(Ап. 35; I всел. 15; II всел. 2; III всел. 8; IV всел. 5; трул. 17; анк. 13; сердик. 3, 15; карф. 48, 54). См. толкование 35 Ап. правила.  Правило 23. Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшегося. (Ап. 1, 30, 76; I всел. 4; VII всел. 3; карф. 22, 49). См. толкование 76 Ап. правила.  Правило 24. Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церкви со всяким тщанием и благою совестью, и с верою во всевидца и судию Бога: и распоряжати оным с рассуждением и властью приличествует епископу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь. Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащего церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковного, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не (Ап. 38, 39, 40, 41; IV всел. 22; трул. 35; карф. 22, 26, 81). См. толкования 38 и 40 Ап. правил.  Правило 25. Епископу имети власть над церковным имуществом, да распоряжает оным со всякою осмотрительностью и страхом Божиим, на пользу всех нуждающихся: и сам да взимает из оного должную часть, аще имеет нужду на необходимые свои потребности, и на потребности странноприемлемых им братий, дабы они ни в чем не терпели лишения, по слову божественного апостола: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим.6:8). Аще же сим не довольствуется, но обращает вещи на свои домашние потребности, и доходы церкви, или плоды принадлежащих ей полей, не по согласию пресвитеров или диаконов употребляет, а предоставляет над оными власть своим домашним и сродникам, или братьям или сынам, от чего приметно происходит замешательство в церковных щетах: таковый да представит отчет собору тоя области. И аще инако донос будет на епископа и на состоящих при нем пресвитеров, что они принадлежащее церкви или от полей, или от иные собственности церковные, обращают в свою пользу, с утеснением убогих, и с причинением нарекания и бесс

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. епископов), клира и мирян, при том с одинаковым правом голоса (см. ст. проф. Заозерского в «Богосл. вестн.» с. 706 и др.), – соборы (синоды) то как непрерывно действующие (например, «смешанный совет» константинопольской Церкви – из 4 епископов и 8 мирян, или «экзархейский совет» болгарской Церкви – из экзарха и 6 мирян, избираемых клиром и народом), то как действующие периодически: в Карловацкой митрополии – «народно-церковный собор» из епархиальных архиереев и 75 выборных членов, из коих духовенство и миряне; и подобный же собор в Сибиньской митрополии (в Венгрии) – из епископов и 90 представителей: 30 духовных и 60 мирян. Но нужно, впрочем, заметить, что все эти смешанные советы и соборы ведают дела, так сказать, не чисто духовного характера, т. е. не касающиеся веры, богослужения и церковной дисциплины, а по преимуществу управлением церковными имуществами, церковно-строительным и церковно-школьным делами и средствами на них и проч. И только в константинопольской Церкви и Сибиньской митрополии участвуют эти смешанные соборы в выборе – в первой патриарха, а во второй – митрополита; причём в константинопольской Церкви, кроме членов «смешанного совета», и миряне имеют право участия в предложении кандидатуры на патриарха (но при согласии на это одной трети духовенства), а также участвуют в выборе трёх кандидатов на патриархию; окончательное же избрание патриарха предоставлено исключительно духовным членам собора. Всех светских членов (мирян) – около 100 человек. Что касается канонических оснований соборной формы церковного управления, то они несомненны: см. прав. св. апостолов 20-е, 37-е; Антиох. Соб. 20-е; Карф. 27-е; I Всел. Соб. 5-е; II Всел. Соб. 6-е; IV Всел. Соб. 19-е; VI Всел. Соб. 8-е; VII Всел. Соб. 6-е. Насколько строго это соборное начало проводилось, видно, например, из 6-го пр. VII Всел. Собора, по которому митрополит, не соблюдающий правил о созвании Собора, подвергался епитимии, а властители (ρχοντες), препятствующие созыву, – отлучению от Церкви; по 19-му пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 219. Theodoret., " Hist. eccl. " IV,6 [Migne, s.g., t.82, col.1132,1133]. - Rufin., " Hist. eccl. " II,11 [Migne, s.l., t.21, col.521,522]. 220. Socrat, " Hist. eccl. " IV,30 [Migne, s.g., t.67, col.544]. - Sozom., " Hist. eccl. " VI,24. VII,8 [Migne, s.g., t.67, col.1353-1357; col.1433-1436]. 221. См. мое " Прав. црквено право " , 66 и сл. [ср. рус. пер., 62 и сл.]. Правило 81. Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди (Мф.6:24) (Ап. 6, 20, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр.11). В 6-м Ап. правиле мы видели основанное на Св. Писании предписание относительно того, что ни одно духовное лицо не должно заниматься делами, не совместимыми с его духовным званием и духовной службой в церкви, а таковыми являются все мирские дела. Данное правило, являясь дополнением 6-го Ап. правила, к упоминаемым в нем мирским делам (ο ο) прибавляет еще народные управления (ο οε, publicas administrationes), заниматься которыми духовным лицам воспрещается под угрозой извержения из священного сана, если бы они и после убеждения прекратить их оставались упорными. Это правило имеет в виду общественную службу в языческой империи, существовавшей во время издания этого правила. Так как император в такой империи был pontifex maximus, то и все чиновники, исполнявшие общественные службы, часто должны были являться его представителями в этом его достоинстве, и по своей службе имели надзор за жрецами, храмами, прославлением разных богов и вообще за всем языческим культом. Было бы весьма странно, не упоминая уже о всем прочем, если бы христианские духовные лица занимались делами, связанными с подобной службой Кроме этой главной причины, по которой духовным лицам было воспрещено принимать на себя общественные службы, архим. Иоанн совершенно справедливо ссылается в толковании этого правила на то, что общественная светская служба вообще не может иметь ничего общего со священнической службой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

В Кормчей (II,205): " сия бо чревобесия суть ухищрения? (букв. перевод с греческого). 26. См. в Аф. Синт, IV,431, прим.1. Правило 17. Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле. (Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49). Правило 18. Ибо неуместно, чтобы чрез них разносилось по миру то, что делается в монастыре. (IV Всел. 4; VII Всел. 21; Карф. 80; Двукр. 4). Данные два правила (17 и 18) в Кормчей, равно и в Пидалионе, составляют одно правило, и совершенно правильно, ибо настоящее (18) правило есть не что иное, как обоснование последнего пункта 17-го правила, а именно: почему монаху дозволяется оставить монастырь, если дети мирян учатся в монастыре (точнее - οο, в общежитии)? В другом собрании Никифоровых правил оба эти правила значатся под одним номером, и тут сказано, что монаху дозволяется оставить монастырь, если в нем учатся дети мирян, потому, что неуместно, чтобы по миру распространялось то, что доброго () в монастыре делается, причем к этому прибавлено место из евангелия от Матфея (6:2), где сказано: не трубите пред собою, когда добро творите Примечания 27. Аф. Синт., IV,431 (Текст евангельский воспроизводится в данном правиле не с буквальною точностью). Правило 19. Монахи, которые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди. О благословенном хлебе или антидоре мы говорили в толковании 14-го лаодикийского правила. Этот хлеб назывался также и (frustum panis benedicti, часть благословенного хлеба) Примечания 28. Suicerus, упом. изд., см. под этим словом. Правило 20. Монахи, живущие в монастыре, в течение поста святых Апостолов и поста святаго Филиппа, также по средам и пяткам, могут вкушать пищу только однажды в день, вечером; а те, которые занимаются полевыми работами, после шестаго часа могут обедать и вечером ужинать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

4) Извержение вместе с отлучением. Духовное лицо, подпавшее под это наказание, подвергается не только вышеупомянутым последствиям извержения, но подлежит после того и отлучению, налагаемому на преступных мирян, т.е. лишается на более или менее продолжительное время церковного общения с верными в молитвах. Это большое церковное наказание налагается обыкновенно на духовное лицо, которое, несмотря на извержение из сана, все-таки дерзает священнодействовать (Ап. 28; Антиох. 4; Василия Вел. 88), или после извержения снова совершает то преступление, за которое уже подверглось этому наказанию (Василия Вел. 3, 88), или же совершит преступление, затрагивающее основы веры и церкви (Ап. 30, 64; Трул. 1, 86; Антиох. 1). В древности лица, подвергавшиеся этому наказанию, обычно посылались в монастырь, где должны были выдержать строгую епитимью, или же, если они продолжали, несмотря на наказание, нарушать мир церкви и не признавали ее суда, то церковная власть предавала их для надлежащего наказания светскому суду (Антиох. 