надписи. По мнению исследователей, общепринятая в прошлом идентификация Г. с Телль-эн-Нитлой и с визант. Г. маловероятна, т. к. храм не имеет никаких признаков святыни, описываемой паломниками ( Kelso. P. 52, 60). Возможно, его отождествление с местностью Хирбет-Мафджир, где пробные раскопки сев. части холма выявили керамику железного века ( Muilenberg. 1955). В Телль-эль-Матлебе признаки большого церковного паломнического комплекса более определенны. Еще в XIX в. Ш. С. Клермон-Ганно (Archaeological Researches in Palestine during the Years 1873-1874. L., 1899. Vol. 2. P. 17-20) обнаружил здесь архитектурные детали, в т. ч. капители, украшенные изображением креста и растительным орнаментом, к-рые должны были принадлежать большому зданию, использовавшемуся для христ. богослужения. A. Августинович вопреки изображению на карте из Мадабы и принятым ранее идентификациям выдвинул гипотезу о соотнесении этого места с Г., почитаемым в визант. период. Он отметил, что материалы этого безусловно визант. памятника использовались при строительстве в Иерихоне, в т. ч. работниками Русской православной миссии ( Augustinovich A. Gerico e dintorni: Guida. Gerusalemme, 1951. P. 145). В этот комплекс входят 3 отдельные группы руин, в каждой на поверхности фиксируется визант. керамика и монеты. В 1962 г. западнее Телль-эль-Матлеба, на глубине 2 м от поверхности, была открыта цветная геометрическая мозаика, но работы не были продолжены (ADAJ. 1962. Vol. 6/7. P. 109). 2. Г. на юж. нагорье Самарии, возле Вефиля, откуда прор. Илия с Елисеем отправились в Вефиль (4 Цар 2. 1-2). Его отождествляют с совр. сел. Джильджилия в 12 км к северу от Вефиля, недалеко от Телль-Альяты (M. R. 171159). Возможно, о нем говорится и при описании чуда, совершенного прор. Елисеем (4 Цар 4. 38-41) (см.: Muilenberg. 1962. P. 399). 3. Среди ханаанских царей, побежденных Иисусом Навином, упомянут также царь города Г. (Нав 12. 23). Основываясь на переводе этого отрывка по LXX, его обычно отождествляли с Харошеф-Гоимом (Суд 4.

http://pravenc.ru/text/161515.html

На время управления епархией митр. Виктором пришелся новый этап ужесточения гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). 13 янв. 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», 16 марта 1962 г. Совет министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». В Краснодарском крае регулярно проводились совещания партийных и советских работников «по вопросам усиления контроля за деятельностью церковников», активизировалась антирелиг. пропаганда, разрабатывалась противопоставленная церковной советская обрядность (в частности, «обряд современной молодежной свадьбы», в 1962 в Краснодаре было совершено ок. 80 таких свадеб). В 1962 г. была закрыта 31 община, духовенство переведено на фиксированные оклады, установлен жесткий контроль за совершением треб, прекратилось исполнение их в домах верующих. В 1959-1962 гг. число общин в епархии уменьшилось на 46% (в 1959 - 202 общины, в 1960 - 172, в 1961 - 140, в 1962 - 109 общин); число священнослужителей уменьшилось на 41% (в 1959 - 222 чел., в 1960 - 197, в 1961 - 162, в 1962 - 131 чел.); затраты на ремонт молитвенных зданий уменьшились на 56% (в 1959 - 123 100 р., в 1960 - 112 709, в 1961 - 58 039, в 1962 - 53 678 р.). В эти годы закрывались преимущественно сельские общины. Были снесены Георгиевская ц. в ст-це Казанской, Александро-Невский собор и Вознесенская ц. в Майкопе, церкви в ст-цах Терновской и Калининской. К кон. 60-х гг. в крае сохранилось 18 храмовых зданий, в которых совершались богослужения, остальные приходы имели молитвенные дома. Уполномоченному поступало большое число заявлений от верующих о возобновлении богослужения в закрытых молитвенных зданиях, о направлении