5. Единосущие. В. В. прошел долгий путь от нек-рой склонности к омиусианству до ясного и осознанного омоусианства ( Drecoll. 1996. S. 332-340; Sesbo üé. 1998. P. 188-200). При этом содержание мысли В. В. было тождественным (Ibid. P. 194). В 373 г. святитель понимал верность Никейскому Собору уже не только в отношении смысла определения, но и в самих средствах выражения (Ep. 125. 1). Между 359 и 363 гг. В. В. обратился к Аполлинарию Лаодикийскому за разъяснениями понятия «единосущия» (Ep. 361-364). В поиске приемлемой для большинства христиан формулы В. В. предлагает омиусианское определение «подобный по сущности» (μοιον κατ οσαν) с уточнением наречия «неизменно, непреложно» (παραλλκτως) принять как тождественное никейскому выражению «единосущный» (μοοσιος) (Ep. 9. 3; 361; ср.: Hom. 23//PG. 31. Col. 597). В 1-м догматическом сочинении В. В. «Против Евномия» (363/4) μοοσιος встречается 5 раз, из к-рых лишь 1 раз по отношению к Св. Троице (Adv. Eunom. I 20). Только в 370 г. святитель принимает это определение как наиболее адекватное в выражении тайны различия Лиц при единстве сущности (Ep. 52. 3; ср.: Adv. Eunom. II 28). В. В. отвергал выражение «единосущный по ипостаси» (μοοσιος κατ τν πστασιν) как савеллианское (Ep. 214. 3). Наряду с термином μοοσιος он пользуется выражениями μτιμος (равночестный), μδοξος (равнославимый), μθρονος (единопрестольный), συμπροσκυνομενος (споклоняемый), συνδοξαζμενος (спрославляемый). II. Бог Отец. Слова «отец» и «сын», имевшие первоначальное употребление у людей, по велению Господа (Мф 23. 9) стали применять к Богу (Adv. Eunom. II 23). Бог называется Отцом не в переносном смысле, но в собственном (Ibidem; ср.: Greg. Nazianz. Or. 30. 8). Имя «Отец» означает «причину и начало Рожденного от Него», т. е. Сына (Adv. Eunom. I 25). Поскольку Сын происходит от Отца, можно сказать, что Отец больше Сына (μεζων Πατρ), как причина («виновник») и начало (ς ατιος κα ρχ - Ibidem). В таком же отношении Бог Отец стоит к Св.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004   005