструкции М. Беды, Флора и Адона, впервые опубликован М. Лионского анонима, выявлены источники М. и изучены методы работы их составителей. Мартиролог Беды О Мартирологе Беды сохранились письменные свидетельства. Так, в заключительной главе «Церковной истории народа англов» среди своих произведений Беда называет М., в к-ром были приведены не только имена и дни памяти мучеников, но и сведения о том, когда и каким образом пострадали мученики ( Beda. Hist. eccl. V 24). Адон Вьеннский поставил перед собой задачу дополнить М. Флора Лионского, основанный на М. Беды (in martyrologio quod uenerabilis Flori studio in labore domini Bedae accreuerat - PL. 123. Col. 143-144). Узуард называл среди своих источников М. блж. Иеронима, Беды и Флора (Le martyrologe d " Usuard. 1965. Р. 144-145). По свидетельству Адона и Узуарда, в М. Беды многие дни были «пустыми», и даже в дополненной версии Флора Лионского осталось много незаполненных дней. Из-за этого при копировании М. Беды постоянно дополняли; основным источником дополнений был Иеронимов М. В многочисленных рукописях сохранились версии М., представленного как сочинение Беды Достопочтенного, но почти все они существенно различаются и содержат интерполяции. Долгое время попытки обнаружить или реконструировать первоначальную версию М. Беды не давали удовлетворительных результатов, хотя текст, составленный Бедой, был полностью включен в более поздние М. Лионского анонима, Флора и Рабана Мавра.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

279-280; MartUsuard//PL. 124. Col. 119-120; Notkeri Balbuli Martyrologium//PL. 131. Col. 1098; MartRom. Comment. P. 222-223; Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. T. 1. P. 293, 308, 317, 327. (CCSL; 175). Лит.: Waal A., de. Die Apostelgrüft Ad Catacumbas an der Via Appia: Eine historisch-archäologische Untersuchung. R., 1894; idem. Die Platonia ad Catacumbas//RQS. 1895. Bd. 9. S. 111-117; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 2. P. 220-229; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908 2. P. 183, 208, 274, 429, 482; Ritig S. Martirologij srijemsko-pannonske metropolije//Bogoslovska smotra. Zagreb, 1912. Sv. 3. Br. 2. S. 171-176, 264-275; Marucchi O. Le recenti scoperti presso la basilica di S. Sebastiano//NBAC. 1916. Anno 22. N 1/2. P. 5-61; Buli F. Sv. Kvirin biskup i muenik grada Sisciae (Siska)//Bogoslovska smotra. 1924. Sv. 12. Br. 1. S. 118-122; Delehaye. Origines. P. 257-258; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l " Empire romain. R., 1967r. P. 68-73; Amore A. Quirino, vescovo di Siscia//BiblSS. Vol. 10. Col. 1333; M ó csy A. Pannonia and Upper Moesia: A History of the Middle Danube Provinces of the Roman Empire. L.; Boston, 1974. P. 325-328; Roncaioli C. S. Quirino di Siscia e la sua traslazione a Roma: Analisi e critica delle fonti//Quaderni dell " Istituto di lingua e letteratura latina. R., 1980/1981. Vol. 2/3. P. 215-249; Thomas E. B. Zur Quirinus- und Martinfrage in Sabaria: Frühchristliche Kontinuität im westpannonischen Raum//Burgenländische Heimatblätter. Eisenstadt, 1981. Bd. 43. S. 5-18; Boeft J., den, Bremmer J. N. Notiunculae Martyrologicae II//VChr. 1982. Vol. 36. N 4. P. 395-396; Spera L. Il paesaggio suburbano di Roma dell " antichità al Medioevo: Il compensorio tra le vie Latina e Ardeatina dalle mura aureliane al 3. miglio. R., 1999. P. 232, 456; G á sp á r D. Egy Dél-pannóniai püspök//Zalai Múzeum. Zalaegerszeg, 2001. Szám 10. S. 81-89; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: Peristephanon 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003; Brato R. Die diokletianische Christenverfolgung in den Donau- und Balkanprovinzen//Diokletian und die Tetrarchie/Hrsg. A. Demandt et al. B., 2004. S. 115-140; idem. Verzeichnis der Opfer der Christenverfolgungen in den Donau- und Balkanprovinzen//Ibid. S. 209-251; Noga-Banai G. The Trophies of the Martyrs: An Art Historical Study of Early Christian Silver Reliquaries. Oxf.; N. Y., 2008. P. 95-120, 160-161.