в приходы духовенства. Всем просителям было отказано, многие были привлечены к судебной ответственности. К 1 янв. 1963 г. в епархии числилось 109 церквей и молитвенных домов, в 30 общинах не было священнослужителей. Епархия была разделена на 6 благочиннических округов. Клир епархии составляли 131 священнослужитель и 66 псаломщиков. За 1962 г. число священнослужителей сократилось на 31 чел., из них уполномоченным были сняты с регистрации 28 священнослужителей. В 1962 г. была совершена 1 хиротония. Несмотря на сокращение количества общин и численности духовенства, количество треб в кон. 50-х - нач. 60-х гг. возросло: в 1962 г. были совершены 29 892 крещения, 311 венчаний, 13 356 отпеваний.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Евлогий полагал сделать о. В. Зеньковского своим преемником после хиротонии во епископа, но о. Зеньковский отказался по природному смирению, нелюбви к парадной стороне епископского служения и по состоянию здоровья. Соч.: Проблема психической причинности. Киев, 1915 Н.В. Гоголь. Киев, 1916 Психология детства. Берлин, 1923 (переизд.: М., 1995) Вопросы пола. П., 1926 Русские мыслители и Европа. П., 1926 (2-е изд. П., 1929; 3-е изд. М., 1997; 4-е изд. М., 2005) На пороге зрелости. П., 1929 (2-е изд. П., 1953) Проблема воспитания детей в свете христианской антропологии. П., 1934 (2-е изд. М., 1996) История русской философии: В 2 т. П., 1948; 1950 (2-е изд. П., 1989; М., 2001) (вышло также во французском и английском переводах) Наша эпоха. П., 1952; Апологетика. П., 1957 (2-е изд. Рига, 1992) Основы христианской философии. Т. 1: Христианское понятие познания. Франкфурт, 1960 Основы христианской философии. Т. 2: Христианская антропология. П., 1963 (2-е изд. М, 1996) Гоголь. П., 1961 (2-е изд. М., 1997); Пять месяцев у власти (воспоминания). М., 1995 Педагогика. П.; М., 1996 Мое участие в РСХД//Вестник РХД. 2000. 168, 177, 178. 2001. 182 Из моей жизни. Вестник РХД. 2002. 183 Из истории эстетических учений в России (главы неизд. книги). Вестник РХД. 2003. 186; 2004. 187; 2004. 188. Архив: Послужный список о. Василия Зеньковского (19421963). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Иоанн (Шаховской) , архиеп. 80-летие отца Василия. Вестник РСХД. 1961. 61 Юрьев В., прот. Юбилей о. Василия Зеньковского . Вестник РСХД. 1961. Верховской С.С. К 80-летию отца Василия Зеньковского . Вестник РСХД. 1961. 61 Вельмин А. Памяти В. В. Зеньковского . РМ. 9.8.1962. 1874 Князев А., прот. Протопресв. проф. В. Зеньковский . РМ. 11.8.1962. 1876 Зандер Л.А. Памяти о. В. Зеньковского . РМ. 25.8.1962. 1882 Верховской С.С. В. Зеньковский . Новый Журнал. 1962. 70 Юрьев В., прот. К кончине протопр. Василия Зеньковского . Вестник РСХД. 1962. 6667 Князев А., прот. Отец Василий Зеньковский . Вестник РСХД. 1962. 6667 Зайцев Б.К. Ушедшему. Вестник РСХД. 1962. 6667 Зандер Л.А. Отец Василий как общественный деятель. Вестник РСХД. 1962. 6667 Струве H.A. Памяти отца Василия. Вестник РСХД. 1962. 6667

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Origenes. Expositioin Proverbia//PG 17. 161–252. Origenes. Fragmenta in Psalmos 1–150//J. B. Pitra (ed.). Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata. Vols. 2–3. Paris: Tusculum, 2: 1884; 3: 1883: 2. 444–483; 3. 1–236, 242–245, 248–364 (TLG). Origenes. In Genesim//PG 12. 145–280. Origenes. Libellus De Oratione//PG 11. 415–562. Origenes. Scholia in Matthaeum//PG 17. 289–309 (TLG). Origenes. Selecta in Ezechielem//PG 13. 663–768. Origenes. Selecta in psalmos. Psal. I//PG 12. 1053­–1100. Philo Judaeus. De aeternitate mundi//L. Cohn, S. Reiter (eds.