5; Карф. 48). Примечания: 17. Ambros., in II Сог. 11,2 [Migne, s.l, t.17, col.320]. - Ignat., ep. ad Philadelph. [Migne, s.g., t.5, - Clem. Alexandr. Strom. III,6. [Migne, s.g., t.8, col.1148-1161]. - Euseb. Hist. eccl. III,31 [Migne, s.g., t.20, col.280, 281] и т.д. См. Beveregii in h. c., p.18. 18. Вместе с Дрейем (упом. соч., S.340-341) - J. Zhishman (Eherecht, S.453) думает, что это правило издано против Евстафия Севастийского (мой " Зборник " правил, 2 изд., cmp.XXXXIV), фанатика безбрачной жизни. Евстафий жил в половине IV века, стало быть, после I Всел. Собора, и поэтому нужно бы допустить, что Ап. Правила, или, по крайней мере, это (5) правило, издано после I Всел. Собора, что является невозможным, как видно из сказанного нами о происхождении сборника Ап. правил вообще. 19. Ср. архим. Иоанн, " Церковное запрещение и разрешение " (Прав. Соб. 1860. III,367 и сл.). - Ив. Милованов, " О преступлениях и наказаниях церковных " (Христ. Чт. 1887. I,508 - сл. 1888. I, 110 и сл.). - Н. Суворов, " О церк. Наказаниях " , Спб., 1876. - Еп. Никодим Милаш, " Црквено казнено право " , Мостар. 1911. - Nic. Munchen, " Das Kanonische Gerichtsverfahren und Strafrecht " , 2. Bde. Koln, 1865-66. - Dr. F. Kober, " Die Suspension der Kirchendiener " , Tubingen, 1862. - Dr. F. Kober, " Der Kirehenbann " , Tubingen, 1863. - Dr. F. Kober, " Die Deposition und Degradation " , Tubingen, 1867. - Dr. K. Kellner, " Das Buss-und Strafverfahren gegen Kleriker " , Trier, 1863 - Dr. Ed. Katz, " Ein Grundriss des kan. Strafrechts " , Berlin, 1881. - Dr. Paul Hinschius, " Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten " , Berlin, 1886-1897 (В этой книге речь идет об уголовном праве в IV т., стр.691-864, в V т. и в первой части VI тома).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Извержение вместе с отлучением. Духовное лицо, подпавшее под это наказание, подвергается не только вышеупомянутым последствиям извержения, но подлежит после того и отлучению, налагаемому на преступных мирян, т.е. лишается на более или менее продолжительное время церковного общения с верными в молитвах. Это большое церковное наказание налагается обыкновенно на духовное лицо, которое, несмотря на извержение из сана, все-таки дерзает священнодействовать ( Ап. 28 ; Антиох. 4 ; Василия Вел. 88 ), или после извержения снова совершает то преступление, за которое уже подверглось этому наказанию ( Василия Вел. 3 , 88 ), или же совершит преступление, затрагивающее основы веры и церкви ( Ап. 30 , 64 ; Трул. 1 , 86 ; Антиох. 1 ). В древности лица, подвергавшиеся этому наказанию, обычно посылались в монастырь, где должны были выдержать строгую епитимью, или же, если они продолжали, несмотря на наказание, нарушать мир церкви и не признавали ее суда, то церковная власть предавала их для надлежащего наказания светскому суду ( Антиох. 5 ; Карф. 48 ). 120 Ambros., in II Сог. 11, 2 [Migne, s. l, t. 17, col. 320]. – Ignat., ep. ad Philadelph. [Migne, s. g., t. 5, col. 697–708 . – Clem. Alexandr. Strom. III, 6. [Migne, s. g., t. 8, col. 1148–1161]. – Euseb. Hist. eccl. III, 31 [Migne, s. g., t. 20, col. 280, 281] и τ. д. См. Βe νeregii in h. c., p. 18. 121 Вместе с Дрейем (упом. соч., S. 340–341) e J. Zhishman (Eherecht, S. 453) думает, что это правило издано против Евстафия Севастийского (мой “Сборник” правил, 2 изд., стр. XXXXIV), фанатика безбрачной жизни. Евстафий жил в половине IV века, стало быть, после I Всел. Собора, и поэтому нужно бы допустить, что Ап. Правила, или, по крайней мере, это (5) правило, издано после I Всел. Собора, что является невозможным, как видно из сказанного нами о происхождении сборника Ап. правил вообще. 122 Ср. архим. Иоанн, “Церковное запрещение и разрешение” (Прав. Соб. 1860. III, 367 и сл.). – Ив. Милованов, “О преступлениях и наказаниях церковных” (Христ. Чт. 1887. I, 508 e сл. 1888. I, 110 и сл.). – Н. Суворов , “О церк. Наказаниях”, Спб., 1876. – Еп. Никодим Милаш , “Црквено казнено право”, Мостар. 1911. – Nic. Munchen, “Das Kanonische Gerichtsverfahren und Strafrecht”, 2. Bde. Koln, 1865–66. – Dr. F. Kober, “Die Suspension der Kirchendiener”, Tubingen, 1862. – Dr. F. Kober, “Der Kirehenbann”, Tubingen, 1863. – Dr. F. Kober, “Die Deposition und Degradation”, Tubingen, 1867. – Dr. K. Kellner, “Das Buss-und Strafverfahren gegen Kleriker”, Trier, 1863 – Dr. Ed. Katz, “Ein Grundriss des kan. Strafrechts”, Berlin, 1881. – Dr. Paul Hinschius, “Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten”, Berlin, 1886 – 1897 (В этой книге речь идет об уголовном праве в IV т., стр. 691–864, в V т. и в первой части VI тома).