http://pravenc.ru/text/1684071.html

1907. Vol. 2. P. 117-119). Сюжеты сказаний об О. м. отличаются шаблонностью и типичны для римских агиографических произведений V-VII вв. Особое внимание, к-рое агиографы уделили обстоятельствам захоронений мучеников, вероятно, было связано с местным почитанием их гробниц ( Bauer. 2003. S. 51-52). Т. о., вопреки мнению Стилтинга, к-рый считал Мученичества Кенсорина и Авреи достоверными источниками сведений о гонениях на христиан (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519-520), исследователи обычно рассматривают их как лит. произведения, не имеющие исторической ценности ( Delehaye. Origines. P. 294). Почитание Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis В древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.) упомянуты только те О. м., которые были похоронены в Римском Порте: под 5 сент. помещены имена Аконция, Нонна, Геркулана и Таврина (MGH. SS. AA. T. 9. P. 72). Дни памяти почти всех О. м. указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.): кроме дня памяти мучеников, похороненных в Римском Порте (5 сент.) (MartHieron. P. 489), здесь приведены 2 дня памяти Авреи - под 20 мая с указанием «в Остии» и под 22 авг. с указанием «в Римском Порте» (Ibid. P. 264, 456). Под 23 авг. помещены имена Кириака и Архелая, пострадавших в Остии, а также Ипполита, названного Нонном и казненного в Римском Порте (Ibid. P. 459). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) память О. м. не обозначена ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 47-48), а в королингских «исторических» Мартирологах приведены лишь отдельные дни памяти этих святых. Так, в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 22 авг. содержатся имена Ипполита, Кириака и Архелая в Римском Порте (Ibid. P. 339). В Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) память этих мучеников обозначена под 23 авг. (MartAdon. P. 281; MartUsuard. P. 288). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 23 авг. указаны имена еп.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Память И. под 28 авг. указана в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. Р. 112). Вероятно, она была внесена в кон. VI в. при составлении галльской редакции Мартиролога (по Л. Дюшену). Однако в нек-рых рукописях и переработанных версиях Мартиролога память И. отсутствует, вероятно потому, что 28 авг. совершалось также поминовение блж. Августина и рим. мч. Гермета, тогда как И. был мало известен за пределами Галлии. Под 28 авг. память И. указана в мартирологе нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879; Quentin. 1908. P. 139, 176) и в др. франк. мартирологах IX в., составленных Флором Лионским (PL. 96. Col. 1023-1025), Адоном Вьеннским (PL. 123. Col. 341) и Узуардом (PL. 124. Col. 407-412). Кард. Цезарь Бароний внес память И. в Римский Мартиролог (Martyrologium Romanum, ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 151), однако поминовение святого не было включено в рим. литургические книги и совершалось только в некоторых диоцезах Франции. В наст. время память И. совершается 26 авг. в архиеп-стве Клермон-Ферран (в соответствии с литургическим календарем 1974) и 30 авг. в еп-стве Ле-Пюи-ан-Веле (в соответствии с календарем 2001). В базилике св. И. в Бриуде память мученика празднуется 28 авг., в этот день совершается месса у источника, где, по преданию, святой был обезглавлен. С IX в. известно о почитании 2 стариков, к-рые, согласно Мученичеству, похоронили тело И. В грамотах из картулярия капитула св. И. названы их имена - Илпидий и Арконций. В позднейших источниках сообщается, что Илпидий стал отшельником и впосл. был убит язычниками, Арконций оберегал могилу И. В настоящее время память св. Илпидия совершается в епископствах Манд (16 июня) и Ле-Пюи-ан-Веле (17 июня) ( Cubizolles. 2005. P. 32-33). Ист.: BHL, N 4540-4542d; CPL, N 1030-1031; ActaSS. Aug. T. 6. P. 169-188; Munding E. Das Verzeichnis der St. Galler Heiligenleben und ihrer Handschriften in Codex Sangall. no. 566. Beuron, 1918. S. 1, 3-4, 159-161; Gregorius Turonensis. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris//MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 562-584; MartHieron. Comment. P. 472-473; MartRom. Comment. P. 365-366.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010