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 6. Berlin: Reimer, 1915 (repr.: De Gruyter, 1962): 72–119 (TLG). Philo Judaeus. De confusione linguarum//P. Wendland (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 2. Berlin: Reimer, 1897 (repr.: De Gruyter, 1962): 229–267 (TLG). Philo Judaeus. De decalogo//L. Cohn (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 4. Berlin: Reimer, 1902 (repr.: De Gruyter, 1962): 269–307 (TLG). Philo Judaeus. De sacrificiis Abelis et Caini//L. Cohn. Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 1. Berlin: Reimer, 1896 (repr.: De Gruyter, 1962): 202–257 (TLG). Philo Judaeus. De somniis (Lib. I–II)//P. Wendland (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 3. Berlin: Reimer, 1898 (repr.: De Gruyter, 1962): 204–306 (TLG). Philo Judaeus. Quod deterius potiori insidiari soleat//L. Cohn (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 1: 258–298 (TLG). Philo Judaeus. Quod deus sit immutabilis//P. Wendland (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 2. Berlin: Reimer, 1897 (repr.: De Gruyter, 1962): 56–94 (TLG). Philo Judaeus. Quod omnis probus liber sit//L. Cohn, S. Reiter (eds.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 6. Berlin: Reimer, 1915 (repr.: De Gruyter, 1962): 1–45 (TLG). Philostorgius. Ecclesiasticae Historiae. Lib. X//PG 65. 583–592. Philothei Constantinopolitani Patriarchae. Contra Gregoram Antirrheticorum//PG 151. 773–1138. Plato. Respublica/J. Burnet (ed.). Oxford, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

С 1959 по 1962 гг. преподает в ЛДС сначала литургику, а затем Священное Писание Ветхого Завета. В феврале 1962 г. принял монашеский постриг с именем Владимир, в честь кн. Владимира Новгородского, и направлен на должность заместителя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. В октябре 1962 г. – наблюдатель от Московского Патриархата на II Ватиканском Соборе в Риме. В это же время возводится в сан архимандрита. С 29 ноября 1962 г. назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве в сане епископа. 29 декабря 1962 года наречен, а 30 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Звенигородского. 30 марта 1964 г. назначен на Воронежскую и Липецкую кафедру, а 15 февраля 1965 г. – на Подольскую кафедру, с должностью постоянного представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске 19 ноября 1966 г. назначен епископом Кировским и Слободским, 7 октября 1967 г. – епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом в Средней Европе, а 20 октября возведен в сан архиепископа. С конца 1970 г. – архиепископ Ростовский и Новочеркасский, с 31 мая 1973 г. – Иркутский и Читинский, с 17 апреля 1975 г. – Владимирский и Суздальский, с 24 апреля 1980 г. – Краснодарский и Кубанский, с 12 мая 1987 г. – Псковский и Порховский. 25 февраля 1992 г. возведен в сан митрополита, и 23 февраля 1993 г. вторично переведен на Ростовскую кафедру. 27 декабря 1995 г. назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и постоянным членом Священного Синода. Двумя днями раньше прозвучал официальный отказ Константинопольского Синода от посылки своих наблюдателей на Собор. Известие о прибытии 12 октября 1962 года в Рим представителей Московской Патриархии, как уже отмечалось, было для Вселенского Патриарха ударом и полной неожиданностью, приведших к ухудшению самочувствия. Пребывание наших наблюдателей в Вечном городе было сопряжено со многими трудностями и скорбями. Вовлеченная властью в очередной круговорот Русская Церковь сделала все возможное, чтобы противостоять буре и со стороны государства, и со стороны Рима и Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