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Монахи не должны заниматься в великий пяток делами земледельческими и под этим предлогом употреблять вино и елей, ибо это - чревоугодие В Кормчей, вместо " в Великий пяток " , сказано: " в Великую четыредесятницу " , а в Пидалионе: εις τν μεγλην τεσσαρακοστν, со ссылкою на 69-е Ап. правило, в силу чего монахи не могли бы заниматься земледелием в течение всей четыредесятницы (Вел. поста). Что редакция Пидалиона и Кормчей правильна, доказательством служит другое, подобное этому, правило св. Никифора, в котором значится четыредесятница, а не Великая пятница Примечания 25. В Кормчей (II,205): " сия бо чревобесия суть ухищрения? (букв. перевод с греческого). 26. См. в Аф. Синт, IV,431β’, прим.1.  Правило 17. Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле. (Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49).  Правило 18. Ибо неуместно, чтобы чрез них разносилось по миру то, что делается в монастыре. (IV Всел. 4; VII Всел. 21; Карф. 80; Двукр. 4). Данные два правила (17 и 18) в Кормчей, равно и в Пидалионе, составляют одно правило, и совершенно правильно, ибо настоящее (18) правило есть не что иное, как обоснование последнего пункта 17-го правила, а именно: почему монаху дозволяется оставить монастырь, если дети мирян учатся в монастыре (точнее - ν τω κοινοβω, в общежитии)? В другом собрании Никифоровых правил оба эти правила значатся под одним номером, и тут сказано, что монаху дозволяется оставить монастырь, если в нем учатся дети мирян, потому, что неуместно, чтобы по миру распространялось то, что доброго (καλς) в монастыре делается, причем к этому прибавлено место из евангелия от Матфея (6:2), где сказано: не трубите пред собою, когда добро творите Примечания 27. Аф. Синт., IV,431β’ (Текст евангельский воспроизводится в данном правиле не с буквальною точностью).  Правило 19. Монахи, которые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

388 этой книги; о «священнически събрания» в Болгарском экзархате (стр. 388 прим. 43); о сербских «свештенички зборови» говорится в 145–168 ст. упом. закона о церк. властях 1890 года. 1623 См. п. 9, IV, § 25 консисторск. устава 1870 г. О далматинских епархиях; п. 6, VI, § 24 конс. устава Буковины. О «съездах духовенства по благочиниям» в России ср. Бердников, Дополнение к курсу церк. права, стр. 346. На этих русских «съездах» избираются и благочинные или сербские «окружни протопрезвитери». 1625 Правосл. исповедание, ч. I, отв. 98. ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduini, XI, 247); ср. послание вост. патриархов о правосл. вере, чл. 15. Римско-кат. церковь принимает, как и православная, семь таинств в следующ. порядке: baptismum, confirmationem, eucharistiam, poenitentiam, extremam unctionem, ordinem et matrimonium. Concil. Tridentini Sess. VII, de sacramentis in genere can. 1 (ed. cit, col. 17). Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение. August. Conf., art. 9–14. Helvet. Conf. II, art. 20. 1629 Ср. об этом догматич. вопросе Макарий, Правосл. догматич. богословие. § 245 (уп. изд., II 392– 394). Таково же учение и римско-католической церкви. См. Decret. Gratiani с. 30, 78, 87 и 98. С. I, q. 1 (ed. cit. I, 318, 329, 333 и 339). 1634 Подробности об этом см. в книгах, указанных в 7 прим. §7, а также у E. de Pressensé, La vie éccclésiastique, religieuse et morale des chrétiens aux deuxième et troisième eiècles. Paris, 1877. 1637 Карф. соб. кан. 103. ср. и толкование Зонары на 6 кан. VII Всел. собора (Аф. Синт., II, 578) относительно надзора соборной власти, чтобы при всяком священнодействии строго соблюдать предписания устава. 1638 Трул. соб. кан. 75, Лаод. 17 и толкование архим. Иоанна на 75 кан. Трул. соб. (уп. кн. II, 470–472). Ср. и «учительное известие» при служебнике (Вена, 1854 г., стр. 227 и сл.). 1640 Ап. кап. 9, Трул. соб. 80, Антиох. 2. Сардик. и 11 толков. архим. Иоанна на 80 кан. Трул. соб. (II, 479–481). 1644 Ср. об этом в моем издании «Правила с тумач.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Относительно последнего отцы собора добавляют, что так должны поступать, если могут (ειγε δναιντο, si modo possint), т.е., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности (εξ απορας, εκ πβνα;) или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению . Примечания: 44. Barnabae ep. Cathol., сар.15 (ed. Hefele, p.40). 45. Ignat. ep. ad Magnesios, cap.9 (упом. изд., р.180). 46. TertulL, De orat., c.23: Solo die Dominico resurrectionis non ab isto tantum (коленопреклонение), sed omni anxietatis habitu et officia cavere debe-mus, differentes etiam negotia, ne quem diabolo locum demus [Migne, s.1., t.1, col.1191]. Постановления императора Константина о почитании воскресного дня см. у Евсевия в De vita Constantini, IV,18,19,20 [Migne, s.g., t.20, col.1165,1167]. 47. Аф. Синт., III,197.  Правило 30. Не подобает освященному лицу, или причетнику, или монаху, мытися в бане с женами, ниже всякому христианину или мирянину: ибо сие есть первое обвинение от язычников. (Трул. 77). Данное правило было повторено на трулльском соборе (77), причем было определено наказание каждому, нарушившему его предписание. Говоря о подобной гнусности, воспрещаемой данным правилом, Зонара в толковании упомянутого (77) правила трулльского собора приводит слова ап. Павла, который говорит, что христиане не должны подавать соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божией (1Кор.10:32), но должны заботиться о добром не только перед Господом, но и перед людьми (2Кор.8:21); отсюда видно, насколько неприлично христианину, а тем боле духовному лицу, поступать вопреки предписанию этого правила. Примечания: 48. Аф. Синт., II,484; ср. толкование Зонары на данное лаодикийское правило в Аф. Синт., III,197.  Правило 31. Не подобает со всяким еретиком заключали брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти. (Ап. 26, 45, 65; IV всел. 14; трул. 6, 72; лаод. 10; карф. 21). Это правило является дополнением к 10-му правилу данного собора о смешанных браках и воспрещает вообще смешанный брак, т.е. брак православного лица с лицом, не исповедующим православной веры. При этом правило (31) упоминает, что такой брак может быть допущен лишь в том случае, если иноверное лицо даст обещание (βγβ παγγλοιτο) принять православную веру Об этом подробнее говорится в толковании 72 правила трулльского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечания: 44. Barnabae ep. Cathol., сар.15 (ed. Hefele, p.40). 45. Ignat. ep. ad Magnesios, cap.9 (упом. изд., р.180). 46. TertulL, De orat., c.23: Solo die Dominico resurrectionis non ab isto tantum (коленопреклонение), sed omni anxietatis habitu et officia cavere debe-mus, differentes etiam negotia, ne quem diabolo locum demus [Migne, s.1., t.1, col.1191]. Постановления императора Константина о почитании воскресного дня см. у Евсевия в De vita Constantini, IV,18,19,20 [Migne, s.g., t.20, col.1165,1167]. 47. Аф. Синт., III,197. Правило 30. Не подобает освященному лицу, или причетнику, или монаху, мытися в бане с женами, ниже всякому христианину или мирянину: ибо сие есть первое обвинение от язычников. (Трул. 77). Данное правило было повторено на трулльском соборе (77), причем было определено наказание каждому, нарушившему его предписание. Говоря о подобной гнусности, воспрещаемой данным правилом, Зонара в толковании упомянутого (77) правила трулльского собора приводит слова ап. Павла, который говорит, что христиане не должны подавать соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божией (1Кор.10:32), но должны заботиться о добром не только перед Господом, но и перед людьми (2Кор.8:21); отсюда видно, насколько неприлично христианину, а тем боле духовному лицу, поступать вопреки предписанию этого правила. Примечания: 48. Аф. Синт., II,484; ср. толкование Зонары на данное лаодикийское правило в Аф. Синт., III,197. Правило 31. Не подобает со всяким еретиком заключали брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти. (Ап. 26, 45, 65; IV всел. 14; трул. 6, 72; лаод. 10; карф. 21). Это правило является дополнением к 10-му правилу данного собора о смешанных браках и воспрещает вообще смешанный брак, т.е. брак православного лица с лицом, не исповедующим православной веры. При этом правило (31) упоминает, что такой брак может быть допущен лишь в том случае, если иноверное лицо даст обещание ( οο) принять православную веру Об этом подробнее говорится в толковании 72 правила трулльского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010