08(21)05.1959 Иоасаф Лелюхин 19.09(02.10)1961 30.12.1961(12.01.1962) 03(16)11.1962 03(16)11.1962 07(20)11.1962 17(30)03.1964 04(17)02.1969 07(20)03.1969 07(20)07.1969 05(18)04.1973 05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 23.06(06.07)1989 23.06(06.07)1989 09(22)06.1993 Никанор Юхимюк 09(22)06.1993 14(27)08.1995 Варфоломей Ващук 14(27)08.1995 17(30)04.1999 17(30)04.1999 07(20)04.2005 Иов Смакоуз СУМСКАЯ, обн. Основана в 1925 г. Харьковское викариатство. Упразднена 1935 г. 21.05(03.06)1925 Иоасаф 21.05(03.06)1925 Филарет Яценко 01(14)06.1926 28.05(10.06)1935 Супурганская Основана 25.03.1898 (на основе Православной Русской духовной миссии среди персидских несториан в Урмии; местопребывание – в селении Супурган, Иран). 25.03.1898 23.04.1910 23.04.1910 (1917) Сурожская Основана 27.09(10.10)1962. Местопребывание – в г. Лондон. Титулярная. Именование – по г. Судак (Крым, в древнерусских документах – Сурож). Викарные кафедры: Цюрихская, Керченская, Сергиевская. 27.09(10.10)1962 17(30)07.2003 17(30)07.2003 26.04(09.05)2006 26.04(09.05)2006 23.09(06.10)2006 23.09(06.10)2006 Сухиничская Основана в 1929 г. Именование – по г. Сухиничи (Смоленская область). Смоленское викариатство. Упразднена в 1931 г. 07(20)11.1929 24.01(06.02.)1930 11(24)12.1930 30.08(12.09)1931 Александр Раевский Сухумская Основана 15.04.1851. Начало Православной иерархии в Абхазии положено еще в первые века Христианства. Известно, что епископ Севастопольский (Никопский, Пицундский) присутствовал на IV Вселенском Халкидонском Соборе 451 г., а св. муч. Ипатий. епископ Гагрский, – еще на I Вселенском Соборе 325 г. Затем, после некоторого перерыва, она вновь возродилась в 536 г, когда в древней Пицунде (Никопсис, Анакопия) была основана епископская кафедра, возвышенная в 541 г. в архиепископию, подчиненную Константинопольскому Патриарху (первым Никопсийским епископом по возобновлении кафедры был блаженный Евфратий). С 840 г. никопские архиепископы именовались Бичвинтскими (Битзинскими) и Абхазскими, а с 1050 г. усвоили себе некоторые права автокефалии. В 1390 г., по разделении Грузинского царства, Бичвинтские архиепископы провозгласили себя автокефальными, каковыми и были признаны Константинопольским и проч. восточными Патриархами. Кафедра католикосов находилась в Пицундском Успенском Соборе, построенном в 541 г. В 1657 г. кафедра была перенесена в Гелат, с 1795 г. прекратилась (причислена к митрополии Цагерской). Кроме нее, существовала еще Драндская митрополия (с кафедрой в Драндском монастыре). Известны также викариатства: Анакопийское (Севастопольское, Севастийское), Гагрское (упоминаемое в IV в.), Боддийское (в Самурзакани, недалеко от Окуми, Мингрелия), Моквское (несколько севернее г. Очамчиры), Илорийское, Челекское (Челетское) (Н.Д. Иерархия... С. 199).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. 45. Л. 90. Подлинник. Машинопись. 15. Около 9 апреля 1961 г. 214 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Желаем Вам, дорогой Владыко, провести Великий Праздник в радости и веселии сердца! Достигши Светлого дня Воскресения Христова, будем продлевать его в своей земной жизни стяжанием нетленных сокровищ духа, созидаемых делами любви и созидающих Царство Божие, Которое есть «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Римл. 14, 17 ). С любовью Е. и А. Ведерниковы. Пасха Христова 1961 г. Москва Д. 47. Л. 84. Подлинник. Машинопись. 16. 7 января 1962 г. Примите, дорогой Владыко, наше сердечное поздравление с Великим Праздником Рождества Христова и пожелание всякого благополучия! Но, имея оное в полноте или хотя бы отчасти, не будем хвалиться ни своим жилищем, ни одеждой, ни мягким ложем, ибо Богомладенец Христос родился в Вертепе, был повит пеленами и положен в «скотиих яслех». Этот образ уничижения, беззащитности и нищеты Сына Божия, пришедшего в мир «грешныя спасти», да поможет нам уразуметь «всерадостную тайну» нисходящей в мир Любви Божией! С любовью А. Ведерников. Рождество Христово 7 января 1962 года Д. 53. Л. 47. Подлинник. Машинопись. 17. Около 29 апреля 1962 г. 215 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! От всего сердца поздравляем Вас, дорогой Владыка, с Великим Праздником Светлого Христова Воскресения и желаем провести оный в добром здоровье и благополучии. С любовью А. Ведерников, Е. Ведерникова Пасха Христова 1962 года Москва Д. 55. Л. 26. Подлинник. Машинопись. 18. 10 апреля 1962 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ДОРОГОЙ ВЛАДЫКА! Спешу порадовать Вас приятной новостью – опубликованием Вашей статьи в журнале «Голос Православия» 216 , который издается в Берлине. 2 журнала «Голос Православия» с Вашей статьей выслан Вам особой бандеролью. Точно так же будет выслан Вам и гонорар. Не протестуйте! Деньги Вам пригодятся. Мечтаю побывать у Вас. Но осуществить эту мечту очень трудно, так как загружен делами до предела и даже сверх оного. Но все же надеюсь, что в Пасхальные дни (будем считать до Троицына Дня) мне удастся посетить Вас. Желаю Вам, дорогой Владыка, здоровья и мира душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

с 12.1992 – Латвийская автономная Православная Церковь Московского Патриархата (титул иерарха – Рижский и всея Латвии). Викарные кафедры: Таллинская, Либавская, Елгавская, Двинская. 15.09.1836 07.10.1841 Иринарх Попов 21.12.1841 06.11.1848 Филарет Гумилевский 06.11.1848 09.03.1867 03.1867 02.03.1870 02.03.1870 21.08.1874 02.10.1874 08.2.1877 Серафим Протопопов I 08.12.1877 23.02.1882 06.03.1882 28.03.1887 Донат Бабинский-Соколов 28.03.1887 04.10.1897 04.10.1897 13.08.1910 13.08.1910 17.10.1917 10(23)01.1918 01(14)01.1919 06(19)07.1921 12(25)10.1934 29.03(11.04)1936 07(20)07.1941 07(20)07.1941 15(28).02.1943 15(28).02.1943 09.1944 31.03(13.04)1945 08(21)08.1947 08(21)08.1947 14(27)03.1951 14(27)03.1951 11(24)05.1958 12(25)05.1958 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961(12.01.1962) 22.01(04.02)1962 31.05(13.06)1962 14(27)08.1962 21.07(03.08)1963 21.07(03.08)1963 14(27)01.1966 Никон Фомичев 14(27)01.1966 25.09(08.10)1966 25.09(08.10)1966 26.08(08.09)1990 28.08(10.09)1990 11(24)10.1990 12(25)10.1990 Ровенская Основана в 1940 г. Именовалась: Ровенская (и Луцкая ?); Волынское (Житомирское) викариатство в 1942 г. С 1946 г. – Волынская и Ровенская; с 28.03(10.04) 1990 – Ровенская и Острожская. Викарная кафедра: Кременецкая. 15(28)10.1940 02(15)07.1941 29.05(11.06)1942 07.1942 12(25)07.1942 Феодор Рафальский 01.1946 21.05(03.06)1948 Варлаам Борисевич 21.05(03.06)1948 02(15)11.1952 Панкратий Кашперук 02(15)11.1952 10(23)07.1956 Палладий Каминский 10(23)07.1956 06(19)07.1962 16(29)08.1962 09(22)12.1964 Мефодий Мензак 09(22)12.1964 25.09(08.10)1965 Леонтий Гудимов 25.09(08.10)1965 17(30)12.1986 17(30)12.1986 06(19)02.1990 06(19)02.1990 11(24)02.1990 11(24)02.1990 28.03(10.04)1990 Варфоломей Ващук 28.03(10.04)1990 06(19)10.1993 Ириней Середний арх 06(19)10.1993 14(27)10.1993 15(28)10.1993 14(27)08.1995 Анатолий Гладкий 14(27)08.1995 Романово-Борисоглебская (см. Тутаевская) Ромненская Дата основания неизвестна. Именование – по г. Ромны (Полтавская область УССР). Полтавское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

CataphygiotouTopping 1969– E. CataphygiotouTopping. The PoetPriest in Byzantium//Greek Orthodox Theological Review, XV, 1969, p. 31–41. Chauffuiin 1932 – L. Chauffurin. Le parfait secretairë Correspondance usuelle, commerciale et d " affaires. P., 1932. Christ, Paranikas 1871 – Anthologia graeca carminum christianorum adornaverunt. W. Christ et M. Paranikas. Lipsiae, 1871. Christ, Schmid, Stahiin 1913 – W. Christ, W. Schmid, O. Stahlin. Geschichte der griechischen Literatur. 5. Aufl. 2. Teil. Munchen, 1913. Compemass 1912 – J. Compemass. Aus dem literarischen Nachlasse des Erzbischofs Arethas von Kaisareia, I//Didaskaleion, 1912, Bd. 1. S. 295–318. Cooper 1924 – L. Cooper. Aristotelian Theory of Comedy, with an adaption of the Poetics and translation of the Tractatus Coislianus. Oxford, 1924. Curtius 1973– E. R. Curtius. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. 8. Aufl. Bern, 1973. Daniel 1862 – H. A. Daniel. Thesaurus hymnologicus, V. Heidelberg, 1862. Dante 1962 – The Comedy of Dante Alighieri, the Florentine. Cantica 3: Paradise/Transl. by Dorothy L. Sayers and Barbara Reynolds. Harmondsworth, 1962. Delerue 1929– F. Delerue. Le Systeme moral de St. Alfonse. St. Etienne, 1929. Dempf 1962 – Alois Dempf. Sacrum Imperium Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. 3. Aufl. Miinchen-B., 1962. Dempf 1964– Alois Dempf. Die Geistesgeschichte der friihchristlichen Kultur. Wlen, 1964. Dictionarium theologicum portatile, in quo cuncta fidei dogmata et doctrinae moralis placita expo- nuntur. Locupletatum a Prospero ab Aquila, t. III. Augustae Vindelicorum, 1775. Diderot 1962– D. Diderot. La reve de d " Alembert/Ed. par J. Varloot. P., 1962. Diehi– Anthologia lyrica graeca/Ed. E. Diehl. 2 Bde. Lpz., 1933–1942, fasc. 1–3, Lpz., 1949– 1952. Diets i9ZZ– Η. Diels. Die Fragmente der Vorsokratiker. 4. Aufl. В., 1922. Dihte, Halpom 1978 – A. Dihle, J. W. Halporn. Prosarhythmus//DTVLexikon der Antike. Reiche I. Philosophie, Literatur, Wissenschaft. 3. Aufl. Miinchen, 1978, Bd. 4, S. 3842.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Практически сразу после избрания на Папский престол Иоанн XXIII объявил о созыве Ватиканского II Собора (1962-1965). В ходе подготовки к Собору были учреждены Центральная подготовительная комиссия и 10 подготовительных комиссий по различным вопросам. 6 июня 1960 г. О. назначен председателем Богословской комиссии по подготовке Собора и в этом качестве вошел в состав Центральной подготовительной комиссии. 12 окт. он также стал членом Библейской комиссии. В 1961-1962 гг. комиссия под его руководством разработала проекты соборных документов: об источниках Божественного Откровения, о нравственности, о сокровище веры, о девстве и семье, о Церкви и о Пресв. Деве Марии. 3 авг. 1961 г. О. стал кардиналом-перводиаконом. В преддверии II Ватиканского Собора папа Римский Иоанн XXIII motu proprio «Cum gravissima» от 15 апр. 1962 г. постановил, что все без исключения кардиналы должны иметь епископский сан. За 10 дней до обнародования этого документа, на тайной консистории 5 апр. 1962 г., О. был назначен титулярным архиепископом Веррийским pro hac vice (лат.- «для данного случая», т. е. титулярное еп-ство Веррийское специально для О. получило статус архиеп-ства). 19 апр. в Латеранской базилике папа Римский Иоанн XXIII рукоположил О. во епископа вместе с др. кардиналами, не имевшими епископской хиротонии. Бреве от 4 сент. 1962 г. папа Римский Иоанн XXIII создал Председательствующий совет (Президиум) Собора, состоявший из 10 кардиналов. Ни О., ни 2 др. здравствовавших на тот момент бывш. члена «ватиканского Пентагона» не вошли в его состав. Но совсем отстранять О. от дел Иоанн XXIII не стал, назначив его в тот же день (4 сент.) председателем соборной комиссии по вопросам веры и морали, где деятельность О. была сильно ограничена, т. к. членами этой комиссии являлись наиболее активные сторонники реформ - кардиналы П. Э. Леже и Ф. Кёниг . На открывшемся в окт. 1962 г. II Ватиканском Соборе обострилось противостояние сторонников католич. консерватизма и приверженцев церковных преобразований, причем последние составляли большинство среди участников Собора.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010